«Вера и искренность». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 16 марта 2005 года | Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 24.32M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Вера и искренность

(16 марта 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Ученик: В свое время был великий философ Блаженный Августин [неразборчиво]. Однажды он сказал, что истину можно постичь с помощью веры и уразумения. Есть ли правда в его словах, и если это так, то до каких пределов человек может с помощью уразумения постичь истину? 

#00:01:48#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это какие-то семантические, языковые различия. В различных традициях, в том же христианстве, это может пониматься по-разному. Блаженный Августин понимал что-то определенное, когда говорил о вере и разумении, но школа вайшнавизма утверждает, что Божественное, Бог, может быть постигнуто с помощью веры и искренности. Под верой мы понимаем сердце. Мы можем сказать так: [Бог может быть постигнут] благодаря сердцу и искренности. 

#00:02:29#

Несмотря на то, что люди этого мира могут думать самые странные вещи о кришнаитах, мы не считаем себя сумасшедшими религиозными фанатиками. 

#00:03:02#

Мы не являемся религиозными сектантами или фанатиками. Мы не утверждаем, что хорошие качества присущи исключительно последователям движения сознания Кришны или членам Шри Чайтанья Сарасват Матха. 

#00:03:31#

Эти хорошие качества — какие бы то ни было, — достигают своей кульминации в Кришна-концепции Божественного, в идее Бога как Кришны. И эту идею — представление о Божественном как о Кришне, — проповедует Шри Чайтанья Сарасват Матх. 

#00:03:54#

Наша безграничная удача, духовное везение, заключается в том, что у нас есть некая связь с этим. Однако эта связь не делает нас лучше других людей. Поэтому мы полагаем, что вера и искренность — это те качества, которые помогают нам двигаться вперед. 

#00:04:40#

Мы можем расходиться во мнениях о том, что касается природы веры. Разные люди могут иметь различные представления о том, что такое вера. 

#00:04:48#

‘ш́раддха̄’-шабде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа
1

#00:05:00#

В процитированных словах описана природа того, что в вайшнавизме называется шраддхой, верой. Идея следующая: шраддха определяется как стойкая убежденность в том, что если мы связаны с сознанием Кришны, то уже не нуждаемся в любых других связях или идеях. Мы не нуждаемся ни в чем, кроме сознания Кришны. 

#00:05:41#

Это убежденность в том, что служением Кришне достигаются сами собой все иные цели. 

#00:05:53#

Кто-то может сказать: если ты служишь Богу, тогда служением Богу достигаются все иные цели и задачи. Да, мы принимаем это утверждение. Но в этом утверждении отсутствует такое начало как сладость. Утверждение, что служение Богу — это служение всему и всем, прекрасно, но оно лишено вкуса. Мы, если можно так выразиться, не духовные диабетики. Мы желаем не просто быть духовными, но и чувствовать сладость духовности. 

#00:07:03#

Существуют разные идеи Бога или разные виды духовности, но многие из них пресны, в них нет вкуса. Подобного рода представления по большому счету имперсональны или почти имперсональны. 

#00:07:39#

Я родился в католической семье и с детства был воспитан в традициях католицизма, ходил в церковь, был мальчиком при алтаре, занимал это положение какое-то время. 

#00:08:04#

Если говорить о христианстве или о католицизме в частности, то там присутствует идея Бога, идея любви к Богу, но эта идея носит слишком общий характер. Этой идее не хватает деталей и подробностей касательно того, кто такой Бог и какова природа этой любви. 

#00:08:43#

Идея любви к Богу — истинная идея, но в христианстве она носит общий характер. Я хочу любить Бога, но кто есть Бог и как я буду любить Его? Какие взаимоотношения любви возможны между Богом и человеком за исключением наказания, суда и тому подобных идей? 

#00:09:10#

Христианство не дает представления о том, что Бог является верховным Наслаждающимся. Если бы, скажем, я был Богом, то устроил бы грандиозную вечеринку, праздник. Почему? Потому что в моей природе, в нашей природе заключена тенденция наслаждаться, радоваться. 

#00:10:08#

Другое дело, что склонность или тенденция наслаждаться, которая присутствует в нас, в настоящее время искажена, извращена. Это склонность к низкому эгоистическому наслаждению, но природа наслаждения Бога иная — она чиста. Его существо описывается как акхила-расамрита-муртих, как океан всех вкусов наслаждения, как вместилище наслаждения — расы. 

#00:10:45#

Вера и искренность или, мы можем сказать, вера и разум, разумение, — это все хорошие начала, но существует градация этих явлений. Террористы, религиозные фанатики, также обладают верой и искренностью. Представьте: как можно сесть за руль грузовика, начиненного взрывчаткой? Ты знаешь, что идешь на смерть, но ты делаешь это. Как это можно совершить, отважиться на такой подвиг без веры и искренности? 

#00:11:51#

11 сентября 2001 года, когда самолеты врезались в башни в Нью-Йорке, один американский журналист написал о тех ребятах мусульманах, которые сидели за штурвалами, смертниках. Он сказал: каким же мужеством должны были они обладать, чтобы сделать это! Многие из соотечественников этого американского журналиста были недовольны тем, что он признал мужество в этих людях, мусульманах. Но, действительно, каким мужеством и какой решимостью или, мы можем сказать в контексте нашей беседы, какой искренностью и верой эти люди обладали, что пошли на смерть? 

#00:12:51#

Все зависит от точки зрения, от того, во что ты веришь. Если ты мусульманин, то для тебя эти люди — герои и святые. Если ты американец, то для тебя они — фанатики, террористы и безумцы. Скажем, американцы убеждены в том, что их солдаты, которые воюют на территории Ирака, — это герои, борцы за демократию, за права человека и так далее и тому подобное. Они несут освобождение народу Ирака от жестокого режима и прочее в том же духе. Тогда как многие местные жители рассматривают американских солдат как оккупантов, американский режим как тиранию, то есть рассматривают все это в негативном свете. 

#00:14:32#

Те люди (в Ираке или где угодно), которые искренне верят, что Америка — это враг, ее армия несет с собой тиранию, деспотию и прочее, если их вера и искренность достаточно велики, то они начиняют карманы или грузовик взрывчаткой и отправляются для того, чтобы убить как можно больше американцев. И я спрашиваю вас: как вы думаете, люди, которые так поступают, которые идут на смерть ради идеи, ради борьбы за свободу, искренни? Есть ли у этих людей вера и искренность? 

#00:15:18#

Ученик: Я думаю, что если они, благодаря своей вере и искренности, убивают других людей, причем в больших количествах, то их вера и искренность направлены на некие ложные представления. 

#00:15:54#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Вы можете думать так, что их вера, их искренность ложны, но они так не считают. Мы можем сказать, что вера и искренность хороши, когда связаны с каким-то позитивным, светлым явлением. Вера и искренность становятся наилучшими, когда они связаны с Кришной, с Кришна-концепцией. 

#00:16:30#

сакала чхадийа бхаи шраддхадевира гуна гаи
йанра крипа бхакти дите паре
2 

#00:16:47#

Здесь вайшнав говорит: «Отбросьте все, мои братья, и прославляйте шраддху, веру». 

#00:17:17#

Какова же природа той, которую зовут Шраддхой Деви, как сказано в этих строках? Шраддха Деви — это Шримати Радхарани, которая является вместилищем этой веры, является хранительницей безграничной веры. Мы хотим такого рода веры и такой искренности. 

#00:18:02#

Шрила Шридхар Махарадж рассказывал о случае из кришна-лилы — он упоминается в книге «Любовный поиск заблудшего слуги», которая есть на русском языке. Там он рассказывает о том, как однажды Кришна притворился больным, и к Нему в дом явился доктор. То был необычный доктор, это был сам Кришна, который принял обличие доктора, пришел и сказал Яшоде: «Я знаю, что твой мальчик Кришна болен, и Я могу тебе помочь, но для этого нужно, чтобы во Вриндаване нашлась целомудренная девушка, которая принесла бы из Ямуны воду в горшке с дырами. Если эта девушка воистину целомудренна, она сможет это сделать, вода не прольется». 

#00:18:51#

Тогда мать Яшода стала искать во Врадже девушку, которая смогла бы сделать это, но никто из обитательниц Вриндавана не сумел — даже те, кто считался самыми целомудренными, такие как Джатила и Кутила, свекровь и золовка Шримати Радхарани. Они считались самыми целомудренными потому, что постоянно высказывали сомнение в целомудрии других гопи. Естественно, люди считали их добродетельными, но когда они попробовали это сделать, вода выливалась из дыр. Шрила Шридхар Махарадж рассказывает, что тогда Шримати Радхарани положилась на Кришну. Она сказала: «Кришна, если Ты этого захочешь, Я смогу принести воду». Она стала набирать воду в этот горшок, в то время как Кришна появился в воде и изнутри коснулся его. Когда Шримати Радхарани несла горшок, ни единой капли не пролилось. Эту воду с неким эффективным лекарством дали Кришне, и Кришна выздоровел. 

#00:20:30#

В личности Шримати Радхарани присутствует вера и искренность в высочайшей степени, поэтому Она является объектом нашего высочайшего вдохновения. Итак, вера и искренность сами по себе замечательные явления, но они проявлены в высочайшей степени, когда связаны с сознанием Кришны. Когда они связаны с сознанием Кришны, тогда это вера и искренность наивысшего порядка. 

#00:21:20#

Только вера может привести нас к самому высочайшему достижению, но, подобно многим другим понятиям и явлениям в этом мире, само слово «вера» понимается и истолковывается ложно очень многими. 

#00:21:49#

Мои знания вообще весьма скудны, но особенно в том, что касается русской культуры, русских традиций и языка. Вы видите, что я ничего об этом не знаю. Но в английском сам термин «религия» неизбежно несет оттенок некой религиозной догмы, чего-то сектантского или ограниченного. 

#00:22:31#

Так же в восприятии многих людей вера — это явление, окрашенное в тона чего-то глупого. Для многих людей вера — это убежденность в чем-то нереальном, некая догма, что-то в этом роде. В восприятии многих людей религиозная вера — это вера, которая не зиждется на каком-то подлинном основании, вера во что-то фантастическое, что-то нереальное. 

#00:23:39#

Но шраддха, о которой говорят вайшнавы, — это нечто другое. Шрила Рупа Госвами, описывая различные этапы пути в сознании Кришны, его градацию, сначала говорит о шраддхе как о первоначальной ступени. Нам стоит задуматься, какова природа этой шраддхи, веры, которая привела меня в мое нынешнее положение в сознании Кришны, которое я занимаю. Нет сомнения, что я по-прежнему остаюсь в самом начале этого пути, но в какой точке этого пути я нахожусь? Какова природа той веры, которая подвела меня к этому? 

#00:24:57#

Я могу определить для себя эту шраддху как мою убежденность или веру в то, что сознание Кришны, с которым я имею дело, — некое замечательное, чудесное явление. 

#00:25:20#

Есть ли у кого-то вопросы, на которые я был бы в состоянии дать короткий ответ? 

#00:25:30#

Динашрая Прабху: Я читал в вашей статье на сайте о том, что однажды к Бхактивиноду Тхакуру в дом пришел некий сахаджия-бабаджи, Чаран Дас Бабаджи, и Сарасвати Тхакур сказал, что передает ему поклоны [на расстоянии]. С другой стороны, в одной статье Гурудева я читал, что Гурудев постоянно предлагает поклоны некому сахаджия-бабаджи, и был очень удивлен, когда прочел об этом. Не могли бы вы как-то объяснить, почему Гурудев выражает почтение некому бабаджи, который является сахаджией? 

#00:26:34#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Многие из вайшнавов зовутся ачарьями, то есть учителями, которые учат нас своим примером, своими поступками. 

#00:26:59#

Шрила Сарасвати Тхакур в том конкретном эпизоде, когда он предпочел не подходить [к сахаджия-бабаджи], оставаться в стороне, учит нас определенному положению, а именно тому, что сахаджиизм, сахаджия-вада — очень опасное явление. Шрила Говинда Махарадж в эпизоде с другим бабаджи, разумеется, не имел в виду, что сахаджия-бабаджи, бабаджи этой школы мысли, являются нашими лучшими друзьями, и мы можем поддерживать с ними связь. 

#00:28:00#

Но то уважение, которое Говинда Махарадж выказал в адрес этого бабаджи, учит нас тому, что вайшнав является совершенным джентльменом, совершенным в своих отношениях с другими людьми, и неизменно сохраняет или выказывает уважение в адрес окружающих. 

#00:28:40#

Безупречное джентльменское поведение вайшнава (в данном случае поведение Шрилы Говинды Махараджа), естественно, не противоречит той идее, тому принципу, который хотел подчеркнуть Сарасвати Тхакур, а именно, что сахаджиизм, сахаджия-вада, крайне губителен и опасен.

Концептуально Шрила Говинда Махарадж также избегает сахаджиизма как чумы и говорит об этом, наставляет в этом, но он ведет себя как джентльмен и своим личным примером также учит нас важным вещам. 

#00:29:38#

Нет противоречия. 

#00:30:00#

Мы знаем и проповедуем, что сахаджия — это крайне опасно, плохо, но в то же время не поднимаемся на трибуну с микрофоном и публично не критикуем кого бы то ни было, не называем чьих-то имен, ведем себя в этом отношении сдержанно. 

#00:30:26#

Лично я не вижу противоречия в этих двух эпизодах. Однозначно Шрила Говинда Махарадж не является поборником или защитником сахаджии. И он знает о сахаджии гораздо больше, чем можем знать мы, потому что он родился в семье сахаджиев. Шрила Говинда Махарадж (это общеизвестный факт) происходит из семьи потомственного сахаджия-гуру. Его отец был очень известным сахаджия-гуру, у которого были тысячи учеников, и также был известным исполнителем сахаджия песен. 

#00:31:39#

В то же время, происходя из такой семьи, Шрила Говинда Махарадж в последующие годы получил крайне жесткую закалку в антисахаджийском духе, закалку, которую дал ему Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. То, чему он был обучен, то, что дал ему Шрила Шридхар Махарадж, было не только направленным против сахаджии, но также было исполнено духа благородства и терпимости. Подобный дух он также получил от своего учителя. 

#00:32:39#

Представьте себе, что я женатый человек. Если бы я публично стал рассказывать людям о своих интимных отношениях с женой, как бы это выглядело? В обществе это нечто немыслимое и неприемлемое. Но одно дело, если я говорю о неких своих интимных вещах, гораздо же хуже и оскорбительнее, если кто-то начнет рассказывать кому-то об интимной жизни третьего лица. 

#00:33:32#

Мы ненавидим сахаджиев. Мы можем сказать, что ненавидим их потому, что они порочат и оскорбляют наш высочайший идеал. Наши Гуру чувствуют таким образом. Однако наш Гуру в тоже время очень мягок и безупречен в своем поведении, в своих взаимоотношениях с другими людьми, потому что он вайшнав. 

#00:34:15#

Поскольку я человек низкорожденный, из породы собакоедов, человек низкого происхождения, то, когда я конфликтую с кем-то или выказываю какое-либо неудовольствие в чей-то адрес, мне сложно оставаться безупречным джентльменом. 

#00:34:45#

Другой пример, который можно вспомнить в этой связи, — это эпизод, когда Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж был изгнан из Шри Чайтанья Сарасват Матха Шрилой Шридхаром Махараджем. И хотя Шрила Шридхар Махарадж указал ему на двери матха, он никогда и никоим образом, ни в коем смысле не хотел дать понять Шриле Кришнадасу Бабаджи, что он является сахаджием. 

#00:35:19#

Его отношение ни в коем случае не было таким, и не следует ложно понимать этот эпизод. Тем не менее, фактом остается то, что Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж общался с сахаджиями. 

#00:35:47#

Шрила Шридхар Махарадж сказал Кришнадасу Бабаджи Махараджу: «Несмотря на то, что ты — мой хороший друг и дорогой брат, ученик Сарасвати Тхакура, но ты ведешь себя неправильно, общаешься с сахаджиями, в то время как Сарасвати Тхакур бескомпромиссно, очень категорично (и все знают это) выступал против них. Его последователи не могут вести себя подобным образом. Поэтому прости, но, пожалуйста, ты должен уйти из моего матха». 

#00:36:31#

Шрила Говинда Махарадж очень сладостно рассказывал эту историю. Итак, Бабаджи Махарадж ушел из матха. К счастью для вас всех я не могу имитировать, не смогу воспроизвести сейчас то, как Бабаджи Махарадж воспевал Харинам на четках. Он делал это особенным образом. Но Шрила Говинда Махарадж может, и он изображал, как Бабаджи Махарадж делал это. Спустя какое-то время Бабаджи Махарадж, вновь повторяя мантру в своей необычной, только ему присущей манере, подошел к дверям матха, и все услышали звук мантры. Все поняли, что Бабаджи Махарадж пришел в матх. Шрила Говинда Махарадж также услышал это, и когда Бабаджи Махарадж зашел в ворота Шри Чайтанья Сарасват Матха, то Говинда Махарадж — естественно, он не набросился на него с палкой в руках, — он сказал: «Бабаджи Махарадж, вы здесь, но ведь Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, изгнал вас из матха». 

#00:38:29#

Бабаджи Махарадж ответил: «Да, Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, указал мне на дверь и сделал совершенно правильно, что сделал это, но он не сказал мне не возвращаться». 

#00:38:45#

Наша идея относительно сахаджии и наше настроение по отношению к этим людям, к этому явлению крайне ясны и недвусмысленны. 

#00:39:03#

Мы счастливы находиться под опекой, иметь прибежище нашего ачарьи, чье главное качество — это благородство. 

#00:39:18#

Вчера мы слышали критику в его адрес, когда некто высказал мнение, что он — ачарья, Шрила Говинда Махарадж — чересчур милостив. Мы согласны с этим. Шрила Говинда Махарадж чрезмерно милостив. Мы согласны с этой критикой. И мы счастливы. Мы счастливы тем, что он имеет дело с нами и крайне терпим, вежлив, благороден по отношению к нам. 

#00:40:13#

Я знаю, что лично я делал и делаю многие вещи, за которые, безусловно, должен быть выгнан из Шри Чайтанья Сарасват Матха. Но я по-прежнему здесь. И почему? Потому что он [Шрила Говинда Махарадж] в высшей степени или, как некоторые люди говорят, чрезмерно милостив и благороден. 

#00:40:49#

Но, подобно Шриле Сарасвати Тхакуру и всем другим ачарьям этой линии, Шрила Говинда Махарадж — конечно же, бескомпромиссный враг сахаджиизма и майявады. 

#00:41:04#

Ученик: [вопрос на английском]. 

#00:41:17#

Шрипад Вайшнав Махарадж: [ответ на английском]. 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

2 «Давайте, позабыв обо всем, воспевать славу Шраддхи Деви (веры), чьей милостью можно достичь Кришну» (Шрила Бхактивинод Тхакур).




←  «Проповедь божественного сознания». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· «Семена преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.5 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Вера и искренность

(16 марта 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Ученик: В свое время был великий философ Блаженный Августин [неразборчиво]. Однажды он сказал, что истину можно постичь с помощью веры и уразумения. Есть ли правда в его словах, и если это так, то до каких пределов человек может с помощью уразумения постичь истину? 

#00:01:48#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это какие-то семантические, языковые различия. В различных традициях, в том же христианстве, это может пониматься по-разному. Блаженный Августин понимал что-то определенное, когда говорил о вере и разумении, но школа вайшнавизма утверждает, что Божественное, Бог, может быть постигнуто с помощью веры и искренности. Под верой мы понимаем сердце. Мы можем сказать так: [Бог может быть постигнут] благодаря сердцу и искренности. 

#00:02:29#

Несмотря на то, что люди этого мира могут думать самые странные вещи о кришнаитах, мы не считаем себя сумасшедшими религиозными фанатиками. 

#00:03:02#

Мы не являемся религиозными сектантами или фанатиками. Мы не утверждаем, что хорошие качества присущи исключительно последователям движения сознания Кришны или членам Шри Чайтанья Сарасват Матха. 

#00:03:31#

Эти хорошие качества — какие бы то ни было, — достигают своей кульминации в Кришна-концепции Божественного, в идее Бога как Кришны. И эту идею — представление о Божественном как о Кришне, — проповедует Шри Чайтанья Сарасват Матх. 

#00:03:54#

Наша безграничная удача, духовное везение, заключается в том, что у нас есть некая связь с этим. Однако эта связь не делает нас лучше других людей. Поэтому мы полагаем, что вера и искренность — это те качества, которые помогают нам двигаться вперед. 

#00:04:40#

Мы можем расходиться во мнениях о том, что касается природы веры. Разные люди могут иметь различные представления о том, что такое вера. 

#00:04:48#

‘ш́раддха̄’-шабде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа
1

#00:05:00#

В процитированных словах описана природа того, что в вайшнавизме называется шраддхой, верой. Идея следующая: шраддха определяется как стойкая убежденность в том, что если мы связаны с сознанием Кришны, то уже не нуждаемся в любых других связях или идеях. Мы не нуждаемся ни в чем, кроме сознания Кришны. 

#00:05:41#

Это убежденность в том, что служением Кришне достигаются сами собой все иные цели. 

#00:05:53#

Кто-то может сказать: если ты служишь Богу, тогда служением Богу достигаются все иные цели и задачи. Да, мы принимаем это утверждение. Но в этом утверждении отсутствует такое начало как сладость. Утверждение, что служение Богу — это служение всему и всем, прекрасно, но оно лишено вкуса. Мы, если можно так выразиться, не духовные диабетики. Мы желаем не просто быть духовными, но и чувствовать сладость духовности. 

#00:07:03#

Существуют разные идеи Бога или разные виды духовности, но многие из них пресны, в них нет вкуса. Подобного рода представления по большому счету имперсональны или почти имперсональны. 

#00:07:39#

Я родился в католической семье и с детства был воспитан в традициях католицизма, ходил в церковь, был мальчиком при алтаре, занимал это положение какое-то время. 

#00:08:04#

Если говорить о христианстве или о католицизме в частности, то там присутствует идея Бога, идея любви к Богу, но эта идея носит слишком общий характер. Этой идее не хватает деталей и подробностей касательно того, кто такой Бог и какова природа этой любви. 

#00:08:43#

Идея любви к Богу — истинная идея, но в христианстве она носит общий характер. Я хочу любить Бога, но кто есть Бог и как я буду любить Его? Какие взаимоотношения любви возможны между Богом и человеком за исключением наказания, суда и тому подобных идей? 

#00:09:10#

Христианство не дает представления о том, что Бог является верховным Наслаждающимся. Если бы, скажем, я был Богом, то устроил бы грандиозную вечеринку, праздник. Почему? Потому что в моей природе, в нашей природе заключена тенденция наслаждаться, радоваться. 

#00:10:08#

Другое дело, что склонность или тенденция наслаждаться, которая присутствует в нас, в настоящее время искажена, извращена. Это склонность к низкому эгоистическому наслаждению, но природа наслаждения Бога иная — она чиста. Его существо описывается как акхила-расамрита-муртих, как океан всех вкусов наслаждения, как вместилище наслаждения — расы. 

#00:10:45#

Вера и искренность или, мы можем сказать, вера и разум, разумение, — это все хорошие начала, но существует градация этих явлений. Террористы, религиозные фанатики, также обладают верой и искренностью. Представьте: как можно сесть за руль грузовика, начиненного взрывчаткой? Ты знаешь, что идешь на смерть, но ты делаешь это. Как это можно совершить, отважиться на такой подвиг без веры и искренности? 

#00:11:51#

11 сентября 2001 года, когда самолеты врезались в башни в Нью-Йорке, один американский журналист написал о тех ребятах мусульманах, которые сидели за штурвалами, смертниках. Он сказал: каким же мужеством должны были они обладать, чтобы сделать это! Многие из соотечественников этого американского журналиста были недовольны тем, что он признал мужество в этих людях, мусульманах. Но, действительно, каким мужеством и какой решимостью или, мы можем сказать в контексте нашей беседы, какой искренностью и верой эти люди обладали, что пошли на смерть? 

#00:12:51#

Все зависит от точки зрения, от того, во что ты веришь. Если ты мусульманин, то для тебя эти люди — герои и святые. Если ты американец, то для тебя они — фанатики, террористы и безумцы. Скажем, американцы убеждены в том, что их солдаты, которые воюют на территории Ирака, — это герои, борцы за демократию, за права человека и так далее и тому подобное. Они несут освобождение народу Ирака от жестокого режима и прочее в том же духе. Тогда как многие местные жители рассматривают американских солдат как оккупантов, американский режим как тиранию, то есть рассматривают все это в негативном свете. 

#00:14:32#

Те люди (в Ираке или где угодно), которые искренне верят, что Америка — это враг, ее армия несет с собой тиранию, деспотию и прочее, если их вера и искренность достаточно велики, то они начиняют карманы или грузовик взрывчаткой и отправляются для того, чтобы убить как можно больше американцев. И я спрашиваю вас: как вы думаете, люди, которые так поступают, которые идут на смерть ради идеи, ради борьбы за свободу, искренни? Есть ли у этих людей вера и искренность? 

#00:15:18#

Ученик: Я думаю, что если они, благодаря своей вере и искренности, убивают других людей, причем в больших количествах, то их вера и искренность направлены на некие ложные представления. 

#00:15:54#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Вы можете думать так, что их вера, их искренность ложны, но они так не считают. Мы можем сказать, что вера и искренность хороши, когда связаны с каким-то позитивным, светлым явлением. Вера и искренность становятся наилучшими, когда они связаны с Кришной, с Кришна-концепцией. 

#00:16:30#

сакала чхадийа бхаи шраддхадевира гуна гаи
йанра крипа бхакти дите паре
2 

#00:16:47#

Здесь вайшнав говорит: «Отбросьте все, мои братья, и прославляйте шраддху, веру». 

#00:17:17#

Какова же природа той, которую зовут Шраддхой Деви, как сказано в этих строках? Шраддха Деви — это Шримати Радхарани, которая является вместилищем этой веры, является хранительницей безграничной веры. Мы хотим такого рода веры и такой искренности. 

#00:18:02#

Шрила Шридхар Махарадж рассказывал о случае из кришна-лилы — он упоминается в книге «Любовный поиск заблудшего слуги», которая есть на русском языке. Там он рассказывает о том, как однажды Кришна притворился больным, и к Нему в дом явился доктор. То был необычный доктор, это был сам Кришна, который принял обличие доктора, пришел и сказал Яшоде: «Я знаю, что твой мальчик Кришна болен, и Я могу тебе помочь, но для этого нужно, чтобы во Вриндаване нашлась целомудренная девушка, которая принесла бы из Ямуны воду в горшке с дырами. Если эта девушка воистину целомудренна, она сможет это сделать, вода не прольется». 

#00:18:51#

Тогда мать Яшода стала искать во Врадже девушку, которая смогла бы сделать это, но никто из обитательниц Вриндавана не сумел — даже те, кто считался самыми целомудренными, такие как Джатила и Кутила, свекровь и золовка Шримати Радхарани. Они считались самыми целомудренными потому, что постоянно высказывали сомнение в целомудрии других гопи. Естественно, люди считали их добродетельными, но когда они попробовали это сделать, вода выливалась из дыр. Шрила Шридхар Махарадж рассказывает, что тогда Шримати Радхарани положилась на Кришну. Она сказала: «Кришна, если Ты этого захочешь, Я смогу принести воду». Она стала набирать воду в этот горшок, в то время как Кришна появился в воде и изнутри коснулся его. Когда Шримати Радхарани несла горшок, ни единой капли не пролилось. Эту воду с неким эффективным лекарством дали Кришне, и Кришна выздоровел. 

#00:20:30#

В личности Шримати Радхарани присутствует вера и искренность в высочайшей степени, поэтому Она является объектом нашего высочайшего вдохновения. Итак, вера и искренность сами по себе замечательные явления, но они проявлены в высочайшей степени, когда связаны с сознанием Кришны. Когда они связаны с сознанием Кришны, тогда это вера и искренность наивысшего порядка. 

#00:21:20#

Только вера может привести нас к самому высочайшему достижению, но, подобно многим другим понятиям и явлениям в этом мире, само слово «вера» понимается и истолковывается ложно очень многими. 

#00:21:49#

Мои знания вообще весьма скудны, но особенно в том, что касается русской культуры, русских традиций и языка. Вы видите, что я ничего об этом не знаю. Но в английском сам термин «религия» неизбежно несет оттенок некой религиозной догмы, чего-то сектантского или ограниченного. 

#00:22:31#

Так же в восприятии многих людей вера — это явление, окрашенное в тона чего-то глупого. Для многих людей вера — это убежденность в чем-то нереальном, некая догма, что-то в этом роде. В восприятии многих людей религиозная вера — это вера, которая не зиждется на каком-то подлинном основании, вера во что-то фантастическое, что-то нереальное. 

#00:23:39#

Но шраддха, о которой говорят вайшнавы, — это нечто другое. Шрила Рупа Госвами, описывая различные этапы пути в сознании Кришны, его градацию, сначала говорит о шраддхе как о первоначальной ступени. Нам стоит задуматься, какова природа этой шраддхи, веры, которая привела меня в мое нынешнее положение в сознании Кришны, которое я занимаю. Нет сомнения, что я по-прежнему остаюсь в самом начале этого пути, но в какой точке этого пути я нахожусь? Какова природа той веры, которая подвела меня к этому? 

#00:24:57#

Я могу определить для себя эту шраддху как мою убежденность или веру в то, что сознание Кришны, с которым я имею дело, — некое замечательное, чудесное явление. 

#00:25:20#

Есть ли у кого-то вопросы, на которые я был бы в состоянии дать короткий ответ? 

#00:25:30#

Динашрая Прабху: Я читал в вашей статье на сайте о том, что однажды к Бхактивиноду Тхакуру в дом пришел некий сахаджия-бабаджи, Чаран Дас Бабаджи, и Сарасвати Тхакур сказал, что передает ему поклоны [на расстоянии]. С другой стороны, в одной статье Гурудева я читал, что Гурудев постоянно предлагает поклоны некому сахаджия-бабаджи, и был очень удивлен, когда прочел об этом. Не могли бы вы как-то объяснить, почему Гурудев выражает почтение некому бабаджи, который является сахаджией? 

#00:26:34#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Многие из вайшнавов зовутся ачарьями, то есть учителями, которые учат нас своим примером, своими поступками. 

#00:26:59#

Шрила Сарасвати Тхакур в том конкретном эпизоде, когда он предпочел не подходить [к сахаджия-бабаджи], оставаться в стороне, учит нас определенному положению, а именно тому, что сахаджиизм, сахаджия-вада — очень опасное явление. Шрила Говинда Махарадж в эпизоде с другим бабаджи, разумеется, не имел в виду, что сахаджия-бабаджи, бабаджи этой школы мысли, являются нашими лучшими друзьями, и мы можем поддерживать с ними связь. 

#00:28:00#

Но то уважение, которое Говинда Махарадж выказал в адрес этого бабаджи, учит нас тому, что вайшнав является совершенным джентльменом, совершенным в своих отношениях с другими людьми, и неизменно сохраняет или выказывает уважение в адрес окружающих. 

#00:28:40#

Безупречное джентльменское поведение вайшнава (в данном случае поведение Шрилы Говинды Махараджа), естественно, не противоречит той идее, тому принципу, который хотел подчеркнуть Сарасвати Тхакур, а именно, что сахаджиизм, сахаджия-вада, крайне губителен и опасен.

Концептуально Шрила Говинда Махарадж также избегает сахаджиизма как чумы и говорит об этом, наставляет в этом, но он ведет себя как джентльмен и своим личным примером также учит нас важным вещам. 

#00:29:38#

Нет противоречия. 

#00:30:00#

Мы знаем и проповедуем, что сахаджия — это крайне опасно, плохо, но в то же время не поднимаемся на трибуну с микрофоном и публично не критикуем кого бы то ни было, не называем чьих-то имен, ведем себя в этом отношении сдержанно. 

#00:30:26#

Лично я не вижу противоречия в этих двух эпизодах. Однозначно Шрила Говинда Махарадж не является поборником или защитником сахаджии. И он знает о сахаджии гораздо больше, чем можем знать мы, потому что он родился в семье сахаджиев. Шрила Говинда Махарадж (это общеизвестный факт) происходит из семьи потомственного сахаджия-гуру. Его отец был очень известным сахаджия-гуру, у которого были тысячи учеников, и также был известным исполнителем сахаджия песен. 

#00:31:39#

В то же время, происходя из такой семьи, Шрила Говинда Махарадж в последующие годы получил крайне жесткую закалку в антисахаджийском духе, закалку, которую дал ему Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. То, чему он был обучен, то, что дал ему Шрила Шридхар Махарадж, было не только направленным против сахаджии, но также было исполнено духа благородства и терпимости. Подобный дух он также получил от своего учителя. 

#00:32:39#

Представьте себе, что я женатый человек. Если бы я публично стал рассказывать людям о своих интимных отношениях с женой, как бы это выглядело? В обществе это нечто немыслимое и неприемлемое. Но одно дело, если я говорю о неких своих интимных вещах, гораздо же хуже и оскорбительнее, если кто-то начнет рассказывать кому-то об интимной жизни третьего лица. 

#00:33:32#

Мы ненавидим сахаджиев. Мы можем сказать, что ненавидим их потому, что они порочат и оскорбляют наш высочайший идеал. Наши Гуру чувствуют таким образом. Однако наш Гуру в тоже время очень мягок и безупречен в своем поведении, в своих взаимоотношениях с другими людьми, потому что он вайшнав. 

#00:34:15#

Поскольку я человек низкорожденный, из породы собакоедов, человек низкого происхождения, то, когда я конфликтую с кем-то или выказываю какое-либо неудовольствие в чей-то адрес, мне сложно оставаться безупречным джентльменом. 

#00:34:45#

Другой пример, который можно вспомнить в этой связи, — это эпизод, когда Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж был изгнан из Шри Чайтанья Сарасват Матха Шрилой Шридхаром Махараджем. И хотя Шрила Шридхар Махарадж указал ему на двери матха, он никогда и никоим образом, ни в коем смысле не хотел дать понять Шриле Кришнадасу Бабаджи, что он является сахаджием. 

#00:35:19#

Его отношение ни в коем случае не было таким, и не следует ложно понимать этот эпизод. Тем не менее, фактом остается то, что Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж общался с сахаджиями. 

#00:35:47#

Шрила Шридхар Махарадж сказал Кришнадасу Бабаджи Махараджу: «Несмотря на то, что ты — мой хороший друг и дорогой брат, ученик Сарасвати Тхакура, но ты ведешь себя неправильно, общаешься с сахаджиями, в то время как Сарасвати Тхакур бескомпромиссно, очень категорично (и все знают это) выступал против них. Его последователи не могут вести себя подобным образом. Поэтому прости, но, пожалуйста, ты должен уйти из моего матха». 

#00:36:31#

Шрила Говинда Махарадж очень сладостно рассказывал эту историю. Итак, Бабаджи Махарадж ушел из матха. К счастью для вас всех я не могу имитировать, не смогу воспроизвести сейчас то, как Бабаджи Махарадж воспевал Харинам на четках. Он делал это особенным образом. Но Шрила Говинда Махарадж может, и он изображал, как Бабаджи Махарадж делал это. Спустя какое-то время Бабаджи Махарадж, вновь повторяя мантру в своей необычной, только ему присущей манере, подошел к дверям матха, и все услышали звук мантры. Все поняли, что Бабаджи Махарадж пришел в матх. Шрила Говинда Махарадж также услышал это, и когда Бабаджи Махарадж зашел в ворота Шри Чайтанья Сарасват Матха, то Говинда Махарадж — естественно, он не набросился на него с палкой в руках, — он сказал: «Бабаджи Махарадж, вы здесь, но ведь Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, изгнал вас из матха». 

#00:38:29#

Бабаджи Махарадж ответил: «Да, Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, указал мне на дверь и сделал совершенно правильно, что сделал это, но он не сказал мне не возвращаться». 

#00:38:45#

Наша идея относительно сахаджии и наше настроение по отношению к этим людям, к этому явлению крайне ясны и недвусмысленны. 

#00:39:03#

Мы счастливы находиться под опекой, иметь прибежище нашего ачарьи, чье главное качество — это благородство. 

#00:39:18#

Вчера мы слышали критику в его адрес, когда некто высказал мнение, что он — ачарья, Шрила Говинда Махарадж — чересчур милостив. Мы согласны с этим. Шрила Говинда Махарадж чрезмерно милостив. Мы согласны с этой критикой. И мы счастливы. Мы счастливы тем, что он имеет дело с нами и крайне терпим, вежлив, благороден по отношению к нам. 

#00:40:13#

Я знаю, что лично я делал и делаю многие вещи, за которые, безусловно, должен быть выгнан из Шри Чайтанья Сарасват Матха. Но я по-прежнему здесь. И почему? Потому что он [Шрила Говинда Махарадж] в высшей степени или, как некоторые люди говорят, чрезмерно милостив и благороден. 

#00:40:49#

Но, подобно Шриле Сарасвати Тхакуру и всем другим ачарьям этой линии, Шрила Говинда Махарадж — конечно же, бескомпромиссный враг сахаджиизма и майявады. 

#00:41:04#

Ученик: [вопрос на английском]. 

#00:41:17#

Шрипад Вайшнав Махарадж: [ответ на английском]. 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

2 «Давайте, позабыв обо всем, воспевать славу Шраддхи Деви (веры), чьей милостью можно достичь Кришну» (Шрила Бхактивинод Тхакур).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования