скачать (формат MP4, 23.49M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Фундамент духовной практики
(часть 2)
(10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный)
Мы часто вспоминаем эту историю, когда Шрила Гурудев впервые пришел к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа. Тот спросил его: «Сумеешь ли ты следовать мне, следовать за мной, а не за своим умом?»
#00:00:52#
тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣
#00:01:12#
Касательно этой великой шлоки из Бхагавад-гиты, которая в целом говорит о том, чтобы принять руководство вайшнава. Сарасвати Тхакур говорил, что на самом деле речь идет о настроении: я покончил для себя с этим миром. Но означает ли это, что вы больше не будете получать никакого опыта этого мира? Нет конечно.
#00:01:52#
Речь идет о том, чтобы покончить с собственным представлением или собственным стремлением занять положение управляющего, главенствующего в этом мире. Покончить с этой иллюзией.
#00:02:29#
Поэтому те, кто сколько-нибудь глубоким образом соприкоснулись с культурой духовной жизни, стремятся следовать ей, всегда предпочитают занять пусть даже незначительное, но положение в мире преданности, в мире служения, в мире духовной жизни, нежели пусть самое грандиозное и большое, но положение в мире внешнем, в мире материальном.
#00:02:59#
ма̄наса, дехо, гехо, джо кичхӯ мора
арпилу̐ туйа̄ паде, нанда-киш́ора!
#00:03:08#
кӣт̣а-джанма хау джатха̄ туйа̄ да̄са
бахир-мукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а
#00:03:59#
Эту мысль очень хорошо сформулировал Шрила Бхактивинод Тхакур в своей знаменитой песне, которая начинается со слов «ма̄наса, дехо, гехо». В этой песне, в частности, есть слова: «Нежели чем быть Господом Брахмой, творцом вселенной…» И стоит заметить, что речь идет о достижении наивысшего положения в этом мире. Как говорит Шрила Гуру Махарадж, положение Брахмы — это наивысшее положение для джив, относящихся к классу «офицеров», классу управляющих. Так вот, Бхактивинод Тхакур говорит: «Нежели, чем быть даже Господом Брахмой, творцом вселенной, я бы предпочел вместо этого быть насекомым, но в доме преданного».
#00:05:01#
Потому что, обитая в доме преданного — в особенности, если речь идет о таком преданном, как Бхактивинод Тхакур, — находясь в доме преданного, вы неизбежно будете слышать хари-катху, гуру-катху. Вы будете слышать рассказы о [подлинной духовной] реальности.
#00:05:16#
тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣
#00:05:40#
В этой шлоке говорится о нектаре кришна-катхи, который дарует жизнь.
#00:05:59#
Одна ученая-материалист, когда изучала тех, кого называют экстатическими святыми Бенгалии, пришла к неким примечательным выводам. Она говорит в предисловии к своему труду, что многие люди полагают, что многие из этих так называемых святых просто-напросто обманщики. Пусть у них много поклонников, но также много тех, кто настроен против этих святых. При этом помните, что ее мнение не имеет ничего общего с мнением наших учителей. Она не была знакома с работами наших учителей. Так или иначе, получается иногда, что ученые натыкаются в своих исследованиях на истину.
#00:07:29#
Но, продолжала она, был один человек, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, и про него никто не говорил, никто не утверждал, что он обманщик. Быть может, не все люди становились его последователями как таковыми, но тем не менее никто не выражал сомнения в том, что он настоящий святой.
#00:08:24#
Она рассказывала одну из, можно сказать, легенд о Гауракишоре Дасе Бабаджи Махарадже, о том, что однажды он повторял кришна-нам, находясь рядом с каким-то домом. И впоследствии, когда он ушел из этого места, свидетели видели собственными глазами и слышали собственными ушами, что даже камни этого дома после его ухода продолжали вибрировать кришна-намом.
#00:09:32#
Наш ум будет так или иначе предлагать нам множество разных вариантов того, кем мы являемся и кем мы можем стать, какое положение мы можем обрести в этом мире.
#00:10:17#
Итак, возвращаемся к тем словам Сарасвати Тхакура, что он произнес: «Необходимо покончить с опытом этого мира». Таково должно быть настроение ученика. Сарасвати Тхакур, как ученик Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, говорил, что необходимо покончить со всеми расчетами, со всеми надеждами занять какое-то главенствующее положение в этом мире и принять исключительно руководство вайшнава, тогда может быть речь о подлинной духовной жизни.
#00:11:12#
В других случаях Сарасвати Тхакур выражал другую мысль о том, что сейчас мы находимся в таком положении, что наш ум, подобно злонамеренному опекуну, держит в плену наше подлинное «я».
#00:11:38#
Мы часто встречаем подобный сюжет в произведениях литературы, в кино о том, как некий ребенок, некое несовершеннолетнее лицо, обретает в качестве опекунов каких-то злонамеренных людей, которые хотят воспользоваться этим положением.
#00:12:01#
Махапрабху провозглашает нам: «Мы все по своей природе вечные слуги Кришны». Тогда нам нужно понять, кто такой Кришна. Он акхила-расамрита-муртих, то есть сладость, красота, любовь, очарование собственной персоной. Непосредственно или косвенно, но все мы ищем именно это.
#00:12:52#
До той степени, до которой мы сумеем предложить себя, отдать себя Кришне, до той степени Кришна отдает Себя Своим преданным.
#00:13:06#
Отличительная черта преданности, отличительный признак чистой преданности — это когда Безграничное, Бесконечное оказывается подчинено ограниченному благодаря любви и преданности.
(перейти к первой части лекции)
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
↑
«Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).
↑
«Ум, тело, семья, все, чем бы я ни обладал, я сложил к Твоим лотосоподобным стопам, о юный сын Нанды!» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 1).
↑
«Я готов родиться червем, лишь бы оставаться Твоим преданным. Я не хочу быть даже Брахмой, если у меня не будет привязанности к Тебе» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 5).
↑
«Мой Господь, нектар Твоих слов и речей, прославляющих Твои деяния, дарует жизнь тем, кто мучается в материальном мире. Эти рассказы, избавляющие от последствий любых грехов, передаются из уст в уста великими святыми. Любой, кто слушает их, обретает удачу. Исполненные духовной силы, повествования эти распространяются по всему свету. И те, кто несет другим послание Бога, безусловно, самые милосердные из людей, заботящиеся о благе всего мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 14.13)).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 33.1 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Фундамент духовной практики
(часть 2)
(10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный)
Мы часто вспоминаем эту историю, когда Шрила Гурудев впервые пришел к лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа. Тот спросил его: «Сумеешь ли ты следовать мне, следовать за мной, а не за своим умом?»
#00:00:52#
тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[1]
#00:01:12#
Касательно этой великой шлоки из Бхагавад-гиты, которая в целом говорит о том, чтобы принять руководство вайшнава. Сарасвати Тхакур говорил, что на самом деле речь идет о настроении: я покончил для себя с этим миром. Но означает ли это, что вы больше не будете получать никакого опыта этого мира? Нет конечно.
#00:01:52#
Речь идет о том, чтобы покончить с собственным представлением или собственным стремлением занять положение управляющего, главенствующего в этом мире. Покончить с этой иллюзией.
#00:02:29#
Поэтому те, кто сколько-нибудь глубоким образом соприкоснулись с культурой духовной жизни, стремятся следовать ей, всегда предпочитают занять пусть даже незначительное, но положение в мире преданности, в мире служения, в мире духовной жизни, нежели пусть самое грандиозное и большое, но положение в мире внешнем, в мире материальном.
#00:02:59#
ма̄наса, дехо, гехо, джо кичхӯ мора
арпилу̐ туйа̄ паде, нанда-киш́ора![2]
#00:03:08#
кӣт̣а-джанма хау джатха̄ туйа̄ да̄са
бахир-мукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а[3]
#00:03:59#
Эту мысль очень хорошо сформулировал Шрила Бхактивинод Тхакур в своей знаменитой песне, которая начинается со слов «ма̄наса, дехо, гехо». В этой песне, в частности, есть слова: «Нежели чем быть Господом Брахмой, творцом вселенной…» И стоит заметить, что речь идет о достижении наивысшего положения в этом мире. Как говорит Шрила Гуру Махарадж, положение Брахмы — это наивысшее положение для джив, относящихся к классу «офицеров», классу управляющих. Так вот, Бхактивинод Тхакур говорит: «Нежели, чем быть даже Господом Брахмой, творцом вселенной, я бы предпочел вместо этого быть насекомым, но в доме преданного».
#00:05:01#
Потому что, обитая в доме преданного — в особенности, если речь идет о таком преданном, как Бхактивинод Тхакур, — находясь в доме преданного, вы неизбежно будете слышать хари-катху, гуру-катху. Вы будете слышать рассказы о [подлинной духовной] реальности.
#00:05:16#
тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣[4]
#00:05:40#
В этой шлоке говорится о нектаре кришна-катхи, который дарует жизнь.
#00:05:59#
Одна ученая-материалист, когда изучала тех, кого называют экстатическими святыми Бенгалии, пришла к неким примечательным выводам. Она говорит в предисловии к своему труду, что многие люди полагают, что многие из этих так называемых святых просто-напросто обманщики. Пусть у них много поклонников, но также много тех, кто настроен против этих святых. При этом помните, что ее мнение не имеет ничего общего с мнением наших учителей. Она не была знакома с работами наших учителей. Так или иначе, получается иногда, что ученые натыкаются в своих исследованиях на истину.
#00:07:29#
Но, продолжала она, был один человек, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, и про него никто не говорил, никто не утверждал, что он обманщик. Быть может, не все люди становились его последователями как таковыми, но тем не менее никто не выражал сомнения в том, что он настоящий святой.
#00:08:24#
Она рассказывала одну из, можно сказать, легенд о Гауракишоре Дасе Бабаджи Махарадже, о том, что однажды он повторял кришна-нам, находясь рядом с каким-то домом. И впоследствии, когда он ушел из этого места, свидетели видели собственными глазами и слышали собственными ушами, что даже камни этого дома после его ухода продолжали вибрировать кришна-намом.
#00:09:32#
Наш ум будет так или иначе предлагать нам множество разных вариантов того, кем мы являемся и кем мы можем стать, какое положение мы можем обрести в этом мире.
#00:10:17#
Итак, возвращаемся к тем словам Сарасвати Тхакура, что он произнес: «Необходимо покончить с опытом этого мира». Таково должно быть настроение ученика. Сарасвати Тхакур, как ученик Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, говорил, что необходимо покончить со всеми расчетами, со всеми надеждами занять какое-то главенствующее положение в этом мире и принять исключительно руководство вайшнава, тогда может быть речь о подлинной духовной жизни.
#00:11:12#
В других случаях Сарасвати Тхакур выражал другую мысль о том, что сейчас мы находимся в таком положении, что наш ум, подобно злонамеренному опекуну, держит в плену наше подлинное «я».
#00:11:38#
Мы часто встречаем подобный сюжет в произведениях литературы, в кино о том, как некий ребенок, некое несовершеннолетнее лицо, обретает в качестве опекунов каких-то злонамеренных людей, которые хотят воспользоваться этим положением.
#00:12:01#
Махапрабху провозглашает нам: «Мы все по своей природе вечные слуги Кришны». Тогда нам нужно понять, кто такой Кришна. Он акхила-расамрита-муртих, то есть сладость, красота, любовь, очарование собственной персоной. Непосредственно или косвенно, но все мы ищем именно это.
#00:12:52#
До той степени, до которой мы сумеем предложить себя, отдать себя Кришне, до той степени Кришна отдает Себя Своим преданным.
#00:13:06#
Отличительная черта преданности, отличительный признак чистой преданности — это когда Безграничное, Бесконечное оказывается подчинено ограниченному благодаря любви и преданности.
(перейти к первой части лекции)
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).
[2] «Ум, тело, семья, все, чем бы я ни обладал, я сложил к Твоим лотосоподобным стопам, о юный сын Нанды!» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 1).
[3] «Я готов родиться червем, лишь бы оставаться Твоим преданным. Я не хочу быть даже Брахмой, если у меня не будет привязанности к Тебе» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Манаса дехо гехо», 5).
[4] «Мой Господь, нектар Твоих слов и речей, прославляющих Твои деяния, дарует жизнь тем, кто мучается в материальном мире. Эти рассказы, избавляющие от последствий любых грехов, передаются из уст в уста великими святыми. Любой, кто слушает их, обретает удачу. Исполненные духовной силы, повествования эти распространяются по всему свету. И те, кто несет другим послание Бога, безусловно, самые милосердные из людей, заботящиеся о благе всего мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 14.13)).