«Концепция Гуру: суть и форма». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 11.49M)

Russian


#00:00:24#

Преданный:  Махарадж, прошу прокомментировать высказывание Шридхара Махараджа в книге «Шри Гуру и Его милость»: Гуру нельзя заключить в форму своего материального мышления. Гуру — это не тело, Гуру — это не форма, Гуру — это дух. Как это более расширенно, более глубоко понять?

Шрила Госвами Махарадж:  Шрила Гуру Махарадж объясняет, что ученик видит своего Гуру в соответствии с уровнем своего внутреннего развития, своего внутреннего пробуждения.

#00:01:44#

Мы знаем, что одна из тем, которые Гуру Махарадж затрагивает снова и снова во всех областях, это суть и форма.

Один из гуру ИСККОН однажды высказал Гуру Махараджу следующую мысль: «Но, если уделять слишком большое внимание этой идее, что суть значительнее формы, то это сахаджия». Но Шрила Гуру Махарадж объяснил: «На самом деле наоборот».

#00:02:44#  

Напротив, когда мы уделяем слишком большое внимание форме, теряя суть, жертвуя при этом сутью, то в этом случае, мы становимся поклонниками формы формалистами и можем деградировать до сахаджий. Он процитировал одну бенгальскую пословицу. Гопал может подтвердить. Эта пословица переводится следующим образом: «Что важнее, нос или дыхание?»

Когда вы говорите: «Мой нос работает». Это означает, что вы дышите. Это крайний пример, но он показывает на этот принцип, что важен этот живой поток, живое дыхание.

#00:03:56# 

Иногда, Гуру Махарадж говорил, что гуру — это вдохновенный аспект вайшнава. А в иных случаях он говорил о Ганге. О Ганге иногда говорят: что такое настоящая Ганга? Ганга — это поток. Иногда в Индии можно увидеть, что в каких-то случаях Ганга перетекает в русло другой реки, а в каких-то случаях другая река своим течением присоединяется к Ганге. Поэтому возникает вопрос: что такое Ганга на самом деле? И ответ таков: Ганга — это поток, течение.

#00:05:10#

а̄ча̄рйам́ ма̄м́ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)

Поэтому Кришна произносит эту известную шлоку в своих заключительных наставлениях Уддхаве. Он говорит: «Пойми! Увидь, что ачарья — это Я сам. Это Я раскрываюсь перед тобой через ачарью. Не усматривай в этом что-то поверхностное».

Поэтому Гуру Махарадж поднимает следующий вопрос в «Шри Гуру и Его милость»: что такое Гуру по сути? То ли Гуру, что мы видим своими глазами?

#00:06:14#

Иногда мы можем увидеть гуру в облике молодого человека. Только сегодня я видел фотографию из архивов. На этой фотографии: Ядуманью Прабху, я и Шрила Гурудев (Шрила Говинда Махарадж). Эта фотография была сделана в 1982 году, может быть, в 1983-ем, почти тридцать лет назад. Или недавно Гопал рассказывал об одной фотографии Шрилы Гуру Махараджа, на которой он носит тюрбан и выглядит, как ангел, вайшнавский ангел. На той фотографии Гуру Махараджу, быть может, тридцать с небольшим лет.

#00:07:47#

А еще однажды Шрила Гурудев, сидя на своей веранде в Калькутте, сказал, глядя на фотографию Бхактивинода Тхакура (такую же, как у нас на алтаре, где Бхактивинод Тхакур изображен пожилым человеком с бородой, очень серьезным): «Только подумайте, — сказал Гурудев, пребывая в легком настроении, — что он на самом деле тринадцатилетняя девушка во Вриндаване». Имея в виду эти слова из «Гурваштаки» о том, что Гуру  на самом деле наиболее опытен в служении Божественной Чете, то есть он раскрывал свое внутреннее сокровенное видение.

#00:08:54#  

А в ином случае Гуру Махарадж предостерегает нас, в каких ситуациях, в каком случае уместно думать о своем Гуру таким образом. Он отвечает: «По достижении уровня бхава-бхакти».  А где бхава-бхакти? Согласно Рупе Госвами, перед бхавой идут предыдущие семь ступеней. Бхава это лишь восьмая. Иногда бхаву называют этапом, предшествующим кришна-преме. Речь идет о такого уровня пробужденности. Рупа Госвами также описывает признаки преданного, находящегося на уровне бхава-бхакти.

Мана-шунья— это полное отсутствие ложного эго. Почему? Потому что такой преданный понимает, что в этом мире нет ничего ценного: все сколь-нибудь ценное находится в субъективном мире. Он занят сознанием Кришны двадцать четыре часа в сутки без остановки, даже во сне. Он перечисляет, может быть, еще семь или восемь других признаков.

#00:10:51#  

Еще одна из любимых тем Шрилы Гуру Махараджа это «глубоко погрузитесь в реальность». све све 'дхика̄ре йа̄ ниш̣т̣ха̄ са гунах̣ парикӣртитах̣ Шримад-Бхагаватам», 11.21.2]:

Но в то же самое время нам говорят: следует обращаться к вещам в соответствии с нашим адхикаром, квалификацией, способностями. Не следует имитировать более высокое. Шрила Гуру Махарадж сторонник умеренного и естественного роста, не искусственного ускорения созревания. Но в то же самое время нам не следует пренебрегать обликом, формой Гуру.

#00:12:39#

Как мы слышали эту историю о Гуру и ученике, которые странствовали на телеге. Ученик был в том случае очень простодушным (простаком). Гуру, увидев, что когда какие-то вещи падают с тележки, тот их не подбирает или подбирает не то, что следует, сказал: «Хорошо, вот тебе список. Если как-то из этих вещей будет падать с тележки, ты ее поднимай и клади обратно на телегу».

Спустя какое-то время сам Гуру во сне упал с телеги, но ученик продолжал ехать вперед. Гурудев воскликнул:

— Эй! Что такое?!

А ученик отвечает ему:

— Вас нет в списке.

Поэтому, каковы представления этого ученика?

Необходимо осторожно рассмотреть все эти вещи. Но гуру Махарадж снова и снова подчеркивает: суть важнее формы. Он говорит: «В идеале они должны переходить друг в друга бесшовно». Но в случае, если это не так, тогда предпочтение следует отдавать сути, а не форме.

#00:14:25#

А еще Шрила Гуру Махарадж рассказывал историю о женщине и мулле. Один мулла, то есть мусульманский проповедник, давал лекции, проповедовал. Одна женщина сидела в задней части зала, слушала его лекции и плакала. Этот мулла думал: «Должно быть, я даю очень хорошие лекции, если та женщина плачет и не может сдержать своих слез». Поэтому после лекции он подошел к ней и сказал:

— Мадам, пожалуйста, объясните мне, что вас так тронуло в моей лекции?

И она объяснила ему:

— У меня раньше была маленькая козочка. И у нее была бородка точь-в-точь как у вас. И когда она ела, то она шевелила своей бородкой точь-в-точь, как вы шевелите, когда говорите. И она умерла. И теперь, глядя на вас, я вспоминаю ее, какой хорошей, какой замечательной она была.

#00:16:15#

Поэтому нам говорят, что суть важнее формы. Как же нам познакомиться с этой сутью? Благодаря общению с более высокими вайшнавами и служению им, наша способность узнавать, признавать эту духовную суть будет расти. Ведь способность оценить — это тоже дар.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Индумати Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси




←  «Опыт переживания высшей реальности». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 24 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Еженедельные нама-хатты в студии йоги Vedalife. Киев, 25 и 27 декабря 2012 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 12.0 МБ)

Russian


#00:00:24#

Преданный:  Махарадж, прошу прокомментировать высказывание Шридхара Махараджа в книге «Шри Гуру и Его милость»: Гуру нельзя заключить в форму своего материального мышления. Гуру — это не тело, Гуру — это не форма, Гуру — это дух. Как это более расширенно, более глубоко понять?

Шрила Госвами Махарадж:  Шрила Гуру Махарадж объясняет, что ученик видит своего Гуру в соответствии с уровнем своего внутреннего развития, своего внутреннего пробуждения.

#00:01:44#

Мы знаем, что одна из тем, которые Гуру Махарадж затрагивает снова и снова во всех областях, это суть и форма.

Один из гуру ИСККОН однажды высказал Гуру Махараджу следующую мысль: «Но, если уделять слишком большое внимание этой идее, что суть значительнее формы, то это сахаджия». Но Шрила Гуру Махарадж объяснил: «На самом деле наоборот».

#00:02:44#  

Напротив, когда мы уделяем слишком большое внимание форме, теряя суть, жертвуя при этом сутью, то в этом случае, мы становимся поклонниками формы формалистами и можем деградировать до сахаджий. Он процитировал одну бенгальскую пословицу. Гопал может подтвердить. Эта пословица переводится следующим образом: «Что важнее, нос или дыхание?»

Когда вы говорите: «Мой нос работает». Это означает, что вы дышите. Это крайний пример, но он показывает на этот принцип, что важен этот живой поток, живое дыхание.

#00:03:56# 

Иногда, Гуру Махарадж говорил, что гуру — это вдохновенный аспект вайшнава. А в иных случаях он говорил о Ганге. О Ганге иногда говорят: что такое настоящая Ганга? Ганга — это поток. Иногда в Индии можно увидеть, что в каких-то случаях Ганга перетекает в русло другой реки, а в каких-то случаях другая река своим течением присоединяется к Ганге. Поэтому возникает вопрос: что такое Ганга на самом деле? И ответ таков: Ганга — это поток, течение.

#00:05:10#

а̄ча̄рйам́ ма̄м́ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)

Поэтому Кришна произносит эту известную шлоку в своих заключительных наставлениях Уддхаве. Он говорит: «Пойми! Увидь, что ачарья — это Я сам. Это Я раскрываюсь перед тобой через ачарью. Не усматривай в этом что-то поверхностное».

Поэтому Гуру Махарадж поднимает следующий вопрос в «Шри Гуру и Его милость»: что такое Гуру по сути? То ли Гуру, что мы видим своими глазами?

#00:06:14#

Иногда мы можем увидеть гуру в облике молодого человека. Только сегодня я видел фотографию из архивов. На этой фотографии: Ядуманью Прабху, я и Шрила Гурудев (Шрила Говинда Махарадж). Эта фотография была сделана в 1982 году, может быть, в 1983-ем, почти тридцать лет назад. Или недавно Гопал рассказывал об одной фотографии Шрилы Гуру Махараджа, на которой он носит тюрбан и выглядит, как ангел, вайшнавский ангел. На той фотографии Гуру Махараджу, быть может, тридцать с небольшим лет.

#00:07:47#

А еще однажды Шрила Гурудев, сидя на своей веранде в Калькутте, сказал, глядя на фотографию Бхактивинода Тхакура (такую же, как у нас на алтаре, где Бхактивинод Тхакур изображен пожилым человеком с бородой, очень серьезным): «Только подумайте, — сказал Гурудев, пребывая в легком настроении, — что он на самом деле тринадцатилетняя девушка во Вриндаване». Имея в виду эти слова из «Гурваштаки» о том, что Гуру  на самом деле наиболее опытен в служении Божественной Чете, то есть он раскрывал свое внутреннее сокровенное видение.

#00:08:54#  

А в ином случае Гуру Махарадж предостерегает нас, в каких ситуациях, в каком случае уместно думать о своем Гуру таким образом. Он отвечает: «По достижении уровня бхава-бхакти».  А где бхава-бхакти? Согласно Рупе Госвами, перед бхавой идут предыдущие семь ступеней. Бхава это лишь восьмая. Иногда бхаву называют этапом, предшествующим кришна-преме. Речь идет о такого уровня пробужденности. Рупа Госвами также описывает признаки преданного, находящегося на уровне бхава-бхакти.

Мана-шунья— это полное отсутствие ложного эго. Почему? Потому что такой преданный понимает, что в этом мире нет ничего ценного: все сколь-нибудь ценное находится в субъективном мире. Он занят сознанием Кришны двадцать четыре часа в сутки без остановки, даже во сне. Он перечисляет, может быть, еще семь или восемь других признаков.

#00:10:51#  

Еще одна из любимых тем Шрилы Гуру Махараджа это «глубоко погрузитесь в реальность». све све 'дхика̄ре йа̄ ниш̣т̣ха̄ са гунах̣ парикӣртитах̣ Шримад-Бхагаватам», 11.21.2]:

Но в то же самое время нам говорят: следует обращаться к вещам в соответствии с нашим адхикаром, квалификацией, способностями. Не следует имитировать более высокое. Шрила Гуру Махарадж сторонник умеренного и естественного роста, не искусственного ускорения созревания. Но в то же самое время нам не следует пренебрегать обликом, формой Гуру.

#00:12:39#

Как мы слышали эту историю о Гуру и ученике, которые странствовали на телеге. Ученик был в том случае очень простодушным (простаком). Гуру, увидев, что когда какие-то вещи падают с тележки, тот их не подбирает или подбирает не то, что следует, сказал: «Хорошо, вот тебе список. Если как-то из этих вещей будет падать с тележки, ты ее поднимай и клади обратно на телегу».

Спустя какое-то время сам Гуру во сне упал с телеги, но ученик продолжал ехать вперед. Гурудев воскликнул:

— Эй! Что такое?!

А ученик отвечает ему:

— Вас нет в списке.

Поэтому, каковы представления этого ученика?

Необходимо осторожно рассмотреть все эти вещи. Но гуру Махарадж снова и снова подчеркивает: суть важнее формы. Он говорит: «В идеале они должны переходить друг в друга бесшовно». Но в случае, если это не так, тогда предпочтение следует отдавать сути, а не форме.

#00:14:25#

А еще Шрила Гуру Махарадж рассказывал историю о женщине и мулле. Один мулла, то есть мусульманский проповедник, давал лекции, проповедовал. Одна женщина сидела в задней части зала, слушала его лекции и плакала. Этот мулла думал: «Должно быть, я даю очень хорошие лекции, если та женщина плачет и не может сдержать своих слез». Поэтому после лекции он подошел к ней и сказал:

— Мадам, пожалуйста, объясните мне, что вас так тронуло в моей лекции?

И она объяснила ему:

— У меня раньше была маленькая козочка. И у нее была бородка точь-в-точь как у вас. И когда она ела, то она шевелила своей бородкой точь-в-точь, как вы шевелите, когда говорите. И она умерла. И теперь, глядя на вас, я вспоминаю ее, какой хорошей, какой замечательной она была.

#00:16:15#

Поэтому нам говорят, что суть важнее формы. Как же нам познакомиться с этой сутью? Благодаря общению с более высокими вайшнавами и служению им, наша способность узнавать, признавать эту духовную суть будет расти. Ведь способность оценить — это тоже дар.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Индумати Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования