«Исполнение воли Махапрабху Сарасвати Тхакуром». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 января 1982 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.4 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Исполнение воли Махапрабху Сарасвати Тхакуром

(11 января 1982 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Бхактивинод Тхакур думал, что он построит хижину рядом с Дваяпаян-роуд и проведет всю свою жизнь там. Но Махапрабху попросил его: «Куда ты думаешь отправиться? Нет, ты должен открыть место Моего рождения здесь». [Бхактивинод Тхакур решил:] «Я хочу выполнить это служение», — и он сделал это: он открыл это место.

#00:00:57#

Наш Гуру Махарадж с самого детства был предан этой идее, но на «подготовительной» стадии он читал писания и призывал Святое Имя. Когда Бхактивинод Тхакур понял, что должен покинуть этот мир, тогда он попросил Гуру Махараджа принять на себя ответственность [за миссию по распространению учения Махапрабху]. Гуру Махарадж скромно, смиренно отказался, говоря: «Мне не хочется принимать на себя бремя всех этих забот». [Он сказал] примерно следующее: «Я веду уединенную жизнь, призываю Харинам и предан изучению шастры. Но то, что ты хочешь возложить на мою голову, означает связь с публикой, с широкими массами людей, а это крайне нежелательно для меня, мне не нравится это».

#00:02:16#

Тогда Бхактивинод Тхакур спросил: «Что ты хочешь сказать? Ты не желаешь принимать служение Махапрабху и говоришь, что это служение болезненно для тебя? Ты желаешь быть майявади, нирвишеша? Такова ли твоя цель: быть свободным от всех проблем? Если ты не желаешь терпеть страдания ради служения Махапрабху, тогда…»

#00:02:43#

«Это было шоком для моего сознания», — так говорил Шрила Сарасвати Тхакур, и он начал готовить себя к выполнению этой миссии. Так или иначе, когда Бхактивинод Тхакур покинул этот мир, неизбежным образом бремя заботы легло на Шрилу Сарасвати Тхакура, но он по-прежнему думал: «Что же делать? Я не считаю себя пригодным для того, чтобы иметь дело с массами, я склонен к уединению. Я предпочитаю призывать Харинам и изучать писания — и так хотел бы провести мою жизнь. Что же мне делать?» И тогда ему внезапно открылось!.. (Шрила Сарасвати Тхакур с самого начала любил печатать книги: он издавал «Чайтанья-чаритамриту» и другие книги, а также журналы.) Итак, неожиданно, когда он был глубоко погружен в размышления о том, что же ему делать, ветер принес к нему клочок бумаги. Он поднял его и прочитал. Там было сказано, что Махапрабху дал четыре указания Санатане Госвами: от Его имени выполнить определенные задания во Вриндаване1.

#00:04:17#

[шлока]

Махапрабху дал Санатане Госвами четыре указания, которые тот должен был осуществить от имени Махапрабху. Итак, Сарасвати Тхакур неожиданно обнаружил этот клочок бумаги и, прочитав написанное, посчитал это волей Махапрабху: «Бхактивинод Тхакур, Махапрабху желают, чтобы я следовал этим четырем указаниям». И он думал: «Как же эти задачи осуществить? Я не готов по своему складу общаться с публикой, с широкими массами людей».

#00:05:06#

Гауракишор Бабаджи Махарадж в то время покинул мир. И в тот самый день [день его ухода] Сакхи Бабу и Кунджа Бабу пришли в место Гауракишора Бабаджи Махараджа. Я слышал это непосредственно от Сакхи Бабу: «Мы пришли, чтобы увидеть его. Мы пришли в его хижину и узнали, что в тот день он покинул мир. Там разгорелась ссора между группой людей, которые были очень привержены Бабаджи Махараджу, и сахаджия-лагерем с другой стороны».

#00:05:48#

Представители обеих групп утверждали, что они должны похоронить его тело на своей территории. Люди из особой группы Гауракишора Бабаджи Махараджа видели, что они слабы, поэтому хотели сообщить о том, что Шрила Сарасвати Тхакур — единственный ученик [Гауракишора Бабаджи Махараджа], и он уважаем. «Мы должны отправить к нему гонца, который привез бы его к нам на помощь с тем, чтобы состоялись должные похороны, захоронение святого тела Бабаджи Махараджа». И этим посланником стал Кунджа Бабу. В то время он работал в качестве почтового служащего в Калькутте, и он пришел туда в обществе Сакхи Бабу. Я слышал об этом эпизоде лично от Сакхи Бабу. Кроме того, описание этих событий опубликовано — профессор Саньял написал на английском языке книгу «Вьяса-пуджа», в которой об этом рассказывается.

#00:07:07#

Прабхупада, так или иначе, узнал о том, что Бабаджи Махарадж покинул мир, и пришел на Ганга-гхат, где они встретились с Кунджей Бабу на другой стороне. Они пришли в место Бабаджи Махараджа, и Прабхупада отправился в местное полицейское отделение с тем, чтобы говорить от имени последователей Бабаджи Махараджа. (Они не были его учениками, ученик был только один, и этот ученик был наш Гуру Махарадж). Дискуссия была оживленной, они рассказали все детали. Бабаджи [сахаджия-лагеря] были опозорены на глазах полицейского офицера и ушли. А присутствовавшие там подлинные последователи Гауракишора Бабаджи Махараджа захоронили его святое тело.

#00:08:19#

Затем Сакхи Бабу и Кунджа Бабу отправились на встречу с Прабхупадой в Майяпуре, где он жил в то время (в настоящее время это Чайтанья Матх). Там Прабхупада начал говорить о Махапрабху и Его милости. Сакхи Бабу рассказывал: «Мы не могли понять его речь, не могли оценить ее, но единственное, что мы смогли понять, это то, что он словно пытался навязать нам что-то, крайне экспрессивным образом. Иногда он стучал кулаком по столу, его лицо становилось красным, он был в высшей степени возбужден, словно желал дать нам некий нектар. Он пытался напоить нас неким нектаром. Это производило огромное впечатление на нас: он отчаянно стучал кулаком по столу и пытался навязать нам что-то. Это мы и смогли понять. Так или иначе, мы вернулись обратно и постепенно начали устанавливать с ним связь». А Кунджа Бабу обладал способностью общаться с публикой. Когда он сумел понять [учение]?

#00:10:03#

Сначала он был настроен в духе Вивекананды, и потребовалось время для того, чтобы обратить его. Затем пришли многие и осознали. Когда это произошло, он захотел вести обширную пропаганду: «Миссия Рамакришны широкомасштабно распространяет свои идеи, но все это — мусор, а теми ценными явлениями, которые Махапрабху дал нам, злоупотребляют, их представляют в ложном свете. Эти ценные явления должны быть представлены публике, и для этого нужно отправиться в Калькутту — космополитный город, где мы сможем встречаться с представителями разных национальностей и каст, с образованными людьми. Следует вести пропаганду там».

#00:11:02#

По его особому желанию был основан калькуттский центр. Там началась пропаганда. Свами Махарадж встретил нашего Гуру Махараджа впервые именно в том месте. Некий господин Малик — школьный друг Свами Махараджа (я слышал об этом от самого Свами Махараджа) — однажды вечером привел его к Прабхупаде. Он сказал: «Этот брахмачари — взрослый неженатый человек. Он посвятил себя проповеди, шикше Махапрабху, — так он сказал о Гуру Махарадже. — Желаешь ли ты на него посмотреть?» — «Да». И они отправились туда.

#00:12:00#

В то время они были выпускниками Шотландского церковного колледжа, они только что закончили его и испытывали некоторый интерес [к духовному знанию]. «И, — рассказывал Свами Махарадж, — когда я услышал его, то понял, что наконец-то учение Махапрабху оказалось в руках человека, который способен распространять его должным образом. В прошлом Госвамины и другие, прикрываясь именем Махапрабху, злоупотребляли этими реалиями, но сейчас учение Махапрабху оказалось в надежных руках, и со временем оно будет развито должным образом и распространено. Такое представление пришло ко мне». Так рассказывал Шрила Свами Махарадж. После этого он встретил Сарасвати Тхакура в Аллахабаде спустя долгое время, и постепенно он принял милость Прабхупады. Так Прабхупада начал [широко проповедовать].

#00:13:13#

Вклад Кунджи Бабу велик. В то же время мы должны упомянуть то обстоятельство, что у Кунджи Бабу были некие подспудные мотивы наряду с такого рода помощью. Его сыновья и особенно его брат Сандип — он совершал некое личное служение Прабхупаде в дни своей юности, но когда он вырос, он получил образование, — все их потребности финансировались из средств Матха. Некоторым членам Матха это не нравилось. Они считали, что это неудачная идея. Почему столь многие санньяси собирают средства, а эти средства используются для того, чтобы содержать семью Кунджи Бабу? Тем не менее, Кунджа Бабу сделал многое. Я был представителем тех санньяси, которые подняли этот вопрос в присутствии Прабхупады, но Прабхупада ответил: «Зачем вы беспокоите себя этими вопросами? Это плохо для вас. Если ради служения Кришне будет необходимо кидать деньги в воду, это также следует делать. Вы должны это делать».

#00:15:00#

Затем, когда он отправился в Мадрас в декабре 1930 года, неожиданно он сказал мне, указывая на «Бхагаватам»: «Здесь содержится ответ на твой вопрос». Сва-па̄да-мӯлам… Я удивился: какой ответ? Затем я увидел эту шлоку, — ответ на мой вопрос о Кундже Бабу, по его словам, содержался в «Бхагаватам»:

#00:15:28#

сва-па̄да-мӯлам бхаджатах̣ прийасйа
тйакта̄нйа-бха̄васйа харих̣ пареш́ах̣
викарма йач чотпатитам̇ катхан̃чид
дхуноти сарвам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣ах̣
2

Прочитав это, я вспомнил: «О, это ответ на мой вопрос, который я задал в прошлом». [Названо место, где был задан вопрос]. Ответ был дан спустя несколько недель в Мадрасе. Тогда я сумел понять: тому, кто соприкоснулся с Кришной, установил связь с Ним, или к нему низошла шуддха-бхакти, чистая преданность, какие-либо аскезы или епитимьи не нужны. Наказание рекомендуется в карма-канде, в гьяна-канде также присутствуют аскезы и епитимьи, но тому, кто соприкоснулся с шуддха-бхакти, какие-либо наказания или епитимьи не нужны. Единственно то, что он делает, — самое действенное средство, высочайшее занятие, чистейшее занятие. Это занятие способно очень быстро очистить все, что является посторонним по отношению к чистой преданности. Сва-па̄да-мӯлам бхаджатах̣: тот, кто пришел, чтобы служить Ему; тйакта̄нйа-бха̄васйа харих̣ пареш́ах̣: высочайшая цель которого лежит исключительно в Кришне, только в Нем, но многие прошлые тенденции еще сохранены в его уме. Прийасйа тйакта̄нйа-бха̄васйа харих̣ пареш́ах̣, викарма йач чотпатитам̇ катхан̃чид — так или иначе, его прошлые ментальные импульсы различных видов еще могут оставаться. Однако нет необходимости в каком-либо наказании или покаянии с целью исправить его характер.

#00:17:52#

…тйакта̄нйа-бха̄васйа харих̣ пареш́ах̣
викарма йач чотпатитам̇ катхан̃чид
дхуноти сарвам̇ хр̣ди саннивиш̣т̣ах̣

Поскольку, благодаря его духу служения, Хари приближается к нему, и он отдает себя Ему, автоматически все неблагоприятное вынуждено будет отступить, уйти в пользу Хари. Таков принцип в его случае. Поэтому нет необходимости в прайяшчитте, искуплении. Но для этого должна существовать реальная связь с шуддха-бхакти, с чистейшей преданностью, жертвенностью. Нежелательные явления уйдут автоматически и очень быстро. Служение Хари наиболее эффективно, действенно, когда речь идет об избавлении от разных неблагоприятных явлений. У любого, кто присоединился к миссии, есть прошлые тенденции в уме. Но если человек честен с собой, если у него нет подспудных мотивов, если он желает в сердце [служения Кришне], тогда все дурные факторы уйдут, и нет необходимости в ином методе с целью избавиться от них. Это было явлено мне.

Нитай-Гаура!

Существует и другая шлока, параллельная:

#00:19:31#

деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇
на кин̇каро на̄йам р̣н̣ӣ ча ра̄джан
сарва̄тмана̄ йах̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇
гато мукундам̇ парихр̣тйа картам
3

Мы рождаемся, будучи обязанными риши, деватам, обществу, но если мы «сарва-дхарма̄н паритйаджйа» [Бхагавад-гита, 18.66] — шаранагата, тогда эти долги мы не должны отдавать. Эти две шлоки указывают на то, чтó мы должны выполнять в качестве нашего долга. Если мы совершаем исключительный, безраздельный хари-бхаджан, пренебрегая нашим [мирским] долгом, то не несем за это ответственности. Кришна позаботится об этом за нас. Это с одной стороны — если мы пренебрегаем своим долгом. С другой стороны — то, что является предосудительным. Нежелательные явления уйдут, поэтому и то, и другое: и наш [мирской] долг, и нежелательные явления, очищение от скверны — все это осуществляется благодаря отданию, вручению себя стопам Кришны. Поэтому мы не должны тратить и толики нашей энергии на то, чтобы двигаться в любом ином направлении.

#00:21:15#

…пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т…

Таким образом.

гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т…4

Никому ничего не должен тот, кто приходит к Кришне, входит в концепцию Кришны. Когда это происходит, то Гуру и слуги Кришны не находятся вне Кришны, они — в Нем. Гурур на са сйа̄т: тех, кто враждебны, таких гуру следует оставить. Необходимо сосредоточить всю нашу энергию, отдать в распоряжение подлинного Гуру. Гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т. Примером этого является Бали Махарадж. Сва-джано на са сйа̄т — в пример можно привести Вибхишану также: он отказался от Раваны и его клана. Пита̄ на са сйа̄дж: отказ от предков, пример — Прахлада [Махарадж]. Сва-джано на са сйа̄т: пример — Бхарата [Махарадж], сын Кайкеи, который пренебрег своей матерью. Даивам̇ на тат сйа̄н: примером служит Кхатванга Раджа, который отказался от симпатии деватов и предался Нараяне. На патиш́ ча са сйа̄н: ягья-патни, жены браминов, которые были заняты огненными жертвоприношениями на окраине Матхуры, не повиновались мужьям, отказались от служения им и отправились к Кришне.

#00:23:11#

…патиш́ ча са сйа̄н
на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум

Какой интерес для меня может представлять тот, кто не способен спасти меня, избавить от величайшей опасности? Я постоянно сталкиваюсь с трудностью в виде смерти: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи5. И какое мне дело до человека, который не способен спасти меня от этой общей, реальной проблемы? Там говорится: на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум. Но в позитивном смысле можно объяснить это иначе: без кришна-бхаджана жизнь рассматривается не как жизнь, но как существование трупа. Жизнь только там, где присутствует самоопределение, сварупа-сиддхи, только там.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил и примечания составил Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шри Чайтанья Махапрабху поручил Шриле Санатане Госвами выполнить четыре миссии: обнаружить забытые и утерянные места, связанные с деяниями Господа Кришны во Вриндавана Дхаме; развить и обосновать учение о чистой, исполненной любви преданности Шри Кришне; установить Божества Кришны и написать труд об этикете и правилах ежедневной жизни вайшнавов.

2 «Тот, кто отбросил все другие обязательства и принял полное прибежище лотосоподобных стоп Хари, Верховной Личности Бога, очень дорог Ему. Несомненно, если такая предавшаяся душа непреднамеренно совершит какой-либо греховный поступок, Всевышний, пребывающий в сердце каждого, немедленно устранит последствие подобного греха» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.42).

3 «Любой, кто отказался от всех мирских связей и укрылся под сенью лотосоподобных стоп Господа, Который дарует освобождение и является единственным надежным прибежищем, перестает быть должником или слугой кого бы то ни было, включая богов, предков, мудрецов, других живых существ, своих родственников и соотечественников» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.41).

4 Стих полностью: гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т, пита̄ на са сйа̄дж джананӣ на са̄ сйа̄т / даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н, на мочайед йах̣ самупета-мр̣тйум — «Кто сам не свободен, тот не должен вести за собой других. Кто не может вызволить другого из порочного круга рождения и смерти, тот не должен становиться учителем, мужем, отцом или царем» («Шримад-Бхагаватам», 5.5.18).

5 Бхагавад-гита, 13.9.

← Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа в месте явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Джаганнатха Пури, Индия. 5 апреля 2013 года ·• Архив новостей •· «Шри Шри Прабхупада-падма Ставаках». Бхаджан, посвященный Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Шрилой Шридхаром Махараджем, в исполнении Шрилы Говинды Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования