«Редкий шанс». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 января 1983 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.1 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Редкий шанс

(4 января 1983 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

В истории, в географии, в математике, в науке… [Санскрит.] В целом, явление классифицируется как энергия, интеллект и необходимость в удовлетворении. В целом, существует три начала: чувства, мышление и воля. Это единое целое: воля, мышление и чувства.

#00:00:49#

Интеллектуализм не особенно полезен, но чувства [необходимы]. Нужно почувствовать нашу перспективу и начать трудиться. Посредством [умственных] спекуляций можно лишь истощить свой ум. Нужно делать что-то не посредством спекуляций, воображения, но посредством реальных действий. Конечно, есть сфера образования, и это тоже работа, усилие. Работать и жить. Энергия.

#00:01:43#

Преданный: Человеку нужно рассматривать окружающие его реалии как высшие по отношению к нему в жизни, в линии преданности. Ачарьи написали песни о том, что они самые падшие, патита-паванам.

#00:02:04#

Шрила Шридхар Махарадж: Они чувствуют, что некая высшая воля, высшая сила действует через них. Каждый чувствует себя незначительным, падшим и стремится всегда испытывать стремление к Высшему. Он чувствует себя низким, низменным, атомом.

#00:02:28#

Преданный: Но также по отношению к окружающему миру они чувствуют, что все вокруг выше них.

#00:02:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Они чувствуют, что все выше них. Харидас Тхакур оказывал почтение даже Майе. Парамахамса — это тот, кто уважительно относится ко всему сущему, не испытывает ненависти, враждебности, все рассматривает как связанное с Кришной. Некая связь с Кришной присутствует. Это длинная нить, связывающая все реалии в бытии с Кришной. Он видит эту нить, это связующее звено. Он очень осторожен, очень бдителен. Чтобы не оскорбить кого бы то ни было, он стремится оказывать почтение.

#00:03:23#

Преданный: Махарадж.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Я не могу действовать вышеописанным образом: каждый раз в своей жизни реально чувствовать, что все выше меня. Есть множество разбойников, низких людей. Я иногда должен действовать так, как будто я лучше или выше их, или мое дело более важное, чем их дело.

#00:03:59#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, это возможно. Человек может чувствовать, оценивать свой прогресс. Каждый прогрессирует по направлению к цели своей жизни, правильной или неправильной. Он может чувствовать прогресс. Способность оценивать прогресс есть, но путь может быть правильным или ошибочным. Все зависит от положения человека.

#00:04:40#

Иногда мы впадаем в растерянность. Мы сбиты с толку, мы не можем утверждать, в какую сторону мы идем. Это также возможно.

#00:04:58#

Иногда мы не можем различить правильное и неправильное, хорошее и плохое. Определенная тень падает на ум [человека], и человек не способен различить, что есть что. Иногда разбойник думает: «Я живу неправильно, я иду в неверном направлении». Это также возможно, поскольку существуют различные стадии памяти в нас.

#00:05:38#

Мы проходим различные измерения этого мира и существуют различные стадии знания. Мы проходим их. Они оставляют определенный отпечаток. Когда мы осознаем определенное измерение жизни, мы можем оценивать, судить о нашем прогрессе, когда мы вкладываем энергию, размышляем…

#00:06:10#

Иногда саттва-гуна, иногда подлинная концепция. Иногда раджа-гуна, чрезмерная активность в хорошую или плохую сторону. Иногда тамо-гуна, бездеятельность. Эти три явления следует видеть, распознавать везде и повсюду. Даже в зверях, в насекомых, повсюду. Саттва, раджа, тамо: эти три начала комбинируются и проявляются.

#00:06:49#

Но исключительным образом отдавать себя, идти благим путем — подобное явление редко можно встретить. Постепенно мы даем оценку всему. Отвергаем плохое, оцениваем плохое или хорошее, отвергаем плохое и делаем шаг вперед. Таков путь прогресса. Однако это очень трудно. Люди, способные на это, встречаются редко.

#00:07:26#

мануш̣йа̄н̣а̄м̇ сахасреш̣у, каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇, каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣[1]

#00:07:37#

Постепенно мы приближаемся к высшей истине, и очень немногие достигают высшего положения. Повсюду мы видим это: немногие достигают вершины.

Нитай-Гаура Харибол!

#00:08:11#

Как бы то ни было, мы находимся в джунглях. И тем не менее мы достигли человеческой формы жизни. Если мы посмотрим на низшее творение, то увидим, насколько мы находимся в безопасности. Я вынужден проходить эти формы жизни: растения, насекомые, звери. Сейчас я нахожусь в этой цивилизованной, человеческой форме [жизни] по милости некой неведомой силы. Я зашел настолько далеко.

#00:08:57#

В этой форме [жизни] я могу понять, что есть благо, а что его противоположность. Мы используем этот шанс, чтобы обрести благое общение и улучшить свое внутреннее состояние, используем возможности, которые есть в наших руках. Но в низшем творении, в других формах жизни такой шанс отсутствует.

#00:09:32#

Этот ценный шанс я получил, чтобы улучшить свое положение с помощью общения. Насколько я понимаю, моя ответственность очень велика.

#00:10:01#

Если мяч во время футбольного матча гоняют посредине поля, то публика не выказывает особых чувств. Но если мяч подошел к самым воротам, но гол в последний момент сорвался, люди испытывают крайнюю степень разочарования. Нечто в этом роде.

#00:10:27#

Если мы упустим этот шанс, предоставленный нам сейчас, в человеческой форме [жизни], то будем вновь вынуждены рождаться дикарями, животными и прочими. Какой будет моя судьба, мне неизвестно. Когда мне вновь представится этот ценный шанс? Мы будем беспомощно блуждать в бездне жизни.

#00:10:49#

Сейчас, в этой человеческой форме [жизни], у нас в руках ценная возможность, поэтому мы должны использовать ее и общаться с теми возвышенными личностями, которые помогут нам улучшить наше положение настолько, насколько это возможно. Мы должны воспользоваться этим шансом, использовать этот шанс, очень ценный шанс.

#00:11:15#

Риши, духовные эксперты, все они говорят об этом: ты достиг человеческой формы жизни, ты достиг столь высокого положения, и ты рискуешь настолько, что вернешься обратно в низшие сферы жизни. Это величайшая трагедия. «Вы все сыны нектара. Пожалуйста, осознайте какова ваша перспектива. Примите ее, освободитесь и достигните высшей цели жизни. Мы спасем вас. Вы будете спасены, а иначе вы потеряетесь в неизвестном. Какая великая ответственность лежит на ваших плечах».

#00:12:07#

«Ценное положение человеческой жизни. Используйте ее максимальным образом, и тогда вас ждет величайшее достижение, возможное для каждой души». Таков золотой шанс, золотая возможность.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:12:30#

«Будьте чисты и сделайте других чистыми. Чистота означает оставить эксплуатацию и служить Его святым стопам». Мы можем приблизительно понять эту истину. Давать другим — это высшее явление, а брать у других — это низменно, низко. Удовлетворять других, удовлетворять Господа всего сущего. Насколько ценной является эта возможность. Любить и быть любимым. Служить Тому, Кто занимает поистине высочайшее положение высочайшей любви.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Нитай-Гаура!

#00:13:34#

Глубоко погрузиться в реальность, очень искренне, ревностно, горячо. Желай этого! Глубоко, всеобъемлющим образом, безраздельно.

#00:13:59#

Тотальная война. Когда я был проповедником, я имел обыкновение говорить: «Гаудия Матх объявил тотальную войну против всех существующих явлений во всех аспектах». Тотальная война. Полный отказ от сотрудничества с любыми разновидностями наслаждения и эксплуатации — с подобными тенденциями, и с тенденцией отречения также, с тенденцией отвергнуть все.

#00:14:36#

Зачем мы должны отвергать все, отрекаться? Мы должны отвергать дурное лишь для того, чтобы принимать более высокое, хорошее. Отречение разрушительно, деструктивно. Я останусь в одиночестве, если отвергну все. У меня не будет сознания окружающего мира. Как это возможно? Как это мыслимо? Необходимо принять все, призвать все подлинным, должным образом, в духе подлинных взаимоотношений.

#00:15:16#

Это служение, свет солнца. Источник всего — Кришна. В связи с Ним все можно видеть должным образом. Можно видеть, что все являются друзьями, никто не является врагом. Все дружественно по отношению ко мне, и никто не враждебен по отношению ко мне. Я хочу рассматривать все под таким углом зрения. Я хочу видеть в каждом друга, связанным с этим великим-великим Господом, великим другом моего сердца. В связи с Ним все дружественно.

#00:16:03#

…сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇…[2]

#00:16:09#

До тех пор, пока мы находимся во враждебных обстоятельствах, необходимо все равно помнить, что за всем стоит воля Того, Кто является моим другом, моим хранителем. Все в конечном счете приходит с Его санкции, поэтому не следует переживать из-за многочисленных бесполезных подозрений и страхов, опасений. Будьте оптимистичны и идите вперед, к истине.

#00:16:46#

Как бы вы ни рассматривали свое нынешнее положение, вы должны понимать, что необходим прогресс в направлении истины. Какого рода концепция истины? Следует консультироваться и получать образование такого рода у тех, кто искренен и знающ.

#00:17:17#

Он стоит за всем, поэтому в конечном счете никто вас не обманет, если вы сами себя не будете обманывать. Мы сами ответственны за те негативные обстоятельства, в которых оказались. Это наша свобода выбора. Свобода выбора — величайший дар, и свобода выбора — это величайшее проклятие. Если мы злоупотребляем ею, то это проклятие, враг. Если мы используем ее должным образом, то это величайшее благо.

#00:17:50#

Великий дар: свобода выбора. Только благодаря свободе выбора мы можем существовать как личности. Частица луча наделена способностью светить, подобно этому душа наделена способностью свободно выбирать. Если отнять эту свободу, то душа превращается в материю.

#00:18:27#

Душа может жить в родном сообществе, в родном стане и может оказаться во вражеском окружении. Оставьте вражеское окружение, вернитесь в родное окружение и служите в этом родном окружении, в окружении родных и близких, Владыке любви.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас


[1] [Господь Кришна провозглашает:] «Среди великого множества людей лишь немногие стремятся к духовному совершенствованию. Но даже среди тех, кто достиг просветления на духовном пути, лишь единицы способны постичь Меня» (Бхагавад-гита, 7.3).

[2] Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — Господь Кришна говорит: «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

 

← 22 сентября 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Особые качества Ачарьи» (часть 2). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования