«Субъективное восприятие Господа». Из книги «Религия сердца» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Субъективное восприятие Господа

 

Кришна – возничий Арджуны

Люди движимы разными идеями и имеют различные представления о сознании Кришны, но, так или иначе, считают Кришну Верховной Личностью Бога. Согласно некоторым представлениям Кришна занимает положение учителя.

В Бхагавад-гите Кришна дает Арджуне наставления как духовный учитель. Он открывает ему духовное знание, поэтому обычно Ему поклоняются как «Гита-Кришне» или Кришне, который поведал миру Бхагавад-гиту. Эта беседа состоялась перед битвой на поле Курукшетра, когда Кришна и Арджуна взирали на миллионы солдат, готовых к сражению.

Перед началом войны Дурьодхана и Арджуна решили обратиться к Кришне за помощью. Они пришли, когда Он спал. Дурьодхана был старше Арджуны, и Кришна должен был обратиться к нему. Но Кришна, проснувшись, первым увидел Арджуну и потому спросил его, с какой целью тот пришел.

Арджуна ответил:

– Юдхиштхира отправил меня просить у Тебя помощи в битве на Курукшетре.

Кришна сказал:

– Я знал, что ты пришел за этим, и думаю, что Дурьодхана пришел по той же причине, однако Я не собираюсь сражаться. Я не возьму в руки оружия. Если Я могу помочь чем-то другим, Я к вашим услугам. У Меня миллионы воинов – они могут сражаться на любой стороне. Один из вас может выбрать Мою армию, а другой – Меня. Я предоставляю право первым выбирать тебе, Арджуна.

Арджуна воскликнул:

– Мне нужен Ты!

Кришна ответил:

– Хорошо.

Затем Кришна взглянул на Дурьодхану и спросил:

– Тебя это устраивает?

Дурьодхана обрадовался:

– Да, если Ты обещаешь, что не станешь сражаться.

Кришна ответил:

– Я даю слово.

Дурьодхана заявил:

– Если Ты не станешь сражаться, тогда я согласен с выбором Арджуны. Получу ли я Твою армию?

– Да!

Арджуна и Дурьодхана остались очень довольны. Дурьодхана радовался, что ему досталась армия Кришны, а Арджуна был счастлив – ведь сам Кришна на его стороне.

Когда Дурьодхана ушел, Кришна обратился к Арджуне:

– Ты поступил глупо! Зачем ты выбрал Меня, если слышал, что Я не буду сражаться? Ты мог попросить Мою армию.

Арджуна ответил:

– Я не боюсь сразиться с Твоим войском. Это не самое трудное. Я могу сражаться с кем угодно, но мне нужна Твоя помощь в этой битве. У меня есть одна просьба к Тебе.

– Какая?

– Стань возничим моей колесницы!

Кришна был счастлив услышать эту просьбу. Он сказал:

– Быть возничим не слишком высокое положение, но быть возничим твоей колесницы – великая честь. Я принимаю твое предложение. Я очень рад быть рядом с тобой. 

Когда противники были готовы к бою, Арджуна сказал: сенайор убхайор мадхйе, ратхам стхапайа ме ’чйута (Бхагавад-гита, 1.21) – «О Кришна! Пожалуйста, выведи мою колесницу между двух армий. Я хочу видеть тех, кто вышел сражаться». Такова одна из форм Кришны: Он исполняет пожелание Арджуны, а затем дает наставления как его духовный учитель.

 

Субъективное восприятие Господа

Когда Кришна сражался с Камсой в Матхуре, Он был юн и, казалось, что Он не готов к битве. Когда Он пришел, чтобы убить Камсу, у Него не было при Себе оружия – только флейта и посох. Камса пригласил Кришну, намереваясь убить Его. Он во всеуслышание объявил, что состоится борцовское состязание, на котором Кришна с Баларамой выступят против его борцов, но втайне задумал убить Кришну.

Одна шлока из «Шримад-Бхагаватам» объясняет, как разные люди видели Кришну, когда Он вышел на арену:

малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣
                               стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н

гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇
                               ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣

мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇
                               таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇

вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито
                               ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.43.17)1

Борцы были очень напуганы, увидев этого четырнадцатилетнего мальчика, который выглядел так, словно Ему был двадцать один год. Он был высокого роста и завязывал дхоти так, как это делают воины. Когда Он вышел на арену, все борцы увидели в Нем свою смерть, малланам ашанир.

Нринам нара-варах: цари и принцы видели в Кришне Царя царей. На самом деле, Он был мальчиком-пастухом, но казался величайшим из правителей.

Шринам смаро муртинам: женщин также пригласили посмотреть состязание, и они видели Кришну как самого бога любви. Увидев красоту и сияние Кришны, они лишились чувств.

Среди приглашенных были также и пастухи, гопанам сва-джано сатам. Они думали: «Это наш друг! Он один из нас!»

Цари-злодеи, всегда угнетавшие своих подданных, думали: кшити бхуджам шаста – «Наш повелитель накажет нас».

Нанда Махарадж и его друзья, старшие пастухи, думали: сва-питрох шишух – «Это наш дорогой мальчик». Камса же думал: мритйур бходжа-патер – «Смерть пришла за мной в образе Кришны и Баларамы».

Знатоки религии думали: вирад авидушам таттвам – «Нам явилась сама Сверхдуша, Параматма». Йоги думали: таттвам парам йогинам – «Перед нами Верховная Личность Бога». Члены династии Яду думали: видито рангам гатах саграджах – «Пришел наш великий родственник».

 


1 «Когда Кришна в сопровождении Баларамы появился на борцовской арене во дворце Камсы, каждый воспринял Его по-своему в зависимости от отношения к Нему (расы). Перед борцами Он предстал как вспышка молнии. В глазах большинства Он был воплощением красоты. Женщины видели в Нем неотразимого юношу, самого бога любви, отчего их вожделение многократно усилилось. Пастухи смотрели на Него как на соплеменника. Нечестивые правители видели в Нем олицетворенное наказание. Для Его родителей, Нанды и Яшоды, Он был любимым сыном. Камса, царь династии Бходжа, узрел в Кришне саму смерть. Мирские умы видели в Нем облик Вселенной. Для йогов Он был Сверхдушой. А члены династии Вришни видели в Нем своего прославленного потомка».

← Обновления на сайте scsmath.ru: слайд-шоу Малини Диди и другие обновления ·• Архив новостей •· Нама-хатты в Ярославле (зима 2010 года). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования