«Субъективная эволюция сознания». Лекция Шрипада Шруташравы Прабху. 4 апреля 2008 года. Киев, Украина

 Прослушать полностью (01:24:28)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.9 МБ)

Прослушать по частям:

 

Сознание и качество (16:03)

Тело и сознание (18:27)

Мир сознания (15:02)

Потенциал сознания (10:38)

Поиск счастья и радости (06:58)

Уровни сознания (07:05)

Истина (10:10)

 

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Субъективная эволюция сознания

(4 апреля 2008 года, Киев, Украина)

 

Для меня большая честь быть здесь со всеми вами, для того чтобы говорить о сознании. Обычно нас учат тому, что сознание происходит из материи. Как и многое другое, что мы не видим, что нельзя практически применить, мы принимаем на веру, что это действительно так, потому что нас так учат.

#00:00:53#

Итак, эта идея лежит в основе дарвиновской теории эволюции, что сознание происходит из материи. Однако мы видим так же, что сознание занимает более высокое положение, нежели материя. В своей повседневной жизни мы можем увидеть множество примеров, когда материя развивается из сознания, как производная сознания, и каждый день мы свидетели миллионам и миллионам примеров этому. Даже эти столы и парты, за которыми мы сидим, так же являются производными сознания, поскольку человек, наделенный сознанием, сотворил их. Это здание, та одежда, в которую мы одеты, различные электронные устройства, которые мы носим с собой, — все это произошло из сознания.

#00:02:17#

Однако мы не сможем найти примеров, чтобы сознание произошло из материи. Таких примеров просто не найти. Итак, это теория, это не факт. Вы никогда не услышите такого термина, как «закон дарвиновской эволюции», но это дарвиновская теория эволюции, это лишь теория, и у нее есть изъяны, поскольку нет свидетельств этому.

#00:02:58#

Мы говорим о другой идее: материя происходит из сознания, и мы видим этому множество свидетельств повсюду вокруг. Сознание — важнейший элемент, потому что без сознания ничего не может существовать. Например, я не осознавал существование именно этого учебного заведения, именно этого здания до совсем недавнего времени (может быть, полчаса назад мы только приехали). Итак, хотя это замечательное учебное заведение со всеми его студентами, преподавателями существовало уже долго, но для меня оно не существовало до совсем недавнего времени, потому что я не осознавал его существования. Это не означает, что этого ВУЗа не существовало вовсе, но для меня его не существовало, поскольку я не осознавал его существования.

#00:04:20#

Итак, сознание является важнейшим элементом, поскольку весь наш опыт, все наше восприятие мира происходит через сознание, без сознания у нас не было бы ничего. Если нам делают некую анестезию и сознание нас покидает на какое-то время, то мы ничего не осознаем вокруг. Если я нахожусь без сознания, то я не буду замечать, что происходит вокруг, даже если сюда войдет некий удивительный человек и начнет раздавать каждому присутствующему по пятьдесят миллионов гривен, я не замечу даже этого, если буду без сознания.

#00:05:18#

Итак, без должного сознания мы можем пропустить, не заметить множества вещей. Повсюду вокруг нас мы видим, что существуют различные уровни сознания. Один индийский биолог, Джагадиш Чандра Боше, доказал научным образом, что даже растения наделены сознанием. Итак, мы знаем, что растения наделены сознанием, насекомые наделены сознанием, у птиц и животных также есть сознание. И люди также обладают сознанием, но различными уровнями сознания. Уровень сознания в растении иной, нежели уровень сознания в насекомом, он отличается от уровня [сознания] птиц, животных, от уровня сознания людей, но мы видим в этой линии пример развития сознания. Если мы посмотрим на эту линию, на эту череду различных уровней сознания, мы увидим, что это череда развития сознания.

#00:06:57#

Итак, обладая человеческой жизнью, мы наделены высшим видом сознания. И все, с чем мы соприкасаемся (или все, что мы пропускаем через себя в жизни), зависит, опять же, от нашего сознания — даже счастье. Что такое счастье? Является ли это каким-то предметом, который можно измерить? Мы ищем счастье. Это объединяет всех живых существ в любой форме жизни. Каждое сознательное живое существо находится в процессе сознательного поиска счастья.

#00:08:01#

Итак, счастье. Но что такое счастье? Как его определить? Является ли счастье неким пакетом, набором? Бывают ли такие распродажи, куда можно прийти и купить себе, допустим, пол-литра сознания, или литр сознания, или два литра счастья? «Дайте мне два килограмма счастья!» Но счастье — это то, что связано с сознанием. Итак, мы ищем счастье, однако счастье невозможно найти в материи, потому что само по себе понятие «счастье» связано с сознанием, без привлечения сознания о счастье не может быть и речи.

#00:09:13#

Мы разумные люди, однако сейчас мы находимся под влиянием пропаганды, что счастье происходит из материи. И, поскольку мы слышим об этом так много, мы начинаем в это верить. Хотя сами мы знаем, что это неправда, но мы жертвы такой пропаганды, когда мы слышим: вы будете счастливы, если вы будете носить одежду вот этой марки; вы будете счастливы, если будете курить такие-то сигареты; вы будете счастливы, если будете пить такую-то марку пива; вы будете счастливы, если будете ездить за рулем такой-то машины. Но это смехотворно, и мы все знаем это. Но мы жертвы. «Качество жизни» — мы слышим этот термин, но что такое качество жизни? Иногда нам кажется, что если у меня будет большего размера счет в банке, если у меня будет более роскошный дом, более роскошная машина, если я буду ходить в более красивой одежде, то это увеличит, улучшит мое качество жизни. Но все эти факторы не способны принести качество жизни. Качество жизни зависит только от сознания, и сознание не зависит от внешних факторов.

#00:10:59#

Очень бедный человек может обладать высоким сознанием, и очень богатый человек может обладать очень высоким сознанием. Когда мы говорим о качествах, какие качества свойственны хорошему человеку? Любой человек, из какой бы культуры он ни происходил, какой бы религии он ни придерживался, из какого народа бы он ни происходил, перечислит одни и те же качества, которые характеризуют хороших людей, поскольку, опять же, это связано с сознанием.

#00:11:55#

Когда я был ребенком, это сломало, устранило для меня некоторые барьеры, преграды. Я сам родом из определенной семьи, которая принадлежит к определенной культуре и религии, и в этой религиозной концепции нас учили, что только те, кто принадлежит к нашей группе, смогут оказаться на небесах, в раю. Все остальные, все без исключения, окажутся в аду. Хотя я родом из немаленького города (я родом из Нью-Йорка), тем не менее я жил сначала в небольшом сообществе, где в основном подавляющее большинство людей принадлежали к той же группе, что и я. И поскольку я был рожден в католической семье, то первые годы я соприкасался только с теми людьми, которые так же придерживались идей католицизма. И я был убежден, что, должно быть, весь миром является католическим. Я тогда думал: хорошо, если только католики идут в рай, наверняка, почти все католики, так что ничего плохого в этой идее я не вижу.

#00:13:56#

Затем, когда для получения дальнейшего образования и по иным причинам я стал выходить за рамки этого узкого круга людей, я обнаружил, что, оказывается, далеко не все люди являются католиками. Я познакомился со множеством других замечательных людей, очень теплых, дружелюбных, мягких, приятных людей, при этом они не были католиками. И я задумался: «Так, и что, и все эти люди отправятся в ад? Да как это может быть возможно? Это исключено. Неужели если люди обладают столь многими замечательными качествами, но всего лишь не принадлежат к какой-то одной определенной группе людей, то просто за это они отправятся в ад? Это невозможно!»

#00:15:03#

Для меня понимание этого было эволюцией сознания. Я понял, что эти качества зависят от уровня сознания человека, они не принадлежат к какой-либо узкой сектантской группе. При этом я нисколько не настроен против католиков или католицизма, эта лекция не посвящена борьбе с католицизмом. Ни в коем случае я не выступаю против чего бы то ни было. У меня есть какие-то свои представления, но при этом я не играю в игры, когда выбираю только вот эту группу, но против вот этой и вот той группы. Мой опыт в области сознания изменил меня в этом плане.

#00:16:11#

Однако сегодняшняя лекция посвящена субъективной эволюции сознания, а значит, мы должны непременно затронуть тему высшего сознания. Это называется «субъективная эволюция», поскольку этот процесс меняет взгляд на мир. В своей повседневной жизни, при своих обыденных взглядах на жизнь, я считаю себя субъектом действующим, а весь мир, все окружающее для меня — объекты. Таким образом каждый из нас воспринимает все окружающее. Я не имею в виду какое-либо негативное отношение, тогда люди начнут меня обвинять: «А, так вы меня рассматриваете как объект!» Нет, я не имею в виду негативный смысл. Но таково наше естественное восприятие. Мы считаем: я являюсь субъектом, поэтому я буду анализировать, буду раскладывать все окружающее по полочкам. Таким образом все окружающее для меня становится объектом восприятия. И когда мы говорим о Сверхсознании (можете называть Его как угодно: Богом; можно называть Его на самом деле как угодно, поскольку речь идет о Безграничном), в сравнении с этим явлением Оно является субъектом, а мы являемся объектами.

#00:18:15#

Итак, мое сознание ограничено. Наш разум также ограничен. Иногда, когда речь заходит о душе, люди немножко теряются: существует ли душа вообще, или ее нет? Никто и никогда не видел души, это вне сомнений. Однако точно так же никто и никогда не видел ум. Сейчас мы находимся в образовательном учреждении, которое предназначено для того, чтобы учить учителей, и кто-нибудь из находящихся здесь сомневается в существовании ума? Каждый в этой комнате принимает: «Да, у меня есть ум». Но хоть кто-нибудь где-либо, в каких-либо условиях, хоть раз видел ум? Пусть даже с привлечением каких-либо приборов в каких-либо институтах, исследовательских учреждениях, в каких-либо экспериментах кто-нибудь когда-нибудь видел ум? Как я уже говорил: нет. У кого-нибудь есть свидетельство об обратном? Никто никогда не видел ум. И никто никогда не видел разум. Есть какие-то внешние схемы, системы для определения уровня [интеллекта]. В Америке, например, популярно обсуждение о том, что стандартные тесты на уровень IQ на самом деле очень предвзято определяют уровень развития человека, поскольку определенные меньшинства, определенные группы людей особенным образом, отличным от окружающих, используют язык и слова. Но в любом случае никто никогда не видел разум. Но мы все принимаем, верим, что у нас есть разум.

#00:20:59#

Итак, если мы говорим о душе, — никто никогда не видел ее, без сомнений. Однако существуют определенные признаки [существования души], так же как, когда мы говорим о разуме, существуют определенные признаки, по которым можно судить о наличии разума. Например, рациональное мышление — один из признаков интеллекта.

#00:21:34#

В чем смысл образования в теории? Ведь вы все или являетесь преподавателями, или будете преподавателями, но в чем предназначение, смысл образования? Обучение предназначено для того, чтобы улучшить качество жизни. Теоретически образование предназначено для того, чтобы расширить наше восприятие, наше видение, для того чтобы мы смотрели на все более широко. И если мы получили должное образование, то мы научимся воспринимать мир с разных точек зрения. Как правило, люди, обладающие очень узкими, ограниченными взглядами на жизнь, в большинстве случаев являются людьми с очень низким уровнем образования.

#00:22:45#

Итак, на самом деле мы стремимся к этому через образование. Образование предназначено для того, чтобы развить наш разум, чтобы мы могли делать более правильные выборы в своей жизни. Природа ума такова, что он принимает и отвергает какие-то явления, однако если ум находится под должным руководством (под началом разума), тогда он в состоянии принимать правильные решения. И когда в естественной связи ума и разума возникают какие-либо сложности, проблемы, то это приводит к появлению множества неблагоприятных факторов жизни. В Америке, например, иногда подобные явления называют дисбалансом естественного обмена веществ в организме.

#00:24:11#

Итак, это признак ума — способность принимать-отвергать, а функция разума при этом — руководить этим процессом, управлять. Также существует признак души, и этот признак называется «сознание». Сознание — это то, кто мы есть, без сознания я не существую. Если, предположим, прямо сейчас я упаду замертво, то в чем будет разница между моим телом, каким оно было сейчас, и им же после того, как я умру? Ведь все по-прежнему остается на своих местах: все те же самые органы, кровь, артерии и вены. Все, из чего состоит тело, — там же, но уже не работает. Итак, что отсутствует при этом? Уйдет сознание.

#00:25:27#

Ученые говорят, что энергия не может быть уничтожена. Итак, в момент смерти что происходит с этой энергией? (Предполагается, что мы должны быть людьми научных взглядов). Так что происходит с этой энергией в момент смерти? И разве нам не следует задуматься над этими вопросами? Разве не должны существовать определенные разделы в образовании, посвященные этим проблемам? Ведь разве это не серьезная проблема, с которой сталкивается каждый из нас, — смерть, когда игра окончена, когда все, что мы накопили на протяжении жизни, — будь то наше образование, наш характер, наша семья, наши друзья, наши общественные связи, — все, чем мы обладали, все это приходит к полному нулю? Вне зависимости от того, являетесь ли вы теистом или атеистом, коммунистом или капиталистом, или любым другим «-истом», в любом случае итог один и тот же: все ваши накопления приходят к нулю. Но можно ли как-то решить эту проблему? Существует ли какое-нибудь решение? Разве это не должно интересовать нас? Мы всегда, естественно, думаем: «Со мной-то этого не произойдет».

#00:27:28#

аханй ахани бхӯта̄ни, гаччхантиха йама̄лайам...1

В одном великом санскритском произведении есть одна история, когда древнего великого императора спросили: «Скажи, что самое удивительное, что ты видел в жизни?» И в ответ этот правитель сказал: «Самое удивительное, что каждый день каждый человек видит, что вокруг него рядом или где-то далеко умирает множество людей, но при этом все, кто остается жить, считают каждый про себя: „Со мной-то этого не случится“».

#00:28:19#

Но никто из нас не будет вечен. Допустим, какова средняя продолжительность жизни мужчин на Украине? [Отвечают: 60 лет.] Хорошо, если 60 лет, то получается, что если я буду жить на Украине, то я умру через два года. Но это факт: это средняя продолжительность жизни. И тогда все, что я обрел в смысле любых материальных накоплений, придет к нулю. Однако при этом я вижу, что через какие бы этапы жизни я ни проходил, сознание является какой-то постоянной, стабильной величиной. Хотя, несомненно, за это время, пока я себя помню, изменился мой ум, изменился мой разум, и уж подавно изменилось мое тело, но тем не менее я по-прежнему осознаю себя тем же самым сознательным живым существом, которое помнит и проходит через все эти изменения.

#00:30:04#

Мои самые первые воспоминания начинаются с пятилетнего возраста: я помню, как отмечали мой день рождения в пять лет, я помню, как я первый раз пошел в школу. Итак, на протяжении всей своей жизни я помню определенные моменты. Я помню, когда мне было 10 лет, я помню момент, когда мне было 15 лет, когда мне было 20 лет, 30 лет, 40 лет, 50 лет и до сегодняшнего дня. Однако я — тот же самый человек. Даже с биологической точки зрения ученые говорят, что каждая клетка тела меняется на другую каждые семь лет. Итак, хотя ученые выяснили, подтвердили это своими экспериментами, но они не задумались над этим. Почему бы не задуматься над таким вопросом: если каждая клетка в моем теле меняется по крайней мере каждые семь лет, то что тогда составляет собственно «я»? Я не могу быть этим телом, но мы живем своей жизнью, отождествляя, принимая себя за это тело, в котором мы находимся.

#00:31:47#

В этом мире происходит столько ужасных событий, происходит столько войн, которые основаны лишь на этом ужасном заблуждении — ложном представлении о себе. Эти события основаны на ложном представлении о себе как о теле, когда белые люди сражаются с черными, одна группа людей сражается с другой группой людей. Все эти конфликты происходят, поскольку мы отождествляем себя с телом, и эту проблему невозможно решить законодательным путем. Например, в Америке есть множество, может быть, очень даже правильных законов о том, что все обладают равными правами — декларация независимости, конституция и множество других документов, — однако до тех пор, пока вы не повысите уровень сознания людей, вы не сумеете решить эти проблемы лишь законами.

#00:33:19#

Итак, хотя мое тело практически полностью изменилось с тех пор, как оно у меня есть, мой ум очень сильно изменился, мой разум с тех пор также очень сильно изменился, если все это столь сильно изменилось, то что же составляет собственно «я»? Я тот же самый человек, который помнит обо всех этих изменениях, но кто есть этот человек? Должен ли этот вопрос интересовать нас? В процессе своего образования следует ли нам задуматься о том, кто мы? Должно ли это стать целью образования? Должно ли это быть чем-то, что важно для нас? Итак, «Кто есть я?» — это должно быть важнейшим вопросом в нашей жизни, поскольку, не зная этого, как мы сможем найти достойное применение в своей жизни?

#00:34:35#

Итак, если я не являюсь этим телом (а очевидно, что я им не являюсь), то кем или чем я являюсь? Очевидно, я (как и все мы) сознательное живое существо, и по мере возвышения нашего сознания мы соприкасаемся с определенными вещами, которых на самом деле ищет наше сердце, которые на самом деле необходимы, нужны нам.

#00:35:18#

Когда я был молодым человеком и так же находился в своем поиске, то мне сказали: то, чего ты ищешь, ты сможешь найти, принимая определенные химические вещества. Мне говорили: используя определенные таблетки, ты сможешь обрести мир, гармонию, любовь, братство. Ведь на самом деле к этим целям мы все стремимся. Итак, мне сказали: существует такое вещество, ЛСД, и благодаря принятию этого вещества ты сможешь изменить свое сознание, и тогда ты достигнешь того, к чему ты стремишься.

#00:36:14#

До какой-то степени это правда: действительно, все эти вещи можно обрести, изменив свое сознание, но только не при помощи каких-либо химических веществ. Это неправда. Как знаете, есть такая пословица в английском языке: если что-то звучит слишком привлекательно, скорее всего, это неправда. К примеру, если бы я сейчас объявил: за десять тысяч гривен я каждому выдам новенький мерседес. Вы знаете, что это была бы ложь, это невозможно. Однако тем не менее новенький мерседес — это реальность, просто необходимо за него заплатить свою цену.

#00:37:09#

Итак, через возвышение, развитие сознания мы можем обрести все эти вещи, к которым стремится наше сердце, мы можем обрести это только через возвышение, развитие сознания. С развитием сознания также связан определенный процесс, и этот процесс — божественный звук. Благодаря силе мантры или божественного звука, мы можем очень быстро и эффективно возвысить свое сознание, тогда мы сможем обрести все. В противном случае мы тратим свои жизни, чтобы в итоге ничего не обрести, и при этом нас считают нормальными людьми. Итак, я одет именно в такую одежду сегодня, и по этой одежде вы можете догадаться, что я не принадлежу к категории так называемых «нормальных» людей. И я не хочу быть «нормальным». Я не хочу потратить всю жизнь на поиск и накопление вещей, которые — как я заведомо знаю, на сто процентов — я обязательно потеряю.

#00:38:42#

Когда мой Гуру приехал в Америку в 1965 году, прошел всего лишь один год после нашумевшего убийства Джона Кеннеди. И он иногда приводил его в пример: «Посмотрите, — говорил он, — у этого человека было все с материальной точки зрения: он был очень богат, красив, счастлив, он был президентом Соединенных Штатов, у него была красавица жена, у него было влияние, власть, все что угодно. Однако в одно мгновение он лишился всего этого». Это была первая национальная трагедия, которая была широко освещена по телевидению в Америке, и, будучи мальчиком, я много смотрел репортажей об этом. Меня это очень озадачило, поскольку в одно мгновение произошло это изменение: он больше не был красив, он больше не был богат, он больше не был президентом США, у него больше не было красавицы жены, у него больше не было ничего этого.

#00:40:11#

И это произойдет с каждым из нас, может быть, не от пули убийцы — мы не настолько важные люди, но мы будем вынуждены столкнуться с этим, и тогда станем ничем. Согласно традициям нашей страны, эта вещь [наше тело], которой мы дорожим так сильно сегодня и ради которой мы делаем все, будет положена в некий ящик и выкинута навсегда. Поскольку мы живем в христианских странах, то в соответствии с традициями в наших странах, как правило, тело кладут в гроб (более или менее богатый в зависимости от состоятельности человека) и закапывают. И тогда все, чем мы обладали, приходит к нулю.

#00:41:26#

Итак, существует ли какое-то иное предназначение жизни? Это важно выяснить: кто мы есть и куда мы направимся. С научной точки зрения нам говорят: энергия никогда не исчезает. Тогда что произойдет с нами? Если мы являемся сознанием, сознание — это энергия, куда денется эта энергия? Что с ней станет? Один знаменитый астролог в Индии однажды, вскоре после смерти Джавахарлала Неру, провел астрологические расчеты и сказал, что, судя по всему, по его расчетам, сейчас Неру родился собакой в хозяйстве очень благообразного джентльмена. Итак, каково же тогда мое предназначение?

#00:43:00#

Все эти виды, формы жизни обладают сознанием, говорим ли мы о рыбах, растениях, насекомых, птицах или животных. Я также наделен сознанием. Если везде в этих формах жизни присутствует сознание, значит, потенциально я могу присутствовать (или родиться) в любой из них. Однако есть ли какая-то более радостная перспектива? Если я являюсь сознанием, и сознание не может быть уничтожено, существует ли мир сознания, где мое существование, бытие, не будет ограничено какими-либо смертными рамками, где все состоит из сознания, и где нет нужды менять, сменять что-либо? Сейчас я сознательное живое существо, но я заключен в тело, сделанное из материи. Но что, если мое тело так же было бы сделано из сознания, и чтобы не было необходимости этому телу меняться, чтобы оно не изнашивалось? Ведь сознание не изнашивается: мое сознание сейчас точно такое же, каким оно было в день моего рождения (в смысле энергии).

#00:44:40#

Что, если бы был мир сознания, где ничто не изнашивается, поскольку сознание не изнашивается? Возможно, что такое место может существовать, и есть возможность, что мы можем отправиться туда. Разве это не будет чем-то счастливым, если больше не будет необходимости что-либо менять? Сейчас мне навязывается множество вещей. Даже если этого не хочу, я вынужден сталкиваться со многими факторами. Я не хочу быть старым — но старость насильно приходит ко мне, что бы я себе ни представлял. И хотя некоторые люди говорят (я слышал это еще во времена моего детства): «Я ни за что не хотел бы снова стать молодым», но мой личный опыт говорит о том, что подобные слова — ложь. Все хотят быть молодыми, никто не хочет быть старым. Вы только посмотрите на всю косметическую индустрию в любой из наших стран, на все многообразие косметической индустрии. Очевидно, никто не хочет стареть, никто не хочет быть больным, но естественным образом столь много факторов жизни приходят ко мне.

#00:46:33#

Что, если я бы был в мире сознания, где не присутствует подобный распад, где не присутствует постепенное разрушение? Ведь в этом идея мира сознания. Итак, все специалисты в области сознания, у которых я обучался, говорили мне о существовании такого мира сознания. И такова природа этого мира сознания — что он существует вечно. Если вы прочтете Бхагавад-гиту, например… Бхагавад-гита — это не какая-то сектантская книга, Бхагавад-гиту изучают как ученые, так и теологи на протяжении уже многих-многих столетий. Итак, Бхагавад-гита — это трактат о сознании. Торо — человек, которого иногда называют одним из американских трансценденталистов — говорил о Бхагавад-гите: «Каждое утро я омываю свой разум в удивительном, сияющем и свежем знании Бхагавад-гиты».

#00:48:12#

на̄сато видйате бха̄во на̄бха̄во видйате сатах̣...2

В Бхагавад-гите есть эти слова, которые означают, что в мире сознания не может быть и речи о распаде, уничтожении. А в мире материи неизбежно все распадается. Итак, вокруг нас все является материей, но мы сами при этом никогда не распадемся, поскольку мы не принадлежим материи. Но весь окружающий мир, который мы видим вокруг, все это состоит из материи и неизбежно придет к распаду. На самом деле мы можем реализовать свой потенциал только в мире сознания. Даже в этом [материальном] мире мы можем получить такой опыт, соприкоснуться с этим, благодаря сознанию, и опыт сознания вовсе не требует смерти, для того чтобы доказать его реальность.

#00:49:34#

Заключение в том, что мы являемся сознательными живыми существами, и мы должны прийти в мир сознания. Мы должны выяснить, кто мы есть на самом деле и куда мы движемся. Кто такой я на самом деле — разве этот вопрос не должен интересовать нас?

Вопрос из зала: Как мы можем ответить на эти вопросы?

#00:50:14#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Сколько у вас времени? Я могу ответить на все эти вопросы, но сколько времени вы готовы посвятить этому? Также я мог бы сказать ответ, но я не хочу навязывать свою точку зрения, свои взгляды кому-либо. Прежде всего мы предлагаем вам задуматься: кем я являюсь на самом деле? Являюсь ли я сознанием, или я — что-то еще? Я производная материи, или я на самом деле — сознательное живое существо? И если мы приходим к выводу, что я не являюсь материей, — это естественный вывод, значит, я должен посвятить какую-то часть своего времени развитию мира сознания.

#00:51:09#

Мир сознания значит мир духа. Если я обладаю сознанием, то Бог также должен обладать сознанием, но Он является высшим сознанием. И поскольку даже я обладаю сознанием, то Он должен обладать сознанием, которое охватывает всех остальных, включает в себя всех остальных сознательных живых существ. Бог не может принадлежать или быть предназначенным только для какой-то одной группы людей, другой группы людей, но Он должен быть предназначен для всех без исключения сознательных живых существ.

#00:51:57#

Если мы считаем, что Бог предназначен только для моей группы людей, тогда откуда произошли все остальные люди? Моя цель как сознательного живого существа — обрести отношения с Богом. Это то, что называется процессом йоги. Йога. Это слово по своему происхождению на самом деле такое же, как и слово «религия». И йога, и религия в своем изначальном значении говорят о связи, о необходимости установить связь между двумя началами. Мы хотим обрести связь с Богом, связь с миром сознания. Сознание по природе своей стремится к счастью, экстазу.

#00:53:00#

А̄нандамайо ’бхйа̄са̄т3Веданта говорит нам, что мир сознания основан на счастье, на экстазе, на радости. Зачастую, когда мы начинаем говорить о таких вещах, люди воспринимают это все очень сектантским, ограниченным образом. Например, когда мы говорим о религии, у людей сразу же возникает вопрос: религия? а какая именно из религий? Мы говорим о чистой религии, религии «я», религии сознания, мы говорим о том, где есть место для каждого существа, наделенного сознанием.

#00:54:10#

В этой жизни я родился в католической семье, но если в моей следующей жизни, допустим, я стану собакой в семье очень милого джентльмена, буду ли я католической собакой? Я не смогу быть, разумеется, католической собакой хотя бы потому, что согласно учению католиков у собак нет души. Тогда, я полагаю, мне придется быть собакой-атеистом, бездушной собакой. Но каков признак души? Вважно понять, что признак души — это сознание. У меня есть чувства, ощущения, и у собаки так же, и любой, у кого есть домашние любимцы, знают об этом. Когда вы возвращаетесь домой, ваша собака радостно встречает вас, виляя хвостом, она счастлива видеть вас. Бывает, что другие люди вас не рады видеть, но ваша собака всегда рада видеть вас. У собаки есть чувства, переживания, есть разум, собаки могут помнить многие вещи, собака в состоянии отличить звук ваших шагов от звука шагов другого человека. Почему же тогда не признать, что у собаки есть душа? Что есть у меня такого, чего нет у собаки или кошки, или у слона — у кого угодно (мы можем даже говорить о растениях, о деревьях)?

#00:56:04#

Сознание устремлено на то, чтобы обрести связь с высшим сознанием. Сознание стремится обрести связь с Богом, поскольку Бог также обладает сознанием. Существует пять главных форм, пять категорий этой связи с высшим сознанием. Возможны пассивные отношения с Богом — первое, например, мы могли бы быть собакой, принадлежащей Богу; отношения слуги с Богом — второе; дружеские отношения с Богом — третье; родительские отношения с Богом — четвертое, то есть быть кем-то, кто занимает более старшее положение (быть Его учителем, наставником, родителем, кормилицей и так далее); мы можем быть возлюбленными Бога — пятое. И все это является потенциалом мира сознания. Если у меня есть все эти возможности восприятия, то почему у Бога этого не должно быть? Ну, у меня, может быть, нет слуг, но у Бога, разумеется, есть слуги.

#00:57:31#

У меня есть все эти отношения: у меня есть собака, у меня есть дети, родители, мои друзья, у меня есть возлюбленные, и со всеми ими происходит естественный обмен отношений. Если мы задумаемся, мы поймем, что на самом деле этот обмен основан, зиждется на сознании. Значит, возможно, что у Бога также есть подобные формы отношений. Разве у Бога не может быть каких-либо отношений? Например, я могу делать много чего, совершать различную деятельность. Даже в этом мире, который окружает нас мертвой материей, можно заниматься очень много чем. Так неужели мы можем думать, что в мире сознания не может быть многообразия, там не может быть красоты?

#00:58:47#

Ведь мы говорим о Боге. Если Он существует, то Он должен быть самым красивым, потому что Он безграничен. Он должен быть бесконечно прекрасен, бесконечно привлекателен, бесконечно мил, [Он должен быть] бесконечно любящим, бесконечно прощающим, бесконечно добрым и сострадательным. Это все — качества сознания, и если Он обладает сознанием, то Он должен обладать всеми этими качествами в бесконечной степени. Поэтому нам следует найти связь с тем миром, тогда мы сможем воистину реализовать себя в этой жизни. А иначе если мы просто проживем свою жизнь, накопим много различных вещей, а потом все равно умрем — это не реализация своего потенциала. Я думаю, едва ли кто-нибудь будет спорить, что он не сможет полностью реализовать свой потенциал в жизни [подобным образом]. Может быть, кто-то не согласится.

Вопрос из зала: Затронут был вопрос о мантре. Я так понимаю, это…

#01:00:21#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это маха-мантра:

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Существует множество ведических мантр, которые мы сейчас в наше время, в наших обстоятельствах не можем правильно использовать. Однако эта мантра в особенности эффективна и в особенности могущественна, потому что она использует силу божественного звука.

#01:00:59#

Мы каждый день соприкасаемся с могуществом, с возможностями материального звука, вибрацией. Мобильные телефоны, спутниковая связь и так далее — все это возможности звука, вибраций. И мне нет нужды понимать тонкости деталей, как именно работают все эти устройства. Я уверен, что у каждого в этой аудитории есть мобильный телефон, и я не уверен, многие ли из вас читали всю инструкцию к этому телефону. Может быть, даже никто не читал. Вы просто берете трубку, набираете определенные цифры, определенный номер, и разговариваете с кем-то, кто может находиться хоть в Нью-Йорке. Хотя в Нью-Йорке живет пятнадцать миллионов человек, и там может быть пятнадцать миллионов мобильных телефонов, но благодаря тому, что вы набрали правильный номер, вас связали именно с нужным абонентом, с нужным человеком. И все это происходит благодаря могуществу звука.

#01:02:22#

Мантра также является могуществом звука. Эта мантра дарует нам связь с миром сознания, поскольку она пришла к нам из мира сознания. Это очень эффективно, и нет необходимости, чтобы вы практиковали это вместе с нами, чтобы вы получили это только от нас. Мы пришли сегодня сюда не для того, чтобы учить других людей, как надо жить, как надо думать, мы не пришли сюда, чтобы обращать кого бы то ни было. Поскольку мы сознательные люди, то мы знаем, что сознание невозможно обратить по самой природе, и поэтому мы просто призываем к развитию сознания. Но мы предлагаем вам задуматься над этим, мы просто предложили вам сегодня пищу для размышлений. Я надеюсь, что это была вкусная пища, мы постарались преподнести ее максимально вкусным образом, но вы все — вдумчивые, разумные люди, я предлагаю вам всем задуматься над темами, затронутыми сегодня.

#01:04:01#

Вопрос из зала: Вот вы говорите, рассказываете нам о сознании, чтобы мы размышляли. Вы это делаете, наверное, не первый год, и эти знания где-то должны быть: либо это книга, либо какие-то фильмы. Где можно еще почерпнуть? Но чтобы это была именно ваша работа, не кого-то там еще.

#01:04:42#

Шрипад Вайшнав Махарадж: У нас есть множество книг, но они написаны не мной, я лишь слуга. Поскольку я являюсь учеником, студентом в области сознания, то я стараюсь помогать подлинным мастерам, учителям сознания. У нас есть много книг, и во всех них заложена эта идея — идея возвышения сознания, выяснение того, кто мы есть на самом деле, каков наш подлинный потенциал. Вы сейчас студентка. Я уверен, что родители с детства настраивали вас на то, чтобы вы росли хорошим человеком: «Веди себя правильно, получи хорошее образование и постарайся прожить жизнь так, чтобы максимально реализовать свой потенциал в жизни».

#01:05:47#

Но каким образом можно реализовать в максимальной степени свой потенциал? Каков максимальный потенциал в жизни? Что самое высшее, самое максимальное, что можем извлечь из жизни? Мы хотим, чтобы каждый атом нашего бытия, нашего «я» был пропитан нектаром. Мы ищем этого. И все мы ищем этого. Может быть, все мы ищем этого различными путями, различными средствами, но все мы ищем этого — мы ищем счастья, радости, экстаза. Но это все приходит к нам через сознание, через возвышение сознания. Мы сами практикуем сознание Кришны — это наивысший уровень сознания, однако вы можете развивать свое сознание любым образом до любого уровня.

Вопрос из зала: А почему существует так много религий в мире?

#01:07:14#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Потому что существует так много разных уровней сознания. И мы считаем, что это нисколько не плохо, что в мире существует так много религий. Напротив, это хорошо. К сожалению, очень часто религии используют для политических целей. Но сама идея религии — это поднять людей с более низкого уровня [сознания] на более высокий уровень. Это цель, это предназначение любой религии. Однако поднять с более низкого уровня на более высокий уровень — чего? Уровень дохода? Или уровень жизни соседей? К чему на самом деле они нас призывают?

#01:08:22#

Однако цель и предназначение любой религии — это возвысить людей. Иногда мы не понимаем самые важные моменты: природу Бога, например. Это очень важная тема. Он не может быть мстителен, по самой Своей природе Он не может быть мстителен. Напротив, Он должен быть бесконечно добрым, бесконечно всепрощающим, бесконечно милостивым. Бог никого не наказывает, никогда. Но мы живем в мире действий и последствий. Как сказал Ньютон, каждое действие влечет за собой равное противодействие.

#01:09:25#

Когда мы получаем негативное противодействие на собственные негативные действия, мы склонны винить в этом кого-либо, помимо себя. Иногда мы находим причину своих несчастий в чем-то или в ком-то, кто находится рядом с нами, а иногда мы эту причину помещаем максимально удаленно от себя, обвиняя во всем Бога: «Я не виноват, это виноват мой друг, моя подруга, мои родители, мои преподаватели, или мой ВУЗ, мое правительство, виноват кто угодно». Но это лишь моя вина. Все негативные вещи, которые приходят ко мне, — это всего лишь последствия моих собственных негативных поступков, это лишь моя вина.

#01:10:35#

Также мы стремимся почему-то изменить окружающий мир, но на самом деле мы не в состоянии этого сделать, хотя зачастую демократические системы говорят, что мы можем изменить все. Но мой голос, например, ничего не меняет в Соединенных Штатах Америки, совершенно ничего. Я считаю, что нужно изменить что-то во внешнем мире: нужно сменить, допустим, президента, правительство, форму правления, общественное устройство, изменить цены на бензин, цены на жилье, цены на продукты, одно, другое, пятое, но прежде чем я достигну всех этих изменений, я уже давно буду мертв.

#01:11:38#

Итак, окружающий мир уже устроен должным образом. Единственное, что не гармонично — это я сам. Мне нужно изменить себя. И когда я настрою себя должным образом, тогда ничто в окружающем мире не сможет побеспокоить меня. Не только ничто не будет беспокоить меня — более того, я буду видеть, что все происходит должным образом, все идет так, как и должно быть. С хорошими людьми дурные события не происходят, если только они не заслужили их сами, если только они не вели себя плохо — тогда последствия их собственных действий приходят к ним, иначе это было бы немыслимо. Ничто дурное не может произойти с тем, кто делает только добро. Но мы не всегда делаем добро, и на самом деле это еще один прекрасный аспект. Это то, что называется свободой воли.

#01:12:56#

У нас есть выбор: каждый из нас может поступать правильно, а может — неправильно. Просто приходят естественные последствия наших выборов. Когда Махатма Ганди сражался за независимость Индии от тирании британского правительства, представители Британии сказали ему: «Мы не можем тебе отдать страну. Если мы отдадим ее вам, то вы разрушите ее, вы не готовы». Ганди сказал: «Да, но в этом и смысл свободы: если мы захотим, мы можем разрушить ее. Это называется свобода». И у нас у каждого есть свобода. Когда мы злоупотребляем своей свободой, приходят какие-то негативные последствия, но когда мы приводим себя в должное состояние, то мы отчетливо видим окружающий мир, и тогда то, что мы слышим так долго о гармонии, о мире, — все это становится реальностью.

#01:14:20#

Вопрос из зала: В постерах, которые развешивали, написано, что вы метафизик. То есть я понимаю, вы — один из тех людей, которые ищут то, о чем вы сейчас рассказывали, в религиях, например. То же самое говорит квантовая физика на современном этапе. То есть я так понимаю, что доля того, о чем вы рассказывали, есть в каждой религии, во всех эзотерических практиках — стремление к чему-то высшему, разотождествление с [материей]?

#01:15:19#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, конечно. У меня нет монополии на истину, истина не является моей собственностью. Но истина — это истина, она не принадлежит мне или вам, она принадлежит всем. Опять же, истина не принадлежит исключительно какой-то группе людей, истина принадлежит всем. Истина — это истина, истина — она всегда истина, Истина — это Красота, и она предназначена для всех нас. Не то, что только я могу обрести истину, а тот, кто рядом со мной, — нет, для него это невозможно. Но это наше естественное право по рождению — право обрести все эти явления. Нам нужно помнить о том, что это очень важно. Поэтому вы правы: эти вещи существуют повсюду, но в различной степени.

#01:16:27#

Вопрос из зала: Я знаю, что в Америке сейчас популярны различные нью-эйдж: [названия течений, неразборчиво]. Как вы думаете, это реально или это все-таки выдумка, фарс какой-то?

#01:16:53#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Все, что делает человека более хорошим человеком, — это хорошо. Я не был рожден для того, чтобы судить об этом мире, чтобы хладнокровно отвергать какие-то вещи, какие-то идеи, которые на самом деле могут помочь другим людям, вдохновлять их. И в своем последовательном, прогрессивном поиске истины я находил привлекательными, полезными для себя различные вещи, различные аспекты, которые сейчас, на моем нынешнем этапе развития, мне, может быть, кажутся уже не столь вдохновляющими или полезными для меня. Но должен ли я сейчас отвергать людей, которые черпают вдохновение в том, в чем я черпал раньше? Но я вижу, что это существует, и это прекрасно.

#01:18:10#

Повсюду существует столько прекрасного, куда бы мы ни взглянули. Если мы изменим, настроим свое сознание, то мы увидим красоту повсюду. Я не осознаю, я не знаю все, что существует красивого в этом мире, я не знаю всех удивительных концепций, существующих в этом мире, однако я не считаю, что красота может существовать только для меня и моей ограниченной группы людей. Существует множество прекрасных идей, концепций. Опять же, все эти вещи, которые мы обсуждаем, не являются уделом какой-либо секты.

#01:19:07#

Истина — не принадлежность секты, истина не принадлежит какому-либо одному человеку или какой-либо одной группе людей. Поэтому везде, где бы мы ни нашли это, нам следует брать это. Подобно тому, как где бы мы ни нашли золото, мы принимаем его. Мы не разграничиваем золото: это — мусульманское золото, это христианское, а это католическое, это золото украинцев, а это — американское золото. Нет, мы принимаем золото, каким бы оно ни было. Поэтому где бы мы ни нашли что-то прекрасное, мы принимаем это с радостью, потому что это прекрасно.

#01:20:18#

Вопрос: Почему люди так сильно любят материальные вещи?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Потому что мы сейчас материалистичны, а также мы находимся под воздействием пропаганды. Нас учат, мы — под воздействием организованной пропаганды. Мы говорим не только о рекламных сетях, но о множествах иных способов, мы находимся под воздействием пропаганды, чтобы мы думали таким образом.

#01:20:52#

Когда я был ребенком, я рос в очень бедной семье. Но затем, впоследствии, я познакомился и подружился с одним человеком, мама которого является второй по богатству женщиной в мире. Итак, мы общались в детстве, и мы находили, что в наших жизнях столь много общего. Поскольку я был родом из бедной семьи, мне иногда казалось, что если бы моя мама была второй по богатству женщиной в мире, то все мое детство просто прошло бы в экстазе и счастье. Но мой друг вовсе не вырос в экстазе и счастье. Он рос, проходя через те же самые страдания, испытания и разочарования, с которыми сталкивается каждый человек.

#01:22:27#

Нам всегда кажется, что следующий шаг точно принесет счастье. Я вижу эту книгу, и я убежден: да, когда я получу эту книгу, тогда я обрету настоящее счастье! Получая эту книгу, я начинаю думать: нет, нужна не эта, а другая книга. Вот когда я получу эту книгу, тогда я буду счастлив. Затем — следующую книгу, затем — следующую. Таким образом, обретая, накапливая какие-то вещи, нам все время кажется: следующий шаг точно нам принесет счастье. И так без конца: мы снова придвигаемся к следующему, к следующему предмету и не останавливаемся, чтобы задуматься, а жизнь проходит очень быстро.

#01:23:06#

Итак, в этом послании, в этой идее есть большая важность. Опять же, это не вопрос какой-либо секты. В нашей жизни крайне важно задуматься над этими вещами, потому что жизнь проходит очень быстро. Это — лишь наше предложение. Мы предлагаем эту идею — что сознание может пребывать в любой из форм жизни. Кому-то эта идея может не понравиться, кто-то ее не примет — без проблем, но мы не знаем, в каком положении мы окажемся после. Сейчас мы знаем, какие перед нами возможности, и наше предложение состоит в том, что нам следует использовать эти возможности, эти шансы, которые существуют у нас, поскольку мы родились людьми, и у нас есть возможность устремиться к этой высшей цели.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Амия Нимай Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


1 Аханй ахани бхӯта̄ни, гаччхантиха йама̄лайам / ш́еш̣а̄х̣ стха̄варам иччханти, ким а̄ш́чарйам атах̣ парам̇ — «Воплощенных душ день за днем неотвратимо влечет в обитель Ямараджа, всех их ждет неотвратимая смерть. Каждый день мы видим, как она уносит отцов, матерей, бабушек, дедушек, соседей, друзей — что может быть неизбежней ее? Умирают насекомые, деревья, животные, люди, обречена всякая тварь, и каждый находит это в порядке вещей. Но о себе мы думаем, что будем жить бесконечно долго и потому полны самых радужных планов на будущее — и это удивительнее всего! Это не поддается разумению» («Махабхарата», перевод из лекции Шрилы Говинды Махараджа).

2 На̄сато видйате бха̄во, на̄бха̄во видйате сатах̣ / убхайор апи др̣ш̣т̣о ’нтас, тв анайос таттва-дарш́ибхих̣ — «Для асат — того, что подвержено гибели (физического тела), — вечное бытие недоступно, тогда как сат (вечная душа) постоянна и неразрушима. Так мудрецы, зрящие истину, описали природу вечной реальности и временной иллюзии» (Бхагавад-гита, 2.16).

3 Веданта-сутра, 1.1.12.

← «Рамананда-самвада» (часть 3). Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа, прочитанная в Лахте 15 октября 2006 года ·• Архив новостей •· «Материя бессильна против веры (история о Шриле Харидасе Тхакуре)». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа, прочитанная в Лахте 1 мая 2009 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования