«День явления Нитьянанды Прабху» (часть 1). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 10 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 10.10M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

День явления Нитьянанды Прабху
(часть 1) 

(10 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург) 

 

Добро пожаловать всем друзьям, гостям, преданным в наш храм! 

В этом году нам посчастливилось побывать в Индии. Это была незабываемая поездка на день явления Шрилы Гурудева, который, как мы знаем, тесно связан с Нитьянандой Прабху, поскольку родом из Бхамунпары, Бенгалии, а Нитьянанда Прабху большую часть жизни провел в Бенгалии, проповедуя сознание Кришны именно там. 

[00:00:48] 

Сказано, что в Бенгалии проповедовать сознание Кришны невозможно. Почему? Потому что бенгальцы — это особая категория индусов, у которых существует тысяча разных религиозных представлений. В силу Кали-юги и материализма многие люди склонны извратить ту или иную идею: например, брахман никогда не будет есть мясо, но прасад матери Кали он может принять. 

Бенгалия — родина Махапрабху. В Индии почти все Гуру из Бенгалии, даже современные Гуру. Шри Чинмой, Рамакришна, Свами Вивекананда, Рабиндранатх Тагор… Гуру, революционеры, обманщики, поэты, философы.  

Проповедь в Бенгалии 

Махапрабху именно Нитьянанде Прабху поручил распространить сознание Кришны в Бенгалии. И поскольку Нитьянанда Прабху родился в Бенгалии, в деревне Экачакра, не так далеко — несколько сот километров — от Навадвип Дхамы (куда Он позже пришел, чтобы встретиться с Махапрабху), Его проповедь произвела на людей Бенгалии неизгладимое впечатление. Вряд ли есть такой человек в Бенгалии, который не знает Нитьянанду Прабху. Появилось много историй, легенд, сампрадай, связанных с Нитьянандой Прабху. Много различных историй ходит о том, как Нитьянанда Прабху освободил тех или иных личностей, но мы придерживаемся того, что написано Кришнадасом Кавираджем в «Чайтанья-чаритамрите» и Вриндаваном Дасом Тхакуром в «Чайтанья Бхагавате». 

[00:03:15] 

Сегодня день явления Нитьянанды Прабху. Одно из имен Нитьянанды Прабху — Патита-паван, или Друг падших.  

«Чайтанья-чаритамрита» о Кришне
и Его втором «Я»
 

Мы знаем, что «Чайтанья-чаритамрита» — великая книга: она словно фундамент в здании. Кришна говорит: «Я словно нить, на которую нанизано все»1. Первые четырнадцать шлок «Чайтанья-чаритамриты» — это фундамент, и в некоторых из этих шлок говорится, что та самая Личность, которая является Сваям Бхагаваном, изначальным Господом — не Кришна-аватаром, не Кришна Виласом, не Кришна Пракашем и т. д. и т. п., — есть Кришна Васудев, Кришна Нанда-нандан. Тот самый изначальный Кришна, Кришна Вриндавана, пришел в Кали-югу в одном теле с Радхарани — Радха-Кришна — как Чайтанья Махапрабху2. И, соответственно, низошел и тот самый Баладева или Халадхара (у Него множество имен), Его вторая экспансия или Его AlterEgo, или Тот, кто творит все, Источник всей силы. Бала — это сила. Вся энергия подчиняется Ему, поэтому Он Баладева и Он Нитьянанда, Он нисходит как Нитьянанда.  

[00:04:39] 

Положение Баладевы 

В писаниях описывается особое, эксклюзивное положение Баладевы. Баладева обладает силой, Кришна обладает очарованием. 

[00:04:49] 

Очень часто из историй Кришна-лилы мы видим, что Баладева ругается с Кришной. Он говорит: «А, Кришна, Ты столь непредсказуем, Ты всегда всех обманываешь!» 

Так получилось, что Баладева стал другом Дурьодханы. Дурьодхана хотел перенять силу Баладевы, научиться искусству владения булавой. Шакунди подсказал: «Корми Его, Он очень любит есть», и Дурьодхана стал дружить с Баладевой и кормить Его. А затем Дурьодхана сказал: «Я хотел бы, чтобы Ты научил меня владеть палицей, как владеешь ею Ты». 

Баладева очень прост и бесхитростен. В описаниях Кришна-лилы говорится, что Баладева возмущается: «Кришна, зачем Ты строишь какие-то планы? Надо просто пойти и сокрушить врагов». Таков стиль Баладевы. 

[00:05:55] 

Баладева пообещал Дурьодхане, что тот женится на Субхадре, но Кришна устроил так, что Субхадру похитил Арджуна: она ускакала с ним, и это очень оскорбило злонамеренного Дурьодхану. Дурьодхан сказал Баладеве: «Мы должны отомстить. Ты меня сосватал, я Твой гость, а этот Арджуна похитил Твою сестру…» Но Кришна поступил очень хитро. Он сказал Субхадре: «Когда ты будешь бежать с Арджуной, сделай так, чтобы колесницей управляла ты». И когда Дурьодхана поднял Баладеву и все войско на битву, Кришна сказал: «Один момент, подождите. Вот вы говорите, что сестру похитил Арджуна… Давайте допросим стражников». Пришли стражники и Кришна спросил: «Скажите, как все было?» Стражники честно рассказали: «Мы видели, как она взобралась к нему в колесницу, взяла вожжи в руки и погнала». В чем же здесь оскорбление? Она сама выбрала своего избранника и сама увезла его на его же колеснице. Тогда Баладева сказал: «Кришна, опять Ты всех обманул. Ты все устроил так, как Ты хотел». Но Баладева всегда был счастлив, потому что это лила, игра. 

Характер Баладевы очень прямой. Баладева — старший брат, Он заботится о Кришне. Когда Он Лакшман в Рама-лиле, Он не может перенести того, что Он — младший брат. Он вынужден терпеть, Он смиренно следует за Своим братом Рамачандрой в лес. Сказано, что однажды в лесу обезьяны нашли украшения Ситы. Они принесли их, чтобы показать украшения Рамачандре, Рамачандра сказал: «Лакшман, ты узнаешь эти браслеты?» Лакшман ответил: «Нет, не узнаю». Ножные колокольчики Он смог опознать, но браслеты и серьги — нет. Лакшман никогда не поднимал глаз, Он никогда не смотрел на Ситу, потому что считал, что Сита — возлюбленная Его брата. Он никогда не смотрел на нее, никогда не наслаждался ее красотой. Он смиренно служил Своему брату и готов был исполнить любые Его желания, какими бы суровыми они не казались, лишь бы удовлетворить Своего брата. 

[00:08:55] 

Таким образом, Кришна-Баларама, Рам-Лакшман — неотличны друг от друга. 

Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл во Вриндаване Кришна-Баларам Мандир, поскольку его сердце лежало к сакхья-расе, к дружбе. Мы верим, что наши Гуру — не смертные этого мира. Мы верим, что такие личности, ачарьи, нисходят из духовного мира. Они не принадлежат этому миру, поэтому мы рассматриваем Бхактиведанту Свами Прабхупаду как одного из тех, кто пришел из того мира. В конце его жизни его желанием было видеть Кришну и Балараму во Вриндаване вместе. В своей поэзии он написал: «Когда же я снова увижу Вас?» Шрила Шридхар Махарадж, будучи трансценденталистом, сказал: «Это дает нам основания видеть его трансцендентную связь с тем миром».

(продолжение следует)

Транскрипцию выполнила: Киртида Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1 Неточное цитирование шлоки: маттах̣ паратарам̇ на̄нйат / кин̃чид асти дханан̃джайа // майи сарвам идам̇ протам̇ / сӯтре ман̣и-ган̣а̄ ива — «Подобно жемчужинам, нанизанным на нить, все творение покоится на Мне» (Бхагавад-гита, 7.7).

2 Так, в одном из стихов сказано: ш̣ад̣-аиш́варйаих̣ пӯрн̣о йа иха бхагава̄н са свайам айам̇ / на чаитанйа̄т кр̣ш̣н̣а̄дж джагати пара-таттвам̇ парам иха — «Господь Чайтанья — это Сам Бог, Высшая Личность, исполненная шести совершенств. Он — Абсолютная Истина, и нет истины превыше Его или равной Ему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.3). Далее говорится: эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇ / ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).




←  Открытие в Сочи клуба «Аватара-2». Февраль 2011 года ·• Архив новостей •· «День явления Нитьянанды Прабху» (часть 2). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 10 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

День явления Нитьянанды Прабху
(часть 1) 

(10 февраля 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург) 

 

Добро пожаловать всем друзьям, гостям, преданным в наш храм! 

В этом году нам посчастливилось побывать в Индии. Это была незабываемая поездка на день явления Шрилы Гурудева, который, как мы знаем, тесно связан с Нитьянандой Прабху, поскольку родом из Бхамунпары, Бенгалии, а Нитьянанда Прабху большую часть жизни провел в Бенгалии, проповедуя сознание Кришны именно там. 

[00:00:48] 

Сказано, что в Бенгалии проповедовать сознание Кришны невозможно. Почему? Потому что бенгальцы — это особая категория индусов, у которых существует тысяча разных религиозных представлений. В силу Кали-юги и материализма многие люди склонны извратить ту или иную идею: например, брахман никогда не будет есть мясо, но прасад матери Кали он может принять. 

Бенгалия — родина Махапрабху. В Индии почти все Гуру из Бенгалии, даже современные Гуру. Шри Чинмой, Рамакришна, Свами Вивекананда, Рабиндранатх Тагор… Гуру, революционеры, обманщики, поэты, философы.  

Проповедь в Бенгалии 

Махапрабху именно Нитьянанде Прабху поручил распространить сознание Кришны в Бенгалии. И поскольку Нитьянанда Прабху родился в Бенгалии, в деревне Экачакра, не так далеко — несколько сот километров — от Навадвип Дхамы (куда Он позже пришел, чтобы встретиться с Махапрабху), Его проповедь произвела на людей Бенгалии неизгладимое впечатление. Вряд ли есть такой человек в Бенгалии, который не знает Нитьянанду Прабху. Появилось много историй, легенд, сампрадай, связанных с Нитьянандой Прабху. Много различных историй ходит о том, как Нитьянанда Прабху освободил тех или иных личностей, но мы придерживаемся того, что написано Кришнадасом Кавираджем в «Чайтанья-чаритамрите» и Вриндаваном Дасом Тхакуром в «Чайтанья Бхагавате». 

[00:03:15] 

Сегодня день явления Нитьянанды Прабху. Одно из имен Нитьянанды Прабху — Патита-паван, или Друг падших.  

«Чайтанья-чаритамрита» о Кришне
и Его втором «Я»
 

Мы знаем, что «Чайтанья-чаритамрита» — великая книга: она словно фундамент в здании. Кришна говорит: «Я словно нить, на которую нанизано все»1. Первые четырнадцать шлок «Чайтанья-чаритамриты» — это фундамент, и в некоторых из этих шлок говорится, что та самая Личность, которая является Сваям Бхагаваном, изначальным Господом — не Кришна-аватаром, не Кришна Виласом, не Кришна Пракашем и т. д. и т. п., — есть Кришна Васудев, Кришна Нанда-нандан. Тот самый изначальный Кришна, Кришна Вриндавана, пришел в Кали-югу в одном теле с Радхарани — Радха-Кришна — как Чайтанья Махапрабху2. И, соответственно, низошел и тот самый Баладева или Халадхара (у Него множество имен), Его вторая экспансия или Его AlterEgo, или Тот, кто творит все, Источник всей силы. Бала — это сила. Вся энергия подчиняется Ему, поэтому Он Баладева и Он Нитьянанда, Он нисходит как Нитьянанда.  

[00:04:39] 

Положение Баладевы 

В писаниях описывается особое, эксклюзивное положение Баладевы. Баладева обладает силой, Кришна обладает очарованием. 

[00:04:49] 

Очень часто из историй Кришна-лилы мы видим, что Баладева ругается с Кришной. Он говорит: «А, Кришна, Ты столь непредсказуем, Ты всегда всех обманываешь!» 

Так получилось, что Баладева стал другом Дурьодханы. Дурьодхана хотел перенять силу Баладевы, научиться искусству владения булавой. Шакунди подсказал: «Корми Его, Он очень любит есть», и Дурьодхана стал дружить с Баладевой и кормить Его. А затем Дурьодхана сказал: «Я хотел бы, чтобы Ты научил меня владеть палицей, как владеешь ею Ты». 

Баладева очень прост и бесхитростен. В описаниях Кришна-лилы говорится, что Баладева возмущается: «Кришна, зачем Ты строишь какие-то планы? Надо просто пойти и сокрушить врагов». Таков стиль Баладевы. 

[00:05:55] 

Баладева пообещал Дурьодхане, что тот женится на Субхадре, но Кришна устроил так, что Субхадру похитил Арджуна: она ускакала с ним, и это очень оскорбило злонамеренного Дурьодхану. Дурьодхан сказал Баладеве: «Мы должны отомстить. Ты меня сосватал, я Твой гость, а этот Арджуна похитил Твою сестру…» Но Кришна поступил очень хитро. Он сказал Субхадре: «Когда ты будешь бежать с Арджуной, сделай так, чтобы колесницей управляла ты». И когда Дурьодхана поднял Баладеву и все войско на битву, Кришна сказал: «Один момент, подождите. Вот вы говорите, что сестру похитил Арджуна… Давайте допросим стражников». Пришли стражники и Кришна спросил: «Скажите, как все было?» Стражники честно рассказали: «Мы видели, как она взобралась к нему в колесницу, взяла вожжи в руки и погнала». В чем же здесь оскорбление? Она сама выбрала своего избранника и сама увезла его на его же колеснице. Тогда Баладева сказал: «Кришна, опять Ты всех обманул. Ты все устроил так, как Ты хотел». Но Баладева всегда был счастлив, потому что это лила, игра. 

Характер Баладевы очень прямой. Баладева — старший брат, Он заботится о Кришне. Когда Он Лакшман в Рама-лиле, Он не может перенести того, что Он — младший брат. Он вынужден терпеть, Он смиренно следует за Своим братом Рамачандрой в лес. Сказано, что однажды в лесу обезьяны нашли украшения Ситы. Они принесли их, чтобы показать украшения Рамачандре, Рамачандра сказал: «Лакшман, ты узнаешь эти браслеты?» Лакшман ответил: «Нет, не узнаю». Ножные колокольчики Он смог опознать, но браслеты и серьги — нет. Лакшман никогда не поднимал глаз, Он никогда не смотрел на Ситу, потому что считал, что Сита — возлюбленная Его брата. Он никогда не смотрел на нее, никогда не наслаждался ее красотой. Он смиренно служил Своему брату и готов был исполнить любые Его желания, какими бы суровыми они не казались, лишь бы удовлетворить Своего брата. 

[00:08:55] 

Таким образом, Кришна-Баларама, Рам-Лакшман — неотличны друг от друга. 

Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл во Вриндаване Кришна-Баларам Мандир, поскольку его сердце лежало к сакхья-расе, к дружбе. Мы верим, что наши Гуру — не смертные этого мира. Мы верим, что такие личности, ачарьи, нисходят из духовного мира. Они не принадлежат этому миру, поэтому мы рассматриваем Бхактиведанту Свами Прабхупаду как одного из тех, кто пришел из того мира. В конце его жизни его желанием было видеть Кришну и Балараму во Вриндаване вместе. В своей поэзии он написал: «Когда же я снова увижу Вас?» Шрила Шридхар Махарадж, будучи трансценденталистом, сказал: «Это дает нам основания видеть его трансцендентную связь с тем миром».

(продолжение следует)

Транскрипцию выполнила: Киртида Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1 Неточное цитирование шлоки: маттах̣ паратарам̇ на̄нйат / кин̃чид асти дханан̃джайа // майи сарвам идам̇ протам̇ / сӯтре ман̣и-ган̣а̄ ива — «Подобно жемчужинам, нанизанным на нить, все творение покоится на Мне» (Бхагавад-гита, 7.7).

2 Так, в одном из стихов сказано: ш̣ад̣-аиш́варйаих̣ пӯрн̣о йа иха бхагава̄н са свайам айам̇ / на чаитанйа̄т кр̣ш̣н̣а̄дж джагати пара-таттвам̇ парам иха — «Господь Чайтанья — это Сам Бог, Высшая Личность, исполненная шести совершенств. Он — Абсолютная Истина, и нет истины превыше Его или равной Ему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.3). Далее говорится: эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇ / ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования