«Значение имени Рама в маха-мантре». Даршан Шрилы Шридхара Махараджа из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности». МПР 1.4. 1982 год. Навадвипа Дхам, Индия


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 23.9 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Значение имени «Рама» в маха-мантре

«Мгновения Прекрасной Реальности»
(часть 1.4)

(1982 год, Навадвип Дхам, Индия)

 

Преданный: Махарадж, в Дургапуре был один человек, который цитировал «Кали-сантарана-упанишаду». Он цитировал оттуда один стих, в котором, я думаю, Господь Брахма утверждает, что в маха-мантре «Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» идет в начале, «Харе Кришна» следует за этим. Он спросил: «Как вы понимаете это в своей философии?».

Шрила Шридхар МахараджА ты что ему сказал?

Преданный: Я сказал, что в «Ананда-самхите», «Гаруда-пуране» и других Пуранах в тех местах, где приводится Харе Кришна мантра, она дается в той форме, как мы ее повторяем. Брахма — это Харидас Тхакур, намачарья, поэтому мы следуем его примеру.

#00:01:41#

Шрила Шридхар МахараджВ «Кали-сантарана-упанишаде» так говорится. В других Пуранах — немного иначе. Они говорят следующее: поскольку эта мантра имеет своим источником Упанишады, это ваидик, ведическая мантра. Обычные люди могут не иметь доступа к ведическим мантрам, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху изменил эту мантру для того, чтобы она стала доступной для всех. 

#00:02:34# 

Есть люди в штате Уттар-Прадеш, которые склонны к Махапрабху. Они высказывают такое мнение. Но мы утверждаем: «Там, где упоминается „Харе Рама“ в начале — это поверхностно». Мысль такова, что рама-аватара [низошла] сначала, кришна-аватара — позже. Поэтому сначала они произносят «Харе Рама», затем — «Харе Кришна». Но более глубокий смысл для нас таков, что когда два схожих начала соединены вместе, речь идет не об историческом прецеденте, но в расчет принимается более высокоразвитая концепция. Кришна-нам выше, чем рама-нам. Об этом говорится в Пуранах. 

#00:03:54# 

сахасра-на̄мабхис тулйам̇ ра̄ма-на̄ма вара̄нане…1 

Там сказано: «Три Имени Рамы равны одному Имени Кришны». Так об этом говорят Пураны. Кришна-нам превосходит рама-нам. 

#00:04:24# 

Когда два схожих явления соединены вместе, то предпочтение отдается тому, что обладает превосходящими качествами. С другой стороны, все движется циклическим образом. Что сначала, что впоследствии, трудно установить это в вечном цикле. Кришна сначала или Рама? Это соображение также имеет место. Поэтому в кришна-наме речь идет о вечном цикле, о безграничности. 

#00:05:16# 

Также есть еще один секрет, тайна нашей сампрадаи, и его глубокое значение таково, что маха-мантра никоим образом не связана с рама-лилой. Для нас Рама — это Радха-Раман Рама. Это Кришна-сознание Бога, а не Рама-сознание. Высшая концепция Махапрабху такова — Сваям Бхагаван Кришна во Вриндаване. Рама [упоминаемый] в маха-мантре — это не Рамачандра, предшествующая Кришне аватара, но Сваям Бхагаван кришна-лилы во Вриндаване. В маха-мантре не упоминается рама-лила вовсе. Вы понимаете? 

Преданный: Да, Махарадж. 

#00:06:41# 

Преданный: Также еще один момент обсуждался. То, что Гаутама Риши и его супруга Хаутили (?)...

#00:06:57# 

Шрила Шридхар МахараджНа ваи видур р̣ш̣айо на̄пи дева̄х̣… куто ну… мануш̣йа̄х̣2 Риши не в силах понять внутренний смысл того, что дал Махапрабху. Говорится, что даже эти личности, обладающие высочайшей ученостью, не имеют доступа в тот мир. То, что риши дают в своем учении, — поверхностная концепция Божественного. Насат ришир йасйа матам на бхиннам3 Их учение — это некий фундамент теизма в целом. Всего лишь основание, но существует развитие теизма. 

#00:08:14# 

Риши означает «ученый», «исследователь», который дает некий новый взгляд в обществе. Брахма-ришидева-ришираджа-риши — существует много категорий риши.

#00:08:49# 

атрир васиш̣т̣хаш́ чйаванах̣ ш́арадва̄н
ариш̣т̣анемир бхр̣гур ан̇гира̄ш́ ча
пара̄ш́аро га̄дхи-суто ’тха ра̄ма
[…]
дваипа̄йано бхагава̄н на̄радаш́ ча
4

#00:09:09#

Все они студенты, и в глубоком молчании они слушают то, что исходит из уст этого юноши [Шукадевы Госвами]. Они поражены, ошеломлены. Когда Шукадева начал объяснять «Бхагаватам», все они были поражены. Низошло нечто новое.

Переводчик: Муралишвар дас
Транскрипцию выполнила: Гунали деви даси
Редактор: Традиш дас

 


1 Ш́рӣ ра̄ма ра̄мети ра̄мети раме ра̄ме манораме, сахасра-на̄мабхис тулйам̇ ра̄ма-на̄ма вара̄нане —  «О Варана (прекрасноликая), повторяя святое имя: „Рама, Рама, Рама“, я непрестанно наслаждаюсь этим прекрасным звуком. Это святое имя Рамачандры равносильно тысяче святых имен Господа Вишну» («Вишну-сахасранама-стотра»; «Падма-пурана», 72.335; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 9.32).

2 Дхармам̇ ту са̄кш̣а̄д бхагават-пран̣ӣтам̇, на ваи видур р̣ш̣айо на̄пи дева̄х̣ / на сиддха-мукхйа̄ асура̄ мануш̣йа̄х̣, куто ну видйа̄дхара-ча̄ран̣а̄дайах̣ — «Истинные законы религии устанавливает сам Всевышний. Этого не могут сделать ни великие риши с высших планет, ни боги, ни правители Сиддхалоки, хотя все они пребывают в гуне благости. Что уж говорить об асурах, обычных людях, видьядхарах и чаранах?» («Шримад-Бхагаватам», 6.3.19).

3 Махабхарата, Вана-парва, 313.117.

4 «С разных концов вселенной явились такие великие мудрецы, как Атри, Чьявана, Шарадван, Ариштанеми, Бхригу, Васиштха, Парашара, Вишвамитра, Ангира, Парашурама, […] Дваипаяна и великий Нарада» («Шримад-Бхагаватам», 1.19.9, 10).

← «Темная пещера отречения». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Индия, Навадвипа, 10 января 1983 год ·• Архив новостей •· «Картика» (часть 4). Лекция Садху Прии Прабху. Санкт-Петербург, Лахта. 3 октября 2009 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования