«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая» (часть 4). Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный. 10 ноября 2007 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.7 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 4)

(Москва, Кисельный, 19 ноября 2007 года)

 

«Заслужить благосклонность Господа Кришны можно по-разному. Относительная важность каждого из этих трансцендентных методов будет показана с помощью их сравнения»: 

#00:00:15#

кр̣ш̣н̣а-пра̄птира упа̄йа баху-видха хайа
кр̣ш̣н̣а-пра̄пти-та̄ратамйа бахута а̄чхайа
1

кинту йа̄н̇ра йеи раса, сеи сарвоттама
тат̣а-стха хан̃а̄ вича̄риле, а̄чхе тара-тама
 

#00:00:40#

«Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, — для него самые лучшие. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви»2.

Кришнадас Кавирадж говорит, что недопустимо измерять уровень любви матери Яшоды, гопи, иначе вы совершите оскорбления. Если некто с аналитическим умом подойдет к этой теме и начнет размышлять, кто из преданных выше, то может совершить оскорбление. Тем не менее, с точки зрения татастха-вичара3 каждый преданный на своем уровне совершенен, пурна. Мать не претендует на другие формы отношений с Господом, возлюбленные также не претендуют, но сам Господь иногда показывает, кто выше. Таково Его желание. 

#00:01:55#

«От вкуса к вкусу любовь возрастает. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом. От одной расы к другой можно видеть их постепенное развитие. В каждой последующей расе проявляются качества предыдущей, поэтому в разных расах присутствуют два, три, четыре или же все пять совершенных качеств. С увеличением числа качеств усиливается и вкус расы. Таким образом, все качества, какие только есть в шанта-расе, дасья-расе, сакхья-расе и ватсалья-расе, можно обнаружить в расе супружеской любви [мадхурья-расе]. Качества материальных начал — эфира, воздуха, огня, воды и земли — численно возрастают от одного до двух, трех и четырех, а в последнем элементе, земле, полностью проявлены все пять качеств»4. 

#00:02:53#

Дан такой пример. Что такое материальный мир? В писаниях объясняется, что сначала возникает один элемент, к нему присоединяется второй, что порождает третий, к последнему присоединяется следующий элемент — появляется новый5. В конечном итоге рождается самый грубый элемент. Так процесс созидания идет от самого тонкого к самому грубому. Говоря о грубом, имеется в виду самое конкретное, материальное, то, что можно потрогать. Так же и расы. 

#00:03:47#

Шанта-раса, когда к ней добавляется умонастроение служения, становится дасьей. Затем служение трансформируется в глубокую привязанность: между слугой и господином рушится барьер и возникает сакхья-раса — дружба. Сакхья, дружба, возрастает во все большей степени, и в ней раскрываются другие формы дружбы. Мы видим, что преданный желает покровительствовать Господу, а самое лучшее покровительство — это родительское покровительство. Далее мы видим, что высшее покровительство — это покровительство возлюбленных. Служение в нем обретает интенсивность в высшей степени. 

#00:04:52#

«От вкуса к вкусу любовь возрастает. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом. От одной расы к другой можно видеть их постепенное развитие. В каждой последующей расе проявляются качества предыдущей, поэтому в разных расах присутствуют два, три, четыре или же все пять совершенных качеств. С увеличением числа качеств усиливается и вкус расы. Таким образом, все качества, какие только есть в шанта-расе, дасья-расе, сакхья-расе и ватсалья-расе, можно обнаружить в расе супружеской любви [мадхурья-расе6. 

#00:05:34#

Пять рас присутствуют в мадхурья-расе: в ней можно различить оттенки дружбы, родительскую привязанность, сама по себе мадхурья в высшей степени интенсивна. 

#00:05:50#

«Качества материальных начал — эфира, воздуха, огня, воды и земли — численно возрастают от одного до двух, трех и четырех, а в последнем элементе, земле, полностью проявлены все пять качеств»7. 

#00:06:02#

«Чтобы достичь лотосоподобных стоп Господа Кришны, нужно развить любовь к Нему, особенно если это любовь в мадхурья-расе, супружеских отношениях с Ним. Поистине, такая любовь очаровывает самого Кришну. Так сказано в “Шримад-Бхагаватам”. Господь Кришна сказал гопи: “Чтобы снискать Мою благосклонность, необходимо служить Мне с любовью. К счастью, вы все поглощены таким служением. Те живые существа, которые служат Мне, достойны попасть в духовный мир, где им уготована вечная жизнь, исполненная знания и блаженства”. Господь Кришна некогда пообещал и останется верен Своему слову во все времена: насколько человек отдает себя служению Кришне, настолько Господь и награждает его успехом в преданном служении. [Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите (4.11):] Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. [Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи]»8. 

#00:07:01#

«Ты посвящаешь себя Мне полностью, и Я отдаю Себя полностью». Это не является сделкой. Почему? Первая идея преданности такова: отдать Господу все и получить все. Это сделка. Но гопи отдали Господу все и предпочли не получить ничего. 

#00:07:41#

Это как солдат, который отправляется на войну, чтобы выиграть, вернуться домой и наслаждаться радостью, миром, и солдат, который бросается в последнюю атаку, чтобы умереть. В первом случае самопожертвование состоит в том, что после жертвы ожидается радость. Драматургия жертв многогранно представлена в искусстве… 

#00:08:30#

[Авадхут Махарадж, вспоминая фильм Стивена Спилберга «Спасение рядового Райана», рассказывает о том, как во времена Второй мировой войны немцы защищали побережье Франции на берегу Ла-Манш, а союзные войска пытались высадиться в этом месте при выполнении так называемой Нормандской операции.] 

#00:10:12#

Цена любой победы — это жертва, но цена сознания Кришны — это жертва без расчета на победу. В Бхагавад-гите Господь говорит: «Насколько человек предается Мне, настолько Я вознаграждаю его. Каждый во всем следует Мне, о сын Притхи». 

#00:10:35#

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам
мама вартма̄нувартанте
мануш̣йа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣
 

«Насколько ты предаешься Мне, настолько Я отвечаю тебе взаимностью». 

#00:10:54#

эи ‘преме’ра анурӯпа на̄ паре бхаджите
атаэва ‘р̣н̣ӣ’ хайа — кахе бха̄гавате
 

«В “Шримад-Бхагаватам” [10.32.22] говорится, что Господь Кришна не может достойно вознаградить Своих преданных за служение в мадхурья-расе и потому всегда остается в долгу перед ними»9. 

#00:11:17#

Кришна говорит: «Я в долгу». Впервые Господь не смог рассчитаться: «Когда они предались Мне, Я понял, что соглашение “ты — Мне, Я — тебе” не пройдет. Я давно отдал Себя им, но сейчас Я в вечном долгу из-за той любви, что они проявили ко Мне». 

#00:11:50#

«Когда исчезновение Господа Кришны с места раса-лилы…»10

Постоянно идет включение в раса-лилу. Кришнадас Кавирадж являет онтологию тончайших явлений, показывает путь бхакти, но не начальные ступени бхакти, а то, как самые возвышенные чувства проявляются в раса-лиле, т. е. самые сокровенные уровни духовной реальности. 

#00:12:51#

«Хотя несравненная красота Кришны исполнена наивысшей сладости, когда Кришна находится среди гопи, Его сладость бесконечно возрастает. Поэтому любовь гопи к Кришне являет собой совершенство любви к Богу»11. 

#00:13:08#

«Хотя Всевышний, сын Деваки, — средоточие всей красоты, в окружении гопи Он кажется еще прекраснее, ибо становится подобен драгоценному камню мараката в оправе из золота и других драгоценных камней»12. 

#00:13:22#

Кришна сравнивается с драгоценным камнем. Если драгоценный камень оправлен в золото и обрамлен несколькими рядами бриллиантов, он становится еще красивее. Камень имеет грани, а бриллианты подобны зеркалам, они отражают свет и отбрасывают его на камень, поэтому камень становится еще великолепнее. Золото придает благородство и совершенную форму. Камень, может быть, не столь красив, но стоит только камень оправить даже более мелкими камнями, как он становится прекрасен. Поэтому Господь Кришна сравнивается с драгоценным камнем, а гопи, Его окружение, — с бриллиантами. 

/продолжение следует/

Транскрипцию выполнила: Аниндита деви даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 

1 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.82.

2 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.83.

3 Татастха-вичар — беспристрастный, объективный анализ.

4 Йатхоттарам асау сва̄да-виш́еш̣олла̄са-майй апи / ратир ва̄санайа̄ сва̄двӣ бха̄сате ка̄пи касйачит // пӯрва-пӯрва-расера гун̣а — паре паре хайа / дуи-тина ган̣ане пан̃ча парйанта ба̄д̣айа // гун̣а̄дхикйе сва̄да̄дхикйа ба̄д̣е прати-расе / ш́а̄нта-да̄сйа-сакхйа-ва̄тсалйера гун̣а мадхурете ваисе // а̄ка̄ш́а̄дира гун̣а йена пара-пара бхӯте / дуи-тина краме ба̄д̣е пан̃ча пр̣тхивӣте («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.84—87).

5 См. двадцать шестую главу третьей песни «Шримад-Бхагаватам».

6 Йатхоттарам асау сва̄да-виш́еш̣олла̄са-майй апи / ратир ва̄санайа̄ сва̄двӣ бха̄сате ка̄пи касйачит // пӯрва-пӯрва-расера гун̣а — паре паре хайа / дуи-тина ган̣ане пан̃ча парйанта ба̄д̣айа // гун̣а̄дхикйе сва̄да̄дхикйа ба̄д̣е прати-расе / ш́а̄нта-да̄сйа-сакхйа-ва̄тсалйера гун̣а мадхурете ваисе («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.84—86).

7 А̄ка̄ш́а̄дира гун̣а йена пара-пара бхӯте / дуи-тина краме ба̄д̣е пан̃ча пр̣тхивӣте («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.87).

8 Парипӯрн̣а-кр̣ш̣н̣а-пра̄пти эи ‘према̄’ хаите / эи према̄ра ваш́а кр̣ш̣н̣а — кахе бха̄гавате // майи бхактир хи бхӯта̄на̄м, амр̣татва̄йа калпате / диш̣т̣йа̄ йад а̄сӣн мат-снехо, бхаватӣна̄м̇ мад-а̄панах̣ // кр̣ш̣н̣ера пратиджн̃а̄ др̣д̣ха сарва-ка̄ле а̄чхе / йе йаичхе бхадже, кр̣ш̣н̣а та̄ре бхадже таичхе // йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам / мама вартма̄нувартанте, мануш̣йа̄х̣ па̄ртха сарваш́ах̣ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.88—91).

9 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.92.

10 В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.93) говорится: на па̄райе ’хам̇ ниравадйа-сам̇йуджа̄м̇, сва-са̄дху-кр̣тйам̇ вибудха̄йуш̣а̄пи вах̣ / йа̄ ма̄бхаджан дурджайа-геха-ш́р̣н̇кхала̄х̣, сам̇вр̣ш́чйа тад вах̣ пратийа̄ту са̄дхуна̄ — «Когда исчезновение Господа Кришны с места раса-лилы повергло гопи в отчаяние, Кришна вернулся и сказал: “Дорогие гопи, наши отношения, конечно же, свободны от материальной скверны. Я должен признать, что не в силах выплатить вам Свой долг даже за много жизней, ведь вы, просто чтобы искать Меня, разорвали семейные узы. Я не способен отблагодарить вас по заслугам, поэтому довольствуйтесь вашей собственной чистотой и честностью в делах”».

11 Йадйапи кр̣ш̣н̣а-саундарйа — ма̄дхурйера дхурйа / враджа-девӣра сан̇ге та̄н̇ра ба̄д̣айе ма̄дхурйа («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.94).

12 Татра̄тиш́уш́убхе та̄бхир, бхагава̄н девакӣ-сутах̣ / мадхйе ман̣ӣна̄м̇ хаима̄на̄м̇, маха̄-маракато йатха̄ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.95).

← «Служение преданным - главный принцип духовной практики». Лекция Шрипада Б. Н. Ачарьи Махараджа. Санкт-Петербург. 13 августа 2009 года. ·• Архив новостей •· Госвами Махарадж и Авадхут Махарадж в Риге. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования