«Теплые воспоминания о Сиддханти Махарадже». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 7 февраля 2015 года. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 53.68M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси
Шрипад Бхакти Ашрай Данди Махарадж
Вирачандра Прабху
Анантадев Прабху
Гауранга Харидаси Деви Даси

Теплые воспоминания о Сиддханти Махарадже

(7 февраля 2015 года. Гупта Говардхан)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Для нас большая честь и большая радость праздновать этот день ухода Шрипада Сиддханти Махараджа. Он был первым из преданных Гурудева в нашем Матхе, которых я встретила, когда я сама присоединилась к Матху. Он был защитником, хранителем преданности в Навадвипе и Пури, которые я посещала. После того, как я присоединилась к миссии в Навадвипе, через несколько месяцев мы вместе с Гурудевом и Сиддханти Махараджем отправились в Пури и провели там один месяц. Было поразительно видеть, насколько Сиддханти Махарадж предан Гурудеву, насколько он почитает и уважает всех преданных, а также всех живых существ, в том числе собак и других животных в святой дхаме. В особенности он был милостив к тем, кто сомневался, испытывал какие-то трудности, кто испытывал какую-то шаткость в своей вере, к таким людям он проявлял особую благосклонность.

#00:02:26#

Он стучался в двери их комнат, приглашал их посмотреть, что делает Гурудев, чем он занят, принять прасадам и, так или иначе, как-то вдохновить и ободрить их, всегда старался помочь им. Гурудев любил нам рассказывать, как во времена Шридхара Махараджа Сиддханти Махарадж (в то время его звали Чидананда Прабху) ухаживал за клумбами, подметал дороги, убирал в том числе за животными в Матхе, то есть выполнял самую простую работу. Он всегда стремился делать самую простую, самую незначительную работу и стремился быть незаметным, всегда где-то был в уголке и делал все так, чтобы никто не узнал об этом.

#00:03:54#

Он тронул сердца Шрилы Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа и даже Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады — всех трех великих ачарьев. Во всем международном обществе сознания Кришны, в широком его понимании, он был известен как чистый преданный, его имя указывается везде. Сам Шрила Прабхупада говорил, что он абсолютно чистый преданный Господа. Когда мы посещали с нашим Матхом книжную выставку в Калькутте, то все преданные ИСККОН подходили к Чидананде Прабху, кланялись ему, хотели брать пыль с его лотосоподобных стоп — настолько он был уважаем в их среде.

#00:05:29#

Его простота, его доброта, его простосердечность всегда поражали во всем, что он делал. Госвами Махарадж цитировал слова Гурудева, который сказал о Сиддханти Махарадже, что он имел абсолютное гуру-бхакти, и, как ученики, последователи Гурудева, мы обретем огромное благо, если причастимся к пыли с его лотосоподобных стоп. Он очень любил санкиртану и всегда стремился совершать ее вплоть до самых последних дней. Несмотря на свое ужасное состояние здоровья, он все равно с преданными ходил на харинамы. У него была особая техника игры на караталах. Можно было видеть, посещая разные места, как преданные учатся у него особому стилю игры — очень быстрому стилю [игры] на караталах. Довольно часто в Петербурге, в Лахте преданные поют очень похоже [по стилю] на стиль [пения] Сиддханти Махараджа.

#00:07:31#

В последние дни (Вирачандра знает, он может рассказать нам, как) всего за несколько недель до его ухода его состояние [здоровья] было очень плохим. Он ехал на харинаму в машине, и когда преданные вышли, он стал стучаться и кричать: «Выпустите меня из этой машины, я хочу участвовать в харинаме!» Его последние дни, его лила ухода была столь печальна и столь болезненна для сердец преданных. В это время с ним был Вирачандра Прабху, он ухаживал за ним последний год, он видел последние события его жизни. Возможно, он расскажет что-то об этом вайшнаве, о его замечательных качествах, о его удивительных деяниях.

#00:08:58#

Сиддханти Махарадж не хотел уходить [из этого мира] до [ухода] Гурудева. Он настолько был привязан к служению Гурудеву, что он не хотел уходить до того, как уйдет Гурудев. Он был в отчаянии от мысли, что он не сможет служить больше Гурудеву, поэтому он не хотел покидать мир до его ухода. Поскольку он всегда хотел видеть Гурудева, Гурудев его убеждал в том, что Соквел — место, которое неотлично от Говардхана, и он должен оставаться в этом месте, потому что это было полезно для его здоровья, чтобы здоровье его поправилось, потому что в Индии ему было жить невозможно.

#00:10:32#

До самого последнего дыхания он следовал этому указанию Гурудева, принял это наставление, хотя оно было для него очень болезненно. Он показал нам пример святой жизни, настоящей вайшнавской жизни. До самого последнего дыхания он помнил о Гурудеве, явил нам очень яркий пример настоящей преданности ему. Поэтому мы предлагаем сегодня папайю Божествам — это был любимый фрукт Сиддханти Махараджа, он угощал им всех преданных. Он очень дружил со всеми торговцами фруктами в Навадвипе, поэтому они делали всегда ему скидки. Он покупал все время эти фрукты и угощал ими всех преданных вокруг. Он разбрасывал семена повсюду и поэтому в Навадвипе выросло очень много папайи, до сих пор мы видим эти деревья, которые выросли там. Мы предлагаем Им [Божествам] папайю.

#00:12:06#

Нам очень повезло, потому что здесь присутствует Вирачандра Прабху — непосредственный свидетель его последних деяний. Мы [будем] рады его услышать. Может быть, некоторые преданные тоже добавят что-то от себя: Анантадев Прабху и другие. Преданные, которые знали Сиддханти Махараджа, пожалуйста.

Данди Махарадж: Может быть, Вирачандра Прабху скажет что-то?

#00:13:11#

Вирачандра Прабху: Как уже сказала Шримати Бхакти Лалита Диди, он был особенно милостив к тем, кто так или иначе оказался за пределами духовной жизни, кто испытывал сомнения, у кого было шаткое положение в нашем Матхе. Я был тем самым, сравнивал себя с псом, который обрел милость Сиддханти Махараджа и которого он вдохновил. Он вдохновил меня настолько, что я проводил [ему] массаж с горчичным маслом в бенгальском стиле. После того, как он принимал омовение, я проводил массаж с бенгальским маслом — настолько он вдохновил меня.

#00:15:11#

Я брил его, массажировал его тело с горчичным маслом, пел ему какие-то красивые калифорнийские песни, и я ощутил, что это был прекрасный преданный, прекрасная душа, очень замечательный санньяси, он очень вдохновил меня. Постепенно наши взаимоотношения углублялись, поскольку ему становилось все хуже и хуже, а я все больше и больше вовлекался в служение, уход за ним. Все, что я знаю о Сиддханти Махарадже, я узнал не от него самого. Он практически ничего не рассказывал мне о себе и никак не хвалил себя, не рассказывал о своей жизни. Он был очень скромным человеком. Но преданные рассказали мне о нем столько много всего прекрасного, насколько он близок был Гурудеву, насколько замечательные качества были у него, насколько Гурудев любил его.

#00:17:17#

А я только в том году получил инициацию, я был еще незрелым новичком в Матхе. Поэтому я не был свидетелем его славы, к моему большому сожалению, но ухаживания за ним и созерцание того, как он ушел, — это реально вдохновило меня на духовную жизнь. В этом доме Гурудева в Калифорнии всего три комнаты: комната Гурудева, там, где были мы [с Сиддханти Махараджем], и комната Джанардана Махараджа.

#00:19:19#

Джанардан Махарадж каждое утро вставал и видел, что я сплю, будил меня на мангала-арати, но я отказывался и говорил, что я в жизни не пойду на мангала-арати. Тогда он говорил: «Хочешь прасада?» Он готовил простой овсяный суп с овощами и угощал меня. То время было очень сложным в чисто эмоциональном отношении для нас. Я принимал этот суп, я шел ухаживать за Сиддханти Махараджем, и для Джанардана Махараджа были большие трудности, потому что в то время наш калифорнийский ашрам практически превратился в один большой госпиталь для Сиддханти Махараджа, повсюду валялись инструменты, повязки, стояли какие-то лекарства.

#00:21:30#

В конце концов, поскольку атмосфера накалялась, Джанардан Махарадж потерял терпение, я тоже был очень взволнован. Я на самом деле не любил этот суп, но поскольку Джанардан Махарадж проявлял ко мне милость, я принимал его. Но в то время не осталось больше моих сил, я сказал: «Джанардан Махарадж, я больше не буду этот суп». Он сказал: «Что — ни супа, ни хлеба, ни риса?» И он все равно оставил для меня этот суп. Так или иначе было очень сложно, мы все были на нервах, потому что была очень тяжелая ситуация.

#00:23:00#

Я только что пришел в Матх, и на меня свалились такие испытания. Тут был Джанардан Махарадж, который был очень расстроен, был Сиддханти Махарадж. У меня не было никакого опыта, я никогда не был медбратом, для меня это было очень тяжело. Я не знал, правильно ли я ухаживал, я был очень расстроен. Я позвонил Санатани и сказал: «Я не могу быть медбратом, давайте вызовем настоящую сиделку и пусть она выполняет эту работу», но Сиддханти Махарадж сказал мне: «Ты должен через это пройти, просто пройди через это». Я решил, что ладно, так или иначе я должен это делать, это мой долг. Я стал есть этот суп, я плакал, слезы капали в суп. Это увидел Джанардан Махарадж и сказал: «Очень хорошо». На самом деле я, можно сказать, был помощником Санатани, одной из ее рук, потому что все эти последние годы именно она заботилась о здоровье Сиддханти Махараджа. Она знала, как помочь ему, а мне просто доверили это служение последние несколько месяцев, и она вдохновила меня продолжать и поддерживала меня по-человечески и морально.

#00:25:52#

И теперь, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю об этом, я понимаю, что это величайший вайшнав, он был очень терпимым, очень смиренным, и Гурудев очень любил его, очень почитал его. Когда он приехал в Россию вместе с Авадхутом Махараджем, [они] проповедовали в России, с ними произошло столько необыкновенных событий. Я даже не знаю, кто он был на самом деле по своей духовной природе, но это несомненно была очень необычная и великая душа. Мы можем спросить себя: как такие страдания и такие испытания могли выпасть на долю столь замечательного и великого преданного, полностью посвятившего себя служению своим божественным наставникам?

#00:27:18#

Когда я ухаживал за ним, преданные навещали Сиддханти Махараджа и говорили: «Как же тебе повезло, на самом деле он никогда никому не позволял служить себе, он всегда служил другим, а сейчас в последние месяцы его жизни ты имеешь такую возможность служить ему. Насколько ты удачлив служить такой чистой душе!» Я считаю, что именно поэтому Господь дал нам такую замечательную возможность служить ему, когда он уже не был в состоянии практически есть, не был в состоянии говорить. Он дал нам такую возможность служить ему, служить человеку, который всю свою жизнь посвятил служению другим и никогда ничего не хотел для себя. Поэтому он был насильно помещен в такую ситуацию с его резко испортившимся здоровьем.

#00:29:30#

На самом деле это был не только я, огромное количество преданных помогали тогда Сиддханти Махараджу. Я помню один очень счастливый, прекрасный момент, когда пришел Тьяги Махарадж, который в то время работал над книгой «Явленная истина» (которая еще на русский язык так и не переведена)[1]. Он читал эту книгу Сиддханти Махараджу, он был удивлен и поражен. Совместное обсуждение этой книги принесло ему огромное счастье.

#00:31:10#

Что еще можно больше рассказать об этом? Удивительно, тот способ, который он избрал для того, чтобы даровать милость преданным, — он воистину изумителен, воистину он очень необычен, но именно таким способом через него мы обрели возможность служить ему, заботиться о нем. Он не хотел, чтобы какая-то профессиональная сиделка приходила из больницы и сидела с ним, он хотел видеть вокруг себя вдохновленных преданных, он хотел быть среди преданных. Так или иначе он избрал меня, дал мне возможность служить ему. Я даже не знаю, насколько я удачлив, даже не могу себе представить, насколько это великая удача была для меня.

#00:32:46#

Я могу только сказать, что Сиддханти Махарадж был моим ангелом-хранителем, поскольку мне пришлось совершить столько разных глупостей в духовной жизни и в служении в преданности, но, несмотря на это, Сиддханти Махарадж, как я считаю, дал мне новую жизнь и не только одну новую жизнь, он постоянно давал мне новую жизнь, новые шансы жить настоящей духовной жизнью. Это очень помогло мне, потому что я стал испытывать меньше беспокойств, меньше боязни. Я всегда чувствовал его защиту, так же как защиту своего Гуру.

Спасибо, что предоставили мне такую возможность [прославить Сиддханти Махараджа].

Преданные: Джай!

[Бхакти Лалита Деви Даси просит выступить с речью Данди Махараджа.]

#00:34:33#

Данди Махарадж: Всегда с неким чувством какого-то смущения начинаешь говорить о возвышенных душах. Шридхар Махарадж пишет в своей книге: «Мы боимся побеспокоить этих великих вайшнавов своей неумелой попыткой их прославить». Сиддханти Махарадж — настоящий вайшнав, в настоящее время он продолжает свое служение, поэтому это необычная смерть. Мы не думаем о нем, как об обычном человеке, который просто умер, так сказать, оставил тело и для которого все кончилось. Напротив, он умер только для того, чтобы иметь еще больше возможности служения, чтобы все больше и больше погружаться в свою великую севу. Как сказал Вирачандра Прабху, есть некое чувство сожаления, потому что большинству преданных Гурудев, насколько я знаю, никогда не открывал, кем был Сиддханти Махарадж [в духовном отношении], но это был очень дорогой слуга Гурудева. Мы не можем себе представить, насколько в действительности он велик, он был очень великая душа на самом деле.

#00:37:17#

Он был олицетворением вайшнавских качеств: смирения, простоты, прощения, великодушия и почитания других. Однажды Сиддханти Махарадж поехал в проповеднический тур по Сибири. Также одним из его удивительных качеств было то, что он никогда не заботился о внешнем виде. Поскольку ему нужно было пальто, он зашел в магазин и купил себе женское пальто. Если я не ошибаюсь, была такая фотография, где Сиддханти Махарадж стоит в этом нелепом пальто: высокая фигура в меховой шапке, окруженная суровыми сибирскими людьми. Первыми преданными там были Ашутош [Кришна Прабху], не помню была ли [Гауранга] Харидаси [Деви Даси], Нарадев [Прабху] был. Такая была фотография.

#00:39:24#

В этой проповеднической поездке убежали два переводчика от него. К ним поехали переводчики, и он [Сиддханти Махарадж] звонил Авадхуту Махараджу и говорил: «Махарадж, первый переводчик сбежал, я продолжаю путь». Затем звонил Махараджу [повторно]: «Второй переводчик убежал, некому переводить, но я все-равно продолжаю путь».

Индулекха Деви Даси: Они сбежали?

Данди Махарадж: Да, они просто из поезда на перроне выбежали куда-то. Не знаю, как так получалось, поезд ехал долго тогда.

#00:40:31#

Он продолжал свой путь и стал проповедовать без переводчика, и, что удивительно, его все понимали. Все понимали, о чем он говорит. Когда ему нужно было позвонить, у него не было денег, он просто заходил в интернет-кафе и просил позвонить. Ему давали возможность позвонить, он садился, включал скайп, звонил по интернету, благодарил и выходил из кафе. Настолько была очевидна его святость, что люди просто давали ему все, что бы он ни попросил. Если я хорошо помню (историю я слышал от Вайшнава Махараджа), однажды Гурудев сказал: «Знаешь, чем преданные ИССКОН отличаются от преданных Матха?» Вайшнав Махарадж спросил: «Чем?» Как раз пришел Сиддханти Махарадж, и Гурудев посмотрел на него и сказал: «Тем, что они хорошо одеваются». Но это было прославление Сиддханти Махараджа на самом деле.

#00:43:09#

Гурудев сказал о Сиддханти Махарадже, что он имел абсолютное гуру-бхакти. Если мы хотим поучиться гуру-бхакти, мы должны служить Сиддханти Махараджу, видеть пример его преданности. Еще история, которую мне рассказали русские преданные. Гурудев давал лекцию, была страшная жара в Навадвипе. Все сидели, слушали лекцию Гурудева, а Сиддханти Махарадж взял шланг, открыл воду, стал поливать крышу этой беседки, где сидел Гурудев, чтобы было прохладнее. Он всегда думал о том, как лучше служить Гурудеву. Это была задача всей его жизни, он никогда не думал ни о чем другом.

#00:45:06#

Одно из самых удивительных деяний Сиддханти Махараджа, которое он явил уже в последние годы жизни, была книга «Религия сердца», которую он составил. Он начал составлять ее еще, когда он был в туре с Гурудевом. Он брал и переводил, делал транскрипции лекций Гурудева. Сиддханти Махарадж не обладал пониманием грамотности, обычным пониманием грамотности, но огромное количество преданных — филологов, переводчиков, дизайнеров — бросились помогать ему. Гурудев сказал об этой книге, что Сиддханти Махарадж смог, как хамса (лебедь), извлечь нектар из всех его наставлений и поместить его в этой книге.

#00:47:06#

Гурудев очень любил эту книгу и очень высоко ценил ее. Это сделал Сиддханти Махарадж, который понимал Гурудева прежде всего своим сердцем.

Шрипад Сиддханти Махарадж ки джай!

Может, другие преданные… Харидаси что-то расскажет?

Бхакти Лалита Деви Даси: Анантадев Прабху.

Данди Махарадж: Анантадев Прабху.

#00:47:43#

Анантадев Прабху: Мне немногое есть, что сказать о Шрипаде Сиддханти Махарадже. Я только-только познакомился с преданными, и Сиддханти Махарадж был вторым человеком, от которого я услышал о сознании Кришны. Преданные организовали нама-хатту и сказали, что будет лекция Сиддханти Махараджа: «Приглашайте всех». Я пришел на эту лекцию. Когда я шел туда, я думал, что сейчас там будет куча народу, но оказалось, что я был единственным, кто пришел.

#00:49:16#

Преданные мне рассказали о том, что Сиддханти Махарадж — один из первых учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я не мог поверить, что настолько великая личность сейчас присутствует здесь, и я имею возможность что-то услышать от такой великой личности. Его лекция была очень простой, очень ненавязчивой, но в то же время его слова проникали прямиком в сердце. В конце этой лекции, когда Сиддханти Махарадж прославлял кришна-бхакти, преданность Кришне, [он сказал] о том, насколько великая удача нас всех коснулась. Я сказал ему: «Наверняка это ваша последняя жизнь, и вы уйдете сразу к Кришне». Я задал ему такой вопрос: «Верите ли вы в то, что это ваша последняя жизнь, то есть после смерти вы отправитесь прямиком к Кришне?»

#00:51:49#

Я ожидал, конечно, что он скажет: «Еще бы, Кришна настолько милостив! Каждый, кто сделал шаг навстречу Ему, обретает милость», но ответ был противоположным. Он сказал: «Даже после миллионов жизней — таких, как я прожил, — у меня нет шанса приблизиться к Кришне ни на миллиметр». Тогда я спросил: «Какой же смысл мне тогда в это все ввязываться? Если вы посвятили всю свою жизнь [этому], вы являетесь учеником всех великих Гуру, и у вас нет шанса. Что мне тогда делать здесь?»

#00:53:47#

Я не помню буквально, что он ответил. Он сказал: «Ты должен пытаться следовать этому, потому что Кришна очень милостив, милость беспричинна. Ты не знаешь, когда и как она на тебя прольется». Еще один момент о Сиддханти Махарадже помню. Это был вайшнавский фестиваль в Лахте. Гурудев давал лекции там, у него было большое кресло, на котором он сидел обычно. Так получилось, что во время дневной программы преданные убирались в алтарной, и им для чего-то понадобилось это кресло. Им надо было лампочку закрутить или надо было пол помыть — не помню точно.

#00:55:47#

Но когда пришел Сиддханти Махарадж, он отругал этих преданных, сказал: «Вы не должны использовать кресло Гурудева для каких-либо других целей и сдвигать его. Оно не может вам никоим образом мешать, пусть оно стоит там, где и должно стоять всегда». Я тогда не понял. Такая мелочь, подумаешь, кресло. Тем более у преданных была причина, по которой они сдвинули [его]. Я не мог понять, в чем фишка. Когда чуть позже пришел Авадхут Махарадж и узнал об этой истории, он объяснил, что все, что является предметом в служении Гурудеву, является объектом нашего поклонения.

#00:57:41#

Еще один момент был. Фестиваль был расписан, было расписано, кто когда дает лекцию, очень-очень плотный график был. Утром лекция, днем лекция, вечером лекция. Должна была быть лекция Авадхута Махараджа, по-моему, после дневного арати. Собрались преданные в алтарной, и Сиддханти Махарадж посчитал нужным что-то преданным объяснить, рассказать тихонечко, в уголке. Преданные вокруг него собрались, и они беседовали там. Авадхут Махарадж пришел. Видно было, что он пришел с одного «корабля» на другой, то есть в своем интенсивном настроении пришел, сел и начал давать лекцию. Но через какое-то мгновение он заметил, что Сиддханти Махарадж тихонечко спустился по лестнице и ушел.

#00:59:57#

Спустя минуту Авадхут Махарадж извинился и тоже ушел из алтарной, сказал, что скоро вернется. Когда он вернулся, насколько я помню, он рассказал о том, что с одной стороны вайшнава обидеть невозможно, а с другой, очень легко поступить неуважительно по отношению к старшему вайшнаву и не заметить этого, потому что он не покажет [своим видом, что обижен или оскорблен]. Он сказал, что почувствовал, что должен пойти и извиниться перед Сиддханти Махараджем, поскольку «это он давал лекцию, а я пришел просто поболтать».

#01:02:02#

Лично для меня это событие, это маленькое происшествие открыло гораздо больше, чем все предыдущие часы лекций о высокой философии. Это было что-то живое и настоящее. Еще один момент о Сиддханти Махарадже я помню. Это была харинама. На улице, на Невском проспекте — большое шествие. Человек двести-триста преданных было, очень-очень масштабно. Сиддханти Махарадж — довольно уже взрослый человек, санньяси, монах. Я никак не ожидал, что в экстазе он вскочит на капот машины и начнет прямо с этого капота фотографировать харинаму, просто оттуда было удобнее всего. Он даже ни на мгновение не остановился. Запрыгнул, сфотографировал и побежал дальше. Это было настолько необычно.

Джай Шрипад Сиддханти Махарадж ки джай!

#01:04:24#

Преданная (из Бразилии): Я познакомилась с Сиддханти Махараджем в 2007 году, когда впервые приехала в Индию. За семь лет до этого я встретила преданных в первый раз в Бразилии. В Бразилии я посещала арати, мы совершали туласи-парикраму. Моя первая туласи-парикрама в Индии была в Калькутте, и там присутствовал Сиддханти Махарадж. Сиддханти Махарадж пел, и казалось, как будто все люди в комнате парили над землей и вращались вокруг Туласи, потому что Сиддханти Махарадж пел с таким глубоким чувством.

#01:06:40#

В Индии есть такая мазь, которая называется «Боро-плюс» — это антисептик. Сиддханти Махарадж всегда носил с собой тюбик этой мази и говорил, что это лучшее лекарство от всех болезней, и везде намазывал его постоянно.

#01:07:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: В честь Сиддханти Махараджа, которого раньше звали Чидананда [Прабху], Гурудев переименовал это лекарство в «Чидананда». Не «Боро-плюс», а «Чидананда».

#01:07:49#

Преданная (продолжает): Сиддханти Махарадж всегда делился всем, что он имел, с другими. Особенно он делился Гурудевом [тем, что давал Гурудев]. Например, если Гурудев давал лекцию рано утром, а Сиддханти Махарадж давал лекцию позднее, в девять утра, то Сиддханти Махарадж повторял то, что сказал Гурудев. Он хотел, чтобы мы лучше поняли слова Гурудева.

#01:08:32#

Последняя история, которая оставила наиболее сильный след в моей жизни: как-то раз я была в доме у Кришны Прабху в Сан-Паулу, нам надо было ехать три часа до ашрама. Это было очень раннее утро и зазвонил телефон. Кришна Прабху поднял трубку, и это был Сиддханти Махарадж, который звонил из Америки. Кришна Прабху не мог понять, что говорит Сиддханти Махарадж, потому что там было очень много шума. Он сказал: «Махарадж, я вас не понимаю. Откуда вы мне звоните?»

#01:10:07#

Сиддханти Махарадж сказал: «Вообще-то я сейчас в больнице. Через несколько минут у меня будет операция, меня положат на стол». Прабху спросил: «Махарадж, у вас все в порядке?», а Сиддханти Махарадж ответил: «Ну да, вроде все нормально. Вообще-то узнаем попозже, когда все пройдет». Сиддханти Махарадж сказал: «Но я хочу тебя попросить об одолжении. Я не знаю, проснусь ли я после наркоза, но если нет, ты не мог [бы] попросить Тапасви Махараджа, чтобы тот помог мне завершить книгу?» Таким образом, он не беспокоился о том, выживет он или нет, он беспокоился о том, будет ли завершена его книга.

#01:12:01#

Я так же, как и многие другие преданные, всегда вдохновляюсь, когда слышу о преданности Сиддханти Махараджа.

Джай Сиддханти Махарадж ки джай!

#01:12:20#

Гауранга Харидаси Деви Даси: Сиддханти Махарадж ки джай! Я, наверное, расскажу эту историю. Когда Сиддханти Махарадж приезжал в Сибирь, [он] проявил такую мистическую способность. Эта история не была распространена, но я хочу, чтоб вы знали. Однажды они приехали на Новый год в Томск — Авадхут Махарадж и Сиддханти Махарадж. Авадхут Махарадж молодой, резвый, энергичный. Мы пошли все гулять днем в лес, там снег, много снега. Махарадж с резвостью забрался на какое-то дерево повыше. Кто мог, тоже на ветках повисли. Новогодняя елка из преданных. Сиддханти Махарадж попросил, чтобы все подошли к этому дереву. У нас был старый-старый фотоаппарат с пленкой, то ли «ФЭД», то ли «Зенит». Сиддханти Махарадж взял этот фотоаппарат, мы все подошли к этому дереву. Он сфотографировал нас всех, а потом на пленке он оказался на уровне Авадхута Махараджа на другом дереве.

#01:13:48#

То есть его лицо проявилось на этой фотографии. Эта фотография где-то гуляет по Сибири, просто сейчас фотографии уже не модно, но она реально была, и Авадхут Махарадж ее видел. Мы все фотографии сейчас увезли в Крым, может быть мы там ее и найдем.

Бхакти Лалита Деви Даси: Можете еще что-то рассказать?

#01:15:49#

Гауранга Харидаси Деви Даси: Про Сиддханти Махараджа, конечно, интересно рассказывать. Я не знаю, может кто-нибудь еще что-то расскажет. Сиддханти Махарадж приезжал к нам на [реку] Мана. Вообще, когда в Сибирь приезжают проповедники, они по-другому относятся к преданным. Там настолько камерные отношения, настолько близкие отношения. Мы брали Сиддханти Махараджа сплавляться по Мане, это очень экстремальный туризм, когда плоты, воды по колено, холодно, костер, ночь, комары. Но при всем при этом это были очень теплые беседы у костра. Мне повезло, что он жил в нашей квартире. Я не буду много рассказывать, может кто-нибудь другой расскажет.

Сиддханти Махарадж ки джай!

Бхакти Лалита Деви Даси: Кто-нибудь хочет еще что-то сказать?

#01:17:46#

Мы можем сделать заключение, что слава Сиддханти Махараджа бесконечна, мы можем бесконечно говорить о нем.

Джай Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Индулекха Деви Даси: Шримати Бхакти Лалита Деви Даси ки джай!

Переводчик: Шрипад Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Книга Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа под названием “Revealed Truth”, которая издана на русском языке под названием «Амная-таттва. Истина откровения».




←  Памяти Шрипада Б. П. Сиддханти Махараджа ·• Архив новостей •· «День ухода Шрипада Бхакти Премика Сиддханти Махараджа». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 13 февраля 2017 года. Гупта Говардхан | “Siddhanti Maharaja’s Disappearance Day.” Srila B. S. Goswami Maharaj. February 13, 2017. Gupta Govardhan  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 56.3 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси
Шрипад Бхакти Ашрай Данди Махарадж
Вирачандра Прабху
Анантадев Прабху
Гауранга Харидаси Деви Даси

Теплые воспоминания о Сиддханти Махарадже

(7 февраля 2015 года. Гупта Говардхан)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Для нас большая честь и большая радость праздновать этот день ухода Шрипада Сиддханти Махараджа. Он был первым из преданных Гурудева в нашем Матхе, которых я встретила, когда я сама присоединилась к Матху. Он был защитником, хранителем преданности в Навадвипе и Пури, которые я посещала. После того, как я присоединилась к миссии в Навадвипе, через несколько месяцев мы вместе с Гурудевом и Сиддханти Махараджем отправились в Пури и провели там один месяц. Было поразительно видеть, насколько Сиддханти Махарадж предан Гурудеву, насколько он почитает и уважает всех преданных, а также всех живых существ, в том числе собак и других животных в святой дхаме. В особенности он был милостив к тем, кто сомневался, испытывал какие-то трудности, кто испытывал какую-то шаткость в своей вере, к таким людям он проявлял особую благосклонность.

#00:02:26#

Он стучался в двери их комнат, приглашал их посмотреть, что делает Гурудев, чем он занят, принять прасадам и, так или иначе, как-то вдохновить и ободрить их, всегда старался помочь им. Гурудев любил нам рассказывать, как во времена Шридхара Махараджа Сиддханти Махарадж (в то время его звали Чидананда Прабху) ухаживал за клумбами, подметал дороги, убирал в том числе за животными в Матхе, то есть выполнял самую простую работу. Он всегда стремился делать самую простую, самую незначительную работу и стремился быть незаметным, всегда где-то был в уголке и делал все так, чтобы никто не узнал об этом.

#00:03:54#

Он тронул сердца Шрилы Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа и даже Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады — всех трех великих ачарьев. Во всем международном обществе сознания Кришны, в широком его понимании, он был известен как чистый преданный, его имя указывается везде. Сам Шрила Прабхупада говорил, что он абсолютно чистый преданный Господа. Когда мы посещали с нашим Матхом книжную выставку в Калькутте, то все преданные ИСККОН подходили к Чидананде Прабху, кланялись ему, хотели брать пыль с его лотосоподобных стоп — настолько он был уважаем в их среде.

#00:05:29#

Его простота, его доброта, его простосердечность всегда поражали во всем, что он делал. Госвами Махарадж цитировал слова Гурудева, который сказал о Сиддханти Махарадже, что он имел абсолютное гуру-бхакти, и, как ученики, последователи Гурудева, мы обретем огромное благо, если причастимся к пыли с его лотосоподобных стоп. Он очень любил санкиртану и всегда стремился совершать ее вплоть до самых последних дней. Несмотря на свое ужасное состояние здоровья, он все равно с преданными ходил на харинамы. У него была особая техника игры на караталах. Можно было видеть, посещая разные места, как преданные учатся у него особому стилю игры — очень быстрому стилю [игры] на караталах. Довольно часто в Петербурге, в Лахте преданные поют очень похоже [по стилю] на стиль [пения] Сиддханти Махараджа.

#00:07:31#

В последние дни (Вирачандра знает, он может рассказать нам, как) всего за несколько недель до его ухода его состояние [здоровья] было очень плохим. Он ехал на харинаму в машине, и когда преданные вышли, он стал стучаться и кричать: «Выпустите меня из этой машины, я хочу участвовать в харинаме!» Его последние дни, его лила ухода была столь печальна и столь болезненна для сердец преданных. В это время с ним был Вирачандра Прабху, он ухаживал за ним последний год, он видел последние события его жизни. Возможно, он расскажет что-то об этом вайшнаве, о его замечательных качествах, о его удивительных деяниях.

#00:08:58#

Сиддханти Махарадж не хотел уходить [из этого мира] до [ухода] Гурудева. Он настолько был привязан к служению Гурудеву, что он не хотел уходить до того, как уйдет Гурудев. Он был в отчаянии от мысли, что он не сможет служить больше Гурудеву, поэтому он не хотел покидать мир до его ухода. Поскольку он всегда хотел видеть Гурудева, Гурудев его убеждал в том, что Соквел — место, которое неотлично от Говардхана, и он должен оставаться в этом месте, потому что это было полезно для его здоровья, чтобы здоровье его поправилось, потому что в Индии ему было жить невозможно.

#00:10:32#

До самого последнего дыхания он следовал этому указанию Гурудева, принял это наставление, хотя оно было для него очень болезненно. Он показал нам пример святой жизни, настоящей вайшнавской жизни. До самого последнего дыхания он помнил о Гурудеве, явил нам очень яркий пример настоящей преданности ему. Поэтому мы предлагаем сегодня папайю Божествам — это был любимый фрукт Сиддханти Махараджа, он угощал им всех преданных. Он очень дружил со всеми торговцами фруктами в Навадвипе, поэтому они делали всегда ему скидки. Он покупал все время эти фрукты и угощал ими всех преданных вокруг. Он разбрасывал семена повсюду и поэтому в Навадвипе выросло очень много папайи, до сих пор мы видим эти деревья, которые выросли там. Мы предлагаем Им [Божествам] папайю.

#00:12:06#

Нам очень повезло, потому что здесь присутствует Вирачандра Прабху — непосредственный свидетель его последних деяний. Мы [будем] рады его услышать. Может быть, некоторые преданные тоже добавят что-то от себя: Анантадев Прабху и другие. Преданные, которые знали Сиддханти Махараджа, пожалуйста.

Данди Махарадж: Может быть, Вирачандра Прабху скажет что-то?

#00:13:11#

Вирачандра Прабху: Как уже сказала Шримати Бхакти Лалита Диди, он был особенно милостив к тем, кто так или иначе оказался за пределами духовной жизни, кто испытывал сомнения, у кого было шаткое положение в нашем Матхе. Я был тем самым, сравнивал себя с псом, который обрел милость Сиддханти Махараджа и которого он вдохновил. Он вдохновил меня настолько, что я проводил [ему] массаж с горчичным маслом в бенгальском стиле. После того, как он принимал омовение, я проводил массаж с бенгальским маслом — настолько он вдохновил меня.

#00:15:11#

Я брил его, массажировал его тело с горчичным маслом, пел ему какие-то красивые калифорнийские песни, и я ощутил, что это был прекрасный преданный, прекрасная душа, очень замечательный санньяси, он очень вдохновил меня. Постепенно наши взаимоотношения углублялись, поскольку ему становилось все хуже и хуже, а я все больше и больше вовлекался в служение, уход за ним. Все, что я знаю о Сиддханти Махарадже, я узнал не от него самого. Он практически ничего не рассказывал мне о себе и никак не хвалил себя, не рассказывал о своей жизни. Он был очень скромным человеком. Но преданные рассказали мне о нем столько много всего прекрасного, насколько он близок был Гурудеву, насколько замечательные качества были у него, насколько Гурудев любил его.

#00:17:17#

А я только в том году получил инициацию, я был еще незрелым новичком в Матхе. Поэтому я не был свидетелем его славы, к моему большому сожалению, но ухаживания за ним и созерцание того, как он ушел, — это реально вдохновило меня на духовную жизнь. В этом доме Гурудева в Калифорнии всего три комнаты: комната Гурудева, там, где были мы [с Сиддханти Махараджем], и комната Джанардана Махараджа.

#00:19:19#

Джанардан Махарадж каждое утро вставал и видел, что я сплю, будил меня на мангала-арати, но я отказывался и говорил, что я в жизни не пойду на мангала-арати. Тогда он говорил: «Хочешь прасада?» Он готовил простой овсяный суп с овощами и угощал меня. То время было очень сложным в чисто эмоциональном отношении для нас. Я принимал этот суп, я шел ухаживать за Сиддханти Махараджем, и для Джанардана Махараджа были большие трудности, потому что в то время наш калифорнийский ашрам практически превратился в один большой госпиталь для Сиддханти Махараджа, повсюду валялись инструменты, повязки, стояли какие-то лекарства.

#00:21:30#

В конце концов, поскольку атмосфера накалялась, Джанардан Махарадж потерял терпение, я тоже был очень взволнован. Я на самом деле не любил этот суп, но поскольку Джанардан Махарадж проявлял ко мне милость, я принимал его. Но в то время не осталось больше моих сил, я сказал: «Джанардан Махарадж, я больше не буду этот суп». Он сказал: «Что — ни супа, ни хлеба, ни риса?» И он все равно оставил для меня этот суп. Так или иначе было очень сложно, мы все были на нервах, потому что была очень тяжелая ситуация.

#00:23:00#

Я только что пришел в Матх, и на меня свалились такие испытания. Тут был Джанардан Махарадж, который был очень расстроен, был Сиддханти Махарадж. У меня не было никакого опыта, я никогда не был медбратом, для меня это было очень тяжело. Я не знал, правильно ли я ухаживал, я был очень расстроен. Я позвонил Санатани и сказал: «Я не могу быть медбратом, давайте вызовем настоящую сиделку и пусть она выполняет эту работу», но Сиддханти Махарадж сказал мне: «Ты должен через это пройти, просто пройди через это». Я решил, что ладно, так или иначе я должен это делать, это мой долг. Я стал есть этот суп, я плакал, слезы капали в суп. Это увидел Джанардан Махарадж и сказал: «Очень хорошо». На самом деле я, можно сказать, был помощником Санатани, одной из ее рук, потому что все эти последние годы именно она заботилась о здоровье Сиддханти Махараджа. Она знала, как помочь ему, а мне просто доверили это служение последние несколько месяцев, и она вдохновила меня продолжать и поддерживала меня по-человечески и морально.

#00:25:52#

И теперь, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю об этом, я понимаю, что это величайший вайшнав, он был очень терпимым, очень смиренным, и Гурудев очень любил его, очень почитал его. Когда он приехал в Россию вместе с Авадхутом Махараджем, [они] проповедовали в России, с ними произошло столько необыкновенных событий. Я даже не знаю, кто он был на самом деле по своей духовной природе, но это несомненно была очень необычная и великая душа. Мы можем спросить себя: как такие страдания и такие испытания могли выпасть на долю столь замечательного и великого преданного, полностью посвятившего себя служению своим божественным наставникам?

#00:27:18#

Когда я ухаживал за ним, преданные навещали Сиддханти Махараджа и говорили: «Как же тебе повезло, на самом деле он никогда никому не позволял служить себе, он всегда служил другим, а сейчас в последние месяцы его жизни ты имеешь такую возможность служить ему. Насколько ты удачлив служить такой чистой душе!» Я считаю, что именно поэтому Господь дал нам такую замечательную возможность служить ему, когда он уже не был в состоянии практически есть, не был в состоянии говорить. Он дал нам такую возможность служить ему, служить человеку, который всю свою жизнь посвятил служению другим и никогда ничего не хотел для себя. Поэтому он был насильно помещен в такую ситуацию с его резко испортившимся здоровьем.

#00:29:30#

На самом деле это был не только я, огромное количество преданных помогали тогда Сиддханти Махараджу. Я помню один очень счастливый, прекрасный момент, когда пришел Тьяги Махарадж, который в то время работал над книгой «Явленная истина» (которая еще на русский язык так и не переведена)[1]. Он читал эту книгу Сиддханти Махараджу, он был удивлен и поражен. Совместное обсуждение этой книги принесло ему огромное счастье.

#00:31:10#

Что еще можно больше рассказать об этом? Удивительно, тот способ, который он избрал для того, чтобы даровать милость преданным, — он воистину изумителен, воистину он очень необычен, но именно таким способом через него мы обрели возможность служить ему, заботиться о нем. Он не хотел, чтобы какая-то профессиональная сиделка приходила из больницы и сидела с ним, он хотел видеть вокруг себя вдохновленных преданных, он хотел быть среди преданных. Так или иначе он избрал меня, дал мне возможность служить ему. Я даже не знаю, насколько я удачлив, даже не могу себе представить, насколько это великая удача была для меня.

#00:32:46#

Я могу только сказать, что Сиддханти Махарадж был моим ангелом-хранителем, поскольку мне пришлось совершить столько разных глупостей в духовной жизни и в служении в преданности, но, несмотря на это, Сиддханти Махарадж, как я считаю, дал мне новую жизнь и не только одну новую жизнь, он постоянно давал мне новую жизнь, новые шансы жить настоящей духовной жизнью. Это очень помогло мне, потому что я стал испытывать меньше беспокойств, меньше боязни. Я всегда чувствовал его защиту, так же как защиту своего Гуру.

Спасибо, что предоставили мне такую возможность [прославить Сиддханти Махараджа].

Преданные: Джай!

[Бхакти Лалита Деви Даси просит выступить с речью Данди Махараджа.]

#00:34:33#

Данди Махарадж: Всегда с неким чувством какого-то смущения начинаешь говорить о возвышенных душах. Шридхар Махарадж пишет в своей книге: «Мы боимся побеспокоить этих великих вайшнавов своей неумелой попыткой их прославить». Сиддханти Махарадж — настоящий вайшнав, в настоящее время он продолжает свое служение, поэтому это необычная смерть. Мы не думаем о нем, как об обычном человеке, который просто умер, так сказать, оставил тело и для которого все кончилось. Напротив, он умер только для того, чтобы иметь еще больше возможности служения, чтобы все больше и больше погружаться в свою великую севу. Как сказал Вирачандра Прабху, есть некое чувство сожаления, потому что большинству преданных Гурудев, насколько я знаю, никогда не открывал, кем был Сиддханти Махарадж [в духовном отношении], но это был очень дорогой слуга Гурудева. Мы не можем себе представить, насколько в действительности он велик, он был очень великая душа на самом деле.

#00:37:17#

Он был олицетворением вайшнавских качеств: смирения, простоты, прощения, великодушия и почитания других. Однажды Сиддханти Махарадж поехал в проповеднический тур по Сибири. Также одним из его удивительных качеств было то, что он никогда не заботился о внешнем виде. Поскольку ему нужно было пальто, он зашел в магазин и купил себе женское пальто. Если я не ошибаюсь, была такая фотография, где Сиддханти Махарадж стоит в этом нелепом пальто: высокая фигура в меховой шапке, окруженная суровыми сибирскими людьми. Первыми преданными там были Ашутош [Кришна Прабху], не помню была ли [Гауранга] Харидаси [Деви Даси], Нарадев [Прабху] был. Такая была фотография.

#00:39:24#

В этой проповеднической поездке убежали два переводчика от него. К ним поехали переводчики, и он [Сиддханти Махарадж] звонил Авадхуту Махараджу и говорил: «Махарадж, первый переводчик сбежал, я продолжаю путь». Затем звонил Махараджу [повторно]: «Второй переводчик убежал, некому переводить, но я все-равно продолжаю путь».

Индулекха Деви Даси: Они сбежали?

Данди Махарадж: Да, они просто из поезда на перроне выбежали куда-то. Не знаю, как так получалось, поезд ехал долго тогда.

#00:40:31#

Он продолжал свой путь и стал проповедовать без переводчика, и, что удивительно, его все понимали. Все понимали, о чем он говорит. Когда ему нужно было позвонить, у него не было денег, он просто заходил в интернет-кафе и просил позвонить. Ему давали возможность позвонить, он садился, включал скайп, звонил по интернету, благодарил и выходил из кафе. Настолько была очевидна его святость, что люди просто давали ему все, что бы он ни попросил. Если я хорошо помню (историю я слышал от Вайшнава Махараджа), однажды Гурудев сказал: «Знаешь, чем преданные ИССКОН отличаются от преданных Матха?» Вайшнав Махарадж спросил: «Чем?» Как раз пришел Сиддханти Махарадж, и Гурудев посмотрел на него и сказал: «Тем, что они хорошо одеваются». Но это было прославление Сиддханти Махараджа на самом деле.

#00:43:09#

Гурудев сказал о Сиддханти Махарадже, что он имел абсолютное гуру-бхакти. Если мы хотим поучиться гуру-бхакти, мы должны служить Сиддханти Махараджу, видеть пример его преданности. Еще история, которую мне рассказали русские преданные. Гурудев давал лекцию, была страшная жара в Навадвипе. Все сидели, слушали лекцию Гурудева, а Сиддханти Махарадж взял шланг, открыл воду, стал поливать крышу этой беседки, где сидел Гурудев, чтобы было прохладнее. Он всегда думал о том, как лучше служить Гурудеву. Это была задача всей его жизни, он никогда не думал ни о чем другом.

#00:45:06#

Одно из самых удивительных деяний Сиддханти Махараджа, которое он явил уже в последние годы жизни, была книга «Религия сердца», которую он составил. Он начал составлять ее еще, когда он был в туре с Гурудевом. Он брал и переводил, делал транскрипции лекций Гурудева. Сиддханти Махарадж не обладал пониманием грамотности, обычным пониманием грамотности, но огромное количество преданных — филологов, переводчиков, дизайнеров — бросились помогать ему. Гурудев сказал об этой книге, что Сиддханти Махарадж смог, как хамса (лебедь), извлечь нектар из всех его наставлений и поместить его в этой книге.

#00:47:06#

Гурудев очень любил эту книгу и очень высоко ценил ее. Это сделал Сиддханти Махарадж, который понимал Гурудева прежде всего своим сердцем.

Шрипад Сиддханти Махарадж ки джай!

Может, другие преданные… Харидаси что-то расскажет?

Бхакти Лалита Деви Даси: Анантадев Прабху.

Данди Махарадж: Анантадев Прабху.

#00:47:43#

Анантадев Прабху: Мне немногое есть, что сказать о Шрипаде Сиддханти Махарадже. Я только-только познакомился с преданными, и Сиддханти Махарадж был вторым человеком, от которого я услышал о сознании Кришны. Преданные организовали нама-хатту и сказали, что будет лекция Сиддханти Махараджа: «Приглашайте всех». Я пришел на эту лекцию. Когда я шел туда, я думал, что сейчас там будет куча народу, но оказалось, что я был единственным, кто пришел.

#00:49:16#

Преданные мне рассказали о том, что Сиддханти Махарадж — один из первых учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я не мог поверить, что настолько великая личность сейчас присутствует здесь, и я имею возможность что-то услышать от такой великой личности. Его лекция была очень простой, очень ненавязчивой, но в то же время его слова проникали прямиком в сердце. В конце этой лекции, когда Сиддханти Махарадж прославлял кришна-бхакти, преданность Кришне, [он сказал] о том, насколько великая удача нас всех коснулась. Я сказал ему: «Наверняка это ваша последняя жизнь, и вы уйдете сразу к Кришне». Я задал ему такой вопрос: «Верите ли вы в то, что это ваша последняя жизнь, то есть после смерти вы отправитесь прямиком к Кришне?»

#00:51:49#

Я ожидал, конечно, что он скажет: «Еще бы, Кришна настолько милостив! Каждый, кто сделал шаг навстречу Ему, обретает милость», но ответ был противоположным. Он сказал: «Даже после миллионов жизней — таких, как я прожил, — у меня нет шанса приблизиться к Кришне ни на миллиметр». Тогда я спросил: «Какой же смысл мне тогда в это все ввязываться? Если вы посвятили всю свою жизнь [этому], вы являетесь учеником всех великих Гуру, и у вас нет шанса. Что мне тогда делать здесь?»

#00:53:47#

Я не помню буквально, что он ответил. Он сказал: «Ты должен пытаться следовать этому, потому что Кришна очень милостив, милость беспричинна. Ты не знаешь, когда и как она на тебя прольется». Еще один момент о Сиддханти Махарадже помню. Это был вайшнавский фестиваль в Лахте. Гурудев давал лекции там, у него было большое кресло, на котором он сидел обычно. Так получилось, что во время дневной программы преданные убирались в алтарной, и им для чего-то понадобилось это кресло. Им надо было лампочку закрутить или надо было пол помыть — не помню точно.

#00:55:47#

Но когда пришел Сиддханти Махарадж, он отругал этих преданных, сказал: «Вы не должны использовать кресло Гурудева для каких-либо других целей и сдвигать его. Оно не может вам никоим образом мешать, пусть оно стоит там, где и должно стоять всегда». Я тогда не понял. Такая мелочь, подумаешь, кресло. Тем более у преданных была причина, по которой они сдвинули [его]. Я не мог понять, в чем фишка. Когда чуть позже пришел Авадхут Махарадж и узнал об этой истории, он объяснил, что все, что является предметом в служении Гурудеву, является объектом нашего поклонения.

#00:57:41#

Еще один момент был. Фестиваль был расписан, было расписано, кто когда дает лекцию, очень-очень плотный график был. Утром лекция, днем лекция, вечером лекция. Должна была быть лекция Авадхута Махараджа, по-моему, после дневного арати. Собрались преданные в алтарной, и Сиддханти Махарадж посчитал нужным что-то преданным объяснить, рассказать тихонечко, в уголке. Преданные вокруг него собрались, и они беседовали там. Авадхут Махарадж пришел. Видно было, что он пришел с одного «корабля» на другой, то есть в своем интенсивном настроении пришел, сел и начал давать лекцию. Но через какое-то мгновение он заметил, что Сиддханти Махарадж тихонечко спустился по лестнице и ушел.

#00:59:57#

Спустя минуту Авадхут Махарадж извинился и тоже ушел из алтарной, сказал, что скоро вернется. Когда он вернулся, насколько я помню, он рассказал о том, что с одной стороны вайшнава обидеть невозможно, а с другой, очень легко поступить неуважительно по отношению к старшему вайшнаву и не заметить этого, потому что он не покажет [своим видом, что обижен или оскорблен]. Он сказал, что почувствовал, что должен пойти и извиниться перед Сиддханти Махараджем, поскольку «это он давал лекцию, а я пришел просто поболтать».

#01:02:02#

Лично для меня это событие, это маленькое происшествие открыло гораздо больше, чем все предыдущие часы лекций о высокой философии. Это было что-то живое и настоящее. Еще один момент о Сиддханти Махарадже я помню. Это была харинама. На улице, на Невском проспекте — большое шествие. Человек двести-триста преданных было, очень-очень масштабно. Сиддханти Махарадж — довольно уже взрослый человек, санньяси, монах. Я никак не ожидал, что в экстазе он вскочит на капот машины и начнет прямо с этого капота фотографировать харинаму, просто оттуда было удобнее всего. Он даже ни на мгновение не остановился. Запрыгнул, сфотографировал и побежал дальше. Это было настолько необычно.

Джай Шрипад Сиддханти Махарадж ки джай!

#01:04:24#

Преданная (из Бразилии): Я познакомилась с Сиддханти Махараджем в 2007 году, когда впервые приехала в Индию. За семь лет до этого я встретила преданных в первый раз в Бразилии. В Бразилии я посещала арати, мы совершали туласи-парикраму. Моя первая туласи-парикрама в Индии была в Калькутте, и там присутствовал Сиддханти Махарадж. Сиддханти Махарадж пел, и казалось, как будто все люди в комнате парили над землей и вращались вокруг Туласи, потому что Сиддханти Махарадж пел с таким глубоким чувством.

#01:06:40#

В Индии есть такая мазь, которая называется «Боро-плюс» — это антисептик. Сиддханти Махарадж всегда носил с собой тюбик этой мази и говорил, что это лучшее лекарство от всех болезней, и везде намазывал его постоянно.

#01:07:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: В честь Сиддханти Махараджа, которого раньше звали Чидананда [Прабху], Гурудев переименовал это лекарство в «Чидананда». Не «Боро-плюс», а «Чидананда».

#01:07:49#

Преданная (продолжает): Сиддханти Махарадж всегда делился всем, что он имел, с другими. Особенно он делился Гурудевом [тем, что давал Гурудев]. Например, если Гурудев давал лекцию рано утром, а Сиддханти Махарадж давал лекцию позднее, в девять утра, то Сиддханти Махарадж повторял то, что сказал Гурудев. Он хотел, чтобы мы лучше поняли слова Гурудева.

#01:08:32#

Последняя история, которая оставила наиболее сильный след в моей жизни: как-то раз я была в доме у Кришны Прабху в Сан-Паулу, нам надо было ехать три часа до ашрама. Это было очень раннее утро и зазвонил телефон. Кришна Прабху поднял трубку, и это был Сиддханти Махарадж, который звонил из Америки. Кришна Прабху не мог понять, что говорит Сиддханти Махарадж, потому что там было очень много шума. Он сказал: «Махарадж, я вас не понимаю. Откуда вы мне звоните?»

#01:10:07#

Сиддханти Махарадж сказал: «Вообще-то я сейчас в больнице. Через несколько минут у меня будет операция, меня положат на стол». Прабху спросил: «Махарадж, у вас все в порядке?», а Сиддханти Махарадж ответил: «Ну да, вроде все нормально. Вообще-то узнаем попозже, когда все пройдет». Сиддханти Махарадж сказал: «Но я хочу тебя попросить об одолжении. Я не знаю, проснусь ли я после наркоза, но если нет, ты не мог [бы] попросить Тапасви Махараджа, чтобы тот помог мне завершить книгу?» Таким образом, он не беспокоился о том, выживет он или нет, он беспокоился о том, будет ли завершена его книга.

#01:12:01#

Я так же, как и многие другие преданные, всегда вдохновляюсь, когда слышу о преданности Сиддханти Махараджа.

Джай Сиддханти Махарадж ки джай!

#01:12:20#

Гауранга Харидаси Деви Даси: Сиддханти Махарадж ки джай! Я, наверное, расскажу эту историю. Когда Сиддханти Махарадж приезжал в Сибирь, [он] проявил такую мистическую способность. Эта история не была распространена, но я хочу, чтоб вы знали. Однажды они приехали на Новый год в Томск — Авадхут Махарадж и Сиддханти Махарадж. Авадхут Махарадж молодой, резвый, энергичный. Мы пошли все гулять днем в лес, там снег, много снега. Махарадж с резвостью забрался на какое-то дерево повыше. Кто мог, тоже на ветках повисли. Новогодняя елка из преданных. Сиддханти Махарадж попросил, чтобы все подошли к этому дереву. У нас был старый-старый фотоаппарат с пленкой, то ли «ФЭД», то ли «Зенит». Сиддханти Махарадж взял этот фотоаппарат, мы все подошли к этому дереву. Он сфотографировал нас всех, а потом на пленке он оказался на уровне Авадхута Махараджа на другом дереве.

#01:13:48#

То есть его лицо проявилось на этой фотографии. Эта фотография где-то гуляет по Сибири, просто сейчас фотографии уже не модно, но она реально была, и Авадхут Махарадж ее видел. Мы все фотографии сейчас увезли в Крым, может быть мы там ее и найдем.

Бхакти Лалита Деви Даси: Можете еще что-то рассказать?

#01:15:49#

Гауранга Харидаси Деви Даси: Про Сиддханти Махараджа, конечно, интересно рассказывать. Я не знаю, может кто-нибудь еще что-то расскажет. Сиддханти Махарадж приезжал к нам на [реку] Мана. Вообще, когда в Сибирь приезжают проповедники, они по-другому относятся к преданным. Там настолько камерные отношения, настолько близкие отношения. Мы брали Сиддханти Махараджа сплавляться по Мане, это очень экстремальный туризм, когда плоты, воды по колено, холодно, костер, ночь, комары. Но при всем при этом это были очень теплые беседы у костра. Мне повезло, что он жил в нашей квартире. Я не буду много рассказывать, может кто-нибудь другой расскажет.

Сиддханти Махарадж ки джай!

Бхакти Лалита Деви Даси: Кто-нибудь хочет еще что-то сказать?

#01:17:46#

Мы можем сделать заключение, что слава Сиддханти Махараджа бесконечна, мы можем бесконечно говорить о нем.

Джай Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Индулекха Деви Даси: Шримати Бхакти Лалита Деви Даси ки джай!

Переводчик: Шрипад Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Книга Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа под названием “Revealed Truth”, которая издана на русском языке под названием «Амная-таттва. Истина откровения».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования