«Обстоятельства». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта. 22 августа 2008 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.0 МБ)

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Обстоятельства
(22 августа 2008 года, Санкт-Петербург, Лахта)

 

Обстоятельства способны изменить нас

Подлинная преданность проявляется в определенных испытаниях. Драматурги говорят, что характер меняется в определенных обстоятельствах. Драматурги всегда предлагают своим героям обстоятельства. Человек оказывается в определенных обстоятельствах и, благодаря этим обстоятельствам, его характер начинает меняться. Характер не меняется, когда мы сегодня решили стать лучше, проснулись на следующее утро и стали лучше – нет, так не бывает, необходимы испытания.

Когда мы говорим о духовной жизни, наш характер также меняется благодаря определенным духовным обстоятельствам. Духовные обстоятельства – это встреча с преданными, благодаря которой в нас пробуждается энтузиазм служения. Деградируем в духовной жизни мы также в определенных обстоятельствах. Обстоятельства эти следующие: мы живем духовной жизнью, но в какой-то момент перестаем ценить ее. Думаем так: «Итак, я живу духовной жизнью, а теперь можно попробовать совместить ее с мирскими интересами». Мы начинаем активно совмещать, а затем мирское начинает постепенно вытеснять из нашей жизни все святое, и мы становимся материалистами.

Примечательно, что если мы не помещаем себя в стесненные обстоятельства, в которых вынуждены меняться, – нам свойственно деградировать.

У японских художников существует интересная традиция. Когда я был в Японии, мне рассказывали, что когда художник достигал уровня мастера, он принимал новое имя и переезжал на новое место, где его никто не знал, и начинал работать в совершенно новом стиле. В жизни многих великих художников прослеживались этапы, когда они творили под разными именами. Таким образом, художник достигал определенного совершенства, его уже начинали узнавать, а затем он перечеркивал все, как бы умирал при жизни и воплощался вновь уже где-то в другой провинции. Он приходил туда, где его никто не знал, и уже не рисовал и не подписывался так же, как прежде. У некоторых своеобразных японских художников существует по пять-шесть имен, и это говорит об их способности регенерации, способности перестраиваться.

Бывает такое, что еще вчера мы были великими преданными, а сегодня это уже в прошлом. Не стоит ходить и рассказывать всем, что мы когда-то вставали в четыре утра, повторяли шестнадцать кругов, а сейчас мы… и прочее.

Наша задача – поместить себя в обстоятельства, в которых духовный энтузиазм, духовная жизнь опять к нам вернутся, когда мы снова должны начать по новой.

Говорят, что жизнь – это восхождение по спирали. Мы видим, как что-то возвращается к нам, но возвращается в несколько ином качестве. Словно дети, которые имеют дело с одними и теми же явлениями, но по мере взросления начинают воспринимать их по-другому. А когда они не хотят взрослеть, их наказывают. Дети, как правило, эгоистичны, они хотят, чтобы все было для них, ради них, чтобы они были в центре всего, но постепенно, когда они вырастают, им начинают объяснять, что их долг в том, чтобы помогать родителям, служить родине, что все существует не только для них.

То же самое в сознании Кришны, да и вообще в жизни. Когда мы накапливаем духовный опыт, нам необходимо пересматривать свое отношение к тем же самым явлениям в жизни. Внешне все то же: тот же храм, тот же Кришна, те же Божества, те же окружающие люди вокруг нас. Но духовный рост подразумевает, что мы пересматриваем свое отношение ко всему.

Вайшнавский фестиваль – это, на самом деле, не более чем обстоятельства с точки зрения драматургии. И в этих обстоятельствах мы можем по-разному вести себя. Первое: мы можем изображать из себя VIP-гостей; второе: выполнять то служение, которое нам нравится; третье: мы можем выполнять то служение, которое необходимо; четвертое: мы можем пойти вразрез с какими-то своими частными интересами, в ущерб своему удобству и комфорту.

 

Успех – за гранью собственного комфорта

Люди говорят правильно, когда утверждают, что успех лежит за гранью комфорта. Что такое успех? Многие говорят, что успех – это достижение определенных целей, опережение других на своем пути. Но другие люди говорят, что успех – это не то, чего ты достиг. Успех – это состояние, в котором ты пребываешь, когда достигаешь чего-то.

Священные писания утверждают, что служение рождает глубокое чувство удовлетворения. Это правда. Но мы не удовлетворены, хотя нам и кажется, что мы оказываем служение постоянно, но на самом деле это не так: служение – это очень редкое состояние.

 

Энтузиазм в служении

Я помню, однажды, когда я жил в Америке и только пришел в сознание Кришны, в первый раз нас, группу преданных, отправили на Брайтон-Бич проповедовать. Мы сделали листовки для распространения среди эмигрантов. Помню, листовки закончились, и мне нужно было пойти их размножить снова. Когда я распечатал первый раз в жизни листовку о сознании Кришны и стал распространять ее людям, я вдруг испытал глубокое чувство удовлетворения, которое никогда в жизни до этого не испытывал. Странно, ведь как будто внешне я делал совершенно обыденные вещи, быть может, даже неприятные. Если сейчас кому-то сказать: «Слушай, иди к метро и раздай там листовки о распродаже обуви», он скажет: «Нет, не хочу».

А когда ты выходишь на санкиртану, и Кришна действует через тебя, ты даешь людям что-то высшее. Я испытал странное чувство, я не переживал такого никогда, хотя сама по себе деятельность была некомфортной, даже неприятной. На нас напали евреи, побили, мы стали петь защитную мантру Нарисимхи, затем приехала огромная полицейская машина и разогнала всех евреев. Полицейские сказали, что здесь Америка, свобода вероисповедания. В конце концов, несмотря на побитые лица мы остались победителями.

Я просто делюсь с вами своими чувствами. Я знаю, что каждый, кто присутствует здесь, испытал это чувство энтузиазма. Я помню еще один такой момент: чувство энтузиазма появилось при встрече со Шрилой Говиндой Махараджем. Это его харизма, его внутреннее очарование, хотя внешне он и ведет себя очень скромно. Но его красота была проявлена по милости Бога – его скромность, его внутренняя трансцендентная харизма.

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор: Традиш дас


← «Преданный предлагает все служение Гуру». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта, 2006 год. ·• Архив новостей •· «Преданность духовному учителю». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования