«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая» (часть 3). Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный. 10 ноября 2007 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.3 МБ)

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 2)1

(Москва, Кисельный, 19 ноября 2007 года)

 

Желание Уддхавы

Часть «Бхагаватам», называемая «Уддхава-гитой»2, описывает трансцендентные чувства [любви гопи к Кришне]. Кришна говорит: 

на татха ме прийатама
атма-йонир на шанкарах
на ча санкаршано на шрир
наиватма ча йатха бхаван3,

тем самым показывая, что Уддхава – самый высший преданный. В свою очередь Уддхава произносит шлоку:

асам ахо чарана-рену…

«Но если бы я мог когда-нибудь попасть во Вриндаван и оказать этим преданным хотя бы незначительное служение, я бы считал свою жизнь успешной». Он говорит: «Я бы хотел стать пылью, пылинкой…»4

Во Вриндаване есть Уддхава-кунда рядом с Кусум-сароваром, и неподалеку от Уддхава-кунды есть поляна, можно сказать, особое место. Я спросил: «А где здесь божество Уддхавы?» На что пуджари, улыбаясь, ответил: «Здесь нет божества Уддхавы, Уддхава там, возле Кусум-саровара, а здесь Уддхава пребывает в форме пыли». Тогда я подумал: «На чем же я стою?..»

асам ахо чарана-рену…

Он говорит: «Если бы я мог стать пылью, и когда-нибудь по мне ступали бы гопи…»

Я думаю, насколько же наше греховное сознание должно не позволять нам войти во Вриндаван, чтобы совершить там поклонение, если самый величайший преданный Уддхава лежит там как пыль. В каком же умонастроении нужно войти в тот мир, чтобы ходить по великим святым?

 

Дух служения – пропуск во Вриндаван

Но Кришна говорит Уддхаве: «Да, ты действительно достоин побывать во Вриндаване». Во Вриндаван невозможно войти праздным, туда можно войти только с севой, со служением. Если во Вриндаване нет севы, то там нечего делать. Вриндаван – не место туризма, это место паломничества. Поэтому Махапрабху сказал: «Не оставайся во Вриндаване слишком долго» – это один из принципов. Но великие святые, такие как Рупа Госвами, Рагхунатх Дас Госвами, нашли прибежище во Вриндаване и остались там навсегда, но не в качестве туристов, не в качестве почетных гостей. Гость – первые три дня. Через три дня человек перестает быть гостем. Это, кстати, касается наших прихожан: через три посещения они уже не гости, они уже севаки. Поэтому их жизнь должна стать севой, их жизнь должна быть наполнена севой.

 

Миссия Уддхавы во Вриндаване

Уддхава получает от Кришны особое задание. Кришна хочет передать гопи весточку о Себе. Хоть Он и всегда пребывает в их сердцах, но они не видят Его. Такова удивительная любовь в разлуке, которая происходит во Вриндаване. Хотя всё во Вриндаване – это Кришна, Кришна проявлен как холм Говардхан, как сам Вриндаван, как растения – это Его непосредственная энергия, тем не менее, Кришна, пребывая в глубине сердец гопи, дает некий внешний импульс, создает внешнюю провокацию, отправляя во Вриндаван Уддхаву.

Уддхава едет на колеснице. Писания говорят, что преданные обретают форму, неотличную от формы Господа. Каждый из присутствующих обладает сиддха-сварупой: она есть, но она должна развиться. Сейчас она находится в состоянии зародыша, но по идее однажды мы должны возродиться как духовные личности. И вот когда мы возродимся как духовные личности, у нас будут тела, неотличные от тела Господа, либо неотличные от Его энергии. У друзей Кришны тела пастушков, а у гопи – тела энергии шакти, женские тела. Уддхава отправлен Кришной во Вриндаван, и при этом Уддхава выглядит так же, как Кришна: такой же изгиб тела, такие же формы, глаза, – трансцендентная личность, от Кришны не отличить. Однако у Кришны знак шриватса, флейта, но издали этого не видно.

 

Встреча.
Чувства гопи в разлуке с Господом

Итак, Уддхава едет на колеснице в Варшану и Нандаграм, и, не доезжая Варшаны – места, где живет Радхарани, вдруг на дороге встречает гопи и Радхарани во главе Своих близких наперсниц и спутниц. Они идут за водой, возвращаясь с поля, и кто-то из них кричит: «Смотрите!» Поскольку их сердца переполнены Кришной, они постоянно пребывают в глубокой медитации, в глубоком самадхи. Причем это самадхи у них настолько совершенно, что они говорят [Кришне]: «Ты говоришь, что йоги должны медитировать на Тебя, но мы не можем забыть о Тебе».

Здесь все пытаются помнить об Абсолюте, о Господе, великие йоги не могут удержать идею Абсолюта в сознании. Какой-то муни медитировал на дне океана, увидел двух сношающихся рыб, выпрыгнул оттуда и сказал: «Я скоро вернусь…» Йоги, муни, медитирующие на дне океана, не в состоянии сосредоточить свой ум на Абсолютной Истине. Тогда как гопи говорят: «Ты пытаешься заставить нас заниматься йогой, но мы не можем забыть о Тебе. Мы мечтаем выкинуть Тебя из своего сознания, но не можем. Любовь к Тебе настолько сильна, настолько крепко связывает нас, что мы осознаем: мы – ее рабы. Мы даже на миг не можем представить себя без этой любви, – нам лучше умереть! Поэтому мы не можем забыть Тебя».

Гопи не могут забыть Кришну. В этом их йогические сиддхи. И вот эти гопи, переполненные сокровенной любовью, вдруг видят Кришну, Который возвращается издалека. В этот момент их сердца наполняются ликованием: «О, Кришна вернулся!» Но когда Уддхава подъезжает чуть ближе, они понимают, что это не Кришна. В этот момент любовь, «встреча» с Самим Богом порождают эмоции, возникающие на основе «тезис-антитезис». Встреча, породившая бурный прилив радости, наделяет их одновременно столь интенсивным переживанием разлуки, что первая, кто не выдерживает, – Радхарани.

 

Чувства Шримати Радхарани, выраженные в поэзии

Она смотрит на Уддхаву, понимает, что это не Кришна, потом смотрит на шмеля и начинает обращаться к шмелю, как будто говорит с Кришной: «Ты такой же черный, как Кришна, у тебя такая же желтая мантия». Шмель летает, а Она начинает беседовать с ним. И эта поэзия, шлоки, поэзия Радхарани, обращенная к шмелю, считается одним из самых высших проявлений умонастроения любви в разлуке, которые явлены, и комментировать которую могли только Мадхавендра Пури, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатх Дас Госвами.

То, что я вам сейчас рассказываю, – антология наших учителей. Это должно быть понятно: поэзия эта для них, а не для нас. Однако мы должны знать, откуда эти шлоки, откуда все эти идеи. В «Чайтанья-чаритамрите» эти стихи очень хитро подобраны, Кришнадас Кавирадж хотя и знает, но не раскрывает всё. Нет необходимости показывать всё, достаточно намека, детали, одной крупинки, капли, чтобы понять суть. Одной капли Безграничного достаточно.

 

Острое чувство разлуки порождает встречу

Эта беседа5 настолько глубока, однако возвышенные трансценденталисты обретут при ее прочтении свое понимание, начинающие преданные, как мы, получат свое представление – она предназначена для всех, но по уровню развития преданности.

«Зная, как горька для гопи разлука с Ним, Господь Кришна неожиданно появился среди них, облаченный в желтые одежды и украшенный гирляндой. Прекрасная, словно лотос, улыбка на Его лице была неотразима. Сам бог любви не мог не влюбиться в Него».

Это стих из «Шримад-Бхагаватам». Когда начался танец раса, Кришна внезапно исчез. Пастушек охватило столь острое чувство разлуки, что Кришна был вынужден вернуться.

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

/продолжение следует/


1 Вы также можете обратиться к первой и второй частям этой лекции.

2 «Уддхава-гита» – часть «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пураны»), включающая в себя главы с шестой по двадцать девятую одиннадцатой песни, в которых Господь Кришна дает духовные наставления Своему другу и двоюродному брату Уддхаве незадолго перед Своим уходом из этого мира.

3 «Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни богини процветания, ни даже Я Сам ни дороги Мне, как ты» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).

4 Асам ахо чарана-рену джушам ахам сйам / вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам // йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва / бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригйам – «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

5 «Рамананда-самвада», беседа между Шри Чайтаньей Махапрабху и Шри Раманандой Раем, приведенная в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, восьмая глава).

← «Вера». Статья Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. ·• Архив новостей •· Субботняя программа в Лахте с участием Шрипада Мадхава Махараджа. 30 октября 2009 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования