«Трансцендентная вибрация». Садху Прия Прабху. 3 октября 2010 года. Фестиваль эзотерических практик «Тавале». Харьков, Украина



Russian

Садху Прия Прабху

Трансцендентная вибрация

(3 октября 2010 года. Фестиваль эзотерических практик «Тавале». Харьков, Украина)


#00:00:30#

Мне было прикольно читать, как описывается в Ветхом Завете, что люди жили по семьсот, по восемьсот лет. Казалось, у них есть столько времени, чтобы делать разные вещи. Но когда я пришел в сознание Кришны, я узнал, что в предыдущую эпоху люди жили тысячу лет, и я понял, что...

#00:01:15#

Духовная жизнь подобна головоломке, пазлу. Это подобно тому, как мы пытаемся собрать целостную картину. Мы узнаем какую-то часть, пытаемся соотнести с чем-то, чтобы картина проявилась. Но иногда кто-то дает кусочек, который вообще не из этого пазла. И ты пытаешься его пристроить куда-то, но ты видишь, что он вообще не отсюда, он не подходит, и тогда ты его выбрасываешь. Иногда можно отложить его в сторону, про запас, и посмотреть — может, пригодится. В сознании Кришны мы не говорим, что все другие пути стоит отвергнуть или что они плохие. Просто все имеет относительную ценность. И каждый из нас собирает своего рода пазл своего духовного опыта.

#00:03:06#

У каждого есть выбор, возможность собирать по кусочкам некие представления, чтобы составить для себя определенную картину. У каждого разный вкус. И Господом устроено так, что у каждого есть свобода выбора, чтобы иметь этот вкус к чему-то, свой собственный вкус. Но логично было бы представить, что самый сладчайший, самый прекрасный путь лежит к самой сладчайшей, самой прекрасной форме Божественного. И во всех писаниях, все мудрецы, риши, все говорят, что таким началом является Кришна. Для нашего времени путем, с помощью которого мы можем достичь духовного совершенства, достичь самого Господа, является Харе Кришна маха-мантра. И то, что мы практикуем, и то, что мы советуем другим, это то, что советуют нам писания и мудрецы, — воспевать эту маха-мантру. Каждый может почувствовать определенного рода вкус к этому.

#00:05:29#

Мы (те, кто практикует), мы много уже слышали от разных людей ложные представления о том, каков наш духовный путь. Это, в принципе, естественно для мира, где все занимаются спекуляциями. Но те, у кого есть искреннее желание, могут присоединиться, попробовать. Если они искренни, они почувствуют некий вкус. И если они это почувствуют, они могут присоединиться и продолжать. В принципе, суть сознания Кришны — это сила влечения. Это то, о чем говорят все мудрецы и писания, что вы не найдете ничего более привлекательного, чем это. Вы не найдете ничего более прекрасного, чем сознание Кришны. Поэтому нет необходимости искать что-либо еще. Мы просто следуем тому пути, который указали до нас писания, великие мудрецы. Мы просто продолжаем идти по нему. Таким образом, это не некий новоявленный мастер-класс. У нас есть наши учителя, писания, которым мы следуем. И мы приглашаем всех идти вместе с нами.

#00:08:00#

Что означает мастер, повелитель? Если ты повелитель, повелеваешь чем-то, то тебе приходится иметь дело с чем-то, что ниже тебя. Существует такая градация: высшее и низшее, повелитель и подчиненное. И это слово — «господин», «повелитель» — подразумевает повелевать, иметь дело с тем, что ниже тебя. Что это в действительности означает? Это означает: «Добро пожаловать в материальный мир!» Это то, чем все здесь занимаются. Здесь очень много низкого рода энергии, которой ты сможешь повелевать, стать ее повелителем. Стать повелителем какой-то энергии (огня, допустим), [есть] много вещей, которыми мы можем повелевать в этом мире. Но то, что действительно имеет ценность, и то, что относится к подлинной духовности — это когда мы становимся подчинены некоему прекрасному явлению. Достаточно оглядеться, посмотреть вокруг — в действительности все являются слугами. Таксист, водитель грузовика, мать — все служат кому-то.

#00:10:20#

Таким образом, быть повелителем — это ложь, это нереально в этом мире. Природе души свойственно быть слугой, занимать подчиненное положение по отношению к Господу, но не быть господином или повелителем чего-либо. Поэтому у нас сегодня не master-class, но своего рода service-class. Сегодня с утра мы беседовали о силе звука и о качестве звука. Допустим, если кто-то произносит ложь, то эта ложь — это некая негативная энергия, она может проникнуть даже в молекулы всего окружающего. Допустим, если политики, политические лидеры в своих речах говорят ложь, то сама ложь, произнесенная такими людьми по [их] природе, отравляет окружающее. Это вызывает реакции, эпидемии, которые вызваны плохой, некачественной звуковой вибрацией.

#00:13:00#

Это говорится в Ведах. И ученые говорят об этом, но об этом прежде всего говорят Веды. Там озвучивается очень хорошая идея о природе войны. В мире было очень много войн, особенно в последнее время. И каков взгляд на различные причины войны? Допустим, один из механизмов войн: когда во всех средствах массовой информации кто-то начинает распространять какую-то ложь, какой-то негатив о другой стороне, формируется определенное мнение, и это может вызвать целую волну милитаристских настроений. Такую волну, такое настроение можно использовать, чтобы настроить кого-то против этой стороны. И на фоне этого рассказать о том, заявить, какой ты хороший, и использовать ситуацию в своих собственных интересах. С духовной точки зрения звук маха-мантры, проникая в этот материальный мир, очищает все вокруг, очищает атмосферу. Это очень благоприятный эффект и очень прекрасные результаты.

#00:15:45#

Потому что он проникает в саму суть, в самую глубь всего вокруг. Так, как мы уже говорили сегодня вначале, сначала у нас появляется идея в сознании, потом мы создаем какие-то проекты, в итоге, допустим, конструируем iPhone или еще какие-то материальные вещи. Процесс изменения окружающего, каких-то материальных вещей заключается в том, чтобы в сознании перестроить представление, парадигму об этом и потом уже выдать это наружу. Таково научное действие мантры. Она исходит из самых тонких сфер реальности и привлекает всех. В нашей духовной практике, в вайшнавской традиции, есть такое правило — не критиковать окружающих. Потому что какая-либо критика может отравлять окружающий мир. Разрушительный по природе звук обладает одним из самых сильных воздействий. Поэтому это в наших интересах — заменить этот разрушительный звук на некий созидательный.

#00:18:19#

В Ведах говорится, что природа языка, его единственное желание — постоянно что-то произносить, какие-то звуки. Если мы будем говорить о позитиве, с позитивным настроем, не будем относиться критически и негативно к окружающему, то таким образом мы можем изменить весь мир. Если мы возьмем другой аспект ведического знания, то там говорится, что состояние нашего сознания определяет бытие. То есть, допустим, в сознании мы как-то негативно, критически относимся к окружающему, то подобного рода мышление будет притягивать аналогичные ситуации в нашей жизни. Один из европейских мыслителей-философов говорил об этом, говоря, что весь мир в уме[1]. Более точно можно сказать, что источником всего, что нас окружает, является сознание.

#00:20:31#

Сознание дает определенное развитие качествам ментала, который у нас есть. Прежде чем очистить как-то, изменить наш интеллектуальный уровень, лучше обратиться к более духовному. Как это сделать? Посредством звука, мантры. Потому что мантра лечит все существо, начиная от самого грубого, от самого низа, и до самого верха. И тот, у кого есть подлинное видение реальности, он может убедиться в этом. Таких личностей очень мало. Я иногда встречаю людей, которые говорят: «Куда вы все подевались? Давайте выходите на улицу, начинайте петь опять». Это своего рода проявление того, как звук может позитивно повлиять на окружающих. Даже если мы не видим реального эффекта, когда делаем это.

#00:22:28#

В Австралии у нас каждую неделю на протяжении многих лет проходили программы, когда мы пели мантры в общественных местах, парках. И люди приходили и присоединялись. А иногда не присоединялись, иногда никого не было, но деревья реально тогда светились, они были нам благодарны. И если мы пропускали одну неделю, деревья говорили нам: «Эй, где вы?» Надо научиться видеть вокруг сознание, формы сознания, и пытаться жить с таким восприятием. Сейчас будет практическая часть занятия. Пожалуйста, любые вопросы. В австралийском парламенте, когда наступают прения, это называется время вопросов.

#00:24:24#

Преданный: Я хотел задать такой вопрос. Вы говорили, что у божеств, на их изображениях, в руках есть какие-то предметы, их инструменты. И вот музыкальный инструмент [флейта], вы сказали, есть только у Кришны. Но у Брахмы, у божества, простейший музыкальный инструмент, раковина, чуть ли не древнейший. В него дуют, и он издает звук.

#00:25:48#

Садху Прия Прабху: Да, у Брахмы есть раковина, но я не видел, чтобы его изображали где-то, дующим в эту раковину. Это просто некий атрибут. Среди кришнаитов есть очень много музыкантов, каждый второй. И многие божества, полубоги, они тоже преданные, и у них тоже есть музыкальные инструменты. Даже если Брахма издает какой-то звук с помощью этого инструмента, то этим звуком он прославляет Кришну. И Шива, когда стучит в свой барабан, поет хвалу Кришне. Но что Кришна действительно делает со Своей флейтой? Это было глубочайшим образом объяснено нашими учителями — Шрилой Говиндой Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Флейта Кришны не прославляет самого Кришну. Она прославляет Радхарани.

#00:27:54#

Все полубоги со своими инструментами поют славу Кришне, но кого прославляет флейта Кришны? Она прославляет Радхарани. Потому что [Ее] служение и преданность [Кришне] является высочайшим явлением. И об этом поет флейта Кришны.

#00:28:20#

Преданный: Это, может, несколько не в тему, но известно из писаний, что Шива проявлен как Сада-Шива, чистый вайшнав, преданный Господа Вишну, и он аватар Шива, то есть повелитель этого мира, материальных миров. Я хотел спросить. После маха-пралайи, уничтожения вселенной, что происходит со вторым проявлением Шивы, гуна-аватаром Шивой и его энергией? Какие изменения претерпевает это проявление?

#00:29:49#

Садху Прия Прабху: У него отпуск после этого танца разрушения. Шива имеет свое положение, свое место в вечной духовной реальности, свою обитель. Господь Брахма в «Брахма-самхите» описал многое о Господе Шиве, о том, кто он, какие есть его формы, где он обитает и так далее. Там описано: когда Господь Вишну бросает взгляд на майю, материальную энергию, то олицетворением этого взгляда является Шива[2]. В течение жизненного времени Господа Брахмы происходит это творение, оплодотворение вселенной, материальной энергии, появляются материальные миры, души приходят сюда. А в конце жизни Господа Брахмы начинается разрушение материальной вселенной. И тогда Шива принимает форму Натараджа, танцора, который в процессе танца разрушает эту вселенную.

#00:32:34#

После этого он возвращается на духовный план [бытия] в свою обитель. Потом, когда процесс [творения] повторяется, он опять приходит в этот мир. Шива также вайшнав, он высочайший преданный, он постоянно совершает служение [Кришне]. Но иногда ему надо выполнять должностные обязанности, поэтому он приходит сюда, делает что-то, но потом возвращается. Нечто в этом роде.

#00:33:20#

Преданный: Вот вы говорили о звуке. А звук, как известно, распространяется в материальном мире. В воздухе, в воде, в материи. Как слышит его космос, и [как он звучит] там, где находится Бог? Как это все-таки передается?

#00:34:49#

Садху Прия Прабху: Звук может «путешествовать», распространяться и в космосе. Такова система, которую создал Господь Брахма, она совершенна. Звук, в принципе, это колебания, частоты. И мы знаем, есть разного рода частоты. Звук — это самое тонкое явление в материальном мире. Но мы также знаем, что сам звук может быть более тонким и более грубым. Частоты звука, которые может слышать человеческое ухо, мы знаем, от двадцати до двадцати тысяч Герц. Наши уши могут воспринимать только определенный диапазон частот. Например, собаки могут слышать звук, который люди не могут слышать. В принципе, звук обладает такой природой, что он может проходить через все молекулы, тончайшие составляющие эфира, то есть пространства. И звук даже может побуждать эфир трансформироваться и производить определенную вибрацию.

#00:36:56#

От ученых мы знаем, что звук может перемещаться в космосе. Иначе, как бы мы могли слышать о тех взрывах, которые происходят на Солнце? Таким образом, определенный звук может проходить в космосе, определенный нет, в зависимости от задач. Но тончайший звук, исходящий от Брахмы, звук творения, он обладает самой тонкой природой. Определенный звук может проходить в космосе, определенный нет. В эфире, в космосе. Мы должны понимать, что эфир — это материальный элемент. И надо понимать, что тот звук, который произвел Господь Брахма, включает в себя все [материальные] составляющие, в том числе и эфир. Поэтому звук может быть еще более тонким, чем сам эфир, и воздействовать на все элементы. Есть целый спектр, разные диапазоны звуков, и мы можем иметь дело лишь с определенной его узкой частью.

#00:39:26#

Преданный: Но если звук создаем мы, значит мы создаем не только то, что мы слышим?

#00:40:23#

Садху Прия Прабху: Нет, мы не можем. И мы не пытаемся это делать. Мы можем производить звук только в том диапазоне, в котором мы можем воспринимать окружающее. Даже когда мы поем маха-мантру, сами мы не можем одухотворить ее. Только по милости Господа и духовного учителя некая духовная составляющая может снизойти к нам и проявиться в этом звуке, который мы произносим. Это похоже на то, что грубое нечто движется в сторону тонкого, и тонкое потом может идти в сторону грубого. Тонкий, тончайший звук по природе может изменить нечто более грубое, проникнуть в него, но грубый звук не может проникнуть в тонкие сферы. Поэтому я не могу произвести звук подобного качества, как Господь Брахма. Мой язык, в принципе, не сконструирован для этого.

#00:42:18#

Преданный: Но теряется же тогда смысл петь мантры.

Ананда Вардхан Прабху: Он же только что объяснил, что когда мы поем мантры, по милости свыше эта духовная составляющая может снизойти в то, что мы делаем.

Преданный: Но как она видит, что мы там что-то делаем? Что-то от нас исходит, но не звук. Или это любовь? Контакт же должен быть. Что привлекает эту милость?

#00:43:34#

Садху Прия Прабху: Привлечь это духовное может душа и ее искреннее желание служить и посвящать себя Господу. Если у нас есть преданность и самопосвящение Господу, то эти качества могут заставить Его обратить внимание на нас.

#00:44:20#

Если мы действительно пытаемся строить свою жизнь в настроении самопосвящения, служения Господу, то такое настроение может привлечь Божественное, и Он может снизойти к нам. Эти духовные божественные вибрации, снизошедшие к нам, могут доставить нас в духовный мир к Нему. Это духовный звук. Тот звук, который я могу произнести, может водить меня по кругу где-то в этой области и не дать никакого результата. Но если нечто высшее, духовное снизойдет ко мне, тогда я могу достичь чего-то.

#00:45:33#

Преданный: Ну, короче, духовно совершенствоваться молча можно или нет? Йоги ведь это делают.

#00:46:09#

Садху Прия Прабху: Звук — это лучшее средство, чтобы достичь духовного. Но если есть некая воля и милость свыше, и некое желание и преданность от нас, от души, то в принципе это может произойти. Но это исключение из правил. Это не путь для большинства людей. Это исключение, которое может произойти по милости Господа.

#00:47:05#

Нам писания рекомендуют именно посредством звука достигать духовного совершенства.

Преданный: Ну, так проще, так эффективней, как я понял.

Ананда Вардхан Прабху: Да.

#00:47:17#

[Киртан]

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Речь, по всей видимости, идет о Джордже Беркли.

2  Тал-лин̇гам̇ бхагава̄н ш́амбхур. См. более подробное описание в «Шри Брахма-самхите», стихи 7, 8, 10, 16).




←  «Пракрита-раса-шата-душани» (часть 3). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур | “Prakrita-rasa-shata-dushani” (Part 3). Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur ·• Архив новостей •· «Пракрита-раса-шата-душани» (часть 4). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур | “Prakrita-rasa-shata-dushani” (Part 4). Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur  →


Russian

Садху Прия Прабху

Трансцендентная вибрация

(3 октября 2010 года. Фестиваль эзотерических практик «Тавале». Харьков, Украина)


#00:00:30#

Мне было прикольно читать, как описывается в Ветхом Завете, что люди жили по семьсот, по восемьсот лет. Казалось, у них есть столько времени, чтобы делать разные вещи. Но когда я пришел в сознание Кришны, я узнал, что в предыдущую эпоху люди жили тысячу лет, и я понял, что...

#00:01:15#

Духовная жизнь подобна головоломке, пазлу. Это подобно тому, как мы пытаемся собрать целостную картину. Мы узнаем какую-то часть, пытаемся соотнести с чем-то, чтобы картина проявилась. Но иногда кто-то дает кусочек, который вообще не из этого пазла. И ты пытаешься его пристроить куда-то, но ты видишь, что он вообще не отсюда, он не подходит, и тогда ты его выбрасываешь. Иногда можно отложить его в сторону, про запас, и посмотреть — может, пригодится. В сознании Кришны мы не говорим, что все другие пути стоит отвергнуть или что они плохие. Просто все имеет относительную ценность. И каждый из нас собирает своего рода пазл своего духовного опыта.

#00:03:06#

У каждого есть выбор, возможность собирать по кусочкам некие представления, чтобы составить для себя определенную картину. У каждого разный вкус. И Господом устроено так, что у каждого есть свобода выбора, чтобы иметь этот вкус к чему-то, свой собственный вкус. Но логично было бы представить, что самый сладчайший, самый прекрасный путь лежит к самой сладчайшей, самой прекрасной форме Божественного. И во всех писаниях, все мудрецы, риши, все говорят, что таким началом является Кришна. Для нашего времени путем, с помощью которого мы можем достичь духовного совершенства, достичь самого Господа, является Харе Кришна маха-мантра. И то, что мы практикуем, и то, что мы советуем другим, это то, что советуют нам писания и мудрецы, — воспевать эту маха-мантру. Каждый может почувствовать определенного рода вкус к этому.

#00:05:29#

Мы (те, кто практикует), мы много уже слышали от разных людей ложные представления о том, каков наш духовный путь. Это, в принципе, естественно для мира, где все занимаются спекуляциями. Но те, у кого есть искреннее желание, могут присоединиться, попробовать. Если они искренни, они почувствуют некий вкус. И если они это почувствуют, они могут присоединиться и продолжать. В принципе, суть сознания Кришны — это сила влечения. Это то, о чем говорят все мудрецы и писания, что вы не найдете ничего более привлекательного, чем это. Вы не найдете ничего более прекрасного, чем сознание Кришны. Поэтому нет необходимости искать что-либо еще. Мы просто следуем тому пути, который указали до нас писания, великие мудрецы. Мы просто продолжаем идти по нему. Таким образом, это не некий новоявленный мастер-класс. У нас есть наши учителя, писания, которым мы следуем. И мы приглашаем всех идти вместе с нами.

#00:08:00#

Что означает мастер, повелитель? Если ты повелитель, повелеваешь чем-то, то тебе приходится иметь дело с чем-то, что ниже тебя. Существует такая градация: высшее и низшее, повелитель и подчиненное. И это слово — «господин», «повелитель» — подразумевает повелевать, иметь дело с тем, что ниже тебя. Что это в действительности означает? Это означает: «Добро пожаловать в материальный мир!» Это то, чем все здесь занимаются. Здесь очень много низкого рода энергии, которой ты сможешь повелевать, стать ее повелителем. Стать повелителем какой-то энергии (огня, допустим), [есть] много вещей, которыми мы можем повелевать в этом мире. Но то, что действительно имеет ценность, и то, что относится к подлинной духовности — это когда мы становимся подчинены некоему прекрасному явлению. Достаточно оглядеться, посмотреть вокруг — в действительности все являются слугами. Таксист, водитель грузовика, мать — все служат кому-то.

#00:10:20#

Таким образом, быть повелителем — это ложь, это нереально в этом мире. Природе души свойственно быть слугой, занимать подчиненное положение по отношению к Господу, но не быть господином или повелителем чего-либо. Поэтому у нас сегодня не master-class, но своего рода service-class. Сегодня с утра мы беседовали о силе звука и о качестве звука. Допустим, если кто-то произносит ложь, то эта ложь — это некая негативная энергия, она может проникнуть даже в молекулы всего окружающего. Допустим, если политики, политические лидеры в своих речах говорят ложь, то сама ложь, произнесенная такими людьми по [их] природе, отравляет окружающее. Это вызывает реакции, эпидемии, которые вызваны плохой, некачественной звуковой вибрацией.

#00:13:00#

Это говорится в Ведах. И ученые говорят об этом, но об этом прежде всего говорят Веды. Там озвучивается очень хорошая идея о природе войны. В мире было очень много войн, особенно в последнее время. И каков взгляд на различные причины войны? Допустим, один из механизмов войн: когда во всех средствах массовой информации кто-то начинает распространять какую-то ложь, какой-то негатив о другой стороне, формируется определенное мнение, и это может вызвать целую волну милитаристских настроений. Такую волну, такое настроение можно использовать, чтобы настроить кого-то против этой стороны. И на фоне этого рассказать о том, заявить, какой ты хороший, и использовать ситуацию в своих собственных интересах. С духовной точки зрения звук маха-мантры, проникая в этот материальный мир, очищает все вокруг, очищает атмосферу. Это очень благоприятный эффект и очень прекрасные результаты.

#00:15:45#

Потому что он проникает в саму суть, в самую глубь всего вокруг. Так, как мы уже говорили сегодня вначале, сначала у нас появляется идея в сознании, потом мы создаем какие-то проекты, в итоге, допустим, конструируем iPhone или еще какие-то материальные вещи. Процесс изменения окружающего, каких-то материальных вещей заключается в том, чтобы в сознании перестроить представление, парадигму об этом и потом уже выдать это наружу. Таково научное действие мантры. Она исходит из самых тонких сфер реальности и привлекает всех. В нашей духовной практике, в вайшнавской традиции, есть такое правило — не критиковать окружающих. Потому что какая-либо критика может отравлять окружающий мир. Разрушительный по природе звук обладает одним из самых сильных воздействий. Поэтому это в наших интересах — заменить этот разрушительный звук на некий созидательный.

#00:18:19#

В Ведах говорится, что природа языка, его единственное желание — постоянно что-то произносить, какие-то звуки. Если мы будем говорить о позитиве, с позитивным настроем, не будем относиться критически и негативно к окружающему, то таким образом мы можем изменить весь мир. Если мы возьмем другой аспект ведического знания, то там говорится, что состояние нашего сознания определяет бытие. То есть, допустим, в сознании мы как-то негативно, критически относимся к окружающему, то подобного рода мышление будет притягивать аналогичные ситуации в нашей жизни. Один из европейских мыслителей-философов говорил об этом, говоря, что весь мир в уме[1]. Более точно можно сказать, что источником всего, что нас окружает, является сознание.

#00:20:31#

Сознание дает определенное развитие качествам ментала, который у нас есть. Прежде чем очистить как-то, изменить наш интеллектуальный уровень, лучше обратиться к более духовному. Как это сделать? Посредством звука, мантры. Потому что мантра лечит все существо, начиная от самого грубого, от самого низа, и до самого верха. И тот, у кого есть подлинное видение реальности, он может убедиться в этом. Таких личностей очень мало. Я иногда встречаю людей, которые говорят: «Куда вы все подевались? Давайте выходите на улицу, начинайте петь опять». Это своего рода проявление того, как звук может позитивно повлиять на окружающих. Даже если мы не видим реального эффекта, когда делаем это.

#00:22:28#

В Австралии у нас каждую неделю на протяжении многих лет проходили программы, когда мы пели мантры в общественных местах, парках. И люди приходили и присоединялись. А иногда не присоединялись, иногда никого не было, но деревья реально тогда светились, они были нам благодарны. И если мы пропускали одну неделю, деревья говорили нам: «Эй, где вы?» Надо научиться видеть вокруг сознание, формы сознания, и пытаться жить с таким восприятием. Сейчас будет практическая часть занятия. Пожалуйста, любые вопросы. В австралийском парламенте, когда наступают прения, это называется время вопросов.

#00:24:24#

Преданный: Я хотел задать такой вопрос. Вы говорили, что у божеств, на их изображениях, в руках есть какие-то предметы, их инструменты. И вот музыкальный инструмент [флейта], вы сказали, есть только у Кришны. Но у Брахмы, у божества, простейший музыкальный инструмент, раковина, чуть ли не древнейший. В него дуют, и он издает звук.

#00:25:48#

Садху Прия Прабху: Да, у Брахмы есть раковина, но я не видел, чтобы его изображали где-то, дующим в эту раковину. Это просто некий атрибут. Среди кришнаитов есть очень много музыкантов, каждый второй. И многие божества, полубоги, они тоже преданные, и у них тоже есть музыкальные инструменты. Даже если Брахма издает какой-то звук с помощью этого инструмента, то этим звуком он прославляет Кришну. И Шива, когда стучит в свой барабан, поет хвалу Кришне. Но что Кришна действительно делает со Своей флейтой? Это было глубочайшим образом объяснено нашими учителями — Шрилой Говиндой Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Флейта Кришны не прославляет самого Кришну. Она прославляет Радхарани.

#00:27:54#

Все полубоги со своими инструментами поют славу Кришне, но кого прославляет флейта Кришны? Она прославляет Радхарани. Потому что [Ее] служение и преданность [Кришне] является высочайшим явлением. И об этом поет флейта Кришны.

#00:28:20#

Преданный: Это, может, несколько не в тему, но известно из писаний, что Шива проявлен как Сада-Шива, чистый вайшнав, преданный Господа Вишну, и он аватар Шива, то есть повелитель этого мира, материальных миров. Я хотел спросить. После маха-пралайи, уничтожения вселенной, что происходит со вторым проявлением Шивы, гуна-аватаром Шивой и его энергией? Какие изменения претерпевает это проявление?

#00:29:49#

Садху Прия Прабху: У него отпуск после этого танца разрушения. Шива имеет свое положение, свое место в вечной духовной реальности, свою обитель. Господь Брахма в «Брахма-самхите» описал многое о Господе Шиве, о том, кто он, какие есть его формы, где он обитает и так далее. Там описано: когда Господь Вишну бросает взгляд на майю, материальную энергию, то олицетворением этого взгляда является Шива[2]. В течение жизненного времени Господа Брахмы происходит это творение, оплодотворение вселенной, материальной энергии, появляются материальные миры, души приходят сюда. А в конце жизни Господа Брахмы начинается разрушение материальной вселенной. И тогда Шива принимает форму Натараджа, танцора, который в процессе танца разрушает эту вселенную.

#00:32:34#

После этого он возвращается на духовный план [бытия] в свою обитель. Потом, когда процесс [творения] повторяется, он опять приходит в этот мир. Шива также вайшнав, он высочайший преданный, он постоянно совершает служение [Кришне]. Но иногда ему надо выполнять должностные обязанности, поэтому он приходит сюда, делает что-то, но потом возвращается. Нечто в этом роде.

#00:33:20#

Преданный: Вот вы говорили о звуке. А звук, как известно, распространяется в материальном мире. В воздухе, в воде, в материи. Как слышит его космос, и [как он звучит] там, где находится Бог? Как это все-таки передается?

#00:34:49#

Садху Прия Прабху: Звук может «путешествовать», распространяться и в космосе. Такова система, которую создал Господь Брахма, она совершенна. Звук, в принципе, это колебания, частоты. И мы знаем, есть разного рода частоты. Звук — это самое тонкое явление в материальном мире. Но мы также знаем, что сам звук может быть более тонким и более грубым. Частоты звука, которые может слышать человеческое ухо, мы знаем, от двадцати до двадцати тысяч Герц. Наши уши могут воспринимать только определенный диапазон частот. Например, собаки могут слышать звук, который люди не могут слышать. В принципе, звук обладает такой природой, что он может проходить через все молекулы, тончайшие составляющие эфира, то есть пространства. И звук даже может побуждать эфир трансформироваться и производить определенную вибрацию.

#00:36:56#

От ученых мы знаем, что звук может перемещаться в космосе. Иначе, как бы мы могли слышать о тех взрывах, которые происходят на Солнце? Таким образом, определенный звук может проходить в космосе, определенный нет, в зависимости от задач. Но тончайший звук, исходящий от Брахмы, звук творения, он обладает самой тонкой природой. Определенный звук может проходить в космосе, определенный нет. В эфире, в космосе. Мы должны понимать, что эфир — это материальный элемент. И надо понимать, что тот звук, который произвел Господь Брахма, включает в себя все [материальные] составляющие, в том числе и эфир. Поэтому звук может быть еще более тонким, чем сам эфир, и воздействовать на все элементы. Есть целый спектр, разные диапазоны звуков, и мы можем иметь дело лишь с определенной его узкой частью.

#00:39:26#

Преданный: Но если звук создаем мы, значит мы создаем не только то, что мы слышим?

#00:40:23#

Садху Прия Прабху: Нет, мы не можем. И мы не пытаемся это делать. Мы можем производить звук только в том диапазоне, в котором мы можем воспринимать окружающее. Даже когда мы поем маха-мантру, сами мы не можем одухотворить ее. Только по милости Господа и духовного учителя некая духовная составляющая может снизойти к нам и проявиться в этом звуке, который мы произносим. Это похоже на то, что грубое нечто движется в сторону тонкого, и тонкое потом может идти в сторону грубого. Тонкий, тончайший звук по природе может изменить нечто более грубое, проникнуть в него, но грубый звук не может проникнуть в тонкие сферы. Поэтому я не могу произвести звук подобного качества, как Господь Брахма. Мой язык, в принципе, не сконструирован для этого.

#00:42:18#

Преданный: Но теряется же тогда смысл петь мантры.

Ананда Вардхан Прабху: Он же только что объяснил, что когда мы поем мантры, по милости свыше эта духовная составляющая может снизойти в то, что мы делаем.

Преданный: Но как она видит, что мы там что-то делаем? Что-то от нас исходит, но не звук. Или это любовь? Контакт же должен быть. Что привлекает эту милость?

#00:43:34#

Садху Прия Прабху: Привлечь это духовное может душа и ее искреннее желание служить и посвящать себя Господу. Если у нас есть преданность и самопосвящение Господу, то эти качества могут заставить Его обратить внимание на нас.

#00:44:20#

Если мы действительно пытаемся строить свою жизнь в настроении самопосвящения, служения Господу, то такое настроение может привлечь Божественное, и Он может снизойти к нам. Эти духовные божественные вибрации, снизошедшие к нам, могут доставить нас в духовный мир к Нему. Это духовный звук. Тот звук, который я могу произнести, может водить меня по кругу где-то в этой области и не дать никакого результата. Но если нечто высшее, духовное снизойдет ко мне, тогда я могу достичь чего-то.

#00:45:33#

Преданный: Ну, короче, духовно совершенствоваться молча можно или нет? Йоги ведь это делают.

#00:46:09#

Садху Прия Прабху: Звук — это лучшее средство, чтобы достичь духовного. Но если есть некая воля и милость свыше, и некое желание и преданность от нас, от души, то в принципе это может произойти. Но это исключение из правил. Это не путь для большинства людей. Это исключение, которое может произойти по милости Господа.

#00:47:05#

Нам писания рекомендуют именно посредством звука достигать духовного совершенства.

Преданный: Ну, так проще, так эффективней, как я понял.

Ананда Вардхан Прабху: Да.

#00:47:17#

[Киртан]

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Речь, по всей видимости, идет о Джордже Беркли.

[2] Тал-лин̇гам̇ бхагава̄н ш́амбхур. См. более подробное описание в «Шри Брахма-самхите», стихи 7, 8, 10, 16).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования