«О Шриле Говинде Махарадже». Манас Кришна Прабху. 7 апреля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 26.15M)

Russian

Манас Кришна Прабху 

О Шриле Говинде Махарадже

(7 апреля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата Джагад-Гуру Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Рупануга-гуру-варга ки джай!

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Джай Шри Харинама-санкиртана ки джай!

Джай Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Шрила Гурудев тиробхав-махотсав-титхи ки джай!

Джай Шри Харинама-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Харибол!

Шачи Сута Прабху (предлагая гирлянду): Джай Шрипад Манас Кришна Прабху ки джай!

[Небольшой диалог Манаса Кришны Прабху с Виджаем Раманом Прабху о предстоящей программе, в ходе которого Виджай Раман Прабху просит лектора рассказать о своем опыте общения со Шрилой Гурудевом.]

#00:02:33#

Манас Кришна Прабху: Мне вспоминается один забавный эпизод из достаточно недавнего времени. Это период, когда здоровье Шрилы Гурудева было уже не столь крепким. Но прежде, чем рассказывать это, я хотел бы сказать другое. До того, как я соприкоснулся с Гурудевом, я понятия не имел, что такое сознание Кришны. Более того, я понятия не имел, что такое йога, что такое духовная жизнь вообще, кто такой садху, как практиковать духовную жизнь — я не имел понятия ни о чем подобном. С другой стороны, я пытался найти смысл жизни, я пытался найти истину в своей жизни, но я понятия не имел, где ее искать, я чувствовал себя потерянным. Я искал ответы на вопросы, я искал счастье. В конечном счете я искал того же, чего ищет всякая душа на этой земле — любви.

#00:04:39#

Раньше мне казалось, что я ищу того, кто по-настоящему полюбит меня, того, кто своей любовью принесет радость в мое сердце. Но когда мне было 17 лет, я встретил Шрилу Гурудева в Австралии и какое-то время спустя после этого я наконец понял, осознал, что я искал не того, кто полюбил бы меня и сделал меня счастливым, но я искал того, кому я смогу отдать себя целиком и благодаря этому обрету счастье. Я искал кого-то, кому смогу доверить всего себя, все даже самые сокровенные уголки своего сердца, всего себя без остатка, вручив себя которому, я мог бы чувствовать себя в полной безопасности.

#00:06:03#

Моя первая встреча с Гурудевом, когда я впервые увидел его, была очень необычна. Я испытал, почувствовал нечто, что перевернуло всю мою жизнь. Это была встреча в небольшом ашраме на восточном побережье Австралии, куда Гурудев приехал на две недели. Вся обстановка была очень загадочная, и, что интересно, когда я только приехал в ашрам, даже еще никого не увидев, я почувствовал, что эта обстановка удивительно успокаивает меня, успокаивает до самой глубины души.

#00:07:10#

Итак, мы с братом пришли туда, потихоньку сели в задней части зала, где шла эта встреча. Поначалу все казалось очень странным. В каком-то смысле я был в собрании очень необычно, по моему мнению, одетых людей, но, так или иначе, мы сидели и пытались внимать словам человека, которого все слушали. Писания гласят, что общения даже на протяжении одной одиннадцатой доли секунды с маха-бхагаватой, великим святым, достаточно. И когда Гурудев бросил на меня взгляд, я почувствовал, словно молния ударила меня в самую глубину сердца, словно все облака, весь туман, что окутывал мое сердце, мой ум, внезапно расступились, и солнце просияло сквозь них.

#00:08:42#

В это время Гурудев, казалось бы, просто давал лекцию. Он обращался не ко мне конкретно, но он обращался ко всем присутствующим, просто охватывал своим взглядом всех присутствующих, переводил взгляд на разных людей, смотрел на всех сразу. Но хотя, казалось бы, он не обращался при этом ко мне лично, но чувствовалось, что он обращается лично ко мне из самой глубины моего сердца. И мне показалось, что он сказал мне примерно следующее: «Я знаю, ты всю жизнь находился в поиске. Я знаю, чего ты ищешь. Я знаю, что тебе нужно. Я знаю, сколько страданий тебе пришлось пережить. Я знаю, сколько тебе пришлось преодолеть, и, если ты пожелаешь, я помогу прийти тебе, куда требуется».

#00:10:07#

И это ощущение, что Гурудев знает меня лучше, чем я сам себя знаю, не оставляло меня более никогда, оно оставалось во все время общения с Гурудевом. Вы можете спросить любого ученика Гурудева, кому посчастливилось сидеть на его даршане, любой вам скажет, что даже если Гурудев, казалось бы, дает лекцию для всех, обращаясь ко всем сразу, но в то же самое время можно почувствовать, что он обращается лично к тебе.

#00:11:17#

Шастры гласят: са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир, что подлинный Гуру — сакшад-дхари, неотличен от самого Господа, но одновременно с этим Гуру — это и дорогой слуга Всевышнего[1]. Подобно тому, как здесь, на этом изображении, на этой картине на стене, мы видим изображение раса-лилы Кришны. Эти события, этот танец Прекрасной Реальности происходил в мире, выходящем далеко-далеко за пределы, доступные нашему материальному зрению, в самой глубине, в самой сердцевине духовного мира. Мы слышали, что тогда Кришна, находясь в окружении миллиардов и триллионов прекраснейших девушек Вриндавана, распространился, проявил Себя так, что Он находился рядом с каждой из них индивидуально. И каждая из них во время танца чувствовала: «Кришна танцует только со мной, Кришна мой».

#00:13:18#

Это очень возвышенный пример, но все же некоторая аналогия прослеживается в общении с Гурудевом. Он всегда знал, обращаясь к каждому из нас, что именно требуется нам, нашему сердцу. Одной улыбки Гурудева было достаточно, чтобы погрузить вас в полное счастье, чтобы вы почувствовали, что больше вам ничего не требуется. И стоило ему нахмуриться лишь один раз, бросить лишь один недовольный взгляд, как наше сердце разбивалось на тысячи частей, мы чувствовали себя испепеленными.

#00:14:38#

В писаниях мы читаем описание великих учителей прошлых веков, и эти писания говорят, что одна из особенностей таких великих учителей в том, что они могут быть очень суровы, подобно удару молнии, и одновременно мягче лепестка розы. В присутствии Гурудева можно было легко почувствовать оба этих аспекта. С одной стороны, можно было легко почувствовать, насколько серьезно, насколько глубоко он проник в самую сердцевину духовной реальности. С другой стороны, его переполняло счастье внутреннего удовлетворения, этим внутренним счастьем он затоплял весь окружающий мир.

#00:16:11#

В какой-то момент Шрила Гурудев оказался не в состоянии подниматься самостоятельно по лестнице в свою комнату и обратно. Это происходило в Индии, в Навадвипе, а также в Бангкоке, где мы в то время с ним находились. Тогда мы, его ученики, поднимали его на кресле-каталке вверх и вниз. Иногда я думаю, что, быть может, это было самое опасное из всех видов служения, что я когда-либо выполнял, потому что ступеньки, по которым нам нужно было поднимать и опускать Гурудева, иногда были очень узкими, очень неудобными. Когда ты поднимаешь Гурудева, ты понимаешь, что одно неверное движение и твоей жизни конец.

#00:17:42#

Однажды мы выносили подобным образом Гурудева на прогулку в Бангкоке. Мы спускали его на кресле по лестнице, я был впереди и в это время ножка кресла-каталки, за которую я держался, вдруг выскочила. Позже выяснилось, что ее не закрепили правильно. К счастью, в то время мы еще не вышли на саму лестницу, мы только в первый раз поднимали кресло, для того чтобы поднести к лестнице, и, к счастью, мне удалось перехватить второй рукой вовремя само кресло, чтобы оно не упало. И он бросил на меня взгляд, полный очарования, с одной стороны, и очень серьезный, с другой, что-то вроде того — «молодец, хорошо поймал». Мое сердце было готово вырваться из груди. Мы на минуту остановились, подкрутили эту недостающую деталь и начали снова спускать, и тогда я посмотрел на Гурудева и сказал: «Гуру Махарадж говорил, что Гуру тяжелее Гималаев». Гурудев в ответ посмотрел на меня, улыбнулся и кивнул, он не стал возражать.

#00:20:18#

Гурудев в каком-то смысле всегда был очень серьезен, ведь на самом деле он держал в своих руках ключи, с помощью которых можно открыть всю вселенную, более того, с помощью которых можно открыть вход в мир Голоки Вриндавана. И кто доверил ему это служение, кто дал ему это положение? Не кто иной, как его Гуру Махарадж, Бхакти Ракшак — хранитель преданности, который стал привратником в духовный мир. Поэтому у него была эта возможность. Он реально может давать вход в тот высший мир, он стал привратником, поскольку исполнял это служение для Гуру Махараджа.

#00:21:38#

…па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на ш́икш̣а̄ра прача̄ре

стха̄пила̄ а̄ш́рама баху джагата ма̄джха̄ре…[2]

В песне, прославляющей Гурудева, «Шри Гуру-арати», сказано: «Он открыл много центров, чтобы проповедовать парамахамса-дхарму». Мы видели, что он, жертвуя своим здоровьем, объехал мир 24 или 25 раз для того, чтобы поделиться этим сокровищем со всеми и каждым, не требуя ничего взамен. Он открыл более 80 центров по всему миру, чтобы люди могли приходить туда и услышать о красоте сознания Кришны. О Гурудеве сказано: па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на — он распространял знание парамахамса-дхармы. Что это означает? Хамса означает «лебедь», парамахамса указывает на особую божественную личность, наделенную подобными качествами. Каково свойство лебедя? Его не касается ничто материальное — подобно тому, как вода с лебедя стекает совершенно спокойно; вы видите, что к его перьям вода совершенно не пристает.

#00:24:01#

И какова здесь аналогия? Парамахамсы, высшие, совершенные души, также «плавают» по поверхности этого мира. С одной стороны, они, казалось бы, присутствуют здесь в человеческой форме, но на самом деле они пришли сюда только для того, чтобы сделать эту «прививку» трансцендентного знания страдающим людям. Такие просветленные души пробуждены к иному миру. Тот мир, к которому они пробуждены, кажется темнотой, ночью для непосвященных душ, и наоборот: то, что кажется ярким днем обычным людям, для тех высших душ кажется тьмой.

#00:25:23#

Еще одна причина, почему аналогия с лебедем уместна: если лебедю дать смесь молока и воды, он сумеет извлечь только молоко из этой смеси, оставив воду нетронутой. Подобным же образом такие божественные личности, подобные трансцендентным лебедям, способны извлечь из каждого человека, из любых обстоятельств, из любой ситуации реальность, причем прекрасную реальность. Они способны увидеть это во всем.

#00:26:20#

Живя рядом с Гурудевом, мы видели, что он живет таким образом каждый божий день. Из каждого человека, из любых обстоятельств он извлекал [эту суть], видел во всем эту высшую божественную реальность, прекрасную реальность. Он сформулировал этот принцип парамахамса-дхармы в очень простых словах. Однажды он выразил его так: «Если вы будете смотреть только на вдохновенную грань, на вдохновенную сторону других вайшнавов, вы всегда будете вдохновлены». Даже в самом негодном, недостойном уважения человеке, таком как я, Шрила Гурудев видел только его потенциал, только ту божественную искру, которая существует внутри каждого, не обращая внимания ни на какие внешние несовершенства.

#00:28:21#

Разумеется, для того, чтобы исправлять своих учеников, иногда ему нужно было обращать внимание и на другое. Несомненно, он видел все, он видел в том числе и недостатки, но мы можем смело сказать, что он никогда не сосредотачивался на этом, он никогда не сосредотачивался на, так сказать, невдохновленной стороне своих учеников. В нем, в нашем Гурудеве, мы нашли человека, который не просто обладает знанием, но живет и дышит всеми совершенствами, о которых ранее мы только читали, узнавая о великих учителях, маха-бхагаватах из священных писаний.

#00:29:44#

На протяжении всей своей жизни после ухода Гуру Махараджа Шрила Гурудев оставлял всегда свою дверь открытой. В любое время человек мог прийти к нему для того, чтобы получить поддержку, для того, чтобы получить необходимые наставления, для того, чтобы просто посидеть и пообщаться с ним.

#00:30:13#

Однажды Гурудев сказал: «В этом мире мы все приобрели множество дурных привычек, поэтому наша задача, как практикующих сознание Кришны, восстановить в себе здоровые привычки». Под привычками в данном случае подразумеваются не только бытовые вещи, но и образ мышления, образ сознания, то, как мы смотрим на мир. Поэтому Гурудев говорил например: «Мы не должны думать, что практиковать повторение святых имен можно только по расписанию, только с 10:30 до 11:00 утра каждый день или только с 4 до 5 утра, или в любое другое время. Нет. На самом деле мы должны повторять святые имена Кришны непрестанно, каждое мгновение. Тогда, — говорил Гурудев, — мы сумеем развить в себе привычку всегда соприкасаться с Кришной. И даже во сне мы сможем помнить о Кришне, повторять Его имена».

[Открывается алтарь.]

Джай Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:32:01#

В завершение я хотел бы сказать следующее. Сам Гурудев пример этому, даже во сне он на самом деле не спал, когда он, казалось бы, спал, он повторял Харе Кришна маха-мантру. Иногда это было слышно. О славе Гурудева можно говорить бесконечно, но, даже говоря бесконечно, мы не сумеем исчерпать и одной капли безграничного океана его славы. Это можно сравнить с попытками мухи описать величие океана или светлячка осветить своим сиянием солнце.

#00:33:07#

И наконец я хотел бы поделиться одним воспоминанием, связанным с Гурудевом в его последние дни в Навадвипе. Это был последний приезд Гурудева в Навадвипу. Здоровье его было очень плохим, он не вставал с постели на протяжении недели. Все начали очень сильно волноваться, переживать, что в любое мгновение он может оставить этот мир. Гурудев чувствовал определенную депрессию, недовольство ситуацией в Навадвипе. Его настроение оставляло желать лучшего, потому что в дни своей юности он мог исправить любую проблему сам очень быстро, энергично, но сейчас он говорил: «Если я попытаюсь вести себя так же, меня моментально разобьет сердечный приступ».

#00:34:39#

Эта ситуация доходила до крайности, до того, что Гурудева, казалось, ничто не радовало внешне, даже прасадам. Мы все знаем, как Гурудев любил прасадам, но даже прасадам не вызывал у него вдохновения. Но в один день Шрипад Авадхут Махарадж и Виджай Раман Праху прибыли туда, в Навадвипу, потому что приближалось время праздника Вьяса-пуджи Гурудева. И мы видели, сколь велика сила преданности Авадхута Махараджа и Виджай Рамана, потому что, как только они зашли в комнату Гурудева, он немедленно просиял широкой улыбкой и поднялся с постели, для того чтобы приветствовать их. Силы взялись как будто бы ниоткуда.

#00:36:25#

Сколь великую любовь Шрила Гурудев питает к Авадхуту Махараджу и Виджай Раману Прабху! Даже если бы я не знал до того момента [о силе этой любви], в тот момент масштаб, пределы той любви стали очевидны. Поэтому я очень счастлив, что у меня есть возможность быть в обществе Виджай Рамана Прабху, Авадхута Махараджа и общаться со всеми вами в этом храме в Санкт-Петербурге. Ведь этот храм был столь любим Шрилой Гурудевом. Я счастлив этой возможности быть здесь и хотя бы каплями этих воспоминаний делиться с вами. Столь многим я хотел бы поделиться, столь многое рассказать, но наше время очень ограничено. Мы не затронули даже самой поверхности славы Гурудева. А сейчас, может быть, Виджай Раман Прабху захочет что-нибудь рассказать…

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас



1  Са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир, уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣ / кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа, ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от Верховной Личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Верховного Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», стих 7).

2  Стха̄пила̄ а̄ш́рама баху джагата ма̄джха̄ре / па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на ш́икш̣а̄ра прача̄ре — «Чтобы научить высшему знанию и проповедовать его людям, ты основал по всему миру много ашрамов» («Шри Гуру-арати», 8).

  



←  Нама-хатта и Харинама в Паттайе, Таиланд, с участием Джагадананды Прабху ·• Архив новостей •· «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Глава 3, стихи 1,2. Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 7 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.4 МБ)

Russian

Манас Кришна Прабху 

О Шриле Говинде Махарадже

(7 апреля 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата Джагад-Гуру Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Рупануга-гуру-варга ки джай!

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Джай Шри Харинама-санкиртана ки джай!

Джай Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Шрила Гурудев тиробхав-махотсав-титхи ки джай!

Джай Шри Харинама-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Харибол!

Шачи Сута Прабху (предлагая гирлянду): Джай Шрипад Манас Кришна Прабху ки джай!

[Небольшой диалог Манаса Кришны Прабху с Виджаем Раманом Прабху о предстоящей программе, в ходе которого Виджай Раман Прабху просит лектора рассказать о своем опыте общения со Шрилой Гурудевом.]

#00:02:33#

Манас Кришна Прабху: Мне вспоминается один забавный эпизод из достаточно недавнего времени. Это период, когда здоровье Шрилы Гурудева было уже не столь крепким. Но прежде, чем рассказывать это, я хотел бы сказать другое. До того, как я соприкоснулся с Гурудевом, я понятия не имел, что такое сознание Кришны. Более того, я понятия не имел, что такое йога, что такое духовная жизнь вообще, кто такой садху, как практиковать духовную жизнь — я не имел понятия ни о чем подобном. С другой стороны, я пытался найти смысл жизни, я пытался найти истину в своей жизни, но я понятия не имел, где ее искать, я чувствовал себя потерянным. Я искал ответы на вопросы, я искал счастье. В конечном счете я искал того же, чего ищет всякая душа на этой земле — любви.

#00:04:39#

Раньше мне казалось, что я ищу того, кто по-настоящему полюбит меня, того, кто своей любовью принесет радость в мое сердце. Но когда мне было 17 лет, я встретил Шрилу Гурудева в Австралии и какое-то время спустя после этого я наконец понял, осознал, что я искал не того, кто полюбил бы меня и сделал меня счастливым, но я искал того, кому я смогу отдать себя целиком и благодаря этому обрету счастье. Я искал кого-то, кому смогу доверить всего себя, все даже самые сокровенные уголки своего сердца, всего себя без остатка, вручив себя которому, я мог бы чувствовать себя в полной безопасности.

#00:06:03#

Моя первая встреча с Гурудевом, когда я впервые увидел его, была очень необычна. Я испытал, почувствовал нечто, что перевернуло всю мою жизнь. Это была встреча в небольшом ашраме на восточном побережье Австралии, куда Гурудев приехал на две недели. Вся обстановка была очень загадочная, и, что интересно, когда я только приехал в ашрам, даже еще никого не увидев, я почувствовал, что эта обстановка удивительно успокаивает меня, успокаивает до самой глубины души.

#00:07:10#

Итак, мы с братом пришли туда, потихоньку сели в задней части зала, где шла эта встреча. Поначалу все казалось очень странным. В каком-то смысле я был в собрании очень необычно, по моему мнению, одетых людей, но, так или иначе, мы сидели и пытались внимать словам человека, которого все слушали. Писания гласят, что общения даже на протяжении одной одиннадцатой доли секунды с маха-бхагаватой, великим святым, достаточно. И когда Гурудев бросил на меня взгляд, я почувствовал, словно молния ударила меня в самую глубину сердца, словно все облака, весь туман, что окутывал мое сердце, мой ум, внезапно расступились, и солнце просияло сквозь них.

#00:08:42#

В это время Гурудев, казалось бы, просто давал лекцию. Он обращался не ко мне конкретно, но он обращался ко всем присутствующим, просто охватывал своим взглядом всех присутствующих, переводил взгляд на разных людей, смотрел на всех сразу. Но хотя, казалось бы, он не обращался при этом ко мне лично, но чувствовалось, что он обращается лично ко мне из самой глубины моего сердца. И мне показалось, что он сказал мне примерно следующее: «Я знаю, ты всю жизнь находился в поиске. Я знаю, чего ты ищешь. Я знаю, что тебе нужно. Я знаю, сколько страданий тебе пришлось пережить. Я знаю, сколько тебе пришлось преодолеть, и, если ты пожелаешь, я помогу прийти тебе, куда требуется».

#00:10:07#

И это ощущение, что Гурудев знает меня лучше, чем я сам себя знаю, не оставляло меня более никогда, оно оставалось во все время общения с Гурудевом. Вы можете спросить любого ученика Гурудева, кому посчастливилось сидеть на его даршане, любой вам скажет, что даже если Гурудев, казалось бы, дает лекцию для всех, обращаясь ко всем сразу, но в то же самое время можно почувствовать, что он обращается лично к тебе.

#00:11:17#

Шастры гласят: са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир, что подлинный Гуру — сакшад-дхари, неотличен от самого Господа, но одновременно с этим Гуру — это и дорогой слуга Всевышнего[1]. Подобно тому, как здесь, на этом изображении, на этой картине на стене, мы видим изображение раса-лилы Кришны. Эти события, этот танец Прекрасной Реальности происходил в мире, выходящем далеко-далеко за пределы, доступные нашему материальному зрению, в самой глубине, в самой сердцевине духовного мира. Мы слышали, что тогда Кришна, находясь в окружении миллиардов и триллионов прекраснейших девушек Вриндавана, распространился, проявил Себя так, что Он находился рядом с каждой из них индивидуально. И каждая из них во время танца чувствовала: «Кришна танцует только со мной, Кришна мой».

#00:13:18#

Это очень возвышенный пример, но все же некоторая аналогия прослеживается в общении с Гурудевом. Он всегда знал, обращаясь к каждому из нас, что именно требуется нам, нашему сердцу. Одной улыбки Гурудева было достаточно, чтобы погрузить вас в полное счастье, чтобы вы почувствовали, что больше вам ничего не требуется. И стоило ему нахмуриться лишь один раз, бросить лишь один недовольный взгляд, как наше сердце разбивалось на тысячи частей, мы чувствовали себя испепеленными.

#00:14:38#

В писаниях мы читаем описание великих учителей прошлых веков, и эти писания говорят, что одна из особенностей таких великих учителей в том, что они могут быть очень суровы, подобно удару молнии, и одновременно мягче лепестка розы. В присутствии Гурудева можно было легко почувствовать оба этих аспекта. С одной стороны, можно было легко почувствовать, насколько серьезно, насколько глубоко он проник в самую сердцевину духовной реальности. С другой стороны, его переполняло счастье внутреннего удовлетворения, этим внутренним счастьем он затоплял весь окружающий мир.

#00:16:11#

В какой-то момент Шрила Гурудев оказался не в состоянии подниматься самостоятельно по лестнице в свою комнату и обратно. Это происходило в Индии, в Навадвипе, а также в Бангкоке, где мы в то время с ним находились. Тогда мы, его ученики, поднимали его на кресле-каталке вверх и вниз. Иногда я думаю, что, быть может, это было самое опасное из всех видов служения, что я когда-либо выполнял, потому что ступеньки, по которым нам нужно было поднимать и опускать Гурудева, иногда были очень узкими, очень неудобными. Когда ты поднимаешь Гурудева, ты понимаешь, что одно неверное движение и твоей жизни конец.

#00:17:42#

Однажды мы выносили подобным образом Гурудева на прогулку в Бангкоке. Мы спускали его на кресле по лестнице, я был впереди и в это время ножка кресла-каталки, за которую я держался, вдруг выскочила. Позже выяснилось, что ее не закрепили правильно. К счастью, в то время мы еще не вышли на саму лестницу, мы только в первый раз поднимали кресло, для того чтобы поднести к лестнице, и, к счастью, мне удалось перехватить второй рукой вовремя само кресло, чтобы оно не упало. И он бросил на меня взгляд, полный очарования, с одной стороны, и очень серьезный, с другой, что-то вроде того — «молодец, хорошо поймал». Мое сердце было готово вырваться из груди. Мы на минуту остановились, подкрутили эту недостающую деталь и начали снова спускать, и тогда я посмотрел на Гурудева и сказал: «Гуру Махарадж говорил, что Гуру тяжелее Гималаев». Гурудев в ответ посмотрел на меня, улыбнулся и кивнул, он не стал возражать.

#00:20:18#

Гурудев в каком-то смысле всегда был очень серьезен, ведь на самом деле он держал в своих руках ключи, с помощью которых можно открыть всю вселенную, более того, с помощью которых можно открыть вход в мир Голоки Вриндавана. И кто доверил ему это служение, кто дал ему это положение? Не кто иной, как его Гуру Махарадж, Бхакти Ракшак — хранитель преданности, который стал привратником в духовный мир. Поэтому у него была эта возможность. Он реально может давать вход в тот высший мир, он стал привратником, поскольку исполнял это служение для Гуру Махараджа.

#00:21:38#

…па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на ш́икш̣а̄ра прача̄ре

стха̄пила̄ а̄ш́рама баху джагата ма̄джха̄ре…[2]

В песне, прославляющей Гурудева, «Шри Гуру-арати», сказано: «Он открыл много центров, чтобы проповедовать парамахамса-дхарму». Мы видели, что он, жертвуя своим здоровьем, объехал мир 24 или 25 раз для того, чтобы поделиться этим сокровищем со всеми и каждым, не требуя ничего взамен. Он открыл более 80 центров по всему миру, чтобы люди могли приходить туда и услышать о красоте сознания Кришны. О Гурудеве сказано: па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на — он распространял знание парамахамса-дхармы. Что это означает? Хамса означает «лебедь», парамахамса указывает на особую божественную личность, наделенную подобными качествами. Каково свойство лебедя? Его не касается ничто материальное — подобно тому, как вода с лебедя стекает совершенно спокойно; вы видите, что к его перьям вода совершенно не пристает.

#00:24:01#

И какова здесь аналогия? Парамахамсы, высшие, совершенные души, также «плавают» по поверхности этого мира. С одной стороны, они, казалось бы, присутствуют здесь в человеческой форме, но на самом деле они пришли сюда только для того, чтобы сделать эту «прививку» трансцендентного знания страдающим людям. Такие просветленные души пробуждены к иному миру. Тот мир, к которому они пробуждены, кажется темнотой, ночью для непосвященных душ, и наоборот: то, что кажется ярким днем обычным людям, для тех высших душ кажется тьмой.

#00:25:23#

Еще одна причина, почему аналогия с лебедем уместна: если лебедю дать смесь молока и воды, он сумеет извлечь только молоко из этой смеси, оставив воду нетронутой. Подобным же образом такие божественные личности, подобные трансцендентным лебедям, способны извлечь из каждого человека, из любых обстоятельств, из любой ситуации реальность, причем прекрасную реальность. Они способны увидеть это во всем.

#00:26:20#

Живя рядом с Гурудевом, мы видели, что он живет таким образом каждый божий день. Из каждого человека, из любых обстоятельств он извлекал [эту суть], видел во всем эту высшую божественную реальность, прекрасную реальность. Он сформулировал этот принцип парамахамса-дхармы в очень простых словах. Однажды он выразил его так: «Если вы будете смотреть только на вдохновенную грань, на вдохновенную сторону других вайшнавов, вы всегда будете вдохновлены». Даже в самом негодном, недостойном уважения человеке, таком как я, Шрила Гурудев видел только его потенциал, только ту божественную искру, которая существует внутри каждого, не обращая внимания ни на какие внешние несовершенства.

#00:28:21#

Разумеется, для того, чтобы исправлять своих учеников, иногда ему нужно было обращать внимание и на другое. Несомненно, он видел все, он видел в том числе и недостатки, но мы можем смело сказать, что он никогда не сосредотачивался на этом, он никогда не сосредотачивался на, так сказать, невдохновленной стороне своих учеников. В нем, в нашем Гурудеве, мы нашли человека, который не просто обладает знанием, но живет и дышит всеми совершенствами, о которых ранее мы только читали, узнавая о великих учителях, маха-бхагаватах из священных писаний.

#00:29:44#

На протяжении всей своей жизни после ухода Гуру Махараджа Шрила Гурудев оставлял всегда свою дверь открытой. В любое время человек мог прийти к нему для того, чтобы получить поддержку, для того, чтобы получить необходимые наставления, для того, чтобы просто посидеть и пообщаться с ним.

#00:30:13#

Однажды Гурудев сказал: «В этом мире мы все приобрели множество дурных привычек, поэтому наша задача, как практикующих сознание Кришны, восстановить в себе здоровые привычки». Под привычками в данном случае подразумеваются не только бытовые вещи, но и образ мышления, образ сознания, то, как мы смотрим на мир. Поэтому Гурудев говорил например: «Мы не должны думать, что практиковать повторение святых имен можно только по расписанию, только с 10:30 до 11:00 утра каждый день или только с 4 до 5 утра, или в любое другое время. Нет. На самом деле мы должны повторять святые имена Кришны непрестанно, каждое мгновение. Тогда, — говорил Гурудев, — мы сумеем развить в себе привычку всегда соприкасаться с Кришной. И даже во сне мы сможем помнить о Кришне, повторять Его имена».

[Открывается алтарь.]

Джай Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:32:01#

В завершение я хотел бы сказать следующее. Сам Гурудев пример этому, даже во сне он на самом деле не спал, когда он, казалось бы, спал, он повторял Харе Кришна маха-мантру. Иногда это было слышно. О славе Гурудева можно говорить бесконечно, но, даже говоря бесконечно, мы не сумеем исчерпать и одной капли безграничного океана его славы. Это можно сравнить с попытками мухи описать величие океана или светлячка осветить своим сиянием солнце.

#00:33:07#

И наконец я хотел бы поделиться одним воспоминанием, связанным с Гурудевом в его последние дни в Навадвипе. Это был последний приезд Гурудева в Навадвипу. Здоровье его было очень плохим, он не вставал с постели на протяжении недели. Все начали очень сильно волноваться, переживать, что в любое мгновение он может оставить этот мир. Гурудев чувствовал определенную депрессию, недовольство ситуацией в Навадвипе. Его настроение оставляло желать лучшего, потому что в дни своей юности он мог исправить любую проблему сам очень быстро, энергично, но сейчас он говорил: «Если я попытаюсь вести себя так же, меня моментально разобьет сердечный приступ».

#00:34:39#

Эта ситуация доходила до крайности, до того, что Гурудева, казалось, ничто не радовало внешне, даже прасадам. Мы все знаем, как Гурудев любил прасадам, но даже прасадам не вызывал у него вдохновения. Но в один день Шрипад Авадхут Махарадж и Виджай Раман Праху прибыли туда, в Навадвипу, потому что приближалось время праздника Вьяса-пуджи Гурудева. И мы видели, сколь велика сила преданности Авадхута Махараджа и Виджай Рамана, потому что, как только они зашли в комнату Гурудева, он немедленно просиял широкой улыбкой и поднялся с постели, для того чтобы приветствовать их. Силы взялись как будто бы ниоткуда.

#00:36:25#

Сколь великую любовь Шрила Гурудев питает к Авадхуту Махараджу и Виджай Раману Прабху! Даже если бы я не знал до того момента [о силе этой любви], в тот момент масштаб, пределы той любви стали очевидны. Поэтому я очень счастлив, что у меня есть возможность быть в обществе Виджай Рамана Прабху, Авадхута Махараджа и общаться со всеми вами в этом храме в Санкт-Петербурге. Ведь этот храм был столь любим Шрилой Гурудевом. Я счастлив этой возможности быть здесь и хотя бы каплями этих воспоминаний делиться с вами. Столь многим я хотел бы поделиться, столь многое рассказать, но наше время очень ограничено. Мы не затронули даже самой поверхности славы Гурудева. А сейчас, может быть, Виджай Раман Прабху захочет что-нибудь рассказать…

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас



[1] Са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир, уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣ / кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа, ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от Верховной Личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Верховного Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», стих 7).

[2] Стха̄пила̄ а̄ш́рама баху джагата ма̄джха̄ре / па̄рамахам̇са-дхарма-джн̃а̄на ш́икш̣а̄ра прача̄ре — «Чтобы научить высшему знанию и проповедовать его людям, ты основал по всему миру много ашрамов» («Шри Гуру-арати», 8).

  

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования