«Явление Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 11 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 42.60M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Явление Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

(11 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Как мы уже говорили, все, кто так или иначе связан с движением сознания Кришны, находятся в долгу перед Его Божественной Милостью Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, в особенности те, кто связан со Шри Чайтанья Сарасват Матхом, — те, кто, следуя наставлению Шрилы Прабхупады, приняли руководство Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева.

Здесь видно и даже слышно много маленьких детей. Шрила Прабхупада рассказывал также о своей семье.

#00:01:18#

Его отец Гоур Мохан Дэ и его мама были преданными Махапрабху. Интересно, что матушка Шрилы Прабхупады всякий раз, когда приходил садху (святой человек) в их дом, просила его: «Пожалуйста, благословите нашего сына, чтобы он стал преданным Шримати Радхарани». Исполнилось ли ее желание?

#00:02:00#

Он был божественным ребенком с самого начала. Иногда с Прабхупадой разговаривали журналисты, брали у него интервью (разумеется, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Сарасвати Тхакур отвечали на такие вопросы иначе, но Шрила Свами Махарадж был в иной ситуации в контексте проповеди на Западе), и однажды журналист спросил его: «Скажите, а когда вы осознали Бога?» Он ответил: «Когда мне было пять лет». Не задумываясь ни на секунду: «Когда мне было пять лет».

#00:02:55#

А еще как-то спросили: «А в чем смысл жизни?» И поскольку мы были «рождены» и «выращены» в ИСККОН, то в нашем ДНК, в самом нашем костном мозге уже запрограммированы ответы на эти вопросы: «Смысл жизни в самоосознании, в том, чтобы осознать Бога, обрести любовь к Богу». Все это — правильные ответы. Но однажды, когда ему задали тот же вопрос («В чем смысл жизни?»), Прабхупада ответил: «В наслаждении!»

#00:03:40#

Все были поражены. Удивились не столько журналисты, сколько преданные. Драматическая пауза. И после он продолжил: «Проблема в том, что сейчас мы не наслаждаемся». Шрила Прабхупада умел говорить, казалось бы, очень простые вещи, но в то же время эти слова были необычайно глубоки, поскольку он глубоко осознавал то, что говорил.

#00:04:34#

Иногда мы повторяем вслед за ним эти слова, и из наших уст эти слова кажутся тарабарщиной, бессмыслицей. Но когда он произносит те же самые слова, то в его словах чувствуется, ощущается глубочайший, сильнейший смысл.

#00:05:19#

Однажды Шрила Прабхупада давал лекцию в Кришна-Баларама-мандире, это было во Вриндаване летом. Лето во Вриндаване бывает необычайно жарким. В это время как раз все мучились от жары, преданные пытались включить вентилятор. И Прабхупада сказал на лекции: «Итак, мы все страдаем». И все закивали: «Да-да, совершенно верно — такая жара, так страдаем!» Каждое слово, что он произносил, было пропитано такой глубиной, такой правдивостью, что эти слова отзывались в вашем сердце. Они сотрясали вас до глубины. Вы чувствовали, что в них — истина.

#00:06:26#

Мы собственными глазами видели, как играют некоторые дети в Бенгалии. В то время, когда в Пури происходит Джаганнатха Ратха-ятра, у них проводится своя маленькая Ратха-ятра. Они создают небольшие колесницы с божествами, обычно везут их из дома к храму, к матху, объезжают его несколько раз вокруг и едут домой. Но некоторые дети более методичные в своем подходе, и Шрила Прабхупада был именно таким ребенком. Его колесница на Ратха-ятре всегда была очень хорошо сделана, очень красиво, и он обязательно задействовал и других детей в этом празднике. Он давал задания.

#00:07:32#

Он говорил: «Ты будешь пандой, будешь отбивать этот ритм. Ты будешь раздавать прасадам. Ты будешь делать еще что-то, а ты будешь тянуть колесницу», и прочее. И так его божественные игры постепенно, поэтапно раскрывались. Все они развивались в направлении распространения сознания Кришны другим. Все это происходило во времена движения Махатмы Ганди — борьбы Индии за независимость.

#00:08:40#

Когда Прабхупада впервые встретился со своим Гуру, Сарасвати Тхакуром, то, по его собственным словам, он был сторонником идеи, что сперва Индия должна завоевать независимость. Он говорил: «Если мы не обретем независимость, то кто будет всерьез воспринимать эти слова, это послание Махапрабху? Поэтому я считаю, что сперва Индия должна стать независимой, а потом — духовная проповедь. Но, — продолжал он, — я был побежден Шрилой Сарасвати Тхакуром, и это было естественное поражение: Гуру побеждает ученика». Сарасвати Тхакур убедил Прабхупаду в неотложности, срочности распространения сознания Кришны сейчас же. Гаудия-матх — революционное движение.

#00:09:43#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа...[1]

Оставь все и немедленно прыгай, иди вперед, совершай этот прыжок сейчас, немедленно. В то время Прабхупада жил еще семейной жизнью, его звали Абхай Чаран, и, продолжая работать в своей аптеке, он иногда размышлял, в уме его возникала эта картина, эти образы: «Я встретил такого удивительного садху, Сарасвати Тхакура». По собственному признанию Шрилы Прабхупады, всего он встречался с Сарасвати Тхакуром, быть может, десять раз. Но Сарасвати Тхакур говорил ему: «Я хочу, чтобы ты распространял идею сознания Кришны в англоговорящих странах». И до того, как Шрила Сарасвати Тхакур оставил этот мир, он говорил: «Мы не привезли это движение в Америку».

#00:11:49#

Шрила Гурудев (Шрила Говинда Махарадж) рассказывает о временах, когда Шрила Прабхупада был семейным человеком, домохозяином, носил белые одежды. Гурудев в то время был юным брахмачари, быть может, семнадцати лет. В то время Шрила Прабхупада устраивал проповеднические программы, но устраивал их каким образом? Почетное сиденье, почетное место он отводил Гурудеву, поскольку он был брахмачари, одетым в шафран, и тот читал священные писания, а потом Шрила Прабхупада, сидящий рядом, начинал комментировать, давать пояснения.

#00:12:32#

Мы знаем о Шриле Прабхупаде, что его манеры и речи выдают в нем аристократа. Поэтому, когда Шрила Гуру Махарадж отправил Шрилу Гурудева к Шриле Прабхупаде, чтобы тот жил вместе с ним, обычно Шрила Прабхупада в то время ел на завтрак пури, немного алу-дхамы или сабджи, он предлагал эти пури и сабджи Говинде Махараджу ( то время его звали Гауренду): «Гауренду, покушайте!» Но Гурудев (в то время Гауренду Брахмачари) отвечал: «Нет, лучше я буду есть мури, дутый рис». И он [Шрила Говинда Махарадж] говорил, что Свами Махарадж отвечал так: «Есть мури — только обманывать свой живот». Ему нравилась еда, приготовленная на гхи, на топленом масле. Не растительном масле, а гхи. От него мы узнали о славе гхи.

#00:14:06#

Он начал печатать журнал “Back to Godhead”, «Назад к Богу».

кр̣ш̣н̣а — сӯрйа-сама; ма̄йа̄ хайа андхака̄ра
йа̄ха̄н̇ кр̣ш̣н̣а, та̄ха̄н̇ на̄хи ма̄йа̄ра адхика̄ра[2]

Там была шлока из «Чаритамриты», которая гласит: Бог подобен свету, а материализм подобен тьме; где присутствует Господь, там не может быть тьмы невежества.

#00:14:53#

Сарасвати Тхакур приходил к Прабхупаде во сне и говорил «Выходи! Выходи!», подразумевая: «Выходи из семейной жизни, прими санньясу». Прабхупада, рассказывая об этом, говорит: «Я тогда подумал: о, как это ужасно». Игра слов: не Харибол, а «хорибл» [horrible], звучит очень похоже: «как это ужасно». Итак, как же перейти от horrible, «ужасно», к Харибол? Как говорил Прабхупада: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы».

#00:16:09#

Сестра Шрилы Прабхупады — обычно мы с любовью называли ее Пишима — получила первое посвящение у Сарасвати Тхакура, второе посвящение у Бхакти Саранги Госвами Махараджа, и часто обращалась к своему брату, к Шриле Прабхупаде: «Прабху, пожалуйста, оставьте все эти семейные дела. Это не для вас. Вы предназначены для проповеди. Мы позаботимся обо всем, вы проповедуйте».

#00:16:38#

Однажды на крыше бомбейского храма ИСККОН Шрила Прабхупада вспоминал эти времена. Он сидел, читал джапу и вспоминал: «Я позаботился о том, чтобы устроить хорошие браки для моих детей, но моя супруга их не одобрила. И тогда, — продолжал он, — я сказал: да катитесь вы все к черту». Мы все про себя думали: «Ура! Джай!» Он рассказывал все, как оно есть. Это его подход — как оно есть.

#00:17:37#

Итак, он оставил семейную жизнь и в статусе ванапрастхи отправился во Вриндаван. «И, — говорил он, — теперь, когда у меня не осталось ни копейки, я никому не был нужен». В открытке, адресованной Шриле Гуру Махараджу, он написал: «Я чувствую глубокое отвращение ко всей человеческой цивилизации. Даже животные более дружелюбны ко мне».

#00:18:28#

В одной из своих поэм он написал: «Все, что осталось от моей прошлой семейной жизни, — это длинный список имен». Затем он принял санньясу и стал известен как А. Ч. Бхактиведанта Свами и поселился в храме Дживы Госвами «Радха-Дамодар» в Сева-кундже во Вриндаване. Там он начал работать над своими комментариями к «Шримад-Бхагаватам». Он был настолько беден, что даже бумагу покупал не чистую, а уже отпечатанную с одной стороны. Видите ли, в Индии ничего не выбрасывают. В Индии начали заботиться об экологии до того, как было придумано слово «экология».

#00:19:46#

Итак, Прабхупада использовал оставшуюся чистую сторону этой бумаги и на ней на машинке печатал свои переводы «Бхагаватам». Я видел эти оригинальные листы бумаги своими глазами в его архиве. Мы думали: «Все, что здесь, должно быть важно». Но я видел, что на обороте — что-то непонятное. Я подумал: «Что это такое?» Потом я понял: там ничего важного, просто такая бумага (отпечатанная с одной стороны) была дешевле.

Он просил Шримати Морарджи, владелицу судоходной компании, чтобы она позволила ему отправиться в Америку на ее пароходе. Но она не хотела давать ему это место, размышляя таким образом: «Это очень трудное путешествие, ведь это путешествие — на грузовом, коммерческом пароходе, не пассажирском, комфортабельном лайнере. Это путешествие занимает целых тридцать дней. А что, если он, пожилой садху, не выживет, не перенесет трудностей этого путешествия? Тогда смерть садху будет на моей совести». Поэтому она всячески пыталась как-то мягко отказать ему.

#00:21:54#

Наконец она уступила. Прабхупада отправился. Посреди океана в середине путешествия он пережил два сердечных приступа. Он делает следующее наблюдение в своем дневнике: если бы океан вел себя как обычно, то он бы не выжил в этом путешествии. Шрила Прабхупада тогда пишет, что в этот момент, в это время он освободил себя от любых желаний, от любых стремлений, кроме только одного желания: желания исполнить волю своего Гурудева — распространить сознание Кришны. Он возложил себя на алтарь самопожертвования Кришне. Он пишет в своем дневнике: «Только для этого я пустился в это путешествие: исполнить наставления моего Гуру».

#00:21:54#

Шрила Гуру Махарадж объясняет: подобного рода смирение, подобного рода чувство негативности в отношении себя призвали высшую силу, которая низошла на Шрилу Прабхупаду и стала помогать ему. Поэтому Гуру Махарадж сказал, что Прабхупада — шакти-авеша-аватара. У него [у Шридхара Махараджа] была особая нежность, привязанность к нему и к его семейной линии. Откуда же он черпал силы? Он пишет в своем дневнике: «Ежедневно я открываю „Чайтанья-чаритамриту“ и черпаю оттуда поддержку, наслаждаюсь нектаром ее повествований, и это — единственный источник моей жизни. Поэтому сейчас я нахожусь в полной зависимости от моих повелителей: Радхи-Говинды, Радхи-Мадана-Мохана, Радхи-Дамодара. Я остро переживаю разлуку с Ними, будучи так далеко от Вриндавана».

#00:25:12#

В то время, когда он пережил эти два сердечных приступа, в его дневнике видно, что страницы, соответствующие этим дням, просто перечеркнуты — один большой росчерк перечеркивает страницу. Но Кришна пришел к Прабхупаде во сне и сказал: «Абхай, не бойся! Отныне Я беру на Себя управление этим пароходом».

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:25:59#

А капитан в это же время записал в своем дневнике: «Океан совершенно спокоен. Его поверхность подобна глади пруда. Я никогда за все время своих плаваний, за 50 лет, не видел столь спокойного океана». Прабхупада в один день пишет в своем дневнике: «Сегодня я приготовил немного бати-чатчари, и теперь я чувствую себя намного лучше. Бати-чатчари — это что-то вроде индийской закуски, индийская легкая пища, легкая в приготовлении — особо поджаренная картошка. [Манас Кришна Прабху добавляет: «Наверняка там не обошлось без горчичного масла».] И это совершенная правда. Блюдо не может по праву называться бати-чатчари, если в нем нет горчичного масла. Где бы ни появлялся Шрила Прабхупада, там появлялся легкий аромат горчичного масла. Его кожа приобрела полупрозрачный золотой оттенок — как горчичное масло, только золотая. Он сам стал золотым — внутри и внешне.

#00:27:43#

суварн̣а-варн̣о хема̄н̇го, вара̄н̇гаш́ чандана̄н̇гадӣ
саннйа̄са-кр̣ч чхамах̣ ш́а̄нто, ниш̣т̣ха̄-ш́а̄нти-пара̄йан̣ах̣[3]

Эта шлока из «Вишну-сахасра-намы». Эти слова тайным, зашифрованным образом указывают на явление Шри Чайтаньи Махапрабху. Но кто сумел исполнить предсказание Шри Чайтаньи о том, что в каждом городе и деревне будут прославляться имена Шри Чайтаньи? Не кто иной, как Шрила Прабхупада. Поэтому, если мы взглянем на эту же шлоку с другой точки зрения, то мы увидим ее в ином свете. Основываясь на том, что мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа и других возвышенных вайшнавов, суварн̣а-варн̣о можно также трактовать, как «торговцы золотом». Ведь Прабхупада родился именно в этой линии, в этой семье: семья Малликов, семья Дэ из Калькутты — они были богатыми торговцами. Само его тело выглядело золотым, весь в чандане. На божественном облике Шрилы Прабхупады было так много чанданы, что просто поверить было трудно. Чандана — это паста сандалового дерева, смешенная с шафраном и розовой водой. Каждый день ученики помещали такую пасту на божественный лоб Шрилы Прабхупады. Такая паста охлаждает. Я думаю, что одна из причин того, что они помещали эту пасту на него, была в том, что он «горел», он «горел» круглые сутки.

#00:30:42#

Когда все преданные ложились спать, Шрила Прабхупада еще не ложился, но всю ночь занимался дальнейшим переводом «Бхагаватам». Однажды в Дели мне довелось дежурить ночь. Обычно кто-то должен был дежурить ночью на случай, если Прабхупаде что-то понадобится. В 2:30 ночи он позвонил в колокольчик, позвал меня. Я слышал, что до этого он все время продолжал работу, все время щелкал у него диктофон — он продолжал работу над переводом седьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Он позвал меня в комнату, чтобы выключить вентилятор. Я посмотрел на стену, где был переключатель — там было, может быть, сто переключателей от всяких вентиляторов, лампочек — как это бывает в Индии. Я посмотрел на это и подумал: «Я точно не хочу стать человеком, который прервет работу Шрилы Прабхупады над переводом „Шримад-Бхагаватам“». Я начал произвольно включать и выключать эти выключатели. Итак, я посмотрел на Шрилу Прабхупаду с умоляющим выражением лица: «Помогите!» Шрила Прабхупада на секунду оторвался от диктофона, показал рукой, в этот же момент моя рука дернулась по его указанию, и я нажал на правильный выключатель. Мое сердце готово было вырваться из груди. Но Прабхупада был очень добрым, смиренным, не требовал многого.

#00:33:12#

Разумеется, все его ученики фантазировали или мечтали о том, чтобы стать его слугой, послужить лично Шриле Прабхупаде. Но иногда тебя зовут к этому. Однажды Шрила Прабхупада приехал в Нью-Йорк, остановился в своей комнате, и в какой-то период времени — так получилось — у него не было личного слуги. По другую сторону стены жила тысяча преданных, то есть вся община, все движение — с одной стороны (там тысяча преданных), а по другую сторону — Шрила Прабхупада, там тишина и покой.

#00:34:24#

Так же, как многие присутствующие здесь сидят на полу, так и Шрила Прабхупада сидел на очень низкой асане, фактически на небольшом коврике. Перед ним был низенький столик, а я сидел по другую сторону. Итак, Шрила Прабхупада принимал прасадам, сидя буквально напротив меня. Он не был в состоянии понять, что это за блюдо, по крайней мере, некоторые из блюд на тарелке. Это индийские блюда, но приготовленные западными людьми. Там были разные самосы, качори и другие блюда.

#00:35:09#

Иногда, пробуя блюдо, он спрашивал: «А кто это приготовил?», и так получилось, что я как раз знал, кто что приготовил. Я знал, что есть у него один ученик по имени Шридам. Я говорил: «Вот это приготовил Шридам». Когда он находил что-то, что ему очень нравилось, то оказывалось, что это приготовил Шридам. Когда я третий раз упомянул имя Шридам, Прабхупада сказал: «Шридам — очень хороший повар, потому что я его научил». Он узнал этот вкус. После того, как Шрила Прабхупада закончил принимать прасадам, он сказал: «Мне нужна зубочистка». Я как раз знал, где зубочистки. Я предложил дандаваты. Но по другую сторону двери собрались сотни преданных и все жаждали узнать: «Ну как? Какие новости? Что случилось?» Я думал, что, может быть, у меня есть какие-то новости. А что, если я все это выдумал, что, если на самом деле мне все это привиделось?

#00:36:53#

Я не был уверен, что сказать. Итак, когда я открыл дверь, и все эти сотни преданных смотрели на меня, ожидая новостей, спрашивая: «Ну как? Что случилось?», я пытался сыграть покрасивее, я так драматично развернулся и сказал: «Прабхупаде нужна зубочистка!» И все преданные закричали, все преданные бросились на все четыре стороны света в поисках зубочистки. Я бросился на второй этаж, я думал, что там есть зубочистки — там они и были. Потом я подумал: «Что, просто принесу зубочистку? Одну зубочистку? Это как-то неправильно. Может, всю коробочку?» И я взял штук двадцать. Нас научили: никогда не предлагай того, что не было помыто. Я помыл их под холодной водой, подумал: «Ой, что-то нехорошо», — начал стрясать с них воду. Бросился вниз по лестнице — там преданные все еще бегали, отскакивая от стенок.

#00:38:52#

Итак, я перед дверью. Не желая являться перед Прабхупадой запыхавшимся, я постарался отдышаться, сделать несколько глубоких вдохов. Я вошел к Прабхупаде, предложил ему эти зубочистки на ладони. Он выбрал одну и спросил, задумавшись: «А почему вы принесли так много?» Я сказал: «На завтра?» Он ответил: «Да». Он был очень добр и в высшей степени терпелив.

#00:39:52#

Когда он был в Дели, то в то время он часто отправлялся на утренние прогулки в место, которое называли Лоди. Это пруд, и маленькая дорожка настолько узенькая, что идти можно только по одному. Однажды, гуляя, Шрила Прабхупада, проходя по этой тропинке мимо цветочного куста, сорвал оттуда два цветка, заложил их себе за уши и продолжил шествовать со своей тростью, высоко подняв голову. А все мы, следовавшие за ним, набросились на этот куст, оборвали цветы и так же засунули их себе за уши, потому что все, что он делал, мы бесстыдно копировали. Вероятно, мы отвечаем за большую часть продаж напитков компании 7UP, потому что Прабхупада пил 7UP. На самом деле он хотел купить «Линку». Однажды, вернувшись в Индию, когда он снова попробовал «Линку» — то, что есть только в Индии, — он сказал: «Ну, на вкус это лучше, чем 7o’clock (чем семь часов)».

#00:42:00#

И в тот раз Шрила Прабхупада шествовал впереди с цветами за ушами, а мы все шествовали за ним с цветами, также заложенными за наши уши. Это выглядело, как будто бы [шла] мама-лебедь, а за ней — много маленьких лебедят, или парамахамса, а за ним — много маленьких хамс. [Я не отвечаю за все свои слова.]

#00:42:52#

Наконец он решил остановиться на одной полянке в лесу, и мы подумали: «О, как это удивительно: как в древние времена в Тапаване, в лесу, учитель в окружении своих учеников». Все вокруг было просто великолепно. Это было раннее утро в Нью-Дели. Аристократы в это время там же совершали свою утреннюю прогулку. Прабхупада увидел человека, которого он, казалось бы, узнал. Следует еще заметить, что этим утром Шрила Прабхупада не говорил. Иногда по утрам на таких прогулках Прабхупада был разговорчив, но обычно не в Индии, не в этом месте. Этим утром он не говорил ни слова. Он увидел одного человека и сказал: «Кажется, я знаю одного из них». — И снова погрузился в молчание.

#00:44:00#

Я подумал: «Кажется, он хотел поговорить с ними». Мы все в это время повторяли джапу. Я предложил свои дандаваты и бросился за теми двумя людьми, которые в этот момент уже уходили прочь. Я сказал им: «Джентльмены, мой Гуру Махарадж знает одного из вас!» Один из них сказал: «Да, в пандале в Дели я получил его даршан», а другой джентльмен сказал: «Да, я был связан [с ним] по бизнесу. Я занимался производством и продажами бумаги». Затем они задали свой вопрос: «Скажите, а зачем вы приехали в Индию? Обрести умиротворение в уме?» В этот момент моя рука была в мешочке для четок, и именно в это время Шрила Прабхупада переводил седьмую песнь «Шримад-Бхагаватам», «Прахлада-чариту», где Прахлада говорит: «У меня у самого нет проблем, я могу повторять Имя Кришны, но, видя других, их положение, я волнуюсь, переживаю, что люди страдают».

#00:45:55#

В это время все лекции Шрилы Прабхупады также касались этой темы, поэтому я сказал: «У меня нет никаких проблем. Видите, я повторяю Имя Кришны на четках, но я приехал в Индию для того, чтобы дать вам умиротворение ума». Они были настоящими джентльменами, поэтому сказали: «О, баба!» На самом деле им понравилось. Я вернулся к Прабхупаде, он сидел там все такой же серьезный и молчаливый и ждал отчета. Я сказал: «Один джентльмен сказал, что он получил ваш даршан в пандале в Дели». Прабхупада сказал: «Нет, не тот». — «А другой рассказал, что он занимается покупкой бумаги, издательством». Он сказал: «Да-да, тот самый». Тогда я понял, что этот человек печатает «Шримад-Бхагаватам» — та самая проповедь бхагавата-дхармы в Америке, то, что Прабхупада привез в Америку с собой. Но Прабхупада снова погрузился в молчание.

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:47:43#

Я задумался: следует ли рассказывать Шриле Прабхупаде остальную часть беседы? Я спросил: «Шрила Прабхупада! — Он посмотрел с таким выражением лица: уж лучше расскажи мне что-то хорошее. — Они спросили меня, зачем я приехал в Индию». Прабхупада лично организовал визы для всех участников нашей группы, он добивался какой-то цели. Итак, я сказал: «Они спросили меня, зачем я приехал в Индию». — Шрила Прабхупада шире открыл глаза. Я продолжил: «Они спросили меня, приехал ли я в Индию, чтобы приобрести умиротворение в уме». Глаза Шрилы Прабхупады стали очень большими. Я продолжил: «Ну, я вспомнил ваши наставления, лекции о Прахладе Махарадже, что мы повторяем Имя Кришны, у нас нет никаких проблем, но мы приехали в Индию для того, чтобы дать им умиротворение ума». Прабхупада спросил: «Ты, правда, так сказал?» Я подумал: «Ой, может, я зря сказал», но ответил: «Да, я так и сказал». — «Ты так сказал?» — «Да». И Прабхупада сказал: «Вот это — проповедь! Вот это — сознание Кришны!»

#00:49:45#

сам̇са̄ра-да̄ва̄нала-лӣд̣ха-лока-
тра̄н̣а̄йа ка̄рун̣йа-гхана̄гханатвам
пра̄птасйа калйа̄н̣а-гун̣а̄рн̣авасйа…[4]

Как в этой песне поется: мы увидели собственными глазами, как огромный фонтан милости пролился на нас. Если вы хотя бы в малейшей, в совсем небольшой степени сумеете заниматься проповедью сознания Кришны другим, то вы получаете Его полные благословения.

#00:50:38#

Когда Шрила Прабхупада приплыл в Америку, он был уже в порту, но на берег еще не пускали на протяжении нескольких дней, в это время на борту корабля он написал две поэмы. Одна называется «Маркине-Бхагавата-дхарма» (проповедь бхагавата-дхармы в Америке).

#00:51:05#

ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣ш̣н̣ах̣,
пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣
хр̣дй антах̣ стхо хй абхадра̄н̣и,
видхуноти сухр̣т сата̄м

наш̣т̣а-пра̄йеш̣в абхадреш̣у,
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе,
бхактир бхавати наиш̣т̣хикӣ

тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣,
ка̄ма-лобха̄дайаш́ ча йе
чета этаир ана̄виддхам̇
стхитам̇ саттве прасӣдати[5]

#00:51:40#

Прабхупада, произнося эти стихи, иногда говорил так, как будто бы он наслаждается каким-то нектаром. Итак, Шрила Прабхупада, находясь на борту корабля, описывает жизнь в западном мире, как люди живут в Америке, цитируя при этом слова Прахлады Махараджа и других. Позже, когда он снова вернулся в Америку (на двухсотлетие Америки), его ученики читали в его присутствии ему его же две поэмы, написанные на корабле, и Прабхупада, слушая их, задал такой вопрос: «Казалось бы, откуда я мог знать, какова жизнь в Америке, ведь в то время я в Америке еще не бывал?» Это была одна из молитв, одна из поэм, в конце которой он говорит: «Кришна, наверняка Ты привез меня сюда не просто так. Если Ты хочешь, чтоб я танцевал, то, о Господь, заставь меня танцевать! О Господь, заставь меня танцевать».

#00:53:22#

Итак, под звуки мриданги и каратал он начал движение сознания Кришны. Но в завершение он написал и вторую молитву, и это — его внутренняя молитва. Он чувствует разлуку с Кришной, он знает, что ему нужно исполнить это служение в этом мире. Шрила Гуру Махарадж раскрыл, объяснил эти вещи — это невероятно изящно. Мы считаем, что Гуру — представитель Радхарани. Прабхупада получил указания своего Гуру, Шрилы Сарасвати Тхакура, распространить сознание Кришны по всему миру, и в своей молитве Шрила Прабхупада обращается к Кришне, говоря: «Радхарани дала мне кое-какую севу, и я чувствую, что я совершенно не способен выполнить эту севу, но Ты, Кришна, способен на все. Поэтому, — продолжает Шрила Прабхупада, — если Ты поможешь мне исполнить это служение Шримати Радхарани, тогда Она будет довольна Тобою, Она будет счастлива, и тогда Ты окажешься в Ее обществе».

#00:55:36#

Таким образом Шрила Прабхупада задействовал Кришну в служении, но очень сладостным, неотразимым образом. В своей молитве он обращается к Кришне: «Мой дорогой брат». И в своей молитве он также говорит: «Когда эта сева будет завершена, мы снова будем играть и баловаться в лесах Вриндавана, но, — он пишет, — сегодня я чувствовал такую разлуку с Тобой, что я заплакал». Сегодня — день явления Шрилы Прабхупады, но сегодня же — праздник Нандотсав.

#00:56:53#

Несколько лет назад наш дорогой брат — Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж, ученик Шрилы Прабхупады, Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, — также был здесь на подобном же фестивале и рассказывал о славе Шрилы Прабхупады, повторяя кое-что из того, что он слышал от Шрилы Гурудева. Сиддханти Махарадж рассказал, что однажды, в подобный же день, в этот же праздник, в Будапеште в Венгрии Шрила Гурудев давал лекцию и рассказал нечто совершенно уникальное, неповторимое. Гурудев тогда рассказал: разумеется, после рождения Кришны множество друзей Нанды и Яшоды, обитателей Вриндавана, приходят к ним в гости, приходят в дом Нанды Махараджа, нанда-бхаван, принося свои дары в честь рождения младенца.

#00:58:21#

Гурудев объясняет: тогда Свами Махарадж в своем духовном облике, в своем духовном «я» в высшем мире также пришел как один из гостей в этот день поздравить с рождением Кришны. А Кришна, указывая на него, сказал: «Мне пришло столь много подарков, Мне столь много подарили. Кто поможет Мне раздать все это богатство?» И Шрила Свами Махарадж Прабхупада вызвался добровольцем: «Я распространю сокровища Кришны всему миру!»

#00:59:18#

Это — высочайший комплимент, который можно адресовать ему, и он заслужил его. Наконец, можно сказать, что Кришна лично ответил Шриле Прабхупаде на его служение, на все его усилия в 76-м году в одном особенном жесте благословения и славы. Прабхупада иногда говорил, что он въехал в Америку, как «никому не нужный нищий по имени Бхактиведанта с десятью долларами в кармане». Но потом родилось и развилось все движение сознания Кришны, «взрыв Харе Кришна».

#01:00:38#

В 76-м году была организована Ратха-ятра на Манхэттене, в самом сердце города Нью-Йорка. Шрила Прабхупада был мастером пропаганды, поэтому он говорил так: «Нью-Йорк — самый важный город в мире, Пятая авеню — самая важная улица в городе, и на этой улице мы проводим свой праздник».

#01:01:24#

Итак, в этот день движение на этой улице — на самой занятой, центральной улице Нью-Йорка, на Пятой авеню — было перекрыто. Полиция контролировала это. И там были пущены колесницы Баладевы, Субхадры и Балабхадры, и Шрила Прабхупада сидел на колеснице Субхадры.

Джай Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки ки ки джай!

Шрила Прабхупада ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Ашутош Кришна Прабху: Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[2] «Кришна сравнивается с солнечным светом, а майя — с тьмой. Там, где светит солнце, нет тьмы. Как только человек обращается к сознанию Кришны, тьма иллюзии [влияние внешней энергии] мгновенно рассеивается» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.31).

[3] «Цвет Его кожи золотистый, и все Его тело своим сиянием напоминает расплавленное золото. Все члены Его тела идеально прекрасны и умащены сандаловой пастой. Отрекшись от мира, Господь всегда невозмутим. Он верен Своему предназначению и постоянно повторяет мантру Харе Кришна. Философия дуализма — Его нерушимое кредо, а умиротворенность — неизменное состояние» (цитата из «Вишну-сахасра-нама-стотры», раздела «Махабхараты»; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 3.49; Мадхья-лила, 6.104; 10.170).

[4] Сам̇са̄ра-да̄ва̄нала-лӣд̣ха-лока-тра̄н̣а̄йа ка̄рун̣йа-гхана̄гханатвам / пра̄птасйа калйа̄н̣а-гун̣а̄рн̣авасйа ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, океану благих качеств. Ради спасения всех живых существ — достойных и недостойных, — страдающих в пожаре материального мира, он, подобно дождевой туче, проливает потоки сострадания» (Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», 1).

[5] «Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного — очищает сердце преданного от стремления к мирским наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Благодаря регулярному посещению лекций по „Бхагаватам“ и служению чистому преданному, все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью устраняется, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества — похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.17–19).

 



←  «Нандотсава и день явления Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1 сентября 2002 года. Говардхан, Индия ·• Архив новостей •· «Шри Нандотсав». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 21 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 44.7 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Явление Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

(11 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Как мы уже говорили, все, кто так или иначе связан с движением сознания Кришны, находятся в долгу перед Его Божественной Милостью Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, в особенности те, кто связан со Шри Чайтанья Сарасват Матхом, — те, кто, следуя наставлению Шрилы Прабхупады, приняли руководство Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева.

Здесь видно и даже слышно много маленьких детей. Шрила Прабхупада рассказывал также о своей семье.

#00:01:18#

Его отец Гоур Мохан Дэ и его мама были преданными Махапрабху. Интересно, что матушка Шрилы Прабхупады всякий раз, когда приходил садху (святой человек) в их дом, просила его: «Пожалуйста, благословите нашего сына, чтобы он стал преданным Шримати Радхарани». Исполнилось ли ее желание?

#00:02:00#

Он был божественным ребенком с самого начала. Иногда с Прабхупадой разговаривали журналисты, брали у него интервью (разумеется, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Сарасвати Тхакур отвечали на такие вопросы иначе, но Шрила Свами Махарадж был в иной ситуации в контексте проповеди на Западе), и однажды журналист спросил его: «Скажите, а когда вы осознали Бога?» Он ответил: «Когда мне было пять лет». Не задумываясь ни на секунду: «Когда мне было пять лет».

#00:02:55#

А еще как-то спросили: «А в чем смысл жизни?» И поскольку мы были «рождены» и «выращены» в ИСККОН, то в нашем ДНК, в самом нашем костном мозге уже запрограммированы ответы на эти вопросы: «Смысл жизни в самоосознании, в том, чтобы осознать Бога, обрести любовь к Богу». Все это — правильные ответы. Но однажды, когда ему задали тот же вопрос («В чем смысл жизни?»), Прабхупада ответил: «В наслаждении!»

#00:03:40#

Все были поражены. Удивились не столько журналисты, сколько преданные. Драматическая пауза. И после он продолжил: «Проблема в том, что сейчас мы не наслаждаемся». Шрила Прабхупада умел говорить, казалось бы, очень простые вещи, но в то же время эти слова были необычайно глубоки, поскольку он глубоко осознавал то, что говорил.

#00:04:34#

Иногда мы повторяем вслед за ним эти слова, и из наших уст эти слова кажутся тарабарщиной, бессмыслицей. Но когда он произносит те же самые слова, то в его словах чувствуется, ощущается глубочайший, сильнейший смысл.

#00:05:19#

Однажды Шрила Прабхупада давал лекцию в Кришна-Баларама-мандире, это было во Вриндаване летом. Лето во Вриндаване бывает необычайно жарким. В это время как раз все мучились от жары, преданные пытались включить вентилятор. И Прабхупада сказал на лекции: «Итак, мы все страдаем». И все закивали: «Да-да, совершенно верно — такая жара, так страдаем!» Каждое слово, что он произносил, было пропитано такой глубиной, такой правдивостью, что эти слова отзывались в вашем сердце. Они сотрясали вас до глубины. Вы чувствовали, что в них — истина.

#00:06:26#

Мы собственными глазами видели, как играют некоторые дети в Бенгалии. В то время, когда в Пури происходит Джаганнатха Ратха-ятра, у них проводится своя маленькая Ратха-ятра. Они создают небольшие колесницы с божествами, обычно везут их из дома к храму, к матху, объезжают его несколько раз вокруг и едут домой. Но некоторые дети более методичные в своем подходе, и Шрила Прабхупада был именно таким ребенком. Его колесница на Ратха-ятре всегда была очень хорошо сделана, очень красиво, и он обязательно задействовал и других детей в этом празднике. Он давал задания.

#00:07:32#

Он говорил: «Ты будешь пандой, будешь отбивать этот ритм. Ты будешь раздавать прасадам. Ты будешь делать еще что-то, а ты будешь тянуть колесницу», и прочее. И так его божественные игры постепенно, поэтапно раскрывались. Все они развивались в направлении распространения сознания Кришны другим. Все это происходило во времена движения Махатмы Ганди — борьбы Индии за независимость.

#00:08:40#

Когда Прабхупада впервые встретился со своим Гуру, Сарасвати Тхакуром, то, по его собственным словам, он был сторонником идеи, что сперва Индия должна завоевать независимость. Он говорил: «Если мы не обретем независимость, то кто будет всерьез воспринимать эти слова, это послание Махапрабху? Поэтому я считаю, что сперва Индия должна стать независимой, а потом — духовная проповедь. Но, — продолжал он, — я был побежден Шрилой Сарасвати Тхакуром, и это было естественное поражение: Гуру побеждает ученика». Сарасвати Тхакур убедил Прабхупаду в неотложности, срочности распространения сознания Кришны сейчас же. Гаудия-матх — революционное движение.

#00:09:43#

сарва-дхарма̄н паритйаджйа,
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа...[1]

Оставь все и немедленно прыгай, иди вперед, совершай этот прыжок сейчас, немедленно. В то время Прабхупада жил еще семейной жизнью, его звали Абхай Чаран, и, продолжая работать в своей аптеке, он иногда размышлял, в уме его возникала эта картина, эти образы: «Я встретил такого удивительного садху, Сарасвати Тхакура». По собственному признанию Шрилы Прабхупады, всего он встречался с Сарасвати Тхакуром, быть может, десять раз. Но Сарасвати Тхакур говорил ему: «Я хочу, чтобы ты распространял идею сознания Кришны в англоговорящих странах». И до того, как Шрила Сарасвати Тхакур оставил этот мир, он говорил: «Мы не привезли это движение в Америку».

#00:11:49#

Шрила Гурудев (Шрила Говинда Махарадж) рассказывает о временах, когда Шрила Прабхупада был семейным человеком, домохозяином, носил белые одежды. Гурудев в то время был юным брахмачари, быть может, семнадцати лет. В то время Шрила Прабхупада устраивал проповеднические программы, но устраивал их каким образом? Почетное сиденье, почетное место он отводил Гурудеву, поскольку он был брахмачари, одетым в шафран, и тот читал священные писания, а потом Шрила Прабхупада, сидящий рядом, начинал комментировать, давать пояснения.

#00:12:32#

Мы знаем о Шриле Прабхупаде, что его манеры и речи выдают в нем аристократа. Поэтому, когда Шрила Гуру Махарадж отправил Шрилу Гурудева к Шриле Прабхупаде, чтобы тот жил вместе с ним, обычно Шрила Прабхупада в то время ел на завтрак пури, немного алу-дхамы или сабджи, он предлагал эти пури и сабджи Говинде Махараджу ( то время его звали Гауренду): «Гауренду, покушайте!» Но Гурудев (в то время Гауренду Брахмачари) отвечал: «Нет, лучше я буду есть мури, дутый рис». И он [Шрила Говинда Махарадж] говорил, что Свами Махарадж отвечал так: «Есть мури — только обманывать свой живот». Ему нравилась еда, приготовленная на гхи, на топленом масле. Не растительном масле, а гхи. От него мы узнали о славе гхи.

#00:14:06#

Он начал печатать журнал “Back to Godhead”, «Назад к Богу».

кр̣ш̣н̣а — сӯрйа-сама; ма̄йа̄ хайа андхака̄ра
йа̄ха̄н̇ кр̣ш̣н̣а, та̄ха̄н̇ на̄хи ма̄йа̄ра адхика̄ра[2]

Там была шлока из «Чаритамриты», которая гласит: Бог подобен свету, а материализм подобен тьме; где присутствует Господь, там не может быть тьмы невежества.

#00:14:53#

Сарасвати Тхакур приходил к Прабхупаде во сне и говорил «Выходи! Выходи!», подразумевая: «Выходи из семейной жизни, прими санньясу». Прабхупада, рассказывая об этом, говорит: «Я тогда подумал: о, как это ужасно». Игра слов: не Харибол, а «хорибл» [horrible], звучит очень похоже: «как это ужасно». Итак, как же перейти от horrible, «ужасно», к Харибол? Как говорил Прабхупада: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы».

#00:16:09#

Сестра Шрилы Прабхупады — обычно мы с любовью называли ее Пишима — получила первое посвящение у Сарасвати Тхакура, второе посвящение у Бхакти Саранги Госвами Махараджа, и часто обращалась к своему брату, к Шриле Прабхупаде: «Прабху, пожалуйста, оставьте все эти семейные дела. Это не для вас. Вы предназначены для проповеди. Мы позаботимся обо всем, вы проповедуйте».

#00:16:38#

Однажды на крыше бомбейского храма ИСККОН Шрила Прабхупада вспоминал эти времена. Он сидел, читал джапу и вспоминал: «Я позаботился о том, чтобы устроить хорошие браки для моих детей, но моя супруга их не одобрила. И тогда, — продолжал он, — я сказал: да катитесь вы все к черту». Мы все про себя думали: «Ура! Джай!» Он рассказывал все, как оно есть. Это его подход — как оно есть.

#00:17:37#

Итак, он оставил семейную жизнь и в статусе ванапрастхи отправился во Вриндаван. «И, — говорил он, — теперь, когда у меня не осталось ни копейки, я никому не был нужен». В открытке, адресованной Шриле Гуру Махараджу, он написал: «Я чувствую глубокое отвращение ко всей человеческой цивилизации. Даже животные более дружелюбны ко мне».

#00:18:28#

В одной из своих поэм он написал: «Все, что осталось от моей прошлой семейной жизни, — это длинный список имен». Затем он принял санньясу и стал известен как А. Ч. Бхактиведанта Свами и поселился в храме Дживы Госвами «Радха-Дамодар» в Сева-кундже во Вриндаване. Там он начал работать над своими комментариями к «Шримад-Бхагаватам». Он был настолько беден, что даже бумагу покупал не чистую, а уже отпечатанную с одной стороны. Видите ли, в Индии ничего не выбрасывают. В Индии начали заботиться об экологии до того, как было придумано слово «экология».

#00:19:46#

Итак, Прабхупада использовал оставшуюся чистую сторону этой бумаги и на ней на машинке печатал свои переводы «Бхагаватам». Я видел эти оригинальные листы бумаги своими глазами в его архиве. Мы думали: «Все, что здесь, должно быть важно». Но я видел, что на обороте — что-то непонятное. Я подумал: «Что это такое?» Потом я понял: там ничего важного, просто такая бумага (отпечатанная с одной стороны) была дешевле.

Он просил Шримати Морарджи, владелицу судоходной компании, чтобы она позволила ему отправиться в Америку на ее пароходе. Но она не хотела давать ему это место, размышляя таким образом: «Это очень трудное путешествие, ведь это путешествие — на грузовом, коммерческом пароходе, не пассажирском, комфортабельном лайнере. Это путешествие занимает целых тридцать дней. А что, если он, пожилой садху, не выживет, не перенесет трудностей этого путешествия? Тогда смерть садху будет на моей совести». Поэтому она всячески пыталась как-то мягко отказать ему.

#00:21:54#

Наконец она уступила. Прабхупада отправился. Посреди океана в середине путешествия он пережил два сердечных приступа. Он делает следующее наблюдение в своем дневнике: если бы океан вел себя как обычно, то он бы не выжил в этом путешествии. Шрила Прабхупада тогда пишет, что в этот момент, в это время он освободил себя от любых желаний, от любых стремлений, кроме только одного желания: желания исполнить волю своего Гурудева — распространить сознание Кришны. Он возложил себя на алтарь самопожертвования Кришне. Он пишет в своем дневнике: «Только для этого я пустился в это путешествие: исполнить наставления моего Гуру».

#00:21:54#

Шрила Гуру Махарадж объясняет: подобного рода смирение, подобного рода чувство негативности в отношении себя призвали высшую силу, которая низошла на Шрилу Прабхупаду и стала помогать ему. Поэтому Гуру Махарадж сказал, что Прабхупада — шакти-авеша-аватара. У него [у Шридхара Махараджа] была особая нежность, привязанность к нему и к его семейной линии. Откуда же он черпал силы? Он пишет в своем дневнике: «Ежедневно я открываю „Чайтанья-чаритамриту“ и черпаю оттуда поддержку, наслаждаюсь нектаром ее повествований, и это — единственный источник моей жизни. Поэтому сейчас я нахожусь в полной зависимости от моих повелителей: Радхи-Говинды, Радхи-Мадана-Мохана, Радхи-Дамодара. Я остро переживаю разлуку с Ними, будучи так далеко от Вриндавана».

#00:25:12#

В то время, когда он пережил эти два сердечных приступа, в его дневнике видно, что страницы, соответствующие этим дням, просто перечеркнуты — один большой росчерк перечеркивает страницу. Но Кришна пришел к Прабхупаде во сне и сказал: «Абхай, не бойся! Отныне Я беру на Себя управление этим пароходом».

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:25:59#

А капитан в это же время записал в своем дневнике: «Океан совершенно спокоен. Его поверхность подобна глади пруда. Я никогда за все время своих плаваний, за 50 лет, не видел столь спокойного океана». Прабхупада в один день пишет в своем дневнике: «Сегодня я приготовил немного бати-чатчари, и теперь я чувствую себя намного лучше. Бати-чатчари — это что-то вроде индийской закуски, индийская легкая пища, легкая в приготовлении — особо поджаренная картошка. [Манас Кришна Прабху добавляет: «Наверняка там не обошлось без горчичного масла».] И это совершенная правда. Блюдо не может по праву называться бати-чатчари, если в нем нет горчичного масла. Где бы ни появлялся Шрила Прабхупада, там появлялся легкий аромат горчичного масла. Его кожа приобрела полупрозрачный золотой оттенок — как горчичное масло, только золотая. Он сам стал золотым — внутри и внешне.

#00:27:43#

суварн̣а-варн̣о хема̄н̇го, вара̄н̇гаш́ чандана̄н̇гадӣ
саннйа̄са-кр̣ч чхамах̣ ш́а̄нто, ниш̣т̣ха̄-ш́а̄нти-пара̄йан̣ах̣[3]

Эта шлока из «Вишну-сахасра-намы». Эти слова тайным, зашифрованным образом указывают на явление Шри Чайтаньи Махапрабху. Но кто сумел исполнить предсказание Шри Чайтаньи о том, что в каждом городе и деревне будут прославляться имена Шри Чайтаньи? Не кто иной, как Шрила Прабхупада. Поэтому, если мы взглянем на эту же шлоку с другой точки зрения, то мы увидим ее в ином свете. Основываясь на том, что мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа и других возвышенных вайшнавов, суварн̣а-варн̣о можно также трактовать, как «торговцы золотом». Ведь Прабхупада родился именно в этой линии, в этой семье: семья Малликов, семья Дэ из Калькутты — они были богатыми торговцами. Само его тело выглядело золотым, весь в чандане. На божественном облике Шрилы Прабхупады было так много чанданы, что просто поверить было трудно. Чандана — это паста сандалового дерева, смешенная с шафраном и розовой водой. Каждый день ученики помещали такую пасту на божественный лоб Шрилы Прабхупады. Такая паста охлаждает. Я думаю, что одна из причин того, что они помещали эту пасту на него, была в том, что он «горел», он «горел» круглые сутки.

#00:30:42#

Когда все преданные ложились спать, Шрила Прабхупада еще не ложился, но всю ночь занимался дальнейшим переводом «Бхагаватам». Однажды в Дели мне довелось дежурить ночь. Обычно кто-то должен был дежурить ночью на случай, если Прабхупаде что-то понадобится. В 2:30 ночи он позвонил в колокольчик, позвал меня. Я слышал, что до этого он все время продолжал работу, все время щелкал у него диктофон — он продолжал работу над переводом седьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Он позвал меня в комнату, чтобы выключить вентилятор. Я посмотрел на стену, где был переключатель — там было, может быть, сто переключателей от всяких вентиляторов, лампочек — как это бывает в Индии. Я посмотрел на это и подумал: «Я точно не хочу стать человеком, который прервет работу Шрилы Прабхупады над переводом „Шримад-Бхагаватам“». Я начал произвольно включать и выключать эти выключатели. Итак, я посмотрел на Шрилу Прабхупаду с умоляющим выражением лица: «Помогите!» Шрила Прабхупада на секунду оторвался от диктофона, показал рукой, в этот же момент моя рука дернулась по его указанию, и я нажал на правильный выключатель. Мое сердце готово было вырваться из груди. Но Прабхупада был очень добрым, смиренным, не требовал многого.

#00:33:12#

Разумеется, все его ученики фантазировали или мечтали о том, чтобы стать его слугой, послужить лично Шриле Прабхупаде. Но иногда тебя зовут к этому. Однажды Шрила Прабхупада приехал в Нью-Йорк, остановился в своей комнате, и в какой-то период времени — так получилось — у него не было личного слуги. По другую сторону стены жила тысяча преданных, то есть вся община, все движение — с одной стороны (там тысяча преданных), а по другую сторону — Шрила Прабхупада, там тишина и покой.

#00:34:24#

Так же, как многие присутствующие здесь сидят на полу, так и Шрила Прабхупада сидел на очень низкой асане, фактически на небольшом коврике. Перед ним был низенький столик, а я сидел по другую сторону. Итак, Шрила Прабхупада принимал прасадам, сидя буквально напротив меня. Он не был в состоянии понять, что это за блюдо, по крайней мере, некоторые из блюд на тарелке. Это индийские блюда, но приготовленные западными людьми. Там были разные самосы, качори и другие блюда.

#00:35:09#

Иногда, пробуя блюдо, он спрашивал: «А кто это приготовил?», и так получилось, что я как раз знал, кто что приготовил. Я знал, что есть у него один ученик по имени Шридам. Я говорил: «Вот это приготовил Шридам». Когда он находил что-то, что ему очень нравилось, то оказывалось, что это приготовил Шридам. Когда я третий раз упомянул имя Шридам, Прабхупада сказал: «Шридам — очень хороший повар, потому что я его научил». Он узнал этот вкус. После того, как Шрила Прабхупада закончил принимать прасадам, он сказал: «Мне нужна зубочистка». Я как раз знал, где зубочистки. Я предложил дандаваты. Но по другую сторону двери собрались сотни преданных и все жаждали узнать: «Ну как? Какие новости? Что случилось?» Я думал, что, может быть, у меня есть какие-то новости. А что, если я все это выдумал, что, если на самом деле мне все это привиделось?

#00:36:53#

Я не был уверен, что сказать. Итак, когда я открыл дверь, и все эти сотни преданных смотрели на меня, ожидая новостей, спрашивая: «Ну как? Что случилось?», я пытался сыграть покрасивее, я так драматично развернулся и сказал: «Прабхупаде нужна зубочистка!» И все преданные закричали, все преданные бросились на все четыре стороны света в поисках зубочистки. Я бросился на второй этаж, я думал, что там есть зубочистки — там они и были. Потом я подумал: «Что, просто принесу зубочистку? Одну зубочистку? Это как-то неправильно. Может, всю коробочку?» И я взял штук двадцать. Нас научили: никогда не предлагай того, что не было помыто. Я помыл их под холодной водой, подумал: «Ой, что-то нехорошо», — начал стрясать с них воду. Бросился вниз по лестнице — там преданные все еще бегали, отскакивая от стенок.

#00:38:52#

Итак, я перед дверью. Не желая являться перед Прабхупадой запыхавшимся, я постарался отдышаться, сделать несколько глубоких вдохов. Я вошел к Прабхупаде, предложил ему эти зубочистки на ладони. Он выбрал одну и спросил, задумавшись: «А почему вы принесли так много?» Я сказал: «На завтра?» Он ответил: «Да». Он был очень добр и в высшей степени терпелив.

#00:39:52#

Когда он был в Дели, то в то время он часто отправлялся на утренние прогулки в место, которое называли Лоди. Это пруд, и маленькая дорожка настолько узенькая, что идти можно только по одному. Однажды, гуляя, Шрила Прабхупада, проходя по этой тропинке мимо цветочного куста, сорвал оттуда два цветка, заложил их себе за уши и продолжил шествовать со своей тростью, высоко подняв голову. А все мы, следовавшие за ним, набросились на этот куст, оборвали цветы и так же засунули их себе за уши, потому что все, что он делал, мы бесстыдно копировали. Вероятно, мы отвечаем за большую часть продаж напитков компании 7UP, потому что Прабхупада пил 7UP. На самом деле он хотел купить «Линку». Однажды, вернувшись в Индию, когда он снова попробовал «Линку» — то, что есть только в Индии, — он сказал: «Ну, на вкус это лучше, чем 7o’clock (чем семь часов)».

#00:42:00#

И в тот раз Шрила Прабхупада шествовал впереди с цветами за ушами, а мы все шествовали за ним с цветами, также заложенными за наши уши. Это выглядело, как будто бы [шла] мама-лебедь, а за ней — много маленьких лебедят, или парамахамса, а за ним — много маленьких хамс. [Я не отвечаю за все свои слова.]

#00:42:52#

Наконец он решил остановиться на одной полянке в лесу, и мы подумали: «О, как это удивительно: как в древние времена в Тапаване, в лесу, учитель в окружении своих учеников». Все вокруг было просто великолепно. Это было раннее утро в Нью-Дели. Аристократы в это время там же совершали свою утреннюю прогулку. Прабхупада увидел человека, которого он, казалось бы, узнал. Следует еще заметить, что этим утром Шрила Прабхупада не говорил. Иногда по утрам на таких прогулках Прабхупада был разговорчив, но обычно не в Индии, не в этом месте. Этим утром он не говорил ни слова. Он увидел одного человека и сказал: «Кажется, я знаю одного из них». — И снова погрузился в молчание.

#00:44:00#

Я подумал: «Кажется, он хотел поговорить с ними». Мы все в это время повторяли джапу. Я предложил свои дандаваты и бросился за теми двумя людьми, которые в этот момент уже уходили прочь. Я сказал им: «Джентльмены, мой Гуру Махарадж знает одного из вас!» Один из них сказал: «Да, в пандале в Дели я получил его даршан», а другой джентльмен сказал: «Да, я был связан [с ним] по бизнесу. Я занимался производством и продажами бумаги». Затем они задали свой вопрос: «Скажите, а зачем вы приехали в Индию? Обрести умиротворение в уме?» В этот момент моя рука была в мешочке для четок, и именно в это время Шрила Прабхупада переводил седьмую песнь «Шримад-Бхагаватам», «Прахлада-чариту», где Прахлада говорит: «У меня у самого нет проблем, я могу повторять Имя Кришны, но, видя других, их положение, я волнуюсь, переживаю, что люди страдают».

#00:45:55#

В это время все лекции Шрилы Прабхупады также касались этой темы, поэтому я сказал: «У меня нет никаких проблем. Видите, я повторяю Имя Кришны на четках, но я приехал в Индию для того, чтобы дать вам умиротворение ума». Они были настоящими джентльменами, поэтому сказали: «О, баба!» На самом деле им понравилось. Я вернулся к Прабхупаде, он сидел там все такой же серьезный и молчаливый и ждал отчета. Я сказал: «Один джентльмен сказал, что он получил ваш даршан в пандале в Дели». Прабхупада сказал: «Нет, не тот». — «А другой рассказал, что он занимается покупкой бумаги, издательством». Он сказал: «Да-да, тот самый». Тогда я понял, что этот человек печатает «Шримад-Бхагаватам» — та самая проповедь бхагавата-дхармы в Америке, то, что Прабхупада привез в Америку с собой. Но Прабхупада снова погрузился в молчание.

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:47:43#

Я задумался: следует ли рассказывать Шриле Прабхупаде остальную часть беседы? Я спросил: «Шрила Прабхупада! — Он посмотрел с таким выражением лица: уж лучше расскажи мне что-то хорошее. — Они спросили меня, зачем я приехал в Индию». Прабхупада лично организовал визы для всех участников нашей группы, он добивался какой-то цели. Итак, я сказал: «Они спросили меня, зачем я приехал в Индию». — Шрила Прабхупада шире открыл глаза. Я продолжил: «Они спросили меня, приехал ли я в Индию, чтобы приобрести умиротворение в уме». Глаза Шрилы Прабхупады стали очень большими. Я продолжил: «Ну, я вспомнил ваши наставления, лекции о Прахладе Махарадже, что мы повторяем Имя Кришны, у нас нет никаких проблем, но мы приехали в Индию для того, чтобы дать им умиротворение ума». Прабхупада спросил: «Ты, правда, так сказал?» Я подумал: «Ой, может, я зря сказал», но ответил: «Да, я так и сказал». — «Ты так сказал?» — «Да». И Прабхупада сказал: «Вот это — проповедь! Вот это — сознание Кришны!»

#00:49:45#

сам̇са̄ра-да̄ва̄нала-лӣд̣ха-лока-
тра̄н̣а̄йа ка̄рун̣йа-гхана̄гханатвам
пра̄птасйа калйа̄н̣а-гун̣а̄рн̣авасйа…[4]

Как в этой песне поется: мы увидели собственными глазами, как огромный фонтан милости пролился на нас. Если вы хотя бы в малейшей, в совсем небольшой степени сумеете заниматься проповедью сознания Кришны другим, то вы получаете Его полные благословения.

#00:50:38#

Когда Шрила Прабхупада приплыл в Америку, он был уже в порту, но на берег еще не пускали на протяжении нескольких дней, в это время на борту корабля он написал две поэмы. Одна называется «Маркине-Бхагавата-дхарма» (проповедь бхагавата-дхармы в Америке).

#00:51:05#

ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣ш̣н̣ах̣,
пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣
хр̣дй антах̣ стхо хй абхадра̄н̣и,
видхуноти сухр̣т сата̄м

наш̣т̣а-пра̄йеш̣в абхадреш̣у,
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе,
бхактир бхавати наиш̣т̣хикӣ

тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣,
ка̄ма-лобха̄дайаш́ ча йе
чета этаир ана̄виддхам̇
стхитам̇ саттве прасӣдати[5]

#00:51:40#

Прабхупада, произнося эти стихи, иногда говорил так, как будто бы он наслаждается каким-то нектаром. Итак, Шрила Прабхупада, находясь на борту корабля, описывает жизнь в западном мире, как люди живут в Америке, цитируя при этом слова Прахлады Махараджа и других. Позже, когда он снова вернулся в Америку (на двухсотлетие Америки), его ученики читали в его присутствии ему его же две поэмы, написанные на корабле, и Прабхупада, слушая их, задал такой вопрос: «Казалось бы, откуда я мог знать, какова жизнь в Америке, ведь в то время я в Америке еще не бывал?» Это была одна из молитв, одна из поэм, в конце которой он говорит: «Кришна, наверняка Ты привез меня сюда не просто так. Если Ты хочешь, чтоб я танцевал, то, о Господь, заставь меня танцевать! О Господь, заставь меня танцевать».

#00:53:22#

Итак, под звуки мриданги и каратал он начал движение сознания Кришны. Но в завершение он написал и вторую молитву, и это — его внутренняя молитва. Он чувствует разлуку с Кришной, он знает, что ему нужно исполнить это служение в этом мире. Шрила Гуру Махарадж раскрыл, объяснил эти вещи — это невероятно изящно. Мы считаем, что Гуру — представитель Радхарани. Прабхупада получил указания своего Гуру, Шрилы Сарасвати Тхакура, распространить сознание Кришны по всему миру, и в своей молитве Шрила Прабхупада обращается к Кришне, говоря: «Радхарани дала мне кое-какую севу, и я чувствую, что я совершенно не способен выполнить эту севу, но Ты, Кришна, способен на все. Поэтому, — продолжает Шрила Прабхупада, — если Ты поможешь мне исполнить это служение Шримати Радхарани, тогда Она будет довольна Тобою, Она будет счастлива, и тогда Ты окажешься в Ее обществе».

#00:55:36#

Таким образом Шрила Прабхупада задействовал Кришну в служении, но очень сладостным, неотразимым образом. В своей молитве он обращается к Кришне: «Мой дорогой брат». И в своей молитве он также говорит: «Когда эта сева будет завершена, мы снова будем играть и баловаться в лесах Вриндавана, но, — он пишет, — сегодня я чувствовал такую разлуку с Тобой, что я заплакал». Сегодня — день явления Шрилы Прабхупады, но сегодня же — праздник Нандотсав.

#00:56:53#

Несколько лет назад наш дорогой брат — Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж, ученик Шрилы Прабхупады, Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, — также был здесь на подобном же фестивале и рассказывал о славе Шрилы Прабхупады, повторяя кое-что из того, что он слышал от Шрилы Гурудева. Сиддханти Махарадж рассказал, что однажды, в подобный же день, в этот же праздник, в Будапеште в Венгрии Шрила Гурудев давал лекцию и рассказал нечто совершенно уникальное, неповторимое. Гурудев тогда рассказал: разумеется, после рождения Кришны множество друзей Нанды и Яшоды, обитателей Вриндавана, приходят к ним в гости, приходят в дом Нанды Махараджа, нанда-бхаван, принося свои дары в честь рождения младенца.

#00:58:21#

Гурудев объясняет: тогда Свами Махарадж в своем духовном облике, в своем духовном «я» в высшем мире также пришел как один из гостей в этот день поздравить с рождением Кришны. А Кришна, указывая на него, сказал: «Мне пришло столь много подарков, Мне столь много подарили. Кто поможет Мне раздать все это богатство?» И Шрила Свами Махарадж Прабхупада вызвался добровольцем: «Я распространю сокровища Кришны всему миру!»

#00:59:18#

Это — высочайший комплимент, который можно адресовать ему, и он заслужил его. Наконец, можно сказать, что Кришна лично ответил Шриле Прабхупаде на его служение, на все его усилия в 76-м году в одном особенном жесте благословения и славы. Прабхупада иногда говорил, что он въехал в Америку, как «никому не нужный нищий по имени Бхактиведанта с десятью долларами в кармане». Но потом родилось и развилось все движение сознания Кришны, «взрыв Харе Кришна».

#01:00:38#

В 76-м году была организована Ратха-ятра на Манхэттене, в самом сердце города Нью-Йорка. Шрила Прабхупада был мастером пропаганды, поэтому он говорил так: «Нью-Йорк — самый важный город в мире, Пятая авеню — самая важная улица в городе, и на этой улице мы проводим свой праздник».

#01:01:24#

Итак, в этот день движение на этой улице — на самой занятой, центральной улице Нью-Йорка, на Пятой авеню — было перекрыто. Полиция контролировала это. И там были пущены колесницы Баладевы, Субхадры и Балабхадры, и Шрила Прабхупада сидел на колеснице Субхадры.

Джай Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки ки ки джай!

Шрила Прабхупада ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Ашутош Кришна Прабху: Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[2] «Кришна сравнивается с солнечным светом, а майя — с тьмой. Там, где светит солнце, нет тьмы. Как только человек обращается к сознанию Кришны, тьма иллюзии [влияние внешней энергии] мгновенно рассеивается» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.31).

[3] «Цвет Его кожи золотистый, и все Его тело своим сиянием напоминает расплавленное золото. Все члены Его тела идеально прекрасны и умащены сандаловой пастой. Отрекшись от мира, Господь всегда невозмутим. Он верен Своему предназначению и постоянно повторяет мантру Харе Кришна. Философия дуализма — Его нерушимое кредо, а умиротворенность — неизменное состояние» (цитата из «Вишну-сахасра-нама-стотры», раздела «Махабхараты»; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 3.49; Мадхья-лила, 6.104; 10.170).

[4] Сам̇са̄ра-да̄ва̄нала-лӣд̣ха-лока-тра̄н̣а̄йа ка̄рун̣йа-гхана̄гханатвам / пра̄птасйа калйа̄н̣а-гун̣а̄рн̣авасйа ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, океану благих качеств. Ради спасения всех живых существ — достойных и недостойных, — страдающих в пожаре материального мира, он, подобно дождевой туче, проливает потоки сострадания» (Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», 1).

[5] «Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного — очищает сердце преданного от стремления к мирским наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Благодаря регулярному посещению лекций по „Бхагаватам“ и служению чистому преданному, все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью устраняется, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества — похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.17–19).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования