«Постижимое и непостижимое знание наших учителей». Манас Кришна Прабху. 8 апреля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 32.5 МБ)

Содержание лекции:

[00:01:04]

Вопрос: Что означает это выражение: Гурудев обладает как постижимыми, так и непостижимыми истинами Вед?

Манас Кришна Прабху: Очень хороший вопрос.

Говорят, что есть три вида Гуру. Шрила Гуру Махарадж объясняет эти три вида следующим образом. Один вид это Гуру, который стоит обеими ногами в грязи, находится в этом мире, но его взгляд устремлён в духовный мир и он вдохновляет души этого мира отправиться в духовный мир, вперёд. Далее, Гуру промежуточного уровня, Гуру среднего уровня тот, кто стоит одной ногой в этом мире, а другой ногой в том мире, в духовной реальности и таким образом работает как бы мостиком, переносит души из этого мира в духовный. Гуру высшей категории маха-бхагавата. Он обеими ногами твёрдо стоит в мире высшей реальности и лишь простирает сюда свою руку для того, чтобы переносить души отсюда в тот мир.

Мы были в высшей степени благословлены тем, что учителя нашей линии, на самом деле снизошли из высшей реальности. То есть они не души, которые путём своей духовной практики достигли какого-то статуса и теперь могут кому-то помочь. Но это подлинные посланники духовного мира, они низошли в этот мир.

Мы знаем, что Шрила Бхактивинода Тхакур молился Кришне и Радхарани с просьбой прислать кого-то из своих людей. Он молился таким образом: «Только, если Вы пришлёте кого-то из Своих близких приближённых в этот мир, только в этом случае Ваше собственное учение, Ваши идеи, которые Вы сами принесли в этот мир в облике Махапрабху, сможет выжить в этом мире. Только великая душа, Ваш посланник, сможет распространить его в этом мире.

И когда явился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, то духовные эксперты такие, как Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж и другие, видели по признакам на его теле, что это великая душа, которая снизошла в этот мир, не простой смертный. Как в случае со Шридхаром Махараджем, которого назвали Бхакти Ракшак хранитель преданности, никто не может получить столь высокий титул, как Бхакти Ракшак, просто так. Но в случае с Шрилой Шридхаром Махараджем, мы знаем эту историю о том, как Шрила Сарасвати Тхакур указал на Шрилу Шридхара Махараджа, показав, что именно через него, Шрилу Шридхара Махараджа, будет проходить продолжение линии Шри Рупы. И ещё мы слышали, что Шрила Сарасвати Тхакур дал Шриле Шридхару Махараджу ещё один титул «шастра-нипуна».

Этот титул означает высший титул для пандита, мудреца, знатока писаний. Это означает, что все, чтобы он ни прочёл, любые писания словно становятся его частью. Он совершенным образом владеет любыми писаниями, всеми знаниями, что в них содержатся. Мы лично чувствуем, что Шридхар Махарадж это величайший философ из всех людей, когда либо являвшихся в этом мире, который уступает, быть может, только Шриле Сарасвати Тхакуру или Шриле Дживе Госвами, философ такого уровня. И, если столь великая личность, как Шрила Сарасвати Тхакур, даёт свой сертификат, удостоверяет положение Шрилы Шридхара Махараджа сам лично, то что ещё мы можем к этому добавить? Нам нет нужды что-либо ещё проверять.

И всю ту сокровищницу знаний, которую накопил Шрила Шридхар Махарадж, которую он сумел почерпнуть от Шрилы Сарасвати Тхакура, все эти знания на протяжении десятков лет он вкладывал в Шрилу Говинду Махараджа. Даже столь уникальные откровения, которые были собственностью Шрилы Шридхара Махараджа, которые не имеют равных прецедентов во всей истории Гаудия-вайшнавизма, например комментарий к гайатри-мантре, все эти вещи Шрила Шридхар Махарадж не только сам осознал, но и вложил всё это, в Шрилу Говинду Махараджа.

Мы знаем так же, когда Шрила Говинда Махарадж был очень юн, иногда он отправлялся проповедовать вместе с духовными братьями Шрилы Шридхара Махараджа, которые были великими учёными маха-пандитами. Эти духовные братья часто обращались к Шриле Говинде Махараджу за помощью в самых тонких, самых высоких идеях. Они чувствовали, что это ученик Шрилы Шридхара Махараджа и поэтому его квалификация должна быть превыше всяких сомнений.

Мы слышали от Шрилы Говинды Махараджа, как он мимоходом упоминал, что ещё в юности, когда ему не исполнилось и 15 лет, он наизусть выучил многие шастры, название которых я, к сожалению, сейчас не помню, и огромную массу писаний, и, в том числе, между делом выучил наизусть многие работы Шекспира.

За несколько лет до своего ухода Шрила Шридхар Махарадж, что именно этот человек Шрила Говинда Махарадж, станет его преемником.  Подобно тому, как примерно за 60 лет до этого, когда Шрила Говинда Махарадж был ещё 17-летним юношей, Шрила Шридхар Махарадж немедленно признал в нём своего преемника и сказал, что он станет следующим ачарйей после него. Так же и перед своим уходом Шрила Шридхар Махарадж повторил это наставление, что именно Шрила Говинда Махарадж станет его преемником. Он сказал тогда: «Если в вас есть какая-то вера в меня, если вы цените то, что я даю, то, пожалуйста, примите это, поверьте, что Шрила Говинда Махарадж имеет всё, что есть во мне, плюс нечто большее. Всё, что я знаю, он знает, плюс он знает нечто сверх того».

Шрила Гурудев обладал некоторыми уникальными, мистическими, загадочными свойствами, и сам Шрила Шридхар Махарадж говорил об этом, когда на собственной Вйаса-пудже на протяжении часа прославлял своего ученика. Только представьте: Гуру в день своей Вйаса-пуджи, когда все должны прославлять его, сам прославляет своего ученика. Это неслыханно.

И так, эти слова «чинтйа-ачинтйа» означают «он знает проявленное и не проявленное». Все знания, которые были явлены в этом мире как писания, он Шрила Говинда Махарадж знает всё это. Но есть и то, что не было явлено в этом мире, то, что никогда не было записано, то, что не было известно никому в этом мире. И Шрила Говинда Махарадж имеет доступ ко всему этому, он владеет всем этим знанием в независимости от того, было оно прежде явлено в этом мире или нет.

Ведь наши учителя очень близки с теми, кто пишет сценарий всех божественных игр. Иногда, когда Шриле Говинде Махараджу задавали какой-то очень непростой вопрос, то в некоторых случаях он словно замирал и замолкал на долгое время. Он мог молчать на протяжении пяти минут. Мне Подобные паузы мне представлялись чем-то вроде подключения к какой-то высшей системе типа Google. Как Google, когда мы даём свой запрос, начинает скандировать весь интернет, все базы данных и, проанализировав весь этот огромный необъёмный запас знаний, выдаёт вам самые подходящие результаты.

И поскольку Шрила Гурудев имел связь с динамичной живой реальностью, которая есть сознание Кришны, то даже те вещи, которые не были записаны в писаниях, которые никогда не были явлены в этом мире, были доступны ему.  Потому, что его связь была живой, реальной.

Шрила Гуру Махарадж любил цитировать один стих, вторая половина которого гласит: хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата — «Подлинная дхарма, настоящая религия живет в сердце садху, святого»1. Миру явлено множество шастр священных писаний, но все эти писания можно по-разному интерпретировать. Любому стиху «Бхагаватам» можно дать сотни толкований и сам Махапрабху показал пример этого в случае атмарама-шлоки.

И так, что есть истина, а что не истина? Или что есть истина, а что ещё большая истина? К примеру, христиане, когда они слышат слова Иисуса Христа «Я есть путь, истина и жизнь. Никто не придёт к отцу моему, как через меня», они интерпретируют так, что во все времена, во всех творениях никто и никогда не сумеет прийти к Отцу Небесному, к Богу, кроме как через личность Иисуса. Они не учитывают, что в то время, в том месте, в тех обстоятельствах сам Иисус действовал, как проявление принципа Гуру учителя.

Итак, даже явленным писаниям можно давать различные токования, разные интерпретации и поэтому наши ачарйи Шрила Гурудев, Шрила Шридхар Махарадж и другие советуют нам изучать писания, находясь под руководством вайшнава потому, что сознание Кришны это что-то живое и это живёт каждую секунду в каждом сердце вайшнава. Шрила Гуру Махарадж любил говорить о волнах, что волна за волной реальности захлёстывают этот мир и со временем, когда-то мы сумеем видеть, чувствовать эту волну, мы сумеем катиться на этой волне волне Сознания Кришны. Шрила Говинда Махарадж был величайшим специалистом по катанию на этих волнах сознания Кришны, которые каждую секунду возникают новые, свежие, которые постоянно являют что-то новое.

Когда появилось новое издание «Бхагавад-гиты», подготовленное Сагаром Махараджем, то Шрила Говинда Махарадж был очень счастлив этому изданию и на протяжении долгого времени, находясь у себя на веранде, в Калькутте, очень часто по утрам и в течение дня, он доставал эту книгу, и начинал её снова и снова перелистывать, читать. И он говорил: «Удивительно, сколь много нового света, сколь много нового открывается мне с каждым прочтением «Бхагавад-гиты». Для него сознание Кришны ни в коем случае не было чем-то застоявшимся, чем-то статичным, неподвижным, напротив, оно было чем-то живым, динамичным, растущим. Каждое мгновение он ощущал в этом всё новую свежесть, всё новую сладость, вечно растущий океан сладости.

Махапрабху описывает, каков результат, каково следствие, когда кто-то повторяет на самом деле подлинное имя Кришны. Такой человек погружается в вечно новые, вечно свежие волны сладостного экстаза и начинает купаться в этом океане. Об этом рассказывается в первом стихе «Шикшаштакам» и об этом стихе однажды Шрила Гурудев сказал: «Чего ещё нам желать, если у нас есть этот стих. Что может быть сказано, больше, чем в этом стихе?» Даже в этом одном стихе Махапрабху дал нам всё.

Гурудев сказал однажды: «На самом деле учение Махапрабху очень простое, это мы его усложняем из-за того, что нам свойственна нечистота. Мы покрыты эго». Это означает, что наше чистое восприятие покрыто очень толстым слоем пыли заблуждений, ложных представлений. И по этой причине нам необходим третий стих «Шикшаштакам», где Махапрабху учит нас, что такое подлинное смирение, что такое подлинное терпение, как нужно не ожидать почтения к себе. Гурудев говорит, что именно в этом стихе ключ к преодолению десяти оскорблений Святого Имени.

Мы знаем, что даже пранама-мантра Шриле Гурудеву была практически написана самим Шрилой Шридхаром Махараджем, его Гуру. И эти слова – «чинтйа-ачинтйа самаста веда нипунам» ему ведомы, как явленные, так и не явленные истины. Это слова Шрилы Шридхара Махараджа о Гурудеве. Шрила Гуру Махарадж знал подлинный смысл этих слов, что они означают на самом деле, куда лучше меня, безгранично, бесконечно лучше, чем я.

Я на днях рассказывал о том, что Гурудев прятал себя своим плащом-невидимкой смирения. Поэтому часто он не показывал своих качеств, не показывал своего величия, но время от времени он вдруг, неожиданно являл, рождал что-то, чего не слышали, чего никогда не видели даже великие пандиты великие мудрецы, какой-то новый взгляд или новый анализ, новый вид комментария к какому-то моменту.

Мы слышали очень милую историю от Госвами Махараджа о том, когда Шрила Свами Махарадж, Шрила Прабхупада вернулся с проповеди в западном мире в Индию, встретился с Гуру Махараджем, Шрилой Шридхарой Махараджем, то на протяжении длительного времени они беседовали о чём-то своём на бенгали. Вместе с ними в то время был один западный ученик Шрилы Прапхупады, его звали Ачйута Нанда Праху. Он не знал бенгали и поэтому позже он спросил Шрилу Прабхупаду: «Скажите пожалуйста, о чём Вы беседовали со Шрилой Шридхаром Махараджем?» Тогда тот сказал ему: «О, если бы я сказал тебе, о чём мы беседовали, ты бы потерял сознание.

И поскольку Шрипад Госвами Махарадж очень любознателен, то много лет спустя, когда наступила соответствующая возможность, когда он был в Навадвипе, в обшестве Шрилы Шридхара Махараджа, там же присутствовал Шрила Гурудев, они с Грудевом о чём-то беседовали. В то время Госвами Махарадж спросил Шрилу Шридхара Махараджа: «А помните, когда-то давно была такая ситуация Вы о чём-то беседовали со Шрилой Прабхупадой. И когда ученик Шрилы Прапхупады Ачйута Нанда спросил его, о чем была беседа, Шрила Прабхупада ответил ему: “О, если бы я сказал тебе, о чём была беседа, ты бы потерял сознание”?» И Госвами Махарадж рассказывает, что тогда Шрила Говинда Махарадж очень весело засмеялся и сказал: «О, Госвами Махарадж хочет услышать что-то такое, от чего упадёт в обморок!»

Шрила Шридхара Махарадж тогда мило улыбнулся и начал проливать потоки жидкого нектара на уши Госвами Махараджа в форме своего уникального произведения, описывающего Гададхара Пандита:

[00:36:30]

ниламбодхи тате сада сва вираха кшепанвитам бандхавам
шримад бхагавати катха мадирайа сандживайан бхати йах
шримад бхагаватам сада сва найанашру пайанаих пуджайан
госвами прабаро гададхара вибхур бхуйат мад эка гатих

И когда Шрила Шридхар Махарадж закончил давать свои пояснения о смысле этого стиха, Госвами Махарадж принёс свои поклоны и начал уходить. Когда же он вышел оттуда, он рассказывает так, что он стукнулся лбом о стенку и едва не потерял сознание. И то объяснение Шрилы Шридхара Махараджа, очень сложно сказать, сколько времени оно длилось. Госвами Махарадж описывает, словно его перенесло в какой-то иной мир, в котором нет времени, практически что-то за пределами материального мира.

Позже, размышляя об этом, он понял, что на самом деле, для них, для этих высоких душ, для Шрилы Шридхара Махараджа, Говинды Махараджа это норма жизни. На протяжении этих сорока лет, пока они были вместе, они практически каждый день обсуждали подобные темы. Подобные беседы на невероятно высокие темы для них норма жизни. Даже их незначительных слов, даже их простой бытовой болтовни достаточно, чтобы мы потеряли от этого напряжения сознание.

Или как Шрила Говинда Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж часто в путешествиях играли в шлоки. Игра следующая: один человек называет какую-то шлоку, а его партнёр должен прочитать шлоку, которая начинается на тот же самый слог, на который заканчивается его шлока. И так они играли друг с другом, многими часами непрерывно. Представляете кто-то в свободное время в этом мире решает кроссворды, кто-то играет в крокет, кто-то вяжет, а они вспоминают шлоки.

Они постоянно жили на этом уровне прекрасной реальности, в живой связи с прекрасной реальностью. И по этому Шрила Шридхар Махарадж прекрасно знал, до какой степени, сколь хорошо Шрила Говинда Махарадж сам связан с этой прямой передачей, с этим прямым эфиром прекрасной реальности. Мы видели только что-то очень немногое из опыта общения со Шрилой Грудевом. Другой вопрос: до какой степени мы способны оценить, до какой степени мы способны понять то, с какого рода величием мы имеем дело?

После ухода Шрилы Гурудева, после, после того, как его божественное тело поместили в самадхи, на протяжении десяти дней устраивали большой  фестиваль хари-катхи каждый день. И однажды Шрила Джанардан Махараджсказал: «Хотя мы жили вместе со Шрилой Гурудевом, иногда принимали вместе с ним прасад, были, казалось бы, очень близки с ним, он держался с нами на равных, и мы, казалось бы, очень много с ним общались, но мы так и не сумели понять, кто такой Шрила Говинда Махарадж.

Сам Гурудев говорил, что сознание Кришны передаётся из сердца в сердце. Поэтому через самопожертвование, через искренность, через преданность ученика, этот ученик может сделать себя достойным, чтобы принять это сокровище от Гуру. И в этом наша надежда. Мы молимся об этом, чтобы то, что сейчас нам кажется непостижимым, недостижимым, постепенно, по милости Шрилы Гурудева могло раскрыться в нашем сердце, благодаря Шри Гуру и его милости. 

Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси
Редактор: Сварнанги Деви Даси

 


1 Ману-самхита, 2.1.

← «Тот, Кого ты ищешь, существует». Онтология Прекрасной Реальности 2.6. Цикл неформальных бесед со Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. Навадвип, Индия. 80-е годы ХХ-го столетия ·• Архив новостей •· Харинама в Риге 8 апреля 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования