«Шри Гаура-пурнима». Шрипад Махананда Прабху, Шрила Б. С. Госвами Махарадж, Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 8 марта 2012 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 40.51M)

Russian

Шрипад Махананда Прабху: …Особо ничего не изменилось. Он продолжал заниматься менеджментом храма, и он продолжал наблюдать за всем, что происходило вокруг него. Когда Гурудев управлял храмом, это вовсе не значит, что он был занят какими-то внешними делами. Речь шла о том, что каждый преданный находился под его личным внимательным наблюдением. И, безусловно, его личная харизма, способность лично контактировать с каждым человеком, сопереживать ему… Только в одних беседах он мог преобразить человека, просто задавая ему вопросы. Человек мог чувствовать, что он находится в открытом состоянии общения. И здесь Шрила Госвами Махарадж и другие преданные, которые провели с ним определенное количество времени и не только знают его как личность, но знают его духовное наследие, его учение.

#00:03:17#

Шрила Авадхут Махарадж: Я со своей стороны хотел бы сказать, что по большому счету более 20-30 лет (я даже не знаю, сколько) душой всех западных преданных был Махананда Прабху. Гурудев как личность мог сказать «дандават», обнять кого-то, но все служение в Матхе, все фестивали, все издательство, вообще все, что происходило с западными преданными, начиная от транспорта, заканчивая духовными программами, классами и всем остальным, это делал Махананда Прабху. Он всегда был в невероятном настроении служения.

Обратите внимание: его эго — ноль. Он постоянно находился в отдающем настроении и всегда был крайне скромным человеком, оказывал почтение преданным, которые по идее должны были оказывать ему почтение. Это говорит о том, что за эти годы он получил особую милость Шрилы Гурудева.

Гурудев велел нам заботиться о западных преданных. Махананда Прабху, замечательный проповедник, является одним из самых квалифицированных людей. Тридцать лет — это не шутка. Это не то, что человек приехал два раза на Гаура-пурниму, сказал «Харибол!» и попел. Он полностью отдал себя без остатка и при этом считает себя скромным слугой вайшнавов. Поэтому для тех, кто не знает его, настоящий вайшнав никогда не будет показывать, кто он такой. Он всегда будет вести себя очень скромно. Мы очень удачливы, что мы находимся в его обществе.

Джай Шрипад Махананда Прабху ки джай!

#00:06:56#

Шрила Госвами Махарадж: То, о чем говорил Махананда Прабху, можно выразить в одном выражении, которое часто любил говорить Гурудев, — из сердца в сердце. Вы видите различные картины здесь. На одной из низ изображен Шрила Говинда Махарадж в молодом возрасте, где на одной вьяса-асане сидят Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада во время открытия Чайтанья Чандродой Мандира в Майапуре. И тогда Шрила Гурудев явил особое чувство благодарности из своего сердца. Но это была шлока, которую Махапрабху экстрагировал из сердца одного из преданных.

#00:08:16#

ахам́ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа
са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактир бхакта-джанах-прийах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.63)1

Эта шлока «Бхагаватам» говорит, что подлинное сокровище сознания Кришны находится в глубине сердца вайшнава. Это сокровище посредством любви и преданности может даже подчинить Самого Кришну. Кришна Сам находится в зависимости от любви и преданности Своего преданного.

Махапрабху спрашивает Своего очень возвышенного преданного Рагхупати Упадхьяю: «Что ты понял о сознании Кришны?» Рагхупати Упадхьяя начинает читать свои собственные шлоки.

Сказано, что «Махабхарата», другие Пураны содержат бесконечное количество рецептов, которые позволяют человеку освободиться от материального существования.

#00:10:00#

...ахам иха нандам̇ ванде
йасйа̄линде парам̇ брахма

Но что меня привлекло, то, что та самая Личность Бога, Которая скрыта в глубине Вед, играет подобно маленькому ребенку во дворе Своих мамы и папы. Все пытаются соприкоснуться каким-то образом с божественным началом, обрести хотя бы незначительную связь. Но в доме Нанды и Яшоды Кришна находится под полным контролем Своих родителей. Ты можешь сказать так: «О, вы интересуетесь Богом? Пойдемте, я покажу вам Бога!» А что делает Бог? Он играет у меня на заднем дворе в детские игрушки.

#00:11:35#

Однажды один известный христианский проповедник был на одном событии и случайно соприкоснулся с ребенком-преданным. Этот религиозный деятель сказал: «Задача всей нашей жизни — достичь понимания, что есть Бог и что у Него есть Его дом». Этот ребенок ответил: «Конечно! Мало того, что этот самый Бог играет у нас дома, вы можете придти и посмотреть». Этот простосердечный ребенок сказал: «Хотите узнать Бога, пойдемте к нам в дом, я покажу вам!» Поскольку Божество пребывало в доме, где велось поклонение.

Поэтому сказано: что сделали Нанда и Яшода, что Сам Верховный Господь родился в их доме и играет в их дворе? Поэтому, чтобы устранить все предшествующие шаги, можно начать с ватсалья-расы, умонастроения отцовства.

И когда Махапрабху услышал о родительском чувстве к Богу, Он сказал: «Это великолепно!» Но Махапрабху хитро посмотрел на него и сказал: «Может быть, ты можешь что-то сказать более глубокое?»

Но следующая шлока, которую произнес Рагхупати Упадхьяя, это именно та шлока, которую выбрал Шрила Говинда Махарадж на открытие этого храма.

#00:13:32#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е,
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже,
гопа-вадхӯт̣и-вит̣ам́ брахма

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98)

Эта шлока говорит: «Кому я скажу и кто мне поверит, что Сам Господь занят такими делами? Кто может поверить, что Парам Брахман, Верховный Абсолют, Верховная Личность Бога очень заинтересована сельскими девушками?» Поскольку апракрита-лила Господа очень похожа на деяния человека.

#00:14:32#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)2

Деяния Кришны очень похожи на человеческие деяния. Мы скопированы по Его образу. Поэтому Безгранично принимает образ ограниченного человека и играет Свои лилы. Тогда Он спокойно в образе человека может иметь со всеми отношения. Но, с другой стороны, можно понять: те, кто достойны иметь близкие отношения с Господом, конечно же, не обычные люди. Они обладают величайшими заслугами. Шрила Гуру Махарадж часто говорил: «Кришна…. Ему не нравятся слишком умные. Он любит окружить себя простаками». Но кто-то может сказать: «Подождите! Простаки? Вы только что сказали, что нужно быть какой-то возвышенной личностью, достичь какого-то особого понимания. А сейчас вы говорите, что простаки — это любимцы Кришны!» Но какие простаки, какие невежды в Его кругу? Речь идет о гьяна-шунья бхакти. Этот термин означает, что их преданность, любовь лишена любых подспудных мотивов. Там отсутствует понимание того, что «я имею отношения с Богом, Он великий, Он совершенный». Нет ничего, только одна сплошная любовь, чистая бхакти.

#00:16:59#

В начале «Шри Чайтанья-чаритамриты» Кришна ни с того ни с сего раскрывает нам Свои частные архивы, начинает рассказывать о Себе, о Своих чувствах. Кришна говорит: «Если кто-то поклоняется Мне в умонастроении айшварья-гьяны, исходя из того, что Я — Бог, Я всесильный, всемогущий, Меня это не привлекает. То, что Меня реально привлекает, это те, кто находится со Мной в близких расах, близких отношениях. Например, Мои друзья не думают, что Я Бог, они залезают на Меня, дают Мне щелбаны, для них Я просто друг.

А если гопи, среди которых Шримати Радхарани — Моя самая главная возлюбленная, просто ругают Меня за то, что Я их «прокинул», эта ругань слаще, чем прославления Вед, ведические молитвы».

#00:18:40#

В Ведах, Упанишадах описано множество молитв, которые прекрасным образом прославляют Его качество, Его положение. Но не в словаре Радхарани. Если Кришна что-то сделал не так, Она говорит о Нем совершенно другим языком. Веды звучат на заднем плане, но когда полная любви ругань Радхарани звучит, это удовлетворяет сердце Кришны в миллионы раз больше.

Рагхупати Упадхьяя говорит: «Кому я скажу, и кто мне поверит?» Но далее он говорит, что все эти вещи невозможно доказать и объяснить простому человеку, но поскольку Ты, Господь, низошел  в этой форме Гауранги Махапрабху, теперь все эти сокровенные истины будут доступны людям.

#00:20:30#

анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̇айа̄ватӣрн̣ах̣ калау,
самарпайитум уннатоджджвала-раса̄м̇ сва-бхакти-                                                                               ш́рийам
харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣,
сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нанданах̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4)3

Суть этой шлоки состоит в том, что то сокровище, которое прежде было скрыто и не давалось никому, теперь с приходом Махапрабху открыто и раздается без ограничений. Поскольку Махапрабху дает то, что Он считает особо ценным, — это любовь, то, что Он нашел в сердце Шримати Радхарани.

В «Рамананда-самваде» мы найдем несколько слов о том, каковыми высшими квалификациями обладает Шримати Радхарани. В раса-лиле, в которой участвуют миллионы гопи, Кришна оставил танец со всеми лишь только для того, чтобы найти Радхарани.

#00:23:00#

радхам адхайа хридайе татйаджа враджа сундарих

(«Гита-говинда», 3.1, Джаядева Госвами)

Он отверг всех враджа сундари, чтобы идти и искать Шримати Радхарани. И что же привлекает Кришну? Это любовь и преданность. Это единственное качество, которое привлекается в личности. Все эти миллиарды обладали безграничной любовью и преданностью. Но Сама Шримати Радхарани обладает любовью и преданностью, по сравнению с которой все остальные гопи просто меркнут.

#00:24:00#

апа̄рам касйа̄пи пран̣айи-джана-вр̣ндасйа кутукӣ,
раса-стомам́ хр̣тва̄ мадхурам упабхоктум́ кам апи йах̣
ручам́ сва̄м а̄вавре дйутим иха тадӣйа̄м́ пракат̣айан,
са девас́ чаитанйа̄кр̣итир атитара̄м́ нах̣ кр̣пайату

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.52;
«Двития Шри Чайтанья-аштака», 3;
из книги «Става-мала» Рупы Госвами)

Среди множества бесконечно глубоких сердец, Кришна в конечном итоге был покорен любовью и преданностью Шримати Радхарани.

ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣шо ва̄найаива̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6)

Ее любовь и преданность привлекла Господа, единственная и высшая.

Далее в писаниях говорится: увидев Ее великолепную любовь и преданность, вдруг в Кришне возник интерес: как это возможно, можно ли это почувствовать самому? Положение Кришны — ади-пуруша, Он — верховный наслаждающийся. Но что такое быть тем, кем наслаждается Кришна? Кришна еще не испытал это наслаждение.

Он подумал, что это положение того, кем наслаждается Господь, должно быть выше и прекраснее. Есть такое положение. Кришна — наслаждающийся, он принимает подношения. Как говорится, бхога для Бога — нормально, но Кришна думает: «Когда я касаюсь этого Своими лотосными губами, это становится в миллионы раз слаще. Как бы Я мог попробовать то, что Я вкушаю?» Поэтому Кришна стремится обрести Свой собственный прасад. <>

Господь, который единственный способен сделать такое уникальное утверждение, говорит: «На самом деле быть Богом — это круто, но еще круче — это быть чистым преданным Господа. Я делаю утверждение, что Мои преданные испытывают большее счастье, чем Я Сам». И это может сказать только Господь.

А то мы можем сказать: «О, Кришна — верховный наслаждающийся, а гастарбайтер, служка».

Поэтому в одной из лекций, когда Шрила Сарасвати Тхакур в цитировал шлоки из Бхагавад-гиты:

#00:28:45#

ахам́ хи сарва-йаджн̃анам,
бхокта̄ ча прабхур эва ча

В этой шлоке говорится, что Господь является источником всего, Он — Единственный, Кто достоин наслаждаться, Единственный, Кому можно служить. Один человек, услышав это, сказал: «А каково наше положение?», тогда Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «У нас вообще нет никакого положения!»

Положение души всегда зависимо, она ничего не может предложить. Но в положении души есть один уникальный момент: если она благодаря своей свободе сможет реализовать свой потенциал служения, тогда она обогащается, становится столь совершенной, столь великой, что может очаровать Самого Господа.

#00:30:18#

Рупа Госвами говорит:

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твише намах̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53)4

Махапрабху — высший аватар, Он распространяет Кришна-прему без границ. Но далее сказано, что мы пытаемся обрести милость Нитьянанды Прабху. Нитьянанда Прабху говорит: «Если вы будете поклоняться Гауранге, то Я — ваш раб». В одной из шлок Кришна говорит, что Он не просто взял, Он похитил сердце Шримати Радхарани. Но Гуру Махарадж сказал: «Кто-то может задать вопрос: «Похитил сердце» — не слишком ли это смелое утверждение? Хотя, если мы знаем репутацию Кришны как вора, то «похитил» — для Кришны это нормально. Подворовывать — это постоянное качество Господа. Но Рупа Госвами говорит: «Нет, нет, это правильное слово. Кришна действительно похитил сердце Шримати Радхарани».

Но что же осталось у Радхарани, когда Кришна похитил Ее сердце? Гуру Махарадж объяснил: Гададхар — это воплощение Радхарани; сердце, которое похищено. Подобно тому, как кто-то вырвал у вас из рук сокровище и бежит, вы бежите за ним и кричите: «Верните! Это единственное, чем я обладаю, вы забрали у меня все!» Таково было умонастроение Гададхара.

Но только безумцы могут верить, могут сидеть и слушать все эти вещи.

Рамананда Рай и Махапрабху беседуют друг с другом, Махапрабху говорит: «Я — сумасшедший номер один, ты — сумасшедший номер два, потому что ты говоришь об этом, а Я слушаю».

Но какое безумие. Это должно быть трансцендентное безумие. И «Бхагаватам» объясняет, о чем идет речь. Первый, кто начинает об этом говорить издали, это Прахлад Махарадж. Хотя, с одной стороны, он говорит непосредственно о Господе Нарисимхадеве, читает ему пранамы, прославления, но в этих прославлениях он говорит: «Сейчас ты пришел так, но я знаю, что в эпоху Кали ты придешь в другом образе, с другой целью».

И хоть мы не понимаем до конца смысл «Бхагаватам», относимся к его словам поверхностно, поскольку мы не занимаемся духовным поиском, то мы получаем это на блюдечке с голубой каемочкой. Мы слышим эти высшие заключения от наших учителей. Мы думаем, что каждый индус обладает этим пониманием, каждый из них — преданный. Но это не так.

С одной стороны, можно сказать, что каждый — душа, в какой-то степени связан с Господом. Но Рагхупати Упадхьяя говорит о том, что: «Не так легко найти кого-то, кто поймет, о чем идет речь, кто в состоянии понять и кто поверит». Все такие личности, махаджаны, как Прахлад Махарадж, говорят: «Но придет время, когда мы обретем другую форму, ты принесешь еще что-то более высшее.

#00:36:43#

кр̣ш̣н̣а-варнам́ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам́ са̄н́гопа̄н́га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих сан́кӣртана-пра̄йаир йаджанти хи су-медхасах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32)

Карабхаджана Риши говорит в этой шлоке о том, что Господь придет в новом обличье. Те, кто сумедхаса, кто обладают божественным интеллектом, будут способны узнать его. Как же мы узнаем его?

Одно из значений выражения «кр̣ш̣н̣а-варнам́» — «кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а нама-киртанам» — Кришна, который придет в Кали-югу для спасения живых существ, всегда будет занят одной вещью — прославлением Кришны. Сам Господь говорит: «Мое Святое Имя столь сладостно, столь прекрасно, а почему бы Мне Самому не начать Его петь?»

Гуру Махарадж приводит слова Прабодхананды Сарасвати Тхакура:

махапрабху гауранга сундара бара нитйам ниджер нама би

Приняв Свое собственное Имя, наслаждаясь потоком Своего Святого Имени, он становится безумным, поэтому Он поет, танцует и раздает Свое Имя всем подряд.

Далее сказано: несмотря на то, что тот мир столь высок и прекрасен, каково же наше отношение с ним? Здесь и сейчас мы будем всеми своими усилиями служить высшим идеалам тех духовных реалий.

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри  Гауранга Махапрабху авирбхава маха махотсава титхи ки джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Хотя Я провозглашен в «Бхагаватам» как высшая независимая Личность, абсолютная Личность, в обществе преданных Я утрачиваю Свою независимость и становлюсь подвластен Своим преданным.

2 «Самая высшая форма Господа — это Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте».

3 «Принесший дар, который прежде никто не давал,
Нисшедший в век Кали по Своей собственной милости,
Дающий уннатоджджвала-расу (высокую сияющую расу),
Являющий красоту Своей бхакти (или бхакти к Самому Себе),
Хари, сияющий цветом расплавленного золота —
Пусть Он, Шачинандана, вечно являет Себя в ваших сердцах!»

4 «О самое милостивое воплощение Господа! Ты — Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой».




←  «Шри Гаура-пурнима». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 16 марта 2014 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Гаура-пурнима». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 9 марта 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.5 МБ)

Russian

Шрипад Махананда Прабху: …Особо ничего не изменилось. Он продолжал заниматься менеджментом храма, и он продолжал наблюдать за всем, что происходило вокруг него. Когда Гурудев управлял храмом, это вовсе не значит, что он был занят какими-то внешними делами. Речь шла о том, что каждый преданный находился под его личным внимательным наблюдением. И, безусловно, его личная харизма, способность лично контактировать с каждым человеком, сопереживать ему… Только в одних беседах он мог преобразить человека, просто задавая ему вопросы. Человек мог чувствовать, что он находится в открытом состоянии общения. И здесь Шрила Госвами Махарадж и другие преданные, которые провели с ним определенное количество времени и не только знают его как личность, но знают его духовное наследие, его учение.

#00:03:17#

Шрила Авадхут Махарадж: Я со своей стороны хотел бы сказать, что по большому счету более 20-30 лет (я даже не знаю, сколько) душой всех западных преданных был Махананда Прабху. Гурудев как личность мог сказать «дандават», обнять кого-то, но все служение в Матхе, все фестивали, все издательство, вообще все, что происходило с западными преданными, начиная от транспорта, заканчивая духовными программами, классами и всем остальным, это делал Махананда Прабху. Он всегда был в невероятном настроении служения.

Обратите внимание: его эго — ноль. Он постоянно находился в отдающем настроении и всегда был крайне скромным человеком, оказывал почтение преданным, которые по идее должны были оказывать ему почтение. Это говорит о том, что за эти годы он получил особую милость Шрилы Гурудева.

Гурудев велел нам заботиться о западных преданных. Махананда Прабху, замечательный проповедник, является одним из самых квалифицированных людей. Тридцать лет — это не шутка. Это не то, что человек приехал два раза на Гаура-пурниму, сказал «Харибол!» и попел. Он полностью отдал себя без остатка и при этом считает себя скромным слугой вайшнавов. Поэтому для тех, кто не знает его, настоящий вайшнав никогда не будет показывать, кто он такой. Он всегда будет вести себя очень скромно. Мы очень удачливы, что мы находимся в его обществе.

Джай Шрипад Махананда Прабху ки джай!

#00:06:56#

Шрила Госвами Махарадж: То, о чем говорил Махананда Прабху, можно выразить в одном выражении, которое часто любил говорить Гурудев, — из сердца в сердце. Вы видите различные картины здесь. На одной из низ изображен Шрила Говинда Махарадж в молодом возрасте, где на одной вьяса-асане сидят Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада во время открытия Чайтанья Чандродой Мандира в Майапуре. И тогда Шрила Гурудев явил особое чувство благодарности из своего сердца. Но это была шлока, которую Махапрабху экстрагировал из сердца одного из преданных.

#00:08:16#

ахам́ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа
са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактир бхакта-джанах-прийах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 9.4.63)1

Эта шлока «Бхагаватам» говорит, что подлинное сокровище сознания Кришны находится в глубине сердца вайшнава. Это сокровище посредством любви и преданности может даже подчинить Самого Кришну. Кришна Сам находится в зависимости от любви и преданности Своего преданного.

Махапрабху спрашивает Своего очень возвышенного преданного Рагхупати Упадхьяю: «Что ты понял о сознании Кришны?» Рагхупати Упадхьяя начинает читать свои собственные шлоки.

Сказано, что «Махабхарата», другие Пураны содержат бесконечное количество рецептов, которые позволяют человеку освободиться от материального существования.

#00:10:00#

...ахам иха нандам̇ ванде
йасйа̄линде парам̇ брахма

Но что меня привлекло, то, что та самая Личность Бога, Которая скрыта в глубине Вед, играет подобно маленькому ребенку во дворе Своих мамы и папы. Все пытаются соприкоснуться каким-то образом с божественным началом, обрести хотя бы незначительную связь. Но в доме Нанды и Яшоды Кришна находится под полным контролем Своих родителей. Ты можешь сказать так: «О, вы интересуетесь Богом? Пойдемте, я покажу вам Бога!» А что делает Бог? Он играет у меня на заднем дворе в детские игрушки.

#00:11:35#

Однажды один известный христианский проповедник был на одном событии и случайно соприкоснулся с ребенком-преданным. Этот религиозный деятель сказал: «Задача всей нашей жизни — достичь понимания, что есть Бог и что у Него есть Его дом». Этот ребенок ответил: «Конечно! Мало того, что этот самый Бог играет у нас дома, вы можете придти и посмотреть». Этот простосердечный ребенок сказал: «Хотите узнать Бога, пойдемте к нам в дом, я покажу вам!» Поскольку Божество пребывало в доме, где велось поклонение.

Поэтому сказано: что сделали Нанда и Яшода, что Сам Верховный Господь родился в их доме и играет в их дворе? Поэтому, чтобы устранить все предшествующие шаги, можно начать с ватсалья-расы, умонастроения отцовства.

И когда Махапрабху услышал о родительском чувстве к Богу, Он сказал: «Это великолепно!» Но Махапрабху хитро посмотрел на него и сказал: «Может быть, ты можешь что-то сказать более глубокое?»

Но следующая шлока, которую произнес Рагхупати Упадхьяя, это именно та шлока, которую выбрал Шрила Говинда Махарадж на открытие этого храма.

#00:13:32#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е,
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже,
гопа-вадхӯт̣и-вит̣ам́ брахма

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98)

Эта шлока говорит: «Кому я скажу и кто мне поверит, что Сам Господь занят такими делами? Кто может поверить, что Парам Брахман, Верховный Абсолют, Верховная Личность Бога очень заинтересована сельскими девушками?» Поскольку апракрита-лила Господа очень похожа на деяния человека.

#00:14:32#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101)2

Деяния Кришны очень похожи на человеческие деяния. Мы скопированы по Его образу. Поэтому Безгранично принимает образ ограниченного человека и играет Свои лилы. Тогда Он спокойно в образе человека может иметь со всеми отношения. Но, с другой стороны, можно понять: те, кто достойны иметь близкие отношения с Господом, конечно же, не обычные люди. Они обладают величайшими заслугами. Шрила Гуру Махарадж часто говорил: «Кришна…. Ему не нравятся слишком умные. Он любит окружить себя простаками». Но кто-то может сказать: «Подождите! Простаки? Вы только что сказали, что нужно быть какой-то возвышенной личностью, достичь какого-то особого понимания. А сейчас вы говорите, что простаки — это любимцы Кришны!» Но какие простаки, какие невежды в Его кругу? Речь идет о гьяна-шунья бхакти. Этот термин означает, что их преданность, любовь лишена любых подспудных мотивов. Там отсутствует понимание того, что «я имею отношения с Богом, Он великий, Он совершенный». Нет ничего, только одна сплошная любовь, чистая бхакти.

#00:16:59#

В начале «Шри Чайтанья-чаритамриты» Кришна ни с того ни с сего раскрывает нам Свои частные архивы, начинает рассказывать о Себе, о Своих чувствах. Кришна говорит: «Если кто-то поклоняется Мне в умонастроении айшварья-гьяны, исходя из того, что Я — Бог, Я всесильный, всемогущий, Меня это не привлекает. То, что Меня реально привлекает, это те, кто находится со Мной в близких расах, близких отношениях. Например, Мои друзья не думают, что Я Бог, они залезают на Меня, дают Мне щелбаны, для них Я просто друг.

А если гопи, среди которых Шримати Радхарани — Моя самая главная возлюбленная, просто ругают Меня за то, что Я их «прокинул», эта ругань слаще, чем прославления Вед, ведические молитвы».

#00:18:40#

В Ведах, Упанишадах описано множество молитв, которые прекрасным образом прославляют Его качество, Его положение. Но не в словаре Радхарани. Если Кришна что-то сделал не так, Она говорит о Нем совершенно другим языком. Веды звучат на заднем плане, но когда полная любви ругань Радхарани звучит, это удовлетворяет сердце Кришны в миллионы раз больше.

Рагхупати Упадхьяя говорит: «Кому я скажу, и кто мне поверит?» Но далее он говорит, что все эти вещи невозможно доказать и объяснить простому человеку, но поскольку Ты, Господь, низошел  в этой форме Гауранги Махапрабху, теперь все эти сокровенные истины будут доступны людям.

#00:20:30#

анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̇айа̄ватӣрн̣ах̣ калау,
самарпайитум уннатоджджвала-раса̄м̇ сва-бхакти-                                                                               ш́рийам
харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣,
сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нанданах̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4)3

Суть этой шлоки состоит в том, что то сокровище, которое прежде было скрыто и не давалось никому, теперь с приходом Махапрабху открыто и раздается без ограничений. Поскольку Махапрабху дает то, что Он считает особо ценным, — это любовь, то, что Он нашел в сердце Шримати Радхарани.

В «Рамананда-самваде» мы найдем несколько слов о том, каковыми высшими квалификациями обладает Шримати Радхарани. В раса-лиле, в которой участвуют миллионы гопи, Кришна оставил танец со всеми лишь только для того, чтобы найти Радхарани.

#00:23:00#

радхам адхайа хридайе татйаджа враджа сундарих

(«Гита-говинда», 3.1, Джаядева Госвами)

Он отверг всех враджа сундари, чтобы идти и искать Шримати Радхарани. И что же привлекает Кришну? Это любовь и преданность. Это единственное качество, которое привлекается в личности. Все эти миллиарды обладали безграничной любовью и преданностью. Но Сама Шримати Радхарани обладает любовью и преданностью, по сравнению с которой все остальные гопи просто меркнут.

#00:24:00#

апа̄рам касйа̄пи пран̣айи-джана-вр̣ндасйа кутукӣ,
раса-стомам́ хр̣тва̄ мадхурам упабхоктум́ кам апи йах̣
ручам́ сва̄м а̄вавре дйутим иха тадӣйа̄м́ пракат̣айан,
са девас́ чаитанйа̄кр̣итир атитара̄м́ нах̣ кр̣пайату

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.52;
«Двития Шри Чайтанья-аштака», 3;
из книги «Става-мала» Рупы Госвами)

Среди множества бесконечно глубоких сердец, Кришна в конечном итоге был покорен любовью и преданностью Шримати Радхарани.

ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣шо ва̄найаива̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6)

Ее любовь и преданность привлекла Господа, единственная и высшая.

Далее в писаниях говорится: увидев Ее великолепную любовь и преданность, вдруг в Кришне возник интерес: как это возможно, можно ли это почувствовать самому? Положение Кришны — ади-пуруша, Он — верховный наслаждающийся. Но что такое быть тем, кем наслаждается Кришна? Кришна еще не испытал это наслаждение.

Он подумал, что это положение того, кем наслаждается Господь, должно быть выше и прекраснее. Есть такое положение. Кришна — наслаждающийся, он принимает подношения. Как говорится, бхога для Бога — нормально, но Кришна думает: «Когда я касаюсь этого Своими лотосными губами, это становится в миллионы раз слаще. Как бы Я мог попробовать то, что Я вкушаю?» Поэтому Кришна стремится обрести Свой собственный прасад. <>

Господь, который единственный способен сделать такое уникальное утверждение, говорит: «На самом деле быть Богом — это круто, но еще круче — это быть чистым преданным Господа. Я делаю утверждение, что Мои преданные испытывают большее счастье, чем Я Сам». И это может сказать только Господь.

А то мы можем сказать: «О, Кришна — верховный наслаждающийся, а гастарбайтер, служка».

Поэтому в одной из лекций, когда Шрила Сарасвати Тхакур в цитировал шлоки из Бхагавад-гиты:

#00:28:45#

ахам́ хи сарва-йаджн̃анам,
бхокта̄ ча прабхур эва ча

В этой шлоке говорится, что Господь является источником всего, Он — Единственный, Кто достоин наслаждаться, Единственный, Кому можно служить. Один человек, услышав это, сказал: «А каково наше положение?», тогда Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «У нас вообще нет никакого положения!»

Положение души всегда зависимо, она ничего не может предложить. Но в положении души есть один уникальный момент: если она благодаря своей свободе сможет реализовать свой потенциал служения, тогда она обогащается, становится столь совершенной, столь великой, что может очаровать Самого Господа.

#00:30:18#

Рупа Госвами говорит:

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твише намах̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53)4

Махапрабху — высший аватар, Он распространяет Кришна-прему без границ. Но далее сказано, что мы пытаемся обрести милость Нитьянанды Прабху. Нитьянанда Прабху говорит: «Если вы будете поклоняться Гауранге, то Я — ваш раб». В одной из шлок Кришна говорит, что Он не просто взял, Он похитил сердце Шримати Радхарани. Но Гуру Махарадж сказал: «Кто-то может задать вопрос: «Похитил сердце» — не слишком ли это смелое утверждение? Хотя, если мы знаем репутацию Кришны как вора, то «похитил» — для Кришны это нормально. Подворовывать — это постоянное качество Господа. Но Рупа Госвами говорит: «Нет, нет, это правильное слово. Кришна действительно похитил сердце Шримати Радхарани».

Но что же осталось у Радхарани, когда Кришна похитил Ее сердце? Гуру Махарадж объяснил: Гададхар — это воплощение Радхарани; сердце, которое похищено. Подобно тому, как кто-то вырвал у вас из рук сокровище и бежит, вы бежите за ним и кричите: «Верните! Это единственное, чем я обладаю, вы забрали у меня все!» Таково было умонастроение Гададхара.

Но только безумцы могут верить, могут сидеть и слушать все эти вещи.

Рамананда Рай и Махапрабху беседуют друг с другом, Махапрабху говорит: «Я — сумасшедший номер один, ты — сумасшедший номер два, потому что ты говоришь об этом, а Я слушаю».

Но какое безумие. Это должно быть трансцендентное безумие. И «Бхагаватам» объясняет, о чем идет речь. Первый, кто начинает об этом говорить издали, это Прахлад Махарадж. Хотя, с одной стороны, он говорит непосредственно о Господе Нарисимхадеве, читает ему пранамы, прославления, но в этих прославлениях он говорит: «Сейчас ты пришел так, но я знаю, что в эпоху Кали ты придешь в другом образе, с другой целью».

И хоть мы не понимаем до конца смысл «Бхагаватам», относимся к его словам поверхностно, поскольку мы не занимаемся духовным поиском, то мы получаем это на блюдечке с голубой каемочкой. Мы слышим эти высшие заключения от наших учителей. Мы думаем, что каждый индус обладает этим пониманием, каждый из них — преданный. Но это не так.

С одной стороны, можно сказать, что каждый — душа, в какой-то степени связан с Господом. Но Рагхупати Упадхьяя говорит о том, что: «Не так легко найти кого-то, кто поймет, о чем идет речь, кто в состоянии понять и кто поверит». Все такие личности, махаджаны, как Прахлад Махарадж, говорят: «Но придет время, когда мы обретем другую форму, ты принесешь еще что-то более высшее.

#00:36:43#

кр̣ш̣н̣а-варнам́ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам́ са̄н́гопа̄н́га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих сан́кӣртана-пра̄йаир йаджанти хи су-медхасах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32)

Карабхаджана Риши говорит в этой шлоке о том, что Господь придет в новом обличье. Те, кто сумедхаса, кто обладают божественным интеллектом, будут способны узнать его. Как же мы узнаем его?

Одно из значений выражения «кр̣ш̣н̣а-варнам́» — «кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а нама-киртанам» — Кришна, который придет в Кали-югу для спасения живых существ, всегда будет занят одной вещью — прославлением Кришны. Сам Господь говорит: «Мое Святое Имя столь сладостно, столь прекрасно, а почему бы Мне Самому не начать Его петь?»

Гуру Махарадж приводит слова Прабодхананды Сарасвати Тхакура:

махапрабху гауранга сундара бара нитйам ниджер нама би

Приняв Свое собственное Имя, наслаждаясь потоком Своего Святого Имени, он становится безумным, поэтому Он поет, танцует и раздает Свое Имя всем подряд.

Далее сказано: несмотря на то, что тот мир столь высок и прекрасен, каково же наше отношение с ним? Здесь и сейчас мы будем всеми своими усилиями служить высшим идеалам тех духовных реалий.

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри  Гауранга Махапрабху авирбхава маха махотсава титхи ки джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Хотя Я провозглашен в «Бхагаватам» как высшая независимая Личность, абсолютная Личность, в обществе преданных Я утрачиваю Свою независимость и становлюсь подвластен Своим преданным.

2 «Самая высшая форма Господа — это Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте».

3 «Принесший дар, который прежде никто не давал,
Нисшедший в век Кали по Своей собственной милости,
Дающий уннатоджджвала-расу (высокую сияющую расу),
Являющий красоту Своей бхакти (или бхакти к Самому Себе),
Хари, сияющий цветом расплавленного золота —
Пусть Он, Шачинандана, вечно являет Себя в ваших сердцах!»

4 «О самое милостивое воплощение Господа! Ты — Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования