«Преданность означает отдавать, а не брать». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 30 августа 1999 года. Лондон, Англия

 

Мы всегда должны быть готовы служить, повинуясь желанию учителя, поскольку нам нужно знать, какому пути следовать в нашей духовной жизни. Нужно следовать по пути преданности. Здесь, в мире борьбы за существование, происходит столько разных событий. Но путь отрешения от царства материи также не принесет удовлетворения. «Не то, не это и не это» – подобный вид выбора далек от совершенства и не приведет к хорошим результатам. Единственное, чего мы достигнем на этом пути – это полной утраты нашего существования. Знание, познающий и познаваемое будут полностью уничтожены, и мы не обретем покоя, если выкинем все, что имеем, в «черную дыру». Это никогда не принесет нам покоя. Настоящий итог нашего метода – это бытие в преданности Господу.

Предание, преданный, преданность. Это слово приносит блаженство, поскольку оно означает только отдавать и ничего не брать. Наслаждается Кришна, а мы должны способствовать Его развлечениям. Однако мы не способны связаться напрямую с Кришной, ибо у нас нет непосредственной связи с Ним. Только с помощью Гуру, духовного учителя, и вайшнавов, благодаря общению с ними, мы можем с преданностью предложить нечто, что у нас есть. Для нас будет самым наилучшим, если мы найдем настоящего учителя, настоящего Гуру. Мы всегда должны заботиться о том, чтобы быть свободными. Мы должны хранить нашу веру в Гуру непоколебимой, а он будет заботиться о нас. Он может спасти нас из этого иллюзорного мира. В этом нам поможет наша деятельность, однако мы должны совершать ее с преданностью. Преданностью Кришне, поскольку Кришна – Верховная Личность Бога.

«Брахма-самхита» провозглашает: ишварах парамах кришнах – вот что нам необходимо: сат, чит, ананда1. Он – Творец всего сущего, и если Он доволен нами, то какие трудности нас могут ожидать? Все, связанное с Ним, – духовно. Место, где Он живет, тут же одухотворяется, знаем мы об этом или нет, осознанно или неосознанно совершаем мы то, что попадает в сферу действия духовной энергии. Поэтому мы обретем благословения, если последуем правильному руководству. Хранитель преданности – наша жизнь и душа. Такой совет дают писания. Желания Гуру должны считаться желаниями Самого Господа Кришны. Без Кришны нет и Гуру. Гуру всегда, двадцать четыре часа в сутки, служит Кришне. Кришна даже не дает ему времени отдохнуть.

Кришна говорит в «Шримад-Бхагаватам»: «Я в долгу у Своего преданного». Эта шлока общеизвестна – это знаменитый стих, Гуру Махарадж очень часто цитировал его. Затем Сам Кришна говорит: «День и ночь, двадцать четыре часа в сутки он служит. Я не могу возместить долг». Но если бы в сутках было двадцать шесть часов, то тогда Кришна потратил бы два часа на то, чтобы вернуть долг. Однако это невозможно в мирском бытии, и Кришна не желает ничего нарушать. Он также не хочет отменять закон гравитации. Все отдается на откуп Майе, она управляет всем, Кришна же дает просветление и силу преданным и укрепляет их решимость отдать себя, их готовность активно служить Ему под руководством Гуру и искренних вайшнавов.

Преданность означает только отдавать, а не брать. Шримати Радхарани одевается или украшает Свой божественный облик. Ее жесты, движения стоп, глаз и все остальное посвящено только Кришне. Все ради Кришны! Все браджа-гопи поступают так, поэтому их преданность повсюду славят как прему (чистую любовь к Богу). Слово «према» в мире материи используют для обозначения «любви» – и это совершенно неправильно и полно искаженного смысла. Према и кама (мирское вожделение) только внешне выглядят похожими. Но в действительности это выражение из писаний (кришна-према) означает нечто полностью отличное от мирского вожделения. Приведу сравнение: одно – это тьма, полный мрак, а другое – чистота, подобная свету дня2. В конечном смысле према нисходит от Радхарани. Все необходимое для служения, все атрибуты для поклонения, все, принадлежащее Кришне, приходит через Радхарани. Поскольку Она очень опытна, Она знает, как служить Кришне и как доставить Ему радость. Все, ради чего живет Радхарани, – это доставлять удовольствие Кришне. Мы не можем представить, насколько Он от этого счастлив. Если мы вникнем в смысл шлоки Прабодхананды Сарасвати, мы поймем это. Кришна – Верховная Личность Бога (это знает каждый), однако Сам Бог имеет желания, и для нас это величайшее чудо. Чудо потому, что Он полон Сам в Себе, все полностью существует в Нем. Реальность – для Себя Самой и полна в Самой Себе, чего же Ей не достает? У Него есть желания, и это настроение приходит к Нему: «Я хочу». Видя настроение преданности, Он еще больше вдохновлен о чем-то просить их, и это называется развлечениями Господа Кришны.

В Гопи-гите в «Шримад-Бхагаватам», когда гопи славят Кришну, они говорят: «Когда Ты родился здесь, во Враджа Дхаме, отныне все богатство навечно сопутствует ей», но это только фигуральное выражение. Эту шлоку также приводит Шрила Рупа Госвами: «Вайкунтхалока и Матхура Пури – что лучше, что облечено в большую славу?» На Вайкунтхалоке всегда пребывает Нараяна. У Нараяны нет матери, отца, Он полон в Себе. Но когда здесь, в Матхура Пури, этот Нараяна принимает рождение, у Него появляются мать, отец, брат и другие родственники. Отношения с родственниками делают Его более активным и Он испытывает большее счастье, чем кто-либо. И это форма Господа Кришны. Преданность Господу Кришне – высшая, а под руководством Радхарани она становится безусловной.

Прабодхананда Сарасвати написал шлоку, в которой описано, как Радхарани раздает пищу друзьям Кришны с Ним Самим во главе, угощает их по просьбе матери Яшоды. Кришна чувствует аромат, приносимый дуновением от Ее развевающейся одежды, и думает: «О, какая Мне выпала удача! Какое счастье: Я ощутил дуновение от одежды Радхарани». Такие чувства, когда их испытывает Верховная Личность Бога, представляют собой высочайшее чудо. Мы не можем представить себе, каковы переживания в том мире. Это мир преданности. Мы не должны предлагать Повелителю нечто, что соответствует нашим вкусам, которым Он, возможно, не обрадуется. Наши личные предпочтения нужно всегда очищать при помощи общения с божественным Повелителем. Ведь мы всегда делаем что-то не так и не можем собственными силами избежать этого. Но по милости нашего божественного учителя к нам, как говорит Гуру Махарадж, придет понимание и мы станем чисты. И, наделенные такой чистотой, мы вложим в его божественную руку то, что желаем предложить Кришне, и дар наш направится к Господу Кришне по благословению Радхарани. Таков путь преданности.

Все хотят служить Кришне, служение доставляет огромное удовольствие, приносит оживление и счастье. Если Кришна полностью удовлетворен служением, Его слуги даже счастливее Его Самого. Мы найдем повсюду в «Шримад-Бхагаватам», «Брахма-самхите» и Пуранах стихи, подтверждающие это. Я был очень удивлен, когда прочел «Брахма-самхиту», потому что увидел в ней, что все, о чем мне рассказывали в детстве, существует. Даже если мы читаем «Шримад-Бхагаватам» или другие писания, либо размышляем самостоятельно, мы можем найти это, а можем и не найти, но когда мы читаем «Брахма-самхиту», то получаем от этого огромное удовлетворение. В ней потрясающе описано служение Кришне, служение Радхарани.

Если мы желаем знать все больше и больше, – это очень хорошо, однако следует быть осторожными с мирским знанием и сознанием. Иначе есть риск оказаться на помойке сахаджии. Мы можем запросто оказаться в положении, когда думаем, что все произошедшее с нами предназначено для служения Кришне, хотя это ничто. Все будет лицемерием, все будет только притворством и подражанием – подделкой. Но чистая преданность под руководством совершенного Гуру даст нам верное направление. Мы последуем указаниям нашего Гурудева, мы будем служить Кришне под его руководством. Это служение будет совершенным и чистым благодаря его божественному прикосновению, и немедленно, словно через систему телескопов, оно будет доставлено на Голоку Вриндавана для удовлетворения Господа Кришны.

Джай Гуру Махарадж!

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Ишварах парамах кришнах саччидананда-виграхах / анадир адир говиндах сарвва-карана-каранам – «Кришна, известный как Говинда, – Верховный Господь, Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам – Начало всего сущего и Причина всех причин».

2 Атаэва кама-преме бахута антара / кама – андха-тамах, према – нирмала бхаскара – «Между вожделением и любовью – великая пропасть. Вожделение – непроглядная тьма, любовь же – ярчайшее солнце» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.171).

← "Говардхан. Апсара-кунда". Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж. 8 марта 2011 года ·• Архив новостей •· «Баджаху ре мана». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Венесуэлла, Каракас. 1994 г. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования