«Явление Шри Баладевы». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 21 августа 2013 года. Рига, Латвия

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Явление Шри Баладевы

(21 августа 2013 года, Рига, Латвия)

 

Мы знаем из «Бхагаватам», что Баларама первый проявляется в утробе Деваки и потом, мистическим образом, перемещается в утробу Рохини. Мы знаем Его как Рохини-нандана — сына Рохини, как мы поем в этой песне. И Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет, почему Баладева все-таки приходит сначала в утробу Деваки, а потом перемещается. Он пришел первым, чтобы сделать Ему (Кришне) вьясасану, создать Ему комфортную ситуацию для Его прихода. После этого Он перемещается, и Кришна может приходить.

#00:01:12#

Один раз Баларама дал Кришне пощечину. И Кришна побежал жаловаться Яшоде, чтобы у Баларамы были проблемы, чтобы она отругала Балараму. И Баларама позвал Кришну: «Иди сюда, брат. Мы с Тобой должны сейчас пообщаться». Он сказал: «Между Нами иногда случаются такие игры. Но это не значит, что Я Тебя не люблю. Не понимай это неправильно. И не ябедничай маме». [Смеется.]

#00:02:12#

Мы знаем, что Он явился как Нитьянанда Прабху в Экачакре, где Шрила Ачарья Махарадж построил прекрасный храм Гауры-Нитая. Там есть пруд под названием Хадай-кунда. И говорится, что этот пруд был создан слезами Его отца — Хадая, когда Он [Нитьянанда Прабху] ушел. В то время были такие традиции — когда приходит санньяси в чей-то дом погостить, то ему предлагается все, что он хочет. И хозяева сказали: «Ты можешь взять все, что хочешь». Санньяси сказал: «На самом деле мне нужен ассистент, поэтому я заберу с собой Нитьянанду». И это разбило сердца Хадая Пандита и матери Господа Нитьянанды — Падмавати. В Его отсутствие они стали статуями. Хадай Пандит наплакал целый пруд слез в отсутствие своего сына.

#00:04:03#

Иногда Нитьянанду называют Авадхут, потому что Его невозможно отнести к какой-либо категории. Он стоит выше всех правил и предписаний. Иногда в Ганге Он ловил крокодилов, игрался с ними, а потом на них серфинговал. [Смеется.] Множество подобных мистических вещей Он являл.

#00:04:44#

Его последователи были немного эксцентричными. Они все — пастухи из Вриндавана. Они любят носить с собой флейты, стволы деревьев. У брата Кришнадаса Кавираджа Госвами был храм, где он совершал пуджу. Минакетан Рам пришел туда. А брат Кришнадаса Кавираджа продолжал совершать пуджу: «Я поклоняюсь Божествам, поэтому он может подождать». Но на самом деле этикет говорит, что Кришна хочет, чтобы ты принял Его преданного в первую очередь. Поэтому во время пуджи нужно испросить разрешение Божеств, отвлечься и принять преданных. Но он проигнорировал преданного: «Я тут Божествам поклоняюсь, поэтому ничего меня не волнует». Кришнадас Кавирадж отругал своего брата за это. Есть в ньяе, логике, положение… Он сказал: «Ты исповедуешь логику „половины курицы“». Что это означает? Курица с одной стороны тела несет яйца, а с другой стороны принимает пищу. И он сказал своему брату: «Ты принимаешь то, что она несет яйца, но игнорируешь то, что она ест. Ты заявляешь, что ты преданный Махапрабху, но ты не оказываешь почтения Нитьянанде Прабху. Это говорит о том, что твоя преданность фиктивна».

#00:07:51#

После этого брат Кришнадаса Кавираджа пал. Минакетан Рам был очень рассержен. Он сказал: «Я знаю, что я — преданный Нитьянанды. Мне не оказывают почтения — это значит, игнорируют моего Господина». И он очень рассердился.

#00:08:31#

Шрила Сута Госвами рассказывает «Шримад-Бхагаватам» шестидесяти тысячам мудрецов в Наймишаранье. Он связан с Ромахаршаной Сутой. Была такая история: когда Ромахаршана Сута сидел на своей вьясасане, Баларама проходил мимо, и Ромахаршана не оказал Ему почтения. И тогда Баларама взял траву куша, которая, в принципе, мягкая, но Баларама зарядил ее силой и убил этого Ромахаршану. На самом деле Баларама отвечает за гравитацию.

#00:09:38#

Минакетан Рам сломал свою флейту и сказал: «Это — второй Ромахаршана Сута». Баларама — не дипломат. Кришна и Уддхава обычно размышляют, как дипломатично к кому-то подойти, объяснить что-то. В то время как Баларама сидит, держит плуг на плече и слушает молча, что они пытаются сказать. Он говорит: «Зачем вы так много обсуждаете, тратя время. Я могу все сделать одним ударом Моего плуга».

#00:10:48#

У Баларамы есть бала. Бала означает «сила». Он сильный, могущественный. После того, как Кришнадас Кавирадж отругал своего брата, Баларама появился перед Кришнадасом в тот же вечер, опьяненный любовью к Кришне и все время воспевающий: «Кришна! Кришна! Кришна! Кришна!» И Он сказал: «Кришнадас, ты пойдешь во Вриндаван, и ты обретешь там все». Таким образом Он дал ему доступ во Вриндаван.

#00:11:48#

Даже Рагхунатх Дас Госвами, который является прайоджана-таттва-ачарьей, без милости Нитьянанды Прабху не мог войти в группу Махапрабху и обрести Его милость. Нитьянанда увидел, что Рагхунатх Дас сидит поодаль и сказал: «Рагхунатх, иди сюда. Почему ты прячешься? Сейчас Я тебя накажу». И какое это было наказание? Он сказал: «Ты должен накормить Меня и всех Моих преданных». [Смеется.] Его наказания также сладостны.

#00:12:52#

Баларама, так как Он является кшатрием, любит играть в азартные игры. Он играл с одним человеком в кости и увидел, что тот мухлюет. Баларама выигрывал, но те сказали: «Нет-нет, Ты проиграл». И один показал свои зубы — смеялся: «Мы обхитрили Балараму». И опять Баларама выиграл, но они сказали: «Нет-нет, Ты проиграл». И вдруг голос с неба сказал: «Баларама выиграл». [Все смеются.] В конечном счете они не могли остановиться, и Баларама настолько рассердился… Он убил Своего противника по игре, затем развернулся и выбил все зубы тому, который смеялся. Такова Его практика сознания Кришны. [Все смеются.]

#00:14:29#

Вриндаван Дас, Его великий преданный, говорит таким образом: «Гаура-Нитай настолько милостивы! Они пришли сюда спасти все падшие души». И он многими разными путями объясняет, насколько Они милостивы. Он говорит: «Но если ты после всех объяснений, насколько Они милостивы, не принимаешь Их, тогда я выбью тебе все зубы». [Все смеются.] Люди говорят: «О! Это не по-вайшнавски! Махапрабху говорит, что все должны быть смиренными, терпеливыми. И Кришнадас говорит: „Я ниже, чем червь в испражнениях“». А Вриндаван Дас говорит: «Если вы это не примете, я вам все зубы выбью». [Все смеются.]

#00:15:37#

Сарасвати Тхакур говорит: «Как мы это можем понять?» Он говорит: «О! Это — его милость. Он открывает новый канал милости». Гуру Махарадж объясняет: «Есть пример с детьми. Они прибегут, ударят кого-то, потом спрячутся. И когда на них жалуются родителям: „Ваш сын меня ударил“, тогда мама и папа должны прийти и сказать: „О, мы извиняемся за нашего ребенка“. Родители должны компенсировать плохой поступок своего сына. Вриндаван Дас Тхакур подобен этому непослушному ребенку. Он приходит, выбивает зубы и убегает. И у Гауры-Нитая нет выбора — Они должны прийти и даровать милость тому человеку, сказать: „О, извините, это наш непослушный сын“».

#00:17:17#

Шрила Гурудев говорил: «Все знают, что Гуру Махарадж — это человек Рупы Госвами». И мы все знаем эту историю, что за двадцать четыре часа до ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура он позвал Шрилу Шридхара Махараджа к своей кровати. И он попросил его петь песню «Шри Рупа-Манджари-пада», прославлять Рупу Госвами, Рупу Манджари. Эта линия — линия рупануга. Шрила Шридхар Махарадж сомневался… Он никогда не выступал вперед. Тогда менеджер Гаудия Матха велел позвать одного преданного, который умел правильно и красиво петь, хорошим голосом. И тот квалифицированный певец действительно начал правильно и красиво петь эту песню. Но Сарасвати Тхакур сразу же его остановил и сказал: «Мне не нужна красивая мелодия. Я хочу слышать это только от него», указывая на Шрилу Шридхара Махараджа. И его духовные братья, ученики Сарасвати Тхакура, сказали: «Мы присутствовали при этом и свидетельствуем, что мистическая сила передалась от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шриле Шридхару Махараджу, когда он начал петь эту песню». Именно в этот момент Шрилу Шридхара Махараджа допустили в группу Шри Рупы Манджари. И, по милости Гурудева, у вас всех есть доступ, связь с линией Рупы Госвами. Поэтому вы — очень удачливые души. Гурудев говорит: «Все знают, что Шрила Шридхар Махарадж — человек Рупы Госвами».

#00:20:36#

Но те, кто его знают, могут спросить: «Почему же тогда Шрила Гуру Махарадж все время повторял: „Доял Нитай, доял Нитай, Нитай-Чайтанья?“» Он постоянно молится о милости Нитьянанды Прабху. Почему? Гурудев сказал: «Потому что у тебя должна быть надежная, крепкая основа». И эта крепкая основа — милость Нитьянанды Прабху. Что-то действительно фундаментальное может быть построено на этом.

#00:21:22#

Сознание Кришны на самом деле настолько возвышенное. Ничего нет выше сознания Кришны. Но иногда, пытаясь выразить это, мы можем совершить какие-то оскорбления. Потому что это в действительности самое возвышенное. Поэтому Гуру Махарадж говорит: «Я принимаю Имя Нитьянанды для того, чтобы Он простил мне мои оскорбления и утвердил меня на правильном пути».

#00:22:14#

Шрила Говинда Махарадж испытывал очень большое почтение по отношению к Нитьянанде-Балараме и уделял Им внимание. Есть такая пранама-мантра в «Гарга-самхите»… Иногда мы можем прочитать какие-то вещи на санскрите. Здесь уникальным образом описано:

#00:23:03#

[Шрила Госвами Махарадж пытается вспомнить слова из пранама-мантры: чалад-алака…][1]

Я не могу вспомнить. Одно слово из этой шлоки — кинкини, означает те сладкозвучные колокольчики, которые привязаны к стопам Баладевы. Как красиво они выглядят, как красиво они звучат и как красиво они двигаются, когда Баладева танцует!

#00:23:51#

Этот день очень необычный, потому что это день Баладевы, а также сегодня тринадцатилетие установления наших Божеств в Петербурге. И Кришна-джанмаштами все ближе и ближе. В этом году луну называют голубой луной. На самом деле голубой цвет — это цвет одежд Баларамы. Его тело белое, а одежды — голубые.

#00:24:51#

Мы знаем из писаний, что иногда Баларама пьет опьяняющий напиток варуни. Он во Вриндаване напился этого напитка и думает: «Как бы поиграть с гопи в Ямуне?» А Ямуна говорит: «Нет-нет, когда Он в таком состоянии, я не хотела бы к Нему приближаться».

#00:25:37#

А у Баларамы — Его знаменитый плуг, Он носит его на плече все время, потому что Он пастух. И Он Своим плугом притянул Ямуну к Себе. Тогда она начала извиняться. Если вы поедете в Дели, там есть место, где видны следы того, как Баладева тянул Ямуну, борозды. В таком состоянии Он говорит: «Я знаю — Я могу разрушить все вселенные, и Кришна не обидится на Меня». Потому что все будут освобождены. [Все смеются.] Но все равно мы молимся, чтобы Баларама нас пощадил.

#00:27:03#

В рама-лиле Он играет роль Лакшмана, младшего брата Рамы. Чуть позже Он говорит, что это не самая Его любимая игра, потому что в ней Он ограничен. И когда Рамачандру отправляют в изгнание, Лакшман хотел бы это остановить. Но так как Он — младший брат, Он должен это перетерпеть.

#00:27:53#

Мы знаем, что когда Равана похитил Ситу и понес Ее по небу в Ланку, Она стала Свои украшения — сережки, бусы, бросать, чтобы Ее можно было найти по этим следам. И позже, когда Они [Рама и Лакшман] собрали армию обезьян, медведей, латышей… [Все смеются.] Потому что у латышей медведица — как мать, да? [Смеется.] Они находят эти Ее украшения, и Рамачандра очень рад этому. Он показывает это Лакшману: «О, Лакшман, смотри — это украшения Ситы». А Лакшман говорит: «Я узнаю только Ее ножные колокольчики». Говорится, что Она самая прекрасная женщина во вселенной, но Он настолько был строг и уважителен, что не смотрел выше Ее щиколоток. И украшения, которые были на Ее шее, руках, в ушах, Он даже не мог узнать. Настолько необычная личность.

#00:30:13#

Преданные молятся Балараме, потому что бала — это могущество, сила… Чтобы Он дал силу продолжать практику. Мы знаем о себе, что у нас не хватает этой силы. «Но если Ты поможешь мне, дашь мне немножко Своей силы, то, по Твоей милости, я смогу продолжать практику». Также Он — главный представитель Гуру.

Баларама-авирбхав-маха-махотсав-титхи ки ки ки джай! Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

#00:31:05#

Вопрос: Вы видели, как Шрила Шридхар Махарадж принимал Шрилу Прабхупаду у себя в гостях и как Шрила Прабхупада принимал у себя в гостях Шрилу Шридхара Махараджа? Вам доводилось при этом присутствовать?

#00:31:44#

Шрила Госвами Махарадж: Нет, когда они встречались, я не присутствовал. Но мои духовные братья присутствовали. Они были непосредственными слугами Прабхупады, и они мне рассказывали, что там происходило. Они рассказывали, как Шрила Прабхупада себя чувствовал. Он действительно чувствовал себя очень спокойно, расслабленно, как дома. Мы также знаем, что Нитьянанда благосклонен к той линии, в которой явился Свами Махарадж. Шрила Гуру Махарадж говорил, что Шрила Свами Махарадж посвятил полностью всю свою энергию исполнению желаний своего духовного учителя — Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и опустошил себя от любого иного желания.

#00:33:44#

вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана…[2]

Когда он читал Вишванатха Чакраварти Тхакура, у него возникло одно очень важное желание — исполнить желание своего Гуру. Когда он плыл в Америку, посреди океана он пережил два сердечных приступа. И он пожертвовал себя своему Гуру. Гуру Махарадж объясняет, что божественная сила низошла, чтобы действовать от его имени. И Гуру Махарадж провозгласил Шрилу Прабхупаду шактья-авеша-аватаром, который был наделен силой Нитьянанды Прабху.

#00:35:31#

Мы знаем, что у Шрилы Свами Махараджа была некая тяга к сакхья-расе, дружеским отношениям с Господом. Он везде устанавливал Божеств Гауры-Нитая. И во Вриндаване он установил Кришну-Балараму. Он не установил Их на крайнем алтаре, он установил Их в центре.

#00:36:25#

И он очень сладостно представил игры Кришны и Баларамы в книге «Источник вечного наслаждения». Есть ли еще вопросы?

#00:37:00#

Вопрос: Я понимаю, что выбить зубы — это милость, но немного сложно это воспринимать. Как к этому относиться, когда слышишь подобные вещи?

#00:37:27#

Шрила Госвами Махарадж: Это не значит, что мы должны выбивать всем зубы.

#00:38:18#

Иногда у Прабхупады было такое умонастроение — он грозил палкой оппозиции. Но он сказал: «Я могу это делать, потому что я в возрасте». Но своим ученикам он говорил: «Если вы будете так делать, то они вас побьют». Поэтому говорится, что если мы будем имитировать маха-бхагават, возвышенных вайшнавов, мы падем.

#00:39:19#

Вопрос: Есть ли смысл в объединении ИСККОН и Шри Чайтанья Сарасват Матха?

#00:39:44#

Шрила Госвами Махарадж: На самом деле в духе они уже едины. Есть пять Пандавов — Юдхиштхира, Арджуна, Бхима, Накула и Сахадева. Они не должны слиться и стать одной личностью. У Нитьянанды двенадцать главных друзей. Огромное количество групп гопи существует. Всегда существует вторая сторона. Но также есть единение и цель. Есть пять рас — нейтральная, раса служения, дружбы, родительская и раса возлюбленных. Они все имеют место, они все необходимы.

#00:41:12#

Рамананда Рай объясняет: «Йа̄н̣ра раса хои, сеи сарвоттама: то, что вы испытываете, — самое высшее, и ничего выше быть не может»[3]. Но, если мы начнем проводить сравнительный анализ, мы поймем, что мадхурья-раса — самая возвышенная, самая сладостная. Когда преданные предлагали прасад Сарасвати Тхакуру и спрашивали: «Какое из этих блюд вам больше всего понравилось?», он говорил: «Каждое блюдо лучше, чем предыдущее». И мы видим, что такого рода разнообразие везде присутствует. Мы видим, что разные миссии дают прибежище разным людям. Есть какие-то сходства, но также есть и различия. В конечном счете никакого конфликта не существует. В «Нектаре преданности» Прабхупада пишет, что самый главный принцип вайшнавизма — это то, что нужно принять прибежище Гуру-вайшнава. Но детали наставлений разных Гуру могут отличаться.

#00:43:11#

Организация Сарасвати Тхакура называлась Гаудия Матх. Вы должны понять — в Индии нет папы римского. Нет индийской церкви. Но то, что там присутствовало всегда, — это Гуру и его последователи. Всегда была ведическая система. Организации, как таковые, — это некий недавний процесс. Они возникли только в последние сто лет. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что организация — это некая форма для продвижения идеала, субстанции. Мы должны продвигать идеал. Сарасвати Тхакур организовал Гаудия Матх. А сейчас — много ветвей Гаудия Матха. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада был учеником Сарасвати Тхакура, и он был частью Гаудия Матха. Но он видел некую потребность в существовании ИСККОН. В конечном счете мы видим — многие филиалы дают прибежище разным людям.

#00:45:19#

Когда однажды Гуру Махарадж говорил на эту тему, он процитировал Рагхунатха Даса Госвами. Он говорил: «Рагхунатх Дас Госвами является членом ИСККОН? Мать Яшода является членом ИСККОН? Баларама является членом ИСККОН? А сейчас смотрите, Рагхунатх Дас Госвами — прайоджана-таттва-ачарья — объясняет, что такое ИСККОН».

#00:46:04#

на̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄ ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми[4]

Рагхунатх Дас Госвами перечисляет. Все, что было нам дано, — дано по милости Гуру. На̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ — самое лучшее из всех имен — Имя Кришны; ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇ — Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Сварупа Дамодар, Рупа Госвами, Санатана Госвами. Матхура, Вриндаван. И игры Господа Кришны и Его друзей-пастушков. Ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо — Радха-кунда, Гири-Говардхан. Ра̄дхика̄ ма̄дхава̄ш́а̄м̇ — стремление служить Радхе и Кришне под опекой Рупы Госвами.

#00:47:45#

Естественным образом преданные никогда не говорят, что они имеют что-то. Наоборот, они всегда выражают, что они ищут это нечто. Но именно в этой шлоке Рагхунатх Дас Госвами выражает почтение и прославляет те дары, которые Гуру дал нам. Пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми — это то, что Гуру дал нам. Это то, что у нас есть.

#00:48:55#

И Шрила Говинда Махарадж перед уходом из этого мира сказал: «У каждого из нас есть некая вина — маленькая или большая. Но не в этом заключается суть вопроса. Те же, кто без остатка посвятил себя стремлению служить, должны быть уважаемы и признаны». И это возможно в том случае, если мы следуем учению Махапрабху.

#00:49:33#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахишн̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[5]

То, что Сам Махапрабху пишет нам в «Шикшаштаке»: «Будь смиренным, терпеливым, старайся оказывать почтение всем и не требуй, не жди почтения к себе». Только тогда кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — возможно воспевать Святое Имя. Санкиртана означает «групповое усилие».

#00:50:14#

Бахубхир милитва̄ йат кӣртанам̇ тад эва сан̇кӣртанам[6]. Джива Госвами говорит: многие собираются вместе и восхваляют Кришну и каршну [преданных Кришны].

#00:50:56#

Вопрос: Как понять, что каждая буква «Шримад Бхагаватам» посвящена служению Шримати Радхарани?

#00:51:14#

Шрила Госвами Махарадж: Под опекой более старшего вайшнава, у которого есть способность увидеть это и извлечь смысл.

#00:51:28#

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄на̄м̇
бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣
га̄йатрӣ-бха̄шйа-рӯпо ’сау
[веда̄ртха-]парибр̣м̇хитах̣[7]

В «Гаруда-пуране» говорится, что цель сознания Кришны должна быть всесторонне представленной. «Шримад-Бхагаватам» — это некий естественный комментарий к Гаятри-мантре. Но если мы с другой стороны на это посмотрим… Шрила Шридхар Махарадж объясняет: га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄-падам̇ дхӣмахи — это есть песнь Кришны[8]. А что это за песнь? Гана трайате — это та самая песнь, которая всех освобождает.

#00:52:47#

…муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇ сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣[9]

На самом деле освобождение не означает освобождение кого-то от негативного, и все. Подлинное освобождение — перемещение личности на план служения. Еще Гуру Махарадж объясняет, что так же, как солнце освещает все, и мы можем видеть все планеты, так и Шримати Радхарани — из Ее сердца исходит некое сияние, которое дает видение всего духовного мира. Только таким образом мы можем его увидеть. Но это — очень конфиденциально. Это возможно понять только под опекой более возвышенного ачарьи. Мы говорим о книге «Источник вечного наслаждения». На самом деле вся кульминация содержится в десятой песне. Десятая песнь — это красивое, улыбающееся лицо Кришны. Билвамангал Тхакур говорит:

#00:54:41#

мадхурам̇ мадхурам̇ вапур асйа вибхор
мадхурам̇ мадхурам̇ ваданам̇ мадхурам
мадху гандхи мр̣ду смитам этад ахо
мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам[10]

Все в Кришне является сладостным. Форма Кришны сладостна. Но Его лицо еще более сладостно. Улыбка на этом лице еще более сладостна. Он повторяет: «Мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам: сладостно, сладостно, сладостно, сладостно! Непостижимая сладость». Иногда «Бхагаватам» сравнивают с телом Кришны. Шрила Прабхупада иногда говорит: «Десятая песнь — это улыбка Кришны». Та часть, где мадхура-раса представлена. Все было приготовлено для этого момента, и раса-лила начинает происходить. И вдруг — Кришна уходит.

#00:56:16#

…ра̄дха̄м а̄дха̄йа хр̣дайе татйа̄джа враджа-сундарӣх̣[11]

Джаядев говорит: представьте себе раса-лилу — триллионы безумно красивых гопи. Там объясняется: Лалита танцует очень необычным образом в одной стороне, Вишакха танцует по-другому в другой стороне, но когда начинает танцевать Шримати Радхарани, все просто застывают в шоке. Но Радхарани говорит: «Я — часть группы». И когда Она продемонстрировала Свой танец, Она, чувствуя, что Она — лишь часть группы, уходит. И когда Она одна уходит, Кришна чувствует, что то наслаждение, которое Он испытывал от триллионов красавиц-гопи, вдруг без Нее просто исчезло. И это — самый возвышенный пример, когда качество перевешивает количество. Целая группа минус один — и вся группа обесценивается, не имеет никакого значения. Говорится: татйа̄джа враджа-сундарӣх̣, что Он отказывается от всех только ради того, чтобы искать ту одну. И это показывает Ее возвышенное положение. Разными путями.

#00:58:51#

Бхарго вай вришабхану-джатма-вибха-вайкарадхана шри-пурам(?). Говорится, что Шримати Радхарани озаряет Собой весь духовный мир и Кришну с Его играми. И высший вид служения Кришне — это служение Шримати Радхарани и Ее лотосоподобным стопам. Так же, как назначение дерева манго — производить плоды манго. Мы видим их в Индии, мы видим их в Таиланде. Если мы наблюдаем это дерево не в сезон, то видим лишь ствол, ветки, но на них нет плодов. И можно спросить: «Какое назначение этого дерева?» Но его назначение — производить плоды манго. Мы говорим, что Веды сравниваются с калпатару, древом желаний. «Веданта» — это цветок. «Цветочное заключение» этого древа. Цветок предшествует плоду.

#01:00:46#

нигама-калпа-тарор галитам̇ пхалам̇,
ш́ука-мукха̄д амр̣та-драва-сам̇йутам
пибата бха̄гаватам̇ расам а̄лайам,
мухур ахо расика̄ бхуви бха̄вука̄х̣[12]

В начале «Бхагаватам», в прайоджана-таттва-шлоке, говорится: какова цель всего этого? И в третьей шлоке [первой главы первой песни «Шримад-Бхагаватам»] это объясняется: назначение, цель всего — плод, бха̄гават пхалам̇.

Переводчик: Кришна Бхакта Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Спхурад-амала-кирӣт̣ам̇ кин̇кин̣ӣ-кан̇кан̣а̄рхам̇, чалад-алака-каполам̇ кун̣д̣ала-ш́рӣ-мукха̄бджам / тухина-гири-маноджн̃ам̇ нӣла-мегха̄мбара̄д̣хйам̇, хала-мусала-виш́а̄лам̇ ка̄ма-па̄лам̇ самӣре — «Слава Господу Балараме, увенчанному сияющей короной, украшенному браслетами и колокольчиками, чьи локоны ниспадают на щеки! Серьги украшают Его лицо, прекрасное, словно лотос. Его темные одежды цветом напоминают свинцовые грозовые тучи. Хранитель трансцендентного желания, Он держит мушалу и плуг. Заснеженная, сияющая на солнце горная вершина отдаленно напоминает Его красоту» («Гарга-самхита», 8.13.46).

[2] Вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана / баху-ш́а̄кха̄ хй ананта̄ш́ ча, буддхайо ’вйаваса̄йина̄м — «Разум тех, кто решительно посвятил себя Мне, непоколебим, ибо Я — их единственная цель. О возлюбленный потомок династии Куру, бесконечно разветвлен разум тех, кто нерешителен» (Бхагавад-гита, 2.41).

[3] Кинту йа̄н̣ра йеи раса, сеи сарвоттама / тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле, а̄чхе тара-тама — «Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, являются для него самыми лучшими. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83).

[4] «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты [Господу Чайтанье Махапрабху], общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами).

[5] «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

[6] «Когда много людей собираются вместе и славят Всевышнего, Господа Кришну, это называется санкиртаной».

[7] «В „Шримад-Бхагаватам“ разъяснен смысл „Веданта-сутры“. В нем полностью раскрыты темы „Махабхараты“. Здесь можно найти объяснение к Брахма-гаятри, дополненное ведическим знанием во всех его тонкостях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.143).

[8] «Флейта Кришны не издает каких-либо иных звуков, кроме прославления Шримати Радхарани» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев‑Госвами Махарадж).

[9] Ниродхо ’сйа̄нуш́айанам, а̄тманах̣ саха ш́актибхих̣ / муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇, сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣ — «Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха-Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6).

[10] «Трансцендентный облик Кришны сладостен, сладостен, но лицо Его еще более сладостно. Однако еще более сладостна Его нежная улыбка, сладостью подобная медовому аромату» («Кришна-карнамрита», 92).

[11] Кам̣са̄рир апи сам̇са̄ра-ва̄сана̄-баддха-ш́р̣н̇кхала̄м / ра̄дха̄м а̄дха̄йа хр̣дайе татйа̄джа враджа-сундарӣх — «Господь Кришна, враг Камсы, поместил Шримати Радхарани в Свое сердце, ибо хотел танцевать с Ней. Поэтому Он ушел с поляны, на которой проходил танец раса, оставив в одиночестве остальных красавиц» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.100).

[12] «О, искушенные и вдумчивые люди, вкусите „Шримад-Бхагаватам“ — зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадева Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.3).

 

← «Явление Шри Баладевы». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 21 августа 2013 года. Москва. ·• Архив новостей •· День явления Шри Баладевы в Лахте →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования