«Служение возвышенных вайшнавов» (часть 2). Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 13 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 11.20M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Служение возвышенных вайшнавов
(часть 2)

(13 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос таков: вы сказали, что преданный никогда не стремится принимать служение самого Господа, но в то же время мы видим, что душа вступает с Кришной в различные взаимоотношения, например: происходит же некий взаимообмен во взаимоотношениях дружбы? Что касается выражения, что преданный не принимает служения от Господа, оно относится только к дасья-расе, то есть к отношениям слуги и господина?

#00:00:43#

Джанардан Махарадж: Вы упомянули о сакхья-расе, о взаимоотношениях дружбы. Но кто является лидером в сакхья-расе? Кто заводила? Нитьянанда Прабху. Баларама или Нитьянанда-Рам и Его спутники, все эти мальчики в сакхья-расе.

#00:01:34#

Сначала мы рассмотрим Личность Баларамы. Каково Его настроение? Ранее Он являлся как Лакшман [в Рама-лиле]. Но когда Он был младшим братом Рамачандры, Он был немного несчастлив оттого, что был младшим, и поэтому не мог особенно много совершать служения Ему. Он только принимал Его наставления, как старшего брата. И если Рамачандра хотел куда-то отправиться, Лакшман следовал за Ним.

#00:02:41#

Когда Рамачандра отправился в ссылку, Лакшман также отправился за Ним. И Его сердце просто изнемогало от боли, когда Он видел, через какие аскезы приходится проходить Его Господу.

#00:03:08#

Но в случае, когда Они низошли как Кришна и Баларама, Он [Баларама] пришел как старший брат для того, чтобы теперь уж наиболее полно выразить то умонастроение служения, которым обладает.

#00:03:39#

Шрила Прабхупада упоминает это в своем комментарии: на самом деле все воплощения — будь то Баларама, Нитьянанда, Адвайта, — все Они обладают умонастроением служения Господу. Эти экспансии Господа — даже Они обладают подобным умонастроением, и к Ним применим такой термин — Верховная Личность Служения.

#00:04:28#

Даже сам Господь, как мы видим в случае с Махапрабху, обладает умонастроением служения. Во всех типах взаимоотношений слуги желают оказывать служение Господу их сердца и не хотят принимать ничего взамен.

#00:05:04#

Если мы посмотрим на другие духовные учения, то увидим, что люди, которые следуют этим учениям, которые исповедуют их, хотят что-то получить от Бога. То же самое мы видим в случае с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Хотя он сначала и был подвержен идее философии майявады, следуя учению Шанкарачарьи, он жаждал обрести мокшу, освобождение, имперсональное совершенство — растворение в Брахмане (на самом деле, идея освобождения в этом мире является самой высшей). Но когда он был обращен Махапрабху в вайшнавизм, он возненавидел идею освобождения, приняв идею «Шримад-Бхагаватам».

#00:05:04#

Он увидел, что в «Шримад-Бхагаватам» по отношению к Господу используется выражение «мукти-пада». Он захотел изменить его на «бхакти-пада», заявив: «У преданного слово „мукти“ вызывает раздражение». Однако Махапрабху возразил: «Нет, нет, не надо менять эти слова „мукти-пада“, потому что они указывают на Верховную Личность Бога, на Господа Кришну».

#00:05:04#

Как мы видим из этой истории, Сарвабхаума Бхаттачарья, который сначала был имперсоналистом, подверженным идее обретения освобождения, после обращения Махапрабху возненавидел эту идею, ему было противно даже слышать о ней. И он не желал принимать от Господа никакого служения, даже такого, как освобождение.

#00:08:36#

Господь Нитьянанда, который не отличен от Шри Баларамы, постоянно воспевал: «Покланяйтесь Гауранге, служите Гауранге, пойте имя Гауранги!»1 Он призывал всех к этому. Даже сам Господь являет умонастроение интенсивного служения, когда Он нисходит как Шри Чайтанья Махапрабху. Это умонастроение присутствует повсюду, им проникнуты все виды взаимоотношений. Даже если внешне кажется, что преданный принимает некое служение от Господа, на самом деле это происходит только для того, чтобы этим доставить удовольствие Господу.

#00:09:59#

Если мальчики-пастушки борются с Кришной или ездят у Него на плечах, то это только для того, чтобы доставить Ему удовольствие. Их умонастроение — не принимать какого-либо служения от Господа, просто таково их служение Ему. Они видят, что Кришна желает быть побежден Своим преданным. Какое же наслаждение от драки, когда ты все время выходишь победителем? Какую бы драку ни затеял, ты всегда побеждаешь — в этом нет наслаждения! Всегда хочется, чтобы была неопределенность, чтобы был дух соревнования: какая команда победит — кто слабей, а кто сильней?

#00:11:56#

Поэтому, когда мы видим, что Господь, допустим, носит кого-то у Себя на плечах или совершает что-нибудь подобное, это просто часть лилы. Так преданные служат Ему, но это не значит, что они принимают Его служение.

#00:12:21#

Таким образом, мы можем понять утверждение Шрилы Шридхара Махараджа о том, что Господь жаждет служить Своему преданному, но преданный не принимает [этого служения]. Возвышенный, чистый преданный никогда не принимает такого служения от Господа. Это означает, что это является возможностью для нас.

#00:12:55#

Мы видим, что наш дорогой учитель Шрила Говинда Махарадж — как раз такой возвышенный преданный. Даже у него самого настроение — всегда служить преданным, не служить Господу напрямую, а служить преданным. И поэтому он говорит: «Я подобен солнечной батарее — я подзаряжаюсь от моей встречи с преданными, от моего служения преданным». Таким образом, он подзаряжается энтузиазмом благодаря помощи своим ученикам — преданным, и он говорит: «На самом деле, я не считаю своих учеников своими учениками. Я чувствую, что это проявление моего учителя, Шрилы Гуру Махараджа, которые пришли, чтобы помочь мне в моей жизни». Таким образом, он видит каждого из нас связанным с его Гуру Махараджем.

#00:15:06#

Как мы видим, возвышенный преданный никогда не принимает служения Господа, и это уникальная возможность для нас — Господь желает служить Своему преданному, и если мы сможем оказать хотя бы самое незначительное служение такому преданному, то Господь будет очень рад, счастлив, и мы обретем великое духовное благо в нашей жизни.

#00:15:53#

Я был еще новичком, и, когда мы были в Индии, я задал Шриле Прабхупаде вопрос: «Сейчас вы уезжаете, а я остаюсь здесь, в Индии. Как я смогу понять, какие у нас взаимоотношения, как я смогу понять, что мы как-то соприкасаемся, поскольку я буду здесь, а вы будете там?»

#00:16:50#

[Шрила Прабхупада ответил:] «Ты не выполняешь никакого служения. То, что ты здесь будешь делать, — это мое служение. Это мое служение — мыть кастрюли и мыть полы. Но когда я провожу арати и прошу: „Дай мне, пожалуйста, веер“, [ты должен подать мне его]. Настроение должно быть таким — вы помогаете мне в служении».

#00:17:59#

На этот вопрос он ответил уникальным образом. На мой вопрос: «Как наши взаимоотношения могут установиться?», он ответил: «Все служение, которое приходит к тебе, — на самом деле это мое служение. Я просто прошу тебя помочь мне». Это очень замечательно.

#00:18:29#

Мы обычно используем слово «сева», «служение». Слово «сева» очень короткое. Мы с легкостью используем это слово, оно маленькое. Но на самом деле это очень большое слово, огромное. Что означает служение? Что такое сева? Севу совершает Гурудев. И если я смогу хотя бы как-то поучаствовать в его служении, и он примет это, то тогда это — большая удача, большое благо для меня.

(перейти к первой части)

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Бхаджа гаура̄н̇га, каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма.




←  «Посвящение в маха-мантру». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Истина откровения». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 11.7 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Служение возвышенных вайшнавов
(часть 2)

(13 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос таков: вы сказали, что преданный никогда не стремится принимать служение самого Господа, но в то же время мы видим, что душа вступает с Кришной в различные взаимоотношения, например: происходит же некий взаимообмен во взаимоотношениях дружбы? Что касается выражения, что преданный не принимает служения от Господа, оно относится только к дасья-расе, то есть к отношениям слуги и господина?

#00:00:43#

Джанардан Махарадж: Вы упомянули о сакхья-расе, о взаимоотношениях дружбы. Но кто является лидером в сакхья-расе? Кто заводила? Нитьянанда Прабху. Баларама или Нитьянанда-Рам и Его спутники, все эти мальчики в сакхья-расе.

#00:01:34#

Сначала мы рассмотрим Личность Баларамы. Каково Его настроение? Ранее Он являлся как Лакшман [в Рама-лиле]. Но когда Он был младшим братом Рамачандры, Он был немного несчастлив оттого, что был младшим, и поэтому не мог особенно много совершать служения Ему. Он только принимал Его наставления, как старшего брата. И если Рамачандра хотел куда-то отправиться, Лакшман следовал за Ним.

#00:02:41#

Когда Рамачандра отправился в ссылку, Лакшман также отправился за Ним. И Его сердце просто изнемогало от боли, когда Он видел, через какие аскезы приходится проходить Его Господу.

#00:03:08#

Но в случае, когда Они низошли как Кришна и Баларама, Он [Баларама] пришел как старший брат для того, чтобы теперь уж наиболее полно выразить то умонастроение служения, которым обладает.

#00:03:39#

Шрила Прабхупада упоминает это в своем комментарии: на самом деле все воплощения — будь то Баларама, Нитьянанда, Адвайта, — все Они обладают умонастроением служения Господу. Эти экспансии Господа — даже Они обладают подобным умонастроением, и к Ним применим такой термин — Верховная Личность Служения.

#00:04:28#

Даже сам Господь, как мы видим в случае с Махапрабху, обладает умонастроением служения. Во всех типах взаимоотношений слуги желают оказывать служение Господу их сердца и не хотят принимать ничего взамен.

#00:05:04#

Если мы посмотрим на другие духовные учения, то увидим, что люди, которые следуют этим учениям, которые исповедуют их, хотят что-то получить от Бога. То же самое мы видим в случае с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Хотя он сначала и был подвержен идее философии майявады, следуя учению Шанкарачарьи, он жаждал обрести мокшу, освобождение, имперсональное совершенство — растворение в Брахмане (на самом деле, идея освобождения в этом мире является самой высшей). Но когда он был обращен Махапрабху в вайшнавизм, он возненавидел идею освобождения, приняв идею «Шримад-Бхагаватам».

#00:05:04#

Он увидел, что в «Шримад-Бхагаватам» по отношению к Господу используется выражение «мукти-пада». Он захотел изменить его на «бхакти-пада», заявив: «У преданного слово „мукти“ вызывает раздражение». Однако Махапрабху возразил: «Нет, нет, не надо менять эти слова „мукти-пада“, потому что они указывают на Верховную Личность Бога, на Господа Кришну».

#00:05:04#

Как мы видим из этой истории, Сарвабхаума Бхаттачарья, который сначала был имперсоналистом, подверженным идее обретения освобождения, после обращения Махапрабху возненавидел эту идею, ему было противно даже слышать о ней. И он не желал принимать от Господа никакого служения, даже такого, как освобождение.

#00:08:36#

Господь Нитьянанда, который не отличен от Шри Баларамы, постоянно воспевал: «Покланяйтесь Гауранге, служите Гауранге, пойте имя Гауранги!»1 Он призывал всех к этому. Даже сам Господь являет умонастроение интенсивного служения, когда Он нисходит как Шри Чайтанья Махапрабху. Это умонастроение присутствует повсюду, им проникнуты все виды взаимоотношений. Даже если внешне кажется, что преданный принимает некое служение от Господа, на самом деле это происходит только для того, чтобы этим доставить удовольствие Господу.

#00:09:59#

Если мальчики-пастушки борются с Кришной или ездят у Него на плечах, то это только для того, чтобы доставить Ему удовольствие. Их умонастроение — не принимать какого-либо служения от Господа, просто таково их служение Ему. Они видят, что Кришна желает быть побежден Своим преданным. Какое же наслаждение от драки, когда ты все время выходишь победителем? Какую бы драку ни затеял, ты всегда побеждаешь — в этом нет наслаждения! Всегда хочется, чтобы была неопределенность, чтобы был дух соревнования: какая команда победит — кто слабей, а кто сильней?

#00:11:56#

Поэтому, когда мы видим, что Господь, допустим, носит кого-то у Себя на плечах или совершает что-нибудь подобное, это просто часть лилы. Так преданные служат Ему, но это не значит, что они принимают Его служение.

#00:12:21#

Таким образом, мы можем понять утверждение Шрилы Шридхара Махараджа о том, что Господь жаждет служить Своему преданному, но преданный не принимает [этого служения]. Возвышенный, чистый преданный никогда не принимает такого служения от Господа. Это означает, что это является возможностью для нас.

#00:12:55#

Мы видим, что наш дорогой учитель Шрила Говинда Махарадж — как раз такой возвышенный преданный. Даже у него самого настроение — всегда служить преданным, не служить Господу напрямую, а служить преданным. И поэтому он говорит: «Я подобен солнечной батарее — я подзаряжаюсь от моей встречи с преданными, от моего служения преданным». Таким образом, он подзаряжается энтузиазмом благодаря помощи своим ученикам — преданным, и он говорит: «На самом деле, я не считаю своих учеников своими учениками. Я чувствую, что это проявление моего учителя, Шрилы Гуру Махараджа, которые пришли, чтобы помочь мне в моей жизни». Таким образом, он видит каждого из нас связанным с его Гуру Махараджем.

#00:15:06#

Как мы видим, возвышенный преданный никогда не принимает служения Господа, и это уникальная возможность для нас — Господь желает служить Своему преданному, и если мы сможем оказать хотя бы самое незначительное служение такому преданному, то Господь будет очень рад, счастлив, и мы обретем великое духовное благо в нашей жизни.

#00:15:53#

Я был еще новичком, и, когда мы были в Индии, я задал Шриле Прабхупаде вопрос: «Сейчас вы уезжаете, а я остаюсь здесь, в Индии. Как я смогу понять, какие у нас взаимоотношения, как я смогу понять, что мы как-то соприкасаемся, поскольку я буду здесь, а вы будете там?»

#00:16:50#

[Шрила Прабхупада ответил:] «Ты не выполняешь никакого служения. То, что ты здесь будешь делать, — это мое служение. Это мое служение — мыть кастрюли и мыть полы. Но когда я провожу арати и прошу: „Дай мне, пожалуйста, веер“, [ты должен подать мне его]. Настроение должно быть таким — вы помогаете мне в служении».

#00:17:59#

На этот вопрос он ответил уникальным образом. На мой вопрос: «Как наши взаимоотношения могут установиться?», он ответил: «Все служение, которое приходит к тебе, — на самом деле это мое служение. Я просто прошу тебя помочь мне». Это очень замечательно.

#00:18:29#

Мы обычно используем слово «сева», «служение». Слово «сева» очень короткое. Мы с легкостью используем это слово, оно маленькое. Но на самом деле это очень большое слово, огромное. Что означает служение? Что такое сева? Севу совершает Гурудев. И если я смогу хотя бы как-то поучаствовать в его служении, и он примет это, то тогда это — большая удача, большое благо для меня.

(перейти к первой части)

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Бхаджа гаура̄н̇га, каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования