«Шри Мадхвачарья» (часть 1). Проф. Нишиканта Саньял. Из книги «Шри Кришна Чайтанья» | “Sri Madhvacharya” (part 1). Prof. Nishikanta Sanyal. From Sri Krishna Chaitanya


Russian

Проф. Нишиканта Саньял 

Шри Мадхвачарья
(часть 1) 

(из книги «Шри Кришна Чайтанья», том I) 

 

Ачарьи-основатели 

Вклад Вишнусвами, Нимбадитьи, Рамануджи и Мадхвы, ачарьев-основателей вайшнавских общин (сампрадай) наших дней, в мир теизма настолько ценен, а необходимость знать его настолько велика для должного понимания теологического положения Шри Чайтаньи, что мы завершим наш краткий обзор исторического развития теистической мысли краткой оценкой [философских] систем четырех великих ачарьев-вайшнавов, предшествовавших Шри Чайтанье.

Необходимость сампрадаи или организованной общины в сфере религии была недвусмысленно признана в шастрах. Шри Вьясадева в «Падма-пуране» в отношении этой темы говорит следующее: «Словесные формулы (мантры), избавляющие от галлюцинаций ума, никогда не имеют силы, кроме как если произносящий их принадлежит к духовной общине». И тот же авторитетный источник продолжает высказываться, что в четвертую (Кали) эпоху для этой цели по воле Господа четырьмя ачарьями будут основаны соответственно четыре теистических (вайшнавских) общины (сампрадаи). Это не является пропагандой сектантства, но поддерживает принцип сообщества и преемственности в духовной жизни в противовес анархизму. Правильно понятое, это является методом, которому естественным образом следуют все искренне настроенные личности, предпочитающие действующие законы — анархии, а общество хороших людей — эгоистичному уединению. Эти люди по-настоящему либеральны, не только на словах, но и в своем поведении. Те псевдо-либералы, что позиционируют себя стоящими выше любого класса или общины, — не более чем замаскировавшиеся анархисты. Истинный инстинкт человечества всегда был направлен на фундаментальную необходимость принадлежать к хорошему, то есть должным образом упорядоченному сообществу.

Четыре общины (сампрадаи) железного века [Кали-юги] связаны с древними временами своим признанием скрытого авторитета вечных древних учителей, а именно: Лакшми, Брахмы, Рудры и четырех Санов (Чатухсанов) соответственно. Четверо ачарьев-основателей железного века избрали своим делом проповедь взглядов тех изначальных учителей религии. В железный век Шри Рудра — первоисточник учения Шри Вишнусвами; Санака, Санатана, Сананда и Санат Кумары — Шри Нимбарки Свами; Шри Лакшмидеви — Шри Рамануджи Свами; а четырехликий Брахма — Мадхвы Свами. (1) Лакшми, вечная супруга Вишну, неразделенная с Ним; (2) Брахма, появившийся из лотоса, растущего из пупка Гарбходакашайи Вишну; (3) Рудра, возникший из второго Пуруши; и (4) четверо Санов, сыновья Брахмы, рожденные из его ума, — таковы в хронологическом порядке их явления первоначальные доисторические учителя, давшие начало четырем общинам. (1) Шри Вишнусвами, (2) Шри Нимбадитья, (3) Шри Рамануджа и (4) Шри Мадхва — таков хронологический порядок явления ачарьев железного века. 

 

Шримат Пурнапраджна или Шри Мадхвачарья 

Шримат Пурнапраджна или Мадхвачарья явился в этот мир в 1040 году эпохи Шака в священной тиртхе, известной как Паджака-кшетра в Южной Чаране. До того как он принял санньясу, его звали Васудевой. Шри Васудева происходил из семьи брахмана. Именем его отца было Шри Нараяна Бхатта, что носил фамилию Мадхвагеха, связанную с тем, что один из его предков, иммигрант из провинции Ахиччхатра, построил свой дом в центре деревни-поселения. Его мать звали Ведабати или Ведавидья. В возрасте одиннадцати лет, не получив предварительного разрешения своих родителей, Васудева принял отречение аскета, носящего посох (данда-санньясу), от Шри Ачьютапрекши, ученика Шри Праджнатиртхи, в линии Гарудабахан, и получил имя Анандатиртха или равнозначное ему — Мадхва. В те времена Ачьютапрекша был ответственным за храм Шри Анантешвары, находившийся в соседней деревне Раджатапитхапура. Согласно последователям Мадхвы в Раджатапитхапуре порядок духовной наставнической преемственности Мадхвачарьи таков: (1) Шри Нараяна как Ханса, (2) четырехликий Брахма, (3) Чатухсаны, (4) Дурваса, (5) Пасатиртха Яти, (6) Сатьяпраджна, (7) Праджнатиртха, (8) Ачьютапрекша и (9) Мадхва. Здесь мы не задаемся целью погружаться в детали его долгого и богатого событиями жизненного пути.

Шримад Мадхва поклонялся Кришне в образе мальчика, чья святая форма, чудесным образом спасенная с тонущей лодки, была торжественно установлена им в Шри Удупи-кшетре и по сей день принимает поклонение санньясинов, его учеников в линии преемственности.

Шри Мадхвачарья обладал могучим телосложением. Дважды он путешествовал в Шри Бадарику и посетил все главные тиртхи Индии, в которых проповедовал свое учение и с успехом участвовал в диспутах с ведущими знатоками конкурирующих школ. Шри Мадхвачарья покинул этот мир на 79 году после своего явления.

Чтобы распространять свои дуалистические теистические взгляды, Шри Мадхвачарья написал множество работ и основал много матхов с организованным служением и поклонением. До наших дней дошли целых тридцать восемь отдельных работ, вышедших из-под его пера, все на санскрите. Таким образом, объем литературы, ставший блестящим началом, разросся до огромных размеров благодаря последующим добавлениям множества ценных трудов его преемников.

Считается, что учение Шри Мадхвачарьи обобщается в кратком стихе, который последователи школы находят дающим правильное понимание его воззрений. Это выражается следующим образом: «Божественный Вишну превыше всех. Мир существует. Между Господом, дживой и материей существует пятичастное непреходящее взаимное отличие. Дживы (индивидуальные души) — слуги Шри Хари. Среди джив существует градация пригодности. Предназначение, соответствующее истинной природе дживы, — освобождение (мукти). Осуществление на практике осознанного назначения согласно истинной природе души достигается через чистую, беспримесную или беспричинную преданность. Звук, умозаключение и непосредственное восприятие составляют тройное свидетельство. Шри Хари — единственный Объект, познаваемый посредством совокупности всех писаний; или иными словами: постижение Господа возможно лишь благодаря следованию пути услышанного, пришедшего через откровение звука (шрути)». Все эти взгляды особенно были признаны Шрипадом Баладевой Видьябхушаном в его «Прамея Ратнавали». Это без сомнения устанавливает происхождение Шри Гаудия-сампрадаи, следующей за Шри Кришной Чайтаньей от школы Мадхвы, и подтверждает ее раскрывающее смысл название Мадхва-Гаудия-сампрадая (или Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая), употребляемое преданными.

Как уже утверждалось, согласно Шри Мадхвачарье Шри Вишну — высшее Существо. Реальность бывает двух видов, а именно: (1) независимая и (2) зависимая. Вишну — единственное совершенно независимое Существо. Он — обитель безграничных, свободных от изъянов, благих качеств. Он — всемогущий самодержец, Он упорядочивает живой и неживой миры. От кончика ногтя до кончика волоса Его тело — олицетворенная форма бытия, знания и блаженства. Он обладает сознанием и наслаждается по Своей собственной истинной природе. Его Личность цельна. Между Его телом и Ним, как обладателем тела, нет различия. Его тело, качества, деяния и имя полностью идентичны. То есть между Его именем, обликом, качествами и деяниями (лилами) не существует различия. Он вечен, упорядочивает все, Господь всего, Ишвара (Правитель) даже таких личностей как Брахма, Махеша и Лакшми, и по этой причине Он — высшее Божество, то есть Бог всех богов. В любую эпоху в любой стране Он является святой воплощенной формой Владыки всей чистой энергии. Личности, кто обращает внимание на какие-либо различия или различия и отсутствие таковых в имени, облике, качествах и деяниях аватар, а именно Рыбы, Черепахи и других, несомненно, оказываются в царстве грубого невежества (тамас). Шри Хари исполнен полного самосознания. Его святой облик обладает руками, ногами, ртом, животом и прочими частями тела, природа которых — чистое блаженство. Он — источник постоянного творения, поддержания и уничтожения, пути душ, знания, обусловленности, освобождения и т. д.

Божественный Вишну вечно существует как прообраз всех индивидуальных душ, которые являются Его отделенными частями. Иными словами, в царстве, исполненном игр чистого разума, вечно существует бесконечная последовательность отдельных джив — от Брахмы до нижайшего насекомого, — наделенных материализованными формами принципов бытия, знания и блаженства. Они — не обладающие в полной мере всеми качествами двойники соответствующих обликов Вишну, который в Своих вечных и разнообразных обликах является их прообразом. На Вайкунтхе индивидуальные души — самостоятельные абсолютные отражения соответствующих божественных форм.

Индивидуальные души отличны от Господа. Душа — это воплощение принципов знания и блаженства в незначительной мере, в своей полной мере эти принципы воплощены в Личности Бога. Материальные тела порабощенных душ не соответствуют их изначальным чистым духовным обликам, поэтому нельзя делать выводы о природе изначальных форм несвободных душ, исходя из природы их физических форм. Составные части (амши) Шри Хари бывают двух видов. Во-первых, это отделенные копии, например, божественные формы Рыбы, Черепахи и прочие. В Своих играх, чтобы свершить такое деяние как творение и т. д., божественный Вишну проявляет Себя в четырех ипостасях, а именно в образах Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. В образе Прадьюмны Он творит мир, в образе Анируддхи поддерживает, а в образе Санкаршаны уничтожает. В образе Васудевы Он освобождает души. Функции творения и разрушения осуществляются божественным Вишну посредством богов, использующих данную Им власть, или душами высшего уровня, распоряжающимися той же властью. Таким образом, Вишну в образе Прадьюмны наделяет Брахму творческой силой, а в образе Санкаршаны жалует силу разрушения Рудре. Он лично в образе Анируддхи использует силу поддержания, а в образе Васудевы наделяет освобождением. Время от времени божественный Вишну является в этом мире как аватара в формах Рыбы, Черепахи и т. д. В двадцати четырех формах, таких как Кешава, Васудева и других, Он — Начало, регулирующее богов, которые представляют двадцать четыре принципа вселенной. В пяти образах, таких как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха и Нараяна, Он управляет пятью оболочками. В четырех образах — Вишвы, Тайджаса, Праджны и Турии — Он регулирует четыре состояния отделенных душ, а именно: (1) бодрствование, (2) мечтание, (3) сон и (4) свободу. Будучи Душой и Душой душ, Он контролирует грубые и духовные тела, в соответствии с истинной природой душ. Как Ананта, проявляясь сполна в каждой душе, он управляет ими. Он Источник, что наделяет богов, представляющих принципы вселенной, предприимчивостью и дает силу разным чувствам. Он не несет ответственности за похвальные и греховные действия джив, на которые Он толкает их согласно их пригодности и в осуществление их свободы воли. Несмотря на то, что в этом мире Он является в различных обликах, таких как Рыба, Черепаха, Человек и других, Его рождения и действия Его тел не являются феноменальными, несмотря на их внешний вид, доступный зрению порабощенных джив.

Его аватары бывают двух видов, а именно: (1) воплощения знания и (2) воплощения силы. Шри Кришна — это проявление (аватара) божественного познания и силы в познании. В таких божественных обликах как Дханвантари и других проявляется могущество Кришны проливать милость лишь на Своих преданных.

Шри Вайкунтха — вечная обитель Вишну. В начале творения в этом мире появляются парные божественные обители, а именно Белый остров (Шветадвипа) и божественная опора в облике Шри Ананты (Анантасана).

Шри Лакшми — возлюбленная супруга Вишну. Она сопровождает Своего Господа, когда Тот является в этот мир, и связана Своими различными формами с бесконечными соответствующими формами Ее Господа. Таковы различные имена Шри Лакшми: Шри, Бху, Дурга, Майя, Джая, Крити, Шанти, Амбхрани, Сита, Дакшина, Джаянти и т. д. В каждом из этих обликов Она обладает особыми функциями. В начале каждого цикла (кальпы) Вишну творит материальную вселенную, используя вечные неодушевленные силы, что не имеют начала, как материальную причину. Этот мир не является ни несуществующим, ни ложным, ни «преходящим». Различные объекты ограничены в том, что касается продолжительности их существования в конкретных формах, но вечны в том, что касается образующего их принципа.

(продолжение следует)

переводчик: Ниламбари Деви Даси
редактор: Традиш Дас

 

 

English

Prof. Nishikanta Sanyal

Sri Madhvacharya
(part 1) 

(from Sri Krishna Chaitanya, vol. I) 

 

The Founder-Acharyas 

The contributions of Vishnuswami, Nimbaditya, Ramanuja and Madhva, the Founder-Acharyas of the four Vaishnava communities (sampradayas) of the present day to the cause of theism, are so valuable and so necessary to know for a proper understanding of the theological position of Shree Chaitanya that we shall close our brief survey of the historical trend of theistic thought with a short account of the systems of the four great Vaishnava Acharyas who precede Shree Chaitanya.

The necessity of sampradaya or organized community in the domain of religion, has been explicitly recognized in the shastras. The words of Shree Vyasadeva in the Padma Purana on this Subject are to the effect that the verbal formula that deliver from mental hallucinations (mantrams) are never effective except within the spiritual community; and the same authority goes on to observe that in the Fourth (Kali) Age there will be for this purpose four theistic (Vaishnava) communities (sampradayas) founded by their respective Acharyas, by the will of Godhead. This is not the advocacy of sectarianism; it upholds the principles of association and continuity in religious life against anarchism. If rightly understood it is the procedure that is naturally followed by all persons who are sincerely minded, prefer the good law to anarchy and association with good people to egoistic isolation, and are truly catholic, not merely by profession, but also in their conduct. Those pseudo-liberals, who pose as being above any class or community, are only anarchists in disguise. The truer instinct of mankind has always been alive to the fundamental necessity of belonging to a good, i.e., well regulated community.

The four communities (sampradayas) of the Iron Age are connected with the ancient times by their recognition of the ulterior authority of the eternal ancient teachers, viz., Lakshmi, Brahma, Rudra, and the four Sanas (Chatuhsanah), respectively. The four Founder-Acharyas of the Iron Age professed to preach the views of those original teachers of the religion. Shree Rudra is the source of the teaching of Shree Vishnuswami; Sanaka, Sanatana, Sananda, Sanat Kumaras, that of Shree Nimbarka Swami, Shree Lakshmidevi that of Shree Ramanuja Swami and the four-faced Brahma that of Madhva Swami, in the Iron Age. The original pre-historic teachers, who are the ultimate source of the four communities, in the chronological order of their appearance, are (1) Lakshmi, the eternal and inseparable Consort of Vishnu, (2) Brahma sprung from the navel-lotus of Garbhodakashayi Vishnu, (3) Rudra sprung from the second Purusha, and (4) the four Sanas who are the sons of Brahma born from the mind. The chronological order of the Acharyas of the Iron Age is (1) Shree Vishnuswami, (2) Shree Nimbaditya, (3) Shree Ramanuja, and (4) Shree Madhva. 

 

Shrimat Purnaprajna or Shree Madhvacharya 

Shrimat Purnaprajna or Madhvacharya made his appearance in this world in the Shaka year 1040 in the sacred tirtha known as the Pajaka Kshetra situated about eight miles to the south-east of Udupi Kshetra in the South Charana. His name, before he accepted sannyasa, was Vasudeva. Shree Vasudeva came of a Brahmana family, his father’s name being Shree Narayna Bhatta, who bore the surname of Madhvageha due to the fact that one of his ancestors, who was an immigrant from the country of Ahichchhatra, built his dwelling in the middle part of the village-settlement. His mother’s name was Vedabati or Vedavidya. Vasudeva accepted renunciation of the ascetic’s staff (danda sannyasa) from Shree Achyutapreksha, the disciple of Shree Prajnatirtha, in the line of Garudabahan, without obtaining the previous permission of his parents, at the age of eleven, and received the designation of ‘Anandatirtha’, or its equivalent ‘Madhva’. Shree Achyutapreksha at that time happened to be in charge of the shrine of Shree Ananteshwara, situated in the neighboring village of Rajatapeethapura. The order of spiritual preceptorial succession, according to the Madhvas of Rajatapeethapura, of Madhvacharya, is as follows; (1) Shree Narayana as Hansa, (2) Four-faced Brahma, (3) Chatuhsanah, (4) Durvasa, (5) Pasatirtha Yati, (6) Satyaprajna, (7) Prajnatirtha, (8) Achyutapreksha, and (9) Madhva. It is not our purpose in this place to enter into the details of his career which was long and eventful.

Shreemad Madhva was the worshipper of Boy-Krishna, whose holy Form, miraculously rescued from a sinking boat, was solemnly installed by him at Shree Udupi Kshetra and still receives worship from the sannyasins, his successors in the disciplic line.

Shree Madhvacharya had a most powerful physique. He journeyed twice to Shree Badarika and visited all the principal tirthas of India where he preached his doctrines and engaged in successful disputations with the leading scholars of the rival schools. Shree Madhvacharya disappeared from this world in the 79th year of his advent.

Shree Madhvacharya wrote numerous works and established many Maths with organized service and worship for the purpose of spreading his bifacial theistic view. As many as thirty-eight separate works, all in Sanskrit, from his pen, are still extant. The literature thus brilliantly inaugurated swelled to immense proportions by subsequent additions of many valuable works by his successors.

The teaching of Shree Madhvacharya is found summarized in a short verse which is regarded by the members of the school as giving a correct view of his position and may be rendered thus: “Divine Vishnu is the Highest of all. The world is true. Between Godhead, jiva and matter there exists fivefold eternal reciprocal difference. The jivas (individual souls) are the servants of Shree Hari. There exists gradation of fitness among jivas. The manifestation of the function in conformity with the proper nature of the jiva is emancipation (mukti). The practice of the realized function conformably with the soul’s own proper nature is pure, unalloyed or causeless devotion. Sound, inference and direct perception constitute the triple evidence. Shree Hari is the only Object Who is knowable by the whole body of the Scriptures; or, in other words, realization of Godhead is possible only by following the path of the heard revealed sound (shruti).” The whole of this position has been accepted specifically by Shripad Baladeva Vidyabhushana in his ‘Prameya Ratnavali’. This definitely establishes the descent of Shree Gaudiya sampradaya, that follows Shree Krishna Chaitanya, from the Madhva school and justifies its descriptive title Madhva-Gaudiya (or Brahma-Madhva-Gaudiya) sampradaya, current among the devotees.

According to Shree Madhvacharya, as has already been stated, Shree Vishnu is the Highest Entity. Reality is of two kinds, viz., (1) self-regulated and (2) subordinate. Vishnu is the one perfectly self-regulated Entity. He is the Abode of infinite, free-from-defect, beneficent, qualities. He is all-powerful, autocrat, the Regulator of the animate and inanimate worlds, from the tip of finger-nail to the top of hair the body embodied Form of existence, intelligence and bliss, cognizant and delighting in His own real nature and without any subjective heterogeneity. There is no distinction between His body and Himself as the possessor of body. There is absolute identity between His Body, Quality, Action and Name. That is to say, there is no dividing line between His Name, Form, Quality and Activity (leela). He is Eternal, the Regulator of all, the Lord of all, Ishwara (Ruler) of even Brahma, Mahesha and Lakshmis and for this reason He is the Highest Godhead, i.e., God of all the gods. He is in every Age and country the holy embodied Form of the Possessor of all pure energy. Those persons who notice any distinction or distinction and non-distinction in the Name, Form, Quality and Activity of the Avataras, viz., Fish, Tortoise, etc., certainly enter the realm of gross ignorance (tamas). There is no particle of absence of self-consciousness in Shree Hari. His holy Form possesses hand, foot, mouth, belly, etc., all those being of the nature of pure bliss. From Him proceed always creation, stability, destruction, the course of the souls, knowledge, bondage, emancipation, etc.

Divine Vishnu exists eternally as the Archetype of all individual souls who are His differentiated parts. In other words, in the realm full of the pastimes of the pure intelligence, an endless series of differentiated souls from Brahma to the lowest insect endowed with the embodied forms of the principles of existence, cognition and bliss are eternally existent. They are the unqualified counterparts of the corresponding Forms of Vishnu Who, in His eternal and various Forms, is their Archetype. The individual souls in Vaikuntha are the substantive, unqualified reflections of the corresponding Divine Forms.

Individual souls are differentiated from Godhead. The soul is an embodiment of the principles of cognition and bliss in a small measure, which principles exist in their fullest measure in the Person of Godhead. The material bodies of the bound souls do not correspond to their original pure spiritual forms, and, therefore, from the nature of the physical forms of the bound souls the nature of their original forms cannot be inferred. Shree Hari has two kinds of constituent parts (amshas), viz., (1) differentiated counterparts, e.g., in the divine Forms of the Fish, Tortoise, etc. In His pastimes Divine Vishnu manifests Himself in a fourfold Form, viz., Vasudeva, Samkarshana, Pradyumna and Aniruddha, for the purpose of such activities as creation, etc. In the Form of Pradyumna He creates the world, in the Form of Aniruddha maintains, and in the Form of Samkarshana, destroys it. In the Form of Vasudeva He delivers souls. The functions of creation and destruction are carried out by Divine Vishnu by means of gods exercising delegated power, or by the highest grade of souls exercising similar power. Vishnu as Pradyumna in this manner endows Brahma with the creative power and as Samkarshana confers on Rudra the power of destruction. He himself as Aniruddha exercise the power of maintenance, and as Vasudeva confers deliverance. Divine Vishnu from time to time appears in this world as Avataras in the Forms of Fish, Tortoise, etc. In the twenty-four Forms as Keshava, etc., and Vasudeva, etc., He is the Regulator of the gods who represent the twenty-four principles of the universe, and in the five Forms as Vasudeva, Samkarshana, Pradyumna, Aniruddha, and Narayana, He governs the five encasements. He regulates the four states of differentiated souls, viz., (1) waking, (2) dreaming, (3) sleeping, (4) unbound, in the four Forms of Vishva, Taijas, Prajna and Turiya. As the Soul and the Soul of the souls He is the Regulator of gross and spiritual bodies, corresponding to the real nature of the souls and, remaining manifest in all the limbs of souls as Ananta, He rules over them. He is the Source Who imparts their initiative to the gods representing the principles of the universe, and to the different senses. He is not responsible for the meritorious and sinful acts of jivas to which He employs them according to their fitness and in exercise of their freedom of will. Although He appears in the world in the various Forms of Fish, Tortoise, Man, etc., His birth and activities of bodies are not phenomenal, not withstanding their material appearance to the vision of bound jivas.

His Avataras are of two kinds, viz., (1) Embodiments of knowledge, and (2) Embodiments of power. Shree Krishna is the Appearance (Avatara) of Divine cognition and power in cognition. In such Divine Appearances as those of Dhanvantari, etc., Krishna’s power of showing mercy to His devotees alone is manifest.

Shree Vaikuntha is the eternal Divine Abode of Vishnu. At the beginning of creation the twin Divine Abodes, viz., the White Island (Shveta-dvipa) and the Divine Seat in the form of Shree Ananta (Anantasana), appear in this world.

Shree Lakshmi is the beloved consort of Vishnu. She accompanies Her Lord to this world in His Appearances and is associated with Him in various Forms with the infinite reciprocal Forms of Her Lord. The different names of Shree Lakshmi are: Shree, Bhu, Durga, Maya, Jaya, Kriti, Shanti, Ambhrani, Sita, Dakshina, Jayanti, etc., each having distinctive functions. Vishnu creates the material universe at the beginning of every cycle (kalpa) using the eternal inanimate force, that has no beginning, as the material cause. This world is neither non-existent, nor false, nor ‘momentary’. The different objects are limited in duration as regards their existence in their particular forms, but are eternal as regards their constituent principle.

(to be continued)

 



←  “Srila Madhva Acharya.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 22 February 1983. Navadwip Dham, India ·• Архив новостей •· «Шри Мадхвачарья» (часть 2). Проф. Нишиканта Саньял. Из книги «Шри Кришна Чайтанья» | “Sri Madhvacharya” (part 2). Prof. Nishikanta Sanyal. From Sri Krishna Chaitanya  →
Russian

Проф. Нишиканта Саньял 

Шри Мадхвачарья
(часть 1) 

(из книги «Шри Кришна Чайтанья», том I) 

 

Ачарьи-основатели 

Вклад Вишнусвами, Нимбадитьи, Рамануджи и Мадхвы, ачарьев-основателей вайшнавских общин (сампрадай) наших дней, в мир теизма настолько ценен, а необходимость знать его настолько велика для должного понимания теологического положения Шри Чайтаньи, что мы завершим наш краткий обзор исторического развития теистической мысли краткой оценкой [философских] систем четырех великих ачарьев-вайшнавов, предшествовавших Шри Чайтанье.

Необходимость сампрадаи или организованной общины в сфере религии была недвусмысленно признана в шастрах. Шри Вьясадева в «Падма-пуране» в отношении этой темы говорит следующее: «Словесные формулы (мантры), избавляющие от галлюцинаций ума, никогда не имеют силы, кроме как если произносящий их принадлежит к духовной общине». И тот же авторитетный источник продолжает высказываться, что в четвертую (Кали) эпоху для этой цели по воле Господа четырьмя ачарьями будут основаны соответственно четыре теистических (вайшнавских) общины (сампрадаи). Это не является пропагандой сектантства, но поддерживает принцип сообщества и преемственности в духовной жизни в противовес анархизму. Правильно понятое, это является методом, которому естественным образом следуют все искренне настроенные личности, предпочитающие действующие законы — анархии, а общество хороших людей — эгоистичному уединению. Эти люди по-настоящему либеральны, не только на словах, но и в своем поведении. Те псевдо-либералы, что позиционируют себя стоящими выше любого класса или общины, — не более чем замаскировавшиеся анархисты. Истинный инстинкт человечества всегда был направлен на фундаментальную необходимость принадлежать к хорошему, то есть должным образом упорядоченному сообществу.

Четыре общины (сампрадаи) железного века [Кали-юги] связаны с древними временами своим признанием скрытого авторитета вечных древних учителей, а именно: Лакшми, Брахмы, Рудры и четырех Санов (Чатухсанов) соответственно. Четверо ачарьев-основателей железного века избрали своим делом проповедь взглядов тех изначальных учителей религии. В железный век Шри Рудра — первоисточник учения Шри Вишнусвами; Санака, Санатана, Сананда и Санат Кумары — Шри Нимбарки Свами; Шри Лакшмидеви — Шри Рамануджи Свами; а четырехликий Брахма — Мадхвы Свами. (1) Лакшми, вечная супруга Вишну, неразделенная с Ним; (2) Брахма, появившийся из лотоса, растущего из пупка Гарбходакашайи Вишну; (3) Рудра, возникший из второго Пуруши; и (4) четверо Санов, сыновья Брахмы, рожденные из его ума, — таковы в хронологическом порядке их явления первоначальные доисторические учителя, давшие начало четырем общинам. (1) Шри Вишнусвами, (2) Шри Нимбадитья, (3) Шри Рамануджа и (4) Шри Мадхва — таков хронологический порядок явления ачарьев железного века. 

 

Шримат Пурнапраджна или Шри Мадхвачарья 

Шримат Пурнапраджна или Мадхвачарья явился в этот мир в 1040 году эпохи Шака в священной тиртхе, известной как Паджака-кшетра в Южной Чаране. До того как он принял санньясу, его звали Васудевой. Шри Васудева происходил из семьи брахмана. Именем его отца было Шри Нараяна Бхатта, что носил фамилию Мадхвагеха, связанную с тем, что один из его предков, иммигрант из провинции Ахиччхатра, построил свой дом в центре деревни-поселения. Его мать звали Ведабати или Ведавидья. В возрасте одиннадцати лет, не получив предварительного разрешения своих родителей, Васудева принял отречение аскета, носящего посох (данда-санньясу), от Шри Ачьютапрекши, ученика Шри Праджнатиртхи, в линии Гарудабахан, и получил имя Анандатиртха или равнозначное ему — Мадхва. В те времена Ачьютапрекша был ответственным за храм Шри Анантешвары, находившийся в соседней деревне Раджатапитхапура. Согласно последователям Мадхвы в Раджатапитхапуре порядок духовной наставнической преемственности Мадхвачарьи таков: (1) Шри Нараяна как Ханса, (2) четырехликий Брахма, (3) Чатухсаны, (4) Дурваса, (5) Пасатиртха Яти, (6) Сатьяпраджна, (7) Праджнатиртха, (8) Ачьютапрекша и (9) Мадхва. Здесь мы не задаемся целью погружаться в детали его долгого и богатого событиями жизненного пути.

Шримад Мадхва поклонялся Кришне в образе мальчика, чья святая форма, чудесным образом спасенная с тонущей лодки, была торжественно установлена им в Шри Удупи-кшетре и по сей день принимает поклонение санньясинов, его учеников в линии преемственности.

Шри Мадхвачарья обладал могучим телосложением. Дважды он путешествовал в Шри Бадарику и посетил все главные тиртхи Индии, в которых проповедовал свое учение и с успехом участвовал в диспутах с ведущими знатоками конкурирующих школ. Шри Мадхвачарья покинул этот мир на 79 году после своего явления.

Чтобы распространять свои дуалистические теистические взгляды, Шри Мадхвачарья написал множество работ и основал много матхов с организованным служением и поклонением. До наших дней дошли целых тридцать восемь отдельных работ, вышедших из-под его пера, все на санскрите. Таким образом, объем литературы, ставший блестящим началом, разросся до огромных размеров благодаря последующим добавлениям множества ценных трудов его преемников.

Считается, что учение Шри Мадхвачарьи обобщается в кратком стихе, который последователи школы находят дающим правильное понимание его воззрений. Это выражается следующим образом: «Божественный Вишну превыше всех. Мир существует. Между Господом, дживой и материей существует пятичастное непреходящее взаимное отличие. Дживы (индивидуальные души) — слуги Шри Хари. Среди джив существует градация пригодности. Предназначение, соответствующее истинной природе дживы, — освобождение (мукти). Осуществление на практике осознанного назначения согласно истинной природе души достигается через чистую, беспримесную или беспричинную преданность. Звук, умозаключение и непосредственное восприятие составляют тройное свидетельство. Шри Хари — единственный Объект, познаваемый посредством совокупности всех писаний; или иными словами: постижение Господа возможно лишь благодаря следованию пути услышанного, пришедшего через откровение звука (шрути)». Все эти взгляды особенно были признаны Шрипадом Баладевой Видьябхушаном в его «Прамея Ратнавали». Это без сомнения устанавливает происхождение Шри Гаудия-сампрадаи, следующей за Шри Кришной Чайтаньей от школы Мадхвы, и подтверждает ее раскрывающее смысл название Мадхва-Гаудия-сампрадая (или Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая), употребляемое преданными.

Как уже утверждалось, согласно Шри Мадхвачарье Шри Вишну — высшее Существо. Реальность бывает двух видов, а именно: (1) независимая и (2) зависимая. Вишну — единственное совершенно независимое Существо. Он — обитель безграничных, свободных от изъянов, благих качеств. Он — всемогущий самодержец, Он упорядочивает живой и неживой миры. От кончика ногтя до кончика волоса Его тело — олицетворенная форма бытия, знания и блаженства. Он обладает сознанием и наслаждается по Своей собственной истинной природе. Его Личность цельна. Между Его телом и Ним, как обладателем тела, нет различия. Его тело, качества, деяния и имя полностью идентичны. То есть между Его именем, обликом, качествами и деяниями (лилами) не существует различия. Он вечен, упорядочивает все, Господь всего, Ишвара (Правитель) даже таких личностей как Брахма, Махеша и Лакшми, и по этой причине Он — высшее Божество, то есть Бог всех богов. В любую эпоху в любой стране Он является святой воплощенной формой Владыки всей чистой энергии. Личности, кто обращает внимание на какие-либо различия или различия и отсутствие таковых в имени, облике, качествах и деяниях аватар, а именно Рыбы, Черепахи и других, несомненно, оказываются в царстве грубого невежества (тамас). Шри Хари исполнен полного самосознания. Его святой облик обладает руками, ногами, ртом, животом и прочими частями тела, природа которых — чистое блаженство. Он — источник постоянного творения, поддержания и уничтожения, пути душ, знания, обусловленности, освобождения и т. д.

Божественный Вишну вечно существует как прообраз всех индивидуальных душ, которые являются Его отделенными частями. Иными словами, в царстве, исполненном игр чистого разума, вечно существует бесконечная последовательность отдельных джив — от Брахмы до нижайшего насекомого, — наделенных материализованными формами принципов бытия, знания и блаженства. Они — не обладающие в полной мере всеми качествами двойники соответствующих обликов Вишну, который в Своих вечных и разнообразных обликах является их прообразом. На Вайкунтхе индивидуальные души — самостоятельные абсолютные отражения соответствующих божественных форм.

Индивидуальные души отличны от Господа. Душа — это воплощение принципов знания и блаженства в незначительной мере, в своей полной мере эти принципы воплощены в Личности Бога. Материальные тела порабощенных душ не соответствуют их изначальным чистым духовным обликам, поэтому нельзя делать выводы о природе изначальных форм несвободных душ, исходя из природы их физических форм. Составные части (амши) Шри Хари бывают двух видов. Во-первых, это отделенные копии, например, божественные формы Рыбы, Черепахи и прочие. В Своих играх, чтобы свершить такое деяние как творение и т. д., божественный Вишну проявляет Себя в четырех ипостасях, а именно в образах Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. В образе Прадьюмны Он творит мир, в образе Анируддхи поддерживает, а в образе Санкаршаны уничтожает. В образе Васудевы Он освобождает души. Функции творения и разрушения осуществляются божественным Вишну посредством богов, использующих данную Им власть, или душами высшего уровня, распоряжающимися той же властью. Таким образом, Вишну в образе Прадьюмны наделяет Брахму творческой силой, а в образе Санкаршаны жалует силу разрушения Рудре. Он лично в образе Анируддхи использует силу поддержания, а в образе Васудевы наделяет освобождением. Время от времени божественный Вишну является в этом мире как аватара в формах Рыбы, Черепахи и т. д. В двадцати четырех формах, таких как Кешава, Васудева и других, Он — Начало, регулирующее богов, которые представляют двадцать четыре принципа вселенной. В пяти образах, таких как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха и Нараяна, Он управляет пятью оболочками. В четырех образах — Вишвы, Тайджаса, Праджны и Турии — Он регулирует четыре состояния отделенных душ, а именно: (1) бодрствование, (2) мечтание, (3) сон и (4) свободу. Будучи Душой и Душой душ, Он контролирует грубые и духовные тела, в соответствии с истинной природой душ. Как Ананта, проявляясь сполна в каждой душе, он управляет ими. Он Источник, что наделяет богов, представляющих принципы вселенной, предприимчивостью и дает силу разным чувствам. Он не несет ответственности за похвальные и греховные действия джив, на которые Он толкает их согласно их пригодности и в осуществление их свободы воли. Несмотря на то, что в этом мире Он является в различных обликах, таких как Рыба, Черепаха, Человек и других, Его рождения и действия Его тел не являются феноменальными, несмотря на их внешний вид, доступный зрению порабощенных джив.

Его аватары бывают двух видов, а именно: (1) воплощения знания и (2) воплощения силы. Шри Кришна — это проявление (аватара) божественного познания и силы в познании. В таких божественных обликах как Дханвантари и других проявляется могущество Кришны проливать милость лишь на Своих преданных.

Шри Вайкунтха — вечная обитель Вишну. В начале творения в этом мире появляются парные божественные обители, а именно Белый остров (Шветадвипа) и божественная опора в облике Шри Ананты (Анантасана).

Шри Лакшми — возлюбленная супруга Вишну. Она сопровождает Своего Господа, когда Тот является в этот мир, и связана Своими различными формами с бесконечными соответствующими формами Ее Господа. Таковы различные имена Шри Лакшми: Шри, Бху, Дурга, Майя, Джая, Крити, Шанти, Амбхрани, Сита, Дакшина, Джаянти и т. д. В каждом из этих обликов Она обладает особыми функциями. В начале каждого цикла (кальпы) Вишну творит материальную вселенную, используя вечные неодушевленные силы, что не имеют начала, как материальную причину. Этот мир не является ни несуществующим, ни ложным, ни «преходящим». Различные объекты ограничены в том, что касается продолжительности их существования в конкретных формах, но вечны в том, что касается образующего их принципа.

(продолжение следует)

переводчик: Ниламбари Деви Даси
редактор: Традиш Дас

 

 

English

Prof. Nishikanta Sanyal

Sri Madhvacharya
(part 1) 

(from Sri Krishna Chaitanya, vol. I) 

 

The Founder-Acharyas 

The contributions of Vishnuswami, Nimbaditya, Ramanuja and Madhva, the Founder-Acharyas of the four Vaishnava communities (sampradayas) of the present day to the cause of theism, are so valuable and so necessary to know for a proper understanding of the theological position of Shree Chaitanya that we shall close our brief survey of the historical trend of theistic thought with a short account of the systems of the four great Vaishnava Acharyas who precede Shree Chaitanya.

The necessity of sampradaya or organized community in the domain of religion, has been explicitly recognized in the shastras. The words of Shree Vyasadeva in the Padma Purana on this Subject are to the effect that the verbal formula that deliver from mental hallucinations (mantrams) are never effective except within the spiritual community; and the same authority goes on to observe that in the Fourth (Kali) Age there will be for this purpose four theistic (Vaishnava) communities (sampradayas) founded by their respective Acharyas, by the will of Godhead. This is not the advocacy of sectarianism; it upholds the principles of association and continuity in religious life against anarchism. If rightly understood it is the procedure that is naturally followed by all persons who are sincerely minded, prefer the good law to anarchy and association with good people to egoistic isolation, and are truly catholic, not merely by profession, but also in their conduct. Those pseudo-liberals, who pose as being above any class or community, are only anarchists in disguise. The truer instinct of mankind has always been alive to the fundamental necessity of belonging to a good, i.e., well regulated community.

The four communities (sampradayas) of the Iron Age are connected with the ancient times by their recognition of the ulterior authority of the eternal ancient teachers, viz., Lakshmi, Brahma, Rudra, and the four Sanas (Chatuhsanah), respectively. The four Founder-Acharyas of the Iron Age professed to preach the views of those original teachers of the religion. Shree Rudra is the source of the teaching of Shree Vishnuswami; Sanaka, Sanatana, Sananda, Sanat Kumaras, that of Shree Nimbarka Swami, Shree Lakshmidevi that of Shree Ramanuja Swami and the four-faced Brahma that of Madhva Swami, in the Iron Age. The original pre-historic teachers, who are the ultimate source of the four communities, in the chronological order of their appearance, are (1) Lakshmi, the eternal and inseparable Consort of Vishnu, (2) Brahma sprung from the navel-lotus of Garbhodakashayi Vishnu, (3) Rudra sprung from the second Purusha, and (4) the four Sanas who are the sons of Brahma born from the mind. The chronological order of the Acharyas of the Iron Age is (1) Shree Vishnuswami, (2) Shree Nimbaditya, (3) Shree Ramanuja, and (4) Shree Madhva. 

 

Shrimat Purnaprajna or Shree Madhvacharya 

Shrimat Purnaprajna or Madhvacharya made his appearance in this world in the Shaka year 1040 in the sacred tirtha known as the Pajaka Kshetra situated about eight miles to the south-east of Udupi Kshetra in the South Charana. His name, before he accepted sannyasa, was Vasudeva. Shree Vasudeva came of a Brahmana family, his father’s name being Shree Narayna Bhatta, who bore the surname of Madhvageha due to the fact that one of his ancestors, who was an immigrant from the country of Ahichchhatra, built his dwelling in the middle part of the village-settlement. His mother’s name was Vedabati or Vedavidya. Vasudeva accepted renunciation of the ascetic’s staff (danda sannyasa) from Shree Achyutapreksha, the disciple of Shree Prajnatirtha, in the line of Garudabahan, without obtaining the previous permission of his parents, at the age of eleven, and received the designation of ‘Anandatirtha’, or its equivalent ‘Madhva’. Shree Achyutapreksha at that time happened to be in charge of the shrine of Shree Ananteshwara, situated in the neighboring village of Rajatapeethapura. The order of spiritual preceptorial succession, according to the Madhvas of Rajatapeethapura, of Madhvacharya, is as follows; (1) Shree Narayana as Hansa, (2) Four-faced Brahma, (3) Chatuhsanah, (4) Durvasa, (5) Pasatirtha Yati, (6) Satyaprajna, (7) Prajnatirtha, (8) Achyutapreksha, and (9) Madhva. It is not our purpose in this place to enter into the details of his career which was long and eventful.

Shreemad Madhva was the worshipper of Boy-Krishna, whose holy Form, miraculously rescued from a sinking boat, was solemnly installed by him at Shree Udupi Kshetra and still receives worship from the sannyasins, his successors in the disciplic line.

Shree Madhvacharya had a most powerful physique. He journeyed twice to Shree Badarika and visited all the principal tirthas of India where he preached his doctrines and engaged in successful disputations with the leading scholars of the rival schools. Shree Madhvacharya disappeared from this world in the 79th year of his advent.

Shree Madhvacharya wrote numerous works and established many Maths with organized service and worship for the purpose of spreading his bifacial theistic view. As many as thirty-eight separate works, all in Sanskrit, from his pen, are still extant. The literature thus brilliantly inaugurated swelled to immense proportions by subsequent additions of many valuable works by his successors.

The teaching of Shree Madhvacharya is found summarized in a short verse which is regarded by the members of the school as giving a correct view of his position and may be rendered thus: “Divine Vishnu is the Highest of all. The world is true. Between Godhead, jiva and matter there exists fivefold eternal reciprocal difference. The jivas (individual souls) are the servants of Shree Hari. There exists gradation of fitness among jivas. The manifestation of the function in conformity with the proper nature of the jiva is emancipation (mukti). The practice of the realized function conformably with the soul’s own proper nature is pure, unalloyed or causeless devotion. Sound, inference and direct perception constitute the triple evidence. Shree Hari is the only Object Who is knowable by the whole body of the Scriptures; or, in other words, realization of Godhead is possible only by following the path of the heard revealed sound (shruti).” The whole of this position has been accepted specifically by Shripad Baladeva Vidyabhushana in his ‘Prameya Ratnavali’. This definitely establishes the descent of Shree Gaudiya sampradaya, that follows Shree Krishna Chaitanya, from the Madhva school and justifies its descriptive title Madhva-Gaudiya (or Brahma-Madhva-Gaudiya) sampradaya, current among the devotees.

According to Shree Madhvacharya, as has already been stated, Shree Vishnu is the Highest Entity. Reality is of two kinds, viz., (1) self-regulated and (2) subordinate. Vishnu is the one perfectly self-regulated Entity. He is the Abode of infinite, free-from-defect, beneficent, qualities. He is all-powerful, autocrat, the Regulator of the animate and inanimate worlds, from the tip of finger-nail to the top of hair the body embodied Form of existence, intelligence and bliss, cognizant and delighting in His own real nature and without any subjective heterogeneity. There is no distinction between His body and Himself as the possessor of body. There is absolute identity between His Body, Quality, Action and Name. That is to say, there is no dividing line between His Name, Form, Quality and Activity (leela). He is Eternal, the Regulator of all, the Lord of all, Ishwara (Ruler) of even Brahma, Mahesha and Lakshmis and for this reason He is the Highest Godhead, i.e., God of all the gods. He is in every Age and country the holy embodied Form of the Possessor of all pure energy. Those persons who notice any distinction or distinction and non-distinction in the Name, Form, Quality and Activity of the Avataras, viz., Fish, Tortoise, etc., certainly enter the realm of gross ignorance (tamas). There is no particle of absence of self-consciousness in Shree Hari. His holy Form possesses hand, foot, mouth, belly, etc., all those being of the nature of pure bliss. From Him proceed always creation, stability, destruction, the course of the souls, knowledge, bondage, emancipation, etc.

Divine Vishnu exists eternally as the Archetype of all individual souls who are His differentiated parts. In other words, in the realm full of the pastimes of the pure intelligence, an endless series of differentiated souls from Brahma to the lowest insect endowed with the embodied forms of the principles of existence, cognition and bliss are eternally existent. They are the unqualified counterparts of the corresponding Forms of Vishnu Who, in His eternal and various Forms, is their Archetype. The individual souls in Vaikuntha are the substantive, unqualified reflections of the corresponding Divine Forms.

Individual souls are differentiated from Godhead. The soul is an embodiment of the principles of cognition and bliss in a small measure, which principles exist in their fullest measure in the Person of Godhead. The material bodies of the bound souls do not correspond to their original pure spiritual forms, and, therefore, from the nature of the physical forms of the bound souls the nature of their original forms cannot be inferred. Shree Hari has two kinds of constituent parts (amshas), viz., (1) differentiated counterparts, e.g., in the divine Forms of the Fish, Tortoise, etc. In His pastimes Divine Vishnu manifests Himself in a fourfold Form, viz., Vasudeva, Samkarshana, Pradyumna and Aniruddha, for the purpose of such activities as creation, etc. In the Form of Pradyumna He creates the world, in the Form of Aniruddha maintains, and in the Form of Samkarshana, destroys it. In the Form of Vasudeva He delivers souls. The functions of creation and destruction are carried out by Divine Vishnu by means of gods exercising delegated power, or by the highest grade of souls exercising similar power. Vishnu as Pradyumna in this manner endows Brahma with the creative power and as Samkarshana confers on Rudra the power of destruction. He himself as Aniruddha exercise the power of maintenance, and as Vasudeva confers deliverance. Divine Vishnu from time to time appears in this world as Avataras in the Forms of Fish, Tortoise, etc. In the twenty-four Forms as Keshava, etc., and Vasudeva, etc., He is the Regulator of the gods who represent the twenty-four principles of the universe, and in the five Forms as Vasudeva, Samkarshana, Pradyumna, Aniruddha, and Narayana, He governs the five encasements. He regulates the four states of differentiated souls, viz., (1) waking, (2) dreaming, (3) sleeping, (4) unbound, in the four Forms of Vishva, Taijas, Prajna and Turiya. As the Soul and the Soul of the souls He is the Regulator of gross and spiritual bodies, corresponding to the real nature of the souls and, remaining manifest in all the limbs of souls as Ananta, He rules over them. He is the Source Who imparts their initiative to the gods representing the principles of the universe, and to the different senses. He is not responsible for the meritorious and sinful acts of jivas to which He employs them according to their fitness and in exercise of their freedom of will. Although He appears in the world in the various Forms of Fish, Tortoise, Man, etc., His birth and activities of bodies are not phenomenal, not withstanding their material appearance to the vision of bound jivas.

His Avataras are of two kinds, viz., (1) Embodiments of knowledge, and (2) Embodiments of power. Shree Krishna is the Appearance (Avatara) of Divine cognition and power in cognition. In such Divine Appearances as those of Dhanvantari, etc., Krishna’s power of showing mercy to His devotees alone is manifest.

Shree Vaikuntha is the eternal Divine Abode of Vishnu. At the beginning of creation the twin Divine Abodes, viz., the White Island (Shveta-dvipa) and the Divine Seat in the form of Shree Ananta (Anantasana), appear in this world.

Shree Lakshmi is the beloved consort of Vishnu. She accompanies Her Lord to this world in His Appearances and is associated with Him in various Forms with the infinite reciprocal Forms of Her Lord. The different names of Shree Lakshmi are: Shree, Bhu, Durga, Maya, Jaya, Kriti, Shanti, Ambhrani, Sita, Dakshina, Jayanti, etc., each having distinctive functions. Vishnu creates the material universe at the beginning of every cycle (kalpa) using the eternal inanimate force, that has no beginning, as the material cause. This world is neither non-existent, nor false, nor ‘momentary’. The different objects are limited in duration as regards their existence in their particular forms, but are eternal as regards their constituent principle.

(to be continued)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования