«Невозможно изменить природу мира эксплуатации». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия. Цикл лекций “Global Goswami”



скачать (формат MP4, 32.53M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Невозможно изменить природу мира эксплуатации

(Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:16#

Представьте, что где-то люди болеют чумой. И оказать им какую-то помощь — это хорошо, это благо. Но самое главное — дать им вакцину, вакцинировать их. Если же мы приведем больного человека в лабораторию и произведем сложную операцию, но в результате этой операции мы не поможем ему, какой смысл в такой помощи?

#00:01:05#

Да, стремление помогать другим — это хорошо, это благородное стремление. Но представьте, что есть джанки, наркоманы, и эти люди страдают от отсутствия наркотиков. Можно подумать, что благом для них будет, если мы дадим им эти наркотики. Они будут счастливы, они будут плакать от счастья, от радости. Но помогаем ли мы им таким образом или же ухудшаем их состояние, их положение?!

#00:01:48#

Мы не говорим, что нужно игнорировать страдания людей, быть равнодушными к людским бедствиям, к голоду и прочему. Это здравый смысл. Но какова первопричина человеческого страдания в этом мире? Не наглядные, непосредственные проявления, но какова первопричина, корень страданий? И здесь к нам на помощь приходит философия.

#00:02:27#

Причина страданий наркомана — не отсутствие наркотиков. На поверхности это так, но решение состоит не в том, чтобы давать ему наркотик, но в том, чтобы избавить его от зависимости как таковой. И это будет подлинная помощь. Речь не идет о том, что мы должны пренебрегать людьми, но о том, чтобы обращаться к первопричине их страданий.

#00:03:03#

Однажды Гуру Махарадж, объясняя все эти вещи — благотворительность и прочее, — привел такой пример. Он сказал: «Предположим, что некий человек кормит кошек и собак, заботится о них, дает им крышу над головой, дает им приют. И это хорошо, это благо. Но другой человек разрабатывает иную программу, в результате которой кошки и собаки превращаются в человеческих существ. И эта помощь будет особой». Мы помогаем кошкам и собакам, но в результате они превращаются в людей. В этом смысл, суть сознания Кришны. Мы помогаем людям таким образом, что их золотое «я» проявляется. Мы обращаемся к самой сути вопроса. Мы не остаемся равнодушными к ним.

#00:04:11#

Следует помнить, что мы не в состоянии изменить природу этого мира. Включите “Discovery Channel” по телевизору: Вриндаван — это место, где лев и ягненок живут одной дружной семьей. Но в кришна-лиле Сарасвати Тхакур указывал на это обстоятельство в знаменитой истории о похищении драгоценного камня сьямантака. Сарасвати Тхакур говорил: «В кришна-лиле лев, который пожирает царя Прасену [забравшего камень], пребывает в экстазе. И царь испытывает экстаз от того, что лев ест его». Поскольку это лила, это драма, нечто подобное кинофильму. Актер, который играет величайшего злодея, может получить самую высокую кинонаграду. И люди будут прославлять его, возводить на пьедестал актера, который играет величайшего злодея.

#00:05:21#

Мы живем в мире, где каждое действие влечет за собой равное по силе противодействие. Когда мы видим, что кто-то страдает от определенных следствий своих поступков, мы не должны быть равнодушны к его страданию. Но мы также не будем сентиментально игнорировать первопричину этих страданий. Это не какая-то, в кавычках, религиозная идея или ненаучная идея. Эта идея имеет научное подтверждение, основание. Даже с научной точки зрения любое страдание имеет первопричину.

#00:06:17#

Ведическая литература описывает природу этого явления подробным, детальным образом. Это тонкие явления. Существует реакция оскорбительных речей, оскорбительных мыслей и оскорбительного поведения. Не просто грубое явление, взаимодействие химических элементов, но нечто тонкое. Слова, мысли и поступки влекут за собой последствия. И мы не можем сказать, когда мы видим страдания людей: «О, это всего лишь их карма!» Это не настроение преданного. Преданный скажет: «Да, это огромное несчастье». Люди страдают в этом мире. Такова сама природа этого мира, этого измерения бытия. Эта природа не изменится.

#00:07:17#

Однажды подобного рода попытки смягчить человеческие страдания Шрила Прабхупада сравнил с тем случаем, когда некто дует на нарыв на своей руке, чтобы облегчить свои страдания. Можно дуть на этот нарыв и испытывать при этом мизерное облегчение, но нарыв остается. Шрила Прабхупада говорит: «Подобного рода сочувствие не является подлинным».

#00:08:02#

Гуру Махарадж говорит: «Шукадев Госвами поставил в „Бхагаватам“ диагноз: болезнь сердца, хрид-рогам». Мы все страдаем от этой болезни, от тенденции эксплуатировать. В этом суть. Это мир эксплуатации. О чем говорит дарвинская теория: выживание сильнейших, борьба за существование. «Бхагаватам» утверждает: джӣво джӣвасйа джӣванам — одно живое существо выживает за счет жизни другого существа[1]. Такова природа мира, в котором мы в настоящее время находимся. Мы не сможем изменить природу мира эксплуатации.

#00:08:48#

В человеческом сообществе, в рамках человеческой культуры существуют определенные системы, которые призваны ограничить эту эксплуатацию, заключить ее в определенные рамки, однако даже очень образованные, религиозные, высокопоставленные, избранные люди, народные избранники, представители народа — даже эти люди самыми разными способами эксплуатируют других людей. И почему это происходит? Потому что первопричина всех этих явлений остается неизменной, и она всегда останется неизменной: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи — рождение, старость, болезни и смерть[2]. Независимо от того, что мы делаем, кто мы такие, мы не изменим эту фундаментальную природу материального мира.

#00:09:52#

Высочайшая концепция благотворительности — это обращение к источнику, первопричине страданий. В этом смысл сознания Кришны. Речь не идет о том, чтобы создать комфортные условия в тюремной камере. Иногда этот мир сравнивается с тюрьмой. Заключенные страдают, они нуждаются в лучших условиях в своих камерах, более комфортных. Но идея в том, что они должны выйти на свободу.

#00:10:33#

Прабхупада смеялся, приводя пример. В настоящее время это редко можно увидеть, но в прошлом можно было часто увидеть это зрелище. Существовали особые баржи, большие лодки, в районе Калькутты особенно. Огромная лодка, и на ней находилась большая палатка. В палатке сидел торговец, который продавал разные товары, а по берегу шел человек и тащил эту баржу на веревке за собой. И вот этот бедный человек думает: «Если я выиграю в лотерею, что я буду делать, когда стану богачом? Я сделаю каменной набережную реки». [Смех.] Ему и в голову не приходит, что если он выиграет в лотерею, ему не придется таскать за собой эту баржу.

#00:11:43#

Мы ограничены этим временным, преходящим измерением бытия. Этот мир рано или поздно будет уничтожен. Это не религиозная идея, но научная идея. Рано или поздно это произойдет. И что тогда? Мы пытаемся обратить свое внимание на этот вопрос. Когда все это мироздание исчезнет, где будем находиться мы? Это главная забота, главный вопрос всех вопросов.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Ахаста̄ни сахаста̄на̄м апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇ джӣво джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо является пищей для другого» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47). 

2  «Постоянное осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни — источник страданий» (Бхагавад-гита, 13.9).




←  “Bhagavat-dharma is Broad Gauge and Wide Elevator.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 13 April 2007. Nabadwip Dham, India ·• Архив новостей •· Чтение «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». Сахадев Прабху. 25 апреля 2019 года. Москва, Кисельный  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 30.7 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Невозможно изменить природу мира эксплуатации

(Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:16#

Представьте, что где-то люди болеют чумой. И оказать им какую-то помощь — это хорошо, это благо. Но самое главное — дать им вакцину, вакцинировать их. Если же мы приведем больного человека в лабораторию и произведем сложную операцию, но в результате этой операции мы не поможем ему, какой смысл в такой помощи?

#00:01:05#

Да, стремление помогать другим — это хорошо, это благородное стремление. Но представьте, что есть джанки, наркоманы, и эти люди страдают от отсутствия наркотиков. Можно подумать, что благом для них будет, если мы дадим им эти наркотики. Они будут счастливы, они будут плакать от счастья, от радости. Но помогаем ли мы им таким образом или же ухудшаем их состояние, их положение?!

#00:01:48#

Мы не говорим, что нужно игнорировать страдания людей, быть равнодушными к людским бедствиям, к голоду и прочему. Это здравый смысл. Но какова первопричина человеческого страдания в этом мире? Не наглядные, непосредственные проявления, но какова первопричина, корень страданий? И здесь к нам на помощь приходит философия.

#00:02:27#

Причина страданий наркомана — не отсутствие наркотиков. На поверхности это так, но решение состоит не в том, чтобы давать ему наркотик, но в том, чтобы избавить его от зависимости как таковой. И это будет подлинная помощь. Речь не идет о том, что мы должны пренебрегать людьми, но о том, чтобы обращаться к первопричине их страданий.

#00:03:03#

Однажды Гуру Махарадж, объясняя все эти вещи — благотворительность и прочее, — привел такой пример. Он сказал: «Предположим, что некий человек кормит кошек и собак, заботится о них, дает им крышу над головой, дает им приют. И это хорошо, это благо. Но другой человек разрабатывает иную программу, в результате которой кошки и собаки превращаются в человеческих существ. И эта помощь будет особой». Мы помогаем кошкам и собакам, но в результате они превращаются в людей. В этом смысл, суть сознания Кришны. Мы помогаем людям таким образом, что их золотое «я» проявляется. Мы обращаемся к самой сути вопроса. Мы не остаемся равнодушными к ним.

#00:04:11#

Следует помнить, что мы не в состоянии изменить природу этого мира. Включите “Discovery Channel” по телевизору: Вриндаван — это место, где лев и ягненок живут одной дружной семьей. Но в кришна-лиле Сарасвати Тхакур указывал на это обстоятельство в знаменитой истории о похищении драгоценного камня сьямантака. Сарасвати Тхакур говорил: «В кришна-лиле лев, который пожирает царя Прасену [забравшего камень], пребывает в экстазе. И царь испытывает экстаз от того, что лев ест его». Поскольку это лила, это драма, нечто подобное кинофильму. Актер, который играет величайшего злодея, может получить самую высокую кинонаграду. И люди будут прославлять его, возводить на пьедестал актера, который играет величайшего злодея.

#00:05:21#

Мы живем в мире, где каждое действие влечет за собой равное по силе противодействие. Когда мы видим, что кто-то страдает от определенных следствий своих поступков, мы не должны быть равнодушны к его страданию. Но мы также не будем сентиментально игнорировать первопричину этих страданий. Это не какая-то, в кавычках, религиозная идея или ненаучная идея. Эта идея имеет научное подтверждение, основание. Даже с научной точки зрения любое страдание имеет первопричину.

#00:06:17#

Ведическая литература описывает природу этого явления подробным, детальным образом. Это тонкие явления. Существует реакция оскорбительных речей, оскорбительных мыслей и оскорбительного поведения. Не просто грубое явление, взаимодействие химических элементов, но нечто тонкое. Слова, мысли и поступки влекут за собой последствия. И мы не можем сказать, когда мы видим страдания людей: «О, это всего лишь их карма!» Это не настроение преданного. Преданный скажет: «Да, это огромное несчастье». Люди страдают в этом мире. Такова сама природа этого мира, этого измерения бытия. Эта природа не изменится.

#00:07:17#

Однажды подобного рода попытки смягчить человеческие страдания Шрила Прабхупада сравнил с тем случаем, когда некто дует на нарыв на своей руке, чтобы облегчить свои страдания. Можно дуть на этот нарыв и испытывать при этом мизерное облегчение, но нарыв остается. Шрила Прабхупада говорит: «Подобного рода сочувствие не является подлинным».

#00:08:02#

Гуру Махарадж говорит: «Шукадев Госвами поставил в „Бхагаватам“ диагноз: болезнь сердца, хрид-рогам». Мы все страдаем от этой болезни, от тенденции эксплуатировать. В этом суть. Это мир эксплуатации. О чем говорит дарвинская теория: выживание сильнейших, борьба за существование. «Бхагаватам» утверждает: джӣво джӣвасйа джӣванам — одно живое существо выживает за счет жизни другого существа[1]. Такова природа мира, в котором мы в настоящее время находимся. Мы не сможем изменить природу мира эксплуатации.

#00:08:48#

В человеческом сообществе, в рамках человеческой культуры существуют определенные системы, которые призваны ограничить эту эксплуатацию, заключить ее в определенные рамки, однако даже очень образованные, религиозные, высокопоставленные, избранные люди, народные избранники, представители народа — даже эти люди самыми разными способами эксплуатируют других людей. И почему это происходит? Потому что первопричина всех этих явлений остается неизменной, и она всегда останется неизменной: джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи — рождение, старость, болезни и смерть[2]. Независимо от того, что мы делаем, кто мы такие, мы не изменим эту фундаментальную природу материального мира.

#00:09:52#

Высочайшая концепция благотворительности — это обращение к источнику, первопричине страданий. В этом смысл сознания Кришны. Речь не идет о том, чтобы создать комфортные условия в тюремной камере. Иногда этот мир сравнивается с тюрьмой. Заключенные страдают, они нуждаются в лучших условиях в своих камерах, более комфортных. Но идея в том, что они должны выйти на свободу.

#00:10:33#

Прабхупада смеялся, приводя пример. В настоящее время это редко можно увидеть, но в прошлом можно было часто увидеть это зрелище. Существовали особые баржи, большие лодки, в районе Калькутты особенно. Огромная лодка, и на ней находилась большая палатка. В палатке сидел торговец, который продавал разные товары, а по берегу шел человек и тащил эту баржу на веревке за собой. И вот этот бедный человек думает: «Если я выиграю в лотерею, что я буду делать, когда стану богачом? Я сделаю каменной набережную реки». [Смех.] Ему и в голову не приходит, что если он выиграет в лотерею, ему не придется таскать за собой эту баржу.

#00:11:43#

Мы ограничены этим временным, преходящим измерением бытия. Этот мир рано или поздно будет уничтожен. Это не религиозная идея, но научная идея. Рано или поздно это произойдет. И что тогда? Мы пытаемся обратить свое внимание на этот вопрос. Когда все это мироздание исчезнет, где будем находиться мы? Это главная забота, главный вопрос всех вопросов.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Ахаста̄ни сахаста̄на̄м апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇ джӣво джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо является пищей для другого» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47). 

[2] «Постоянное осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни — источник страданий» (Бхагавад-гита, 13.9).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования