«В золотом сосуде твоего сердца». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 1 апреля 2014 года. Чиангмай, Таиланд


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

В золотом сосуде твоего сердца

(1 апреля 2014 года. Гупта Говардхан)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Доброе утро! Мы снова с вами сегодня. И сегодня вопросы за микрофоном, от наших слушателей и зрителей, будет задавать Амия Синдху Прабху.

Амия Синдху Прабху: И первый вопрос от Нрисимхи Чайтаньи Прабху из Америки, очень простой и сладостный: в чем вы находите вдохновение в своей ежедневной жизни? Что вас поддерживает каждый день? И что вы делаете, если чувствуете в себе недостаток вдохновения?

Бхакти Лалита Деви Даси: Первым делом я, конечно же, хочу предложить свои поклоны и благодарность Нрисимхе Чайтанье Прабху. И мой ответ будет такой: преданные поддерживают меня и дают мне вдохновение каждый день, то есть [меня вдохновляет] хорошее общение с преданными. Имеется в виду с теми, с кем мы разделяем общие взгляды, общие ценности, с кем мы идем по одному пути. Вот такое общение вдохновляет нас и позволяет нам оставаться на этом пути.

Потому что, если мы живем сами по себе, в некой изоляции, в одиночестве, это очень-очень сложно, практически невозможно вдохновлять себя самого и как-то продвигаться в духовной жизни, не получая духовного общения.

Поэтому необходимо окружить себя теми, кто будет постоянно напоминать нам о нашем направлении, поддерживать нас, вдохновлять нас продолжать, несмотря ни на какие трудности. В этом наша надежда.

Какой была вторая часть вопроса?

Амия Синдху Прабху: Вторая часть вопроса была: что вы делаете, когда чувствуете в себе отсутствие вдохновения?

Бхакти Лалита Деви Даси: Я просто стучусь к Госвами Махараджу, и он всегда говорит мне поддерживающие, вдохновляющие меня слова. Или я стучусь к Авадхуту Махараджу, и он делает то же самое.

Конечно, если в вашей повседневной жизни нет таких личностей, как Госвами Махарадж или Авадхут Махарадж, вы всегда можете обратиться к кому-то, кто выше вас в духовной жизни, кто обладает большим для вас авторитетом или большей преданностью, кто может вдохновить вас, как-то продвинуть вас, поднять ваше сознание на более высокий уровень своим советом.

Сейчас, в век развитых технологий, это очень просто — позвонить кому-то и получить личное общение, личный совет, личную поддержку. Поэтому найдите того, кто вдохновляет вас продолжать практику, и обращайтесь к нему в моменты отсутствия энтузиазма.

Также очень важный момент здесь, что необходимо не просто слушать советы, т. е. ходить и спрашивать у всех советы, но и следовать тому, о чем вы спрашиваете. То есть очень важно быть искренним практикующим — человеком, который, выслушав совет, идет и применяет его в жизни. Мы стараемся следовать нашим практикам, предписанным практикам служения преданным. Это не так, что мы спрашиваем, а у нас в одно ухо влетает, из другого вылетает.

Советы или слова преданных не должны проходить у нас из одного уха в другое, а попадать прямо в сердце, как говорил Гурудев, «в золотую область нашего сердца». Мы должны бережно хранить их и стараться им следовать. Поместив эти слова в сокровенную часть нашего сердца, мы должны снова и снова возвращаться к этим словам, думать о них, медитировать на них и стараться им следовать.

Я знаю, что вы окружены столь прекрасными преданными в Солт-Лейк-Сити. И вы очень удачливы. Шрилекха Диди, Ньяси Махарадж, Сударшан Прабху. Я знаю, что все они замечательные преданные, и они отдают себя полностью, всю свою жизнь служению преданным.

Без сомнения, я так же нахожусь в обществе прекрасных преданных, и иногда бывает так, что нужно шире открыть свое сердце тем, кто находится вокруг вас. Постараться оценить их общество, увидеть их положительные качества, сильные стороны и научиться больше ценить тех, кто находится рядом с вами.

Если мы погружены [в духовную практику] в достаточной степени, если наше [духовное] видение достаточно открыто, то мы сможем научиться всему необходимому от любого человека, находящегося рядом с нами.

Даже дети подчас могут научить нас очень многому, а у нас так много детей вокруг. Это необычные дети — эти дети уже преданные, уже соприкоснувшиеся с этим [духовным потоком].

Не стоит также неправильно понимать, когда я говорю, что необходимо учиться у всех. Научиться видеть присутствие своего Гуру в каждом — это требует определенной квалификации, определенного адхикара вайшнаваты.

Может, сейчас, в нашем нынешнем положении, у нас нет такого видения, если искренне признаться… но мы стараемся его в себе развить.

Я надеюсь, мой ответ удовлетворил вас. И спасибо вам за ваши вопросы. Я передаю свои поклоны всем преданным из Солт-Лейк-Сити.

Амия Синдху Прабху: В связи с предыдущим вопросом у нас есть следующий вопрос от нашей китайской гостьи Линь — она задает очень глубокий культурный вопрос, мировоззренческий вопрос, и он заключается в следующем: иногда мы знаем, что некоторые, например, художники, которые создают прекрасные работы, обладают очень сложным, невыносимым зачастую характером. Бывает, что они грубо обращаются со своими близкими или друзьями, но при этом результат их работы всех потрясает. У них получаются очень красивые работы. Иногда они красивые, но при этом несут негативный посыл, какое-то зло в себе, некое несовершенство. И вопрос такой: есть ли место для подобного в идее, философии Харе Кришна? Потому что, насколько я понимаю, здесь суть в любви, в гармонии, в красоте. Но есть ли в этой философии место для чего-то несовершенного?

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо большое за вопрос. Он действительно очень глубокий и очень интересный.

Как говорил Шрила Шридхар Махарадж — это его известный афоризм: «Ошибаться в природе человека», и мы все ошибаемся. Будучи несовершенными, мы все стремимся к совершенству. Мы стараемся воспроизвести то, что услышали от учителей, — эти прекрасные, совершенные истины, мы стараемся следовать им, и, в процессе этого стремления, мы очищаемся.

Но, даже пребывая в состоянии несовершенства на данный момент, мы все же можем быть использованными в качестве инструмента нашими учителями. Даже сейчас в нашем состоянии нас можно использовать во благо.

На самом деле некий духовный поток, духовная волна течет постоянно. Знаем мы это или не знаем, но это реально. В наших интересах настроиться на эту волну, стать восприимчивыми к ней. И тогда, возможно, она потечет через нас, благодаря милости Гуру и преданных.

Ты можешь спросить преданных, они скажут, что все они заняты каким-либо ответственным служением, которое пришло им от преданных. Преданные поручили им что-то делать. И они делают это, несмотря на свои несовершенства, несмотря на то что что-то не получается или не хватает квалификации, и так далее.

Шрила Гуру Махарадж приводил такой пример с оркестром: мы все играем на разных инструментах, но при этом дирижер руководит оркестром и приводит в гармонию все это множество разнообразных звуков, и тогда получается прекрасная музыка, возникает гармония.

Именно такой пример приходит мне на ум, потому что мы также стараемся фокусировать свое внимание на тех советах, которые исходят от центра, то есть от Гуру. Если мы все концентрируемся на центре, тогда все постепенно само приходит в гармонию, и мы занимаем свои места.

Этот поток может приходить через множество различных проводников. Здесь у нас в медиа-студии множество разных преданных, которые занимаются анимацией, рисованием, делают кино и так далее, следуя этому духовному потоку. Он проходит через преданных, через проводников и являет себя, выражает себя разными способами.

В наших интересах сейчас — это наша главная задача — растворить свое ложное эго, ложные представления о себе — как о тех, кто делает, как о делающих, как о знающих что-то. [Ложно] считать, что только я несу ответственность за происходящее вокруг меня, и то, что я делаю — это моя заслуга. Это ложное представление. Нужно попытаться стать прозрачной средой, растворить свое эго и позволить этому потоку свободно, беспрепятственно протекать через нас.

Такова реальность, что мы не какие-то великие личности, которые контролируют все происходящее в этом мире. На самом деле мы очень незначительны и несовершенны. Но если мы подключаемся к источнику центральной электроэнергии, так сказать, то эта энергия начинает течь через нас, начинает являть посредством нас очень много красивых и прекрасных вещей в этом мире.

Все, что нисходит свыше, обладает духовной, совершенной природой. И оно является здесь с позволения святых, с позволения высшего мира. И все, что получается в результате, также является совершенным. Проходя через нас, по природе несовершенных, оно являет некие совершенные вещи.

Я надеюсь, что мой ответ понятен тебе.

Амия Синдху Прабху: И следующий вопрос от Индулекхи Диди: мне кажется, что это пустая трата времени — искать внутренней исполненности в этом мире, потому что это кажется невозможным. Но, тем не менее, я каждый день это делаю, я стараюсь найти какое-то внутреннее удовлетворение.

Бхакти Лалита Деви Даси: Это история моей жизни. И, как говорил Сарасвати Тхакур, каждое утро, вставая с постели, необходимо «бить» свой ум туфлей, а ложась спать, необходимо «бить» его метлой. В чем смысл? В том, что наш ум обладает природой — все время что-то хочет, чего-то желает. Потому что ум является семенем нашей кармы. То есть в нем содержится вся наша карма. Эти его беспрестанные желания порабощают нас и заставляют нас отклоняться от нашего пути. Таким образом, наша задача — развивать свой разум, потому что чувства не могут различать хорошее и плохое, они просто чего-то хотят. И если мы обладаем развитым разумом, мы можем начать контролировать свои чувства в отношении того, что будет полезно для нашей духовной жизни.

И в один прекрасный день нам необходимо освободиться от рабства своих чувств. Потому что они не помогут нам. Они все время хотят большего, и они оттягивают нашу жизненную энергию на себя и никогда не удовлетворяются. Они хотят лишь еще больше и устраивают нам в жизни множество разных неприятностей.

Шрила Гурудев, Говинда Махарадж, говорил, что рецептом [от этих бед] является постоянная занятость в служении и хорошее общение. Лекарство — это ответственное служение, которое занимает все ваше время, вы постоянно заняты им. И общение с преданными.

Все благоприятное, что только можно представить, приходит к нам именно через то, что мы занимаем себя ответственным служением, которое поглощает все наше внимание, требует всей нашей концентрации, и оно приходит от Гуру, от преданных. Это не выдуманное какое-то служение, а настоящее. И тогда, занимая себя в таком служении, мы очистимся от всего неблагоприятного.

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что правильное положение или добродетельное состояние ума позволит нам контролировать чувства. Правильное духовное восприятие, правильное духовное положение, отношение к служению позволит нам постепенно подчинить себе свои чувства. Постоянная занятость, хорошее общение, правильное духовное положение восприятия — все это даст нам необходимые нам качества.

И никто не поможет нам лучше, чем мы сами. Мы сами можем быть себе лучшим другом или худшим врагом. Мы должны стать себе лучшими друзьями, стараясь следовать всем необходимым практикам, и тогда, постепенно, мы сможем освободиться от влияния наших чувств. Тогда постепенно мы начнем воспринимать себя как слуг, как отдающее начало, а не как потребляющее начало, не как тех, кто наслаждается. Тогда постепенно мы поймем, что ничто материальное не может удовлетворить нас, и это похоже на некую постоянную внутреннюю войну с самим собой, со своим желанием потреблять.

И мне не поможет такой метод, как пресыщение своих чувств, то есть попытка насытить их и дожидаться просветления, полагая, что это остановит их. На самом деле это не так. И что поможет нам — так это лишь [попытка] совсем остановить свои чувства [в потребительской деятельности] и задействовать их в позитивной деятельности, в служении другим.

Наша духовная практика прекрасна, она позволяет задействовать наши чувства. Мы можем вдыхать аромат цветов, предложенных Господу, наслаждаться вкусом прасада и слушать музыку киртана. Постепенно все это заменит нам наши желания слушать мирскую музыку, наслаждаться для себя, есть не предложенную [Господу] пищу. Постепенно все эти явления в служении заменят нам все [эксплуататорские] тенденции.

Этот контроль чувств проходит в нашей духовной практике естественно и непринужденно. Постепенно, когда мы совершаем все это, наши чувства успокаиваются, перестают нас беспокоить и подчиняются нам.

Постепенно эта борьба с самим собой вступит в более спокойную стадию. Она не будет уже такой острой, потому что мы будем понимать, что действительно, по-настоящему меня удовлетворяет только духовное, а материальное уже не привлекает меня настолько [сильно, как раньше]. Это свобода от чувств, а не свобода для чувств. И всего этого мы можем достичь по милости Гуру, Гауранги и преданных.

Амия Синдху Прабху: Сегодня первое апреля, и в России это день смеха. Это так же и в Америке?

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, первое апреля у нас так же день дурака, и все шутят друг над другом.

Амия Синдху Прабху: И в связи с этим такой политический вопрос: «Что будут делать преданные, если начнется третья мировая война? Сейчас идут разговоры об этом постоянно и везде».

Бхакти Лалита Деви Даси: Как говорил Шрила Шридхар Махарадж: «Третья мировая война — пусть она произойдет [если этому суждено случиться]. Все эти события — лишь точка на линии, а линия эта бесконечна. Это лишь некая последовательность событий, и не наше дело вмешиваться в эти дела».

Это точка на линии, линии в пространстве. Это не задевает нас. Мы продолжаем свою духовную практику, продолжаем петь и танцевать. Как говорил Марк Твен: «Мы часто беспокоимся о том, что с нами даже так и не случилось».

Мы должны понимать, что это лишь некое театральное представление, которое происходит перед нашими глазами. Мы не можем никак воздействовать на это, мы не можем это поменять, мы не можем это контролировать — [такие события,] как какая-то страна не поделила что-то с другой страной или как несколько стран объединились друг против друга.

Этот мир полон привязанностей, полон постоянных разрешений каких-то территориальных конфликтов. И он полон жадности, ненависти. И к нашей духовной практике это не имеет отношения.

Существует много разных предположений, как все может развиваться, как дальше пойдет сценарий, но на самом деле множество из этих предположений никогда так и не сбудется. Все эти события в материальном мире бесконечны, они никогда не закончатся, они будут постоянно происходить. И наша задача — постараться работать над своим сознанием, постараться предаться Гуру, стать преданными Гуру.

Амия Синдху Прабху: Следующий вопрос у нас связан с предыдущим вопросом. Правда ли что настанет Золотой век? И связано ли это как-нибудь с третьей мировой войной?

Бхакти Лалита Деви Даси: Золотой век не наступит, он уже идет, и он связан с появлением Шри Чайтаньи Махапрабху. Золотой век — это время, которое предшествует явлению Шри Чайтаньи Махапрабху. Я не помню сейчас точное количество лет. Оно [идет] немного перед Его явлением и так же после Его явления. И мы сейчас как раз попали в этот период. Об этом упомянуто в писаниях и об этом говорил наш Гурудев. Это факт, что мы до сих пор чувствуем на себе влияние явления Махапрабху, живя в этот Золотой век.

До сих пор Земля чувствует на себе эту энергию, безграничную энергию Шри Чайтаньи Махапрабху, очищающую, благоприятную энергию, которая пришла в этот мир с Его явлением. И постепенно, как мы знаем, постепенно она сойдет на нет, и тогда Кали-юга вступит в свои права.

На самом деле нам очень повезло появиться именно сейчас, в этот Золотой век, и [благоприятно то,] что мы получили связь с движением санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы знаем, что даже полубоги, небожители, небесные создания — они хотят попасть сейчас на Землю, родиться на Земле, чтобы поучаствовать в этом движении санкиртаны.

Амия Синдху Прабху: Мы сегодня затронули столь много высоких тем, мы поговорили о Махапрабху, о контроле чувств, о том, чтобы задействовать их и направлять их в духовном развитии. И следующий вопрос, заключительный, касается всего этого в некоторой степени: «Как можно распознать духовное? Как можно узнать духовного человека? Как можно узнать Гуру? Мы слышали от Госвами Махараджа много раз, что ты можешь узнать вкус сладкого, только если ты уже когда-то пробовал сладкое, и ты можешь признать интеллект другого, если сам обладаешь неким интеллектом. Как быть с этой божественной природой, с духовным? Ведь если у нас не было до того вкуса духовного, переживания духовного, то как мы можем узнать это?»

Бхакти Лалита Деви Даси: В первую очередь нам необходимо некое сукрити, накопленное из прошлого. Тогда мы можем почувствовать некий резонанс, мы можем узнать Гуру и захотеть построить с ним более близкие, более глубокие отношения. Мы должны получить подтверждения из сердца: да, это мой Гуру. В этом случае нам помогает сукрити, оно помогает нам признать это, поверить в это. Способность видеть духовное, обращать на него внимание, ценить его приходит к нам по милости.

[Таким образом, необходимы] наше собственное сукрити, которое у нас было, а также милость, которая проливается на нас извне. Мы можем сделать сноску для тех, кто не знает, что такое сукрити. Сукрити — это духовная благая удача, которая пришла к нам по милости преданных, благодаря служению им. У кого-то ее может не быть, у кого-то она может появиться по милости преданных, которые ее раздают.

Преданные постоянно заняты раздачей милости: они выходят на улицы, воспевают имена Господа, нама-санкиртану, раздают прасад, проповедуют. Говорится, что преданные — самые лучшие благожелатели человечества, и что проповедь о Господе — это высшая форма благотворительности во все времена. Преданные и наши Гуру дают нам надежду. Святые, их пример и служение дают нам надежду на то, что мы достигнем этого.

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Анастасия Вишневская
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Любовь, сознание и время». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 января 2014 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· Духовные программы с участием Шрипада Виджая Рамана Прабху и Шрипада Бхакти Севана Хришикеша Махараджа. Абхазия, 25 и 26 апреля 2014 года  →

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

В золотом сосуде твоего сердца

(1 апреля 2014 года. Гупта Говардхан)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Доброе утро! Мы снова с вами сегодня. И сегодня вопросы за микрофоном, от наших слушателей и зрителей, будет задавать Амия Синдху Прабху.

Амия Синдху Прабху: И первый вопрос от Нрисимхи Чайтаньи Прабху из Америки, очень простой и сладостный: в чем вы находите вдохновение в своей ежедневной жизни? Что вас поддерживает каждый день? И что вы делаете, если чувствуете в себе недостаток вдохновения?

Бхакти Лалита Деви Даси: Первым делом я, конечно же, хочу предложить свои поклоны и благодарность Нрисимхе Чайтанье Прабху. И мой ответ будет такой: преданные поддерживают меня и дают мне вдохновение каждый день, то есть [меня вдохновляет] хорошее общение с преданными. Имеется в виду с теми, с кем мы разделяем общие взгляды, общие ценности, с кем мы идем по одному пути. Вот такое общение вдохновляет нас и позволяет нам оставаться на этом пути.

Потому что, если мы живем сами по себе, в некой изоляции, в одиночестве, это очень-очень сложно, практически невозможно вдохновлять себя самого и как-то продвигаться в духовной жизни, не получая духовного общения.

Поэтому необходимо окружить себя теми, кто будет постоянно напоминать нам о нашем направлении, поддерживать нас, вдохновлять нас продолжать, несмотря ни на какие трудности. В этом наша надежда.

Какой была вторая часть вопроса?

Амия Синдху Прабху: Вторая часть вопроса была: что вы делаете, когда чувствуете в себе отсутствие вдохновения?

Бхакти Лалита Деви Даси: Я просто стучусь к Госвами Махараджу, и он всегда говорит мне поддерживающие, вдохновляющие меня слова. Или я стучусь к Авадхуту Махараджу, и он делает то же самое.

Конечно, если в вашей повседневной жизни нет таких личностей, как Госвами Махарадж или Авадхут Махарадж, вы всегда можете обратиться к кому-то, кто выше вас в духовной жизни, кто обладает большим для вас авторитетом или большей преданностью, кто может вдохновить вас, как-то продвинуть вас, поднять ваше сознание на более высокий уровень своим советом.

Сейчас, в век развитых технологий, это очень просто — позвонить кому-то и получить личное общение, личный совет, личную поддержку. Поэтому найдите того, кто вдохновляет вас продолжать практику, и обращайтесь к нему в моменты отсутствия энтузиазма.

Также очень важный момент здесь, что необходимо не просто слушать советы, т. е. ходить и спрашивать у всех советы, но и следовать тому, о чем вы спрашиваете. То есть очень важно быть искренним практикующим — человеком, который, выслушав совет, идет и применяет его в жизни. Мы стараемся следовать нашим практикам, предписанным практикам служения преданным. Это не так, что мы спрашиваем, а у нас в одно ухо влетает, из другого вылетает.

Советы или слова преданных не должны проходить у нас из одного уха в другое, а попадать прямо в сердце, как говорил Гурудев, «в золотую область нашего сердца». Мы должны бережно хранить их и стараться им следовать. Поместив эти слова в сокровенную часть нашего сердца, мы должны снова и снова возвращаться к этим словам, думать о них, медитировать на них и стараться им следовать.

Я знаю, что вы окружены столь прекрасными преданными в Солт-Лейк-Сити. И вы очень удачливы. Шрилекха Диди, Ньяси Махарадж, Сударшан Прабху. Я знаю, что все они замечательные преданные, и они отдают себя полностью, всю свою жизнь служению преданным.

Без сомнения, я так же нахожусь в обществе прекрасных преданных, и иногда бывает так, что нужно шире открыть свое сердце тем, кто находится вокруг вас. Постараться оценить их общество, увидеть их положительные качества, сильные стороны и научиться больше ценить тех, кто находится рядом с вами.

Если мы погружены [в духовную практику] в достаточной степени, если наше [духовное] видение достаточно открыто, то мы сможем научиться всему необходимому от любого человека, находящегося рядом с нами.

Даже дети подчас могут научить нас очень многому, а у нас так много детей вокруг. Это необычные дети — эти дети уже преданные, уже соприкоснувшиеся с этим [духовным потоком].

Не стоит также неправильно понимать, когда я говорю, что необходимо учиться у всех. Научиться видеть присутствие своего Гуру в каждом — это требует определенной квалификации, определенного адхикара вайшнаваты.

Может, сейчас, в нашем нынешнем положении, у нас нет такого видения, если искренне признаться… но мы стараемся его в себе развить.

Я надеюсь, мой ответ удовлетворил вас. И спасибо вам за ваши вопросы. Я передаю свои поклоны всем преданным из Солт-Лейк-Сити.

Амия Синдху Прабху: В связи с предыдущим вопросом у нас есть следующий вопрос от нашей китайской гостьи Линь — она задает очень глубокий культурный вопрос, мировоззренческий вопрос, и он заключается в следующем: иногда мы знаем, что некоторые, например, художники, которые создают прекрасные работы, обладают очень сложным, невыносимым зачастую характером. Бывает, что они грубо обращаются со своими близкими или друзьями, но при этом результат их работы всех потрясает. У них получаются очень красивые работы. Иногда они красивые, но при этом несут негативный посыл, какое-то зло в себе, некое несовершенство. И вопрос такой: есть ли место для подобного в идее, философии Харе Кришна? Потому что, насколько я понимаю, здесь суть в любви, в гармонии, в красоте. Но есть ли в этой философии место для чего-то несовершенного?

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо большое за вопрос. Он действительно очень глубокий и очень интересный.

Как говорил Шрила Шридхар Махарадж — это его известный афоризм: «Ошибаться в природе человека», и мы все ошибаемся. Будучи несовершенными, мы все стремимся к совершенству. Мы стараемся воспроизвести то, что услышали от учителей, — эти прекрасные, совершенные истины, мы стараемся следовать им, и, в процессе этого стремления, мы очищаемся.

Но, даже пребывая в состоянии несовершенства на данный момент, мы все же можем быть использованными в качестве инструмента нашими учителями. Даже сейчас в нашем состоянии нас можно использовать во благо.

На самом деле некий духовный поток, духовная волна течет постоянно. Знаем мы это или не знаем, но это реально. В наших интересах настроиться на эту волну, стать восприимчивыми к ней. И тогда, возможно, она потечет через нас, благодаря милости Гуру и преданных.

Ты можешь спросить преданных, они скажут, что все они заняты каким-либо ответственным служением, которое пришло им от преданных. Преданные поручили им что-то делать. И они делают это, несмотря на свои несовершенства, несмотря на то что что-то не получается или не хватает квалификации, и так далее.

Шрила Гуру Махарадж приводил такой пример с оркестром: мы все играем на разных инструментах, но при этом дирижер руководит оркестром и приводит в гармонию все это множество разнообразных звуков, и тогда получается прекрасная музыка, возникает гармония.

Именно такой пример приходит мне на ум, потому что мы также стараемся фокусировать свое внимание на тех советах, которые исходят от центра, то есть от Гуру. Если мы все концентрируемся на центре, тогда все постепенно само приходит в гармонию, и мы занимаем свои места.

Этот поток может приходить через множество различных проводников. Здесь у нас в медиа-студии множество разных преданных, которые занимаются анимацией, рисованием, делают кино и так далее, следуя этому духовному потоку. Он проходит через преданных, через проводников и являет себя, выражает себя разными способами.

В наших интересах сейчас — это наша главная задача — растворить свое ложное эго, ложные представления о себе — как о тех, кто делает, как о делающих, как о знающих что-то. [Ложно] считать, что только я несу ответственность за происходящее вокруг меня, и то, что я делаю — это моя заслуга. Это ложное представление. Нужно попытаться стать прозрачной средой, растворить свое эго и позволить этому потоку свободно, беспрепятственно протекать через нас.

Такова реальность, что мы не какие-то великие личности, которые контролируют все происходящее в этом мире. На самом деле мы очень незначительны и несовершенны. Но если мы подключаемся к источнику центральной электроэнергии, так сказать, то эта энергия начинает течь через нас, начинает являть посредством нас очень много красивых и прекрасных вещей в этом мире.

Все, что нисходит свыше, обладает духовной, совершенной природой. И оно является здесь с позволения святых, с позволения высшего мира. И все, что получается в результате, также является совершенным. Проходя через нас, по природе несовершенных, оно являет некие совершенные вещи.

Я надеюсь, что мой ответ понятен тебе.

Амия Синдху Прабху: И следующий вопрос от Индулекхи Диди: мне кажется, что это пустая трата времени — искать внутренней исполненности в этом мире, потому что это кажется невозможным. Но, тем не менее, я каждый день это делаю, я стараюсь найти какое-то внутреннее удовлетворение.

Бхакти Лалита Деви Даси: Это история моей жизни. И, как говорил Сарасвати Тхакур, каждое утро, вставая с постели, необходимо «бить» свой ум туфлей, а ложась спать, необходимо «бить» его метлой. В чем смысл? В том, что наш ум обладает природой — все время что-то хочет, чего-то желает. Потому что ум является семенем нашей кармы. То есть в нем содержится вся наша карма. Эти его беспрестанные желания порабощают нас и заставляют нас отклоняться от нашего пути. Таким образом, наша задача — развивать свой разум, потому что чувства не могут различать хорошее и плохое, они просто чего-то хотят. И если мы обладаем развитым разумом, мы можем начать контролировать свои чувства в отношении того, что будет полезно для нашей духовной жизни.

И в один прекрасный день нам необходимо освободиться от рабства своих чувств. Потому что они не помогут нам. Они все время хотят большего, и они оттягивают нашу жизненную энергию на себя и никогда не удовлетворяются. Они хотят лишь еще больше и устраивают нам в жизни множество разных неприятностей.

Шрила Гурудев, Говинда Махарадж, говорил, что рецептом [от этих бед] является постоянная занятость в служении и хорошее общение. Лекарство — это ответственное служение, которое занимает все ваше время, вы постоянно заняты им. И общение с преданными.

Все благоприятное, что только можно представить, приходит к нам именно через то, что мы занимаем себя ответственным служением, которое поглощает все наше внимание, требует всей нашей концентрации, и оно приходит от Гуру, от преданных. Это не выдуманное какое-то служение, а настоящее. И тогда, занимая себя в таком служении, мы очистимся от всего неблагоприятного.

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что правильное положение или добродетельное состояние ума позволит нам контролировать чувства. Правильное духовное восприятие, правильное духовное положение, отношение к служению позволит нам постепенно подчинить себе свои чувства. Постоянная занятость, хорошее общение, правильное духовное положение восприятия — все это даст нам необходимые нам качества.

И никто не поможет нам лучше, чем мы сами. Мы сами можем быть себе лучшим другом или худшим врагом. Мы должны стать себе лучшими друзьями, стараясь следовать всем необходимым практикам, и тогда, постепенно, мы сможем освободиться от влияния наших чувств. Тогда постепенно мы начнем воспринимать себя как слуг, как отдающее начало, а не как потребляющее начало, не как тех, кто наслаждается. Тогда постепенно мы поймем, что ничто материальное не может удовлетворить нас, и это похоже на некую постоянную внутреннюю войну с самим собой, со своим желанием потреблять.

И мне не поможет такой метод, как пресыщение своих чувств, то есть попытка насытить их и дожидаться просветления, полагая, что это остановит их. На самом деле это не так. И что поможет нам — так это лишь [попытка] совсем остановить свои чувства [в потребительской деятельности] и задействовать их в позитивной деятельности, в служении другим.

Наша духовная практика прекрасна, она позволяет задействовать наши чувства. Мы можем вдыхать аромат цветов, предложенных Господу, наслаждаться вкусом прасада и слушать музыку киртана. Постепенно все это заменит нам наши желания слушать мирскую музыку, наслаждаться для себя, есть не предложенную [Господу] пищу. Постепенно все эти явления в служении заменят нам все [эксплуататорские] тенденции.

Этот контроль чувств проходит в нашей духовной практике естественно и непринужденно. Постепенно, когда мы совершаем все это, наши чувства успокаиваются, перестают нас беспокоить и подчиняются нам.

Постепенно эта борьба с самим собой вступит в более спокойную стадию. Она не будет уже такой острой, потому что мы будем понимать, что действительно, по-настоящему меня удовлетворяет только духовное, а материальное уже не привлекает меня настолько [сильно, как раньше]. Это свобода от чувств, а не свобода для чувств. И всего этого мы можем достичь по милости Гуру, Гауранги и преданных.

Амия Синдху Прабху: Сегодня первое апреля, и в России это день смеха. Это так же и в Америке?

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, первое апреля у нас так же день дурака, и все шутят друг над другом.

Амия Синдху Прабху: И в связи с этим такой политический вопрос: «Что будут делать преданные, если начнется третья мировая война? Сейчас идут разговоры об этом постоянно и везде».

Бхакти Лалита Деви Даси: Как говорил Шрила Шридхар Махарадж: «Третья мировая война — пусть она произойдет [если этому суждено случиться]. Все эти события — лишь точка на линии, а линия эта бесконечна. Это лишь некая последовательность событий, и не наше дело вмешиваться в эти дела».

Это точка на линии, линии в пространстве. Это не задевает нас. Мы продолжаем свою духовную практику, продолжаем петь и танцевать. Как говорил Марк Твен: «Мы часто беспокоимся о том, что с нами даже так и не случилось».

Мы должны понимать, что это лишь некое театральное представление, которое происходит перед нашими глазами. Мы не можем никак воздействовать на это, мы не можем это поменять, мы не можем это контролировать — [такие события,] как какая-то страна не поделила что-то с другой страной или как несколько стран объединились друг против друга.

Этот мир полон привязанностей, полон постоянных разрешений каких-то территориальных конфликтов. И он полон жадности, ненависти. И к нашей духовной практике это не имеет отношения.

Существует много разных предположений, как все может развиваться, как дальше пойдет сценарий, но на самом деле множество из этих предположений никогда так и не сбудется. Все эти события в материальном мире бесконечны, они никогда не закончатся, они будут постоянно происходить. И наша задача — постараться работать над своим сознанием, постараться предаться Гуру, стать преданными Гуру.

Амия Синдху Прабху: Следующий вопрос у нас связан с предыдущим вопросом. Правда ли что настанет Золотой век? И связано ли это как-нибудь с третьей мировой войной?

Бхакти Лалита Деви Даси: Золотой век не наступит, он уже идет, и он связан с появлением Шри Чайтаньи Махапрабху. Золотой век — это время, которое предшествует явлению Шри Чайтаньи Махапрабху. Я не помню сейчас точное количество лет. Оно [идет] немного перед Его явлением и так же после Его явления. И мы сейчас как раз попали в этот период. Об этом упомянуто в писаниях и об этом говорил наш Гурудев. Это факт, что мы до сих пор чувствуем на себе влияние явления Махапрабху, живя в этот Золотой век.

До сих пор Земля чувствует на себе эту энергию, безграничную энергию Шри Чайтаньи Махапрабху, очищающую, благоприятную энергию, которая пришла в этот мир с Его явлением. И постепенно, как мы знаем, постепенно она сойдет на нет, и тогда Кали-юга вступит в свои права.

На самом деле нам очень повезло появиться именно сейчас, в этот Золотой век, и [благоприятно то,] что мы получили связь с движением санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы знаем, что даже полубоги, небожители, небесные создания — они хотят попасть сейчас на Землю, родиться на Земле, чтобы поучаствовать в этом движении санкиртаны.

Амия Синдху Прабху: Мы сегодня затронули столь много высоких тем, мы поговорили о Махапрабху, о контроле чувств, о том, чтобы задействовать их и направлять их в духовном развитии. И следующий вопрос, заключительный, касается всего этого в некоторой степени: «Как можно распознать духовное? Как можно узнать духовного человека? Как можно узнать Гуру? Мы слышали от Госвами Махараджа много раз, что ты можешь узнать вкус сладкого, только если ты уже когда-то пробовал сладкое, и ты можешь признать интеллект другого, если сам обладаешь неким интеллектом. Как быть с этой божественной природой, с духовным? Ведь если у нас не было до того вкуса духовного, переживания духовного, то как мы можем узнать это?»

Бхакти Лалита Деви Даси: В первую очередь нам необходимо некое сукрити, накопленное из прошлого. Тогда мы можем почувствовать некий резонанс, мы можем узнать Гуру и захотеть построить с ним более близкие, более глубокие отношения. Мы должны получить подтверждения из сердца: да, это мой Гуру. В этом случае нам помогает сукрити, оно помогает нам признать это, поверить в это. Способность видеть духовное, обращать на него внимание, ценить его приходит к нам по милости.

[Таким образом, необходимы] наше собственное сукрити, которое у нас было, а также милость, которая проливается на нас извне. Мы можем сделать сноску для тех, кто не знает, что такое сукрити. Сукрити — это духовная благая удача, которая пришла к нам по милости преданных, благодаря служению им. У кого-то ее может не быть, у кого-то она может появиться по милости преданных, которые ее раздают.

Преданные постоянно заняты раздачей милости: они выходят на улицы, воспевают имена Господа, нама-санкиртану, раздают прасад, проповедуют. Говорится, что преданные — самые лучшие благожелатели человечества, и что проповедь о Господе — это высшая форма благотворительности во все времена. Преданные и наши Гуру дают нам надежду. Святые, их пример и служение дают нам надежду на то, что мы достигнем этого.

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Анастасия Вишневская
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования