«Говардхан». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2011 год. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 49.91M)

Russian

#00:00:16#

Что бы мы ни хотели понять, нам нужно слушать концепцию от высшего вайшнава. Когда Шрила Гурудев пришел и принял прибежище у стоп Шрилы Шридхара Махараджа, тот спросил: «Ты готов принять мою концепцию этого мира и не полагаться на свою?» Твой ум сразу начинает говорить: «Ага, ну в принципе все понятно! Сейчас я буду слушать Гуру, он мне будет рассказывать, как следовать». Все будет в каком-то таком ключе, но это не вся правда. Это совсем не то, что ты подчинишь себе чувства и сразу же придешь в сознание Кришны. Это совсем не так.

#00:02:10#

После того, как Господь Шри Кришна появился в семье Деваки и Нанды Махараджа, полубоги пришли прославлять Его.

Вимукта-ма̄нинас твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣ («Шримад-Бхагаватам», 10.2.32). Те, кто насытил свой ум, те, кто полагаются на свою разумность, думают, что они освобожденные, и поэтому их все еще связывает материальное существование. Но это кроме  тех преданных, которые освобождены, но которые думают, что они по-прежнему в материальных условиях,с ними всё нормально. В писаниях говорится, что обращаться к имени это все равно, что на прекрасном корабле перемещаться по потоку в защите Господа. Преданные, которые обрели убежище у Господа и Гуру, пересекают материальное существование, материальные вселенные со всеми наслаждениями и всем остальным. Они даже не замечают этого. Весь этот океан, огромный, бушующий со всеми перепетиями сравнивается с чем-то маловажным и маленьким, подобно воде, что собралась в отпечатке телячьего копытца.

#00:05:41#

Всегда приходят какие-то новые пути рассмотрения. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что в принципе поклоняться коровам можно и этот отпечаток копытца теленка, в который собирается вода, тоже предмет поклонения. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что даже какие-то материальные вещи для преданных становятся предметом поклонения. Так происходит, потому что преданные обозревают этот материальный мир и предметы вокруг, и им это напоминает о том, что они по сути дела ограничены. Истинно освобожденные не подмечают, что они освобожденные и наоборот. Но, с другой стороны, именно они квалифицированны.

Когда Гуру Махарадж обратился к Гурудеву со словами: «Ты будешь полагаться на мой ум, а не свой?», то это заключало в себя очень много вещей. Как ум будет воспринимать Радху, Кришну и Махапрабху? Как он будет воспринимать Гирираджа, Говардхан? Будем ли мы слушать, как наш ум будет рассказывать об этих вещах, или мы будем прислушиваться к мнению свыше. Опять же, здесь должна быть необходимость в правильной концепции.

#00:08:34#

Мы слышали от Шрилы Шридхара Махараджа и от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура очень важные вещи о Говардхане. Нам обычно думается: «О, есть Вриндаван и там неподалеку отдельное место, такое как Говардханили Радха-кунда. Все вокруг Вриндавана или вокруг Говардхана, или Радха-кунды. Сарасвати Тхакур говорил, что все, что относилось к Говардхану, он привязывал к мыслям и настроению Рагхунатха Даса Госвами.

Мы знаем, что Рагхунатх дас Госвами это прайоджана-таттва ачарья. Мы знаем, что Санатана Госвами обьясняет самбандха-гьяну, то есть то, каково наше мировоззрение, кто мы в этом мире. В «Брихат-бхагаватамритам» объясняется, поступательно вся концепция вайшнавизма, вайшнавский теизм. Затем Рупа Госвами рассказывает об абхидхее, о том, как достигнуть нашей цели. Рагхунатх Дас Госвами объясняет, какова же наша абсолютная цель. В одной из молитв он говорит: «Дорогой Говардхан, дай мне, пожалуйста, место, которое будет моим, рядом, недалеко от тебя?» Мы можем подумать, что Радха-кунда — это более высокая цель к обращению, но его цель — это Говардхан.

#00:12:12#

сакхйайа те мама намо 'сту намо 'сту нитйам
дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам

(Вилапа-кусуманджали)

Он проводит параллель между служением в настроении слуги (дасйам) и служением в настроении дружбы (сакхйам), то есть отношениями слуги и Господина и близкими от ношениями. Но он говорит: «Я, пожалуй, предпочту сосредоточиться на моем служении, нежели на каких-то интимных вещах. Я совсем не желаю проникнуть в самое сокровенное, я не желаю участвовать в играх Радхи и Кришны, если там нет старших вайшнавов. Поэтому для меня это предмет рассмотрения издалека».

#00:14:03#

Шрила Шридхар Махарадж часто отмечал, что это позиция быть на один шаг позади.

Некоторые преданные заняты тем, что собирают цветы в брахма-мухурту, на рассвете и мы очень счастливы, слышать это. Вы идете в клан высочайших преданных. Они заняты тем, что просыпаясь, идут Говардхана на Кусум-саравар. Там они собирают самые прекрасные цветы, затем они идут к Радхе, а затем возвращаются опять на Говардхан.

Это, безусловно, очень высокие реалии, но нам нужно экстрагировать оттуда принцип. А принцип таков: совершать служение в соответствии с необходимостью. Свами Махарадж любил английский афоризм: «Делай то, что требуется!» Часто преданный спрашивает: «Какое же служение мне нужно совершать?», а ему отвечают: «Делай то, что нужно сейчас!» От преданных, можно услышать такое: «Какое бы служение не понадобилось, я помчусь туда, не зависимо от того, где это. Но если вдруг это не требуется, то я не буду сам туда пускаться».  

#00:16:51#

Можно заключить, что это часть концепции Говардхана. Также мы слышали, что Говардхан-концепция — это очень либеральное распространение Кришна-сознания. Сарасвати Тхакур приводит такой пример: если пастух хочет увеличить стадо коров, то у него есть бык и множество коров. Бык совершенно не разбирает, это корова-брахман, корова-вайшья или корова-шудра. Он просто сделают больше коров.

#00:18:24#

Можно наблюдать у нас в храме, в Навадвипе — там есть коровы высокого класса из Швейцарии, есть обычные коровы с улиц Калькутты, но никто не проводит различия. Главное, что есть бык, как потенция увеличения рода. Кришна как раз из секции пастушков. Мы знаем, что есть уклады сословий: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Кришна, можно сказать, из того сословия, что между вайшьями и шудрами.

Если мы говорим о том самом центре мироздания, о том, что Он приходит сюда, как Он являет Себя здесь, Его любимая лила — в человеческом образе. Какое Он занимает социальное положение? Как раз то самое, срединное, средний класс. Можно заключить, что Кришна простецкий парень. Он особенно не задумывается о каких-то правилах и предписаниях, особенно, когда вопрос стоит о том, чтобы распространить Себя.

#00:20:45#

Если понять что Господь — это бесконечность, то какая же самая маленькая вещица, в которую Он может заключиться? Это Его имя. Вся реальность, все бесконечное заключается в Кришна-наме. Знаете, некоторые люди собирают коллекции из шлок, и Рупа Госвами тоже собирал. Можно представить, что если Рупа Госвами имел свою коллекцию из шлок, то насколько она важна. Можете себе представить такое: «Вы знаете Прабху, я почитывал коллекцию шлок Шри Рупы Говами». У него есть сборник шлок и одну из них он любил очень сильно  — об имени Господа и о том, как Он Себя распространяет.

#00:22:16#

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ суманаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м,
а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах
но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м на ча пураш́чарйа̄м̣ мана̄г ӣкшате,
мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́р̣и-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.110; «Падьявали», Рупа Госвами)1

Но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м на ча пураш́чарйа̄м̣ мана̄г ӣкшатеповторение святого имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое имя не требует всего этого, потому что все пребывает в зависит от воли Господа.

Мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́р̣и-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣ — Кришна может проникнуть в любую почву и заполнить ее, разлиться, неважно, будь то почва или земля вайшьи или шудры, или других сословий. Если Господь хочет туда войти, то Он раздаст Себя, не смотря ни на что.

#00:24:26#

Это одна из тем, которые мы должны знать о Говардхане. Есть замечательная шлока «Шримад-Бхагаватам», где гопи обращаются к Говардхану. У истинных преданных есть прекрасное качество преданных, когда они прославляют, и «подставляют», в хорошем смысле этого слова, других преданных. Они не уверены в своих качествах преданности, но подмечают и утрируют качества других. Гопи прославляют Говардхан, но очень уникально.

#00:25:28#

ханта̄йам адрир абала̄ хари-да̄са-варйо
йадра̄ма-кр̣ш̣н̣а-чаран̣а-спараш́а-прамодах̣
ма̄нам́ танотисаха-го-ган̣айос тайор йат
па̄нӣйа-сӯйаваса-кандара-кандамӯлаих̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.21.18)2

Гопи, обращаясь к Говардхану, говорят: «Ты Харидас, самый лучший служитель Господа!» Мы начинаем задумываться: «Подождите! Я ведь думал, что Говардхан это и есть Кришна». Да, но Кришна в каком настроении? В настроении служения. Они говорят: «Ты лучший слуга Кришны». Дальше описывается о том, как по Говардхану вечно бегают Баларам со своим братом, и от того, как их стопы касаются тела Говардхана, Тот пребывает от этого в безумном блаженстве. От этого очень много сладкой травы растет на Говардхане, счастливы коровки. На нем есть маленькие озера, водопады, пещеры. Эти пещеры полны сокровищ, отчего они сияют. Очень много мистических процессов проходит на Говардхане.

#00:27:58#

Гопи имеют природу всю славу переводить на других. Выражение па̄нӣйа-сӯйаваса означает «сладкая вода», это также созвучно с местом явления Шрилы Шридхара Махараджа Хапания, что значит «сладкая вода» также. Если говорить о том, что это за место, где все прекрасно, то какого же качества и вкуса там вода?

Когда Шрила Джива Госвами описывает Махапрабху в его знаменитой шлоке, он говорит:

#00:29:15#

антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇

дарш́ита̄н̇га̄ди-вайбхавам
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3. 81)

во вне Он Кришна, но внутри это сердце преданного. Шрила Шридхар Махарадж отмечает уникальную природу Говардхана. Внутри Кришна, а во вне Он сердце преданного и это сходно с Шри Чайтаньей Махапрабху.

Поэтому неспроста гопи знают, кого прославлять. Они говорят: «Ты самый лучший служитель!» и во вне, в лилах, происходящих на Говардхане, Он Кришна, а внутри Он слуга Своих преданных. Девизом нашего Матха, каким его явил Шрила Шридхар Махарадж, есть

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇
бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже
йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти
нитйам-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж)

Можно провести параллель из этих двух шлок:навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже и ханта̄йам адрир абала̄. Адри означает Говардхан. Таким образом, Адри-радж это Его другое имя. Так, когда Гуру Махарадж говорит: на берегах Ганги… Где находится наш Матх? Как раз на Гупта-Говардхане (скрытом Говардхане).

#00:32:40#

Го-вар-дхан Говардхан. Мы знаем, ананда вардхан тот, кто увеличивает блаженство. Иногда «го» означает «корова», с одной стороны это Тот, кто увеличивает счастье коров и с другой стороны можно рассмотреть го чувства, то есть Тот, кто удовлетворяет чувства преданных. А что любо сердцу преданных? Сева, служение.

Много вещей можно постичь. Говорится, что самая высокая и сокровенная лила происходит на Говардхане, а не во Вриндаване. Если вы были в Навадвипе и обходили там святые места, то там есть оригинальное самадхи Сарасвати Тхакура и там как раз написано «Гандхарвика Гиридхари». Одна часть имени говорит о том, что Он тот, кто поддерживает мизинцем Говардхани дает прибежище, укромное место преданным.

#00:35:12#

Мы любуемся преданными без порока знаний. Гурудев выражался так: «Простосердечные преданные». Гуру Махарадж часто говорил: «Кришна любит окружать Себя абсолютно необразованными людьми». Что он хотел сказать: Кришна держит Говардхан, а пастушки самозабвенно и искренне пытаются помочь Ему, поддерживая холм своими палками. Они говорят Кришне: «Он же у Тебя там шатался, мог упасть, а мы Тебе реально помогали». Холм действительно шатался. Потому что да, Он держал этот холм, но иногда Он отвлекался взглядом на Радхарани, у Него начинали дрожать руки и тогда все кричали: «О, что происходит!?»

Мама Яшода, самая не обремененная научными знаниями женщина, все время говорила: «Боже, ведь это же просто ребенок! Как вообще Он так долго может держать!? Как долго Он сможет держать? Ну ладно денечек, второй, но не семь дней?»

#00:37:15#

Тогда мама Яшода и Рохини приходят и начинают Его подкармливать, закладывать Ему за щеки масло. У Него измазанная маслом мордашка и Он говорит: «Да, да, Я все понял». Когда Кришна опустил Говардхан после семи дней, к Нему стали приходить близкие родственники, все, кто там живут. Малыши приходили и кланялись Ему, благодарили, а те, что постарше, просто дружески обнимали, ну старшие подходили и сочувственно пожимали Ему руку: «Да, долго держал! Семь дней!» Кришна говорил: «Да, да, семь дней. Я думаю, что со мной все будет нормально!»

#00:39:25#

Какой должна быть вера для того, чтобы пойти на приглашение какого-то мальчугана, который поднял гору, держит ее мизинцем и говорит: «Давайте, заходите!». Они с любовью приходят, предаются и обретают убежище.

Мы можем так понимать, что когда мир становится враждебным, поливая нас дождями всякой всячины, то для нас самое лучшее это принять прибежище у Говардхана. Тогда Господь Кришна может дать нам убежище. Из шести видов шаранагати это самое важное. Среди всех видов шаранагати, предания, самое важное это принять у Него прибежище. Все остальные вокруг этого. Если так случится, то все остальное не столь важно.

#00:42:10#

В Бхагавад-гите, когда Господь говорит:

сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам́ ш́аран̣ам враджа
ахам́ тва̄м́ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣

(Бхагавад-гита, 18.66)3

«Положись на Меня всем сердцем и не о чем не беспокойся!», есть такая сноска, одна очень известная шлока из Рамаяны. Как эта шлока явилась? Всегда есть какой-то контекст, какая-то предыстория. Рассказывается история из Рамаяны, где демон Равана, у которого есть брат по имени Вибишан и он в лагере Рамачандры. Не понятно, не могут разобраться, где он, к кому он относится, к Раване или к Рамачандре. Это созвучно с тем, что происходит часто в Индии, то есть кто на чьей стороне. Ну и наверное русским это будет понятно, так как это свойственно их природе и можно даже заключить, что Вибишан русский. (Смеются).  Можно сказать, что Вибишан это агент КГБ.

Окружающие говорили Рамачандре: «Давай его выгоним, потому что это двойной агент». А Рамачандра говорил: «Нет, такого не может быть. Однажды дав кому-то прибежище, это навсегда. Я никогда не отвергну его».

#00:45:02#

Поэтому преданные очень любят эту шлоку, она полна надежд. Господь говорит, что однажды заключив в Свои объятия кого-то, Он никогда уже не отпустит его от Себя. Часто случается, что преданные идут по другой тропе или делают какую-то большую ошибку, все равно, нужно помнить об этой шлоке, которая говорит, что «никогда и никуда не денется тот, кого Я когда-то обнял».

Одна из невероятных личностей, которая как раз относится к этому случаю, это наш духовный божественный учитель Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Однажды кого-то приняв, Он никогда не отвергнет его. Он пройдет сквозь ад с этим преданным, но Он никогда его не отвергнет. Это заставляет преданных размышлять о том, как прекрасен Господь и мой божественный учитель!

Шрила Джива Госвами заключает, что это, самое важное. То есть через милость Господа, а в большинстве своем через преданных, мы можем сохранить свое положение. Это не так уж и легко получить служение наГовардхане. Может быть, вы знаете, есть такая преданная Ума деви даси? Она из Германии. Она президент храма Говардхана.

#00:47:40#

Гурудев был бесконечно счастлив, когда посещалГовардхан.  Он много раз говорил, что это место, где он проведет свои заключительные дни. Как Нароттам дас Тхакур сказал в одной из своих песен, что он хотел бы проводить время в совершенном бхаджан-кутире, где растут чампа, малати, малика, бакул, кадамба — четыре вида деревьев, четыре вида цветов. Приводится очень большое описание. Гурудев также хотел этого. Сарасвати Тхакур также хотел провести на Говардхане свои последние дни.

#00:49:50#

Однажды Сарасвати Тхакур обратился к одному преданному: «Я бы хотел провести последние дни на Говардхане, найди мне место». Этот преданный отправился туда. В это время Сарасвати Тхакур покинул этот мир и в то же самое время явился преданному во сне и сказал: «Я пришел. Я буду совершать свой бхаджан». Преданный был настолько поражен таким мистическим стечением обстоятельств, что позвонил в Калькутту, откуда ему сообщили, что Сарасвати Тхакур покинул этот мир.

Бхактиведанта Свами Прабхупада Махарадж на закате своего пребывания здесь говорил, что хотел бы отправиться на Говардхан на повозке, запряженной буйволами. В то время он находился во Вриндаване.  Он уже не мог двигаться и не принимал пищу. Преданные просто держали диктофон у лица и записывали, а он в это время переводил «Шримад-Бхагаватам». Когда они услышали это, они были просто в шоке. Но это было выражением желания его сердца. Они начали плакать и просили его, умоляли не делать этого, так как не выдержали бы этого.

#00:52:22#

Мы безумно удачливы и счастливы тем, что нам доводится быть здесь в Нава Говардхане, в новом Гупта Говардхане.Ты смотришь в окно и видишь Говардхан. А Гирирадж появился здесь, чтобы заявить во всеуслышание: «Я Говардхан!»Это можно даже увидеть. Мы должны молиться подобно Рагхунатху Дасу Госвами:

ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам

«Пожалуйста, дай нам возможность служить недалеко от тебя!». Этой молитвой придут все благословения от всех наших святых. Как вы знаете, гупта означает «скрытый», поэтому деятельность здесь несколько скрыта и неочевидна. (Смеются). Но со временем все эти соседи, которые живут вокруг, узнают, где они живут. Они будут счастливы и даже отметят это.  Они будут говорить: «Да, мы тоже помогаем». 

Харе Кришна!

Джай Шри Гирирадж Говардхан ки джай!

Транскрипцию выполнил: Кришна Прия Дас
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Святое имя Господа привлекательно для множества святых великодушных людей. Оно избавляет от последствий любых грехов и имеет такую силу, что за исключением немых, которые не способны его произнести, доступно любому, даже худшему из людей — чандалу. Святому имени Кришны подчинено даже освобождение, и оно неотлично от Самого Кришны. Если просто произносить языком святое имя, результат не заставляет себя ждать. Повторение святого имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое имя не требует всего этого. Оно самодостаточно».

2 «Из всех преданных, этот Холм Говардхана наилучший! О мои подруги, этот холм с Их пещерами, коровами и мальчиками пастушками предоставляет Кришне и Балараме все необходимое —  воду для питья, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, цветы и овощи. Так холм выражает почтение Господу. Из-за cоприкосновения с лотосными стопами Кришны и Баларамы, Холм Говардхана кажется очень радостным».

3 «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».



←  «Шри Гарга-самхита» (часть 5). Матхура-кханда (главы 15–16). Ананда Мой Прабху. 12 декабря 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Концерт и лекция Манаса Кришны Прабху в чайном клубе в Тамбове  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 52.3 МБ)

Russian

#00:00:16#

Что бы мы ни хотели понять, нам нужно слушать концепцию от высшего вайшнава. Когда Шрила Гурудев пришел и принял прибежище у стоп Шрилы Шридхара Махараджа, тот спросил: «Ты готов принять мою концепцию этого мира и не полагаться на свою?» Твой ум сразу начинает говорить: «Ага, ну в принципе все понятно! Сейчас я буду слушать Гуру, он мне будет рассказывать, как следовать». Все будет в каком-то таком ключе, но это не вся правда. Это совсем не то, что ты подчинишь себе чувства и сразу же придешь в сознание Кришны. Это совсем не так.

#00:02:10#

После того, как Господь Шри Кришна появился в семье Деваки и Нанды Махараджа, полубоги пришли прославлять Его.

Вимукта-ма̄нинас твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣ («Шримад-Бхагаватам», 10.2.32). Те, кто насытил свой ум, те, кто полагаются на свою разумность, думают, что они освобожденные, и поэтому их все еще связывает материальное существование. Но это кроме  тех преданных, которые освобождены, но которые думают, что они по-прежнему в материальных условиях,с ними всё нормально. В писаниях говорится, что обращаться к имени это все равно, что на прекрасном корабле перемещаться по потоку в защите Господа. Преданные, которые обрели убежище у Господа и Гуру, пересекают материальное существование, материальные вселенные со всеми наслаждениями и всем остальным. Они даже не замечают этого. Весь этот океан, огромный, бушующий со всеми перепетиями сравнивается с чем-то маловажным и маленьким, подобно воде, что собралась в отпечатке телячьего копытца.

#00:05:41#

Всегда приходят какие-то новые пути рассмотрения. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что в принципе поклоняться коровам можно и этот отпечаток копытца теленка, в который собирается вода, тоже предмет поклонения. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что даже какие-то материальные вещи для преданных становятся предметом поклонения. Так происходит, потому что преданные обозревают этот материальный мир и предметы вокруг, и им это напоминает о том, что они по сути дела ограничены. Истинно освобожденные не подмечают, что они освобожденные и наоборот. Но, с другой стороны, именно они квалифицированны.

Когда Гуру Махарадж обратился к Гурудеву со словами: «Ты будешь полагаться на мой ум, а не свой?», то это заключало в себя очень много вещей. Как ум будет воспринимать Радху, Кришну и Махапрабху? Как он будет воспринимать Гирираджа, Говардхан? Будем ли мы слушать, как наш ум будет рассказывать об этих вещах, или мы будем прислушиваться к мнению свыше. Опять же, здесь должна быть необходимость в правильной концепции.

#00:08:34#

Мы слышали от Шрилы Шридхара Махараджа и от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура очень важные вещи о Говардхане. Нам обычно думается: «О, есть Вриндаван и там неподалеку отдельное место, такое как Говардханили Радха-кунда. Все вокруг Вриндавана или вокруг Говардхана, или Радха-кунды. Сарасвати Тхакур говорил, что все, что относилось к Говардхану, он привязывал к мыслям и настроению Рагхунатха Даса Госвами.

Мы знаем, что Рагхунатх дас Госвами это прайоджана-таттва ачарья. Мы знаем, что Санатана Госвами обьясняет самбандха-гьяну, то есть то, каково наше мировоззрение, кто мы в этом мире. В «Брихат-бхагаватамритам» объясняется, поступательно вся концепция вайшнавизма, вайшнавский теизм. Затем Рупа Госвами рассказывает об абхидхее, о том, как достигнуть нашей цели. Рагхунатх Дас Госвами объясняет, какова же наша абсолютная цель. В одной из молитв он говорит: «Дорогой Говардхан, дай мне, пожалуйста, место, которое будет моим, рядом, недалеко от тебя?» Мы можем подумать, что Радха-кунда — это более высокая цель к обращению, но его цель — это Говардхан.

#00:12:12#

сакхйайа те мама намо 'сту намо 'сту нитйам
дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам

(Вилапа-кусуманджали)

Он проводит параллель между служением в настроении слуги (дасйам) и служением в настроении дружбы (сакхйам), то есть отношениями слуги и Господина и близкими от ношениями. Но он говорит: «Я, пожалуй, предпочту сосредоточиться на моем служении, нежели на каких-то интимных вещах. Я совсем не желаю проникнуть в самое сокровенное, я не желаю участвовать в играх Радхи и Кришны, если там нет старших вайшнавов. Поэтому для меня это предмет рассмотрения издалека».

#00:14:03#

Шрила Шридхар Махарадж часто отмечал, что это позиция быть на один шаг позади.

Некоторые преданные заняты тем, что собирают цветы в брахма-мухурту, на рассвете и мы очень счастливы, слышать это. Вы идете в клан высочайших преданных. Они заняты тем, что просыпаясь, идут Говардхана на Кусум-саравар. Там они собирают самые прекрасные цветы, затем они идут к Радхе, а затем возвращаются опять на Говардхан.

Это, безусловно, очень высокие реалии, но нам нужно экстрагировать оттуда принцип. А принцип таков: совершать служение в соответствии с необходимостью. Свами Махарадж любил английский афоризм: «Делай то, что требуется!» Часто преданный спрашивает: «Какое же служение мне нужно совершать?», а ему отвечают: «Делай то, что нужно сейчас!» От преданных, можно услышать такое: «Какое бы служение не понадобилось, я помчусь туда, не зависимо от того, где это. Но если вдруг это не требуется, то я не буду сам туда пускаться».  

#00:16:51#

Можно заключить, что это часть концепции Говардхана. Также мы слышали, что Говардхан-концепция — это очень либеральное распространение Кришна-сознания. Сарасвати Тхакур приводит такой пример: если пастух хочет увеличить стадо коров, то у него есть бык и множество коров. Бык совершенно не разбирает, это корова-брахман, корова-вайшья или корова-шудра. Он просто сделают больше коров.

#00:18:24#

Можно наблюдать у нас в храме, в Навадвипе — там есть коровы высокого класса из Швейцарии, есть обычные коровы с улиц Калькутты, но никто не проводит различия. Главное, что есть бык, как потенция увеличения рода. Кришна как раз из секции пастушков. Мы знаем, что есть уклады сословий: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Кришна, можно сказать, из того сословия, что между вайшьями и шудрами.

Если мы говорим о том самом центре мироздания, о том, что Он приходит сюда, как Он являет Себя здесь, Его любимая лила — в человеческом образе. Какое Он занимает социальное положение? Как раз то самое, срединное, средний класс. Можно заключить, что Кришна простецкий парень. Он особенно не задумывается о каких-то правилах и предписаниях, особенно, когда вопрос стоит о том, чтобы распространить Себя.

#00:20:45#

Если понять что Господь — это бесконечность, то какая же самая маленькая вещица, в которую Он может заключиться? Это Его имя. Вся реальность, все бесконечное заключается в Кришна-наме. Знаете, некоторые люди собирают коллекции из шлок, и Рупа Госвами тоже собирал. Можно представить, что если Рупа Госвами имел свою коллекцию из шлок, то насколько она важна. Можете себе представить такое: «Вы знаете Прабху, я почитывал коллекцию шлок Шри Рупы Говами». У него есть сборник шлок и одну из них он любил очень сильно  — об имени Господа и о том, как Он Себя распространяет.

#00:22:16#

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ суманаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м,
а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах
но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м на ча пураш́чарйа̄м̣ мана̄г ӣкшате,
мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́р̣и-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.110; «Падьявали», Рупа Госвами)1

Но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м на ча пураш́чарйа̄м̣ мана̄г ӣкшатеповторение святого имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое имя не требует всего этого, потому что все пребывает в зависит от воли Господа.

Мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́р̣и-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣ — Кришна может проникнуть в любую почву и заполнить ее, разлиться, неважно, будь то почва или земля вайшьи или шудры, или других сословий. Если Господь хочет туда войти, то Он раздаст Себя, не смотря ни на что.

#00:24:26#

Это одна из тем, которые мы должны знать о Говардхане. Есть замечательная шлока «Шримад-Бхагаватам», где гопи обращаются к Говардхану. У истинных преданных есть прекрасное качество преданных, когда они прославляют, и «подставляют», в хорошем смысле этого слова, других преданных. Они не уверены в своих качествах преданности, но подмечают и утрируют качества других. Гопи прославляют Говардхан, но очень уникально.

#00:25:28#

ханта̄йам адрир абала̄ хари-да̄са-варйо
йадра̄ма-кр̣ш̣н̣а-чаран̣а-спараш́а-прамодах̣
ма̄нам́ танотисаха-го-ган̣айос тайор йат
па̄нӣйа-сӯйаваса-кандара-кандамӯлаих̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.21.18)2

Гопи, обращаясь к Говардхану, говорят: «Ты Харидас, самый лучший служитель Господа!» Мы начинаем задумываться: «Подождите! Я ведь думал, что Говардхан это и есть Кришна». Да, но Кришна в каком настроении? В настроении служения. Они говорят: «Ты лучший слуга Кришны». Дальше описывается о том, как по Говардхану вечно бегают Баларам со своим братом, и от того, как их стопы касаются тела Говардхана, Тот пребывает от этого в безумном блаженстве. От этого очень много сладкой травы растет на Говардхане, счастливы коровки. На нем есть маленькие озера, водопады, пещеры. Эти пещеры полны сокровищ, отчего они сияют. Очень много мистических процессов проходит на Говардхане.

#00:27:58#

Гопи имеют природу всю славу переводить на других. Выражение па̄нӣйа-сӯйаваса означает «сладкая вода», это также созвучно с местом явления Шрилы Шридхара Махараджа Хапания, что значит «сладкая вода» также. Если говорить о том, что это за место, где все прекрасно, то какого же качества и вкуса там вода?

Когда Шрила Джива Госвами описывает Махапрабху в его знаменитой шлоке, он говорит:

#00:29:15#

антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇

дарш́ита̄н̇га̄ди-вайбхавам
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3. 81)

во вне Он Кришна, но внутри это сердце преданного. Шрила Шридхар Махарадж отмечает уникальную природу Говардхана. Внутри Кришна, а во вне Он сердце преданного и это сходно с Шри Чайтаньей Махапрабху.

Поэтому неспроста гопи знают, кого прославлять. Они говорят: «Ты самый лучший служитель!» и во вне, в лилах, происходящих на Говардхане, Он Кришна, а внутри Он слуга Своих преданных. Девизом нашего Матха, каким его явил Шрила Шридхар Махарадж, есть

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇
бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже
йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти
нитйам-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж)

Можно провести параллель из этих двух шлок:навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже и ханта̄йам адрир абала̄. Адри означает Говардхан. Таким образом, Адри-радж это Его другое имя. Так, когда Гуру Махарадж говорит: на берегах Ганги… Где находится наш Матх? Как раз на Гупта-Говардхане (скрытом Говардхане).

#00:32:40#

Го-вар-дхан Говардхан. Мы знаем, ананда вардхан тот, кто увеличивает блаженство. Иногда «го» означает «корова», с одной стороны это Тот, кто увеличивает счастье коров и с другой стороны можно рассмотреть го чувства, то есть Тот, кто удовлетворяет чувства преданных. А что любо сердцу преданных? Сева, служение.

Много вещей можно постичь. Говорится, что самая высокая и сокровенная лила происходит на Говардхане, а не во Вриндаване. Если вы были в Навадвипе и обходили там святые места, то там есть оригинальное самадхи Сарасвати Тхакура и там как раз написано «Гандхарвика Гиридхари». Одна часть имени говорит о том, что Он тот, кто поддерживает мизинцем Говардхани дает прибежище, укромное место преданным.

#00:35:12#

Мы любуемся преданными без порока знаний. Гурудев выражался так: «Простосердечные преданные». Гуру Махарадж часто говорил: «Кришна любит окружать Себя абсолютно необразованными людьми». Что он хотел сказать: Кришна держит Говардхан, а пастушки самозабвенно и искренне пытаются помочь Ему, поддерживая холм своими палками. Они говорят Кришне: «Он же у Тебя там шатался, мог упасть, а мы Тебе реально помогали». Холм действительно шатался. Потому что да, Он держал этот холм, но иногда Он отвлекался взглядом на Радхарани, у Него начинали дрожать руки и тогда все кричали: «О, что происходит!?»

Мама Яшода, самая не обремененная научными знаниями женщина, все время говорила: «Боже, ведь это же просто ребенок! Как вообще Он так долго может держать!? Как долго Он сможет держать? Ну ладно денечек, второй, но не семь дней?»

#00:37:15#

Тогда мама Яшода и Рохини приходят и начинают Его подкармливать, закладывать Ему за щеки масло. У Него измазанная маслом мордашка и Он говорит: «Да, да, Я все понял». Когда Кришна опустил Говардхан после семи дней, к Нему стали приходить близкие родственники, все, кто там живут. Малыши приходили и кланялись Ему, благодарили, а те, что постарше, просто дружески обнимали, ну старшие подходили и сочувственно пожимали Ему руку: «Да, долго держал! Семь дней!» Кришна говорил: «Да, да, семь дней. Я думаю, что со мной все будет нормально!»

#00:39:25#

Какой должна быть вера для того, чтобы пойти на приглашение какого-то мальчугана, который поднял гору, держит ее мизинцем и говорит: «Давайте, заходите!». Они с любовью приходят, предаются и обретают убежище.

Мы можем так понимать, что когда мир становится враждебным, поливая нас дождями всякой всячины, то для нас самое лучшее это принять прибежище у Говардхана. Тогда Господь Кришна может дать нам убежище. Из шести видов шаранагати это самое важное. Среди всех видов шаранагати, предания, самое важное это принять у Него прибежище. Все остальные вокруг этого. Если так случится, то все остальное не столь важно.

#00:42:10#

В Бхагавад-гите, когда Господь говорит:

сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам́ ш́аран̣ам враджа
ахам́ тва̄м́ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣

(Бхагавад-гита, 18.66)3

«Положись на Меня всем сердцем и не о чем не беспокойся!», есть такая сноска, одна очень известная шлока из Рамаяны. Как эта шлока явилась? Всегда есть какой-то контекст, какая-то предыстория. Рассказывается история из Рамаяны, где демон Равана, у которого есть брат по имени Вибишан и он в лагере Рамачандры. Не понятно, не могут разобраться, где он, к кому он относится, к Раване или к Рамачандре. Это созвучно с тем, что происходит часто в Индии, то есть кто на чьей стороне. Ну и наверное русским это будет понятно, так как это свойственно их природе и можно даже заключить, что Вибишан русский. (Смеются).  Можно сказать, что Вибишан это агент КГБ.

Окружающие говорили Рамачандре: «Давай его выгоним, потому что это двойной агент». А Рамачандра говорил: «Нет, такого не может быть. Однажды дав кому-то прибежище, это навсегда. Я никогда не отвергну его».

#00:45:02#

Поэтому преданные очень любят эту шлоку, она полна надежд. Господь говорит, что однажды заключив в Свои объятия кого-то, Он никогда уже не отпустит его от Себя. Часто случается, что преданные идут по другой тропе или делают какую-то большую ошибку, все равно, нужно помнить об этой шлоке, которая говорит, что «никогда и никуда не денется тот, кого Я когда-то обнял».

Одна из невероятных личностей, которая как раз относится к этому случаю, это наш духовный божественный учитель Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Однажды кого-то приняв, Он никогда не отвергнет его. Он пройдет сквозь ад с этим преданным, но Он никогда его не отвергнет. Это заставляет преданных размышлять о том, как прекрасен Господь и мой божественный учитель!

Шрила Джива Госвами заключает, что это, самое важное. То есть через милость Господа, а в большинстве своем через преданных, мы можем сохранить свое положение. Это не так уж и легко получить служение наГовардхане. Может быть, вы знаете, есть такая преданная Ума деви даси? Она из Германии. Она президент храма Говардхана.

#00:47:40#

Гурудев был бесконечно счастлив, когда посещалГовардхан.  Он много раз говорил, что это место, где он проведет свои заключительные дни. Как Нароттам дас Тхакур сказал в одной из своих песен, что он хотел бы проводить время в совершенном бхаджан-кутире, где растут чампа, малати, малика, бакул, кадамба — четыре вида деревьев, четыре вида цветов. Приводится очень большое описание. Гурудев также хотел этого. Сарасвати Тхакур также хотел провести на Говардхане свои последние дни.

#00:49:50#

Однажды Сарасвати Тхакур обратился к одному преданному: «Я бы хотел провести последние дни на Говардхане, найди мне место». Этот преданный отправился туда. В это время Сарасвати Тхакур покинул этот мир и в то же самое время явился преданному во сне и сказал: «Я пришел. Я буду совершать свой бхаджан». Преданный был настолько поражен таким мистическим стечением обстоятельств, что позвонил в Калькутту, откуда ему сообщили, что Сарасвати Тхакур покинул этот мир.

Бхактиведанта Свами Прабхупада Махарадж на закате своего пребывания здесь говорил, что хотел бы отправиться на Говардхан на повозке, запряженной буйволами. В то время он находился во Вриндаване.  Он уже не мог двигаться и не принимал пищу. Преданные просто держали диктофон у лица и записывали, а он в это время переводил «Шримад-Бхагаватам». Когда они услышали это, они были просто в шоке. Но это было выражением желания его сердца. Они начали плакать и просили его, умоляли не делать этого, так как не выдержали бы этого.

#00:52:22#

Мы безумно удачливы и счастливы тем, что нам доводится быть здесь в Нава Говардхане, в новом Гупта Говардхане.Ты смотришь в окно и видишь Говардхан. А Гирирадж появился здесь, чтобы заявить во всеуслышание: «Я Говардхан!»Это можно даже увидеть. Мы должны молиться подобно Рагхунатху Дасу Госвами:

ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам

«Пожалуйста, дай нам возможность служить недалеко от тебя!». Этой молитвой придут все благословения от всех наших святых. Как вы знаете, гупта означает «скрытый», поэтому деятельность здесь несколько скрыта и неочевидна. (Смеются). Но со временем все эти соседи, которые живут вокруг, узнают, где они живут. Они будут счастливы и даже отметят это.  Они будут говорить: «Да, мы тоже помогаем». 

Харе Кришна!

Джай Шри Гирирадж Говардхан ки джай!

Транскрипцию выполнил: Кришна Прия Дас
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 


1 «Святое имя Господа привлекательно для множества святых великодушных людей. Оно избавляет от последствий любых грехов и имеет такую силу, что за исключением немых, которые не способны его произнести, доступно любому, даже худшему из людей — чандалу. Святому имени Кришны подчинено даже освобождение, и оно неотлично от Самого Кришны. Если просто произносить языком святое имя, результат не заставляет себя ждать. Повторение святого имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое имя не требует всего этого. Оно самодостаточно».

2 «Из всех преданных, этот Холм Говардхана наилучший! О мои подруги, этот холм с Их пещерами, коровами и мальчиками пастушками предоставляет Кришне и Балараме все необходимое —  воду для питья, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, цветы и овощи. Так холм выражает почтение Господу. Из-за cоприкосновения с лотосными стопами Кришны и Баларамы, Холм Говардхана кажется очень радостным».

3 «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования