«Ум, разум, ложное эго». Садху Прия Прабху. 24 октября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 12.61M)


Russian

Садху Прия Прабху

Ум, разум, ложное эго

(24 октября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Чувства выше самих объектов чувств. Ум выше чувств, разум выше ума[1]. А эго, ложное эго, выше разума?

#00:00:17#

Садху Прия Прабху: В этом смысле — да. В этом ключе это значит, [что] оно просто более тонкое. В Гите описывается, что мы отходим от грубого и поднимаемся к более тонкому. Когда душа приходит в материю, первое, что с ней происходит, — ее облачает ложное эго. У этого ложного эго такая природа, что оно может обволочь душу. И, с одной стороны, оно будет ее закрывать, а с другой стороны, будет ее притягивать к другим вещам. Разумом можно увидеть ложное эго, а ложным эго уже не увидеть разум[2]. Да, это определенно так, потому что более тонкие вещи могут видеть что-то грубое, а что-то грубое не может увидеть уже что-то более тонкое.

#00:01:52#

Вопрос: Разумные поступки... Можно сказать, что разумные поступки — это то же самое ложное эго, только вид с боку. Можно как-то это перевести? Разум — это тоже ложное эго, да? Так получается?

#00:02:10#

Садху Прия Прабху: Хороший вопрос. У разума есть возможность увидеть какое-то знание, которое находится за пределами ложного эго. Также у разума есть возможность использовать ум и то, что под ним находится [более грубой природы], то есть чувства, в служении душе и высшему [началу, Богу]. Поэтому сознание Кришны полностью зависит от чего-то более высокого, что может поднять нас.

#00:03:50#

Но в тот же момент, даже если разум и ум, и все наши чувства соединятся вместе, чтобы каким-то образом побороть ложное эго, у них не получится это сделать. У нас происходит такая борьба. Ложное эго очень хитрое, оно всегда может что-то похитить и сбежать, и спрятаться, и мы его вообще не заметим. В таком ключе мы можем сказать, что, действительно, более тонкое всегда будет немного выше, чем более грубое.

#00:04:31#

У нас есть единственная возможность побороть это ложное эго тогда, когда через чистую связь свыше к нам спустится сила, которую мы сможем использовать в этой борьбе с ложным эго. И тогда оно сможет отступить.

#00:04:45#

Вопрос: Читаю труды ачарьев, вайшнавских ачарьев. Они говорят: для того, чтобы наступило полное шаранагати, нужно отказаться от разума. Отказаться от разума — не значит, сделаться безмозглым, но это значит, что разум — это планы, в первую очередь это различные планы. [Желание] строить планы противоречит принципу шаранагати. Исследуя эту тему, я стал замечать один такой парадокс, что иногда в некоторых местах ложное эго и разум связывают вместе. Чит — это «сознание», джива. Ложное эго и разум. И оттуда у меня возникло то, что шаранагати отказывается от разума, то есть от планов, и так оно отодвигается от ложного эго.

#00:06:00#

Садху Прия Прабху: Они все-таки раздельные. Разум и ложное эго. На самом деле разумные люди не так уж много строят планов. Разумные люди следуют планам своих покровителей. В духовной жизни у нас есть покровитель, наши учителя. И мы следуем их планам. И тогда уже ложное эго отсутствует.

#00:06:42#

Вопрос: Совершенно неожиданно, что ложное эго… получается, существует такой концепт дживы: «Я существую». Пока есть это ощущение, что я существую, вроде как не возникает проблемы с ложным эго. Проблема возникает тогда, когда появляется идея: «Я знаю». Когда появляется идея о знании, тогда уже начинают появляться вопросы.

#00:07:23#

Садху Прия Прабху: Да, это так. Но нам нужно понять, что не душа думает вообще в этот момент. На самом деле душа сейчас спит, а весь процесс мышления сейчас происходит в уме, то есть на ментальном уровне. Эти мысли потом приходят, может быть на уровне разума. Когда эти мысли появляются на уровне ума и нашего разума, ложному эго очень легко вступить. И если в уме мы думаем: «Да, я великий. У меня что-то получается», то, естественно, ложное эго сразу придет.

#00:08:31#

Душа проснется от этого сна, только когда все эти материальные вещи уйдут. И это то, что приходит после того, как с ложным эго все покончено. Все вопросы о душе выше, чем какие-то интересы и ложное эго и так далее. Когда душа увидит своими духовными глазами, духовным взглядом посмотрит на все это, она увидит только то, что она является очень маленькой, то есть частичкой всего [мироздания]. Она в этом ключе не может [ни на что посягать], у нее даже не может прийти мысль о том, что она является центром всего, и поэтому ложное эго в этом случае вообще не может прийти. Если мы, конечно, сможем открыть эти духовные глаза души, мы будем просто очень удивлены, увидев то, насколько крошечными мы на самом деле являемся.

#00:10:21#

Сейчас мы разговариваем об уме, о разуме, о всех этих материальных вещах. И то, что нужно ложному эго, — это почерпнуть энергию из этих предметов. И что мы видим на духовном пути всегда, когда у нас появляется ложное эго? Господь его просто разрушает. Если мы будем идти по духовному [пути], то Господь об этом [ложном эго] позаботится. У ложного эго есть возможность действовать только на материальном плане [бытия]. А качества души духовны и абсолютно отличаются [от всего материального]. На самом деле душа имеет очень большую силу. Эта сила намного больше, чем у всех этих [материальных] вещей. Она спит, потому что она закрыта всеми этими материальными вещами.

#00:12:12#

На самом деле все эти материальные вещи, такие как ум и разум, подпитываются от души, ее энергией. Потому что душа наделена этой духовной силой. И если вытащить душу из тела, то оно сразу упадет на землю, оно не сможет никак функционировать без нее. И все эти уровни [материального тела] зависят от энергии души. Но они стараются похитить [ее энергию], взять на себя управление всей этой ситуацией. Ответ такой — нужно просто разбудить душу. И тогда она сразу перестанет давать свою энергию этим материальным вещам.

Переводчик: Камала Деви Даси
Транскрипцию выполнила Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


________________________________________________

1  Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур, индрийебхйах̣ парам̇ манах̣ / манасас ту пара̄ буддхир, буддхер йах̣ паратас ту сах̣ — «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).

2  По всей видимости, здесь допущена ошибка. Из последующего рассуждения получается как раз обратное: более тонкое ложное эго способно распознать разум, тогда как разум не способен распознать ложное эго в силу того, что его природа более тонка.




←  «Всевышний Шри Кришна Чайтанья» (часть 2). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· Очередная нама-хатта в Харькове  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.2 МБ)


Russian

Садху Прия Прабху

Ум, разум, ложное эго

(24 октября 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Чувства выше самих объектов чувств. Ум выше чувств, разум выше ума[1]. А эго, ложное эго, выше разума?

#00:00:17#

Садху Прия Прабху: В этом смысле — да. В этом ключе это значит, [что] оно просто более тонкое. В Гите описывается, что мы отходим от грубого и поднимаемся к более тонкому. Когда душа приходит в материю, первое, что с ней происходит, — ее облачает ложное эго. У этого ложного эго такая природа, что оно может обволочь душу. И, с одной стороны, оно будет ее закрывать, а с другой стороны, будет ее притягивать к другим вещам. Разумом можно увидеть ложное эго, а ложным эго уже не увидеть разум[2]. Да, это определенно так, потому что более тонкие вещи могут видеть что-то грубое, а что-то грубое не может увидеть уже что-то более тонкое.

#00:01:52#

Вопрос: Разумные поступки... Можно сказать, что разумные поступки — это то же самое ложное эго, только вид с боку. Можно как-то это перевести? Разум — это тоже ложное эго, да? Так получается?

#00:02:10#

Садху Прия Прабху: Хороший вопрос. У разума есть возможность увидеть какое-то знание, которое находится за пределами ложного эго. Также у разума есть возможность использовать ум и то, что под ним находится [более грубой природы], то есть чувства, в служении душе и высшему [началу, Богу]. Поэтому сознание Кришны полностью зависит от чего-то более высокого, что может поднять нас.

#00:03:50#

Но в тот же момент, даже если разум и ум, и все наши чувства соединятся вместе, чтобы каким-то образом побороть ложное эго, у них не получится это сделать. У нас происходит такая борьба. Ложное эго очень хитрое, оно всегда может что-то похитить и сбежать, и спрятаться, и мы его вообще не заметим. В таком ключе мы можем сказать, что, действительно, более тонкое всегда будет немного выше, чем более грубое.

#00:04:31#

У нас есть единственная возможность побороть это ложное эго тогда, когда через чистую связь свыше к нам спустится сила, которую мы сможем использовать в этой борьбе с ложным эго. И тогда оно сможет отступить.

#00:04:45#

Вопрос: Читаю труды ачарьев, вайшнавских ачарьев. Они говорят: для того, чтобы наступило полное шаранагати, нужно отказаться от разума. Отказаться от разума — не значит, сделаться безмозглым, но это значит, что разум — это планы, в первую очередь это различные планы. [Желание] строить планы противоречит принципу шаранагати. Исследуя эту тему, я стал замечать один такой парадокс, что иногда в некоторых местах ложное эго и разум связывают вместе. Чит — это «сознание», джива. Ложное эго и разум. И оттуда у меня возникло то, что шаранагати отказывается от разума, то есть от планов, и так оно отодвигается от ложного эго.

#00:06:00#

Садху Прия Прабху: Они все-таки раздельные. Разум и ложное эго. На самом деле разумные люди не так уж много строят планов. Разумные люди следуют планам своих покровителей. В духовной жизни у нас есть покровитель, наши учителя. И мы следуем их планам. И тогда уже ложное эго отсутствует.

#00:06:42#

Вопрос: Совершенно неожиданно, что ложное эго… получается, существует такой концепт дживы: «Я существую». Пока есть это ощущение, что я существую, вроде как не возникает проблемы с ложным эго. Проблема возникает тогда, когда появляется идея: «Я знаю». Когда появляется идея о знании, тогда уже начинают появляться вопросы.

#00:07:23#

Садху Прия Прабху: Да, это так. Но нам нужно понять, что не душа думает вообще в этот момент. На самом деле душа сейчас спит, а весь процесс мышления сейчас происходит в уме, то есть на ментальном уровне. Эти мысли потом приходят, может быть на уровне разума. Когда эти мысли появляются на уровне ума и нашего разума, ложному эго очень легко вступить. И если в уме мы думаем: «Да, я великий. У меня что-то получается», то, естественно, ложное эго сразу придет.

#00:08:31#

Душа проснется от этого сна, только когда все эти материальные вещи уйдут. И это то, что приходит после того, как с ложным эго все покончено. Все вопросы о душе выше, чем какие-то интересы и ложное эго и так далее. Когда душа увидит своими духовными глазами, духовным взглядом посмотрит на все это, она увидит только то, что она является очень маленькой, то есть частичкой всего [мироздания]. Она в этом ключе не может [ни на что посягать], у нее даже не может прийти мысль о том, что она является центром всего, и поэтому ложное эго в этом случае вообще не может прийти. Если мы, конечно, сможем открыть эти духовные глаза души, мы будем просто очень удивлены, увидев то, насколько крошечными мы на самом деле являемся.

#00:10:21#

Сейчас мы разговариваем об уме, о разуме, о всех этих материальных вещах. И то, что нужно ложному эго, — это почерпнуть энергию из этих предметов. И что мы видим на духовном пути всегда, когда у нас появляется ложное эго? Господь его просто разрушает. Если мы будем идти по духовному [пути], то Господь об этом [ложном эго] позаботится. У ложного эго есть возможность действовать только на материальном плане [бытия]. А качества души духовны и абсолютно отличаются [от всего материального]. На самом деле душа имеет очень большую силу. Эта сила намного больше, чем у всех этих [материальных] вещей. Она спит, потому что она закрыта всеми этими материальными вещами.

#00:12:12#

На самом деле все эти материальные вещи, такие как ум и разум, подпитываются от души, ее энергией. Потому что душа наделена этой духовной силой. И если вытащить душу из тела, то оно сразу упадет на землю, оно не сможет никак функционировать без нее. И все эти уровни [материального тела] зависят от энергии души. Но они стараются похитить [ее энергию], взять на себя управление всей этой ситуацией. Ответ такой — нужно просто разбудить душу. И тогда она сразу перестанет давать свою энергию этим материальным вещам.

Переводчик: Камала Деви Даси
Транскрипцию выполнила Вишакха Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


________________________________________________

[1] Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур, индрийебхйах̣ парам̇ манах̣ / манасас ту пара̄ буддхир, буддхер йах̣ паратас ту сах̣ — «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).

[2] По всей видимости, здесь допущена ошибка. Из последующего рассуждения получается как раз обратное: более тонкое ложное эго способно распознать разум, тогда как разум не способен распознать ложное эго в силу того, что его природа более тонка.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования