«Природа Враджа-дхамы». Из книги «Религия сердца» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Природа Враджа-дхамы

 

Совершенная концепция сознания Кришны

Очень немногие преданные, обладающие самым целостным представлением о сознании Кришны – последователи Шримана Махапрабху, – считают, что оно достигает своей полноты во Враджа Дхаме, где присутствуют все пять видов божественных экстатических взаимоотношений в свободных и радостных играх с Господом.

Некоторое представление о природе трансцендентной обители Кришны обнаруживается в «Брахма-самхите».

Махапрабху нашел «Брахма-самхиту», когда странствовал по Южной Индии. Прежде Он только слышал о ней, но когда увидел, удивился и сказал: «Сеи пунтхи нила лекхаийа: дайте Мне пятую главу. Мне не нужна все сто глав книги. Я хочу дать Моим преданным только пятую главу». Вернувшись из Южной Индии в Джаганнатха Пури, Махапрабху принес с Собой «Брахма-самхиту» и «Кришна-карнамриту».

 

«Брахма-самхита» описывает природу Вриндаван-дхамы

Когда Господь Брахма медитировал на Гаятри-мантру, он услышал трансцендентный звук флейты Кришны, и Вриндаван-дхама проявилась в его сердце. Он увидел трансцендентную обитель Кришны, играющих Враджа-гопи, мальчиков-пастухов, деревья, кусты, бесконечное разнообразие цветов, зрелые сочные фрукты и кристально чистую воду. В своей медитации он увидел весь Вриндаван и описал это в «Брахма-самхите» (5.56):

ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пурушах̣ калпа-тараво
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там 
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ
чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча
са йатра кшӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н
нимеша̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣
бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇
видантас те сантах̣ кшити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе1

Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пурушах̣: все женщины в обители Кришны необычайно красивы. Они подобны прекрасным богиням и обладают всеми достояниями. Они всегда с любовью служат Кришне и поклоняются Ему. Во Вриндаване Кришна – единственный наслаждающийся, и каждый стремится удовлетворить Его, оттого наслаждаясь вдвойне. Кто испытывает большее наслаждение: тот, кто угощает, или тот, кто принимает угощение? Тот, кто угощает. Кришна – единственный наслаждающийся, но те, кто доставляет Ему радость, получают гораздо большее наслаждение. В обители Кришны нет места печали. Там всем присущи радость и упоение. Когда вы едите яблоко, оно радуется этому, и вы счастливы, что едите его. И вы, и яблоко счастливы. Когда кто-то ест банан, банан радуется, и тот, кто его ест, испытывает огромное счастье. В обители Кришны все всегда счастливы.

Там все деревья – калпатару, деревья желания. Если вы хотите сорвать с банановой пальмы манго, она даст вам манго. Если вы хотите яблоко, там будет расти яблоко. А земля – бхӯмиш́ чинта̄ман̣и – может дать все, что вы пожелаете. Она может дать молоко, пшеницу, все что угодно. Обитатели Вриндавана не носят золотых колец, жемчугов или драгоценных камней, но не потому, что во Вриндаване нет драгоценностей, а потому, что им нравятся цветы Вриндавана. Они носят цветочные украшения. Каждый цветок неповторим и необычайно красив. В раю растет один особый цветок, именуемый париджата. Индра, царь райского мира, очень гордится им. Во Вриндаване растут миллионы разных цветов, подобных париджате. Там повсюду можно увидеть прекрасные цветы.

Нам довелось получить некоторое представление об этом. Когда во время парикрамы мы были в Бадарикашраме, там повсюду росли цветы. Это природный цветущий сад. Никто за ними не ухаживает: они растут сами по себе. Если бы вы побывали там, то увидели бы подобие Вриндавана на Земле. Конечно же, одного примера недостаточно, но он может дать нам некоторое представление о той божественной реальности.

Тойам амр̣там: вся вода в той божественной земле сладостна, как нектар, а речи подобны сладостному пению птиц, катха̄ га̄нам̇. Со стороны невозможно различить, говорят они или поют. На̄т̣йам̇ гаманам: любое движение там подобно танцу. Вы не сможете определить: танцуют они или идут. Они всегда танцуют.

Апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ: звук флейты Кришны всегда звучит во Вриндаване. Только одна песня исходит из флейты Кришны, и это звук Гаятри-мантры– Ом. Он может спасти целый мир. Достаточно только одного звука, чтобы освободить весь мир, и этот звук – песнь флейты Кришны.

 

Бесконечное счастье

Мы даже не в силах себе представить, какое счастье переполняет Вриндаван. Там все благодатно и необычайно прекрасно. И самыми прекрасными там являются отношения тайных возлюбленных.

Порой, когда мать Яшода готовит еду, и до Кришны доносится запах, Он требует: «Дай Мне поесть!» Яшода отвечает: «Подожди, сейчас я накрою на стол!» Кришна настаивает: «Я не могу, не хочу ждать! Я хочу есть сию же минуту!» И мать Яшода немедленно исполняет Его просьбу. Такова беззаветная любовь, которая царит во Вриндаване.

Здесь Кришна проводит время в развлечениях с друзьями. Иногда, играя на флейте, Он сообщает, что собирается с друзьями играть в одной из кундж (лесных рощ). И когда Он приглаживает рукой волосы, гопи думают, что Он подает им знак – игра произойдет в Кеши кундже. Кеши означает «волосы». Девушки стремятся украсить эту рощу для Его развлечений.

Господь Брахма описал обитель Шри Кришны в молитвах «Брахма-самхиты». Шри Чайтанья Махапрабху открыл природу этой обители. Это подтверждает шлока Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура:

а̄ра̄дхйо бхагава̄н браджеш́а танайа
тад дха̄ма вр̣нда̄ванам
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ браджа-вадхӯ-
варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇
према̄ пумартхо маха̄н
ш́рӣ чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇
татра̄даро нах̣ парах̣2

Общий смысл этой шлоки таков: «Если ты стремишься поклоняться кому-либо, желая обрести полное удовлетворение, ты должен поклоняться Кришне».

 

Высшее учение

Мы жаждем любви, красоты, очарования, экстаза, нежности и гармонии. Все это находится в Кришне.

Если твой Владыка – обладатель всего богатства, любви, красоты, очарования и экстаза, ты не будешь испытывать недостатка в чем-либо: по Его милости ты получишь все. У Кришны много экспансий, и все Они исполнены богатства, красоты, любви и очарования. Такова ведическая концепция, заключение Ведавьясы и высочайшее учение Шри Чайтаньи Махапрабху.

 


1 «Там, где возлюбленные –
богини процветания,
а Высший Супруг, Кришна –
единственный их Возлюбленный,
где все деревья – священные древа желаний,
где земля состоит из трансцендентных
драгоценных камней,
а воды – нектар,
там каждое слово – песня,
всякое движение – танец,
флейта – самый дорогой друг и спутник,
солнечный и лунный свет – священный экстаз,
а все сущее божественно
и исполнено духовного вкуса.
Из вымени миллиардов коров Сурабхи
там вечно струится великий океан молока,
и в вечно настоящем –
божественное время,
даже на моновение никогда
не отчуждается прошлым или будущим...
той высшей духовной
обители Шветадвипе я поклоняюсь.
Почти никому в этом мире
не ведома эта обитель –
лишь очень немногим чистым преданным Кришны,
и они знают ее как Голоку».

2 «Высший объект поклонения – Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа Дхама – это Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне – тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. „Шримад-Бхагаватам“ – высшее авторитетное свидетельство Истины, а кришна-према (чистая любовь к Богу) – это высшая цель жизни».

← «Красота спасет мир». Из лекции Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. 2001 год, Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Способность видеть Божественное». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Украинский тур. Осень 2009 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования