«Джаганнатх-прасадам. Предложение бхоги». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 15 февраля 2001 года. Донецк, Украина

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.9 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Джаганнатх-прасадам. Предложение бхоги

(15 февраля 2001 год, Донецк, Украина)

 

Вопрос: Я слышал, что пуджари в храме Джаганнатха Пури едят рыбу и при этом все равно считаются чистыми во всех отношениях.

#00:00:44#

Шрила Госвами Махарадж: Да, они действительно едят рыбу, но я не стал бы их называть чистыми слугами Господа. Они слуги Джаганнатха. Их отношения с Господом Джаганнатхом — это их дело. Мы не вмешиваемся в это. Сукрити человека, который рождается в Джаганнатха Пури, который становится слугой в Его храме, — не наше дело.

#00:01:43#

Мы знаем, что много раз такое происходило: западные преданные приходили к пандам, служителям храма Джаганнатха, и начинали, на основании священных писаний, цитировать им стихи и убеждать, что их нужно пустить в храм. Панды были согласны, что с точки зрения писаний они говорили все правильно, но, по их мнению, у них отсутствовало главное — сукрити. Преданные же продолжали не соглашаться и приводить другие примеры и стихи из писаний, тогда панды шли в храм и выносили им сладкий рис, прасадам от Самого Господа Джаганнатха, и ставили его прямо на дорогу. Уличная собака подбегала и начинала есть его, затем панды брали эту тарелку и вручали ее преданным. Преданные возмущенно отказывались от прасада. На что панды брали этот рис и ели его сами. И после панды говорили: «Вот видите, о чем мы вам говорим. У вас нет сукрити

#00:03:42#

В «Чайтанья Бхагавате» говорится, что девы, жители высших миров, видят [подлинную духовную] природу Нилачалы, то есть Пури и его окрестностей, и всех его жителей в облике чатурбуджи, как обладателей четырехрукой формы, формы вайкунтха-васи. Говорится, что сон в этом месте приравнивается к самадхи. Простое лежание где-то является предложением дандавата. Даже обычные разговоры равны хари-хатхе. Поедание рыбы там то же самое, как принятие хавишьи. Кто может понять все эти вещи?

#00:05:09#

Махапрабху и Его спутники, когда были в Пури, никогда не вмешивались в местные обычаи и традиции. Харидас Тхакур, Рупа Госвами, Санатана Госвами никогда не входили в храм. Это естественное смирение вайшнава. Преданный предпочитает обходить храм сзади, идти задним двором, чтобы даже не сталкиваться со жрецами храма, думая, что если он каким-либо образом с ними столкнется, то осквернит их. Думаете, Рупа и Санатана Госвами не могли процитировать шастры и доказать, что их следует пустить в храм? Это не было их настроением. Сидя под деревом бакул вместе с Харидасом Тхакуром, они видели вершину храма и были вполне удовлетворены этим.

#00:06:56#

Вопрос: Я уже задавал вопрос о прасаде. Мне просто хотелось уточнить… Я предлагаю пищу Кришне, потому что так написано в Гите и так нужно делать. В Гите есть стих, что тот, кто сначала не предлагает пищу Господу, ест один грех, но во мне еще нет подобного настроения, спонтанной любви или преданности Кришне. Получается, такое предложение — не проявление чистой преданности, а скорее религиозность?

#00:08:21#

Шрила Госвами Махарадж: Преданные чувствуют себя беспомощными и в высшей степени зависимыми от милости Господа. Поэтому если что-то может быть предложено — они предлагают это. При этом они понимают, что это предложение не есть акт, поступок чистой преданности. Опять же, под началом высшего вайшнава мы пытаемся предлагать что-то Кришне.

#00:09:07#

Мы знаем, что Кришна доволен Своими преданными, вайшнавами, поэтому, предлагая пищу, мы призываем их. Наша связь с Кришной возможна только через вайшнавов. Это наше все. Обращаться к Кришне напрямую, предлагать ему что-то очень сложно. Благо, которое проистекает из этого, невелико — в силу наших ограниченных возможностей. Что мы можем извлечь из Кришны? Какого рода взаимообмен с Ним может быть? Но высшие преданные могут обмениваться с Кришной. Мы видим для себя, что наше богатство заключается в связях с ними — не с Кришной непосредственно. Тогда, через них, мы можем обрести даже прямую связь с Кришной. Говоря в целом, мы готовим что-то и, помня о Гуру и Гауранге, почитаем прасадам.

#00:10:41#

Вопрос: Во времена Господа Чайтаньи фотографий еще не было, и, полагаю, на алтаре присутствовали Божества. Хочу спросить: то настроение, присутствие гуру-парампары было внутренним у человека, когда он поклонялся Божествам? Это не было чем-то внешним, как, допустим, сейчас? Является ли преимуществом то, что мы сейчас имеем возможность наблюдать изображения наших учителей?

#00:12:05#

Шрила Госвами Махарадж: Это благо для нас, потому как присутствие изображений, фотографий парампары в нашем доме может освятить, очистить какую-то его часть своим присутствием. Вообще, в этом мире принято развешивать фотографии своих любимых. Люди стараются купить красивые рамки и повесить эти фотографии в хорошем месте. Нельзя же сказать, что мне это совсем не нужно. Изображение — это больше чем просто фотография чего-либо в рамке. Мы смотрим на него, и памятование о личности приходит к нам.

#00:13:26#

Другое дело, когда люди начинают фантазировать и выдумывать, что они поклоняются изображениям на алтаре и у них развиваются некие отношения с Радхой и Кришной — все это фиктивно. Изображения Господа или Его преданных перед вами и, соответственно, есть память о них. Одно из качеств вайшнава — простота.

#00:14:21#

Как Шрила Говинда Махарадж, который действительно знает что-то о Высшей Реальности, когда ему кто-то стал задавать вопросы о ней, сказал: «Мы не знаем, и мы не хотим знать». Это говорит человек, который знает что-то, а не те бегающие и рекламирующие себя в качестве людей, которые наслаждаются трансцендентным вкусом и которые могут открыть вам тайны. Людям нравятся такие вещи. Потому что людей вообще легко обмануть.

#00:15:20#

Вопрос: Иногда из разговоров со своей женой я узнаю, что в храме некоторые девушки могут говорить: «Божества поправились, даже некоторые одежды стали маловаты» или «Божества улыбаются», или они могут озвучивать еще какие-либо свои представления. Это очередная иллюзия?

#00:16:39#

Шрила Госвами Махарадж: Чтобы понять, что есть что, мы всегда смотрим на подлинных преданных. Они никогда не говорят подобного. Неофиты, практикующие, могут утверждать, что Божества танцуют вокруг них.

#00:17:04#

Муралишвар Прабху: В Петрозаводске одна женщина сказала: «Мой Нрисимхадев танцевал вокруг меня». Я не понял, во сне это было или наяву.

#00:17:14#

Шрила Госвами Махарадж: Какое заключение из этого следует? Есть примеры личных отношений с Божеством, такие как в случае Рагхунандана Тхакура. Это были особые случаи, это призвано показать нам, что подобная преданность существует. Кот̣иш̣в апи маха̄-муне[1]. Но кто обладает такой преданностью? — один из десяти миллионов. Шрила Шридхар Махарадж, когда цитировал этот стих, где говорится: «один из десяти миллионов», произносил: «Даже и это слишком много». То есть один из десяти миллионов — это слишком много.

#00:18:35#

Его слова дают нам представление о том, насколько возвышен этот уровень преданности, насколько редко он встречается. Те, кто действительно серьезен, будут изумлены, что такая преданность существует. Пусть один из миллиарда обладает такой преданностью — это будет изумлять их. А другой скажет, что разговаривает с Божествами каждый день. Тогда что думать нам о нем? Если человек это видит, то он действительно один из миллиарда, кто достиг такого уровня преданности, или это просто дешевая имитация?

#00:19:46#

Махапрабху сказал Мукунде Датте, тому Мукунде, который упал, завидев опахало из павлина: «Мукунда, кто отец твоей семьи — ты или Рагхунандан Тхакур, твой сын?» Мукунда отвечал: «Рагхунандан — мой отец». Хотя он был его сыном, но от него он учился преданности.

#00:20:27#

Однажды, когда Мукунда был занят чем-то и не мог покормить Божество, он попросил это сделать своего сына — предложить пищу Кришне. Мальчик вошел в комнату, где был Кришна, поставил тарелки и сказал: «Господи, настало Тебе время поесть. Поешь, пожалуйста!», а Божество стояло и ничего не делало. Рагхунандан был расстроен и воскликнул: «Надо есть, время пришло!» Он был прост и чист, и его любовь к Кришне тоже. Он продолжал: «Если Ты, Кришна, не будешь есть, мой отец накажет меня за то, что я Тебя не накормил!» Поэтому он сталь буквально кормить Божество и повторять: «Ешь, ешь!» И тогда Кришна стал есть. Позднее его отец пришел и хотел забрать предложенный прасад, но на тарелке ничего не было. Он спросил сына: «Рагхунандан, где прасад?» Мальчик ответил: «Кришна все съел». Отец рассмеялся: «Божества не едят, как мы, Они едят мистическим образом. Все остается на тарелке!» Мальчик сказал: «Нет, папа. Правда, Кришна съел все!» Отец отвечал: «Я хочу это видеть. Покажи мне, как Кришна ест!» И Рагхунандан на его глазах вновь накормил Кришну. Может, немножко ладду осталось в Его руке. Тогда его отец понял, какой преданностью обладает его сын, Рагхунандан Тхакур.

#00:23:09#

Существует такой уровень преданности. Это реальность. Наш интерес в том, как мы можем обрести связь с Высшим подлинным образом. Имитация нам не даст ничего. Такая реальность действительно существует, это все правда. А имитация самоубийственна, потому что она уничтожает внутреннее «я». Если мы имитируем кого-то, чье-то существо, рядимся в чьи-то одежды, то пренебрегаем собой, так как пытаемся стать кем-то, кем не являемся.

#00:24:39#

По милости Махапрабху и Его преданных у нас есть возможность занять место в кришна-лиле. Нас приглашают войти в эти игры, где нам будет отведена определенная роль, но из-за самообмана мы можем сами же воспрепятствовать своему вступлению в ту сферу. Насколько мы неудачливы, что обманываем себя, когда такая возможность есть у нас.

#00:25:26#

Поэтому мы будем искать руководство вайшнавов и следовать их путем. Маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣[2]. Когда мы следуем их путем, тогда нам гарантировано достижение цели. Иметь же некую поверхностную связь с вайшнавизмом и начать выдумывать свои собственные пути, претендуя при этом на некое спонтанное чувство или нечто в этом роде, будет пагубно для нас.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ямуна Деви Даси

 


[1] Мукта̄на̄м апи сиддха̄на̄м̇ на̄ра̄йа̄н̣а-пара̄йан̣ах̣ / судурлабхах̣ праш́а̄нта̄тма̄ кот̣иш̣в апи маха̄-муне — «Из многих миллионов свободных от неведения душ, а также из многих миллионов сиддх, почти достигших совершенства, едва ли найдется один чистый преданный Нараяны. Лишь такой преданный пребывает в духовном мире и полностью удовлетворен и умиротворен» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5).

[2] Тарко ’пратиш̣т̣хах̣ ш́рутайо вибхинна̄, на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам / дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇, маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣ — «Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: „Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны“» («Махабхарата», Вана-парва, 313.117; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.186; 25.57).

 

← «Духовный путь». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Мировое турне, Австралия, 1996 год ·• Архив новостей •· Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Киев, Украина, 30 мая 2013 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования