«Вайшнавский этикет». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 6 апреля 2008 года. Киев, Украина

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.6 МБ)

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Вайшнавский этикет

(6 апреля 2008 года, Киев, Украина)

 

Преданный: Что мы должны знать из вайшнавского этикета, самое важное?

#00:00:14#

Вайшнав Махарадж: Смирение, терпение, почтение к другим — это самая важная часть вайшнавского этикета. Нет необходимости знать какие-то тонкие делали. Если мы будем знать только эти вещи, то все будет устроено должным образом. Таким образом вайшнавы относятся ко всем живым существам, включая и других вайшнавов.

#00:00:47#

Преданный: А если человек что-то не знает, но должен обратиться к вайшнавскому этикету… Если что-то возникает в его жизни, какие-то вопросы, нужно ли иметь при себе вайшнавский этикет, распечатанную информацию?

#00:01:32#

Вайшнав Махарадж: Прежде всего, если мы будем следовать просто этому базовому принципу — терпение, смирение и выражение почтения другим, — то у нас никогда не будет проблем в общении с любыми живыми существами. В чем ценность каких-то внешних ритуалов или формул, каких-то сводов, если мы не следуем этому?

#00:02:04#

Например, американцы (если судить поверхностно, с внешней точки зрения) гораздо более вежливы, нежели многие другие люди. А русские (опять же, с поверхностной точки зрения), казалось бы, не столь вежливы, как американцы. Я не пытаюсь оскорбить этими словами русских людей. Ни в коем случае. Американцы могут вам улыбаться, открывать перед вами двери и так далее, но это не означает, что им вообще есть хоть какое-то дело до вас.

#00:02:49#

Поэтому, когда мы говорим о вайшнавах: если у нас есть способность просто относиться с терпением, смирением и почтением к другим, тогда нет необходимости в каких-либо других формулах. Почему мы пытаемся сделать вайшнавское поведение неким механическим процессом? Мы же не носим каких-либо внешних отметок. Какого ранга на мне вайшнавские лычки? Должны ли вы отдавать мне честь? «Ты вайшнав-полковник, а ты вайшнав-генерал, а ты вайшнав-сержант». Мы просто всегда применяем один и тот же способ — терпение, смирение и уважительное почтение. И это работает всегда и везде, с любыми людьми.

#00:03:56#

Наш Гурудев учит этому, олицетворяет это, вдохновляет нас на это — так же, как Махапрабху и все настоящие последователи Махапрабху.

#00:04:40#

Вспомним историю, когда некий пандит, великий спорщик, победитель дебатов, пришел к Рупе и Санатане Госвами, для того чтобы вступить с ними в дебаты, для того чтобы победить их. Он пришел к ним и сказал: «Я хочу с вами поспорить — затем, чтобы победить вас». — «Заранее признаю свое поражение». — «Хорошо, подпиши бумагу: „Мы, Рупа Госвами и Санатана Госвами, проиграли спор этому великому пандиту“».

#00:05:06#

Когда Джива Госвами узнал об этом, он не смог стерпеть, что к тем, кто старше его, по отношению к его учителям кто-то вел себя таким образом. И он вызвал этого пандита на спор, и хотя он был [всего лишь] учеником Рупы и Санатаны, он победил этого пандита. Но когда Рупа Госвами узнал об этом, он выгнал Дживу Госвами.

#00:05:33#

Можете, конечно, спросить: «Как он посмел прогнать его, если он был столь опытен в вайшнавском этикете?» Но, разумеется, как мы знаем, Шрила Рупа Госвами позже вернул Дживу Госвами назад.

#00:05:49#

Поэтому есть универсальные правила — терпение, смирение и выражение почтения другим. Это работает всегда и везде, со всеми. Все вайшнавы будут удовлетворены таким поведением, все живые существа будут удовлетворены таким поведением.

#00:06:22#

Ставить бокал справа или слева, а вилку — слева или справа… Зачем нам все эти детали?

#00:06:41#

Иногда слуги Гурудева с рождения в большей степени привержены вайшнавскому этикету. Это свойственно им по рождению, так же как свойственно с самого рождения Шриле Гурудеву. Поэтому, когда они подают тебе, например, еду, они всегда поворачивают тарелку так, чтобы рис был с ближней к тебе стороны, и я просто в пику им иногда разворачиваю тарелку наоборот, на 180 градусов.

#00:07:28#

Но обычно я очень благодарен, что они вообще мне тарелку принесли. Это вайшнавский этикет. Поскольку, согласно их культуре, я даже не человек, недочеловек, но они приносят мне тарелку. И не просто приносят мне тарелку, но [делают это] с любовью, нежностью. И они счастливы дать ее мне. Это вайшнавский этикет.

#00:08:20#

Расположен рис с ближней стороны тарелки ко мне или с дальней — для меня совершенно неважно, но то, что они принесли это мне и предложили, дали мне это с любовью — это важно, это я ценю. И кто этот человек? Это слуга Гурудева. Это не просто какой-то человек с улицы, но он с радостью приносит мне тарелку.

#00:09:01#

Итак, просто смирение, терпение, выражение почтения другим — если мы следуем этому, тогда другие вайшнавы будут довольны, мы будем довольны, все живые существа будут довольны.

#00:09:17#

Однажды я просил у Ришабхи Прабху много-много лет назад: «Можно чашку чая?» Он был занят тогда, делал много вещей и не мог немедленно заняться этим, и я сам забыл об этом. Я вернулся в свою комнату, и, может быть, минут через двадцать кто-то постучал ко мне в дверь. Это был Ришабхи Прабху с моей чашкой чая. Итак, смирение, терпение, почтение к другим — это просто потрясающий опыт.

#00:10:05#

Преданный: Как смиряться перед невежественным, агрессивным человеком?

#00:10:24#

Вайшнав Махарадж: Все обладает относительной ценностью. Нам не следует, конечно, быть гордыми перед кем-либо, нам не следует испытывать гордость вообще. Но опять же, если — тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣ — я кланяюсь своему Гурудеву[1], то это не означает, что я выражаю такое же почтение каждому бомжу на улице. Но это также не означает, что я не уважаю этого бомжа на улице. Потому что если из моей жизни ушла бы эта капля милости, что в ней есть, я легко мог бы оказаться в положении того самого бомжа.

#00:11:13#

Тогда в чем разница между мной и этим бомжом? Разница только в капле милости от святых. И если от меня убрать эту каплю милости, то я ничем не буду отличаться от этих бомжей, и я знаю это наверняка. Поэтому я и не отношусь неуважительно к бомжам на улице. Если они просят у меня мелочи, и у меня есть, то я даю. Если они потратят эту мелочь на пиво, это их дело, это их выбор, и меня это не волнует. Это не так, что я даю и говорю: «Ты потрать это только на еду», или только на это, или только на то. Нет, это его личный выбор. Мое дело — дать ему.

#00:12:19#

Преданный: Если происходит насилие над другим человеком, и вы свидетель?

#00:12:34#

Вайшнав Махарадж: Зависит от моих способностей. Зависит от того, что это за человек. Все относительно. Мы всегда пытаемся найти какие-то четкие правила, только черное и белое: в этой ситуации вести себя только так, а в этой — только так. Но необходимо все учитывать: кто такой этот человек? каковы мои способности? что за обстановка? В нашем обществе есть люди, которые вооружены и способны решить такие проблемы. Если есть возможность, то позовите их. Они зарабатывают этим деньги. Если вы способны остановить это сами, то можете действовать.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄ / чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣ — «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

 

← «Златой Господь Гауранга». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Проповеди хранителя преданности» (часть 6). Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Путь, указанный Чайтаньей Махапрабху». Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. 29 сентября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург, вайшнавский фестиваль →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования