«Путь Рагхунатха Даса Госвами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 20 октября 1991 года. Индия



скачать (формат MP3, 21.34M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Путь Рагхунатха Даса Госвами

(20 октября 1991 года. Индия)

 

Сегодня — шукла-двадаши-титхи, день ухода Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунатха Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджа. Вы слышали от Шрипада Бхакти Павана Джанардана Махараджа о настроении Рагхунатха Даса Госвами, отношении к его Гуру, как мы должны идти вперед в нашей духовной жизни. В действительности Шрила Рагхунатх Дас Госвами совершенным образом показывает концепцию Махапрабху и практику последователей Чайтаньи Махапрабху.

#00:01:10#

Шрила Рупа и Санатана — шикша-гуру Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатх Дас Госвами неоднократно пытался присоединиться к миссии Махапрабху, хотел припасть к Его лотосоподобным стопам в Пури Дхаме, много раз он пытался это сделать, но не мог. Но когда Нитьянанда Прабху пролил Свою милость на голову Рагхунатха Даса Госвами в виде наказания… То в действительности не было наказанием. Он разными способами пролил на него Свою милость и шутливо сказал: «Я накажу тебя. Ты должен потратить свои деньги на Моих последователей, накормить их».

#00:02:19#

Он родился в Шантаграме. Его отец был очень богатым человеком. Двадцать лакхов рупий в ту пору его отец зарабатывал и восемь лакхов отдавал царю, двенадцать лакхов тратил на себя. Такова была его прибыль, доход в ту пору. Дас Госвами был его единственным сыном, и он был таким образом богатым человеком. Ему было присуще очень отрешенное настроение. Он не хотел ничего принимать. Он лишь пытался обрести прибежище лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку он знал, что Шри Чайтанья Махапрабху тождественен Шри Шри Радхе и Кришне. Его сердце говорило это.

#00:03:19#

И он встречался до описываемого эпизода с Чайтаньей Махапрабху. Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Возвращайся домой, живи там. Когда Кришна захочет забрать тебя из дома, Он сделает это. А сейчас не веди себя словно безумец». Такой совет дал Махапрабху Рагхунатху Дасу Госвами. Дас Госвами отправился домой, но когда он услышал о том, что Махапрабху принял санньясу, он не сумел остаться дома. Неоднократно он пытался присоединиться к Махапрабху в Нилачала Дхаме. Но у его отца было множество солдат, и они всегда стерегли Даса Госвами, и он не мог уйти.

#00:04:16#

Когда он услышал о том, что Нитьянанда Прабху пришел в Панихати, он отправился к Нему, и Нитьянанда Прабху сказал: «Да, ты подобно вору всегда пытаешься покинуть дом воровски, украдкой. Теперь Я наказываю тебя — накорми сегодня Моих преданных». В то время тысячи преданных сопровождали Нитьянанду Прабху, и многие пришли к Нитьянанде Прабху. Тогда Дас Госвами устроил пир — сандеш, раса-гула, кхир — многие блюда были поданы. Преданных накормили и Нитьянанда Прабху был очень счастлив.

#00:05:03#

Там, где присутствует Нитьянанда, — там является Чайтанья Махапрабху. И в тот день Чайтанья Махапрабху пришел из Нилачалы. Кто-то видел это — те, у кого было подобное видение, они видели… Сам Дас Госвами видел Нитьянанду Прабху, Чайтанью Махапрабху, и их спутники приняли эту бхогу. Нитьянанда Прабху был очень счастлив и водрузил Свои лотосоподобные стопы на голову Даса Госвами и сказал: «Ступай. Теперь Кришна примет тебя. Возвращайся домой, теперь ты можешь присоединиться к миссии Махапрабху».

#00:05:53#

Рагхунатх Дас Госвами вернулся домой. В доме богатого человека всегда три части — даже в наши дни мы видим подобное устройство в Радхадеше. В одной части происходят собрания, встречи и так далее, дурга-пуджа и прочие многочисленные пуджи, а в другой части дома живут родственники. В третьей же части антапур живут женщины этой семьи. Рагхунатх Дас Госвами не заходил внутрь жилища, а жил в пристройке к этому дому, и его постоянно охраняли стражники.

#00:07:18#

Однажды ночью — в три часа, а может быть, в четыре — их семейный священник пришел и сказал Дасу Госвами: «Не явился тот, кто поклоняется моим Божествам. Если ты скажешь ему, то он совершит поклонение моим домашним Божествам». И Рагхунатх Дас Госвами подумал: «Это подходящий момент, телохранители спят».

#00:07:49#

Так он ушел со своим Гуру, священником, чтобы позвать того пуджари. Но на полпути он сказал своему Гуру: «Ты возвращайся домой, а я пойду». Гуру ушел, и, воспользовавшись этим шансом, Дас Госвами убежал. Он отправился не по обычной дороге в Пури, но двинулся в противоположном направлении. Двадцать четыре часа он шел в противоположном направлении. Когда телохранители проснулись, то стали искать его и подумали, что он, должно быть, пошел в Пури. И они направились по дороге, ведущей в Пури, но Дас Госвами шел в это время в противоположном направлении. Затем он свернул и пошел в сторону Пури.

#00:08:58#

Двенадцать дней он шел, через двенадцать дней он достиг Махапрабху, Пури. Он очень сильно истощал — в дороге он почти ничего не ел, только иногда пил молоко, кто-то давал какой-то прасадам. В остальных случаях он постился. Итак, очень худой, в грязных одеждах он пришел к лотосоподобным стопам Шримана Махапрабху. Махапрабху заключил его в объятия и передал его Сварупе Дамодару: «Это Рагхунатх. Я передаю его тебе. С этого дня его имя Рагхунатх».

#00:09:42#

Этот Рагхунатх Дас Госвами жил в Пури Дхаме, время от времени совершал севу Махапрабху и следовал Его наставлениям. Каждый, кто жил с Махапрабху, жил по-разному, вел индивидуальный образ жизни. И Рагхунатх Дас Госвами также жил по-своему. Кто-то просил подаяние в Симха-дваре. В Симха-дваре они стояли на воротах храма Господа Джаганнатха, кто-то давал им пайсу, они покупали прасад.

#00:10:26#

Дас Госвами сначала поступал так, но затем отказался от этого. Его отец, когда понял, что Рагхунатх находится в Пури Дхаме, послал деньги и слуг и не пытался вернуть сына домой. Отец знал, что невозможно вернуть домой Рагхунатха. Когда Рагхунатх жил в собственном доме, мать однажды сказала отцу: «Ты можешь связать ему руки и ноги и посадить в закрытую комнату. Почему ты даешь ему шанс уйти — выходить на улицу?» Отец ответил: «То, что действительно связывает человека, — я пытался связать его этими узами, но не сумел. Что можно сделать, связав его веревками? Истинные веревки, истинные узы — это богатства, жена и друзья. Это истинные узы, узы обусловленной души. Я дал ему красивую, прекрасную, замечательную жену, я дал ему богатство. Все его желания исполняются. И я подарил ему славу. Но все это не сумело связать его, привязать его к этому миру. Если даже я свяжу ему руки и ноги, как он останется дома? Это невозможно».

#00:12:39#

[бенгали]

Рагхунатх обрел милость Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху — Верховная Личность Бога. Его воля безусловна. Когда речь идет об уме Рагхунатха — кто же способен связать Рагхунатха? Никто.

#00:13:39#

Когда Дас Госвами жил в Пури, отец посылал деньги. Однако Дас Госвами не использовал эти деньги для себя. Время от времени он приглашал Махапрабху и угощал Его вкусным прасадом. Однажды он подумал: «Источник этих денег — отец, а мой отец не является вайшнавом. Думаю, Махапрабху недоволен этим». И Дас Госвами прекратил приглашать Махапрабху в свое жилище. Однажды Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «Почему Рагхунатх не приглашает Меня, как прежде?» Сварупа Дамодар ответил: «Он думает, что Тебе не по душе эти приглашения. Поэтому он и не приглашает». Тогда Махапрабху сказал: «Это правда».

#00:14:31#

виш̣айӣра анна кхāиле малина хайа манна
малина мана хаиле нахе кр̣ш̣н̣ера смаран̣а[1]

Вишайи… Как будет по-английски вишайи? Наслажденцы. Люди, которые наслаждаются материальным богатством. Если санньяси принимает деньги от таких людей и наслаждается этими деньгами, то ум санньяси оскверняется.

#00:15:01#

То, что сделал Рагхунатх, — это очень хорошо. А в другой день Махапрабху спросил: «Почему Рагхунатх не просит милостыню у храма Джаганнатха?» Сварупа Дамодар ответил: «Стоять у ворот и просить подаяние — это все равно, что проституция. Ты стоишь у ворот и думаешь: „Этот человек даст деньги, а этот человек не даст“. И Рагхунатх думает, что это плохо». В конце концов Махапрабху дал высокую оценку этому, Сам Махапрабху сказал [бенгали]: «Это плохо. Это все равно, что проститутка, которая стоит у дверей и думает „Этот потенциальный клиент, а этот — нет“. Это очень плохо».

#00:15:59#

Затем Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «А чем питается Рагхунатх? Мы не видим его больше возле входа в храм Джаганнатха».

[Обращаясь к кому-то:] Дандават, Махарадж!

#00:16:32#

Тогда Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «А что ест Рагхунатх?». Сварупа Дамодар ответил: «Это очень печально. Рагхунатх Дас не просит подаяние, постоянно повторяет Харе Кришна маха-мантру, и он принимает в пищу испорченный, разложившийся маха-прасадам… Священники Джаганнатха выбрасывают испорченный прасадам коровам, но даже коровы не едят его. Такой прасадам он промывает, и то, что остается сохранившимся, он ест с солью раз в день».

#00:17:30#

Услышав это, Махапрабху был очень опечален и счастлив одновременно. Он отправился в жилище Рагхунатха Даса Госвами и увидел, что Дас Госвами как раз собирается есть этот маха-прасадам, готовится съесть несколько пригоршней с солью. Махапрабху взял пригоршню этого прасадама и сказал Рагхунатху: «О, каждый день ты принимаешь такой замечательный прасадам, но не делишься с нами. Как ты себя ведешь!»

#00:18:26#

Это пример характера Рагхунатха Даса Госвами. Махапрабху хотел взять еще прасада, но Сварупа Дамодар остановил Его и сказал: «Прабху, это немыслимо, чтобы Ты ел подобный прасад». Такова слава преданного. Даже то, что не может принимать Сам Господь, могут принимать преданные, помня о славе Господа и Его милости.

#00:18:57#

Так или иначе, такой была практика Рагхунатха, когда он жил в Пури Дхаме. А когда Махапрабху ушел, тогда Рагхунатх Дас Госвами погрузился в океан разлуки, он не в силах был терпеть разлуку с Махапрабху. Когда также ушел Сварупа Дамодар… Когда Сварупа Дамодар и Махапрабху ушли, Рагхунатх Дас не в силах был это терпеть, он ушел из Пури и думал: «Я оставлю тело, прыгнув с горы Говардхан. Махапрабху даровал мне Говардхан-Гирирадж, я приду к лотосоподобным стопам Говардхана и оставлю тело».

#00:19:59#

Но когда он пришел во Вриндаван Дхам и встретил Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами, он узрел в них присутствие Махапрабху. И видя это, слушая Рупу и Санатану, он отказался от своего желания и оставался под руководством Рупы и Санатаны во Вриндаван Дхаме.

#00:20:29#

Санатана Госвами и Рупа Госвами очень любили Рагхунатха Даса Госвами и почитали его, относились к нему с большой любовью и почтением. Они выражали ему почтение и относились к нему с любовью.

#00:20:54#

Рупа Госвами написал множество шлок, Рагхунатх Дас Госвами также в своем настроении бхаджана написал множество шлок, прославляющих…

#00:21:08#

Если вы прочтете шлоки из «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджа Госвами, то удивитесь славе Радхарани и тому, каким образом Рагхунатх Дас Госвами описывает эту славу. И многочисленные шлоки, прославляющие Рупу Госвами, Лалиту Деви, Махапрабху… Многочисленные поэтические произведения он написал: «Вилапа-кусуманджали», одно из известных его произведений. Многие книги он написал.

#00:21:50#

Каждый день он воспевал [Святое Имя] и оставался, жил на берегах Радха-кунды. У него не было хижины, не было никакого навеса, он жил под деревом, воспевая Святое Имя, и писал поэтические произведения на санскрите, обращенные к Радхе-Говинде и преданным. Он даровал нам знаменитую поэму «Манаса-шикша».

#00:22:30#

Шрипад Шруташрава Прабху: Кришнадас Кавирадж Госвами слушал Рагхунатха Даса Госвами?

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Шрипад Шруташрава Прабху: И на основании этого он [Кришнадас Кавирадж Госвами] написал «Чайтанья-чаритамриту»?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Да. Самую суть Кришнадас Кавирадж Госвами услышал от Рагхунатха Даса Госвами, а также от других вайшнавов.

#00:22:50#

Однажды Рагхунатх Дас Госвами сидел под деревом и воспевал Харе Кришна маха-мантру и памятовал о радха-кришна-лиле. В это время Санатана Госвами каждый день совершал парикраму вокруг Гирираджа-Говардхана — четырнадцать миль, двадцать один километр. Каждый день он совершал парикраму, выходил утром и обходил холм до самого вечера, когда жил в районе Говардхана. Когда Санатана Госвами жил рядом с Говардханом, он совершал эту парикраму.

#00:23:32#

И однажды Санатана Госвами, возможно, после обеда, в два или три часа, увидел, как Рагхунатх повторяет Святое Имя под деревом рядом с Радха-кундой. Там есть пять деревьев, их можно увидеть и в наши дни. Они называются Панча-Пандава. Говорят, что Пандавы живут там в образе этих деревьев. И он [Санатана Госвами] увидел, как Рагхунатх Дас Госвами воспевает там Харинам… В то время Вриндаван представлял собой джунгли, и тигр пришел напиться воды из Радха-кунды. Тогда Санатана Госвами посоветовал Рагхунатху: «Я знаю, что тебе не угрожает опасность извне, но другие опасаются за твою жизнь. Построй хижину и воспевай Святое Имя в хижине. Не оставайся под открытым небом. И другие будут спокойны. Я также буду спокоен».

#00:25:10#

Тогда Рагхунатх Дас Госвами построил маленькую хижину и жил на берегу Радха-кунды в этой хижине. Мы видим высшую цель нашей жизни в бхаджане, пример которого показал Шрила Рагхунатх Дас Госвами. Одна его шлока известна. Все его шлоки известна, но одна его шлока очень известна:

#00:25:44#

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи[2]

Эта та шлока, которую [Джанардан] Махарадж объяснял сегодня. Здесь описана цель его жизни, его бхаджана.

#00:26:17#

на̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми[3]

Это пранама-мантра, обращенная к его Гуру. Истину, которую он объясняет здесь, вы слышали от Махараджа. «Я обрел все. Когда я пришел из Пури, я думал, что оставлю тело, но когда я увидел Рупу Госвами и Санатану Госвами, они присутствуют здесь, то от них я получил все».

#00:27:16#

Жизнь его бхаджана проходила в настроении встречи в разлуке. Иногда он видел, как Радха и Кришна играют, иногда он не видел этого, и возникало чувство разлуки. Так он жил на берегу Радха-кунды.

#00:27:31#

И он объяснил в этой шлоке: «Это моя единственная надежда. О Радхарани, надели меня милостью! Ради этой милости я живу здесь. Я уже очень стар. Это моя единственная надежда. Я очень долго ждал, я жил здесь».

#00:28:01#

…ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи…

«Долгие годы прошли. Я нуждаюсь в Твоей милости, поэтому я здесь. Только поэтому я здесь. Если Ты не одаришь меня милостью, если Ты не прольешь милость на мою голову, мне не нужны лотосоподобные стопы Кришны. Кришна в Твоем обществе — это объект прославления и источник радости. Без Тебя Кришна подобен аватару. Это не тот Кришна. Мне не нужен этот Кришна. Я нуждаюсь лишь в Твоей милости. Кришна удовлетворен, доволен Тобой, и я нуждаюсь в лотосоподобных стопах этого Кришны, Который доволен Тобой. Но без Твоей милости я не желаю ничего здесь».

#00:29:26#

Так он выражал чувства своего сердца и показывал нам цель нашей жизни, что есть рупануга-бхаджан. Он истинный рупануга. Мы видим это. В нем нет никакого изъяна. Повсюду мы видим тень, но в Рагхунатхе Дасе Госвами мы не видим никакой тени. Он показал, каким образом мы можем обрести милость нашего Гурудева.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Вкушая пищу из рук материалиста, ум оскверняется, а в таком состоянии ума человек не способен памятовать о Кришне» («Шри Чайтанья‑чаритамрита», Антья-лила, 6.278).

[2] «О Радха, я уповаю только на то, что настанет день, когда Ты прольешь на меня Свою милость. Я столь долго ждал этого. Сейчас Мне уже восемьдесят лет, и мое терпение подходит к концу. Молю, одари меня Своей милостью. Я живу на берегах Радха-кунды и жду одного — Твоей милости. Без нее мне не нужна даже милость Кришны» («Шри Вилапа‑кусуманджали», 102).

[3] «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты, общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Мукта-чаритра», 4).

 



←  Капли нектара. На день ухода Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, Шрилы Рагхунатха Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами. Шрила Б. С. Госвами Махарадж, Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 14 октября 2016 года. Гупта Говардхан | Drops of Nectar. Disappearance day of Srila Raghunath Das Goswami, Srila Raghunath Bhata Goswami and Srila Krishnadas Kaviraj Goswami. Srila B. S. Goswami Maharaj, Srila B. B. Avadhut Maharaj. October 14, 2016. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «Значение и правильное произношение Шри Рупа-пранамы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 18 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 22.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Путь Рагхунатха Даса Госвами

(20 октября 1991 года. Индия)

 

Сегодня — шукла-двадаши-титхи, день ухода Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунатха Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджа. Вы слышали от Шрипада Бхакти Павана Джанардана Махараджа о настроении Рагхунатха Даса Госвами, отношении к его Гуру, как мы должны идти вперед в нашей духовной жизни. В действительности Шрила Рагхунатх Дас Госвами совершенным образом показывает концепцию Махапрабху и практику последователей Чайтаньи Махапрабху.

#00:01:10#

Шрила Рупа и Санатана — шикша-гуру Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатх Дас Госвами неоднократно пытался присоединиться к миссии Махапрабху, хотел припасть к Его лотосоподобным стопам в Пури Дхаме, много раз он пытался это сделать, но не мог. Но когда Нитьянанда Прабху пролил Свою милость на голову Рагхунатха Даса Госвами в виде наказания… То в действительности не было наказанием. Он разными способами пролил на него Свою милость и шутливо сказал: «Я накажу тебя. Ты должен потратить свои деньги на Моих последователей, накормить их».

#00:02:19#

Он родился в Шантаграме. Его отец был очень богатым человеком. Двадцать лакхов рупий в ту пору его отец зарабатывал и восемь лакхов отдавал царю, двенадцать лакхов тратил на себя. Такова была его прибыль, доход в ту пору. Дас Госвами был его единственным сыном, и он был таким образом богатым человеком. Ему было присуще очень отрешенное настроение. Он не хотел ничего принимать. Он лишь пытался обрести прибежище лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку он знал, что Шри Чайтанья Махапрабху тождественен Шри Шри Радхе и Кришне. Его сердце говорило это.

#00:03:19#

И он встречался до описываемого эпизода с Чайтаньей Махапрабху. Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Возвращайся домой, живи там. Когда Кришна захочет забрать тебя из дома, Он сделает это. А сейчас не веди себя словно безумец». Такой совет дал Махапрабху Рагхунатху Дасу Госвами. Дас Госвами отправился домой, но когда он услышал о том, что Махапрабху принял санньясу, он не сумел остаться дома. Неоднократно он пытался присоединиться к Махапрабху в Нилачала Дхаме. Но у его отца было множество солдат, и они всегда стерегли Даса Госвами, и он не мог уйти.

#00:04:16#

Когда он услышал о том, что Нитьянанда Прабху пришел в Панихати, он отправился к Нему, и Нитьянанда Прабху сказал: «Да, ты подобно вору всегда пытаешься покинуть дом воровски, украдкой. Теперь Я наказываю тебя — накорми сегодня Моих преданных». В то время тысячи преданных сопровождали Нитьянанду Прабху, и многие пришли к Нитьянанде Прабху. Тогда Дас Госвами устроил пир — сандеш, раса-гула, кхир — многие блюда были поданы. Преданных накормили и Нитьянанда Прабху был очень счастлив.

#00:05:03#

Там, где присутствует Нитьянанда, — там является Чайтанья Махапрабху. И в тот день Чайтанья Махапрабху пришел из Нилачалы. Кто-то видел это — те, у кого было подобное видение, они видели… Сам Дас Госвами видел Нитьянанду Прабху, Чайтанью Махапрабху, и их спутники приняли эту бхогу. Нитьянанда Прабху был очень счастлив и водрузил Свои лотосоподобные стопы на голову Даса Госвами и сказал: «Ступай. Теперь Кришна примет тебя. Возвращайся домой, теперь ты можешь присоединиться к миссии Махапрабху».

#00:05:53#

Рагхунатх Дас Госвами вернулся домой. В доме богатого человека всегда три части — даже в наши дни мы видим подобное устройство в Радхадеше. В одной части происходят собрания, встречи и так далее, дурга-пуджа и прочие многочисленные пуджи, а в другой части дома живут родственники. В третьей же части антапур живут женщины этой семьи. Рагхунатх Дас Госвами не заходил внутрь жилища, а жил в пристройке к этому дому, и его постоянно охраняли стражники.

#00:07:18#

Однажды ночью — в три часа, а может быть, в четыре — их семейный священник пришел и сказал Дасу Госвами: «Не явился тот, кто поклоняется моим Божествам. Если ты скажешь ему, то он совершит поклонение моим домашним Божествам». И Рагхунатх Дас Госвами подумал: «Это подходящий момент, телохранители спят».

#00:07:49#

Так он ушел со своим Гуру, священником, чтобы позвать того пуджари. Но на полпути он сказал своему Гуру: «Ты возвращайся домой, а я пойду». Гуру ушел, и, воспользовавшись этим шансом, Дас Госвами убежал. Он отправился не по обычной дороге в Пури, но двинулся в противоположном направлении. Двадцать четыре часа он шел в противоположном направлении. Когда телохранители проснулись, то стали искать его и подумали, что он, должно быть, пошел в Пури. И они направились по дороге, ведущей в Пури, но Дас Госвами шел в это время в противоположном направлении. Затем он свернул и пошел в сторону Пури.

#00:08:58#

Двенадцать дней он шел, через двенадцать дней он достиг Махапрабху, Пури. Он очень сильно истощал — в дороге он почти ничего не ел, только иногда пил молоко, кто-то давал какой-то прасадам. В остальных случаях он постился. Итак, очень худой, в грязных одеждах он пришел к лотосоподобным стопам Шримана Махапрабху. Махапрабху заключил его в объятия и передал его Сварупе Дамодару: «Это Рагхунатх. Я передаю его тебе. С этого дня его имя Рагхунатх».

#00:09:42#

Этот Рагхунатх Дас Госвами жил в Пури Дхаме, время от времени совершал севу Махапрабху и следовал Его наставлениям. Каждый, кто жил с Махапрабху, жил по-разному, вел индивидуальный образ жизни. И Рагхунатх Дас Госвами также жил по-своему. Кто-то просил подаяние в Симха-дваре. В Симха-дваре они стояли на воротах храма Господа Джаганнатха, кто-то давал им пайсу, они покупали прасад.

#00:10:26#

Дас Госвами сначала поступал так, но затем отказался от этого. Его отец, когда понял, что Рагхунатх находится в Пури Дхаме, послал деньги и слуг и не пытался вернуть сына домой. Отец знал, что невозможно вернуть домой Рагхунатха. Когда Рагхунатх жил в собственном доме, мать однажды сказала отцу: «Ты можешь связать ему руки и ноги и посадить в закрытую комнату. Почему ты даешь ему шанс уйти — выходить на улицу?» Отец ответил: «То, что действительно связывает человека, — я пытался связать его этими узами, но не сумел. Что можно сделать, связав его веревками? Истинные веревки, истинные узы — это богатства, жена и друзья. Это истинные узы, узы обусловленной души. Я дал ему красивую, прекрасную, замечательную жену, я дал ему богатство. Все его желания исполняются. И я подарил ему славу. Но все это не сумело связать его, привязать его к этому миру. Если даже я свяжу ему руки и ноги, как он останется дома? Это невозможно».

#00:12:39#

[бенгали]

Рагхунатх обрел милость Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху — Верховная Личность Бога. Его воля безусловна. Когда речь идет об уме Рагхунатха — кто же способен связать Рагхунатха? Никто.

#00:13:39#

Когда Дас Госвами жил в Пури, отец посылал деньги. Однако Дас Госвами не использовал эти деньги для себя. Время от времени он приглашал Махапрабху и угощал Его вкусным прасадом. Однажды он подумал: «Источник этих денег — отец, а мой отец не является вайшнавом. Думаю, Махапрабху недоволен этим». И Дас Госвами прекратил приглашать Махапрабху в свое жилище. Однажды Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «Почему Рагхунатх не приглашает Меня, как прежде?» Сварупа Дамодар ответил: «Он думает, что Тебе не по душе эти приглашения. Поэтому он и не приглашает». Тогда Махапрабху сказал: «Это правда».

#00:14:31#

виш̣айӣра анна кхāиле малина хайа манна
малина мана хаиле нахе кр̣ш̣н̣ера смаран̣а[1]

Вишайи… Как будет по-английски вишайи? Наслажденцы. Люди, которые наслаждаются материальным богатством. Если санньяси принимает деньги от таких людей и наслаждается этими деньгами, то ум санньяси оскверняется.

#00:15:01#

То, что сделал Рагхунатх, — это очень хорошо. А в другой день Махапрабху спросил: «Почему Рагхунатх не просит милостыню у храма Джаганнатха?» Сварупа Дамодар ответил: «Стоять у ворот и просить подаяние — это все равно, что проституция. Ты стоишь у ворот и думаешь: „Этот человек даст деньги, а этот человек не даст“. И Рагхунатх думает, что это плохо». В конце концов Махапрабху дал высокую оценку этому, Сам Махапрабху сказал [бенгали]: «Это плохо. Это все равно, что проститутка, которая стоит у дверей и думает „Этот потенциальный клиент, а этот — нет“. Это очень плохо».

#00:15:59#

Затем Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «А чем питается Рагхунатх? Мы не видим его больше возле входа в храм Джаганнатха».

[Обращаясь к кому-то:] Дандават, Махарадж!

#00:16:32#

Тогда Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «А что ест Рагхунатх?». Сварупа Дамодар ответил: «Это очень печально. Рагхунатх Дас не просит подаяние, постоянно повторяет Харе Кришна маха-мантру, и он принимает в пищу испорченный, разложившийся маха-прасадам… Священники Джаганнатха выбрасывают испорченный прасадам коровам, но даже коровы не едят его. Такой прасадам он промывает, и то, что остается сохранившимся, он ест с солью раз в день».

#00:17:30#

Услышав это, Махапрабху был очень опечален и счастлив одновременно. Он отправился в жилище Рагхунатха Даса Госвами и увидел, что Дас Госвами как раз собирается есть этот маха-прасадам, готовится съесть несколько пригоршней с солью. Махапрабху взял пригоршню этого прасадама и сказал Рагхунатху: «О, каждый день ты принимаешь такой замечательный прасадам, но не делишься с нами. Как ты себя ведешь!»

#00:18:26#

Это пример характера Рагхунатха Даса Госвами. Махапрабху хотел взять еще прасада, но Сварупа Дамодар остановил Его и сказал: «Прабху, это немыслимо, чтобы Ты ел подобный прасад». Такова слава преданного. Даже то, что не может принимать Сам Господь, могут принимать преданные, помня о славе Господа и Его милости.

#00:18:57#

Так или иначе, такой была практика Рагхунатха, когда он жил в Пури Дхаме. А когда Махапрабху ушел, тогда Рагхунатх Дас Госвами погрузился в океан разлуки, он не в силах был терпеть разлуку с Махапрабху. Когда также ушел Сварупа Дамодар… Когда Сварупа Дамодар и Махапрабху ушли, Рагхунатх Дас не в силах был это терпеть, он ушел из Пури и думал: «Я оставлю тело, прыгнув с горы Говардхан. Махапрабху даровал мне Говардхан-Гирирадж, я приду к лотосоподобным стопам Говардхана и оставлю тело».

#00:19:59#

Но когда он пришел во Вриндаван Дхам и встретил Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами, он узрел в них присутствие Махапрабху. И видя это, слушая Рупу и Санатану, он отказался от своего желания и оставался под руководством Рупы и Санатаны во Вриндаван Дхаме.

#00:20:29#

Санатана Госвами и Рупа Госвами очень любили Рагхунатха Даса Госвами и почитали его, относились к нему с большой любовью и почтением. Они выражали ему почтение и относились к нему с любовью.

#00:20:54#

Рупа Госвами написал множество шлок, Рагхунатх Дас Госвами также в своем настроении бхаджана написал множество шлок, прославляющих…

#00:21:08#

Если вы прочтете шлоки из «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджа Госвами, то удивитесь славе Радхарани и тому, каким образом Рагхунатх Дас Госвами описывает эту славу. И многочисленные шлоки, прославляющие Рупу Госвами, Лалиту Деви, Махапрабху… Многочисленные поэтические произведения он написал: «Вилапа-кусуманджали», одно из известных его произведений. Многие книги он написал.

#00:21:50#

Каждый день он воспевал [Святое Имя] и оставался, жил на берегах Радха-кунды. У него не было хижины, не было никакого навеса, он жил под деревом, воспевая Святое Имя, и писал поэтические произведения на санскрите, обращенные к Радхе-Говинде и преданным. Он даровал нам знаменитую поэму «Манаса-шикша».

#00:22:30#

Шрипад Шруташрава Прабху: Кришнадас Кавирадж Госвами слушал Рагхунатха Даса Госвами?

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Шрипад Шруташрава Прабху: И на основании этого он [Кришнадас Кавирадж Госвами] написал «Чайтанья-чаритамриту»?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Да. Самую суть Кришнадас Кавирадж Госвами услышал от Рагхунатха Даса Госвами, а также от других вайшнавов.

#00:22:50#

Однажды Рагхунатх Дас Госвами сидел под деревом и воспевал Харе Кришна маха-мантру и памятовал о радха-кришна-лиле. В это время Санатана Госвами каждый день совершал парикраму вокруг Гирираджа-Говардхана — четырнадцать миль, двадцать один километр. Каждый день он совершал парикраму, выходил утром и обходил холм до самого вечера, когда жил в районе Говардхана. Когда Санатана Госвами жил рядом с Говардханом, он совершал эту парикраму.

#00:23:32#

И однажды Санатана Госвами, возможно, после обеда, в два или три часа, увидел, как Рагхунатх повторяет Святое Имя под деревом рядом с Радха-кундой. Там есть пять деревьев, их можно увидеть и в наши дни. Они называются Панча-Пандава. Говорят, что Пандавы живут там в образе этих деревьев. И он [Санатана Госвами] увидел, как Рагхунатх Дас Госвами воспевает там Харинам… В то время Вриндаван представлял собой джунгли, и тигр пришел напиться воды из Радха-кунды. Тогда Санатана Госвами посоветовал Рагхунатху: «Я знаю, что тебе не угрожает опасность извне, но другие опасаются за твою жизнь. Построй хижину и воспевай Святое Имя в хижине. Не оставайся под открытым небом. И другие будут спокойны. Я также буду спокоен».

#00:25:10#

Тогда Рагхунатх Дас Госвами построил маленькую хижину и жил на берегу Радха-кунды в этой хижине. Мы видим высшую цель нашей жизни в бхаджане, пример которого показал Шрила Рагхунатх Дас Госвами. Одна его шлока известна. Все его шлоки известна, но одна его шлока очень известна:

#00:25:44#

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи[2]

Эта та шлока, которую [Джанардан] Махарадж объяснял сегодня. Здесь описана цель его жизни, его бхаджана.

#00:26:17#

на̄ма-ш́реш̣т̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гош̣т̣хава̄тӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа ш́рӣ-гурум̇ там̇ нато ’сми[3]

Это пранама-мантра, обращенная к его Гуру. Истину, которую он объясняет здесь, вы слышали от Махараджа. «Я обрел все. Когда я пришел из Пури, я думал, что оставлю тело, но когда я увидел Рупу Госвами и Санатану Госвами, они присутствуют здесь, то от них я получил все».

#00:27:16#

Жизнь его бхаджана проходила в настроении встречи в разлуке. Иногда он видел, как Радха и Кришна играют, иногда он не видел этого, и возникало чувство разлуки. Так он жил на берегу Радха-кунды.

#00:27:31#

И он объяснил в этой шлоке: «Это моя единственная надежда. О Радхарани, надели меня милостью! Ради этой милости я живу здесь. Я уже очень стар. Это моя единственная надежда. Я очень долго ждал, я жил здесь».

#00:28:01#

…ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи…

«Долгие годы прошли. Я нуждаюсь в Твоей милости, поэтому я здесь. Только поэтому я здесь. Если Ты не одаришь меня милостью, если Ты не прольешь милость на мою голову, мне не нужны лотосоподобные стопы Кришны. Кришна в Твоем обществе — это объект прославления и источник радости. Без Тебя Кришна подобен аватару. Это не тот Кришна. Мне не нужен этот Кришна. Я нуждаюсь лишь в Твоей милости. Кришна удовлетворен, доволен Тобой, и я нуждаюсь в лотосоподобных стопах этого Кришны, Который доволен Тобой. Но без Твоей милости я не желаю ничего здесь».

#00:29:26#

Так он выражал чувства своего сердца и показывал нам цель нашей жизни, что есть рупануга-бхаджан. Он истинный рупануга. Мы видим это. В нем нет никакого изъяна. Повсюду мы видим тень, но в Рагхунатхе Дасе Госвами мы не видим никакой тени. Он показал, каким образом мы можем обрести милость нашего Гурудева.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Вкушая пищу из рук материалиста, ум оскверняется, а в таком состоянии ума человек не способен памятовать о Кришне» («Шри Чайтанья‑чаритамрита», Антья-лила, 6.278).

[2] «О Радха, я уповаю только на то, что настанет день, когда Ты прольешь на меня Свою милость. Я столь долго ждал этого. Сейчас Мне уже восемьдесят лет, и мое терпение подходит к концу. Молю, одари меня Своей милостью. Я живу на берегах Радха-кунды и жду одного — Твоей милости. Без нее мне не нужна даже милость Кришны» («Шри Вилапа‑кусуманджали», 102).

[3] «Я склоняюсь к прекрасным лотосоподобным стопам моего духовного учителя, по чьей беспричинной милости я обрел высочайшее Святое Имя, божественную мантру, служение сыну Шачи-маты, общество Шрилы Сварупы Дамодара, Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатаны Госвами, высшую обитель Матхуры, благословенную обитель Вриндавана, божественную Радха-кунду и холм Говардхан, а также желание, идущее из глубины сердца, с любовью служить Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване» (Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Мукта-чаритра», 4).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования