«Красота выше силы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Декабрь 2008 года. Рига, Латвия


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Красота выше силы

(Декабрь 2008 года, Рига, Латвия)

 

Источник красоты

Духовная культура подразумевает гармонию. Священное писание «Брахма-самхита» [5.56] возвещает о том, что духовный мир — это мир, где каждый шаг — танец, а каждое слово — песня. Веды говорят об Истине, об Абсолюте, о Боге, как об Источнике красоты. Поэтому они называют Его Кришной — Тем, Кто привлекает каждое живое существо. Иными словами, если Бог существует (каждый из нас понимает, что Он существует, но, тем не менее, мы говорим: «Если Он существует», потому что есть атеисты и сомневающиеся), то Он обладает всеми совершенствами.

Еще Гегель сказал: «Абсолют Сам по Себе, Сам для Себя, Сам во имя Себя». Бог существует ради Своего собственного счастья, ради Своего собственного бытия. И этот мир — материальный мир, в котором мы с вами живем, — оказывается, также существует ради Его счастья и ради Его бытия. А поскольку Он обладает полным совершенством, Он прекрасен. Что значит прекрасен? Это значит, что Он в состоянии привлечь каждое живое существо. Это не значит, что мусульманин увидел Бога и привлекся Им, а христианин увидел Того же самого Бога и не привлекся. Слово «Кришна» подразумевает, что если мы действительно соприкоснемся с Богом, то будем непременно очарованы. Однако у многих людей возникает вопрос: «Я очень часто видел изображения индийских Божеств и изображение Кришны, и меня это не привлекло». Некоторых не привлекает изображение Христа, других не привлекает изображение Будды.

 

Изъян в нашем восприятии

Мы говорим о том, что Бог есть, и Он прекрасен, а это значит, что Он обладает некоторыми личностными качествами, Он — личность, но кто-то может сказать: «Почему же меня не привлекает Бог?» Но я могу задать вам следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста (вы смотрели фильм “Собачье сердце”), мог ли Шариков разобраться в музыке Бетховена, или мог ли он по достоинству оценить картину “Мона Лиза”?» Скорей всего, нет. Проблема не в том, что Кришна недостаточно привлекателен, а проблема в нас, как воспринимающих. Оказывается, для того, чтобы узреть божественную красоту и гармонию, необходимо развить в себе определенные качества. Исходя из этого, мы можем сказать, что разные люди в соответствии с теми качествами, которые они обрели в процессе своего теистического поиска, духовного опыта, способны воспринимать Бога в разной степени. Можно сказать еще проще: в соответствии с тем, насколько живое существо очищено от заблуждений, настолько духовное ему явлено.

 

Вход по приглашению —
по милости и в ответ на искреннее желание

Кришна говорит в Бхагавад-гите [10.10]: теш̣а̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇, бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам / дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇, йена ма̄м упайа̄нти те — «В соответствии с твоими желаниями и возможностями познать Меня, Я открываюсь тебе». И это разумно, потому что когда мы говорим о Боге, об Абсолюте, Источнике сознания, то Он, как минимум, должен обладать здравым смыслом. Мы не открываем первому встречному дверь своей квартиры, мы не приглашаем первого встречного в свой дом, в свой мир — лишь тогда, когда мы установили определенные отношения с человеком, мы приглашаем его к себе в гости. Так же и в отношениях с Богом. В писаниях сказано, что духовный мир для всех, но не все готовы для духовного мира. Так же я могу сказать: «Мой дом открыт для всех, но туда может войти только тот, кто мой друг. Я не готов пригласить кого-то в свой дом, кто внесет туда дисгармонию».

 

Тонкая наука,
лежащая за пределами здравого смысла

Соответствующим образом вывод из этого утверждения состоит в том, что существование Бога очевидно. Современные разумные ученые-материалисты, атеисты, говорят: «У нас нет оснований предполагать, что Бога нет». Если марксистские, ленинские ученые отрицали полностью существование Бога, то современные ученые говорят: «У нас нет оснований предполагать, что Его нет. У нас нет доказательств, что Он есть, но у нас так же и нет доказательств, что Его нет. Мы предполагаем, что существует сверхсознание».

Итак, в современной науке появляется термин «сверхсознание». К сожалению, ученым, которые придерживаются метода анализа, логики и здравого смысла, трудно оценить Кришну. Так, музыка, поэзия, искусство не оцениваются с помощью здравого смысла. Мы не рассматриваем спектакль с точки зрения здравого смысла, скорей наоборот! Режиссер создает на сцене что-то иррациональное, чтобы затронуть наши чувства. Поэтому в отличие от науки, которая полностью рациональна и раскладывает все по полочкам, искусство и поэзия — полностью иррациональны. Тем не менее, в их основе лежит очень тонкая наука. Если любой из нас возьмет кисточку и холст и начнет рисовать, вряд ли он станет Пикассо. Некое состояние сознания определяет гармонию: гармония — за пределами здравого смысла, гармония — за пределами рациональности.

 

Красота выше силы,
сила подчиняется красоте

Веды заявляют: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1]. Ӣш́варах̣ — Гармония является повелевающим принципом, всем управляет Гармония, всем управляет Любовь и Красота.

Вы можете сказать: «Мной управляют государство, полиция, налоговая инспекция». Да, это так: действительно, преступниками управляет система силы, но в семье, в отношениях с женой, дочерью, сыном, другими близкими родственниками всем управляет не скалка, не ремень, а гармония, любовь к ближнему, желание посвятить ему самого себя. Именно поэтому отец готов тяжело работать и отдавать зарплату ребенку и жене. Потому что гармония, красота требуют самопожертвования.

И мы знаем, что даже великий тиран Александр Македонский, поработивший народы и завоевавший мир, когда встретил Таису Афинскую, одну прекрасную девушку, полностью подчинился ей. Человек, который завоевал весь мир, был завоеван красотой.

Шрила Шридхар Махарадж, наш духовный учитель, определил этот принцип так: «Красота выше, чем сила». Если мы когда-нибудь в жизни соприкоснемся с красотой, то увидим, что красота вытеснит силу. Сила держится на страхе и подчинении, красота же основана на очаровании.

Транскрипцию выполнила: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «Кришна, известный как Говинда, — сам Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он сам — Начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).



←  «Сила Хари-катхи». Шрила Б. С. Госвами Махарадж и Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Вечерняя лекция. 25 июля 2013 года. Киев, Украина. Фестиваль «VEDALIFE» ·• Архив новостей •· «Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж». Слайды →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования