«Воля Гурудева». Садху Прия Прабху. 30 сентября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль эзотерических практик «Тавале»



Краткое содержание лекции

 

Russian

Садху Прия Прабху

Воля Гурудева

(30 сентября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»)

 

Поэтому, в принципе, наша практика продолжается в таком же духе. Мы должны понимать, что его [Шрилы Говинды Махараджа] преемник [Шрила Ачарья Махарадж] благословлен и наделен духовной волей продолжать этот процесс. Воля Гурудева сейчас живет в Шрипаде Ачарье Махарадже, и мы продолжаем свою практику, служа ему. Если мы обратимся к вани, к наставлениям, то это означает принятие Гуру как принцип, а принцип Гуру стоит выше, чем Гуру-личность. Гуру для нас должен означать некий поток, который нисходит из трансцендентного мира. И через кого течет этот поток, где он проходит, это может связать нас с той [высшей] обителью. Этот поток течет из сердца в сердце через гуру-парампару. Он может казаться [потоком] разного рода, принимать разные формы, в зависимости от личности, через которую течет этот поток, но тем не менее этот духовный поток все равно идет к нам оттуда. В принципе, это можно назвать сменой формы, вапу, то есть сменой личности Гурудева, но вани, то есть наставления, и дух его наставлений остался тем же. Наставление Махапрабху: терпение, смирение, почтение ко всем, повторение святых имен — это все остается без изменений.

#00:03:38#

В книге «Шри Гуру и его милость» Шрила Шридхар Махарадж говорит, что уход учителя — это величайшее испытание для ученика. Я был в Навадвипе, когда Гурудев ушел. И мы совершали все эти церемонии, когда помещали его тело в самадхи. Это был очень тяжелый и неописуемый день. Но в действительности, как бы это ни показалось странным, это был один из самых радостных дней в моей жизни. Потому что через эту лилу (мы можем назвать это лилой, это и есть его игры) он [уход Шрилы Гурудева] еще больше приблизил нас к нему.

#00:05:20#

Он оставил этот мир и отправился на Голоку, но так как наши сердца были все время с ним, то можно сказать, что мы тоже отправились вместе с ним в том направлении. Следующие пять-семь дней после этой церемонии тоже были очень особенными. В следующие дни [было особенное время:] я никогда не видел, чтобы столько людей, тысячи людей были движимы единым духом, единым настроением служения друг другу, помощи в сложившейся ситуации. Это было подобно духовному миру, все были объединены и движимы единой целью. Но через несколько дней, естественно, настроение изменилось немного. И у меня даже пропало желание продолжать заниматься духовной практикой, потому что было очень пусто, я был опустошен. Я не хотел читать мантру, не хотел читать никакие книги. Пропал интерес ко всему. Так продолжалось несколько дней.

#00:07:58#

К счастью, мы все избежали этой безнадежной ситуации. По милости и по вдохновению нового ачарьи — Ачарьи Махараджа. Тут же мы начали очень интенсивно [проводить] проповеднические программы. Мы проехали всю Бенгалию с севера на юг, с запада на восток. Около четырех недель мы ездили по всей Бенгалии, тысячи километров проехали, просто проповедуя утром, днем и вечером. После этого жизнь вернулась к нам. И появилось вдохновение продолжать. После этого тура по Бенгалии мы поехали в тур по Азии с Ачарьей Махараджем. Ачарья Махарадж как ачарья поехал в свой проповеднический тур, чтобы встретиться с преданными. Он попросил меня сопровождать его.

#00:10:35#

Так как определенные вещи случились в Индии, тур пришлось прервать, Ачарья Махарадж вернулся в Индию. А я с тех пор так и продолжаю находиться в этом туре, потому что потом я поехал в Россию. И вот до сих пор в таком состоянии нахожусь. И могу сказать, что проповедь, распространение сознания Кришны — это жизнь. Этим надо делиться с людьми. Санкиртана: самьяк означает «совместное» [воспевание], то есть вместе, когда присутствует много людей, в таком процессе мы можем почувствовать, что это такое. Когда мы делимся своими реализациями, своим опытом, к нам приходит новый опыт, новые реализации. У каждого есть некий опыт, [то,] чем он может поделиться. Когда мы делимся личным духовным опытом друг с другом, мы обретаем некое богатство, продолжаем расти духовно.

#00:13:09#

Я вижу, что это своего рода план Гурудева — то, что я продолжаю сейчас проповедовать. И это поддерживает меня, это вернуло меня к жизни, после того как он ушел. Жизнь в этом смысле [продолжается и расцветает]. Я имею в виду, когда я окружен преданными и имею возможность служить им. Если все это убрать, то я окажусь нигде. Если у нас действительно есть подлинное искреннее желание служить, посвятить себя этому, то мы увидим, что возможности служения безграничны. Если у нас будет такое настроение, то мы увидим, что служения столько, что не хватит жизни, чтобы все это совершить. В какой степени мы соприкоснулись с миром служения, в такой степени нам и откроется то понимание, что служение безгранично. По правде [говоря], у нас нет никакой квалификации, чтобы это выполнять, у нас нет времени, чтобы это делать.

#00:15:45#

Если мы окажемся в подобной ситуации, то мы будем молиться Господу, чтобы Он пролил на нас милость, чтобы у нас появились какие-то качества, чтобы совершать это служение. Если мы будем пребывать в подобном настроении, то в нашей жизни случится много чудес. Господь войдет в нашу жизнь, очень много чего произойдет необычного. [Это] не так, что я все делаю сам и тащу все за собой, замыкаю все на себе. Так нельзя поступать. В «Прапанна-дживанамритам» описан один из аспектов служения в преданности: мы должны делиться служением. Это один из центральных аспектов духовной жизни.

#00:17:53#

И если мы будем просить, чтобы Он пришел в нашу жизнь, чтобы Он дал нам служение и качества для его совершения, если мы будем молить об этом, то Он обязательно придет. Так как у нас есть свобода выбора, Он не ограничивает нас ни в чем. Если Он будет заставлять нас делать это, то получится, что Он принуждает нас к этому совершению служения, но Он предоставил нам выбор, чтобы мы сами захотели этого. Он придет в нашу жизнь, если мы Его об этом попросим. Если у нас появится такое настроение, что мы почувствуем себя действительно ни на что неспособными, что у нас нет никаких качеств, и если мы попросим у Него, Он придет и поможет нам. Я не знаю, что говорить, я не знаю, какие потребности у присутствующих здесь преданных, поэтому я прошу: «Господь, пожалуйста, пролей милость, говори через мой язык». В таком настроении я пытаюсь проповедовать, и только тогда это имеет какой-то смысл.

#00:20:20#

Таково должно быть настроение слуги. Мы видели это на примере Гурудева много раз. Гурудев всегда был готов принять какие-либо хорошие идеи от любых преданных, даже от, казалось бы, начинающих учеников. Если это было некое хорошее предложение, он тут же был готов принять это. Как трава, которую колышет ветер: в какую бы сторону он ни подул, трава прогибается в эту сторону, — так и в нас должна быть некая гибкость, чтобы быть готовыми принять любую точку зрения, любое направление. Если у меня есть собственные идеи, свои представления, которые я ставлю во главу угла, то очень маловероятно, что что-либо [существенное с духовной точки зрения] произойдет. Поэтому нам надо отложить это в сторону и пытаться быть восприимчивым к духовному, к воле Господа.

#00:22:14#

Это точка отсчета, некая точка отсчета, о которой говорил Махапрабху. [Необходимо] оставить наши иллюзорные представления и пытаться принять то, что приходит к нам с духовного плана [бытия]. Если мы будем стараться принять этот поток, который приходит от Гурудева через преданных к нам, он переполнит нас со временем. Много раз Гурудев говорил: «Я простой деревенский парнишка». Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Я просто студент». Человеку девяносто лет, он излагает самые высочайшие философские вещи, тем не менее он говорит: «Я всего лишь студент». Все, что бы ни делал Гурудев, это было связано неким образом с духовным миром. Даже то, что он любил есть, его обед составляли блюда, которые описаны в «Чайтанья-чаритамрите». Он жил этим миром, постоянно пребывая в нем, и всегда делился с преданными этим.

#00:24:54#

Всегда у него были какие-то шлоки [в подтверждение этих истин]. Он всегда слышал голос откуда-то у себя в сознании. Он всегда медитировал на духовные темы. Он знал тысячи разных шлок, выражений из разных писаний. Много раз я пытался найти некоторые из них где-либо, но я не мог этого нигде найти. Была некая удивительная вещь для меня, когда одну из шлок он попросил распечатать и повесить у себя над кроватью. Я в то время был в Колкате. Тогда я сразу побежал, чтобы распечатать эту шлоку на листочке. Это была шлока Мадхавендры Пури. Эта шлока звучала так: «Я предлагаю свои поклоны мангала-ароти, дневному ароти, вечернему ароти, я предлагаю свои поклоны ритуальным омовениям и всякого рода подобным вещам, потому что я не способен их совершать»[1].

#00:27:34#

Последнее время Гурудев находился в постели все время. В этой шлоке был определенный призыв: «Я не способен совершать эти вещи, но, пожалуйста, пролей на меня милость, несмотря на то что я не могу делать этого сейчас». Иногда мы думаем, что придет какое-то время, и мы будем действительно совершать эти вещи. Но у меня есть для вас новость, что практика сознания Кришны и его цель тождественны. Качества и интенсивность практики могут расти. Ощущение беспомощности, неспособности преданных [совершать духовную практику] может быть безграничным, как в примере с Драупади. Когда ее стали раздевать, снимать с нее сари, она простерла свои руки в небо и просила Господа: «Пожалуйста, защити меня, я сейчас беспомощна». И тогда [ее] сари стало бесконечным.

#00:30:30#

Гурудев рассказывал, что сначала Драупади всего лишь одну руку подняла к небу, призывая Господа, а второй рукой все-таки еще придерживала сари. Но потом, когда она почувствовала полную безнадежность и подняла обе руки, только тогда Господь пришел. Поначалу она все-таки надеялась как-то сама предотвратить это, но потом, когда полностью предалась, то Господь защитил ее. Ощущение безнадежности, беспомощности — это естественное состояние возвышенных преданных. Когда мы хотим [занять возвышенное положение] или на нас вешают какие-то ярлыки: «он мастер того-то», «этот мастер того-то», это даже опасно. Потому что мы отождествляем себя с этими вещами. Душа не мастер всех этих вещей, она слуга по природе.

#00:32:27#

[В этом мире поощряются] такие понятия, как мастер, повелитель, в этом мире все пытаются стать повелителями чего-либо, господами. Но не такого рода должны быть отношения с Господом. Это своего рода даже отторжение от Него, когда мы хотим быть какими-то [мастерами, повелителями чего-либо]… Мы всегда в таком случае упускаем самый важный момент. Это действительно отделяет нас от того, что на самом деле является нашей жизнью и душой, от нашего Господа.

#00:33:38#

Преданный. Гурудев наделил статусом ачарьи региональных представителей. Он это сделал с целью, чтобы милость пролить на них, или чтобы указать, откуда идет поток служения?

#00:34:47#

Садху Прия Прабху. Да, и для того, чтобы на них пролилась милость, и для того, чтобы отдать им должное, [показать,] что да, они обладают некой квалификацией. Было много ситуаций, когда мы не могли понять, почему Гурудев делает определенные вещи. Казалось бы, что явно надо было делать определенным образом, но Гурудев делает совершенно по-другому. Мы не могли понять почему.

#00:35:57#

Но мы будем очень удачливыми, если сможем понять, что все, что бы он ни делал, является совершенным. То, в каком направлении течет его воля, его милость, является лучшим направлением для всех. Это будет благоприятным для всех — для тех, кто согласен; и для тех, кто не согласен; и для тех, кто не знает, как к этому относиться. Потому что все, что бы он ни делал, это для нашего блага. Если бы это не было благоприятно для нас, он бы так не поступал. Поэтому мы должны стараться увидеть позитивные волны в определенных вещах. То направление, в котором он указал [нам двигаться], является очень благоприятным.

#00:38:13#

В писаниях говорится, что Гуру может из ворона сделать Гаруду. Гуру может взять полностью неквалифицированного человека и сделать его абсолютно квалифицированным. У него есть такого рода сила. И мы, может быть, не знаем многих вещей о ком-то, но мы должны понимать, что та личность, о которой мы мало что знаем, по милости Гуру может стать Гарудой. Мы не должны забывать эту возможность. И это в наших интересах — увидеть общую картину именно в таком ключе. У нас может быть [такое] видение: «Я воспринимаю окружающих как ворон», но по милости Гуру все они вскорости могут стать Гарудами. Каким образом я должен рассматривать окружающих? И то, как я на это смотрю, может вернуться ко мне. Это мой выбор, как надо рассматривать мир. Кто-то может сказать: «Эти ачарьи, кто они такие, чтобы делать то-то или то-то?» А кто-то может сказать: «Посмотрите, Гурудев так милостив, он указал нам на этих ачарьев, чтобы они благословляли нас». Это ваш выбор, как смотреть на эту ситуацию.

#00:41:13#

Гурудев сказал: «Вы можете не принимать Ачарью Махараджа, но если вы так сделаете, вы должны оставить Матх, оставить миссию». Он не отвергает вас полностью как учеников, но: «Если вы не принимаете Ачарью Махараджа, вы должны оставить мою миссию». Поэтому надо очень внимательно относиться к тому, что происходит, и отдавать должное тому основному потоку, в котором сейчас происходит движение. Сейчас переходный [период], со временем некоторые вещи встанут на свои места. Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил: «Подожди и увидишь». Чего же мы ждем? Чего мы ждем, чтобы что увидеть? Так как у нас очень слабая вера, мы ждем того, как по милости Гуру вороны станут Гарудами. Таким образом мы можем обезопасить себя от того, что поначалу мы можем не воспринимать тех, кто кажется нам воронами, но со временем по милости Гуру они станут обладающими нужными качествами [Гарудами]. Говорится, что в духовной сфере мы должны «видеть» ушами, а не глазами.

#00:43:46#

Мы видим духовную реальность через звук, который исходит от Гуру. Мы не должны обращать внимание на то, что говорят нам наши глаза, потому что в действительности мы не можем видеть ими. А глаза души сейчас закрыты. Поэтому духовный звук, духовные вибрации — это то, посредством чего мы должны стараться сейчас видеть. В процессе повторения святых имен, хари-катхи наше сознание, наше сердце очищается, и мы можем обрести должное видение.

#00:45:14#

По правде, я не знаю, почему Гурудев назначил столько ачарьев, даже несмотря на то, что я много времени провел рядом с ними. В действительности я не знаю, кто они. Но я могу понять, что такое духовный принцип. Он таков, что надо иметь веру в то, что говорит Гуру. И это приведет меня к духовному плану [бытия]. Может быть придет день, когда во мне проявится духовное видение, и я пойму, что имел в виду Гурудев. Это лучший путь для нашего [духовного] прогресса на данном этапе.

#00:46:38#

Ничего страшного, если поначалу мы кого-то недооценили и не рассмотрели что-то [достойное] в этом человеке, который впоследствии действительно проявил свои духовные качества. В этом ничего страшного нет. У каждого есть свобода выбора. Если есть некий ученик, который служит в рамках миссии, и ученик, который находится в стороне от миссии, то еще неизвестно, кто из них лучше другого. У обоих есть связь с Гуру. И у обоих есть любовь и нежность Гурудева. Это в наших интересах — оказывать почтение обоим из них. Это не общие вопросы сознания Кришны, [но] очень конкретные, глубокие темы.

#00:48:19#

Враджа Кумар Прабху. Возможно ли такое, что месяц-полтора назад я вообще ничего не знал об этом [духовном знании], а сейчас понимаю, что сильнее чувств я не испытывал за всю жизнь и никакие материальные трудности мне не страшны. Или это на первых порах только [так кажется]?

#00:49:22#

Садху Прия Прабху. Я знаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос. Если мы можем чувствовать это, то это возможно. Если у нас есть некий сознательный опыт, некое чувство, то это значит, что оно имеет некую связь с большой областью сознания. У нас внутри, в нашем сознании и теле, есть некие чувства [и ощущения], и они сильны до такой степени, что даже позволяют нам отстраниться от этой окружающей нас реальности. В области сознания мы все очень связаны, объединены.

#00:51:06#

Если, например, я что-то кому-то сказал, но внутри я испытываю чувства, отличные от того, что я сказал, то человек воспримет эти чувства больше, чем то, что я сказал. Со временем к нам может прийти такое ощущение и опыт, что мы можем разговаривать на уровне сердец, на уровне наших чувств. Духовное сознание пробуждается. На уровне сознания отношения друг с другом могут быть более ощутимы на внешнем плане. Они могут быть независимы от материальных проявлений. Время, место, обстоятельства не могут изменить или как-то повлиять на сознание. Это мир [духовного] богатства, который мы начинаем пробуждать в себе, начиная практиковать этот путь. Возможно, что в один момент [мы сможем] полностью оставить внешние факторы и в сознании полностью обратиться к Господу.

#00:53:58#

Но этот момент должен использоваться очень особым образом. Я уже говорил об этом: если у вас есть желание иметь связь с Господом, то это осуществится, и может осуществиться мгновенно. Может быть, конечно, Он будет занят, но пошлет кого-то из Своих друзей. И это будет лучше, чтобы Его посланник сказал вам что-то, что через него придет это [послание], чем непосредственно от Него. Мы видим это в «Чайтанья-чаритамрите», когда Рагхунатх Дас Госвами, получив милость Нитьянанды Прабху, пришел в Пури и захотел получить даршан Махапрабху. Тот сказал ему: «Лучше иди к Сварупе Дамодару, он лучше знает, чем Я». Можно сказать, что имелось в виду: «Я очень занят Своими внутренними переживаниями, поэтому ты лучше иди к Моим преданным, и они тебе объяснят это лучше, чем Я».

#00:56:31#

С одной стороны, решение может прийти естественным путем, с другой стороны — надо предпринимать усилия. Пробуждение духовного сознания не зависит от рождения и смерти, его нельзя ограничить этим, оно может произойти вне зависимости от этого. Это процесс постепенный и очень длительный. Но мы не знаем, сколько у нас есть времени здесь и сейчас. Мы должны использовать время по максимуму. Возможно, мы скоро оставим тело, потом родимся вновь, и у нас уйдет опять какое-то время на то, чтобы встретить преданных, опять начать этот процесс. Поэтому лучше погрузиться в это как можно глубже и безотлагательно сейчас. Так рекомендуют. У нас должно быть некое внутреннее чувство, что да, так должно происходить, некое подтверждение.

#00:58:46#

Сердце знает, чего хочет. Оно может убежать от всех нежелательных вещей. Есть такое арабское выражение: «Брось свое сердце вперед, а потом иди за ним». Но вопрос в том, кто будет бросать. Гурудев говорил иногда: «Брось свое полотенце в Говинда-кунду, и тогда тебе придется совершить омовение, чтобы достать это полотенце». Тебя не надо будет заставлять это делать, потому что у тебя будет причина для этого. В Индии любой пуджари может сказать вам, что утреннее омовение холодной водой — одно из адских проявлений… Такова участь пуджари. Как-нибудь надо провести мастер-класс по холодному утреннему омовению. Завтра все утром собираемся. В сознании Кришны сердце подобно железу, которое притягивается магнитом Кришны. Природа магнита такова, что чем ближе к нему металл, тем быстрее происходит притяжение, скорость увеличивается. На начальных этапах практики очень сложно совершать какие-либо движения, но если мы будем больше и больше прилагать усилий, то это будет все легче делать.

#01:02:44#

Сердце притягивается к магниту. И, как в этой пословице, если мы бросим сердце вперед и пойдем за ним, когда сердце достигнет магнита, мы поймем, что мы и есть сердце, мы не есть это тело. Мы и есть часть этого сердца, которое испытывает естественное влечение [к Господу]. Не ум диктует нам эту привязанность, а сердце. Это должно раскрыться с течением времени.

#01:03:41#

Игра на мриданге означает санкиртана, прославление Господа, это не игра ради чьего-либо наслаждения. Это служение, поэтому сейчас мы споем немножко. Потом, возможно, перерыв и [затем] вечернее ароти. Я жду, когда устану от этого, но никак не устаю. И Гурудев никогда не уставал. Для вечности нет такого понятия, как усталость.

#01:05:00#

[Садху Прия Прабху поет бхаджан «Нама-санкиртана».]

#01:08:28#

[санкиртана]

#01:11:10#

[прославления]

#01:12:12#

[Садху Прия Прабху начинает петь «Гаура-арати».]

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Сандхйа̄-вандана бхадрам асту бхавато бхо сна̄на тубхйам̇ намо, бхо дева̄х̣ питараш́ ча тарпан̣а-видхау на̄хам̇ кш̣амах̣ кш̣амйата̄м / йатра ква̄пи ниш̣адйа йа̄дава-кулоттам̇сасйа кам̇са-двиш̣ах̣, сма̄рам̇ сма̄рам агхам̇ хара̄ми тад алам̇ манйе ким анйена ме — «Прощайте, мои утренние, полуденные и вечерние молитвы. Я буду с почтением вспоминать о вас, мои ежедневные омовения. О боги и предки, простите меня, я больше не смогу приносить вам жертвенные дары. Отныне, где бы я ни был, я буду искоренять грехи, непрестанно памятуя о драгоценном камне династии Яду, враге Камсы, и мне этого будет достаточно. Да и чего еще мне желать? (Шри Мадхавендра Пури. «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 7.17).




←  «Джаганнатха Пури. Самадхи Харидаса Тхакура». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 28 марта 2011 года. Пури Дхама, Индия ·• Архив новостей •· День явления Шрилы Вриндавана Даса Тхакура. 29 мая 2011 года. Киев, Украина  →


Краткое содержание лекции

 

Russian

Садху Прия Прабху

Воля Гурудева

(30 сентября 2010 года. Харьков, Украина. Фестиваль «Тавале»)

 

Поэтому, в принципе, наша практика продолжается в таком же духе. Мы должны понимать, что его [Шрилы Говинды Махараджа] преемник [Шрила Ачарья Махарадж] благословлен и наделен духовной волей продолжать этот процесс. Воля Гурудева сейчас живет в Шрипаде Ачарье Махарадже, и мы продолжаем свою практику, служа ему. Если мы обратимся к вани, к наставлениям, то это означает принятие Гуру как принцип, а принцип Гуру стоит выше, чем Гуру-личность. Гуру для нас должен означать некий поток, который нисходит из трансцендентного мира. И через кого течет этот поток, где он проходит, это может связать нас с той [высшей] обителью. Этот поток течет из сердца в сердце через гуру-парампару. Он может казаться [потоком] разного рода, принимать разные формы, в зависимости от личности, через которую течет этот поток, но тем не менее этот духовный поток все равно идет к нам оттуда. В принципе, это можно назвать сменой формы, вапу, то есть сменой личности Гурудева, но вани, то есть наставления, и дух его наставлений остался тем же. Наставление Махапрабху: терпение, смирение, почтение ко всем, повторение святых имен — это все остается без изменений.

#00:03:38#

В книге «Шри Гуру и его милость» Шрила Шридхар Махарадж говорит, что уход учителя — это величайшее испытание для ученика. Я был в Навадвипе, когда Гурудев ушел. И мы совершали все эти церемонии, когда помещали его тело в самадхи. Это был очень тяжелый и неописуемый день. Но в действительности, как бы это ни показалось странным, это был один из самых радостных дней в моей жизни. Потому что через эту лилу (мы можем назвать это лилой, это и есть его игры) он [уход Шрилы Гурудева] еще больше приблизил нас к нему.

#00:05:20#

Он оставил этот мир и отправился на Голоку, но так как наши сердца были все время с ним, то можно сказать, что мы тоже отправились вместе с ним в том направлении. Следующие пять-семь дней после этой церемонии тоже были очень особенными. В следующие дни [было особенное время:] я никогда не видел, чтобы столько людей, тысячи людей были движимы единым духом, единым настроением служения друг другу, помощи в сложившейся ситуации. Это было подобно духовному миру, все были объединены и движимы единой целью. Но через несколько дней, естественно, настроение изменилось немного. И у меня даже пропало желание продолжать заниматься духовной практикой, потому что было очень пусто, я был опустошен. Я не хотел читать мантру, не хотел читать никакие книги. Пропал интерес ко всему. Так продолжалось несколько дней.

#00:07:58#

К счастью, мы все избежали этой безнадежной ситуации. По милости и по вдохновению нового ачарьи — Ачарьи Махараджа. Тут же мы начали очень интенсивно [проводить] проповеднические программы. Мы проехали всю Бенгалию с севера на юг, с запада на восток. Около четырех недель мы ездили по всей Бенгалии, тысячи километров проехали, просто проповедуя утром, днем и вечером. После этого жизнь вернулась к нам. И появилось вдохновение продолжать. После этого тура по Бенгалии мы поехали в тур по Азии с Ачарьей Махараджем. Ачарья Махарадж как ачарья поехал в свой проповеднический тур, чтобы встретиться с преданными. Он попросил меня сопровождать его.

#00:10:35#

Так как определенные вещи случились в Индии, тур пришлось прервать, Ачарья Махарадж вернулся в Индию. А я с тех пор так и продолжаю находиться в этом туре, потому что потом я поехал в Россию. И вот до сих пор в таком состоянии нахожусь. И могу сказать, что проповедь, распространение сознания Кришны — это жизнь. Этим надо делиться с людьми. Санкиртана: самьяк означает «совместное» [воспевание], то есть вместе, когда присутствует много людей, в таком процессе мы можем почувствовать, что это такое. Когда мы делимся своими реализациями, своим опытом, к нам приходит новый опыт, новые реализации. У каждого есть некий опыт, [то,] чем он может поделиться. Когда мы делимся личным духовным опытом друг с другом, мы обретаем некое богатство, продолжаем расти духовно.

#00:13:09#

Я вижу, что это своего рода план Гурудева — то, что я продолжаю сейчас проповедовать. И это поддерживает меня, это вернуло меня к жизни, после того как он ушел. Жизнь в этом смысле [продолжается и расцветает]. Я имею в виду, когда я окружен преданными и имею возможность служить им. Если все это убрать, то я окажусь нигде. Если у нас действительно есть подлинное искреннее желание служить, посвятить себя этому, то мы увидим, что возможности служения безграничны. Если у нас будет такое настроение, то мы увидим, что служения столько, что не хватит жизни, чтобы все это совершить. В какой степени мы соприкоснулись с миром служения, в такой степени нам и откроется то понимание, что служение безгранично. По правде [говоря], у нас нет никакой квалификации, чтобы это выполнять, у нас нет времени, чтобы это делать.

#00:15:45#

Если мы окажемся в подобной ситуации, то мы будем молиться Господу, чтобы Он пролил на нас милость, чтобы у нас появились какие-то качества, чтобы совершать это служение. Если мы будем пребывать в подобном настроении, то в нашей жизни случится много чудес. Господь войдет в нашу жизнь, очень много чего произойдет необычного. [Это] не так, что я все делаю сам и тащу все за собой, замыкаю все на себе. Так нельзя поступать. В «Прапанна-дживанамритам» описан один из аспектов служения в преданности: мы должны делиться служением. Это один из центральных аспектов духовной жизни.

#00:17:53#

И если мы будем просить, чтобы Он пришел в нашу жизнь, чтобы Он дал нам служение и качества для его совершения, если мы будем молить об этом, то Он обязательно придет. Так как у нас есть свобода выбора, Он не ограничивает нас ни в чем. Если Он будет заставлять нас делать это, то получится, что Он принуждает нас к этому совершению служения, но Он предоставил нам выбор, чтобы мы сами захотели этого. Он придет в нашу жизнь, если мы Его об этом попросим. Если у нас появится такое настроение, что мы почувствуем себя действительно ни на что неспособными, что у нас нет никаких качеств, и если мы попросим у Него, Он придет и поможет нам. Я не знаю, что говорить, я не знаю, какие потребности у присутствующих здесь преданных, поэтому я прошу: «Господь, пожалуйста, пролей милость, говори через мой язык». В таком настроении я пытаюсь проповедовать, и только тогда это имеет какой-то смысл.

#00:20:20#

Таково должно быть настроение слуги. Мы видели это на примере Гурудева много раз. Гурудев всегда был готов принять какие-либо хорошие идеи от любых преданных, даже от, казалось бы, начинающих учеников. Если это было некое хорошее предложение, он тут же был готов принять это. Как трава, которую колышет ветер: в какую бы сторону он ни подул, трава прогибается в эту сторону, — так и в нас должна быть некая гибкость, чтобы быть готовыми принять любую точку зрения, любое направление. Если у меня есть собственные идеи, свои представления, которые я ставлю во главу угла, то очень маловероятно, что что-либо [существенное с духовной точки зрения] произойдет. Поэтому нам надо отложить это в сторону и пытаться быть восприимчивым к духовному, к воле Господа.

#00:22:14#

Это точка отсчета, некая точка отсчета, о которой говорил Махапрабху. [Необходимо] оставить наши иллюзорные представления и пытаться принять то, что приходит к нам с духовного плана [бытия]. Если мы будем стараться принять этот поток, который приходит от Гурудева через преданных к нам, он переполнит нас со временем. Много раз Гурудев говорил: «Я простой деревенский парнишка». Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Я просто студент». Человеку девяносто лет, он излагает самые высочайшие философские вещи, тем не менее он говорит: «Я всего лишь студент». Все, что бы ни делал Гурудев, это было связано неким образом с духовным миром. Даже то, что он любил есть, его обед составляли блюда, которые описаны в «Чайтанья-чаритамрите». Он жил этим миром, постоянно пребывая в нем, и всегда делился с преданными этим.

#00:24:54#

Всегда у него были какие-то шлоки [в подтверждение этих истин]. Он всегда слышал голос откуда-то у себя в сознании. Он всегда медитировал на духовные темы. Он знал тысячи разных шлок, выражений из разных писаний. Много раз я пытался найти некоторые из них где-либо, но я не мог этого нигде найти. Была некая удивительная вещь для меня, когда одну из шлок он попросил распечатать и повесить у себя над кроватью. Я в то время был в Колкате. Тогда я сразу побежал, чтобы распечатать эту шлоку на листочке. Это была шлока Мадхавендры Пури. Эта шлока звучала так: «Я предлагаю свои поклоны мангала-ароти, дневному ароти, вечернему ароти, я предлагаю свои поклоны ритуальным омовениям и всякого рода подобным вещам, потому что я не способен их совершать»[1].

#00:27:34#

Последнее время Гурудев находился в постели все время. В этой шлоке был определенный призыв: «Я не способен совершать эти вещи, но, пожалуйста, пролей на меня милость, несмотря на то что я не могу делать этого сейчас». Иногда мы думаем, что придет какое-то время, и мы будем действительно совершать эти вещи. Но у меня есть для вас новость, что практика сознания Кришны и его цель тождественны. Качества и интенсивность практики могут расти. Ощущение беспомощности, неспособности преданных [совершать духовную практику] может быть безграничным, как в примере с Драупади. Когда ее стали раздевать, снимать с нее сари, она простерла свои руки в небо и просила Господа: «Пожалуйста, защити меня, я сейчас беспомощна». И тогда [ее] сари стало бесконечным.

#00:30:30#

Гурудев рассказывал, что сначала Драупади всего лишь одну руку подняла к небу, призывая Господа, а второй рукой все-таки еще придерживала сари. Но потом, когда она почувствовала полную безнадежность и подняла обе руки, только тогда Господь пришел. Поначалу она все-таки надеялась как-то сама предотвратить это, но потом, когда полностью предалась, то Господь защитил ее. Ощущение безнадежности, беспомощности — это естественное состояние возвышенных преданных. Когда мы хотим [занять возвышенное положение] или на нас вешают какие-то ярлыки: «он мастер того-то», «этот мастер того-то», это даже опасно. Потому что мы отождествляем себя с этими вещами. Душа не мастер всех этих вещей, она слуга по природе.

#00:32:27#

[В этом мире поощряются] такие понятия, как мастер, повелитель, в этом мире все пытаются стать повелителями чего-либо, господами. Но не такого рода должны быть отношения с Господом. Это своего рода даже отторжение от Него, когда мы хотим быть какими-то [мастерами, повелителями чего-либо]… Мы всегда в таком случае упускаем самый важный момент. Это действительно отделяет нас от того, что на самом деле является нашей жизнью и душой, от нашего Господа.

#00:33:38#

Преданный. Гурудев наделил статусом ачарьи региональных представителей. Он это сделал с целью, чтобы милость пролить на них, или чтобы указать, откуда идет поток служения?

#00:34:47#

Садху Прия Прабху. Да, и для того, чтобы на них пролилась милость, и для того, чтобы отдать им должное, [показать,] что да, они обладают некой квалификацией. Было много ситуаций, когда мы не могли понять, почему Гурудев делает определенные вещи. Казалось бы, что явно надо было делать определенным образом, но Гурудев делает совершенно по-другому. Мы не могли понять почему.

#00:35:57#

Но мы будем очень удачливыми, если сможем понять, что все, что бы он ни делал, является совершенным. То, в каком направлении течет его воля, его милость, является лучшим направлением для всех. Это будет благоприятным для всех — для тех, кто согласен; и для тех, кто не согласен; и для тех, кто не знает, как к этому относиться. Потому что все, что бы он ни делал, это для нашего блага. Если бы это не было благоприятно для нас, он бы так не поступал. Поэтому мы должны стараться увидеть позитивные волны в определенных вещах. То направление, в котором он указал [нам двигаться], является очень благоприятным.

#00:38:13#

В писаниях говорится, что Гуру может из ворона сделать Гаруду. Гуру может взять полностью неквалифицированного человека и сделать его абсолютно квалифицированным. У него есть такого рода сила. И мы, может быть, не знаем многих вещей о ком-то, но мы должны понимать, что та личность, о которой мы мало что знаем, по милости Гуру может стать Гарудой. Мы не должны забывать эту возможность. И это в наших интересах — увидеть общую картину именно в таком ключе. У нас может быть [такое] видение: «Я воспринимаю окружающих как ворон», но по милости Гуру все они вскорости могут стать Гарудами. Каким образом я должен рассматривать окружающих? И то, как я на это смотрю, может вернуться ко мне. Это мой выбор, как надо рассматривать мир. Кто-то может сказать: «Эти ачарьи, кто они такие, чтобы делать то-то или то-то?» А кто-то может сказать: «Посмотрите, Гурудев так милостив, он указал нам на этих ачарьев, чтобы они благословляли нас». Это ваш выбор, как смотреть на эту ситуацию.

#00:41:13#

Гурудев сказал: «Вы можете не принимать Ачарью Махараджа, но если вы так сделаете, вы должны оставить Матх, оставить миссию». Он не отвергает вас полностью как учеников, но: «Если вы не принимаете Ачарью Махараджа, вы должны оставить мою миссию». Поэтому надо очень внимательно относиться к тому, что происходит, и отдавать должное тому основному потоку, в котором сейчас происходит движение. Сейчас переходный [период], со временем некоторые вещи встанут на свои места. Шрила Шридхар Махарадж всегда говорил: «Подожди и увидишь». Чего же мы ждем? Чего мы ждем, чтобы что увидеть? Так как у нас очень слабая вера, мы ждем того, как по милости Гуру вороны станут Гарудами. Таким образом мы можем обезопасить себя от того, что поначалу мы можем не воспринимать тех, кто кажется нам воронами, но со временем по милости Гуру они станут обладающими нужными качествами [Гарудами]. Говорится, что в духовной сфере мы должны «видеть» ушами, а не глазами.

#00:43:46#

Мы видим духовную реальность через звук, который исходит от Гуру. Мы не должны обращать внимание на то, что говорят нам наши глаза, потому что в действительности мы не можем видеть ими. А глаза души сейчас закрыты. Поэтому духовный звук, духовные вибрации — это то, посредством чего мы должны стараться сейчас видеть. В процессе повторения святых имен, хари-катхи наше сознание, наше сердце очищается, и мы можем обрести должное видение.

#00:45:14#

По правде, я не знаю, почему Гурудев назначил столько ачарьев, даже несмотря на то, что я много времени провел рядом с ними. В действительности я не знаю, кто они. Но я могу понять, что такое духовный принцип. Он таков, что надо иметь веру в то, что говорит Гуру. И это приведет меня к духовному плану [бытия]. Может быть придет день, когда во мне проявится духовное видение, и я пойму, что имел в виду Гурудев. Это лучший путь для нашего [духовного] прогресса на данном этапе.

#00:46:38#

Ничего страшного, если поначалу мы кого-то недооценили и не рассмотрели что-то [достойное] в этом человеке, который впоследствии действительно проявил свои духовные качества. В этом ничего страшного нет. У каждого есть свобода выбора. Если есть некий ученик, который служит в рамках миссии, и ученик, который находится в стороне от миссии, то еще неизвестно, кто из них лучше другого. У обоих есть связь с Гуру. И у обоих есть любовь и нежность Гурудева. Это в наших интересах — оказывать почтение обоим из них. Это не общие вопросы сознания Кришны, [но] очень конкретные, глубокие темы.

#00:48:19#

Враджа Кумар Прабху. Возможно ли такое, что месяц-полтора назад я вообще ничего не знал об этом [духовном знании], а сейчас понимаю, что сильнее чувств я не испытывал за всю жизнь и никакие материальные трудности мне не страшны. Или это на первых порах только [так кажется]?

#00:49:22#

Садху Прия Прабху. Я знаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос. Если мы можем чувствовать это, то это возможно. Если у нас есть некий сознательный опыт, некое чувство, то это значит, что оно имеет некую связь с большой областью сознания. У нас внутри, в нашем сознании и теле, есть некие чувства [и ощущения], и они сильны до такой степени, что даже позволяют нам отстраниться от этой окружающей нас реальности. В области сознания мы все очень связаны, объединены.

#00:51:06#

Если, например, я что-то кому-то сказал, но внутри я испытываю чувства, отличные от того, что я сказал, то человек воспримет эти чувства больше, чем то, что я сказал. Со временем к нам может прийти такое ощущение и опыт, что мы можем разговаривать на уровне сердец, на уровне наших чувств. Духовное сознание пробуждается. На уровне сознания отношения друг с другом могут быть более ощутимы на внешнем плане. Они могут быть независимы от материальных проявлений. Время, место, обстоятельства не могут изменить или как-то повлиять на сознание. Это мир [духовного] богатства, который мы начинаем пробуждать в себе, начиная практиковать этот путь. Возможно, что в один момент [мы сможем] полностью оставить внешние факторы и в сознании полностью обратиться к Господу.

#00:53:58#

Но этот момент должен использоваться очень особым образом. Я уже говорил об этом: если у вас есть желание иметь связь с Господом, то это осуществится, и может осуществиться мгновенно. Может быть, конечно, Он будет занят, но пошлет кого-то из Своих друзей. И это будет лучше, чтобы Его посланник сказал вам что-то, что через него придет это [послание], чем непосредственно от Него. Мы видим это в «Чайтанья-чаритамрите», когда Рагхунатх Дас Госвами, получив милость Нитьянанды Прабху, пришел в Пури и захотел получить даршан Махапрабху. Тот сказал ему: «Лучше иди к Сварупе Дамодару, он лучше знает, чем Я». Можно сказать, что имелось в виду: «Я очень занят Своими внутренними переживаниями, поэтому ты лучше иди к Моим преданным, и они тебе объяснят это лучше, чем Я».

#00:56:31#

С одной стороны, решение может прийти естественным путем, с другой стороны — надо предпринимать усилия. Пробуждение духовного сознания не зависит от рождения и смерти, его нельзя ограничить этим, оно может произойти вне зависимости от этого. Это процесс постепенный и очень длительный. Но мы не знаем, сколько у нас есть времени здесь и сейчас. Мы должны использовать время по максимуму. Возможно, мы скоро оставим тело, потом родимся вновь, и у нас уйдет опять какое-то время на то, чтобы встретить преданных, опять начать этот процесс. Поэтому лучше погрузиться в это как можно глубже и безотлагательно сейчас. Так рекомендуют. У нас должно быть некое внутреннее чувство, что да, так должно происходить, некое подтверждение.

#00:58:46#

Сердце знает, чего хочет. Оно может убежать от всех нежелательных вещей. Есть такое арабское выражение: «Брось свое сердце вперед, а потом иди за ним». Но вопрос в том, кто будет бросать. Гурудев говорил иногда: «Брось свое полотенце в Говинда-кунду, и тогда тебе придется совершить омовение, чтобы достать это полотенце». Тебя не надо будет заставлять это делать, потому что у тебя будет причина для этого. В Индии любой пуджари может сказать вам, что утреннее омовение холодной водой — одно из адских проявлений… Такова участь пуджари. Как-нибудь надо провести мастер-класс по холодному утреннему омовению. Завтра все утром собираемся. В сознании Кришны сердце подобно железу, которое притягивается магнитом Кришны. Природа магнита такова, что чем ближе к нему металл, тем быстрее происходит притяжение, скорость увеличивается. На начальных этапах практики очень сложно совершать какие-либо движения, но если мы будем больше и больше прилагать усилий, то это будет все легче делать.

#01:02:44#

Сердце притягивается к магниту. И, как в этой пословице, если мы бросим сердце вперед и пойдем за ним, когда сердце достигнет магнита, мы поймем, что мы и есть сердце, мы не есть это тело. Мы и есть часть этого сердца, которое испытывает естественное влечение [к Господу]. Не ум диктует нам эту привязанность, а сердце. Это должно раскрыться с течением времени.

#01:03:41#

Игра на мриданге означает санкиртана, прославление Господа, это не игра ради чьего-либо наслаждения. Это служение, поэтому сейчас мы споем немножко. Потом, возможно, перерыв и [затем] вечернее ароти. Я жду, когда устану от этого, но никак не устаю. И Гурудев никогда не уставал. Для вечности нет такого понятия, как усталость.

#01:05:00#

[Садху Прия Прабху поет бхаджан «Нама-санкиртана».]

#01:08:28#

[санкиртана]

#01:11:10#

[прославления]

#01:12:12#

[Садху Прия Прабху начинает петь «Гаура-арати».]

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнил Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Сандхйа̄-вандана бхадрам асту бхавато бхо сна̄на тубхйам̇ намо, бхо дева̄х̣ питараш́ ча тарпан̣а-видхау на̄хам̇ кш̣амах̣ кш̣амйата̄м / йатра ква̄пи ниш̣адйа йа̄дава-кулоттам̇сасйа кам̇са-двиш̣ах̣, сма̄рам̇ сма̄рам агхам̇ хара̄ми тад алам̇ манйе ким анйена ме — «Прощайте, мои утренние, полуденные и вечерние молитвы. Я буду с почтением вспоминать о вас, мои ежедневные омовения. О боги и предки, простите меня, я больше не смогу приносить вам жертвенные дары. Отныне, где бы я ни был, я буду искоренять грехи, непрестанно памятуя о драгоценном камне династии Яду, враге Камсы, и мне этого будет достаточно. Да и чего еще мне желать? (Шри Мадхавендра Пури. «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 7.17).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования