«Служение Шри Радхе» (часть 2). Из книги «Любовный поиск заблудшего слуги» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа


Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Служение Шри Радхе
(часть 2)

(девятая глава из «Любовного поиска заблудшего слуги»)

 

Сила божественной любви растет в разлуке. Однажды Кришна, играя с мальчиками-пастушками на одном из пастбищ Вриндавана, внезапно почувствовал боль разлуки с Радхарани. Тогда Он отправил к Ней Своего лучшего друга Субала, сказав:

– Отправляйся к Радхе и приведи Ее сюда. Я не могу без Нее. Меня вдруг охватило столь сильное желание быть с Ней, что не могу с Собой ничего поделать. Придумай что-нибудь и приведи Ее ко Мне.

На это Субал возразил:

– Как можно привести Ее сюда, в лес, средь бела дня?

Но Кришна умолял:

– Сделай что-нибудь!

И Субал задумался: «Как же быть?» Он был тесно связан с родственниками мужа Радхарани. Так или иначе, он отправился к дому Радхарани и сказал Ее подругам:

– Кришна больше не может жить в разлуке с Радхой. Он так жаждет встречи с Ней, что вот-вот сойдет с ума. Сделайте что-нибудь, чтобы Они встретились.

– Возможно ли это? – усомнились гопи. Тогда Субал объяснил им, что Кришна здесь, совсем рядом в лесу, и они стали переговариваться, обсуждая, как им поступить. Субал – очень красивый мальчик, внешне похожий на Радхарани, поэтому его переодели в наряд Шри Радхи, а Радху – в одежды Субала.

Родственники Радхарани, не узнав Ее в одеждах Субала, удивились:

– Субал? Что ты здесь делаешь?

И переодетая Радха ответила:

– Потерялся теленок, его мама мычит в разлуке, вот Я и забрел сюда в поисках теленка.

Ей дали теленка, и Она, неся его на руках, отправилась в лес. Так Радхарани, переодетая в Субала, пошла к Кришне, а Субал в одеждах Радхарани остался в Ее комнате.

Радхе было сказано, что Кришна прячется в кущах на краю леса, и Она стала Его там искать. Наконец, найдя Кришну, Она – все еще переодетая Субалом, – подошла к Нему. Кришна был в таком безумии, что не узнал Радхарани в одеждах Субала и принял Ее за Своего друга.

– Субал! – воскликнул Кришна. – Ты пришел без Радхарани? Ты не смог Ее привести?

– Нет, – стала шутить Радха. – Сейчас день, и у Меня ничего не вышло.

– Что же Мне делать? – отчаялся Кришна. – Я так не выживу.

Тогда Радхарани сказала:

– Если хочешь, могу сходить за Чандравали.

– Нет, нет, – возразил Кришна. – Это не поможет. Сыворотка не заменит молоко.

Он был в полной растерянности. Тут Радхарани обняла Кришну и сказала:

– О Мой Повелитель, Ты не узнал Свою служанку? Ты принял Меня за кого-то другого?

И сердце Кришны снова исполнилось радости.

Хотя в писаниях рассказывается об играх Радхи и Говинды, игры эти очень возвышенны. Их невозможно описать обычными словами, и все же мы вынуждены порой говорить о них, ибо «Шримад-Бхагаватам» провозглашает божественную любовь высшей целью жизни. Конечно, немалую роль в этом сыграли Шукадев Госвами и Гауранга Махапрабху, которые были в высшей степени образованы и могли до определенного уровня раскрыть людям тайну этих игр и утвердить великую истину о том, что любовь выше знаний. Все современники Шукадева признавали его величайшим мудрецом и в своем обществе искренне отводили ему самое почетное место. Благодаря этому, когда Шукадев Госвами провозгласил превосходство божественной любви над всем остальным, они вынуждены были признать эту истину. Так и Чайтанья Махапрабху: Он продемонстрировал ученым мужам Своего времени такую эрудицию и логику, что равных Ему не нашлось. Поэтому, когда Он принес весть о величии божественной любви, люди с легкостью соглашались с Ним и устремлялись к этой возвышенной цели.

Васудев Гхош говорит: йади гаура на ха`те табе ки хаита кемане дхаритам де – «Если бы Махапрабху не пришел на Землю в век Кали, как бы мы все выжили? Что бы спасло нам жизнь? Без того дара, который Он нам принес, – без самой сути жизни, без ее вкуса и очарования, – никто не смог бы здесь выжить. Этот дар принес, открыл нам Гауранга. Если бы не Он, нам не жить на свете. Жизнь невозможна без священного и щедрого дара божественной любви. Без Чайтаньи Махапрабху кто бы узнал, что миром божественной любви правит Шримати Радхарани? Все это – Его дары, и только благодаря им наша жизнь имеет смысл. Иначе она была бы не лучше самоубийства».

Служение тем, кто способен служить Радхарани, позволяет нам войти в Ее окружение. Тот, кто становится слугой слуги слуги, непременно обретает милость Кришны. Оказавшись в числе душ, которые служат Шримати Радхарани, мы обеспечиваем себе самое светлое будущее. А из их числа мы стремимся попасть в число рупануг – последователей Шри Рупы. Следуя за Шри Рупой, мы с великим рвением будем выполнять каждое его указание, как он выполняет указания Лалиты. Так, по милости Рупы Госвами, наше преданное служение достигнет величайших высот. Наша цель – только в этом. Мы не столько даже стремимся к Радхарани или к Лалите, как хотим служить в Рупануга-сампрадае. Это значит, что наша высшая цель – связь со Шри Рупой. Прежде я сказал, что высшая цель – Радха-дасья. Почему? То количество и качество расы, которую испытывает Радхарани, общаясь с Кришной, неведомо никому на свете. Но, если вы рядом с Ней и в любую минуту готовы выполнить любое указание Ее ближайшей служанки, вам будет дарована возможность испытать не только такое же количество расы, какое ведомо Шримати Радхарани, но и такого же качества. Вы ощутите ту же самую высочайшую расу божественной любви.

Никто другой не в силах испытать в общении с Кришной столь возвышенную расу. Наиболее полно она проявляется в том, что Кришна всего Себя отдает во власть Радхарани. И, если вы принадлежите к кругу Шри Рупы, вам также будет доступен вкус этой расы.

Когда Радха и Кришна, уединившись в укромном месте, предаются самым сокровенным играм, старшие подруги Радхарани не осмеливаются войти туда, чтобы служить Божественной Чете. Они отправляют вместо себя юных девочек, манджари. Та из них, что возглавляет эту группу, может свободно войти к Радхе и Говинде, когда Они поглощены общением Друг с Другом, на что другие гопи никогда не отважатся, ибо это может потревожить Влюбленных. Но Рупа и другие манджари заходят туда, ибо они совсем юные. Поэтому девочкам-манджари ведома раса, которая недоступна даже старшим подругам Радхарани.

Бхактивинод Тхакур также молится о доступе в эту самую сокровенную сферу. Его устремления столь высоки! Он говорит: рупануга хоите сеи дой. Он жаждет попасть в число последователей Рупы, способного даровать нам высочайшую расу. А Прабодхананда Сарасвати описал, как постичь все эти возвышенные истины:

йатха йатха гаура падаравинде
виндета бхактим крита пунйа-расих
татха татхот-сарпати хридйа-касмад
радха-падамбходжа-судхамбху-расих

«Чем больше ты вручишь себя Шри Гауранге, тем прочнее утвердишься в служении Радхе-Говинде. Не пытайся прийти к Ним напрямую – это может оказаться трудным делом. Но лотосоподобные стопы Шри Гауранги приведут тебя туда наверняка»1.

Я тоже разъяснил эти истины в своей санскритской поэме, посвященной Бхактивиноду Тхакуру:

шри-гаурануматам сварупа-видитам рупаградженадритам
рупадйаих паривешитам рагху-ганаир асвадитам севитам
дживадйаир абхиракшитам шука-шива-брахмади-самманитам
шри-радха-пада-севанамритам ахо тад датум ишо бхаван

«То, что, явившись на Землю, провозгласил Шри Чайтанья Махапрабху, глубоко знал только Шри Сварупа Дамодар Госвами. Его почитал Санатана Госвами, а Рупа Госвами и его последователи служили ему. Рагхунатха Дас Госвами сполна изведал вкус той чудесной истины и пополнил его опытом собственных откровений. А Джива Госвами подтвердил его опыт множеством цитат из древних писаний. Изведать вкус той божественной истины жаждут Брахма, Шива и Уддхава – они почитают ее высшей целью своей жизни. И что же это за удивительная истина? Шри радха-пада-севана: высшее счастье – служить Шримати Радхарани. Это величайшее из чудес. О Бхактивинод Тхакур, ты наш повелитель. Ты можешь сделать так, чтобы все эти святые даровали нам свою милость. Ты способен дать нам величайший из даров, который когда-либо получали люди. Это в твоих силах. О Бхактивинод Тхакур, пожалуйста, будь добр, одари нас своей милостью»2.

Так Шри Чайтанья Махапрабху – наш всемилостивый Господь – пришел в этот мир, чтобы отыскать Своих пропавших слуг и наделить их величайшим даром божественной любви.

Гаура Харибол!


Примечания:

1. Шри Чайтанья-чандрамрита, 88.

2. Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам, 9.

 

← 26 августа 2010 года. Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа в Москве, в Культурном центре на Кисельном. ·• Архив новостей •· «Минимальное требование к ученику — вера в учителя». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа, прочитанная в Москве 1 января 2008 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования