«Нектар бессмертия предавшейся души». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 8 июня 2007 года | Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 18.87M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж |
Шруташрава Прабху 

Нектар бессмертия предавшейся души

(8 июня 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

…Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите» объясняет… то, что было скрыто в кришна-лиле, было явлено Кришнадасом Кавираджем в гаура-лиле.

#00:00:52#

В «Гарга-самхите», писании, которое описывает приход Господа Кришны, сказано, что деваты обратились к Господу Хари: «Мы пытаемся удовлетворить Тебя своим служением и просим Тебя низойти в этот мир и помочь нам».

#00:01:25#

Сначала Кришна отказал им, Он сказал, что это невозможно. Но потом Он сказал: «Для того, кто удовлетворил Господа Хари, нет ничего невозможного. Ваши молитвы достигли своей цели, и Я готов низойти».

#00:01:56#

Затем Кришна отправился обратно на Голоку и поставил Радхарани перед фактом: «Я встретился с богами вселенной во главе с Брахмой, и они уговорили Меня низойти в этот мир».

#00:02:18#

Но Радхарани ответила: «Если Ты оставишь Меня на мгновение, Я умру». Она сказала: «Может быть Тебе кажется, что Я шучу, но на самом деле это так. В разлуке с Тобой Меня не станет». Кришна сказал: «Не бойся, разлуки не будет — Я возьму Тебя с Собой».

#00:03:02#

Радхарани сказала: «Да, Ты готов взять Меня с Собой, но чего стоит Мое существование без Вриндавана, без реки Ямуны, без холма Говардхан, без близких и преданных? Что по поводу них? Как Я могу оставить их?» Кришна ответил: «Не переживай, Я заберу вас всех. Вся Голока низойдет в мир материи».

#00:03:45#

Таким образом происходит кришна-лила. Кришна нисходит в этот мир со Своими спутниками, со Своим окружением. И эта лила скрыта от обитателей этого мира, недоступна для них. Лила такова, что даже богиня Лакшми не в состоянии попасть туда. Это настолько возвышенно, что даже часть Вайкунтхи не в состоянии достичь этого высшего плана бытия.

#00:04:40#

Это говорит о том, что если даже обитатели духовного мира не могут попасть туда, то какова та милость, которая достается нам, падшим живым существам? Часто мы очарованы реалиями этого мира, но мы забываем о том, что даже богиня Лакшми не может попасть туда, куда хотят привести нас наши учителя. Перспектива того плана бытия открыта для нас, но мы не можем осознать, насколько это высоко.

#00:05:41#

Но гаура-лила — это путь в кришна-лилу. Без гаура-лилы невозможно достичь Вриндавана. Даже богиня Лакшми не в состоянии достичь того плана бытия. Поэтому путь [в духовный мир кришна-лилы] лежит через гаура-лилу.

#00:06:07#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра…[1]

Сотни, сотни возможностей проявляются через гаура-лилу, сотни, сотни путей открываются для разных видов живых существ, чтобы [для них был шанс] соприкоснуться с этой высшей реальностью.

#00:07:00#

Идея сознания Кришны в этой гаура-лиле настолько прекрасна, что там нет каких-то аскез, лишений, в ней нет какой-то скуки, грусти, скорби.

#00:07:25#

В детстве я был знаком с религией, но мне казалось, что Бог — это какой-то дед с бородой, который сидит и смотрит на меня с фресок церкви суровым, оценивающим взглядом. Я не мог представить, что это что-то противоположное, сладостное, прекрасное, привлекательное. И никто не мог мне объяснить толком, что я буду делать там с Богом. Мне говорили: «Если будешь хорошим — попадешь в рай». Но что такое быть хорошим, чем заниматься в раю, никто не мог понять.

#00:08:27#

Нельзя сказать, что в этом не было духовности, религиозности, но можно только сказать, что эти люди не представляли красоты прекрасного духовного мира. Красота духовного мира была скрыта от них. Возможно ли, что духовный мир — это место, где нас будут оценивать какие-то строгие товарищи, которые будут сидеть на стуле, а мы будем пресмыкаться перед ними вечность?

#00:09:14#

Но духовная жизнь — это некая противоположность. Если существует духовная жизнь, то она должна быть экстатична, [это] некий поток нектара (кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра), экстатичного сознания, которое все увеличивается.

#00:09:40#

Шрила Гуру Махарадж написал «Нектар бессмертия предавшейся души» — «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Каждая глава этой книги названа неким потоком нектара. Эти потоки нектара называются «Упакрамамритам», «Шастра-вачанамритам», «Бхакта-вачанамритам», «Бхагавад-вачанамритам», «Авашешамритам» — «Предвестие нектара», «Нектар слов священных писаний», «Нектар слов преданных», «Нектар слов Верховного Господа», «Оставшиеся капли нектара».

#00:11:26#

Как же происходит это предание на пути бхакти? Это не некая сдача в плен тому, кто угрожает тебе. Наоборот, предание — это открытие сердца и соприкосновение с тем планом бытия, который существует в реальности.

#00:11:58#

Шрила Рупа Госвами написал книгу в которой представлены законы преданности, она называется «Бхакти-расамрита-синдху», «Нектарный поток бхакти». И он говорит, с чего начинается бхакти. Если вы соприкоснетесь с этой бхакти, то ваше материальное существование закончится.

#00:12:38#

Кто-то может спросить: «Как же преданный закончит свое материальное существование?» Ведь если взять жизнь каждого преданного, можно найти в ней множество материальных проблем. Но это наше желание — общаться с миром материи. Я помню, когда я присоединился к сознанию Кришны и приехал в храм, это действительно произошло со мной. Я понял, что с моим приездом в храм закончились все мои материальные переживания. Я сконцентрировался на духовной жизни и все мои материальные проблемы ушли. Предавшись, я осознал, что мне не нужно ничего. Все, что я ищу, Господь уже предоставил. Стоит только предаться, как все приходит само собой.

#00:14:06#

Далее Рупа Госвами говорит, что твоя жизнь превратится в то, что в высшей степени благоприятно. Если ты предашься Кришне, то первое — твои материальные страдания уйдут, второе — твоя жизнь станет в высшей степени благоприятной. Моя жизнь изменилась, я оставил Нью-Йорк, город серых улиц, я попал в храм и увидел, что здесь прекрасно — курились благовония, вокруг были лица любящих преданных, которые были рады мне. Я понял, что теперь мое материальное удрученное положение закончилось. Здесь начиналось что-то новое.

#00:15:25#

Далее Рупа Госвами говорит, что желание мокши, освобождения, станет незначительным и уйдет. Могу сказать, когда я узнал о сознании Кришны, у меня не было идеи: «нужно избавиться от преданных», достичь какого-то безличного освобождения.

#00:15:58#

В писаниях сказано: судурлабха: кришна-бхакти — очень редкое приобретение. Очень редкая удача достается той душе, которая обретает кришна-бхакти. Но Чайтанья Махапрабху раздавал это, Он стремился дать бхакти каждому, Он не разделял по квалификации, кто способен воспринять бхакти, а кто нет. Он хотел дать это каждому.

#00:16:33#

па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи…[2]

Он дал каждому, Он не стал спрашивать, кто достоин, кто недостоин [этого дара божественной любви].

#00:16:54#

йадйапи а̄ма̄ра гуру — чаитанйера да̄са
татха̄пи джа̄нийе а̄ми та̄̐ха̄ра прака̄ш́а[3]

Кришнадас Кавирадж говорит о своем духовном учителе: «Я знаю, что мой Гуру — это совершенный слуга Господа. Но я также знаю своего Гуру как неотличного от Господа Чайтаньи. Я знаю, что он — олицетворение Его милости».

#00:17:33#

И как же возможно соприкоснуться с этим планом бытия, который за пределами чувственного восприятия? Через Гуру. Гуру раскрывает его нам.

#00:17:53#

Я помню, когда Гурудев был здесь, мы были вокруг него, и столько нектара изошло из его лотосоподобных уст, он явил столько много всего в сознании Кришны. Когда Гурудев был здесь, он смотрел на нас глазами, полными любви. Он говорил: «Я вижу вас как потенциально освобожденные души». Я тогда чувствовал счастье, потому что был среди тех, кому он даровал освобождение. Гурудев сказал: «Я вижу, что благодаря соприкосновению с сознанием Кришны вы освобожденные души. Может быть сейчас вы не можете этого ощутить и понять, но я это чувствую и понимаю».

#00:18:51#

Он говорил это потому, что он осознает этот поток милости, через который мы соприкасаемся с сознанием Кришны. Поэтому он видит это [наше духовное развитие] в перспективе. Если мы по своей глупости захотим выйти из этого потока милости и вернуться в мир материи, мы опять будем захвачены страданиями. Но если мы, при всей своей глупости, будем иметь достаточно разума, чтобы остаться в потоке сознания Кришны, то освобождение обязательно ждет нас.

#00:19:41#

Природа Кришны такова, что Он не статичен, Он динамичен. Он всегда наслаждается музыкой Своей флейты, Он двигается. Он не застыл, не сидит в кресле и не смотрит на нас с грозным видом. Кришна прекрасен, в Нем нет агрессии, Он не прячет кинжал под Своим дхоти, Он не хочет наказать нас.

#00:20:40#

Кришна извлекает из Своей флейты нектарную божественную музыку, которая освобождает всех существ. Сказано, что даже сама флейта хочет продолжать этот поток нектара, она тоже хочет, чтобы все освободились. Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а[4]. Муралӣш̣т̣а означает «желание флейты». Ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи: это то, что способно привести нас к лотосоподобным стопам Радхарани. И это то, откуда гаура-лила являет себя.

#00:21:23#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣[5]

Насколько мы поклоняемся Махапрабху, настолько мы обретем милость Шримати Радхарани.

#00:21:48#

…ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде…

В этой шлоке Прабодхананды Сарасвати говорится: «Стремитесь по стопам Махапрабху. Это приведет вас к умонастроению Радхарани, к служению Ей».

#00:22:36#

Несмотря на то, что, возможно, мы не обладаем полным представлением о значимости, о красоте сознания Кришны… Возможно, в силу нашего рождения мы несовершенны с точки зрения теизма и неспособны воспринимать духовные вещи — это не столь важно. Мы обретаем милость свыше, и она несет нас в духовную реальность.

#00:23:17#

Шрила Гуру Махарадж, рассказывая о своем опыте… С детства он был преданным, но он признался: «Когда я был юн, я знал что-то о сознании Кришны, но меня оно не привлекало. И лишь позже, когда я увидел красоту деяний Шри Чайтаньи Махапрабху, в моем сердце возникла некая привязанность, некое стремление к Кришне». И очень важным фактором является Нитьянанда Прабху.

#00:24:03#

…нита̄ийер корун̣а̄ хабе брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе[6]

Соприкосновение с этим [духовным] планом [бытия], с Махапрабху может произойти через Нитьянанду. Нитьянанда дает связь с этим планом бытия. Можно сказать, что Нитьянанда Прабху распространяет Себя во множество каналов, сотни и сотни каналов, через которые Он приводит живых существ [к Махапрабху].

#00:24:55#

нита̄и гун̣аман̣и а̄ма̄ра нита̄и гун̣аман̣и
а̄нийа̄ премера банйа̄ бха̄са̄ла абанӣ[7]

Эти сотни потоков были явлены Нитьянандой Прабху, и Он стучался в дверь каждого, чтобы дать возможность каждому соприкоснуться с этим.

#00:25:33#

премабанйа̄ лойе нита̄и а̄ила га̄уд̣а деш́е
д̣убило бхаката-гана дӣнахӣна бха̄се[8]

Сказано, что Нитьянанда Прабху, подобно наводнению, затопил Бенгалию, затопил весь мир божественной любовью. И даже те, кто не хотел получить это божественное сознание, были захвачены этим тоже.

#00:26:09#

дӣнахӣна патита па̄мара на̄хи ба̄чхе…[9]

Он раздавал эту кришна-прему, то, что даже Господь Брахма, творец вселенной, не мог обрести. Но Нитьянанда Прабху мог дать ее каждому живому существу.

#00:26:43#

э-рӯпа а̄рати брахма̄ ш́амбху агочара…[10]

В нашей песне поется, что то сознание Кришны, которым мы обладаем, не в состоянии обрести даже Брахма, Шива — все эти высшие существа. Они могут лишь со стороны оценить эту ценность сознания Кришны, но они не имеют свободного соприкосновения с этим.

#00:27:15#

…гаура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра

Только по милости преданного это можно обрести. Поэтому все трансцендентное сокровище идет через гаура-лилу.

#00:27:43#

И Гурудев также приходит к нам через гаура-лилу, через Шри Чайтанью. Гаудия-вайшнав пришел в потоке гаура-лилы, чтобы взять нас туда. Он пришел, чтобы дать то, что недостижимо нигде больше, то, что можно получить через гаура-лилу. Нет непривлекательной части сознания Кришны. Наша программа предназначена для того, чтобы дать людям возможность соприкоснуться с этой красотой сознания Кришны.

#00:28:52#

Но мы не помним этого, мы думаем о чем угодно, кроме сознания Кришны. Поэтому этот мир страданий соприкасается с нами и захватывает нас. Таким образом, мы постоянно должны слушать [о Господе] и прославлять Господа. Это освободит нас. Нет конца кришна-лиле, она столь прекрасна, столь глубока, она недостижима. Гопи говорят:

#00:29:33#

Тава катха̄мр̣итам̇[11] — «Когда мы слышим о Тебе, когда мы говорим [о Тебе], в это момент мы забываем все на свете. Мы попадаем в некий сладостный поток, связанный с Тобой, и тогда этот мир перестает для нас иметь какую-то ценность». Гопи говорят о Кришне всегда. Они говорят: «Мы говорим о Тебе. Единственное, как мы можем поддерживать нашу жизнь, — это говорить о Тебе, воспевать Тебя, прославлять Тебя».

#00:30:40#

Когда Махараджа Пратапарудра хотел встретиться с Махапрабху, тот сказал: «Я не могу встретиться с царем. Царь материалист, а Я санньяси. Как же Я могу общаться с материалистом?» Когда царь Пратапарудра увидел, как Махапрабху танцует перед Божеством Джаганнатха на Ратха-ятре, его сердце растаяло.

#00:31:45#

Преданные очень хотели, чтобы Махапрабху встретился с царем Пратапарудрой, поэтому они сказали царю: «Сними свои царские облачения, надень простую, скромную вайшнавскую одежду. Настанет момент, когда Господь захочет передохнуть, войдет в сад после танца санкиртаны. Там в саду Он будет переживать кришна-прему, а ты придешь и прочитаешь Ему несколько шлок». Так они задумали.

#00:32:35#

Так и произошло. Царь вошел в сад и увидел Махапрабху, который отдыхал после киртана. Царь стал читать стихи из «Шримад-Бхагаватам». Как только Махапрабху услышал первые строки, Его захлестнул экстаз. Он даже не мог из-за слез увидеть царя. А царь продолжал читать.

#00:32:45#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калма ш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣

И эта последняя шлока — тава катха̄мр̣там̇, — когда она сошла с уст царя, Махапрабху вышел из глубокого транса, открыл глаза и увидел царя. Он обнял его и сказал: «Кто ты, кто спас Мою жизнь? Ты дал Мне кришна-катху. Как Я могу отблагодарить тебя?»

#00:33:35#

Этот поток готов прийти к нам, но он требует от нас нашего желания, стремления к нему. Одно условие: мы должны хотеть. Наш Гурудев хотел, чтобы преданные слушали эти прекрасные повествования о Господе каждый день. И в какой-то момент в их сердцах родится страстное желание соприкоснуться с этим. Он живет этим принципом — тава катха̄мр̣там̇, потоком нектара. И когда он слышит это, в какой-то момент он пробуждается, и его лицо сияет. Он хочет, чтобы мы были такими же.

#00:35:05#

Однажды Гурудев сказал: «Пока у тебя есть шлока, ты никогда не будешь скучать». Иногда на меня находит тоска, и я вспоминаю эти слова Гурудева. Тогда я вспоминаю, что когда-то я знал некоторые шлоки, и начинаю размышлять о них. И моя скука уходит. Но это не то, как когда я был с ним. Я не обладаю божественным вкусом, которым обладает Гурудев, хотя я знаю смысл, иногда даже понимаю философское значение этих шлок. Но вкус, [духовные] переживания — к сожалению, я лишен этого. Но я знаю, что это придет ко мне. Поскольку Гурудев хочет, чтобы мы соприкоснулись с этим.

#00:36:21#

…но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ[12]

Рупа Госвами говорит: «Я не могу описать, насколько прекрасно содержание этих двух слогов „криш-на“, сколько нектара в них!» Если мы не знаем никаких шлок, [ничего страшного,] тем не менее мы знаем Имя Кришны. Все заключается в Его Имени.

#00:37:07#

джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄ма,
джагате а̄си’ э мадхура на̄ма…[13]

Сказано, что это Имя обладает способностью явить нам высшее благо. Оно в состоянии захватить все наше вожделение, все наши чувства и трансформировать их. Все, что существует в том божественном мире, — Кришна и Его Святое Имя, флейта Кришны, обитатели того мира — все они стремятся пригласить нас туда.

#00:38:13#

Нам просто следует соприкоснуться с какими-то небольшими формальностями. Терпение, смирение и вера. Все, что нужно, — это приготовить свое сердце. Речь не идет об обретении каких-либо материальных качеств, будь то одевание в индийскую национальную одежду или способность готовить национальную пищу. Речь идет о другом — о внутреннем потоке, о способности восприятия нашего сердца. Если мы терпеливы, если у нас достаточно разума, чтобы оставаться в обществе преданных, то сознание Кришны очистит нас и сделает совершенными. Если мы попытаемся предаться этому потоку, то в какой-то момент мы увидим, что это легко для нас, что мы вошли в поток. В «Прапанна-дживанамритам» явлено столь много прекрасного!

#00:40:07#

Авадхут Махарадж: Я не могу представить, что это уже сделано нами давно — «Прапанна-дживанамритам» [опубликована] на русском языке. Часто мы не можем видеть те сокровища, которые лежат рядом с нами. Мы слишком близки к ним и не можем оценить их.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра, даш̄а-дике вахе йа̄ха̄ хаите / се чаитанйа-лӣла̄ хайа саровара акш̣айа, мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те  «Нет сомнения, в кришна-лиле мы находим расу высочайшего нектарного вкуса. Но что такое гаура-лила? В гаура-лиле нектар кришна-лилы доступен не только ограниченному кругу преданных, но раздается во всех направлениях. Словно из нектарного озера кришна-лилы сотни ручьев текут на все десять сторон света» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

2  Па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи, на̄хи стха̄на̄стха̄на / йеи йа̄н̇ха̄ па̄йа, та̄н̇ха̄ каре према-да̄на — «Раздавая людям любовь к Богу, Чайтанья Махапрабху и Его спутники не принимали во внимание, достоин человек такого дара или нет, и не думали о том, нужно дарить людям эту любовь или не нужно. Они не ставили никаких условий. Везде, где было возможно, Панча-таттва одаривала всех любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.23).

3  «Я знаю, что мой духовный учитель — слуга Шри Чайтаньи, но я также знаю, что Он — полное проявление Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.44).

4  Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи — «Флейта Кришны поет лишь одну песнь: песнь служения лотосоподобным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Шридхар Махарадж).

5  «Насколько мы посвящаем себя лотосоподобным стопам Шри Гауранги, настолько же мы естественным образом обретаем упоительное как нектар служение Шримати Радхике во Вриндаване» (Шрила Прабходананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

6  Ахан̇ка̄ре матта хаин̃а̄, нита̄и-пада па̄сарийа̄ асатйере сатйа кори ма̄ни / нита̄ийер корун̣а̄ хабе брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе дхаро нита̄ийера чаран̣а ду’кха̄ни  «Безумный от гордости, забыв о лотосоподоных стопах Нитьянанды Прабху, я принимал ложь за истину. Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже. Поэтому крепко обними Его святые лотосоподобные стопы» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

7  «Мой Господь Нитьянанда, драгоценный камень добродетелей! Нитай, жемчужина всех благих качеств, затопил весь мир упоительной любовью к Богу» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 1).

8  «Господь Нитьянанда направил этот всесокрушающий поток в край Бенгалии по желанию Господа Чайтаньи. Поток океана экстаза подхватил преданных, но не коснулся несчастных безбожников» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 2).

9  Дӣнахӣна патита па̄мара на̄хи ба̄чхе / брахма̄ра дурлабха према саба̄ка̄ре джа̄че «Грешные, низкие, падшие и несчастные не желали этой божественной любви, но мой Господь Нитай умолял их принять эту высшую форму божественной любви, обрести которую очень трудно даже Брахме» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 3).

10  Э-рӯпа а̄рати брахма̄ ш́амбху агочара / гаура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра — «Это поклонение Махапрабху не могут видеть ни Господь Брахма, ни Господь Шамбху (Шива). Только благодаря милости преданного Господа Гауранги можно обрести такое совершенство» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Шри Сарасват-арати», 11).

11  Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калма ш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣  «О, Кришна, нектар Твоих слов и рассказов о Твоих играх дает нам жизнь, нам, страдающим в этом материальном мире. Этот нектар разлит во всем мире великими душами, и он устраняет все греховные реакции. Он благотворен и наполнен духовной силой. Те, кто распространяет это божественное послание, воистину выполняют работу, которая приносит облегчение человеческому обществу. Они самые великодушные благодетели» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).

12  Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта не достаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» («Видагдха-Мадхава», 1.15).

13  Джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄ма, джагате а̄си’ э мадхура на̄ма / авидйа̄-тимира-та̄пана-рӯпе, хр̣д-гагане вира̄дже — «Сладкозвучное Святое Имя низошло в этот мир на благо всех существ. Словно солнце, Оно сияет на небосводе нашего сердца, рассеивая тьму невежества» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Арунодая-киртана», песня 1, стих 8). Встречается в комментарии Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху «Шримад-Бхагаватам» (11.7.51).




←  «Чем ближе ты к Богу, тем дальше ты от всего остального». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 31 июля 2011 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Нитай-пада-камала». Бхаджан Шрилы Нароттама Даса Тхакура в исполнении Шрипада Б. Ш. Вайшнава Махараджа →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.8 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж |
Шруташрава Прабху 

Нектар бессмертия предавшейся души

(8 июня 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

…Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите» объясняет… то, что было скрыто в кришна-лиле, было явлено Кришнадасом Кавираджем в гаура-лиле.

#00:00:52#

В «Гарга-самхите», писании, которое описывает приход Господа Кришны, сказано, что деваты обратились к Господу Хари: «Мы пытаемся удовлетворить Тебя своим служением и просим Тебя низойти в этот мир и помочь нам».

#00:01:25#

Сначала Кришна отказал им, Он сказал, что это невозможно. Но потом Он сказал: «Для того, кто удовлетворил Господа Хари, нет ничего невозможного. Ваши молитвы достигли своей цели, и Я готов низойти».

#00:01:56#

Затем Кришна отправился обратно на Голоку и поставил Радхарани перед фактом: «Я встретился с богами вселенной во главе с Брахмой, и они уговорили Меня низойти в этот мир».

#00:02:18#

Но Радхарани ответила: «Если Ты оставишь Меня на мгновение, Я умру». Она сказала: «Может быть Тебе кажется, что Я шучу, но на самом деле это так. В разлуке с Тобой Меня не станет». Кришна сказал: «Не бойся, разлуки не будет — Я возьму Тебя с Собой».

#00:03:02#

Радхарани сказала: «Да, Ты готов взять Меня с Собой, но чего стоит Мое существование без Вриндавана, без реки Ямуны, без холма Говардхан, без близких и преданных? Что по поводу них? Как Я могу оставить их?» Кришна ответил: «Не переживай, Я заберу вас всех. Вся Голока низойдет в мир материи».

#00:03:45#

Таким образом происходит кришна-лила. Кришна нисходит в этот мир со Своими спутниками, со Своим окружением. И эта лила скрыта от обитателей этого мира, недоступна для них. Лила такова, что даже богиня Лакшми не в состоянии попасть туда. Это настолько возвышенно, что даже часть Вайкунтхи не в состоянии достичь этого высшего плана бытия.

#00:04:40#

Это говорит о том, что если даже обитатели духовного мира не могут попасть туда, то какова та милость, которая достается нам, падшим живым существам? Часто мы очарованы реалиями этого мира, но мы забываем о том, что даже богиня Лакшми не может попасть туда, куда хотят привести нас наши учителя. Перспектива того плана бытия открыта для нас, но мы не можем осознать, насколько это высоко.

#00:05:41#

Но гаура-лила — это путь в кришна-лилу. Без гаура-лилы невозможно достичь Вриндавана. Даже богиня Лакшми не в состоянии достичь того плана бытия. Поэтому путь [в духовный мир кришна-лилы] лежит через гаура-лилу.

#00:06:07#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра…[1]

Сотни, сотни возможностей проявляются через гаура-лилу, сотни, сотни путей открываются для разных видов живых существ, чтобы [для них был шанс] соприкоснуться с этой высшей реальностью.

#00:07:00#

Идея сознания Кришны в этой гаура-лиле настолько прекрасна, что там нет каких-то аскез, лишений, в ней нет какой-то скуки, грусти, скорби.

#00:07:25#

В детстве я был знаком с религией, но мне казалось, что Бог — это какой-то дед с бородой, который сидит и смотрит на меня с фресок церкви суровым, оценивающим взглядом. Я не мог представить, что это что-то противоположное, сладостное, прекрасное, привлекательное. И никто не мог мне объяснить толком, что я буду делать там с Богом. Мне говорили: «Если будешь хорошим — попадешь в рай». Но что такое быть хорошим, чем заниматься в раю, никто не мог понять.

#00:08:27#

Нельзя сказать, что в этом не было духовности, религиозности, но можно только сказать, что эти люди не представляли красоты прекрасного духовного мира. Красота духовного мира была скрыта от них. Возможно ли, что духовный мир — это место, где нас будут оценивать какие-то строгие товарищи, которые будут сидеть на стуле, а мы будем пресмыкаться перед ними вечность?

#00:09:14#

Но духовная жизнь — это некая противоположность. Если существует духовная жизнь, то она должна быть экстатична, [это] некий поток нектара (кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра), экстатичного сознания, которое все увеличивается.

#00:09:40#

Шрила Гуру Махарадж написал «Нектар бессмертия предавшейся души» — «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Каждая глава этой книги названа неким потоком нектара. Эти потоки нектара называются «Упакрамамритам», «Шастра-вачанамритам», «Бхакта-вачанамритам», «Бхагавад-вачанамритам», «Авашешамритам» — «Предвестие нектара», «Нектар слов священных писаний», «Нектар слов преданных», «Нектар слов Верховного Господа», «Оставшиеся капли нектара».

#00:11:26#

Как же происходит это предание на пути бхакти? Это не некая сдача в плен тому, кто угрожает тебе. Наоборот, предание — это открытие сердца и соприкосновение с тем планом бытия, который существует в реальности.

#00:11:58#

Шрила Рупа Госвами написал книгу в которой представлены законы преданности, она называется «Бхакти-расамрита-синдху», «Нектарный поток бхакти». И он говорит, с чего начинается бхакти. Если вы соприкоснетесь с этой бхакти, то ваше материальное существование закончится.

#00:12:38#

Кто-то может спросить: «Как же преданный закончит свое материальное существование?» Ведь если взять жизнь каждого преданного, можно найти в ней множество материальных проблем. Но это наше желание — общаться с миром материи. Я помню, когда я присоединился к сознанию Кришны и приехал в храм, это действительно произошло со мной. Я понял, что с моим приездом в храм закончились все мои материальные переживания. Я сконцентрировался на духовной жизни и все мои материальные проблемы ушли. Предавшись, я осознал, что мне не нужно ничего. Все, что я ищу, Господь уже предоставил. Стоит только предаться, как все приходит само собой.

#00:14:06#

Далее Рупа Госвами говорит, что твоя жизнь превратится в то, что в высшей степени благоприятно. Если ты предашься Кришне, то первое — твои материальные страдания уйдут, второе — твоя жизнь станет в высшей степени благоприятной. Моя жизнь изменилась, я оставил Нью-Йорк, город серых улиц, я попал в храм и увидел, что здесь прекрасно — курились благовония, вокруг были лица любящих преданных, которые были рады мне. Я понял, что теперь мое материальное удрученное положение закончилось. Здесь начиналось что-то новое.

#00:15:25#

Далее Рупа Госвами говорит, что желание мокши, освобождения, станет незначительным и уйдет. Могу сказать, когда я узнал о сознании Кришны, у меня не было идеи: «нужно избавиться от преданных», достичь какого-то безличного освобождения.

#00:15:58#

В писаниях сказано: судурлабха: кришна-бхакти — очень редкое приобретение. Очень редкая удача достается той душе, которая обретает кришна-бхакти. Но Чайтанья Махапрабху раздавал это, Он стремился дать бхакти каждому, Он не разделял по квалификации, кто способен воспринять бхакти, а кто нет. Он хотел дать это каждому.

#00:16:33#

па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи…[2]

Он дал каждому, Он не стал спрашивать, кто достоин, кто недостоин [этого дара божественной любви].

#00:16:54#

йадйапи а̄ма̄ра гуру — чаитанйера да̄са
татха̄пи джа̄нийе а̄ми та̄̐ха̄ра прака̄ш́а[3]

Кришнадас Кавирадж говорит о своем духовном учителе: «Я знаю, что мой Гуру — это совершенный слуга Господа. Но я также знаю своего Гуру как неотличного от Господа Чайтаньи. Я знаю, что он — олицетворение Его милости».

#00:17:33#

И как же возможно соприкоснуться с этим планом бытия, который за пределами чувственного восприятия? Через Гуру. Гуру раскрывает его нам.

#00:17:53#

Я помню, когда Гурудев был здесь, мы были вокруг него, и столько нектара изошло из его лотосоподобных уст, он явил столько много всего в сознании Кришны. Когда Гурудев был здесь, он смотрел на нас глазами, полными любви. Он говорил: «Я вижу вас как потенциально освобожденные души». Я тогда чувствовал счастье, потому что был среди тех, кому он даровал освобождение. Гурудев сказал: «Я вижу, что благодаря соприкосновению с сознанием Кришны вы освобожденные души. Может быть сейчас вы не можете этого ощутить и понять, но я это чувствую и понимаю».

#00:18:51#

Он говорил это потому, что он осознает этот поток милости, через который мы соприкасаемся с сознанием Кришны. Поэтому он видит это [наше духовное развитие] в перспективе. Если мы по своей глупости захотим выйти из этого потока милости и вернуться в мир материи, мы опять будем захвачены страданиями. Но если мы, при всей своей глупости, будем иметь достаточно разума, чтобы остаться в потоке сознания Кришны, то освобождение обязательно ждет нас.

#00:19:41#

Природа Кришны такова, что Он не статичен, Он динамичен. Он всегда наслаждается музыкой Своей флейты, Он двигается. Он не застыл, не сидит в кресле и не смотрит на нас с грозным видом. Кришна прекрасен, в Нем нет агрессии, Он не прячет кинжал под Своим дхоти, Он не хочет наказать нас.

#00:20:40#

Кришна извлекает из Своей флейты нектарную божественную музыку, которая освобождает всех существ. Сказано, что даже сама флейта хочет продолжать этот поток нектара, она тоже хочет, чтобы все освободились. Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а[4]. Муралӣш̣т̣а означает «желание флейты». Ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи: это то, что способно привести нас к лотосоподобным стопам Радхарани. И это то, откуда гаура-лила являет себя.

#00:21:23#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣[5]

Насколько мы поклоняемся Махапрабху, настолько мы обретем милость Шримати Радхарани.

#00:21:48#

…ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде…

В этой шлоке Прабодхананды Сарасвати говорится: «Стремитесь по стопам Махапрабху. Это приведет вас к умонастроению Радхарани, к служению Ей».

#00:22:36#

Несмотря на то, что, возможно, мы не обладаем полным представлением о значимости, о красоте сознания Кришны… Возможно, в силу нашего рождения мы несовершенны с точки зрения теизма и неспособны воспринимать духовные вещи — это не столь важно. Мы обретаем милость свыше, и она несет нас в духовную реальность.

#00:23:17#

Шрила Гуру Махарадж, рассказывая о своем опыте… С детства он был преданным, но он признался: «Когда я был юн, я знал что-то о сознании Кришны, но меня оно не привлекало. И лишь позже, когда я увидел красоту деяний Шри Чайтаньи Махапрабху, в моем сердце возникла некая привязанность, некое стремление к Кришне». И очень важным фактором является Нитьянанда Прабху.

#00:24:03#

…нита̄ийер корун̣а̄ хабе брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе[6]

Соприкосновение с этим [духовным] планом [бытия], с Махапрабху может произойти через Нитьянанду. Нитьянанда дает связь с этим планом бытия. Можно сказать, что Нитьянанда Прабху распространяет Себя во множество каналов, сотни и сотни каналов, через которые Он приводит живых существ [к Махапрабху].

#00:24:55#

нита̄и гун̣аман̣и а̄ма̄ра нита̄и гун̣аман̣и
а̄нийа̄ премера банйа̄ бха̄са̄ла абанӣ[7]

Эти сотни потоков были явлены Нитьянандой Прабху, и Он стучался в дверь каждого, чтобы дать возможность каждому соприкоснуться с этим.

#00:25:33#

премабанйа̄ лойе нита̄и а̄ила га̄уд̣а деш́е
д̣убило бхаката-гана дӣнахӣна бха̄се[8]

Сказано, что Нитьянанда Прабху, подобно наводнению, затопил Бенгалию, затопил весь мир божественной любовью. И даже те, кто не хотел получить это божественное сознание, были захвачены этим тоже.

#00:26:09#

дӣнахӣна патита па̄мара на̄хи ба̄чхе…[9]

Он раздавал эту кришна-прему, то, что даже Господь Брахма, творец вселенной, не мог обрести. Но Нитьянанда Прабху мог дать ее каждому живому существу.

#00:26:43#

э-рӯпа а̄рати брахма̄ ш́амбху агочара…[10]

В нашей песне поется, что то сознание Кришны, которым мы обладаем, не в состоянии обрести даже Брахма, Шива — все эти высшие существа. Они могут лишь со стороны оценить эту ценность сознания Кришны, но они не имеют свободного соприкосновения с этим.

#00:27:15#

…гаура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра

Только по милости преданного это можно обрести. Поэтому все трансцендентное сокровище идет через гаура-лилу.

#00:27:43#

И Гурудев также приходит к нам через гаура-лилу, через Шри Чайтанью. Гаудия-вайшнав пришел в потоке гаура-лилы, чтобы взять нас туда. Он пришел, чтобы дать то, что недостижимо нигде больше, то, что можно получить через гаура-лилу. Нет непривлекательной части сознания Кришны. Наша программа предназначена для того, чтобы дать людям возможность соприкоснуться с этой красотой сознания Кришны.

#00:28:52#

Но мы не помним этого, мы думаем о чем угодно, кроме сознания Кришны. Поэтому этот мир страданий соприкасается с нами и захватывает нас. Таким образом, мы постоянно должны слушать [о Господе] и прославлять Господа. Это освободит нас. Нет конца кришна-лиле, она столь прекрасна, столь глубока, она недостижима. Гопи говорят:

#00:29:33#

Тава катха̄мр̣итам̇[11] — «Когда мы слышим о Тебе, когда мы говорим [о Тебе], в это момент мы забываем все на свете. Мы попадаем в некий сладостный поток, связанный с Тобой, и тогда этот мир перестает для нас иметь какую-то ценность». Гопи говорят о Кришне всегда. Они говорят: «Мы говорим о Тебе. Единственное, как мы можем поддерживать нашу жизнь, — это говорить о Тебе, воспевать Тебя, прославлять Тебя».

#00:30:40#

Когда Махараджа Пратапарудра хотел встретиться с Махапрабху, тот сказал: «Я не могу встретиться с царем. Царь материалист, а Я санньяси. Как же Я могу общаться с материалистом?» Когда царь Пратапарудра увидел, как Махапрабху танцует перед Божеством Джаганнатха на Ратха-ятре, его сердце растаяло.

#00:31:45#

Преданные очень хотели, чтобы Махапрабху встретился с царем Пратапарудрой, поэтому они сказали царю: «Сними свои царские облачения, надень простую, скромную вайшнавскую одежду. Настанет момент, когда Господь захочет передохнуть, войдет в сад после танца санкиртаны. Там в саду Он будет переживать кришна-прему, а ты придешь и прочитаешь Ему несколько шлок». Так они задумали.

#00:32:35#

Так и произошло. Царь вошел в сад и увидел Махапрабху, который отдыхал после киртана. Царь стал читать стихи из «Шримад-Бхагаватам». Как только Махапрабху услышал первые строки, Его захлестнул экстаз. Он даже не мог из-за слез увидеть царя. А царь продолжал читать.

#00:32:45#

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калма ш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣

И эта последняя шлока — тава катха̄мр̣там̇, — когда она сошла с уст царя, Махапрабху вышел из глубокого транса, открыл глаза и увидел царя. Он обнял его и сказал: «Кто ты, кто спас Мою жизнь? Ты дал Мне кришна-катху. Как Я могу отблагодарить тебя?»

#00:33:35#

Этот поток готов прийти к нам, но он требует от нас нашего желания, стремления к нему. Одно условие: мы должны хотеть. Наш Гурудев хотел, чтобы преданные слушали эти прекрасные повествования о Господе каждый день. И в какой-то момент в их сердцах родится страстное желание соприкоснуться с этим. Он живет этим принципом — тава катха̄мр̣там̇, потоком нектара. И когда он слышит это, в какой-то момент он пробуждается, и его лицо сияет. Он хочет, чтобы мы были такими же.

#00:35:05#

Однажды Гурудев сказал: «Пока у тебя есть шлока, ты никогда не будешь скучать». Иногда на меня находит тоска, и я вспоминаю эти слова Гурудева. Тогда я вспоминаю, что когда-то я знал некоторые шлоки, и начинаю размышлять о них. И моя скука уходит. Но это не то, как когда я был с ним. Я не обладаю божественным вкусом, которым обладает Гурудев, хотя я знаю смысл, иногда даже понимаю философское значение этих шлок. Но вкус, [духовные] переживания — к сожалению, я лишен этого. Но я знаю, что это придет ко мне. Поскольку Гурудев хочет, чтобы мы соприкоснулись с этим.

#00:36:21#

…но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ[12]

Рупа Госвами говорит: «Я не могу описать, насколько прекрасно содержание этих двух слогов „криш-на“, сколько нектара в них!» Если мы не знаем никаких шлок, [ничего страшного,] тем не менее мы знаем Имя Кришны. Все заключается в Его Имени.

#00:37:07#

джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄ма,
джагате а̄си’ э мадхура на̄ма…[13]

Сказано, что это Имя обладает способностью явить нам высшее благо. Оно в состоянии захватить все наше вожделение, все наши чувства и трансформировать их. Все, что существует в том божественном мире, — Кришна и Его Святое Имя, флейта Кришны, обитатели того мира — все они стремятся пригласить нас туда.

#00:38:13#

Нам просто следует соприкоснуться с какими-то небольшими формальностями. Терпение, смирение и вера. Все, что нужно, — это приготовить свое сердце. Речь не идет об обретении каких-либо материальных качеств, будь то одевание в индийскую национальную одежду или способность готовить национальную пищу. Речь идет о другом — о внутреннем потоке, о способности восприятия нашего сердца. Если мы терпеливы, если у нас достаточно разума, чтобы оставаться в обществе преданных, то сознание Кришны очистит нас и сделает совершенными. Если мы попытаемся предаться этому потоку, то в какой-то момент мы увидим, что это легко для нас, что мы вошли в поток. В «Прапанна-дживанамритам» явлено столь много прекрасного!

#00:40:07#

Авадхут Махарадж: Я не могу представить, что это уже сделано нами давно — «Прапанна-дживанамритам» [опубликована] на русском языке. Часто мы не можем видеть те сокровища, которые лежат рядом с нами. Мы слишком близки к ним и не можем оценить их.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра, даш̄а-дике вахе йа̄ха̄ хаите / се чаитанйа-лӣла̄ хайа саровара акш̣айа, мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те  «Нет сомнения, в кришна-лиле мы находим расу высочайшего нектарного вкуса. Но что такое гаура-лила? В гаура-лиле нектар кришна-лилы доступен не только ограниченному кругу преданных, но раздается во всех направлениях. Словно из нектарного озера кришна-лилы сотни ручьев текут на все десять сторон света» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

[2] Па̄тра̄па̄тра-вича̄ра на̄хи, на̄хи стха̄на̄стха̄на / йеи йа̄н̇ха̄ па̄йа, та̄н̇ха̄ каре према-да̄на — «Раздавая людям любовь к Богу, Чайтанья Махапрабху и Его спутники не принимали во внимание, достоин человек такого дара или нет, и не думали о том, нужно дарить людям эту любовь или не нужно. Они не ставили никаких условий. Везде, где было возможно, Панча-таттва одаривала всех любовью к Богу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.23).

[3] «Я знаю, что мой духовный учитель — слуга Шри Чайтаньи, но я также знаю, что Он — полное проявление Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.44).

[4] Га̄йатрӣ муралӣш̣т̣а-кӣртана-дханам̇ ра̄дха̄падам̇ дхӣмахи — «Флейта Кришны поет лишь одну песнь: песнь служения лотосоподобным стопам Шримати Радхарани» (Шрила Шридхар Махарадж).

[5] «Насколько мы посвящаем себя лотосоподобным стопам Шри Гауранги, настолько же мы естественным образом обретаем упоительное как нектар служение Шримати Радхике во Вриндаване» (Шрила Прабходананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[6] Ахан̇ка̄ре матта хаин̃а̄, нита̄и-пада па̄сарийа̄ асатйере сатйа кори ма̄ни / нита̄ийер корун̣а̄ хабе брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе дхаро нита̄ийера чаран̣а ду’кха̄ни  «Безумный от гордости, забыв о лотосоподоных стопах Нитьянанды Прабху, я принимал ложь за истину. Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже. Поэтому крепко обними Его святые лотосоподобные стопы» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[7] «Мой Господь Нитьянанда, драгоценный камень добродетелей! Нитай, жемчужина всех благих качеств, затопил весь мир упоительной любовью к Богу» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 1).

[8] «Господь Нитьянанда направил этот всесокрушающий поток в край Бенгалии по желанию Господа Чайтаньи. Поток океана экстаза подхватил преданных, но не коснулся несчастных безбожников» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 2).

[9] Дӣнахӣна патита па̄мара на̄хи ба̄чхе / брахма̄ра дурлабха према саба̄ка̄ре джа̄че «Грешные, низкие, падшие и несчастные не желали этой божественной любви, но мой Господь Нитай умолял их принять эту высшую форму божественной любви, обрести которую очень трудно даже Брахме» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 3).

[10] Э-рӯпа а̄рати брахма̄ ш́амбху агочара / гаура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра — «Это поклонение Махапрабху не могут видеть ни Господь Брахма, ни Господь Шамбху (Шива). Только благодаря милости преданного Господа Гауранги можно обрести такое совершенство» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Шри Сарасват-арати», 11).

[11] Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калма ш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣  «О, Кришна, нектар Твоих слов и рассказов о Твоих играх дает нам жизнь, нам, страдающим в этом материальном мире. Этот нектар разлит во всем мире великими душами, и он устраняет все греховные реакции. Он благотворен и наполнен духовной силой. Те, кто распространяет это божественное послание, воистину выполняют работу, которая приносит облегчение человеческому обществу. Они самые великодушные благодетели» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).

[12] Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта не достаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» («Видагдха-Мадхава», 1.15).

[13] Джӣвера калйа̄н̣а-са̄дхана-ка̄ма, джагате а̄си’ э мадхура на̄ма / авидйа̄-тимира-та̄пана-рӯпе, хр̣д-гагане вира̄дже — «Сладкозвучное Святое Имя низошло в этот мир на благо всех существ. Словно солнце, Оно сияет на небосводе нашего сердца, рассеивая тьму невежества» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Арунодая-киртана», песня 1, стих 8). Встречается в комментарии Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху «Шримад-Бхагаватам» (11.7.51).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования