«Чудо из чудес». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 26 декабря 2013 года. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 37.22M)

(in English) 


скачать (формат MP3, 37.33M)

(на русском)



Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

Чудо из чудес

(26 декабря 2013 года. Гупта Говардхан)

 

Вопрос: Мы слышали, что Шрила Шридхар Махарадж говорил, что подражание подобно самоубийству. Но когда наша душа покрыта иллюзией, как мы можем быть искренними?

#00:00:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: В процессе практики мы следуем наставлениям учителей, независимо от того, какие мы, какая у нас история, какие предубеждения мы накопили, какой у нас характер и т. д. Мы начинаем с того, что у нас есть на руках, то есть что у нас есть по факту, и постепенно, в процессе практики, наша истинная природа проявляется в сердце. Мы не желаем быть актерами или актрисами, в духовной жизни особенно, и не должны быть такими в духовной практике. Наоборот, необходимо всем сердцем принять учение учителей, быть смиренными и терпеливыми, исполненными уважения, повторять Святое Имя и тогда золотое «я», сияющее «я» проявится из сердца, и вы увидите, кто вы на самом деле, увидите свои склонности в духовной жизни, в служении. Все должно быть подлинным, настоящим. И вы непременно соприкоснетесь с этим, если будете искренне продолжать практику.

#00:02:20#

Подражание — это не вариант ни в каком случае. Актерство, подражание, имитация — скорее это будет препятствием к служению. Это не то, что мы хотим делать. В любом случае оставайтесь, старайтесь быть искренними. И тогда постепенно вы станете собой.

#00:03:01#

Вопрос: Преданные-грихастхи — их долг уделять внимание своим детям, но Гурудев говорил, что не нужно… привязанность к детям мешает в духовной жизни. Как это совместить?

#00:03:18#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это долг, конечно, заботиться об их жизни, брать ответственность за своих детей, но это может быть сделано без привязанности к ним. Любить их, относиться к ним с нежностью, уделять им внимание и время, принимать это как свою ответственность и быть хорошим примером для своих детей, но без привязанности. Это в идеале. Но что с ними будет, когда они вырастут, кем они станут, — вы не можете это контролировать. Плоды воспитания уже не в ваших руках, и как плод вы должны предложить это Кришне, это Его юрисдикция. Нельзя думать: «Они мои, это моя плоть и кровь, они принадлежат мне». Наоборот, нужно думать, что все принадлежит Кришне — все и вся. Они могут быть теми, кто они есть, предложите их Кришне. Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы подготовить своих детей, но без привязанности, не ожидайте от них ничего.

#00:05:01#

Не привязывайтесь в материалистичном смысле. Конечно, мне, может быть, легко рассуждать, но я просто повторяю идеал, идеальную ситуацию. Шрила Гурудев отвечал на многие-многие вопросы о том, как воспитывать детей, и также Шрила Шридхар Махарадж. Они всегда особый акцент делали на словах «любовь», «забота», «нежность». Никогда не принуждение, [не стоит] заставлять [их делать] что-то. Просто заботьтесь о них и будьте сами хорошим примером. Думайте о них как о собственности Кришны, тогда вы не будете чувствовать этой мирской привязанности. Храните свой идеал и следуйте ему в жизни. Если у вас есть достойный идеал, то старайтесь применять его каждый день на практике, жить этими идеями и делайте максимум возможного. Но кем станут наши дети, это лежит за пределами нашей ответственности и нашего контроля.

#00:06:35#

Будут ли они преданными или просто хорошими людьми в мире? Всегда есть риск, у террористов также были дети. Убийцы, преступники — они все были чьими-то маленькими детьми. Рождение ребенка… Всегда есть риск, мы молимся и стараемся делать все, что возможно, практикуем свою духовную жизнь и надеемся на лучшее. Следующий вопрос.

#00:07:40#

Вопрос: Нужно практиковать то, что ты проповедуешь. Но если я не могу практиковать, могу ли я делиться этим знанием? Будет ли это иметь какую-то силу?

#00:07:56#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле все могут практиковать, даже вы — тот, кто задает этот вопрос. Вы можете повторять мантру, Харе Кришна мантру, общаться с преданными, предлагать прасадам, участвовать в каком-то служении. Абсолютно любой человек может практиковать, это не невозможно. Приходить в храм и проводить какое-то время с преданными, приглашать преданных в гости и приходить к ним в гости. Оставайтесь с преданными и делайте то, что они делают, служите им и это будет вашей практикой. И то, что для вас ценно, делитесь этим с другими. Что вам нравится в сознании Кришны, в преданных, в этой духовной практике — это и будет практикой. Конечно, потому что мы практикуем и проповедуем, мы не лицемеры. Конечно, мы не говорим о том, что мы не можем отклониться с пути практики, но мы искренне стараемся делать все, что возможно, следовать наставлениям, всем необходимым практикам. Это могут быть очень простые вещи, которыми вы можете делиться с другими.

#00:09:55#

Просто для простых и сложно для сложных. Нам необходимо сохранять тот минимум практических действий, которые мы совершаем в служении, чтобы продолжать действовать. В нашей миссии даже дети практикуют, иногда даже больше, чем взрослые. Они также проповедуют, мы знаем, когда ходим на парикрамы, дети надевают красивую одежду и участвуют со всеми в воспевании и почитании прасада. Поэтому это не так сложно на самом деле.

#00:10:47#

Вопрос: Что значит — полуправда опаснее лжи? Как это применить в нашей духовной жизни?

#00:10:58#

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть такая бенгальская поговорка, которая переводится как: «Полуправда опаснее лжи». И есть разные вариации этой идеи у разных писателей, философов. Но на самом деле это значит, что полуправда ведет к обману. Есть история о слепом человеке и слоне. Слепцы ощупывали слона, и один из них прикасался к хвосту, и он говорил: «О, он такой длинный, он двигается». Другой прикасался к хоботу, и он говорил: «О, он такой большой и у него есть два отверстия, из которых выходит воздух». Другие ощупывали его уши. То есть каждый из них ощупывал лишь какую-то часть слона, но никто не видел всей картины, полной картины. И поэтому каждый из них говорил: «То, что я чувствую, это и есть слон». Это не совсем неправда, но это полуправда, это лишь часть истины. Святые вайшнавы видят полную картину всего и двигаются дальше к Центру всего, к Источнику всего. Они знают всю правду, кто изначальная Личность Господа, из кого все изошло, кто распространяет Себя, как все устроено в этом мире. Они обладают полным пониманием. И они не хотят никаких частичных идей, которые могут быть обманчивыми. Я так понимаю это.

#00:13:44#

Вопрос: Какие писания для нас более важны — книги наших учителей, Гурудева, или такие книги, как «Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита?

#00:13:55#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гурудев рекомендовал к чтению книги, которые изданы в наших матхах, книги Шрилы Гуру Махараджа. Он рекомендовал это для всех преданных нашего Матха, потому что, он говорил, в них описана самая суть таких писаний, как «Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита, «Брахма-самхита». В этих книгах все уже выделено, самое главное, самая суть уже собрана в них нашими учителями, гуру-варгой. Все уже очищено и помещено в эти книги. Вот что содержится в наших книгах. Он сказал, что лучшим вариантом будет начать с чтения этих книг, читать и перечитывать их. Это живые писания, многие из нас переживали это. Каждый раз, например, когда вы читаете «Золотой Вулкан божественной любви», каждый раз находите что-то новое. Но «Чайтанья-чаритамрита» — это наша главная книга, мы изучаем ее, это наша утренняя программа.

#00:15:36#

В Навадвипе, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, ее читают вечером после арати. Поэтому это также часть нашей ежедневной программы. В этой книге содержится все, но ее рекомендовано читать под руководством старших преданных. В целом в ней понятно все, но некоторые места могут быть возвышенны для нашего понимания. Поэтому общие наставления, которые давал Гурудев: читать книги нашего Матха, книги Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Гурудева.

#00:16:53#

Вопрос: В Индии так много великих ачарьев: Рамануджачарья, Мадхвачарья, но постепенно их учения затерлись. Почему так происходит?

#00:17:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы знаем, что со временем любая истина деградирует, со временем все утрачивается, учения наших учителей. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я сам прихожу, чтобы заново установить принципы религии, уничтожить грешников и спасти преданных»[1]. Или: «Я посылаю Своих представителей». Их может быть множество. Они приходят, совершают эту деятельность и заново устанавливают истину. Таково влияние времени — оно изменяет все. Любая идея легко может превратиться во что-то противоположное, истина становится ложью, ложь становится истиной. Это дерево с растущими вверх корнями, то, что здесь происходит, — такова реальность. Мы можем лишь стараться делать то, что в наших силах, не создавать конфликтов вокруг себя, [избегать] дисгармонии, несогласия, стараться жить в мире с окружающими. Все остальное находится не в нашей власти, это все в руках Господа. Поэтому мы принимаем волю Кришны, но мы можем делать то, что находится в нашей зоне ответственности. Стараться контролировать себя самого, помогать другим и сотрудничать с другими, быть ориентированным на пользу другим, на служение, на вклад, а не на то, чтобы тянуть на себя одеяло. Это может помочь.

#00:20:20#

Время делает свою работу, и мы лишь смотрим, наблюдаем за тем, какова воля Кришны, как все развивается. И мы стараемся делать то, что мы можем.

#00:20:51#

Вопрос: Я заметила то, что людей, которые не занимаются духовной практикой, привлекают преданные, даже если они сами не верят в Бога. Почему так происходит и как использовать это чувство их привлечения, и привести их через это к Богу?

#00:21:17#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я заметила, что преданные ближе к Богу, в них проявляются особые качества, они становятся приятными людьми, в которых есть хорошие качества, они живут чистой жизнью, и поэтому, естественно, они становятся привлекательными. Может быть, эти люди могут получить сукрити через общение с преданными. И таким образом некое благо придет в их жизнь, и они смогут что-то изменить в своей жизни или даже стать преданными, духовными людьми. Преданные всегда заняты распространением сукрити, они занимаются благотворительной деятельностью на благо других. Сукрити распространяется через вайшнавов — вайшнавы дают людям шанс прийти, присоединиться и стать преданными, духовными людьми, принять участие в каком-то служении, сделать что-то для вайшнавов, вложить нечто полезное, и тогда сукрити будет развиваться у них внутри, в сердце.

#00:22:52#

Это происходит на самом деле по удаче, по духовной удаче человека, если он достаточно удачлив. Если он сможет получить какое-то количество сукрити и измениться, может быть, даже это внешнее привлечение может постепенно перерасти во что-то более серьезное. И мы видели это много раз, это могут быть просто друзья преданных, которые потом сами станут преданными через хорошее общение, через участие в служении. Они могут просто приходить к преданным в храм и резать овощи для преданных и Божеств, и они получат духовное благо. Именно так распространяется сукрити. Люди на улице могут давать пожертвования преданным для развития миссии Махапрабху.

#00:24:07#

Когда Гурудев впервые посетил Сан-Хосе, во время своего первого мирового тура, Он увидел, что все окружение было исполненным благоприятных символов. Он сказал, что это потому, что преданные жили там долгое время, поклонялись Божествам, собирали пожертвования, печатали книги, распространяли их. И таким образом все окружение, вся среда, весь город был полон благоприятных знаков. Гурудев был удивлен и был счастлив видеть это. Он называл Сан-Хосе родильным домом своей матери, он имел в виду то, что в Сан-Хосе были напечатаны первые книги Шридхара Махараджа по милости Шрилы Госвами Махараджа и Махайоги Махараджа. Они были, можно сказать, рождены там. И Гурудев сказал такое о Сан-Хосе: «родильная комната моей матери, лоно моей матери».

#00:25:51#

И сначала, когда люди приходят к преданным, у них могут быть самые разные мотивации, может им просто нравятся люди, но постепенно они глубже погружаются в бхакти, сознание Кришны. Их чувства становятся глубже и серьезнее, здесь работает сила преданных, сукрити. Это сияние сжигает все побочные мотивации. И это надежда для всех нас. Часто, когда кто-то просто внешне к нам привлекается, можно это использовать и как-то трансформировать. Иногда невозможно. Поэтому необходимо быть сознательными.

#00:27:18#

Вопрос: Говорится, что Индия — это Бхарата-варша, и что у любого, кто там родился, уже есть какие-то духовные заслуги. Каково ваше мнение?

#00:27:54#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, Индия — это Бхарата-варша. Она полна святых мест: место рождения Махапрабху, Кришны, всей нашей гуру-варги, святые дхамы. Поэтому все, кто там рожден, имеют уже какое-то сукрити. И мы совершаем паломничество, чтобы собрать пыль с лотосных стоп [преданных Бога], в особенности святых личностей, поклоняемся святой дхаме и всем святым местам. Мы приходим туда лишь за духовным благом, и простая жизнь, возвышенное мышление — это наш лозунг. Мы стараемся сохранять нашу материальную жизнь насколько возможно простой, чтобы не тащить за собой лишний рюкзак. Шрила Прабхупада обращал особое внимание: не [стоит] залезать ни в какие долги, [нужно] не быть никому должным, то есть сначала освободиться от долгов. Иначе можно просто продать себя этому миру и попасть в его ловушку. Не отягощайте себя сложной материальной жизнью, сохраняйте все как можно более простым, тогда вы сможете быть счастливыми и счастливо повторять Харе Кришна.

#00:30:17#

Вопрос: А что насчет детей и родительского долга?

#00:30:30#

Бхакти Лалита Деви Даси: В конце концов, если вы предадитесь Богу, вы освободитесь от долгов. Если ребенок также предается Господу, то он очищает свой долг перед вами, а вы перед ним. Мы все в долгу перед изначальной Личностью Бога, мы Его частицы, мы предназначены для Него. Когда мы предлагаем все, что у нас есть, все наши долги очищаются, но, если кто-то не предан [Богу], тогда, конечно, у него есть долг перед родителями. Их ответственность заботиться о них, присматривать, и это то, что делают грихастхи, семейные люди. Выросшие дети заботятся о своих родителях — это традиция в Индии [сохранена] до сих пор. Сейчас, конечно, это все тоже деградирует. В таких странах, как Америка, дети хотят уже избежать этого долга и помещают своих родителей в определенном возрасте в специальные места, и приходят их посещать раз в месяц.

Нам интересны абсолютные, высшие вещи, поэтому мы здесь, и мы стараемся стать преданными, предаться полностью и сохранять внутри этот идеальный стандарт, следовать ему.

#00:33:04#

Все, кто здесь присутствует, если мы сможем все больше и больше предаться Гуру и вайшнавам, мы постепенно освободимся от долга перед родителями. Это не значит, что мы становимся бездушными и равнодушными, мы не бросаем их просто по прихоти. Нужно давать им немного любви, заботы, тепла, это не запрещено. Но мы не можем привязаться к ним и покинуть ашрам, чтобы сидеть рядом с ними и заботиться о них постоянно. Нужно стараться найти какие-то другие решения и давать им свою любовь. У многих наших преданных родители также становятся преданными. Тогда вы действительно не хотите их бросить, если они также вайшнавы, инициированы в нашу гуру-варгу, повторяют святые имена. Мы должны видеть их как вайшнавов, как преданных. Это уже выше материального долга, тогда этот долг становится духовным, они становятся нашими духовными братьями и сестрами, и мы должны к ним уже относиться как к духовным личностям. Мы должны действовать в соответствии с временем, местом и обстоятельствами.

#00:35:27#

Реплика: В определенном возрасте дети понимают, что все умрут и вокруг все умирают, но, когда мы вырастаем, мы постепенно забываем о своей смертности, перестаем бояться.

#00:35:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ямарадж задает вопрос Юдхиштхире Махараджу в образе птицы: «Каково чудо этого мира?» И ответ был таков, что все живущее, все живые существа во всех возможных здесь формах жизни умирают прямо перед нами, и все равно мы думаем, что мы бессмертны. Это самое большое чудо на свете, и это происходит из-за влияния маха-майи, она наводит чары на нас, вводит нас в иллюзию. Мы видим, что все умирают, но думаем, что не умрем, и мы не готовы к смерти, не готовим себя к смерти. Мы не понимаем, что это все преходящее, все, что мы видим, это лишь временное явление. Госвами Вриндавана понимали, потому что они не были под воздействием иллюзии. Они ночевали каждую ночь под разными деревьями, они жили в максимально возможных неудобствах, они были исполнены кришна-премы, преданности, они отдавали все людям, они совершали деятельность на благо всего человечества, но при этом сами жили в очень и очень суровых условиях.

#00:37:48#

Таким образом, именно из-за воздействия иллюзии мы становимся как бы самоуспокоенными, мы забываем о смерти, мы не боимся ее и не считаем, что надо готовиться к ней, что смерть может прийти в любой момент. Мы стараемся пустить все больше корни в этот материальный мир, временный мир, обрести какую-то ложную безопасность, но в этом мире нет никакой безопасности, это иллюзия. И это самое чудное чудо. Ямарадж это прекрасно знал. Почему люди в этом мире думают, что они бессмертные? И задает этот вопрос: «Какое чудо света самое большое? Что происходит?» И Юдхиштхира Махарадж дал ответ по сути. А мы знаем, что Ямарадж был отцом Юдхиштхиры, об этой игре мы можем прочитать в «Махабхарате».

#00:39:33#

Вопрос: Если мы видим, что один преданный грубо обращается с другим преданным, таким же по уровню, как он сам, должны ли мы это терпеть?

#00:39:53#

Бхакти Лалита Деви Даси: Обычно мы терпим это, но мы можем сказать в очень вежливой форме, что он был груб и что на самом деле это не очень хорошо. Мы можем также сказать что-то в защиту того преданного, к которому несправедливо отнеслись. Это зависит от того, кто мы сами, кто был свидетелем этого, каково наше положение и способности, и является ли это нашей ответственностью. Если вы очень молодой, преданный-новичок, то вы можете обратиться к старшему преданному, и он может уже как-то разрешить эту ситуацию. Есть примеры тому, и мы находим их, существует некая иерархия в духовной жизни — это преданные по старшинству, этикет. Поэтому, как новые преданные, новички, мы обычно стараемся не корректировать, не исправлять тех, кто старше нас, но если нас беспокоит, как обращаются с каким-то преданным, мы можем пойти к старшему преданному и рассказать ему об этой ситуации. Или подойти к этому человеку, который грубо обходится с другими, и просто спросить: «Почему ты так делаешь?» Зависит от того, кто вы, и кто этот человек.

#00:42:36#

Вопрос: Многие религии говорят о том, что нужно прощать и принимать себя, но я чувствую, что все эти разговоры смехотворны и ненастоящие. Что вайшнавы говорят о принятии себя?

#00:42:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если мы прочитаем песни или поэзию наших учителей: Нароттама Даса Тхакура, Бхактивинода Тхакура, мы увидим насколько низко они себя ценят, они говорят: «Я безнадежен, беспомощен». Они показывают нам пример того, как нужно к себе относиться, и на самом деле они так чувствуют — Нароттам Дас, Бхактивинод Тхакур. Они на самом деле чувствуют свое смирение и на самом деле показывают нам, кто мы такие, каково наше положение, они учат нас таким смиренным образом. То есть мы постепенно узнаем о том, кто мы такие, приходим к пониманию того, что мы падшие, деградировавшие, что нами движет лишь похоть, гнев, вожделение, зависть, всегда стараемся наслаждаться и боимся наказания за это. Это жалкое положение, о котором мы читаем в их песнях, — это наше положение, и мы принимаем это. Потому что мы пали в этот мир, мы обусловленные души, мы находимся в жалкой ситуации, в жалком положении, мы должны принять это и молиться о милости. Мне приходит на ум именно это. Все эти песни вайшнавов, в которых выражается положение обусловленной души.

#00:45:18#

Это уже ими прочувствовано, пережито и дано нам. Такова твоя ситуация на самом деле. Это идеал того, как принять это и как стать восприимчивым к позитивной милости свыше. Преданные приходят к такой точке в своей жизни, когда они понимают, что в их жизни больше нет никакого другого прибежища, никакой другой надежды, как обрести милость Господа, отчаяться. Необходимо прийти к точке отчаяния, до того, как приходит эта милость. Я думаю, что в нашей вайшнавской культуре необходимо прийти к пониманию своего падшего положения, принять его, сказать: «Да, я хуже, чем Джагай и Мадхай, я хуже навозного червя, я раб похоти, гнева, жадности». Принять это и сказать, что это на самом деле так. И затем понять: «У меня нет никакого другого пути, выхода, выбора, кроме как Твоя милость». Необходимо принять свою негативность, чтобы привлечь позитивную милость. Это выражено в песнях наших вайшнавов-ачарьев. Я вижу это так. Такого рода принятие, необходимо понять о себе это. Может быть, последний вопрос?

#00:47:50#

Вопрос: Как нам научиться доверять? Иногда в разных ситуациях очень сложно сделать выбор и довериться кому-то.

#00:48:35#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гурудев говорил о себе, что чаще всего он изначально доверял людям, но иногда его предавали и он понимал, что не стоило доверять. Но он говорил: «Несмотря на это, я предпочитаю доверять человеку, я готов рисковать. Я лучше буду доверять людям, чем сомневаться в них или подозревать их в чем-то. Я предпочитаю такое настроение, такую природу — доверяться». Я слышала, как он говорил это много раз. Его предавали, его обманывали некоторые люди, и для него это было болезненно, но он ни разу не пожалел, что он доверился им. Быть подозрительным к другим людям постоянно — это нездоровое положение, и оно плохо не только для духовной жизни, но и вообще для жизни где бы то ни было. Если мы будем страдать за свое доверие, пусть так и будет, мы готовы к этому. Таково было настроение Гурудева. Оно, может быть, не всем, конечно, подойдет, кто-то из нас более осторожен. И сначала нужно убедиться в том, что человек достоин доверия, что это за человек, откуда он пришел, явился, какая была его жизнь, какие его качества, сначала мы испытываем этого человека.

#00:50:46#

Традиционно в отношении Гуру и ученика был год на то, чтобы проверить друг друга до инициации. Таковы традиции, описанные в писаниях. И после этого года испытаний происходил момент принятия с обеих сторон. Госвами Махарадж говорил недавно (кажется, он цитировал Шрилу Гуру Махараджа), что слепая вера — это больная вера, это болезненный тип веры. Но до сих пор я верю, что это лучше, чем никакой веры совсем. Может быть, она ошибочная, несовершенная, больная; это лучше, чем совсем ничего. Эта болезненная вера может быть излечена, она может стать здоровой верой через садху-сангу, через Кришну. Это зависит от времени, места и обстоятельств, [от того,] о ком мы говорим, кому доверять, кому не доверять. Но то, что приходит мне на ум, — это пример Гурудева, который всегда давал человеку шанс изначально.

#00:52:39#

В Америке юридическая система действует по принципу презумпции невиновности, то есть сначала человек считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Дайте шанс каждому и потом посмотрите, что из этого получится. Не «белый» и «черный» ответ для этого вопроса, очень много разных оттенков серого и много чего нужно учитывать. Также всегда есть абсолютная и относительная точки зрения, и всевозможные обстоятельства, и время. Также всегда нужно спрашивать совет у старших вайшнавов и Гуру, можем ли мы доверять этому человеку. Если мы не уверены в том, следовать ли методу Гурудева или не доверять человеку, то [следует] спрашивать совет у тех, кто знает лучше нас.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха Мадана-Мохан ки джая!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



1  Паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).




←  Вьяса-пуджа Бхагавана Шрилы Б. С. Сарасвати Тхакура. 24 февраля 2019 года. Харьков, Украина ·• Архив новостей •· «Гурудев и Кришна защитят». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 17 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 39.0 МБ)

(in English) 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 39.1 МБ)

(на русском)



Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

Чудо из чудес

(26 декабря 2013 года. Гупта Говардхан)

 

Вопрос: Мы слышали, что Шрила Шридхар Махарадж говорил, что подражание подобно самоубийству. Но когда наша душа покрыта иллюзией, как мы можем быть искренними?

#00:00:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: В процессе практики мы следуем наставлениям учителей, независимо от того, какие мы, какая у нас история, какие предубеждения мы накопили, какой у нас характер и т. д. Мы начинаем с того, что у нас есть на руках, то есть что у нас есть по факту, и постепенно, в процессе практики, наша истинная природа проявляется в сердце. Мы не желаем быть актерами или актрисами, в духовной жизни особенно, и не должны быть такими в духовной практике. Наоборот, необходимо всем сердцем принять учение учителей, быть смиренными и терпеливыми, исполненными уважения, повторять Святое Имя и тогда золотое «я», сияющее «я» проявится из сердца, и вы увидите, кто вы на самом деле, увидите свои склонности в духовной жизни, в служении. Все должно быть подлинным, настоящим. И вы непременно соприкоснетесь с этим, если будете искренне продолжать практику.

#00:02:20#

Подражание — это не вариант ни в каком случае. Актерство, подражание, имитация — скорее это будет препятствием к служению. Это не то, что мы хотим делать. В любом случае оставайтесь, старайтесь быть искренними. И тогда постепенно вы станете собой.

#00:03:01#

Вопрос: Преданные-грихастхи — их долг уделять внимание своим детям, но Гурудев говорил, что не нужно… привязанность к детям мешает в духовной жизни. Как это совместить?

#00:03:18#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это долг, конечно, заботиться об их жизни, брать ответственность за своих детей, но это может быть сделано без привязанности к ним. Любить их, относиться к ним с нежностью, уделять им внимание и время, принимать это как свою ответственность и быть хорошим примером для своих детей, но без привязанности. Это в идеале. Но что с ними будет, когда они вырастут, кем они станут, — вы не можете это контролировать. Плоды воспитания уже не в ваших руках, и как плод вы должны предложить это Кришне, это Его юрисдикция. Нельзя думать: «Они мои, это моя плоть и кровь, они принадлежат мне». Наоборот, нужно думать, что все принадлежит Кришне — все и вся. Они могут быть теми, кто они есть, предложите их Кришне. Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы подготовить своих детей, но без привязанности, не ожидайте от них ничего.

#00:05:01#

Не привязывайтесь в материалистичном смысле. Конечно, мне, может быть, легко рассуждать, но я просто повторяю идеал, идеальную ситуацию. Шрила Гурудев отвечал на многие-многие вопросы о том, как воспитывать детей, и также Шрила Шридхар Махарадж. Они всегда особый акцент делали на словах «любовь», «забота», «нежность». Никогда не принуждение, [не стоит] заставлять [их делать] что-то. Просто заботьтесь о них и будьте сами хорошим примером. Думайте о них как о собственности Кришны, тогда вы не будете чувствовать этой мирской привязанности. Храните свой идеал и следуйте ему в жизни. Если у вас есть достойный идеал, то старайтесь применять его каждый день на практике, жить этими идеями и делайте максимум возможного. Но кем станут наши дети, это лежит за пределами нашей ответственности и нашего контроля.

#00:06:35#

Будут ли они преданными или просто хорошими людьми в мире? Всегда есть риск, у террористов также были дети. Убийцы, преступники — они все были чьими-то маленькими детьми. Рождение ребенка… Всегда есть риск, мы молимся и стараемся делать все, что возможно, практикуем свою духовную жизнь и надеемся на лучшее. Следующий вопрос.

#00:07:40#

Вопрос: Нужно практиковать то, что ты проповедуешь. Но если я не могу практиковать, могу ли я делиться этим знанием? Будет ли это иметь какую-то силу?

#00:07:56#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле все могут практиковать, даже вы — тот, кто задает этот вопрос. Вы можете повторять мантру, Харе Кришна мантру, общаться с преданными, предлагать прасадам, участвовать в каком-то служении. Абсолютно любой человек может практиковать, это не невозможно. Приходить в храм и проводить какое-то время с преданными, приглашать преданных в гости и приходить к ним в гости. Оставайтесь с преданными и делайте то, что они делают, служите им и это будет вашей практикой. И то, что для вас ценно, делитесь этим с другими. Что вам нравится в сознании Кришны, в преданных, в этой духовной практике — это и будет практикой. Конечно, потому что мы практикуем и проповедуем, мы не лицемеры. Конечно, мы не говорим о том, что мы не можем отклониться с пути практики, но мы искренне стараемся делать все, что возможно, следовать наставлениям, всем необходимым практикам. Это могут быть очень простые вещи, которыми вы можете делиться с другими.

#00:09:55#

Просто для простых и сложно для сложных. Нам необходимо сохранять тот минимум практических действий, которые мы совершаем в служении, чтобы продолжать действовать. В нашей миссии даже дети практикуют, иногда даже больше, чем взрослые. Они также проповедуют, мы знаем, когда ходим на парикрамы, дети надевают красивую одежду и участвуют со всеми в воспевании и почитании прасада. Поэтому это не так сложно на самом деле.

#00:10:47#

Вопрос: Что значит — полуправда опаснее лжи? Как это применить в нашей духовной жизни?

#00:10:58#

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть такая бенгальская поговорка, которая переводится как: «Полуправда опаснее лжи». И есть разные вариации этой идеи у разных писателей, философов. Но на самом деле это значит, что полуправда ведет к обману. Есть история о слепом человеке и слоне. Слепцы ощупывали слона, и один из них прикасался к хвосту, и он говорил: «О, он такой длинный, он двигается». Другой прикасался к хоботу, и он говорил: «О, он такой большой и у него есть два отверстия, из которых выходит воздух». Другие ощупывали его уши. То есть каждый из них ощупывал лишь какую-то часть слона, но никто не видел всей картины, полной картины. И поэтому каждый из них говорил: «То, что я чувствую, это и есть слон». Это не совсем неправда, но это полуправда, это лишь часть истины. Святые вайшнавы видят полную картину всего и двигаются дальше к Центру всего, к Источнику всего. Они знают всю правду, кто изначальная Личность Господа, из кого все изошло, кто распространяет Себя, как все устроено в этом мире. Они обладают полным пониманием. И они не хотят никаких частичных идей, которые могут быть обманчивыми. Я так понимаю это.

#00:13:44#

Вопрос: Какие писания для нас более важны — книги наших учителей, Гурудева, или такие книги, как «Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита?

#00:13:55#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гурудев рекомендовал к чтению книги, которые изданы в наших матхах, книги Шрилы Гуру Махараджа. Он рекомендовал это для всех преданных нашего Матха, потому что, он говорил, в них описана самая суть таких писаний, как «Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита, «Брахма-самхита». В этих книгах все уже выделено, самое главное, самая суть уже собрана в них нашими учителями, гуру-варгой. Все уже очищено и помещено в эти книги. Вот что содержится в наших книгах. Он сказал, что лучшим вариантом будет начать с чтения этих книг, читать и перечитывать их. Это живые писания, многие из нас переживали это. Каждый раз, например, когда вы читаете «Золотой Вулкан божественной любви», каждый раз находите что-то новое. Но «Чайтанья-чаритамрита» — это наша главная книга, мы изучаем ее, это наша утренняя программа.

#00:15:36#

В Навадвипе, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, ее читают вечером после арати. Поэтому это также часть нашей ежедневной программы. В этой книге содержится все, но ее рекомендовано читать под руководством старших преданных. В целом в ней понятно все, но некоторые места могут быть возвышенны для нашего понимания. Поэтому общие наставления, которые давал Гурудев: читать книги нашего Матха, книги Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Гурудева.

#00:16:53#

Вопрос: В Индии так много великих ачарьев: Рамануджачарья, Мадхвачарья, но постепенно их учения затерлись. Почему так происходит?

#00:17:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы знаем, что со временем любая истина деградирует, со временем все утрачивается, учения наших учителей. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я сам прихожу, чтобы заново установить принципы религии, уничтожить грешников и спасти преданных»[1]. Или: «Я посылаю Своих представителей». Их может быть множество. Они приходят, совершают эту деятельность и заново устанавливают истину. Таково влияние времени — оно изменяет все. Любая идея легко может превратиться во что-то противоположное, истина становится ложью, ложь становится истиной. Это дерево с растущими вверх корнями, то, что здесь происходит, — такова реальность. Мы можем лишь стараться делать то, что в наших силах, не создавать конфликтов вокруг себя, [избегать] дисгармонии, несогласия, стараться жить в мире с окружающими. Все остальное находится не в нашей власти, это все в руках Господа. Поэтому мы принимаем волю Кришны, но мы можем делать то, что находится в нашей зоне ответственности. Стараться контролировать себя самого, помогать другим и сотрудничать с другими, быть ориентированным на пользу другим, на служение, на вклад, а не на то, чтобы тянуть на себя одеяло. Это может помочь.

#00:20:20#

Время делает свою работу, и мы лишь смотрим, наблюдаем за тем, какова воля Кришны, как все развивается. И мы стараемся делать то, что мы можем.

#00:20:51#

Вопрос: Я заметила то, что людей, которые не занимаются духовной практикой, привлекают преданные, даже если они сами не верят в Бога. Почему так происходит и как использовать это чувство их привлечения, и привести их через это к Богу?

#00:21:17#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я заметила, что преданные ближе к Богу, в них проявляются особые качества, они становятся приятными людьми, в которых есть хорошие качества, они живут чистой жизнью, и поэтому, естественно, они становятся привлекательными. Может быть, эти люди могут получить сукрити через общение с преданными. И таким образом некое благо придет в их жизнь, и они смогут что-то изменить в своей жизни или даже стать преданными, духовными людьми. Преданные всегда заняты распространением сукрити, они занимаются благотворительной деятельностью на благо других. Сукрити распространяется через вайшнавов — вайшнавы дают людям шанс прийти, присоединиться и стать преданными, духовными людьми, принять участие в каком-то служении, сделать что-то для вайшнавов, вложить нечто полезное, и тогда сукрити будет развиваться у них внутри, в сердце.

#00:22:52#

Это происходит на самом деле по удаче, по духовной удаче человека, если он достаточно удачлив. Если он сможет получить какое-то количество сукрити и измениться, может быть, даже это внешнее привлечение может постепенно перерасти во что-то более серьезное. И мы видели это много раз, это могут быть просто друзья преданных, которые потом сами станут преданными через хорошее общение, через участие в служении. Они могут просто приходить к преданным в храм и резать овощи для преданных и Божеств, и они получат духовное благо. Именно так распространяется сукрити. Люди на улице могут давать пожертвования преданным для развития миссии Махапрабху.

#00:24:07#

Когда Гурудев впервые посетил Сан-Хосе, во время своего первого мирового тура, Он увидел, что все окружение было исполненным благоприятных символов. Он сказал, что это потому, что преданные жили там долгое время, поклонялись Божествам, собирали пожертвования, печатали книги, распространяли их. И таким образом все окружение, вся среда, весь город был полон благоприятных знаков. Гурудев был удивлен и был счастлив видеть это. Он называл Сан-Хосе родильным домом своей матери, он имел в виду то, что в Сан-Хосе были напечатаны первые книги Шридхара Махараджа по милости Шрилы Госвами Махараджа и Махайоги Махараджа. Они были, можно сказать, рождены там. И Гурудев сказал такое о Сан-Хосе: «родильная комната моей матери, лоно моей матери».

#00:25:51#

И сначала, когда люди приходят к преданным, у них могут быть самые разные мотивации, может им просто нравятся люди, но постепенно они глубже погружаются в бхакти, сознание Кришны. Их чувства становятся глубже и серьезнее, здесь работает сила преданных, сукрити. Это сияние сжигает все побочные мотивации. И это надежда для всех нас. Часто, когда кто-то просто внешне к нам привлекается, можно это использовать и как-то трансформировать. Иногда невозможно. Поэтому необходимо быть сознательными.

#00:27:18#

Вопрос: Говорится, что Индия — это Бхарата-варша, и что у любого, кто там родился, уже есть какие-то духовные заслуги. Каково ваше мнение?

#00:27:54#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, Индия — это Бхарата-варша. Она полна святых мест: место рождения Махапрабху, Кришны, всей нашей гуру-варги, святые дхамы. Поэтому все, кто там рожден, имеют уже какое-то сукрити. И мы совершаем паломничество, чтобы собрать пыль с лотосных стоп [преданных Бога], в особенности святых личностей, поклоняемся святой дхаме и всем святым местам. Мы приходим туда лишь за духовным благом, и простая жизнь, возвышенное мышление — это наш лозунг. Мы стараемся сохранять нашу материальную жизнь насколько возможно простой, чтобы не тащить за собой лишний рюкзак. Шрила Прабхупада обращал особое внимание: не [стоит] залезать ни в какие долги, [нужно] не быть никому должным, то есть сначала освободиться от долгов. Иначе можно просто продать себя этому миру и попасть в его ловушку. Не отягощайте себя сложной материальной жизнью, сохраняйте все как можно более простым, тогда вы сможете быть счастливыми и счастливо повторять Харе Кришна.

#00:30:17#

Вопрос: А что насчет детей и родительского долга?

#00:30:30#

Бхакти Лалита Деви Даси: В конце концов, если вы предадитесь Богу, вы освободитесь от долгов. Если ребенок также предается Господу, то он очищает свой долг перед вами, а вы перед ним. Мы все в долгу перед изначальной Личностью Бога, мы Его частицы, мы предназначены для Него. Когда мы предлагаем все, что у нас есть, все наши долги очищаются, но, если кто-то не предан [Богу], тогда, конечно, у него есть долг перед родителями. Их ответственность заботиться о них, присматривать, и это то, что делают грихастхи, семейные люди. Выросшие дети заботятся о своих родителях — это традиция в Индии [сохранена] до сих пор. Сейчас, конечно, это все тоже деградирует. В таких странах, как Америка, дети хотят уже избежать этого долга и помещают своих родителей в определенном возрасте в специальные места, и приходят их посещать раз в месяц.

Нам интересны абсолютные, высшие вещи, поэтому мы здесь, и мы стараемся стать преданными, предаться полностью и сохранять внутри этот идеальный стандарт, следовать ему.

#00:33:04#

Все, кто здесь присутствует, если мы сможем все больше и больше предаться Гуру и вайшнавам, мы постепенно освободимся от долга перед родителями. Это не значит, что мы становимся бездушными и равнодушными, мы не бросаем их просто по прихоти. Нужно давать им немного любви, заботы, тепла, это не запрещено. Но мы не можем привязаться к ним и покинуть ашрам, чтобы сидеть рядом с ними и заботиться о них постоянно. Нужно стараться найти какие-то другие решения и давать им свою любовь. У многих наших преданных родители также становятся преданными. Тогда вы действительно не хотите их бросить, если они также вайшнавы, инициированы в нашу гуру-варгу, повторяют святые имена. Мы должны видеть их как вайшнавов, как преданных. Это уже выше материального долга, тогда этот долг становится духовным, они становятся нашими духовными братьями и сестрами, и мы должны к ним уже относиться как к духовным личностям. Мы должны действовать в соответствии с временем, местом и обстоятельствами.

#00:35:27#

Реплика: В определенном возрасте дети понимают, что все умрут и вокруг все умирают, но, когда мы вырастаем, мы постепенно забываем о своей смертности, перестаем бояться.

#00:35:46#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ямарадж задает вопрос Юдхиштхире Махараджу в образе птицы: «Каково чудо этого мира?» И ответ был таков, что все живущее, все живые существа во всех возможных здесь формах жизни умирают прямо перед нами, и все равно мы думаем, что мы бессмертны. Это самое большое чудо на свете, и это происходит из-за влияния маха-майи, она наводит чары на нас, вводит нас в иллюзию. Мы видим, что все умирают, но думаем, что не умрем, и мы не готовы к смерти, не готовим себя к смерти. Мы не понимаем, что это все преходящее, все, что мы видим, это лишь временное явление. Госвами Вриндавана понимали, потому что они не были под воздействием иллюзии. Они ночевали каждую ночь под разными деревьями, они жили в максимально возможных неудобствах, они были исполнены кришна-премы, преданности, они отдавали все людям, они совершали деятельность на благо всего человечества, но при этом сами жили в очень и очень суровых условиях.

#00:37:48#

Таким образом, именно из-за воздействия иллюзии мы становимся как бы самоуспокоенными, мы забываем о смерти, мы не боимся ее и не считаем, что надо готовиться к ней, что смерть может прийти в любой момент. Мы стараемся пустить все больше корни в этот материальный мир, временный мир, обрести какую-то ложную безопасность, но в этом мире нет никакой безопасности, это иллюзия. И это самое чудное чудо. Ямарадж это прекрасно знал. Почему люди в этом мире думают, что они бессмертные? И задает этот вопрос: «Какое чудо света самое большое? Что происходит?» И Юдхиштхира Махарадж дал ответ по сути. А мы знаем, что Ямарадж был отцом Юдхиштхиры, об этой игре мы можем прочитать в «Махабхарате».

#00:39:33#

Вопрос: Если мы видим, что один преданный грубо обращается с другим преданным, таким же по уровню, как он сам, должны ли мы это терпеть?

#00:39:53#

Бхакти Лалита Деви Даси: Обычно мы терпим это, но мы можем сказать в очень вежливой форме, что он был груб и что на самом деле это не очень хорошо. Мы можем также сказать что-то в защиту того преданного, к которому несправедливо отнеслись. Это зависит от того, кто мы сами, кто был свидетелем этого, каково наше положение и способности, и является ли это нашей ответственностью. Если вы очень молодой, преданный-новичок, то вы можете обратиться к старшему преданному, и он может уже как-то разрешить эту ситуацию. Есть примеры тому, и мы находим их, существует некая иерархия в духовной жизни — это преданные по старшинству, этикет. Поэтому, как новые преданные, новички, мы обычно стараемся не корректировать, не исправлять тех, кто старше нас, но если нас беспокоит, как обращаются с каким-то преданным, мы можем пойти к старшему преданному и рассказать ему об этой ситуации. Или подойти к этому человеку, который грубо обходится с другими, и просто спросить: «Почему ты так делаешь?» Зависит от того, кто вы, и кто этот человек.

#00:42:36#

Вопрос: Многие религии говорят о том, что нужно прощать и принимать себя, но я чувствую, что все эти разговоры смехотворны и ненастоящие. Что вайшнавы говорят о принятии себя?

#00:42:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если мы прочитаем песни или поэзию наших учителей: Нароттама Даса Тхакура, Бхактивинода Тхакура, мы увидим насколько низко они себя ценят, они говорят: «Я безнадежен, беспомощен». Они показывают нам пример того, как нужно к себе относиться, и на самом деле они так чувствуют — Нароттам Дас, Бхактивинод Тхакур. Они на самом деле чувствуют свое смирение и на самом деле показывают нам, кто мы такие, каково наше положение, они учат нас таким смиренным образом. То есть мы постепенно узнаем о том, кто мы такие, приходим к пониманию того, что мы падшие, деградировавшие, что нами движет лишь похоть, гнев, вожделение, зависть, всегда стараемся наслаждаться и боимся наказания за это. Это жалкое положение, о котором мы читаем в их песнях, — это наше положение, и мы принимаем это. Потому что мы пали в этот мир, мы обусловленные души, мы находимся в жалкой ситуации, в жалком положении, мы должны принять это и молиться о милости. Мне приходит на ум именно это. Все эти песни вайшнавов, в которых выражается положение обусловленной души.

#00:45:18#

Это уже ими прочувствовано, пережито и дано нам. Такова твоя ситуация на самом деле. Это идеал того, как принять это и как стать восприимчивым к позитивной милости свыше. Преданные приходят к такой точке в своей жизни, когда они понимают, что в их жизни больше нет никакого другого прибежища, никакой другой надежды, как обрести милость Господа, отчаяться. Необходимо прийти к точке отчаяния, до того, как приходит эта милость. Я думаю, что в нашей вайшнавской культуре необходимо прийти к пониманию своего падшего положения, принять его, сказать: «Да, я хуже, чем Джагай и Мадхай, я хуже навозного червя, я раб похоти, гнева, жадности». Принять это и сказать, что это на самом деле так. И затем понять: «У меня нет никакого другого пути, выхода, выбора, кроме как Твоя милость». Необходимо принять свою негативность, чтобы привлечь позитивную милость. Это выражено в песнях наших вайшнавов-ачарьев. Я вижу это так. Такого рода принятие, необходимо понять о себе это. Может быть, последний вопрос?

#00:47:50#

Вопрос: Как нам научиться доверять? Иногда в разных ситуациях очень сложно сделать выбор и довериться кому-то.

#00:48:35#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гурудев говорил о себе, что чаще всего он изначально доверял людям, но иногда его предавали и он понимал, что не стоило доверять. Но он говорил: «Несмотря на это, я предпочитаю доверять человеку, я готов рисковать. Я лучше буду доверять людям, чем сомневаться в них или подозревать их в чем-то. Я предпочитаю такое настроение, такую природу — доверяться». Я слышала, как он говорил это много раз. Его предавали, его обманывали некоторые люди, и для него это было болезненно, но он ни разу не пожалел, что он доверился им. Быть подозрительным к другим людям постоянно — это нездоровое положение, и оно плохо не только для духовной жизни, но и вообще для жизни где бы то ни было. Если мы будем страдать за свое доверие, пусть так и будет, мы готовы к этому. Таково было настроение Гурудева. Оно, может быть, не всем, конечно, подойдет, кто-то из нас более осторожен. И сначала нужно убедиться в том, что человек достоин доверия, что это за человек, откуда он пришел, явился, какая была его жизнь, какие его качества, сначала мы испытываем этого человека.

#00:50:46#

Традиционно в отношении Гуру и ученика был год на то, чтобы проверить друг друга до инициации. Таковы традиции, описанные в писаниях. И после этого года испытаний происходил момент принятия с обеих сторон. Госвами Махарадж говорил недавно (кажется, он цитировал Шрилу Гуру Махараджа), что слепая вера — это больная вера, это болезненный тип веры. Но до сих пор я верю, что это лучше, чем никакой веры совсем. Может быть, она ошибочная, несовершенная, больная; это лучше, чем совсем ничего. Эта болезненная вера может быть излечена, она может стать здоровой верой через садху-сангу, через Кришну. Это зависит от времени, места и обстоятельств, [от того,] о ком мы говорим, кому доверять, кому не доверять. Но то, что приходит мне на ум, — это пример Гурудева, который всегда давал человеку шанс изначально.

#00:52:39#

В Америке юридическая система действует по принципу презумпции невиновности, то есть сначала человек считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Дайте шанс каждому и потом посмотрите, что из этого получится. Не «белый» и «черный» ответ для этого вопроса, очень много разных оттенков серого и много чего нужно учитывать. Также всегда есть абсолютная и относительная точки зрения, и всевозможные обстоятельства, и время. Также всегда нужно спрашивать совет у старших вайшнавов и Гуру, можем ли мы доверять этому человеку. Если мы не уверены в том, следовать ли методу Гурудева или не доверять человеку, то [следует] спрашивать совет у тех, кто знает лучше нас.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха Мадана-Мохан ки джая!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



[1] Паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования