«О природе зла». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа, прочитанная в Санкт-Петербурге 14 февраля 2009 года



скачать (формат MP4, 21.11M)
Скачать звук (MP3)

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

О природе зла

(Санкт-Петербург, Лахта, 14 февраля 2009 года)

 

Добро и зло

Материальный мир, в котором мы существуем, — это полностью отражение мира духовного, только перевернутое. То есть всё, что мы видим здесь, в духовном мире присутствует наоборот, причем в реверсивном развитии.

В материальном мире говорят так: «Добро побеждает зло». Да о чем вы говорите? Большее зло побеждает меньшее зло, со злом борется другое зло. Но в духовном мире совершенно другой принцип: там действительно присутствует принцип добра, и этот принцип добра абсолютен. Тогда возникает вопрос: «А зачем в духовном мире зло?» Если этот мир — отражение духовного мира, давайте разберемся со злом.

 

Концепция Зороастра

Проблема зла очень сильно беспокоила таких людей, как Зороастр. Зороастр начал свою проповедь в Индии и у него, как у многих харизматиков, современных мыслителей, возникал вопрос: «Если существует Бог, то Он по идее должен быть источником добра, но я вижу, что в мире существует очень много несовершенства и существует очень много зла». Тогда Зороастр сделал вывод, что существует на самом деле два бога. Это бог добра и бог зла, и бога зла назвали дьяволом. И, оказалось, есть еще одна проблема с точки зрения Зороастра — бог добра постоянно борется с богом зла. Позже эту идею подхватили христианские философы.

 

Свобода

Но в Ведах есть совершенно другое, потрясающе гармоничное начало. В чем зло, которое проявлено в Боге? Для нас, обусловленных людей, очень легко обвинить Бога, и знаете, в чем мы Его обвиняем? Мы, как правило, обвиняем Его в самом прекрасном подарке, который получили от Него. Этот прекрасный подарок — свобода.

Когда англичане сказали Ганди: «Мы не дадим вам свободу, вы не готовы, вы совершите ошибки», он ответил: «Нет, нет! Мы готовы бороться за свободу, чтобы совершать ошибки. Дайте мне свободу. Ошибки и страдания, которые я получу в результате свободы, стоят того».

Великие герои, борцы за освобождение, чем они заплатили за свободу? Жизнью. Че Гевара заплатил своей свободой, своей жизнью за свободу других людей. На самом деле, философски, свобода столь ценна и важна, что мы понимаем, что если бы между нами встал выбор между рабством [с сохранением жизни] и свободой [с опасностью ее потерять], человек выбрал бы свободу ценой собственной жизни. Ибо рабство — это полное отсутствие перспективы любви.

Многие родители удивляются: «Почему дети уходят от нас?» Но дети говорят: «Мы хотим сами совершать свои ошибки. Нам нужна свобода. Дайте мне свободу, дайте мне возможность ошибаться» — «Но я же хочу тебе самого лучшего, я люблю тебя».

 

Любовь

Здесь возникает следующий вопрос: «Что такое любовь?» Гегель формулирует очень глубокий тезис: «Любовь — это то, когда я отказываюсь от своего собственного “я” ради блага возлюбленного и через это вновь обретаю себя». Оказывается, в любви присутствует самый важный принцип — самопожертвование. И если я откажусь от своего «я» ради блага возлюбленного, то в процессе этого самопожертвования вновь обрету свое собственное «я».

 

Единый Господь

И вот мы с вами сейчас приходим к самому главному принципу, который объясняют Веды. Идея Зороастра была гениальна, но, как говорил Шрила Шридхар Махарадж: «Гениально, но неправильно». Почему гениально, но неправильно? Потому что не существует бога зла, есть иллюзия, которую Веды называют Майей, но существует только один Господь, и Он должен быть абсолютен и совершенен. Мало того, что Он должен быть трансцендентным, вне материи, еще очень важно и то, что Он должен обладать всеми совершенными качествами.

 

Тюрьма материального мира

Оказывается, свобода — это самое ценное качество, которое даровано душе, чтобы обрести чувство любви, в первую очередь – любовь к Богу. А материальный мир, в котором мы сейчас живем и существуем, — это некий план бытия, в который можно попасть, злоупотребив своей свободой, — как тюрьма.

В любом, даже самом совершенном государстве существует тюрьма. Не важно, что в Лихтенштейне сидят два человека в тюрьме, и то — русский и украинец. Теоретически там не совершается преступлений. Но, тем не менее, даже самая совершенная европейская страна все равно создает место, где права и возможности человека ограничены.

 

Корень зла сокрыт в нас самих

Еще один важный момент: мы существуем в этом мире, в этом плане бытия, и постоянно жалуемся. Мы говорим: «Все плохо, кризис, здесь все не так», и так далее. Но следует помнить очень важную вещь. Почему мы оказались здесь, почему мы попали в ту реальность, где наша свобода ограничена? Какова причина? И причина только одна — мы сами.

Транскрипция: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 



←  Сухуми ч.13. Общество практикующих ·• Архив новостей •· «Великие святые. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 18.3 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

О природе зла

(Санкт-Петербург, Лахта, 14 февраля 2009 года)

 

Добро и зло

Материальный мир, в котором мы существуем, – это полностью отражение мира духовного, только перевернутое. То есть всё, что мы видим здесь, в духовном мире присутствует наоборот, причем в реверсивном развитии.

В материальном мире говорят так: «Добро побеждает зло». Да о чем вы говорите? Большее зло побеждает меньшее зло, со злом борется другое зло. Но в духовном мире совершенно другой принцип: там действительно присутствует принцип добра, и этот принцип добра абсолютен. Тогда возникает вопрос: «А зачем в духовном мире зло?» Если этот мир – отражение духовного мира, давайте разберемся со злом.

 

Концепция Зороастра

Проблема зла очень сильно беспокоила таких людей, как Зороастр. Зороастр начал свою проповедь в Индии и у него, как у многих харизматиков, современных мыслителей, возникал вопрос: «Если существует Бог, то Он по идее должен быть источником добра, но я вижу, что в мире существует очень много несовершенства и существует очень много зла». Тогда Зороастр сделал вывод, что существует на самом деле два бога. Это бог добра и бог зла, и бога зла назвали дьяволом. И, оказалось, есть еще одна проблема с точки зрения Зороастра – бог добра постоянно борется с богом зла. Позже эту идею подхватили христианские философы.

 

Свобода

Но в Ведах есть совершенно другое, потрясающе гармоничное начало. В чем зло, которое проявлено в Боге? Для нас, обусловленных людей, очень легко обвинить Бога, и знаете, в чем мы Его обвиняем? Мы, как правило, обвиняем Его в самом прекрасном подарке, который получили от Него. Этот прекрасный подарок – свобода.

Когда англичане сказали Ганди: «Мы не дадим вам свободу, вы не готовы, вы совершите ошибки», он ответил: «Нет, нет! Мы готовы бороться за свободу, чтобы совершать ошибки. Дайте мне свободу. Ошибки и страдания, которые я получу в результате свободы, стоят того».

Великие герои, борцы за освобождение, чем они заплатили за свободу? Жизнью. Че Гевара заплатил своей свободой, своей жизнью за свободу других людей. На самом деле, философски, свобода столь ценна и важна, что мы понимаем, что если бы между нами встал выбор между рабством [с сохранением жизни] и свободой [с опасностью ее потерять], человек выбрал бы свободу ценой собственной жизни. Ибо рабство – это полное отсутствие перспективы любви.

Многие родители удивляются: «Почему дети уходят от нас?» Но дети говорят: «Мы хотим сами совершать свои ошибки. Нам нужна свобода. Дайте мне свободу, дайте мне возможность ошибаться» – «Но я же хочу тебе самого лучшего, я люблю тебя».

 

Любовь

Здесь возникает следующий вопрос: «Что такое любовь?» Гегель формулирует очень глубокий тезис: «Любовь – это то, когда я отказываюсь от своего собственного “я” ради блага возлюбленного и через это вновь обретаю себя». Оказывается, в любви присутствует самый важный принцип – самопожертвование. И если я откажусь от своего «я» ради блага возлюбленного, то в процессе этого самопожертвования вновь обрету свое собственное «я».

 

Единый Господь

И вот мы с вами сейчас приходим к самому главному принципу, который объясняют Веды. Идея Зороастра была гениальна, но, как говорил Шрила Шридхар Махарадж: «Гениально, но неправильно». Почему гениально, но неправильно? Потому что не существует бога зла, есть иллюзия, которую Веды называют Майей, но существует только один Господь, и Он должен быть абсолютен и совершенен. Мало того, что Он должен быть трансцендентным, вне материи, еще очень важно и то, что Он должен обладать всеми совершенными качествами.

 

Тюрьма материального мира

Оказывается, свобода – это самое ценное качество, которое даровано душе, чтобы обрести чувство любви, в первую очередь – любовь к Богу. А материальный мир, в котором мы сейчас живем и существуем, – это некий план бытия, в который можно попасть, злоупотребив своей свободой, – как тюрьма.

В любом, даже самом совершенном государстве существует тюрьма. Не важно, что в Лихтенштейне сидят два человека в тюрьме, и то – русский и украинец. Теоретически там не совершается преступлений. Но, тем не менее, даже самая совершенная европейская страна все равно создает место, где права и возможности человека ограничены.

 

Корень зла сокрыт в нас самих

Еще один важный момент: мы существуем в этом мире, в этом плане бытия, и постоянно жалуемся. Мы говорим: «Все плохо, кризис, здесь все не так», и так далее. Но следует помнить очень важную вещь. Почему мы оказались здесь, почему мы попали в ту реальность, где наша свобода ограничена? Какова причина? И причина только одна – мы сами.

Транскрипция: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования