«Лекарство от оскорблений». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 15 октября 2013 года. Харьков, Украина



скачать (формат MP3, 65.90M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Лекарство от оскорблений

(15 октября 2013 года. Харьков, Украина)

 

[Шрила Госвами Махарадж говорит по скайпу.]

#00:00:35#

Шрила Госвами Махарадж: Когда Шрила Гурудев прочитал то, что пишет Бхакти Лалита в ее письмах, то он сказал: это то, что написал бы он. И мы все продолжаем служение благодаря нашему ачарье Шриле Авадхуту Махараджу, который дает нам бесконечное служение и дает служение и лично мне. Шрила Гурудев сказал, что он будет счастлив, если все преданные в русскоговорящих странах будут служить под четким руководством Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа.

#00:02:07#

Потому что Ачарья Махарадж руководит нашей миссией из Индии и у него очень много дел в Индии. Но Шрила Гурудев сказал, что его желание, истинное желание — чтобы все русские преданные, все русскоговорящие преданные служили под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Шрила Гурудев сказал: «Если мои ученики, мои последователи будут служить под четким руководством Шрилы Авадхута Махараджа (это были именно его слова), то тогда это будет служение. В ином случае это всего лишь фантазия».

#00:03:47#

Поэтому мы все счастливо служим под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. И тот, у кого есть глаза, чтобы увидеть, он увидит, что какая-то мистическая сила служения нисходит от Авадхута Махараджа. И это не то, что вы должны прочитать в писаниях, вы просто должны открыть глаза и увидеть это чудо, которым является служение Авадхута Махараджа.

#00:04:50#

Правда то, что я благосклонен ко всем вам. Я ученик Шрилы Прабхупады, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева. Прабхупада знает, кто я, вы можете прочитать в письмах, вы можете увидеть на фотографиях, в книгах. Я лично знаю Шрилу Гуру Махараджа, что он говорит о Шриле Гурудеве. Это было высшее желание Шрилы Гурудева — то, чтобы я работал вместе со Шрилой Авадхутом Махараджем. Я проповедовал здесь в 1978 году. Это [было] задолго до того, как милые дамы здесь родились.

#00:06:45#

Есть на самом деле очень длинная предыстория, но не буду здесь вам рассказывать, я просто счастлив, что я вовлечен в служение русской миссии. И когда я проповедовал в 1978 году здесь, то каждое слово, которое было использовано, было использовано в служении, оно было очищено, и оно танцевало для служения Кришне. Я был приятно удивлен, когда видел, как русский язык становится слугой Кришны. В 1978 году на Джанмаштами мы в Москве хотели сделать фестиваль.

#00:08:22#

И я спросил у Ананта Шанти Прабху: «Что доступно в Москве в это время для [проведения] пира?» Он сказал: «Ничего». Я сказал: «Хорошо, у нас есть машина, и мы можем поехать куда-то за пределы Москвы. Что доступно там?» И он сказал: «Абсолютно ничего. Если вы понимаете, что здесь ничего нет, то за пределами этого вообще ничего нет». У нас была сахарная пудра и просто масло. Предложив это, мы сами потом почитали прасад. И они спросили у меня: «Что вы думаете об этом?» Я сказал: «Просто хорошо».

#00:10:03#

Но мы были счастливы. И сейчас вы просто удачливы, что можете получить все, даже молоко птицы. Гурудев сказал, что Кришна настолько добр, что Он дает нам очень много. И мы можем предложить немного себя для служения Кришне, Который дает так много для нас. И я знаю, что речь идет не о вас, потому что все, кто связан с Авадхутом Махараджем, все служат без остановки. Я был в Харькове с Муралишваром Прабху много лет назад. Мы останавливались у мужчины, который был нашим [духовным] братом. И каждый раз, когда я шел спать, он шел в храм ИСККОН. Ничего страшного.

#00:11:45#

Он забыл, что я ученик Прабхупады. Но с кем же вам нужно говорить в храме ИСККОН? С прямым последователем Шрилы Прабхупады? Я не думаю. И мы проводили программы, некоторые женщины приносили очень много цветов. И я страдал от аллергии, у меня был насморк. Вы могли видеть тогда мои глаза — они были [неразборчиво] с контактными линзами, и была ужасная аллергия. Я сказал Мурали: «Давай пройдем, прогуляемся по улице».

#00:13:05#

Мы вышли наружу и встретили группу подростков: мальчиков и девочек. И мы проповедовали им целый час, это была наша программа. Рупа Госвами говорит, что это реальное служение для человечества. Это все божественно для каждого. Это начинается со слушания о Кришне и Его преданных. Вы очень удачливы, что рядом с вами есть чистый преданный Кришны — это Шримати Бхакти Лалита Деви Даси.

#00:14:38#

Вы, может, слышали от нее о Кришне, о Его преданных, о Его высших преданных, о Шриле Говинде Махарадже? Она может вам очень много рассказать о ее играх со Шрилой Гурудевом. Мои поклоны Бхакти Лалите, мои поклоны всем вам и всей нашей гуру-варге.

Преданные: Дандават, Махарадж!

Шрила Госвами Махарадж: Дандават всем вам!

Бхакти Лалита Деви Даси: Джая! Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джая!

#00:16:06#

Мы обрели много милости сегодня. Давайте споем одну-две песни, а потом позадаем вопросы. Я почему-то думаю, что у вас много вопросов.

#00:16:33#

Преданный: Скажите, пожалуйста, как можно противостоять вожделению?

#00:16:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего, нам не нужно сражаться, не нужно противостоять этому. И то, что мы можем попытаться сделать, это направить [эту энергию] в наше служение. Все, что у нас есть: наши чувства, наш разум, мы пытаемся вовлечь в служение. Мы пытаемся сделать так, чтобы мы были постоянно заняты, чтобы у нас не было отдыха, и вовлекать все, что у нас есть, в служение. Шрила Гурудев сказал, что ответственное служение и наша полная занятость даст возможность нам полностью отдаться служению. И мы автоматически очистимся.

#00:18:44#

Шрила Свами Махарадж Прабхупада использовал некое выражение. [Алакананда Деви Даси: «Сейчас Бхакти Лалита постарается объяснить мне, что это».] [Бхакти Лалита Деви Даси ищет в планшете информацию.] Шрила Свами Махарадж Прабхупада, по крайней мере, просто забирал людей с улицы и давал им сознание Кришны. «Ласточкин хвост» — это было любимое выражение Свами Махараджа Прабхупады. И он превратил это в целую концепцию. «Ласточкин хвост» — все наши чувства, все наши действия, наш разум.

#00:21:17#

Некоторые любят ходить за покупками, есть шопоголики, возможно стать шопоголиком для Кришны. Некоторые любят готовить, и можно готовить для Кришны. Используйте все, что у вас есть, для Кришны. В нашем нынешнем состоянии мы падшие души, мы начинаем, мы неофиты, и мы только пытаемся встать на ноги в сознании Кришны. И это может быть очень сложно встать на ноги. Но мы начинаем с маленьких шажочков, с шажочков ребенка, шаг за шагом. Мы используем все, что у нас есть, — мы используем чистое настроение, чтобы мы могли пойти в нужное время. И тогда однажды у нас получится бежать.

#00:22:50#

И это страдание души (дживы), в самом начале нам всегда приходится с этим бороться. Мы можем использовать все, что у нас есть, включая вожделение. Оно может трансформироваться в настоящую любовь. Кто-то злой, может даже быть злым за Кришну, защищать преданных, не наносить вайшнава-апарадх. Таким образом мы можем использовать эту тенденцию. И все очищается вовремя. Перед тем, как пригласить Господа в наше сердце, мы сначала начинаем очищать его.

#00:24:19#

У нас в сердце наслаивается пыль, накопленная за наши прошлые жизни, и по милости Гуру и вайшнавов мы сможем очистить его (Чайтанья Махапрабху в Своем первом стихе «Шри Шикшаштакам» написал об этом). Мы начинаем процесс воспевания, который начинает очищать наше сердце. Все очищается в этом процессе. Наш круг рождения и смертей гаснет, как гаснет в лесу пожар. Тогда душа просыпается, а прямо сейчас наша душа спит. Это наша попытка души, которая сейчас пребывает в спящем состоянии. А когда душа просыпается, она испытывает совершенно новый духовный опыт.

#00:26:09#

Мы можем пригласить, позвать Господа в наше сердце. Только тогда, когда наше сердце подготовлено, когда оно чистое, мы там воздвигаем трон и приглашаем Его сесть. И когда Он нисходит в наше сердце — Он Сам это объясняет: это подобно тому, как восходит солнце. Постепенно Он появляется в нашем сердце, и первые лучи солнца растворяют тьму. И никакое зло не может противостоять этому. И ничего больше не останется, когда Господь появится в нашем сердце.

#00:27:22#

Все сомнения будут устранены, все невежество также уйдет, и вожделение обратится в любовь. В этом процессе на пути бхакти у нас у всех есть надежда. Нас ждет яркое будущее впереди. Мы всего лишь должны быть почтительны к другим и ждать нашего часа. Каждый день — это новый день, чтобы начать стараться. Возможно, у нас что-то не получилось вчера, но мы можем попытаться сегодня. Мы бесстрашны, мы не боимся всех ошибок внутри нас. Возможно, если это беспокоит других преданных, то мы за это извиняемся. Но мы знаем, что Господь знает, как очистить нас, и мы веруем в Него. У кого еще есть вопросы?

#00:29:23#

Преданный: У меня еще есть вопрос. Каким образом перестать мыслить подобным образом, чтобы искать недостатки в других?

#00:30:01#

Бхакти Лалита Деви Даси: Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гурудев — они по этому поводу сказали очень многое. У нас целый багаж на эту тему. Мы осознаем, что в нас самих больше чем достаточно ошибок, которые нужно исправлять. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Смазывайте свой механизм, нам не следует переживать по поводу неисправности механизма других людей». Нам не следует поправлять других людей. Кришна знает, как очистить каждого из всех преданных.

#00:31:10#

Поэтому мы сосредотачиваемся на самих себе, на наших ошибках. Шрила Гурудев сказал, что мы не инспекторы по дырам. Это не наша работа проверять все дыры, которые есть в стенах, трещины. Наша забота — следить за собой, проверять самих себя, исправлять самих себя. И мы осознаем все больше и больше по мере нашего продвижения. Поиск ошибок в других также имеет свои последствия. И вы, ученые, больше всех нас знаете, что такое третий закон Ньютона. Какой третий закон?

#00:32:30#

Преданный: Действие имеет равное и обратное по силе противодействие.

#00:32:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Также мы знаем, что у каждой реакции есть противодействие, в которое вовлечен некий интерес. Когда мы почувствуем обратную реакцию, мы поймем, что нам вообще-то нужно заплатить больше. И реакция на оскорбления, в особенности оскорбления вайшнавов, вайшнава-апарадхи, которая придет на это, [сильна] — нам придется мучиться, намного сильнее страдать.

#00:33:57#

Если мы скажем, мы подумаем, что кто-то плохой, еще более того, мы скажем, что он таков, то это придет к нам: мы станем плохими, но в еще в большей степени. На самом деле нам будет намного легче побороть те мысли, которые у нас в голове, чем те, что уже вышли с наших уст. Мы можем гармонизировать эти мысли в нашем уме с помощью медитации на наших Гуру. Мы должны схватить себя и оттянуть от ошибок. У меня лично очень много ошибок, и когда дурные мысли в голове, я просто говорю им: «Заткнитесь!»

#00:35:19#

Недавно мне пришлось практиковать экзорцизм на одной из преданных. У меня была трех- или четырехчасовая встреча с одной из преданных, и на деле нам просто пришлось изгонять демона из нее. Мы «вытащили» из нее ум, «связали» его и «уселись» на него. Изначально нам нужно определить проблему, и мы определили, что это ум. Но мы знаем, что мы сами — это не наш ум, но мы «покрыты» его действиями. Если ум контролирует нас, то мы будем страдать, мы будем в беде. Некоторые люди страдают от их собственного ума более, чем другие. Некоторые умы действительно просто демонические, если можно так выразиться. Другие люди могут страдать меньше от ума, но у них может быть больше других проблем. Мы все страдаем от чего-то в этом мире. Но взятие ума под наш собственный контроль — это автоматический результат практики сознания Кришны.

#00:37:54#

Когда наш ум будет находиться под нашим контролем, он станет нашим лучшим другом и помощником. И вы не станете находить ошибки в других, вы будете видеть только хорошие вещи. Мы всегда можем найти хорошие вещи в ком-либо. Мы лишь на начальных ступенях, мы вдохновлены, и перед нами еще долгий путь, который нам следует пройти. Но ничего страшного в этом, потому что у нас нет ничего лучше, чем заниматься этим.

#00:38:55#

Какие бы проблемы ни приходили, какие бы преграды ни становились на нашем пути, мы их принимаем и боремся с ними. Какое бы оскорбление мы ни нанесли, какую бы ошибку мы ни сотворили, мы просто можем попросить прощения: «Прости меня, я падшая душа». И особенно, если мы имеем дело с вайшнавами — они очень милостивы, они прощают все.

Хорошо? Еще вопросы?

#00:39:54#

Преданная: [неразборчиво о недостатке душевных сил для молитвы]. Где взять эту силу?

#00:40:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Возможно, молитва — не ваша специализация. Возможно, лучше [служить] на кухне или в саду, или, возможно, делать гирлянды, делать что-то для Кришны. Мы слуги, которые занимаются активным служением. И я лично тоже не очень хороша в молитве. Я не сижу в храме, не молюсь целый день. И что бы мы дальше ни делали, мы все это делаем с правильным, чистым умонастроением. Когда мы заняты каким-либо служением, мы можем воспевать Святое Имя.

#00:41:45#

По мере того, как вы готовите, вы убираете, делаете гирлянды, воспевайте: «Кришна! Кришна!» Для нас лучше — это постоянно быть чем-то занятым, чем просто сидеть наедине с нашим умом и молиться, и куда-то улетать отсюда. Кришна, скорее всего, тоже скажет: «Почему ты сидишь и молишься? Давай вставай и сделай что-нибудь». Я бы сильно не беспокоилась по этому поводу. Просто используйте себя в служении Гуру, вайшнавам, и все будет хорошо. Кришна знает наше сердце. И Он может видеть нас даже, когда мы не можем Его видеть. В этом есть милость. Ананда, мы знаем, что у вас есть вопросы. Вы можете задать мне все те вопросы, которые задавали вчера. Потому что я на самом деле не очень хорошо помню, что я вам вчера отвечала, и я была немного не сконцентрирована и уставшая. Возможно даже, я дала вам неправильные ответы.

#00:43:47#

Ананда Прабху: Нет, спасибо, мне понравилось.

Преданный: У меня вопрос. Существуют десять оскорблений Святого Имени. И люди (и я, в частности) интересуются: лучше о них размышлять до воспевания на четках или во время служения?

Переводчица: Об оскорблениях?

Преданный: Ну да. Когда лучше?

#00:45:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: В принципе, и то, и другое. Мы стараемся воспевать без оскорблений, также [стараемся] не наносить оскорблений в нашей духовной жизни. И до того, как начинать читать нашу джапу, мы воспеваем Панча-таттва-мантру. Гурудев сказал, что мы, читая Панча-таттва-мантру, поклоняемся Им, и таким образом избегаем оскорблений. Мы на самом деле можем напомнить себе о десяти оскорблениях, распечатать их и повесить на стену, например, и каждое утро читать и убеждаться в том, что понимаем, о чем идет речь. Но лекарство от воспевания с оскорблениями — это воспевание.

#00:46:27#

Очистит нас от оскорблений святых имен Святое Имя. В «Прапанна-дживанамритам» есть красивая шлока: «Если мы упадем на землю — как мы должны с нее подняться? Мы отталкиваем себя от той самой земли, на которую упали, чтобы подняться». Святое Имя — это то, с помощью чего мы будем прощены за наши оскорбления. Единственный путь к воспеванию — это воспевание.

#00:47:31#

Преданный: Существует такой термин «нама-рупа-гуна-лила», то есть имя, качество, форма и игра [Господа]. Как его понять? Человек в процессе служения начинает это понимать или же он понимает, что уже посредством служения соприкасается с другой реальностью? Как этот критерий определить?

#00:48:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это проявляется в сердце. Божественная реализация. Это все происходит в ступенчатом процессе. Мы говорили о солнце, которое восходит в сердце, о Господе, Который там появляется. Постепенно тьма уходит, и свет проливается, и к нам все приходит, открывается для нас постепенно. Мы увидим все то, что нужно для нас. Возможно, то, что сейчас нам кажется каким-то пугающим, в будущем станет нашей реальностью, нашей практикой. То есть постепенно нам откроется все. Мы не говорим о том, что нам нужно выяснить это здесь и прямо сейчас, мы не приступаем к сознанию Кришны с таким подходом, что нам нужно каждую мелочь выяснить, чтобы принять сознание Кришны. Сознание Кришны не может быть понято через какие-то технические аспекты. Мы отдаем себя полностью, мы занимаем себя в энергичном служении, мы находимся в правильном обществе, и, когда мы следуем всему этому, все открывается в нас. Мы самостоятельно испытаем это все в реальной практике, в реальном мире.

#00:51:33#

Преданный: То есть между чистым Святым Именем и нашим положением [существуют] вот эти вайшнава-апарадхи и сева-апарадхи. До этого [их искоренения] мы не можем в полной мере правильно воспевать?

#00:52:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правда. Сева-апарадха — это особый вид оскорбления. Есть также особая нама-апарадха. Нама-апарадха, вайшнава-апарадха. Гурудев говорит для нас, как для детей, — мы дети в сознании Кришны, — что не так легко совершить оскорбления, не так легко, как вы думаете. Господь — как наша мать, которая не обижается на ребенка за то, что он что-то делает неправильно. Ребенок иногда может пописать на маму, но мать не швыряет ребенка через все комнаты. Господь действует именно так.

Дандават, Ишвари, садитесь.

#00:54:00#

Ишвари Деви Даси: Харе Кришна!

Преданный: Харибол! То есть нужно параллельно анализировать свое состояние и примерно знать, где мы совершили оскорбление? Значит, в сердце будет какая-то печаль, то есть пустота какая-то наступит? И наоборот, если мы прогрессируем, в сердце больше радости, счастья и глубокого удовлетворения?

#00:54:51#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно, самоанализ очень необходим для каждого из нас каждый день.

Преданный: То есть мы не можем «писать постоянно на маму»?

#00:55:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правда. Но также мы не воспринимаем это все ментально, иначе мы будем парализованы нашими оскорблениями, которые нанесли другим. Особенно, когда мы все еще дети, и мы не можем даже прямо встать. Мы придерживаемся скромного отношения к себе и просто молим, и кричим, и просим Господа о милости. Мать также может услышать плач ребенка. Господь тоже может нас услышать, если мы начнем плакать, особенно воспевая Его Имя, особенно, если призыв будет безнадежен. Он придет и поможет нам. На самом деле наш мозг может «взорваться», если мы на целый день засядем и будем расписывать и думать, какие оскорбления мы нанесли другим. Это просто взорвет нас изнутри.

#00:57:00#

Преданный: То есть параллельно можно служить и медитировать?

#00:57:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, но не слишком усердствуйте. Анализ — это паралич. Это цитата Малкольма Икса. Это его слова: «Анализ — это паралич». Есть некая правда в этом утверждении. Мы не хотим что-то анализировать слишком глубоко.

Преданный: То есть анализ — это паралич, а служение — это движение?

#00:58:28#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы принимаем это выражение [«Анализ — это паралич»] неким образом, но не полностью. В этом есть некая правда, но она не абсолютна. Поэтому каждый день мы просто пытаемся что-то делать. Просто старайтесь в меру своих сил. Скорее всего, самая большая ошибка среди нас всех — это трата своего времени. Мы должны волноваться больше по этому поводу. Сколько мы времени честно тратим каждый день [на служение]? Мы стараемся использовать себя в служении каждый день, каждую минуту, каждый момент и посвятить себя полностью служению.

#00:59:55#

Мы будем использовать себя в лучшей степени, когда будем заняты в служении, в служении преданным. Насколько это возможно, мы пытаемся отстраниться от всего и посвятить себя Гуру и вайшнавам. Но, конечно, у вас у всех есть какие-то обязанности. Например, вы юрист, вам нужно ходить в офис, вам нужно работать. Но сколько времени у вас есть для служения, вы должны его максимизировать, увеличить. И постепенно, с каждым днем, в конце концов вы избавитесь от вашей должности. Вы придете, подвинете себя к полному самопреданию. Отдайте все Гуру и Кришне. Это должно быть планом, работайте в этом направлении. И в то же время отдавайте каждую минуту, которая у вас есть, для служения и вашей духовной практики. Будьте, пожалуйста, проще с самоанализом, сделайте это понимание более простым. Не становитесь парализованными. Есть еще вопросы?

#01:02:17#

Преданный: Есть вопрос. Скажите, пожалуйста, кем лучше быть — неполноценным, неудавшимся преданным или благочестивым, хорошим материалистом в лучшем смысле [этого слова]?

#01:02:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно, [лучше] неудавшийся слуга, даже самый плохой преданный, чем материалист.

Преданный: Даже оскорбляющим преданным?

#01:03:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, потому что для преданного всегда существует надежда. Потому что в любой момент они могут попросить прощения. И слово «преданный» после слова «оскорбитель» — это очень хорошее положение. Многие были оскорбителями — например, Джагай, Мадхай. Они словно эпидемия оскорблений. И они были прощены и стали великими вайшнавами. Нитьянанда Прабху приходит именно за такими людьми. Он ищет самых худших людей, Он ищет самых худших преданных. Они становятся Его целями. Всегда есть надежда для них. Возможно, мы некоторые из них.

#01:05:08#

Джагай, Мадхай стали великими вайшнавами, и до конца своей жизни они продолжали чистить берега Ганги там, где люди принимают омовение, они чистили их с утра и до вечера. Они звали тех людей, которых оскорбили, прийти: «Пожалуйста, придите и простите нас». Они жили в необычайном почтении, в умонастроении почтения, когда стали великими вайшнавами. И есть много других примеров таких оскорбителей, которые были прощены.

#01:06:06#

Возможно, мы лишь чувствуем себя настолько оскорбителями, а возможно, мы на самом деле [оскорбители]… Но, к счастью, нас никуда не выгнали. Каждый день мы продолжаем идти, насколько это возможно, также надеемся на милость. Жизнь со Шрилой Говиндой Махараджем была прекрасна в стольких аспектах. Мы были в какой-то степени «дикой» группой, которая жила рядом с ним. Мы все были с разными характерами, разной природы, с разным умонастроением.

#01:07:17#

Он говорил: «В моих джунглях живет много тигров, много львов и много медведей». Иногда преданные ругались перед ним, иногда происходило такое на глазах Гурудева, что просто один преданный бил другого. Мы сделали столько неправильных вещей, столько оскорбительных вещей на его глазах. Мы вели себя очень плохо на его глазах, множество раз. Но он смотрел сквозь это, он всегда смотрел сквозь наше поведение, сквозь наши оскорбления и всегда извлекал из нас только служение. И он всегда был способен найти самое лучшее в нас и всегда мог знать, как лучше использовать нас для служения.

#01:08:49#

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что он был естественным парамахамсой. Значение парамахамсы — это преданный, подобный лебедю. Это преданный, который подобен лебедю: если лебедю смешать молоко и воду и поставить перед ним, то своим клювом он способен извлечь только молоко. Гурудев был полностью подобен этому описанию, он извлекал из нас только служение, несмотря на все наши плохие поступки. Он всегда смотрел сквозь наши ошибки, он игнорировал их и даже просто не видел. Мы всегда чувствовали себя защищенными, потому что мы понимали, что он не выгонит нас, и мы останемся в его обществе. Мы не так сильно боялись наших ошибок и наших оскорблений. Иногда перед ним мы были [даже] слишком храбрыми. Но все равно он никогда не отталкивал нас. Мы были очень удачливыми быть его стражей.

#01:11:19#

Возможно, у него было отличное от нашего мировосприятие, отличное от этого мира. Но он всегда смотрел на нас и воспринимал нас как своих стражей. Мы работаем и служим согласно его наставлениям и под контролем его преданных. И все хорошо, нет никаких проблем на самом деле. Сколько времени, скажите?

#01:12:09#

Преданная: Девять тридцать.

#01:12:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Давайте последний вопрос, пожалуйста. Ишвари, вы только пришли, может, вы что-то хотите спросить?

#01:12:23#

Ишвари Деви Даси: Вопросы есть, но они уходят почему-то, они где-то там, а сюда приходишь, они как-то [улетучиваются]…

#01:12:41#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это хорошо. Госвами Махарадж всегда счастлив, когда видит, что преданные на его лекциях записывают что-то.

Ишвари Деви Даси: У меня просто память слабая.

#01:13:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы все очень забывчивы. Шрила Прабхупада говорил: «Запомнить — значит записать».

Преданный: Вопрос такой. Кришнадас Кавирадж Госвами сказал, что вся «Чайтанья-чаритамрита» — это всего лишь частица игр Махапрабху. Он это буквально сказал, это действительно так? То, что мы читаем, — это лишь немногое [из деяний Махапрабху]? Возможно, были какие-то другие истории, с Ним связанные.

#01:14:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно! Сколько вообще может быть записано? Чайтанья Махапрабху — наш Верховный Господь, и в Нем Радха и Кришна слиты воедино. Он являет миру Свой бесконечный любовный экстаз, Он исполнен желания распространять [этот экстаз]. Он снизошел в этот мир со Своим окружением, со Своей обителью, и столько всего случилось другого, о чем мы даже не слышали. То, что мы слышим от Кришнадаса Кавираджа Госвами, — это все практически пришло к нам из дневника Сварупы Дамодара. Также [известно что-то] из писаний Шрилы Вриндавана Даса Тхакура, шести Госвами. Столько литературы, столько разных шлок, столько молитв! Мы имеем дело с чем-то бесконечным, и вы никогда не обнаружите конец этого всего. Это как резервуар фонтана, он всегда наполнен водой до краев, которая [при этом постоянно] вытекает из него. Мы ограниченные существа. Какую часть безграничного мы можем принять?

#01:16:58#

Преданный: То есть основное зафиксировано там [в «Чайтанья-чаритамрите»] — рождение [Шри Чайтаньи Махапрабху] и так далее, но можно предполагать, что этому сопутствует еще невероятное, бесконечное количество параллельных каких-то событий, о которых можно лишь догадываться.

#01:17:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы можем об этом думать так, но лучше в другом ключе. Для нас лучше понимать, что у Кришнадаса Кавираджа Госвами была просто нереальная возможность восприятия всего этого. Таково было его скромное настроение выразить [невыразимое]. Он также сказал: «Я не более чем червяк в испражнениях». Мы даже не можем читать [об этом], мы не хотим слышать этого. Но он пишет это из непередаваемой скромности. Для него это действительно может быть всего лишь капля, но для нас это может быть то, что прольет свет на все три мира. Это слишком много для одного человека. Мы никогда не сможем понять всю «Чайтанью-чаритамриту». Это более чем достаточно для всех из нас. Когда вы читаете «Чайтанью-чаритамриту», пожалуйста, помните всегда об авторе, помните, насколько эта личность скромна и почтительна. Вриндаван Дас Тхакур, автор «Шри Чайтанья-Бхагаваты», тоже очень скромен.

#01:20:02#

Но у Вриндавана Даса Тхакура немножко другое настроение, у него есть агрессивная сторона. Он говорил, что если кто-то не может принять Нитьянанду Прабху, то… Мы видим, что «Шри Чайтанья-Бхагавата» описывает деяния Нитьянанды Прабху с той позиции, что Вриндаван Дас Тхакур был Его последователем. Он говорил: «Если кто-то не может принять Нитьянанду Прабху, то я ударю его по голове». У разных вайшнавов разное настроение. Столько много граней, столько много углов.

#01:21:10#

Преданный: То есть нужно осторожно общаться с преданными.

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно.

#01:21:23#

Ишвари Деви Даси: Все-таки можно задать вопрос? Когда нам давали посвящение, сказали: есть десять оскорблений. Существует второе оскорбление (я не до конца его понимаю). Как правильно его не совершать. «Оскорбительно считать великого Господа Шиву, равно как и всех богов, отдельными от Господа Кришны». Вопрос такой: получается, если до этого мы могли каким-то богам поклоняться согласно нашему пониманию, то, приняв посвящение, произнеся Святое Имя, чтобы Его [Господа Кришну] не оскорблять, мы должны всех полубогов отбросить, оставить только Кришну и Святое Имя, иначе мы оскорбляем Его. Правильно я понимаю?

#01:23:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правильное понимание. Но не только Кришна: Гаура (Гауранга), Радха, Кришна. И мы никогда не считаем полубогов равными Кришне. Даже если собрать всех полубогов вместе, они никогда не станут равными Кришне, даже все вместе. Возможно, вы не знали этого раньше, поэтому нет никакого оскорбления в этом.

#01:23:47#

Ишвари Деви Даси: Иногда уделяется внимание, вот недавно — Дурге. Это же неправильно?

#01:24:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы можем принимать все и каждого как что-то связанное с Кришной. Дурга Деви — вайшнави, поэтому мы уважаем ее. Мы также не хотим обидеть ее. Мы просто не сравниваем ее с Кришной, мы не поклоняемся ей на нашем алтаре. Такая же ситуация с другими полубогами. Нужно содержать все в соответствии с пониманием нашей рупануга-сампрадаи, нашей наставнической линии. Наша цель — это Радха, Говинда и Махапрабху.

#01:25:33#

На самом деле я тоже никогда не видела Дурга-пуджу в нашем календаре, только буквально сейчас заметила. Некие изменения были внесены в наш вайшнавский календарь Ачарьей Махараджем. Мы можем спросить его и попросить дать объяснения.

#01:26:00#

Ишвари Деви Даси: У меня второе оскорбление и вот это вот [вышеупомянутые изменения в вайшнавском календаре, связанные с появлением Дурга-пуджи] как-то не состыковалось: полубоги, и вдруг они у нас появились.

#01:26:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, но это не то, что мы считаем, будто бы она равна Кришне.

Ишвари Деви Даси: Получается, мы отдаем туда внимание.

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле я тоже искренне удивилась, почему эта дата в нашем календаре появилась. Никогда не было раньше. Я не почувствовала никаких сложностей, когда увидела это в календаре. У нас так много вайшнавов, так много других личностей, которых мы отмечаем в нашем календаре. В этом году мы оказываем почтение ей, и в этом нет никакой проблемы, мы просто оказываем почтение. Мы никак не превозносим ее выше, мы просто говорим: «Джая Дурга Деви, джая!» В нашей ежегодной парикраме мы также посещаем храм Дурги Деви, а также Параматалу в центре Навадвипы.

#01:28:22#

Ишвари Деви Даси: Где жил Гурудев и Шридхар Махарадж? Я просто не была, не знаю, я вообще не была там… А там есть изображения каких-то еще Божеств?

#01:28:59#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нет, но в Навадвипе, например, есть храм Шивы. Он супруг Дурги.

Ишвари Деви Даси: Хотелось как-то определиться, выбирать для себя. Как написано в книге «Шри Гуру и его милость»: нужно внимательно смотреть, какого уровня знание нам предлагают. Надо внимательно смотреть, что значит мое внимание. У меня-то самскары прошлого, у меня-то нет [духовного] видения. Да? Как выбрать на данный момент шикша-гуру [духовного наставника], чтобы не сворачивать в стороны, не совершать оскорбления? Сердцем чувствовать? — так там у нас анартхи, там такие анартхи идут... Какой бы совет такой [принять], чтобы следовать фарватеру, не сбиваться. Налево, направо в жизни столько уже совершали [ошибок]… что любая шикша [духовные наставления]…

#01:30:54#

Бхакти Лалита Деви Даси: То, что дает нам Гуру, то, что он посчитает достаточно ценным для нас, — мы должны сфокусироваться на этом. Вы увидите, что нам даются определенные вещи, читая книги, слушая лекции, слушая беседы наших учителей. Они подчеркивают из раза в раз: сфокусируйтесь именно на этом, сфокусируйтесь на том, что я даю вам. И самая важная вещь — чтобы мы прислушивались к нашим местным лидерам. Мы следуем инструкциям и наставлениям наших местных Гуру, наших местных стражей.

#01:32:12#

Мы получаем шикшу от них, также мы можем получать шикшу от наших старших братьев и сестер, которые выше нас. И чтобы окончательно сделать все ясным, вам нужно понять, что вы здесь живете под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Постарайтесь помогать и служить под его руководством. Постарайтесь увидеть то, что он хочет от вас, постарайтесь понять, что именно вас он может использовать для служения. И вы будете очень успешны.

#01:33:23#

Он способен вовлечь вас в служение. Мы не раз видели, как он просто брал людей с улицы, звал их, а на следующий день они становились его пиар-менеджерами. Он мгновенно делает людей образованными, [сведущими] в чем-либо. Он каждому дает очень важные обязанности, и таким образом человек не может [не прогрессировать]… Авадхут Махарадж всегда успешен. И это наша большая удача, если мы можем помогать и учиться у него. [Обращаясь к Ишвари Деви Даси:] Вы сегодня пропустили даршан Госвами Махараджа, он нас благословлял по скайпу. И он сказал ту же самую вещь, которую я только что сказала, — мы служим под руководством Авадхута Махараджа, это наша большая удача и счастье. И он [Госвами Махарадж] также назвал себя в числе нас всех. И не должно быть каких-то неясностей и сомнений по этому поводу. Дорога ровная и чистая перед нами.

#01:35:22#

Преданный: Я счастлив бы был! Но, к сожалению, немного не здоров.

#01:35:31#

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо большое. После обеда, если у кого-то есть какие-то предложения, какие-то идеи, мы можем провести что-то особенное, сделать что-то особенное. А в шесть часов мы снова встретимся. После обеда было бы хорошо пройтись куда-то погулять. Мы увидимся с вами позже.

Переводчик: Алакананда Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Гандхарва Деви Даси
Редактор: Туласи Прия Деви Даси

 



←  Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж и Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 12 октября 2013 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Искра во взгляде Вишну». Шрила Б. С. Госвами Махарадж | “A Twinkle in the Eye of Vishnu.” Srila B. S. Goswami Maharaj
 →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 69.1 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Лекарство от оскорблений

(15 октября 2013 года. Харьков, Украина)

 

[Шрила Госвами Махарадж говорит по скайпу.]

#00:00:35#

Шрила Госвами Махарадж: Когда Шрила Гурудев прочитал то, что пишет Бхакти Лалита в ее письмах, то он сказал: это то, что написал бы он. И мы все продолжаем служение благодаря нашему ачарье Шриле Авадхуту Махараджу, который дает нам бесконечное служение и дает служение и лично мне. Шрила Гурудев сказал, что он будет счастлив, если все преданные в русскоговорящих странах будут служить под четким руководством Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа.

#00:02:07#

Потому что Ачарья Махарадж руководит нашей миссией из Индии и у него очень много дел в Индии. Но Шрила Гурудев сказал, что его желание, истинное желание — чтобы все русские преданные, все русскоговорящие преданные служили под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Шрила Гурудев сказал: «Если мои ученики, мои последователи будут служить под четким руководством Шрилы Авадхута Махараджа (это были именно его слова), то тогда это будет служение. В ином случае это всего лишь фантазия».

#00:03:47#

Поэтому мы все счастливо служим под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. И тот, у кого есть глаза, чтобы увидеть, он увидит, что какая-то мистическая сила служения нисходит от Авадхута Махараджа. И это не то, что вы должны прочитать в писаниях, вы просто должны открыть глаза и увидеть это чудо, которым является служение Авадхута Махараджа.

#00:04:50#

Правда то, что я благосклонен ко всем вам. Я ученик Шрилы Прабхупады, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева. Прабхупада знает, кто я, вы можете прочитать в письмах, вы можете увидеть на фотографиях, в книгах. Я лично знаю Шрилу Гуру Махараджа, что он говорит о Шриле Гурудеве. Это было высшее желание Шрилы Гурудева — то, чтобы я работал вместе со Шрилой Авадхутом Махараджем. Я проповедовал здесь в 1978 году. Это [было] задолго до того, как милые дамы здесь родились.

#00:06:45#

Есть на самом деле очень длинная предыстория, но не буду здесь вам рассказывать, я просто счастлив, что я вовлечен в служение русской миссии. И когда я проповедовал в 1978 году здесь, то каждое слово, которое было использовано, было использовано в служении, оно было очищено, и оно танцевало для служения Кришне. Я был приятно удивлен, когда видел, как русский язык становится слугой Кришны. В 1978 году на Джанмаштами мы в Москве хотели сделать фестиваль.

#00:08:22#

И я спросил у Ананта Шанти Прабху: «Что доступно в Москве в это время для [проведения] пира?» Он сказал: «Ничего». Я сказал: «Хорошо, у нас есть машина, и мы можем поехать куда-то за пределы Москвы. Что доступно там?» И он сказал: «Абсолютно ничего. Если вы понимаете, что здесь ничего нет, то за пределами этого вообще ничего нет». У нас была сахарная пудра и просто масло. Предложив это, мы сами потом почитали прасад. И они спросили у меня: «Что вы думаете об этом?» Я сказал: «Просто хорошо».

#00:10:03#

Но мы были счастливы. И сейчас вы просто удачливы, что можете получить все, даже молоко птицы. Гурудев сказал, что Кришна настолько добр, что Он дает нам очень много. И мы можем предложить немного себя для служения Кришне, Который дает так много для нас. И я знаю, что речь идет не о вас, потому что все, кто связан с Авадхутом Махараджем, все служат без остановки. Я был в Харькове с Муралишваром Прабху много лет назад. Мы останавливались у мужчины, который был нашим [духовным] братом. И каждый раз, когда я шел спать, он шел в храм ИСККОН. Ничего страшного.

#00:11:45#

Он забыл, что я ученик Прабхупады. Но с кем же вам нужно говорить в храме ИСККОН? С прямым последователем Шрилы Прабхупады? Я не думаю. И мы проводили программы, некоторые женщины приносили очень много цветов. И я страдал от аллергии, у меня был насморк. Вы могли видеть тогда мои глаза — они были [неразборчиво] с контактными линзами, и была ужасная аллергия. Я сказал Мурали: «Давай пройдем, прогуляемся по улице».

#00:13:05#

Мы вышли наружу и встретили группу подростков: мальчиков и девочек. И мы проповедовали им целый час, это была наша программа. Рупа Госвами говорит, что это реальное служение для человечества. Это все божественно для каждого. Это начинается со слушания о Кришне и Его преданных. Вы очень удачливы, что рядом с вами есть чистый преданный Кришны — это Шримати Бхакти Лалита Деви Даси.

#00:14:38#

Вы, может, слышали от нее о Кришне, о Его преданных, о Его высших преданных, о Шриле Говинде Махарадже? Она может вам очень много рассказать о ее играх со Шрилой Гурудевом. Мои поклоны Бхакти Лалите, мои поклоны всем вам и всей нашей гуру-варге.

Преданные: Дандават, Махарадж!

Шрила Госвами Махарадж: Дандават всем вам!

Бхакти Лалита Деви Даси: Джая! Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джая!

#00:16:06#

Мы обрели много милости сегодня. Давайте споем одну-две песни, а потом позадаем вопросы. Я почему-то думаю, что у вас много вопросов.

#00:16:33#

Преданный: Скажите, пожалуйста, как можно противостоять вожделению?

#00:16:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: Прежде всего, нам не нужно сражаться, не нужно противостоять этому. И то, что мы можем попытаться сделать, это направить [эту энергию] в наше служение. Все, что у нас есть: наши чувства, наш разум, мы пытаемся вовлечь в служение. Мы пытаемся сделать так, чтобы мы были постоянно заняты, чтобы у нас не было отдыха, и вовлекать все, что у нас есть, в служение. Шрила Гурудев сказал, что ответственное служение и наша полная занятость даст возможность нам полностью отдаться служению. И мы автоматически очистимся.

#00:18:44#

Шрила Свами Махарадж Прабхупада использовал некое выражение. [Алакананда Деви Даси: «Сейчас Бхакти Лалита постарается объяснить мне, что это».] [Бхакти Лалита Деви Даси ищет в планшете информацию.] Шрила Свами Махарадж Прабхупада, по крайней мере, просто забирал людей с улицы и давал им сознание Кришны. «Ласточкин хвост» — это было любимое выражение Свами Махараджа Прабхупады. И он превратил это в целую концепцию. «Ласточкин хвост» — все наши чувства, все наши действия, наш разум.

#00:21:17#

Некоторые любят ходить за покупками, есть шопоголики, возможно стать шопоголиком для Кришны. Некоторые любят готовить, и можно готовить для Кришны. Используйте все, что у вас есть, для Кришны. В нашем нынешнем состоянии мы падшие души, мы начинаем, мы неофиты, и мы только пытаемся встать на ноги в сознании Кришны. И это может быть очень сложно встать на ноги. Но мы начинаем с маленьких шажочков, с шажочков ребенка, шаг за шагом. Мы используем все, что у нас есть, — мы используем чистое настроение, чтобы мы могли пойти в нужное время. И тогда однажды у нас получится бежать.

#00:22:50#

И это страдание души (дживы), в самом начале нам всегда приходится с этим бороться. Мы можем использовать все, что у нас есть, включая вожделение. Оно может трансформироваться в настоящую любовь. Кто-то злой, может даже быть злым за Кришну, защищать преданных, не наносить вайшнава-апарадх. Таким образом мы можем использовать эту тенденцию. И все очищается вовремя. Перед тем, как пригласить Господа в наше сердце, мы сначала начинаем очищать его.

#00:24:19#

У нас в сердце наслаивается пыль, накопленная за наши прошлые жизни, и по милости Гуру и вайшнавов мы сможем очистить его (Чайтанья Махапрабху в Своем первом стихе «Шри Шикшаштакам» написал об этом). Мы начинаем процесс воспевания, который начинает очищать наше сердце. Все очищается в этом процессе. Наш круг рождения и смертей гаснет, как гаснет в лесу пожар. Тогда душа просыпается, а прямо сейчас наша душа спит. Это наша попытка души, которая сейчас пребывает в спящем состоянии. А когда душа просыпается, она испытывает совершенно новый духовный опыт.

#00:26:09#

Мы можем пригласить, позвать Господа в наше сердце. Только тогда, когда наше сердце подготовлено, когда оно чистое, мы там воздвигаем трон и приглашаем Его сесть. И когда Он нисходит в наше сердце — Он Сам это объясняет: это подобно тому, как восходит солнце. Постепенно Он появляется в нашем сердце, и первые лучи солнца растворяют тьму. И никакое зло не может противостоять этому. И ничего больше не останется, когда Господь появится в нашем сердце.

#00:27:22#

Все сомнения будут устранены, все невежество также уйдет, и вожделение обратится в любовь. В этом процессе на пути бхакти у нас у всех есть надежда. Нас ждет яркое будущее впереди. Мы всего лишь должны быть почтительны к другим и ждать нашего часа. Каждый день — это новый день, чтобы начать стараться. Возможно, у нас что-то не получилось вчера, но мы можем попытаться сегодня. Мы бесстрашны, мы не боимся всех ошибок внутри нас. Возможно, если это беспокоит других преданных, то мы за это извиняемся. Но мы знаем, что Господь знает, как очистить нас, и мы веруем в Него. У кого еще есть вопросы?

#00:29:23#

Преданный: У меня еще есть вопрос. Каким образом перестать мыслить подобным образом, чтобы искать недостатки в других?

#00:30:01#

Бхакти Лалита Деви Даси: Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гурудев — они по этому поводу сказали очень многое. У нас целый багаж на эту тему. Мы осознаем, что в нас самих больше чем достаточно ошибок, которые нужно исправлять. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Смазывайте свой механизм, нам не следует переживать по поводу неисправности механизма других людей». Нам не следует поправлять других людей. Кришна знает, как очистить каждого из всех преданных.

#00:31:10#

Поэтому мы сосредотачиваемся на самих себе, на наших ошибках. Шрила Гурудев сказал, что мы не инспекторы по дырам. Это не наша работа проверять все дыры, которые есть в стенах, трещины. Наша забота — следить за собой, проверять самих себя, исправлять самих себя. И мы осознаем все больше и больше по мере нашего продвижения. Поиск ошибок в других также имеет свои последствия. И вы, ученые, больше всех нас знаете, что такое третий закон Ньютона. Какой третий закон?

#00:32:30#

Преданный: Действие имеет равное и обратное по силе противодействие.

#00:32:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Также мы знаем, что у каждой реакции есть противодействие, в которое вовлечен некий интерес. Когда мы почувствуем обратную реакцию, мы поймем, что нам вообще-то нужно заплатить больше. И реакция на оскорбления, в особенности оскорбления вайшнавов, вайшнава-апарадхи, которая придет на это, [сильна] — нам придется мучиться, намного сильнее страдать.

#00:33:57#

Если мы скажем, мы подумаем, что кто-то плохой, еще более того, мы скажем, что он таков, то это придет к нам: мы станем плохими, но в еще в большей степени. На самом деле нам будет намного легче побороть те мысли, которые у нас в голове, чем те, что уже вышли с наших уст. Мы можем гармонизировать эти мысли в нашем уме с помощью медитации на наших Гуру. Мы должны схватить себя и оттянуть от ошибок. У меня лично очень много ошибок, и когда дурные мысли в голове, я просто говорю им: «Заткнитесь!»

#00:35:19#

Недавно мне пришлось практиковать экзорцизм на одной из преданных. У меня была трех- или четырехчасовая встреча с одной из преданных, и на деле нам просто пришлось изгонять демона из нее. Мы «вытащили» из нее ум, «связали» его и «уселись» на него. Изначально нам нужно определить проблему, и мы определили, что это ум. Но мы знаем, что мы сами — это не наш ум, но мы «покрыты» его действиями. Если ум контролирует нас, то мы будем страдать, мы будем в беде. Некоторые люди страдают от их собственного ума более, чем другие. Некоторые умы действительно просто демонические, если можно так выразиться. Другие люди могут страдать меньше от ума, но у них может быть больше других проблем. Мы все страдаем от чего-то в этом мире. Но взятие ума под наш собственный контроль — это автоматический результат практики сознания Кришны.

#00:37:54#

Когда наш ум будет находиться под нашим контролем, он станет нашим лучшим другом и помощником. И вы не станете находить ошибки в других, вы будете видеть только хорошие вещи. Мы всегда можем найти хорошие вещи в ком-либо. Мы лишь на начальных ступенях, мы вдохновлены, и перед нами еще долгий путь, который нам следует пройти. Но ничего страшного в этом, потому что у нас нет ничего лучше, чем заниматься этим.

#00:38:55#

Какие бы проблемы ни приходили, какие бы преграды ни становились на нашем пути, мы их принимаем и боремся с ними. Какое бы оскорбление мы ни нанесли, какую бы ошибку мы ни сотворили, мы просто можем попросить прощения: «Прости меня, я падшая душа». И особенно, если мы имеем дело с вайшнавами — они очень милостивы, они прощают все.

Хорошо? Еще вопросы?

#00:39:54#

Преданная: [неразборчиво о недостатке душевных сил для молитвы]. Где взять эту силу?

#00:40:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Возможно, молитва — не ваша специализация. Возможно, лучше [служить] на кухне или в саду, или, возможно, делать гирлянды, делать что-то для Кришны. Мы слуги, которые занимаются активным служением. И я лично тоже не очень хороша в молитве. Я не сижу в храме, не молюсь целый день. И что бы мы дальше ни делали, мы все это делаем с правильным, чистым умонастроением. Когда мы заняты каким-либо служением, мы можем воспевать Святое Имя.

#00:41:45#

По мере того, как вы готовите, вы убираете, делаете гирлянды, воспевайте: «Кришна! Кришна!» Для нас лучше — это постоянно быть чем-то занятым, чем просто сидеть наедине с нашим умом и молиться, и куда-то улетать отсюда. Кришна, скорее всего, тоже скажет: «Почему ты сидишь и молишься? Давай вставай и сделай что-нибудь». Я бы сильно не беспокоилась по этому поводу. Просто используйте себя в служении Гуру, вайшнавам, и все будет хорошо. Кришна знает наше сердце. И Он может видеть нас даже, когда мы не можем Его видеть. В этом есть милость. Ананда, мы знаем, что у вас есть вопросы. Вы можете задать мне все те вопросы, которые задавали вчера. Потому что я на самом деле не очень хорошо помню, что я вам вчера отвечала, и я была немного не сконцентрирована и уставшая. Возможно даже, я дала вам неправильные ответы.

#00:43:47#

Ананда Прабху: Нет, спасибо, мне понравилось.

Преданный: У меня вопрос. Существуют десять оскорблений Святого Имени. И люди (и я, в частности) интересуются: лучше о них размышлять до воспевания на четках или во время служения?

Переводчица: Об оскорблениях?

Преданный: Ну да. Когда лучше?

#00:45:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: В принципе, и то, и другое. Мы стараемся воспевать без оскорблений, также [стараемся] не наносить оскорблений в нашей духовной жизни. И до того, как начинать читать нашу джапу, мы воспеваем Панча-таттва-мантру. Гурудев сказал, что мы, читая Панча-таттва-мантру, поклоняемся Им, и таким образом избегаем оскорблений. Мы на самом деле можем напомнить себе о десяти оскорблениях, распечатать их и повесить на стену, например, и каждое утро читать и убеждаться в том, что понимаем, о чем идет речь. Но лекарство от воспевания с оскорблениями — это воспевание.

#00:46:27#

Очистит нас от оскорблений святых имен Святое Имя. В «Прапанна-дживанамритам» есть красивая шлока: «Если мы упадем на землю — как мы должны с нее подняться? Мы отталкиваем себя от той самой земли, на которую упали, чтобы подняться». Святое Имя — это то, с помощью чего мы будем прощены за наши оскорбления. Единственный путь к воспеванию — это воспевание.

#00:47:31#

Преданный: Существует такой термин «нама-рупа-гуна-лила», то есть имя, качество, форма и игра [Господа]. Как его понять? Человек в процессе служения начинает это понимать или же он понимает, что уже посредством служения соприкасается с другой реальностью? Как этот критерий определить?

#00:48:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это проявляется в сердце. Божественная реализация. Это все происходит в ступенчатом процессе. Мы говорили о солнце, которое восходит в сердце, о Господе, Который там появляется. Постепенно тьма уходит, и свет проливается, и к нам все приходит, открывается для нас постепенно. Мы увидим все то, что нужно для нас. Возможно, то, что сейчас нам кажется каким-то пугающим, в будущем станет нашей реальностью, нашей практикой. То есть постепенно нам откроется все. Мы не говорим о том, что нам нужно выяснить это здесь и прямо сейчас, мы не приступаем к сознанию Кришны с таким подходом, что нам нужно каждую мелочь выяснить, чтобы принять сознание Кришны. Сознание Кришны не может быть понято через какие-то технические аспекты. Мы отдаем себя полностью, мы занимаем себя в энергичном служении, мы находимся в правильном обществе, и, когда мы следуем всему этому, все открывается в нас. Мы самостоятельно испытаем это все в реальной практике, в реальном мире.

#00:51:33#

Преданный: То есть между чистым Святым Именем и нашим положением [существуют] вот эти вайшнава-апарадхи и сева-апарадхи. До этого [их искоренения] мы не можем в полной мере правильно воспевать?

#00:52:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правда. Сева-апарадха — это особый вид оскорбления. Есть также особая нама-апарадха. Нама-апарадха, вайшнава-апарадха. Гурудев говорит для нас, как для детей, — мы дети в сознании Кришны, — что не так легко совершить оскорбления, не так легко, как вы думаете. Господь — как наша мать, которая не обижается на ребенка за то, что он что-то делает неправильно. Ребенок иногда может пописать на маму, но мать не швыряет ребенка через все комнаты. Господь действует именно так.

Дандават, Ишвари, садитесь.

#00:54:00#

Ишвари Деви Даси: Харе Кришна!

Преданный: Харибол! То есть нужно параллельно анализировать свое состояние и примерно знать, где мы совершили оскорбление? Значит, в сердце будет какая-то печаль, то есть пустота какая-то наступит? И наоборот, если мы прогрессируем, в сердце больше радости, счастья и глубокого удовлетворения?

#00:54:51#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно, самоанализ очень необходим для каждого из нас каждый день.

Преданный: То есть мы не можем «писать постоянно на маму»?

#00:55:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правда. Но также мы не воспринимаем это все ментально, иначе мы будем парализованы нашими оскорблениями, которые нанесли другим. Особенно, когда мы все еще дети, и мы не можем даже прямо встать. Мы придерживаемся скромного отношения к себе и просто молим, и кричим, и просим Господа о милости. Мать также может услышать плач ребенка. Господь тоже может нас услышать, если мы начнем плакать, особенно воспевая Его Имя, особенно, если призыв будет безнадежен. Он придет и поможет нам. На самом деле наш мозг может «взорваться», если мы на целый день засядем и будем расписывать и думать, какие оскорбления мы нанесли другим. Это просто взорвет нас изнутри.

#00:57:00#

Преданный: То есть параллельно можно служить и медитировать?

#00:57:14#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, но не слишком усердствуйте. Анализ — это паралич. Это цитата Малкольма Икса. Это его слова: «Анализ — это паралич». Есть некая правда в этом утверждении. Мы не хотим что-то анализировать слишком глубоко.

Преданный: То есть анализ — это паралич, а служение — это движение?

#00:58:28#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы принимаем это выражение [«Анализ — это паралич»] неким образом, но не полностью. В этом есть некая правда, но она не абсолютна. Поэтому каждый день мы просто пытаемся что-то делать. Просто старайтесь в меру своих сил. Скорее всего, самая большая ошибка среди нас всех — это трата своего времени. Мы должны волноваться больше по этому поводу. Сколько мы времени честно тратим каждый день [на служение]? Мы стараемся использовать себя в служении каждый день, каждую минуту, каждый момент и посвятить себя полностью служению.

#00:59:55#

Мы будем использовать себя в лучшей степени, когда будем заняты в служении, в служении преданным. Насколько это возможно, мы пытаемся отстраниться от всего и посвятить себя Гуру и вайшнавам. Но, конечно, у вас у всех есть какие-то обязанности. Например, вы юрист, вам нужно ходить в офис, вам нужно работать. Но сколько времени у вас есть для служения, вы должны его максимизировать, увеличить. И постепенно, с каждым днем, в конце концов вы избавитесь от вашей должности. Вы придете, подвинете себя к полному самопреданию. Отдайте все Гуру и Кришне. Это должно быть планом, работайте в этом направлении. И в то же время отдавайте каждую минуту, которая у вас есть, для служения и вашей духовной практики. Будьте, пожалуйста, проще с самоанализом, сделайте это понимание более простым. Не становитесь парализованными. Есть еще вопросы?

#01:02:17#

Преданный: Есть вопрос. Скажите, пожалуйста, кем лучше быть — неполноценным, неудавшимся преданным или благочестивым, хорошим материалистом в лучшем смысле [этого слова]?

#01:02:47#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно, [лучше] неудавшийся слуга, даже самый плохой преданный, чем материалист.

Преданный: Даже оскорбляющим преданным?

#01:03:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, потому что для преданного всегда существует надежда. Потому что в любой момент они могут попросить прощения. И слово «преданный» после слова «оскорбитель» — это очень хорошее положение. Многие были оскорбителями — например, Джагай, Мадхай. Они словно эпидемия оскорблений. И они были прощены и стали великими вайшнавами. Нитьянанда Прабху приходит именно за такими людьми. Он ищет самых худших людей, Он ищет самых худших преданных. Они становятся Его целями. Всегда есть надежда для них. Возможно, мы некоторые из них.

#01:05:08#

Джагай, Мадхай стали великими вайшнавами, и до конца своей жизни они продолжали чистить берега Ганги там, где люди принимают омовение, они чистили их с утра и до вечера. Они звали тех людей, которых оскорбили, прийти: «Пожалуйста, придите и простите нас». Они жили в необычайном почтении, в умонастроении почтения, когда стали великими вайшнавами. И есть много других примеров таких оскорбителей, которые были прощены.

#01:06:06#

Возможно, мы лишь чувствуем себя настолько оскорбителями, а возможно, мы на самом деле [оскорбители]… Но, к счастью, нас никуда не выгнали. Каждый день мы продолжаем идти, насколько это возможно, также надеемся на милость. Жизнь со Шрилой Говиндой Махараджем была прекрасна в стольких аспектах. Мы были в какой-то степени «дикой» группой, которая жила рядом с ним. Мы все были с разными характерами, разной природы, с разным умонастроением.

#01:07:17#

Он говорил: «В моих джунглях живет много тигров, много львов и много медведей». Иногда преданные ругались перед ним, иногда происходило такое на глазах Гурудева, что просто один преданный бил другого. Мы сделали столько неправильных вещей, столько оскорбительных вещей на его глазах. Мы вели себя очень плохо на его глазах, множество раз. Но он смотрел сквозь это, он всегда смотрел сквозь наше поведение, сквозь наши оскорбления и всегда извлекал из нас только служение. И он всегда был способен найти самое лучшее в нас и всегда мог знать, как лучше использовать нас для служения.

#01:08:49#

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что он был естественным парамахамсой. Значение парамахамсы — это преданный, подобный лебедю. Это преданный, который подобен лебедю: если лебедю смешать молоко и воду и поставить перед ним, то своим клювом он способен извлечь только молоко. Гурудев был полностью подобен этому описанию, он извлекал из нас только служение, несмотря на все наши плохие поступки. Он всегда смотрел сквозь наши ошибки, он игнорировал их и даже просто не видел. Мы всегда чувствовали себя защищенными, потому что мы понимали, что он не выгонит нас, и мы останемся в его обществе. Мы не так сильно боялись наших ошибок и наших оскорблений. Иногда перед ним мы были [даже] слишком храбрыми. Но все равно он никогда не отталкивал нас. Мы были очень удачливыми быть его стражей.

#01:11:19#

Возможно, у него было отличное от нашего мировосприятие, отличное от этого мира. Но он всегда смотрел на нас и воспринимал нас как своих стражей. Мы работаем и служим согласно его наставлениям и под контролем его преданных. И все хорошо, нет никаких проблем на самом деле. Сколько времени, скажите?

#01:12:09#

Преданная: Девять тридцать.

#01:12:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Давайте последний вопрос, пожалуйста. Ишвари, вы только пришли, может, вы что-то хотите спросить?

#01:12:23#

Ишвари Деви Даси: Вопросы есть, но они уходят почему-то, они где-то там, а сюда приходишь, они как-то [улетучиваются]…

#01:12:41#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это хорошо. Госвами Махарадж всегда счастлив, когда видит, что преданные на его лекциях записывают что-то.

Ишвари Деви Даси: У меня просто память слабая.

#01:13:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы все очень забывчивы. Шрила Прабхупада говорил: «Запомнить — значит записать».

Преданный: Вопрос такой. Кришнадас Кавирадж Госвами сказал, что вся «Чайтанья-чаритамрита» — это всего лишь частица игр Махапрабху. Он это буквально сказал, это действительно так? То, что мы читаем, — это лишь немногое [из деяний Махапрабху]? Возможно, были какие-то другие истории, с Ним связанные.

#01:14:04#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно! Сколько вообще может быть записано? Чайтанья Махапрабху — наш Верховный Господь, и в Нем Радха и Кришна слиты воедино. Он являет миру Свой бесконечный любовный экстаз, Он исполнен желания распространять [этот экстаз]. Он снизошел в этот мир со Своим окружением, со Своей обителью, и столько всего случилось другого, о чем мы даже не слышали. То, что мы слышим от Кришнадаса Кавираджа Госвами, — это все практически пришло к нам из дневника Сварупы Дамодара. Также [известно что-то] из писаний Шрилы Вриндавана Даса Тхакура, шести Госвами. Столько литературы, столько разных шлок, столько молитв! Мы имеем дело с чем-то бесконечным, и вы никогда не обнаружите конец этого всего. Это как резервуар фонтана, он всегда наполнен водой до краев, которая [при этом постоянно] вытекает из него. Мы ограниченные существа. Какую часть безграничного мы можем принять?

#01:16:58#

Преданный: То есть основное зафиксировано там [в «Чайтанья-чаритамрите»] — рождение [Шри Чайтаньи Махапрабху] и так далее, но можно предполагать, что этому сопутствует еще невероятное, бесконечное количество параллельных каких-то событий, о которых можно лишь догадываться.

#01:17:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы можем об этом думать так, но лучше в другом ключе. Для нас лучше понимать, что у Кришнадаса Кавираджа Госвами была просто нереальная возможность восприятия всего этого. Таково было его скромное настроение выразить [невыразимое]. Он также сказал: «Я не более чем червяк в испражнениях». Мы даже не можем читать [об этом], мы не хотим слышать этого. Но он пишет это из непередаваемой скромности. Для него это действительно может быть всего лишь капля, но для нас это может быть то, что прольет свет на все три мира. Это слишком много для одного человека. Мы никогда не сможем понять всю «Чайтанью-чаритамриту». Это более чем достаточно для всех из нас. Когда вы читаете «Чайтанью-чаритамриту», пожалуйста, помните всегда об авторе, помните, насколько эта личность скромна и почтительна. Вриндаван Дас Тхакур, автор «Шри Чайтанья-Бхагаваты», тоже очень скромен.

#01:20:02#

Но у Вриндавана Даса Тхакура немножко другое настроение, у него есть агрессивная сторона. Он говорил, что если кто-то не может принять Нитьянанду Прабху, то… Мы видим, что «Шри Чайтанья-Бхагавата» описывает деяния Нитьянанды Прабху с той позиции, что Вриндаван Дас Тхакур был Его последователем. Он говорил: «Если кто-то не может принять Нитьянанду Прабху, то я ударю его по голове». У разных вайшнавов разное настроение. Столько много граней, столько много углов.

#01:21:10#

Преданный: То есть нужно осторожно общаться с преданными.

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно.

#01:21:23#

Ишвари Деви Даси: Все-таки можно задать вопрос? Когда нам давали посвящение, сказали: есть десять оскорблений. Существует второе оскорбление (я не до конца его понимаю). Как правильно его не совершать. «Оскорбительно считать великого Господа Шиву, равно как и всех богов, отдельными от Господа Кришны». Вопрос такой: получается, если до этого мы могли каким-то богам поклоняться согласно нашему пониманию, то, приняв посвящение, произнеся Святое Имя, чтобы Его [Господа Кришну] не оскорблять, мы должны всех полубогов отбросить, оставить только Кришну и Святое Имя, иначе мы оскорбляем Его. Правильно я понимаю?

#01:23:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правильное понимание. Но не только Кришна: Гаура (Гауранга), Радха, Кришна. И мы никогда не считаем полубогов равными Кришне. Даже если собрать всех полубогов вместе, они никогда не станут равными Кришне, даже все вместе. Возможно, вы не знали этого раньше, поэтому нет никакого оскорбления в этом.

#01:23:47#

Ишвари Деви Даси: Иногда уделяется внимание, вот недавно — Дурге. Это же неправильно?

#01:24:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы можем принимать все и каждого как что-то связанное с Кришной. Дурга Деви — вайшнави, поэтому мы уважаем ее. Мы также не хотим обидеть ее. Мы просто не сравниваем ее с Кришной, мы не поклоняемся ей на нашем алтаре. Такая же ситуация с другими полубогами. Нужно содержать все в соответствии с пониманием нашей рупануга-сампрадаи, нашей наставнической линии. Наша цель — это Радха, Говинда и Махапрабху.

#01:25:33#

На самом деле я тоже никогда не видела Дурга-пуджу в нашем календаре, только буквально сейчас заметила. Некие изменения были внесены в наш вайшнавский календарь Ачарьей Махараджем. Мы можем спросить его и попросить дать объяснения.

#01:26:00#

Ишвари Деви Даси: У меня второе оскорбление и вот это вот [вышеупомянутые изменения в вайшнавском календаре, связанные с появлением Дурга-пуджи] как-то не состыковалось: полубоги, и вдруг они у нас появились.

#01:26:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, но это не то, что мы считаем, будто бы она равна Кришне.

Ишвари Деви Даси: Получается, мы отдаем туда внимание.

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле я тоже искренне удивилась, почему эта дата в нашем календаре появилась. Никогда не было раньше. Я не почувствовала никаких сложностей, когда увидела это в календаре. У нас так много вайшнавов, так много других личностей, которых мы отмечаем в нашем календаре. В этом году мы оказываем почтение ей, и в этом нет никакой проблемы, мы просто оказываем почтение. Мы никак не превозносим ее выше, мы просто говорим: «Джая Дурга Деви, джая!» В нашей ежегодной парикраме мы также посещаем храм Дурги Деви, а также Параматалу в центре Навадвипы.

#01:28:22#

Ишвари Деви Даси: Где жил Гурудев и Шридхар Махарадж? Я просто не была, не знаю, я вообще не была там… А там есть изображения каких-то еще Божеств?

#01:28:59#

Бхакти Лалита Деви Даси: Нет, но в Навадвипе, например, есть храм Шивы. Он супруг Дурги.

Ишвари Деви Даси: Хотелось как-то определиться, выбирать для себя. Как написано в книге «Шри Гуру и его милость»: нужно внимательно смотреть, какого уровня знание нам предлагают. Надо внимательно смотреть, что значит мое внимание. У меня-то самскары прошлого, у меня-то нет [духовного] видения. Да? Как выбрать на данный момент шикша-гуру [духовного наставника], чтобы не сворачивать в стороны, не совершать оскорбления? Сердцем чувствовать? — так там у нас анартхи, там такие анартхи идут... Какой бы совет такой [принять], чтобы следовать фарватеру, не сбиваться. Налево, направо в жизни столько уже совершали [ошибок]… что любая шикша [духовные наставления]…

#01:30:54#

Бхакти Лалита Деви Даси: То, что дает нам Гуру, то, что он посчитает достаточно ценным для нас, — мы должны сфокусироваться на этом. Вы увидите, что нам даются определенные вещи, читая книги, слушая лекции, слушая беседы наших учителей. Они подчеркивают из раза в раз: сфокусируйтесь именно на этом, сфокусируйтесь на том, что я даю вам. И самая важная вещь — чтобы мы прислушивались к нашим местным лидерам. Мы следуем инструкциям и наставлениям наших местных Гуру, наших местных стражей.

#01:32:12#

Мы получаем шикшу от них, также мы можем получать шикшу от наших старших братьев и сестер, которые выше нас. И чтобы окончательно сделать все ясным, вам нужно понять, что вы здесь живете под руководством Шрилы Авадхута Махараджа. Постарайтесь помогать и служить под его руководством. Постарайтесь увидеть то, что он хочет от вас, постарайтесь понять, что именно вас он может использовать для служения. И вы будете очень успешны.

#01:33:23#

Он способен вовлечь вас в служение. Мы не раз видели, как он просто брал людей с улицы, звал их, а на следующий день они становились его пиар-менеджерами. Он мгновенно делает людей образованными, [сведущими] в чем-либо. Он каждому дает очень важные обязанности, и таким образом человек не может [не прогрессировать]… Авадхут Махарадж всегда успешен. И это наша большая удача, если мы можем помогать и учиться у него. [Обращаясь к Ишвари Деви Даси:] Вы сегодня пропустили даршан Госвами Махараджа, он нас благословлял по скайпу. И он сказал ту же самую вещь, которую я только что сказала, — мы служим под руководством Авадхута Махараджа, это наша большая удача и счастье. И он [Госвами Махарадж] также назвал себя в числе нас всех. И не должно быть каких-то неясностей и сомнений по этому поводу. Дорога ровная и чистая перед нами.

#01:35:22#

Преданный: Я счастлив бы был! Но, к сожалению, немного не здоров.

#01:35:31#

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо большое. После обеда, если у кого-то есть какие-то предложения, какие-то идеи, мы можем провести что-то особенное, сделать что-то особенное. А в шесть часов мы снова встретимся. После обеда было бы хорошо пройтись куда-то погулять. Мы увидимся с вами позже.

Переводчик: Алакананда Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Гандхарва Деви Даси
Редактор: Туласи Прия Деви Даси

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования