«Красота выше силы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 1 декабря 2008 года. Рига, Латвия


Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Красота выше силы

(1 декабря 2008 года. Рига, Латвия)

 

Источник красоты

Духовная культура подразумевает гармонию. Священное писание «Брахма-самхита» [5.56] возвещает о том, что духовный мир — это мир, где каждый шаг — танец, а каждое слово — песня. Веды говорят об Истине, об Абсолюте, о Боге, как об Источнике красоты. Поэтому они называют Его Кришной — Тем, Кто привлекает каждое живое существо. Иными словами, если Бог существует (каждый из нас понимает, что Он существует, но, тем не менее, мы говорим: «Если Он существует», потому что есть атеисты и сомневающиеся), то Он обладает всеми совершенствами.

Еще Гегель сказал: «Абсолют Сам по Себе, Сам для Себя, Сам во имя Себя». Бог существует ради Своего собственного счастья, ради Своего собственного бытия. И этот мир — материальный мир, в котором мы с вами живем, — оказывается, также существует ради Его счастья и ради Его бытия. А поскольку Он обладает полным совершенством, Он прекрасен. Что значит прекрасен? Это значит, что Он в состоянии привлечь каждое живое существо. Это не значит, что мусульманин увидел Бога и привлекся Им, а христианин увидел Того же самого Бога и не привлекся. Слово «Кришна» подразумевает, что если мы действительно соприкоснемся с Богом, то будем непременно очарованы. Однако у многих людей возникает вопрос: «Я очень часто видел изображения индийских Божеств и изображение Кришны, и меня это не привлекло». Некоторых не привлекает изображение Христа, других не привлекает изображение Будды. 

Изъян в нашем восприятии

Мы говорим о том, что Бог есть, и Он прекрасен, а это значит, что Он обладает некоторыми личностными качествами, Он — личность, но кто-то может сказать: «Почему же меня не привлекает Бог?» Но я могу задать вам следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста (вы смотрели фильм “Собачье сердце”), мог ли Шариков разобраться в музыке Бетховена, или мог ли он по достоинству оценить картину “Мона Лиза”?» Скорей всего, нет. Проблема не в том, что Кришна недостаточно привлекателен, а проблема в нас, как воспринимающих. Оказывается, для того, чтобы узреть божественную красоту и гармонию, необходимо развить в себе определенные качества. Исходя из этого, мы можем сказать, что разные люди в соответствии с теми качествами, которые они обрели в процессе своего теистического поиска, духовного опыта, способны воспринимать Бога в разной степени. Можно сказать еще проще: в соответствии с тем, насколько живое существо очищено от заблуждений, настолько духовное ему явлено. 

Вход по приглашению —
по милости и в ответ на искреннее желание

Кришна говорит в Бхагавад-гите [10.10]: теш̣а̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇, бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам / дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇, йена ма̄м упайа̄нти те — «В соответствии с твоими желаниями и возможностями познать Меня, Я открываюсь тебе». И это разумно, потому что когда мы говорим о Боге, об Абсолюте, Источнике сознания, то Он, как минимум, должен обладать здравым смыслом. Мы не открываем первому встречному дверь своей квартиры, мы не приглашаем первого встречного в свой дом, в свой мир — лишь тогда, когда мы установили определенные отношения с человеком, мы приглашаем его к себе в гости. Так же и в отношениях с Богом. В писаниях сказано, что духовный мир для всех, но не все готовы для духовного мира. Так же я могу сказать: «Мой дом открыт для всех, но туда может войти только тот, кто мой друг. Я не готов пригласить кого-то в свой дом, кто внесет туда дисгармонию». 

Тонкая наука,
лежащая за пределами здравого смысла

Соответствующим образом вывод из этого утверждения состоит в том, что существование Бога очевидно. Современные разумные ученые-материалисты, атеисты, говорят: «У нас нет оснований предполагать, что Бога нет». Если марксистские, ленинские ученые отрицали полностью существование Бога, то современные ученые говорят: «У нас нет оснований предполагать, что Его нет. У нас нет доказательств, что Он есть, но у нас так же и нет доказательств, что Его нет. Мы предполагаем, что существует сверхсознание».

Итак, в современной науке появляется термин «сверхсознание». К сожалению, ученым, которые придерживаются метода анализа, логики и здравого смысла, трудно оценить Кришну. Так, музыка, поэзия, искусство не оцениваются с помощью здравого смысла. Мы не рассматриваем спектакль с точки зрения здравого смысла, скорей наоборот! Режиссер создает на сцене что-то иррациональное, чтобы затронуть наши чувства. Поэтому в отличие от науки, которая полностью рациональна и раскладывает все по полочкам, искусство и поэзия — полностью иррациональны. Тем не менее, в их основе лежит очень тонкая наука. Если любой из нас возьмет кисточку и холст и начнет рисовать, вряд ли он станет Пикассо. Некое состояние сознания определяет гармонию: гармония — за пределами здравого смысла, гармония — за пределами рациональности. 

Красота выше силы,
сила подчиняется красоте

Веды заявляют: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1]. Ӣш́варах̣ — Гармония является повелевающим принципом, всем управляет Гармония, всем управляет Любовь и Красота.

Вы можете сказать: «Мной управляют государство, полиция, налоговая инспекция». Да, это так: действительно, преступниками управляет система силы, но в семье, в отношениях с женой, дочерью, сыном, другими близкими родственниками всем управляет не скалка, не ремень, а гармония, любовь к ближнему, желание посвятить ему самого себя. Именно поэтому отец готов тяжело работать и отдавать зарплату ребенку и жене. Потому что гармония, красота требуют самопожертвования.

И мы знаем, что даже великий тиран Александр Македонский, поработивший народы и завоевавший мир, когда встретил Таису Афинскую, одну прекрасную девушку, полностью подчинился ей. Человек, который завоевал весь мир, был завоеван красотой.

Шрила Шридхар Махарадж, наш духовный учитель, определил этот принцип так: «Красота выше, чем сила». Если мы когда-нибудь в жизни соприкоснемся с красотой, то увидим, что красота вытеснит силу. Сила держится на страхе и подчинении, красота же основана на очаровании.

Транскрипцию выполнила: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Кришна, известный как Говинда, — сам Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он сам — Начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).




←  «Сила Хари-катхи». Шрила Б. С. Госвами Махарадж и Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 25 июля 2013 года | Киев, Украина | Фестиваль VEDALIFE ·• Архив новостей •· «Величие Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 ноября 1988 года. Навадвипа Дхама, Индия →

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Красота выше силы

(1 декабря 2008 года. Рига, Латвия)

 

Источник красоты

Духовная культура подразумевает гармонию. Священное писание «Брахма-самхита» [5.56] возвещает о том, что духовный мир — это мир, где каждый шаг — танец, а каждое слово — песня. Веды говорят об Истине, об Абсолюте, о Боге, как об Источнике красоты. Поэтому они называют Его Кришной — Тем, Кто привлекает каждое живое существо. Иными словами, если Бог существует (каждый из нас понимает, что Он существует, но, тем не менее, мы говорим: «Если Он существует», потому что есть атеисты и сомневающиеся), то Он обладает всеми совершенствами.

Еще Гегель сказал: «Абсолют Сам по Себе, Сам для Себя, Сам во имя Себя». Бог существует ради Своего собственного счастья, ради Своего собственного бытия. И этот мир — материальный мир, в котором мы с вами живем, — оказывается, также существует ради Его счастья и ради Его бытия. А поскольку Он обладает полным совершенством, Он прекрасен. Что значит прекрасен? Это значит, что Он в состоянии привлечь каждое живое существо. Это не значит, что мусульманин увидел Бога и привлекся Им, а христианин увидел Того же самого Бога и не привлекся. Слово «Кришна» подразумевает, что если мы действительно соприкоснемся с Богом, то будем непременно очарованы. Однако у многих людей возникает вопрос: «Я очень часто видел изображения индийских Божеств и изображение Кришны, и меня это не привлекло». Некоторых не привлекает изображение Христа, других не привлекает изображение Будды. 

Изъян в нашем восприятии

Мы говорим о том, что Бог есть, и Он прекрасен, а это значит, что Он обладает некоторыми личностными качествами, Он — личность, но кто-то может сказать: «Почему же меня не привлекает Бог?» Но я могу задать вам следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста (вы смотрели фильм “Собачье сердце”), мог ли Шариков разобраться в музыке Бетховена, или мог ли он по достоинству оценить картину “Мона Лиза”?» Скорей всего, нет. Проблема не в том, что Кришна недостаточно привлекателен, а проблема в нас, как воспринимающих. Оказывается, для того, чтобы узреть божественную красоту и гармонию, необходимо развить в себе определенные качества. Исходя из этого, мы можем сказать, что разные люди в соответствии с теми качествами, которые они обрели в процессе своего теистического поиска, духовного опыта, способны воспринимать Бога в разной степени. Можно сказать еще проще: в соответствии с тем, насколько живое существо очищено от заблуждений, настолько духовное ему явлено. 

Вход по приглашению —
по милости и в ответ на искреннее желание

Кришна говорит в Бхагавад-гите [10.10]: теш̣а̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇, бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам / дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇, йена ма̄м упайа̄нти те — «В соответствии с твоими желаниями и возможностями познать Меня, Я открываюсь тебе». И это разумно, потому что когда мы говорим о Боге, об Абсолюте, Источнике сознания, то Он, как минимум, должен обладать здравым смыслом. Мы не открываем первому встречному дверь своей квартиры, мы не приглашаем первого встречного в свой дом, в свой мир — лишь тогда, когда мы установили определенные отношения с человеком, мы приглашаем его к себе в гости. Так же и в отношениях с Богом. В писаниях сказано, что духовный мир для всех, но не все готовы для духовного мира. Так же я могу сказать: «Мой дом открыт для всех, но туда может войти только тот, кто мой друг. Я не готов пригласить кого-то в свой дом, кто внесет туда дисгармонию». 

Тонкая наука,
лежащая за пределами здравого смысла

Соответствующим образом вывод из этого утверждения состоит в том, что существование Бога очевидно. Современные разумные ученые-материалисты, атеисты, говорят: «У нас нет оснований предполагать, что Бога нет». Если марксистские, ленинские ученые отрицали полностью существование Бога, то современные ученые говорят: «У нас нет оснований предполагать, что Его нет. У нас нет доказательств, что Он есть, но у нас так же и нет доказательств, что Его нет. Мы предполагаем, что существует сверхсознание».

Итак, в современной науке появляется термин «сверхсознание». К сожалению, ученым, которые придерживаются метода анализа, логики и здравого смысла, трудно оценить Кришну. Так, музыка, поэзия, искусство не оцениваются с помощью здравого смысла. Мы не рассматриваем спектакль с точки зрения здравого смысла, скорей наоборот! Режиссер создает на сцене что-то иррациональное, чтобы затронуть наши чувства. Поэтому в отличие от науки, которая полностью рациональна и раскладывает все по полочкам, искусство и поэзия — полностью иррациональны. Тем не менее, в их основе лежит очень тонкая наука. Если любой из нас возьмет кисточку и холст и начнет рисовать, вряд ли он станет Пикассо. Некое состояние сознания определяет гармонию: гармония — за пределами здравого смысла, гармония — за пределами рациональности. 

Красота выше силы,
сила подчиняется красоте

Веды заявляют: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1]. Ӣш́варах̣ — Гармония является повелевающим принципом, всем управляет Гармония, всем управляет Любовь и Красота.

Вы можете сказать: «Мной управляют государство, полиция, налоговая инспекция». Да, это так: действительно, преступниками управляет система силы, но в семье, в отношениях с женой, дочерью, сыном, другими близкими родственниками всем управляет не скалка, не ремень, а гармония, любовь к ближнему, желание посвятить ему самого себя. Именно поэтому отец готов тяжело работать и отдавать зарплату ребенку и жене. Потому что гармония, красота требуют самопожертвования.

И мы знаем, что даже великий тиран Александр Македонский, поработивший народы и завоевавший мир, когда встретил Таису Афинскую, одну прекрасную девушку, полностью подчинился ей. Человек, который завоевал весь мир, был завоеван красотой.

Шрила Шридхар Махарадж, наш духовный учитель, определил этот принцип так: «Красота выше, чем сила». Если мы когда-нибудь в жизни соприкоснемся с красотой, то увидим, что красота вытеснит силу. Сила держится на страхе и подчинении, красота же основана на очаровании.

Транскрипцию выполнила: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «Кришна, известный как Говинда, — сам Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он сам — Начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования