«Ответы на вопросы преданных с о. Маврикий». Беседа Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. 12 февраля 1989 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 38.7 МБ)

Основные темы:

[00:17] Если служение необходимо, то это самое главное.
[01:12] История Вишвамитры Риши: съел собачье мясо, чтобы выжить.
[05:45] Я — слуга. Служение вайшнавам — прежде всего.
[07:28] Где нет преданных — там нет Матха.
[11:36] Правильно ли устраивать ночной пир на Кришна-джанмаштами?
[14:30] Следование Экадаши.
[16:01] Как отмечать Кришна-джанмаштами в других часовых поясах.
[17:40] Служение важнее непосредственного присутствия.
[20:28] Организационные ограничения при посещении Джаганнатха Пури.
[23:30] Наша линия проповеди: прежде всего — харинам-санкиртана.
[25:36] Различия с ИСККОН.
[26:54] Можно ли продавать четки, прасад и книги?
[28:59] Танец на санкиртане с поднятыми руками.
[29:41] Продажа атрибутики.
[31:30] Настроение служения — это главное.
[34:36] Издание журнала.
[35:57] Распространяя сознание Кришны, мы обретаем благо.
[36:38] Сознание Кришны и сознание Гуру Махараджа.
[36:56] Концепция Шрилы Шридхара Махараджа очень возвышенна: ачарьи нашей сампрадаи (его духовные братья) приходили у него учиться.
[37:51] Мы должны служить с тем, что у нас есть. История со спасением утопающего.

 

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Ответы на вопросы преданных с острова Маврикий

(12 февраля 1989 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Шрила Говинда Махарадж: Грех. Но сева не причинит вам вреда. [Говорит на бенгали.] Если есть возможность, чтобы другой сделал подношение, то мне необязательно идти самому. Если я ашучи (нечист), то мне необязательно идти самому. Но если нет надежды, если здесь никого нет, то неужели Божества будут мучиться жаждой? В таком случае это апарадха. Я могу подумать, что ко мне придет какой-либо грех, но мне не стоит об этом беспокоиться. Я должен это выполнить. Таковы правила вайдика.

Однажды Вишвамитра Риши испытывал сильный голод. Вишвамитра Риши в джунглях предавался тапасье. Тапасья, тапасья — и он забыл о голоде, о желании принимать пищу. И он так оголодал, проявился такой голод, что он едва не оставил тело. И он искал пищу. «Где еда?» Он немедленно хотел что-нибудь [съесть], иначе он бы умер. Но в джунглях еды нет, и он искал, искал и направился к одному шабарья-гриха. Вы знаете, что значит шабарья? Низкий [социальный] класс, низкая каста, [человек] без касты. Шабарья не принадлежат ни к какой касте. Они едят собачье мясо. Индусы собачьего мяса не едят. Но те едят и собачье мясо. Это называется шабарья. Бхактивинод Тхакур говорил: шабарйа грихете манйе каива. Это называется шабарья.

[Говорит на бенгали.] Он увидел один дом того, кто готовит собачье мясо в пищу, [неразборчиво] и тут же вошел в него, но никого не увидел. Эта история приводится в «Махабхарате». В тот момент он никого не увидел, но увидел немного собачьего мяса, приготовленного или сырого, — я сейчас не могу вспомнить. Сразу же он увидел его там. Затем он подумал: «Это шабарья-гриха». И на самом деле он подумал: «Есть или не есть? Если я сейчас не съем это, мне придется умереть. Если я съем это, тогда этот грех — большой грех — обрушится на меня. Что мне делать?» У него не было времени, он решил: «Я должен съесть это немедленно. Возможно, в том будет какой-то грех, но я смогу облегчить, устранить этот грех с помощью тапасьи. Но если я не приму эту пищу сейчас, я умру». Тогда он принял это принадлежавшее шабарье собачье мясо. Это история из «Махабхараты».

Таков пример. Вопрос стоял о его жизни или смерти. Он нуждался в пище. Иначе он бы умер. Но он мог съесть что угодно. Таким образом, когда вопрос стоит о севе Божеству — если нет возможности кому-либо [другому послужить Божеству], то, кто бы там ни был, он должен идти [служить]. Он может быть дикшита или адикшита — такой вопрос не стоит. Должно предложить что-нибудь Божеству. Так.

Вайшнава-дхарма — очень простая дхарма. Но необходимо знать смысл, эссенцию этой религии.

Махананда Прабху: Суть.

Шрила Говинда Махарадж: Опять же, Арджуна может... и спасти преданных Маврикия. Гуру Махарадж был очень доволен ими. И те, кто может приехать на время Гаура-пурнимы, пусть постараются приехать сюда. Все должны поддерживать тесную связь с ашрамом своего Гурудева. Я лишь слуга этого Матха, но Гуру Махарадж дал [мне] это положение хранителя слуг, слуги-хранителя, я получил это положение. [Я] может быть хранитель, но прежде всего слуга. Я слуга. Я не хозяин этого Матха. Хозяева живут здесь: Гуру-Гауранга Гандхарва-Говинда-Сундар. Гурудев, Гауранга Махапрабху и Гандхарва-Говинда-Сундар-Гиридхари — хозяева этого Матха. Мы все — слуги. И таким образом мы будем стараться служить, в первую очередь, служить вайшнавам. Все преданные Гуру Махараджа — вайшнавы, и мы постараемся служить им. Если они приедут сюда, мы будем очень рады.

Харе Кришна.

Махананда Прабху: Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Вишнупад Шри Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Говинда Махарадж: Намасья Прабху, вы сможете остаться до Гаура-пурнимы? Нет? Будет очень хорошо, если вы останетесь до Гаура-пурнимы. Но вы не будете, не сможете остаться? Агхасья(?) Прабху? До Гаура-пурнимы [остался] всего один месяц.

[Место,] где нет преданных, где нет служителей — это не Матх. Поэтому я хочу всегда находиться в обществе преданных. Преданные приходят всегда, уезжают, приезжают, остаются здесь — это очень хорошо. И я очень воодушевлен. Когда я смотрю, как все преданные что-то выполняют, это дает мне [вдохновение]. Каждый из преданных выполняет севу нашему Матху, я очень рад видеть это. И я всегда думаю, что это принадлежит Гуру Махараджу. Это тело принадлежит Гуру Махараджу. Мы предложили это тело Гуру Махараджу во время дикши. Значит, все принадлежит Гуру Махараджу. И мы — слуги. Тому, у кого есть какая-то квалификация, — а у каждого есть некоторая квалификация, — следует использовать ее в служении Гуру Махараджу. Это очень хорошо.

Что люди могут получить от Свами Махараджа, А. Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа? Он дал всему миру харинам-санкиртану. И Гуру Махарадж дал всему миру харинам-санкиртану. Свами Махарадж давал ее в своем стиле, но некоторые пошли другим путем. Гуру Махарадж давал в своем стиле, некоторые избрали иной путь. Я очень падшая душа. Что я дам преданным? Они дали мне положение ачарьи, они не могут научить меня всему. Тогда, что же мне дать [им]? Я могу постараться немного служить. Это все.

Они дали мне весь Матх Гуру Махараджа и всех преданных. Матх принадлежит преданным, и преданные будут служить здесь. Преданный может служить по-своему — нет проблем. Все происходит в настроении служения. Харе Кришна.

Когда вы вернетесь, останьтесь здесь ненадолго, найдите время остаться здесь. Три месяца или два месяца. Вы можете остаться на два-три месяца. И мои дандават-пранамы всем преданным Маврикия, собственным преданным Гуру Махараджа.

[обрыв записи]

Адхокшаджа Прабху: Мы будем праздновать Гаура-пурниму на протяжении восьми дней. Намасья Прабху обычно играет на мриданге и поет, а я обычно говорю катху. Итак, с пятнадцатого по двадцать второе. Обычно двадцать третьего, как и здесь — вы знаете, — устраивается пир. Но на Маврикии есть люди, которые не могут прийти на следующий день, поэтому мы хотим устроить пир в тот же день, в последний день, двадцать второго. Что вы скажете об этом? На пратипати, на следующий день, гости не принимают зерновых.

Шрила Говинда Махарадж: В этой хасте «Хари-бхакти виласы» также написано: утсаванте ча паранам. Когда утсава закончена, преданные могут принять прасад. Иногда это имеет место быть. Это называется утсаванте ча паранам. И Гуру Махарадж также соглашался на это. Мы не слишком привязаны к виддхи-маргу. У нас в некоторой степени рага-марга. Также во времена Гуру Махараджа здесь, в этом Матхе, некоторые преданные в этот день также принимали прасад. Например, Хари Чаран. Кришна Шаран не принимал. Я сам тоже прежде, один или два года, принимал прасад [в этот день]. Но затем я подумал, что ночное время не подходит для того, чтобы принимать весь прасад, что подают. Моя лобха, мое влечение к прасаду: «Очень хороший, хороший прасад!» Мы не можем противиться влечению. Но потом я подумал: «Это не хорошо для меня». Я не принимаю это. В этот самый день я принимаю анукалпу. Но Гуру Махарадж говорил, что если есть необходимость, мы можем раздавать прасад и в этот день — нет проблем. Но в основном это день поста с анукалпой. Некоторые преданные также иногда принимают прасад: каждый год Хари Чаран принимает. И это разрешено Гуру Махараджем. Я не принимаю, Кришна Шаран не принимает. Может быть, Тапан принимает.

Махананда Прабху: Также для севы.

Шрила Говинда Махарадж: Да, для севы. Хари Чарану необходимо [есть] для его здоровья. Так мы и поступаем. Мы не слишком привязаны к виддхи. Но мы следуем и придерживаемся [пути] виддхи-марга, стараемся придерживаться. Но наша жизнь — это гуру-сева и вайшнава-сева. Но на Экадаши не следует есть [зерновые]. Экадаши следует почитать. И маха-двадаши. Экадаши, маха-двадаши. Преданным следует поклоняться маха-двадаши, не есть зерновых. Также и на Экадаши. На Кришна-джанмаштами мы поступаем также, но некоторые принимают прасад после джанмы (явления). Но Гуру Махарадж сказал: «Утсаванте ча паранам». После рождения Кришны и [предложения] бхоги, когда все закончено, преданные могут иногда принимать прасад. Мы придерживаемся виддхи-марга, поэтому, я думаю, проблемы нет. Но это не те правила, о которых нужно рассказывать вовне. Другим людям необходимо придерживаться [всех правил].

Но на Западе, для западных людей, некоторые правила могут быть изменены. Их можно изменять, в этом нет большого вреда. Это верно: мы не можем правильно следовать времени. Здесь и в Сан-Хосе невозможно. В нашей панджике сказано одно, а в панджике [для] Сан-Хосе должно быть сказано другое. Двенадцать часов. Но преданные не всегда могут приспособиться. Как им поступить? Таким образом, во всем можно найти правильный подход. Если вкралась небольшая ошибка — это не проблема.

Адхокшаджа Прабху: То есть в Кришна-джанмаштами нам следует начинать чтение в полночь в нашей стране, как например, когда здесь [в Навадвипе] полночь, в нашей стране 10:30 вечера. Значит, нам это делать в полночь?

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Адхокшаджа Прабху: И, видите ли, еще одна цель нашего, в особенности моего приезда сюда: купить множество товаров. На Маврикии на одном озере есть место, куда приезжает четыреста или пятьсот тысяч человек. Обычно мы ставим две палатки: в одной мы продаем различные предметы, а в другой мы предлагаем бхогу и затем продаем прасадам. Этот человек отвечает за одну палатку... Поэтому мы должны успеть на тот рейс для этой программы.

Шрила Говинда Махарадж: Да, у вас есть должная сева. Нам нужно, мы должны выполнять свою севу. Физически мы можем остаться или не оставаться — это не важно, но умом мы должны оставаться с Гуру Махараджем и в Дхаме. Иногда мы можем установить более тесную связь с объектом издалека. Также единение в разлуке иногда лучше, чем непосредственное общение. Об этом говорится в вайшнава-шастре. Но необходимо чувство. Чувство всегда дает нам жизнь. Настроение севы и чувство — вот что необходимо. Тот, у кого это есть, очень удачлив. И это также благоприятно. Вы прилагаете хорошие усилия, продолжайте. Приближается Гаура-пурнима. Там будет какая-то сева, здесь также есть какая-то сева. Это необходимо.

Адхокшаджа Прабху: Иногда мы проводим программы вовне на различных озерах, [приходит] много людей. Когда в ашраме остается один-два человека, чтобы следить за Божествами, а все на открытых программах, хорошо ли это?

Шрила Говинда Махарадж: Если мы можем проповедовать вовне в разных деревнях — это очень хорошо. [Проповедь] в двух местах лучше, чем в одном. Проповедуйте в двух, во множестве мест. Сейчас весь мир охвачен сознанием Кришны. И по благословениям преданных Кришны это расширяется все больше и больше с каждым днем.

Адхокшаджа Прабху: У нас есть еще некоторые вопросы. Мы хотим остаться на два дня в Матхе в Калькутте, а затем [отправиться] в Джаганнатха Пури. И мы слышали, что нам нужны письма с вашим разрешением.

Шрила Говинда Махарадж: В Матх в Калькутте вы можете отправиться легко, там нет ограничений. Но в Пури я сейчас установил небольшое ограничение. Многие отправлялись туда и не совершали никакой севы. Но как их туда впускали? Особенно некоторые индусы. Западные преданные совершают какую-то севу, они живут [там] и делают какую-то севу, с западными преданными проблемы нет, но индийские преданные иногда обманывают. Плохие ребята. Было несколько случаев. Тогда я сказал, что буду давать письмо тому, кто хочет отправиться туда: вот письмо — нет проблем. [Раньше] они могли оставаться там без письма; некоторые родственники Гуру Махараджа поступали так. Десять человек жили там десять дней. Они оставались десять дней и заняли денег у управляющего храмом, но не отдали долг, не вернули деньги. Некоторые [люди] поступают так, но для преданных я не устанавливаю ограничений. Всякий преданный, кто произносит имя Гуру Махараджа, остается там. Также это было не очень хорошо для [живущих] там брахмачари. Иногда у них не бывает денег. Но я наказал им всегда служить преданным, которые приезжают туда. Они отдают свои деньги Гуру Махараджу, но с собой у них нет денег, как у Бон Махараджа. Бон Махарадж отдавал деньги здесь Гуру Махараджу, но с собой у него [денег] не было.

Махананда Прабху: Он отдал все свои деньги и отправился в Пури, там у него не осталось денег.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Они так поступают, но есть преданные, которые находятся иногда в очень плохом положении. Поэтому тому, кто едет отсюда, из этого Матха, я даю письмо. Махананда Прабху дает письмо без проблем. Тогда без проблем можно жить там. Сейчас я ввел маленькое ограничение. Раньше его не было, год назад.

Год назад один человек...

Адхокшаджа Прабху: Последний вопрос. Мы проповедуем вовне. Какое наставление вы дадите касательно общей линии мысли, линии проповеди?

Шрила Говинда Махарадж: Линия проповеди — это, в первую очередь, харинам-санкиртана. Такова наша линия. Чайтанья Махапрабху говорил:

йа̄ре декха, та̄ре кахакр̣ш̣н̣а’-упадеш́а
а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тараэи деш́а1

Кого бы вы ни увидели, старайтесь наставлять их в том, что это кали-юга-дхарма, то, что проповедовал в этом мире Чайтанья Махапрабху. В Ведах, Гите, «Шримад-Бхагаватам», повсюду, в «Кали-сантарана-упанишаде» говорится о санкиртане. Мы последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. И таким образом посредством санкиртаны мы обязательно освободимся от майи и получим севу Радхе-Кришне во Враджа Дхаме на Голоке Вриндавана. Подобная проповедь — вы знаете. И есть книги Гуру Махараджа. Но главным образом — проповедь санкиртаны. Наша проповедь — это линия санкиртаны. А также книги Гуру Махараджа, книги Свами Махараджа, многие книги. И «Чайтанья-чаритамрита», «Чайтанья Бхагавата».

Адхокшаджа Прабху: Можем ли мы просить людей петь, как мы пели на выставке?

Шрила Говинда Махарадж: Да, да, обязательно. Махапрабху сказал, что каждый может обращаться к каждому и петь Харе-Кришна маха-мантру таким образом. Здесь нет ограничений. Только избегайте вайшнава-апарадхи. Вы должны должным образом предупредить людей, которым вы проповедуете, об этом.

Адхокшаджа Прабху: Один преданный совершает арати, как это делают в ИСККОН...

Шрила Говинда Махарадж: Делать, как в ИСККОН, — не плохо. Но, возможно, некоторые люди в ИСККОН совершают небольшие ошибки. Но я думаю, их проповедническая программа очень хороша. Ничего плохого. Внутри они делают немного неправильно. Но вовне — не знаю, но, думаю, что нет ничего плохого. Я не знаю всего об ИСККОН, но, думаю, проповедническая программа ИСККОН хороша. Но иногда Гуру Махарадж не позволял женщинам петь таким образом. Гуру Махарадж не разрешал, но женщины могут участвовать в группе санкиртаны, это допустимо. Но Гуру Махарадж не разрешал женщинам петь, как мужчинам. Есть некоторые отличия от ИСККОН.

Махананда Прабху: В ИСККОН распространяют четки, они продают четки для джапы.

Шрила Говинда Махарадж: Гуру Махарадж не продавал четки для джапы, не продавал прасад. Не продавал четки для джапы, не продавал прасад. Это не линия Гуру Махараджа. Они продают прасад, но Свами Махарадж также говорил иначе. Свами Махарадж говорил: «Я даю вам книги, а вы дайте что-то в обмен для севы. Я не продаю, мы не продаем книги — мы распространяем». Он, Свами Махарадж, назвал это «Программой распространения книг». И это очень хорошее название.

Махананда Прабху: Да, правильно — не продажа, не бизнес.

Шрила Говинда Махарадж: Не продажа. Я даю вам эту книгу, а вы выполните какую-то севу вайшнаву, Гуру. Это хорошая идея. Но ИСККОН говорит: «Мы распространяем книги», — но они не распространяют, они продают книги, тогда как мы продаем книги, не всегда раздаем. Это прозрачно. Ясно. Это очковтирательство для правительства. Но мы не продаем прасад. И харинам-джапа-мала, четки для джапы, мы не продаем. Книги можно продавать. Но мы говорим, что раздача книг хороша для нашей линии проповеди.

Уддханйа нитйа. Вы знаете это выражение? Уддханйа нитйа? Танец с поднятыми обеими руками. Гуру Махараджу не нравилось, когда это делали дамы. Дамы могут идти, воспевать, но не танцевать подобным образом, как шимпанзе.

Небольшое отличие.

Адхокшаджа Прабху: А эти предметы, можем ли мы продавать их? Различные предметы?

Махананда Прабху: Какие предметы? Не Божества, вы не можете продавать статуи, Божества Вишну.

Адхокшаджа Прабху: Нет-нет-нет, мы не продаем Божества, лишь некоторые предметы, которые покупаем здесь.

Шрила Говинда Махарадж: Да, да. Вы можете покупать и продавать предметы, без проблем. Но не джапа-малу.

Махананда Прабху: Этот Прабху ведет себя так тихо и смиренно, что не задал своих вопросов. Некоторые из заданных вопросов на самом деле его, но он выставляет Адхокшаджу Прабху вперед.

Шрила Говинда Махарадж: Если у нас есть магазин для продажи джапа-малы, то это возможно. Магазин. Мы можем продавать джапа-малу через магазин. Это бизнес, мы можем заниматься бизнесом. Как многие вещи: джапа-малу, тилаку — в магазине. Но когда это [делается] от дома к дому, это создает нехорошее впечатление. Если у меня есть магазин, я могу сказать: «Пожалуйста, приходите в мой магазин. В нем мы продаем все предметы для духовной жизни». Таким образом мы можем проповедовать, нет проблем.

Махананда Прабху: Мы не магазин, мы храм, где объясняют, как использовать эти предметы в духовной жизни. В этом разница.

Шрила Говинда Махарадж: У них другое настроение. Иначе все хорошо, все плохо. Что бы мы ни делали, может быть плохим. И все, что мы будем делать, может быть хорошим. Необходимо настроение. Когда это настроение служения — все хорошо. Хотя иногда выглядит нехорошо. В Джаганнатха Пури продают прасад. Они — панды — продают прасад. В этом нет вреда. Мы покупаем прасадам и едим. Необходимо [определенное] настроение. Кто-то открывает ресторан. В ресторане нет ничего плохого.

Адхокшаджа Прабху: То есть когда мы ходим от дома к дому, мы не продаем прасадам?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, нет, не продаем. Мы можем сказать: «Раздаем прасад». Человек может захотеть дать мне какое-то пожертвование для севы Божествам — таким образом.

Преданный: Махарадж, мы можем продавать прасад в магазине?

Шрила Говинда Махарадж: Прасад... Магазин — это хорошо, хорошо выглядит. Магазин прасада — выглядит нехорошо.

Адхокшаджа Прабху: Допустим, у нас есть магазин. Можем ли мы готовить пирожные и продавать их? Сладости?

Шрила Говинда Махарадж: Сладости — можете. Но не говорите, что это прасадам. И на самом деле это не прасадам. Вы можете приготовить расагулы и продавать. Вы можете делать канчагулы и продавать, сундарам — что угодно, торты. Вы можете готовить и продавать — это не проблема. Но когда вы говорите о чем-то, что это прасадам, — то это не продавайте. Такое настроение. И также, думаю, это не будет прасадом. Вы можете продавать расагулы, и они могут предлагать их своим Божествам. Как мы покупаем что-то, какой-то товар в магазине. Нет проблемы. Вы можете делать что-то от двери к двери, можете продавать, как желаете. Я не знаю, какова ваша ситуация.

Адхокшаджа Прабху: Нет-нет. От дома к дому мы не продаем их, [только] в магазинах.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Тогда в этом нет вреда. Вы можете заниматься любым бизнесом. Шакти-бизнес.

Адхокшаджа Прабху: Люди заказывают у нас торты, особенно свадебные, вместо того, чтобы покупать их в других местах.

Шрила Говинда Махарадж: Пища на заказ. Вегетарианская пища на заказ.

Адхокшаджа Прабху: И мы думаем о том, чтобы издавать своего рода журнал раз в месяц. Что-то вроде газеты, она не будет большой. Выдержки из [лекций] Гуру Махараджа, что-то в этом роде.

Шрила Говинда Махарадж: Да, это хорошо. Также я видел множество аудиозаписей нашего Гуру Махараджа, которые мы можем опубликовать [в печатном виде] в журнале.

Адхокшаджа Прабху: Значит, мы можем взять их и печатать каждый месяц. Преданные будут распространять их.

Шрила Говинда Махарадж: Я всегда хочу делать это, и я с большим вдохновением говорю это преданным. И я не устанавливаю ограничений. Во времена Гуру Махараджа я всех приводил к нему на подпись. Во времена Гуру Махараджа они просили о подписи Гуру Махараджа, и я приводил их немедленно: «Гуру Махарадж, подпишите». И они печатали.

Адхокшаджа Прабху: Нам нужно лишь ваше благословение для этого журнала.

Шрила Говинда Махарадж: Да, Прабху. Попробуйте, это очень хорошая программа. Распространение сознания Кришны через книги, через проповедь, через раздачу чего-то — очень хорошая программа. Таким образом мы обретем благо. Мы обязательно обретем некое благо.

Адхокшаджа Прабху: Мы — падшие души, мы можем не помнить, но если вы будете помнить нас...

Шрила Говинда Махарадж: Да, я всегда помню своих духовных братьев. Вы можете говорить мне, что хотите, и я буду соглашаться с вами. Но я хочу, чтобы распространялось сознание Гуру Махараджа, проповедовалось.

Махананда Прабху: Есть сознание Кришны, но Говинда Махарадж дает сознание Гуру Махараджа.

Шрила Говинда Махарадж: Да, концепцию Гуру Махараджа. Концепцию и сознание. Концепция Гуру Махараджа очень возвышенна. Все ачарьи приходили послушать Гуру Махараджа. Они — проповедники, они — учителя нашей сампрадаи, но они приходили, чтобы учиться у Гуру Махараджа. Такова концепция Гуру Махараджа. И мы хотим это прославить, распространить. Но у меня нет квалификации, то есть я один не могу сделать этого. Но я стараюсь с помощью преданных и вайшнавов, и моих благожелателей — всеми способами, множеством способов. Я не знаю английского, но я не прекращаю говорить. Я пытаюсь с тем, что у меня есть.

Адхокшаджа Прабху: Нет, все ясно, мы полностью понимаем вас. Это нетрудно.

Шрила Говинда Махарадж: Что есть у меня? Если у меня есть четыре пайсы, то я куплю вещей на четыре пайсы, но я должен открыть бизнес, пусть с четырьмя пайсами. Затем это станет десятью пайсами, одной рупией, десятью рупиями. Так капитал будет расти. Но мы не можем останавливаться. Допустим, некто не умеет плавать, и я не знаю языка, на котором он говорит. Он не умеет плавать — я не знаю его языка. И на берегу пруда есть какие-то люди, но они тоже не знают моего языка, а я не знаю их. И если некто начинает тонуть, уходит под воду, что я должен сделать? Должен ли я отправиться в университет, чтобы выучить его язык? Потому что я не знаю языка тех людей. Что мне делать? Я прежде всего должен постараться изо всех сил вытащить его из воды. И затем я буду думать, знаю я его язык или нет. Это пример Гуру Махараджа. Очень хороший пример.

Я знаю, что буду стараться с тем, что есть. Это очень хорошо, Прабху.

Адхокшаджа Прабху: Я думаю, с вашей милостью все будет, поэтому, пожалуйста, помните о нас.

Шрила Говинда Махарадж: Мы будем стараться изо всех сил.

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая!

Джая Адхокшаджа Прабху ки джая!

Намасья Прабху ки джая!

Транскрипцию выполнила: Ниламбари Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас 

 

In English: 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 36.4 МБ)

Srila Bhati Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

Answers to Mauritius Devotees’ Questions

February 12th, 1989
Nabadwip Dham, India

 

#00:00:06#

Srila Govinda Maharaj: Sin. But seva not harm you. [In Bengali: amar apna...] But any possibility by other people to offer then not necessary to go myself. If I’m ashuchi (unclean) then not necessary to go myself. But no hope, anybody not is here, Deity will be thirsty? That time some aparadh. If I can think something sin will come to me [record break] then I don’t care that. I must do that. This is the rules of vaidik.

#00:01:42#

Vishvamitra Rishi one day was very hungry. Vishvamitra Rishi. In the jungle he was doing tapasya, tapasya, tapasya and he forgot his hunger, desire for food. And he was too much hungry. And his body, leaving his body, like that type of hunger come. And he was searching food. Where is food? Immediately he wants something—otherwise he die. And in the jungle there is no food, and searching, searching he went one shabarya griha. Shabarya you know? Low-class, low cast. No cast. Shabarya have no cast. They are eating dog meat. Hindu not eating dog meat. But they are also eating dog meat. That is called shabarya. Bhaktivinod Thakur said, shabarya grihete manye kaiva, that called shabarya.

[Samane kuku dog apacha amane?] Who is making for food the meat of dog, he has seen one house. And he immediately went there and not seen anybody. It is in Mahabharata this story. Immediate he has not seen anybody but he has seen some meat of dog. Maybe cooked or uncooked. I cannot remember now. But he has seen immediate up there. Then he thinks, it is shabarya griha, and he is thinking actually, “Eat or not this? If I not eat it I must die now. If I eat it that sin, much sin will come to attack me. But what shall I do?” Then he had no time, he thinks, “I must take this now. Maybe some sin will come but with tapasya I can relief, remove that sin. But if I not take this now I shall die.” Then he took that shabarya’s, dog’s meat. This story in Mahabharata.

#00:04:35#

This is example. So mattering his life. Necessary some food. Otherwise he will die. But he can take anything. So mattering the seva of the Deity. If no chance for anybody, nobody is there then who is there, he must [do into?]. He maybe dikshit or adikshit. That also not question. Must be offered something to Deity. This way.

#00:05:07#

Vaishnava-dharma is very easy dharma. But necessary to know the meanings, extract of this religion.

#00:05:21#

Mahananda Prabhu: Essence.

Srila Govinda Maharaj: Again, Arjun has possible. And save the devotees of Mauritius. Guru Maharaj was very happy with them. And who able to come to Gaura Purnima time he try to come here. And everybody will keep close connection with his Gurudeva’s ashram. I’m only servitor of this Math. But Guru Maharaj gave the position, the guardian of servitor, guardian servitor, position get. But guardian maybe, but servitor. I’m servant. I’m not master of this Math. Master living here: Guru-Gauranga Gandharva-Govinda-Sundar. Gurudev, Gauranga Mahaprabhu and Gandharva-Govinda-Sundar, Giridhari is master of this Math. We are all the servitors. And we shall try to serve this way. First servicing the Vaishnavas. All the devotee of Guru Maharaj, they are Vaishnav and we shall try to serve them. If they will come here we will be very glad.

Hare Krishna.

#00:07:20#

Mahananda Prabhu: Jaya Om Vishnupad Paramahamsa Parivrajakacharya Vishnupad Sri Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj ki jaya!

Srila Govinda Maharaj: Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj ki jaya!

Namasya Prabhu? You can stay up to Gaura Purnima? No? If you stay up to Gaura Purnima that will be very good. But you are not, you cannot stay? [Aghasya?] Prabhu? One month only Gaura Purnima.

Where is no devotee, where is no servitor that is not Math. This way I want always association of devotees. Devotees coming, always, going, coming, staying: that is very good. And I’m very enthusiastic. When I’m looking all devotee doing something that gives me some [?]. Our Math seva, each ones of the devotee, they are doing. I’m very glad to see that. And I’m always thinking this is the property of Guru Maharaj. This body of Guru Maharaj. We offer this body to Guru Maharaj at the time of diksha. Then everything Guru Maharaj’s property. And we’re servitors. Who have some qualification, anybody have some qualification and that will be of servicing Guru Maharaj. [This is] very good.

#00:09:29#

What cannot get by Swami Maharaj, A. C. Bhaktivedanta Swami Maharaj, he gave all over the world harinam-sankirtan. And Guru Maharaj gave all over the world harinam-sankirtan. Swami Maharaj style gave, but somebody gone foreign way. Guru Maharaj style gave, somebody going foreign way. I’m very fallen soul, what I shall give to the devotees? They are giving me acharya they cannot teach me all [...] Then what I shall give? I can try to serve a little bit. That is all.

#00:10:37#

They give me all Guru Maharaj’s Math and all the devotees. Devotees Math this is. And devotees will serve here, devotee in his own way they can serve, no problem. Everything is going in the mood of service. Hare Krishna.

Adhokshaja Prabhu: [?] specially. We have a program there.

Srila Govinda Maharaj: When you will come then stay a little, take time to stay here. Three months maybe, maybe two months. Two-three months you can stay and visit. And my dandavat-pranam to all the devotees of Mauritius. Guru Maharaj’s own devotees.

[Record break]

#00:12:02#

Adhokshaja Prabhu: [?] then we have a program … eight days …

Srila Govinda Maharaj: Oh, nice, nice!

Adhokshaja Prabhu: [Speaks about preaching programs and situation on Mauritius.] Then we shall go [visit?] one place where [Ranjan sings?]. And normally I do the katha, you see. Then on 15th and 22nd anything else … on the 23rd is the feast. But there on Mauritius we got the people don’t come, they are friendly. So we desire to understand who there we need. What can you say about this? Pratipatir don’t take grains. This guest.

Srila Govinda Maharaj: Now in that hasta, Hari Bhakti Vilas, there also wrote it, utsavante cha paranam.

When utsava is finished then devotee can take prasadam. Sometimes it is procedural. That is called utsavante cha paranam. And Guru Maharaj also agreed it. And we’re not very attached with viddhi-marga. We have little raga-marga. That is, here also in this Math, in the time of Guru Maharaj, few devotees taking prasadam also that day. Like Hari Charan. Krishna Sharan not taking. And myself also before one or two years I took. But then I am thinking that night time is not good to take all the prasadam served. My lobh, my attraction with prasad. Very nice, nice prasadam. Attraction we cannot deny. But after that I think: it is not good for me. That is I’m not taking, I’m taking anukalpa [on] that very day. But Guru Maharaj said if it is necessary we can do, distribute prasadam that day also, a little, no problem. But mainly it will go fasting [there?] with anukalpa. Few devotee taking sometimes prasadam also. Every year Hari Charan taking here. And it is permitted by Guru Maharaj. I’m not taking, Krishna Sharan not taking. Maybe Tapan taking.

Mahananda Prabhu: For seva also.

Srila Govinda Maharaj: For seva, yes. Hari Charan, he need for his health. This way we’re running. We’re not so attached to viddhi. But we’re going and maintaining the viddhi-marga, trying to maintain. But Guru-seva and Vaishnava-seva: this is our life. But it must will not take on Ekadashi. Must be honored Ekadashi. And maha-dvadashi. Ekadashi, maha-dvadashi. When maha-dvadashi that must be worshippable by the devotee without grain. Ekadashi must be. Krishna Janmashtami we’re doing but somebody taking prasadam after janma. But Guru Maharaj said, utsavante cha paranam. When birth and bhog, everything finished then devotee can take prasadam sometimes. We’re maintaining viddhi-marga, then no problem I think. But it is not rules of outsides telling. For the other person it is necessary to maintain.

#00:17:08#

But in the West rules some maybe changed for the western devotee. Maybe changed, that is not harmful so much. It is true: we cannot maintain properly the time. Here and San Jose: not possible. In our panjika telling one thing and San Jose panjika must be tell another thing. Twelve hours. But devotee cannot adjust always. But they are how to going? This way everything is adjustable. There little fault—no problem.

Adhokshaja Prabhu: Means like Krishna Janmashtami we should read at midnight etc in our country also? Like in our country here if it is midnight then 10:30 in our country. So we should do it at midnight itself.

Srila Govinda Maharaj: Yes.

Adhokshaja Prabhu: And then, you see, another purpose why we have come here that specially I’ve come to buy lot of articles. In Mauritius on the [?] is lake. And about four hundred to five hundred thousand people come there. So [?] we have two tents. In one we sell articles and another place we offer bhog and then sell prasadam. [?] he is in charge of one stall and one [?]. That’s why we’re leaving this flight to leave. Especially for the program.

Srila Goinda Maharaj: Yes, for you have proper seva. What need we must to do that, [apna?] seva. Bodily we can stay or not stay—that is not matter. But mentally we must to stay with Guru Maharaj and with Dham. Sometimes from far we can more connected with the subject. And also union in separation, that sometimes is better than direct association. This is called in Vaishnava shastra. But feeling is necessary. And feeling is always giving life us. Mood of seva. And feeling. That is necessary. Who have that he is very fortunate. And also auspicious. You’re trying nicely and try to do. And Gaura Purnima coming. There also some seva. Here also some seva. It is necessary.

#00:20:41#

Adhokshaja Prabhu: Is it good, often times it is like [?] we have program outside. In a different lake, so many people come. Is it good? [?] people [?] at ashram looks after the Deity but the all outside.

Srila Govinda Maharaj: Outside different village if we can preach that is very good. In two places better than one place. Two, many places preach. And now whole world captured by Krishna consciousness. And growing more and more every day by the blessings of devotees of Krishna.

Adhokshaja Prabhu: … some questions. We intend, you see, like [?] we intend to stay two days at Kolkata Math and then at Jagannath Puri. As we were saying we need letters, you see.

Srila Govinda Maharaj: Yes.

Adhokshaja Prabhu: With your permission.

Srila Govinda Maharaj: Kolkata Math you go easily, there no restriction. But in Puri little restriction I have done now. Many going there and not doing any seva. But how they admitted? This way some, especially some Indian. Western devotees they are doing some seva, they are staying and doing, doing some seva, no problem for western devotees. But Indian devotees sometimes cheating, bad boys. Few case happened. Then I told: I shall give letter who wants to go there it’s in letter, no problem. Without letter they stayed relative of Guru Maharaj also done it. Ten days they stayed, they are ten men. Ten days stayed and borrowed some money from the temple commander. But not give, debt on their money also. Like that somebody doing and I have no restriction for the devotee. Every devotee who is telling name of Guru Maharaj he is staying there. This also not was very good for the brahmacharis there. Sometimes they have no money. But my order was you always serve to the devotee who will come here. They are giving some money to Guru Maharaj maybe not to him that time money, like Bon Maharaj. Bon Maharaj give money here to Guru Maharaj but that time not with him.

#00:24:13#

Mahananda Prabhu: He’s given all his money and goes to Puri, then no money left.

Srila Govinda Maharaj: Yes. This way they are doing but there devotee living sometimes very bad position. That way who is going from here from this Math I’m giving letter. Mahananda Prabhu is giving letter, no problem. Then no problem for staying there. Little restriction I have done now. Not before. One year maybe. No?

Mahananda Prabhu: Yes.

Srila Govinda Maharaj: One year before some man do some...

Adhokshaja Prabhu: Last question is when we preach outside what is the advice with general line of thought, line of preaching.

Srila Govinda Maharaj: Line of preaching harinam-sankirtan first. This is our line. Chaitanya Mahaprabhu said:

yāre dekha, tāre kaha ‘kṛṣṇa’-upadeśa
āmāra ājñāya guru hañā tāra’ ei deśa
2

Whom you will see you try to advice him that this is kali-yuga dharma. What preached Chaitanya Mahaprabhu in this world. And in the Veda, Gita, Srimad-Bhagavatam, everywhere, Kali-santarana-upanishad, everywhere preaching about sankirtan. And we’re followers of Sri Chaitanya Mahaprabhu. And this way we must will got relief from maya and seva of Radha-Krishna in the Vraja Dham, in Goloka Vrindavana. This way preaching you know. And in the book of Guru Maharaj there. But mainly sankirtan preaching. Our preaching is sankirtan line, line of sankirtan. And books also Guru Maharaj, books also Swami Maharaj, so many books. And Chaitanya Charitamrita, Chaitanya Bhagavat.

Adhokshaja Prabhu: Can we make the people chant like we chant on the exhibition?

Srila Govinda Maharaj: Yes, yes. They must. Mahaprabhu said it, everybody can address to everybody. And chant Hare Krishna maha-mantra in this way. No restriction here. Only avoid the Vaishnava aparadh you must duly apprise them.

Adhokshaja Prabhu: So this we had one Prabhu [?] can we [?] now. This aroti worship, you see? We were following according to ISKCON way. So now...

Srila Govinda Maharaj: ISKCON way is not bad. But maybe some ISKCON men are doing little wrong. But their preaching program is very nice, I think. Not bad. Inside they are doing little wrong. But outside. I do not know but I’m thinking not bad. I do not know everything about ISKCON. But ISKCON’s preaching program is good, I think. But sometimes Guru Maharaj not allowed ladies chanting this way. Guru Maharaj not allowed it. But ladies will go sankirtan party, it is allowed. But chanting ladies this way like gents not allowed by Guru Maharaj. Something different with ISKCON.

Mahananda Prabhu: They are distributing beads in ISKCON. They will sell japa beads.

Srila Govinda Maharaj: Guru Maharaj not selling japa beads. Not selling prasadam. Not selling japa beads, not selling prasadam. This is not Guru Maharaj’s line. But they are selling prasadam. But Swami Maharaj also told other way. Swami Maharaj told I’m giving you books, you are giving some return for seva. Not I’m selling, not we’re selling the books. We’re distributing. Book distribution program, that is he called, Swami Maharaj called ‘Book distribution program.’ And this is very nice word.

#00:29:34#

Mahananda Prabhu: Yes, that’s right. Not selling, not business.

Srila Govinda Maharaj: Not selling. I’m giving this book to you and you do some seva to Vaishnav, Guru. This is nice idea. But ISKCON telling, “We are distributing the books,” but they are not distributing, they are selling books. But we are selling books. Not distributing always. That clear. Clearly. It is eyewash from government. But prasad not sold. And harinam japa-mala, japa beads not sold. Book can sell. But we’re telling distribution it is good for our preaching line.

Uddhanya nitya, you know? Uddhanya nitya? Both hand up and dancing like that. And Guru Maharaj not like ladies who’s do it. Ladies will go, chant, but not dance like that. Like a chimps.

Little difference.

Adhokshaja Prabhu: These articles, we can sell them? Different articles?

Mahananda Prabhu: What articles? Not Deities. You can’t sell statue, Deities of Vishnu.

#00:31:37#

Adhokshaja Prabhu: No, no, no, we don’t sell the Deities. Just some articles that we buy from here.

Srila Govinda Maharaj: Yes, yes. You can buy and sell the articles, no problem. But japa mala [is no].

Mahananda Prabhu: [?] Prabhu is so quiet and humble that he didn’t ask any of his question. Some of these questions are his questions but he is putting Adhokshaja Prabhu in front.

Srila Govinda Maharaj: If we have any shop for selling japa mala that is possible. Shop. Through a shop japa mala we can sell. That is business. We can do the business. Like many things: japa mala, then tilak, in a shop. But house to house it is not good looking. I have one shop, I can tell: “You please come to my shop. There we’re selling everything, equipment for spiritual life.” This way we can preach, no problem.

Mahananda Prabhu: We’re not the shop, we’re the temple which tells how to use the equipment in spiritual [life]. That’s the difference.

#00:33:44#

Srila Govinda Maharaj: Their mood is different. Otherwise everything is good, everything is bad. What we will do: everything is bad. And what we will do: everything may be good. And mood is necessary. Mood is servicing mood that is everything is good. But sometimes looking not good. Prasad: it is selling in Jagannath Puri. They are selling, pandas selling the prasadam. There is not harmful. We’re eating, buying the prasadam and eating. That is mood is necessary. Somebody doing some restaurant. In restaurant there is no problem.

Adhokshaja Prabhu: That is house to house we don’t sell prasadam.

Srila Govinda Maharaj: No, no. Not selling. We can say: distributing prasadam. If he wants to give some diksha to me he can give for the seva of the Deities. In this way.

Some devotee: Shop, Maharaj, we can sell?

Srila Govinda Maharaj: Prasadam. Shop is good, good looking. Shop of prasadam not looking good.

Adhokshaja Prabhu: But suppose we have a shop, can we prepare cakes and sell like this? Sweets?

#00:35:27#

Srila Govinda Maharaj: Sweets you can. But you do not say it is prasadam. And also not prasadam that. You can make rasagula and can sell. You can make kanchagulla and can sell. [?], everything, cakes. You can make and sell. That is not problem. But when you will tell it is prasadam this thing then not sell. This is the mood. And also that not be prasadam, I think. You can sell rasagula, they can offer to his deity, that. We’re buying from the shop, some good shop. No problem. You do, door to door, you can sell. As you like, I do not know what is the situation.

Adhokshaja Prabhu: No, no. In house-to-house we don’t sell them. In shops.

Srila Govinda Maharaj: Yes. Then it is not harmful. Every business you can do. Shakti business.

Adhokshaja Prabhu: People order us cakes, you see, especially on marriage ceremony instead of buying them from elsewhere. [...]

Srila Govinda Maharaj: Caterer. Like caterer. Vegetarian food.

#00:37:29#

Adhokshaja Prabhu: We’re thinking, you see, of having sort of journal every month. Sort of newspaper. It won’t be so big. Extracts from Guru Maharaj, like this.

Srila Govinda Maharaj: Yes. It is good. I’m also saw many tapes of our Guru Maharaj, we can print in journal.

Adhokshaja Prabhu: So we can take these and [...] every month, devotees are going to distribute.

Srila Govinda Maharaj: I want to do that always and I’m very enthusiast to tell it to the devotees. And I have no restriction. In the time of Guru Maharaj I’m giving everybody to signature. In the time of Guru Maharaj. They’re asking signature of Guru Maharaj. Yes, I’m taking, immediately: Guru Maharaj, give your signature. And they will print. This way.

Adhokshaja Prabhu: So we just want your grace for this journal.

Srila Govinda Maharaj: Yes, Prabhu. You try, it is very nice program. Spreading Krishna consciousness through books, through preaching, through distributing something, very nice program. In this way we shall get some benefit. Must we get some benefits.

#00:39:17#

Adhokshaja Prabhu: We’re fallen souls, we may not remember. But if you remember us.

Srila Govinda Maharaj: Yes, I’m always remembering my godbrothers. As you like you can tell me and I agree always. But I want spreading Guru Maharaj’s consciousness. Preaching.

Mahananda Prabhu: Krishna consciousness, but Govinda Maharaj is giving Guru Maharaj’s consciousness.

Srila Govinda Maharaj: Yes. Guru Maharaj’s conception. Conception and consciousness. Conception of Guru Maharaj is very high. Every acharya coming to hear from Guru Maharaj. They are preaching, they are masters of our sampradaya, but they come to learn from Guru Maharaj. That is the conception of Guru Maharaj. And we want that must be praised, spread by us. But I have no qualification. [...] That is I cannot alone do it. But with the help of the devotees and the Vaishnavas and also my well-wishers I’m trying. Every way, many ways. I do not know English, but I’m not stopping to tell. I’m trying what I have I’m trying...

Adhokshaja Prabhu: No, everything is clear, we understand perfectly. It is no difficulty.

#00:41:22#

Srila Govinda Maharaj: What I have. I have four paisa, then I shall buy four paisa matter. But I must do some business. With four paisa. That will come ten paisa. And then one rupee. Then ten rupee. This way it will grow more. But we cannot stop. One man going, he did not know swimming. And I do not know his language. He do not know swimming, I do not know his language. And somebody in bank of the pond, they also do not know my language, I do not know their language. But one man going under drowning, under the water. Then what shall I do? I shall go to university for learning his language? For the people I do not know their language? Or what shall I do? I must try my best to pull up from the water that man. First. Then I think I know language or not. This is Guru Maharaj’s example. Very nice example [chuckling].

What I know I shall try with that. Very nice, Prabhu.

Adhokshaja Prabhu: With your grace, we think, everything will [...] so please remember us.

Srila Govinda Maharaj: And we shall try our best.

Jaya Om Vishnupad Srila Bhakti Rakshak Sridhar Dev-Goswami Maharaj ki jaya!

Jaya Adhokshaja Prabhu ki jaya!

Namasya Prabhu ki jaya!

 


1 «Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам». Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).

2 “Instruct everyone to follow the orders of Lord Śrī Kṛṣṇa as they are given in the Bhagavad-gītā and Śrīmad-Bhāgavatam. In this way become a spiritual master and try to liberate everyone in this land.” (Śrī Caitanya-Caritāmṛta, Madhya-līlā, 7.128).

← "Глубина сознания Кришны". Шрипад Садху Прия Прабху. Украина. 6 октября 2010 года ·• Архив новостей •· "Экачакра. Пандава-Тала". Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. Индия, Экачакра. 25 марта 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования