Явление Шри Рагхунатхи дасы Госвами

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж 

Продолжение

    Убедившись, что не в силах вернуть его домой, его родные отказались от дальнейших попыток возвращения. Они направили к нему брахмана и двоих слуг, дав им денег и поручив проследить, чтобы Рагхунатха не умер от голода; кроме того, они попросили тех снять для их сына дом. И хотя их посланцы сделали все возможное, Рагхунатха по-прежнему жил подаянием. Однажды, по прошествии двух лет, он пригласил Махапрабху вкусить прасадам в том доме, и, желая сделать ему приятное, Господь согласился. Но впоследствии сам Рагхунатха решил не повторять подобного приглашения, рассудив: "Все это служит лишь моему имени, моей славе. Махапрабху не был доволен этим прасадом".

    Сварупа Дамодара был самым дорогим приближенным Махапрабху, и, кроме того, был известен глубиной своих познаний. Рагхунатха тоже получил прекрасное образование — мы знаем, что он оставил нам прекрасные стихи на санскрите. Махапрабху поручил Рагхунатху заботам Сварупы Дамодары, сказав: "Я попрошу Сварупу Дамодару позаботиться о тебе, и он подскажет тебе все, что нужно для твоей жизни в преданности".
    Известно, что однажды Рагхунатха обратился к Махапрабху со словами:
"Зачем Ты заставил меня покинуть дом, и в чем мое высшее благо? Если бы Ты соблаговолил Сам сказать мне об этом, мое сердце было бы удовлетворено".
Махапрабху ответил: "Я поручил тебя заботам Сварупы Дамодары, и он лучше меня подготовлен к этому. Если же ты хочешь услышать что-нибудь от меня, я скажу тебе кратко:

грамйа-катха на шунибе грамйа-вартта  на кахибе
бхала на кхаибе ара бхала на парибе
амани манада ханйа кришна-нама сада ла’бе
врадже радха-кришна сева манасе карибе

    "Не вовлекайся в мирские беседы, не прислушивайся к мирским разговорам. Всеми силами избегай мирского. Не вкушай изысканных блюд, принимай обычную пищу, пришедшую без особых усилий; не носи роскошных одежд. Всегда воспевай Имя Кришны, воздавая почтение другим и не ожидая себе никакого почтения. Будь скромен, не стремись прославиться. Таким образом старайся всегда воспевать Имя Кришны, а в сердце своем старайся служить Шри Шри Радхе и Кришне во Вриндаване. Вниманием своим будь во Вриндаване, воздавая служение Лиле Шри Шри Радхи и Кришны".
Махапрабху сообщил Рагхунатхе, что эти слова содержат суть того, что Он хотел бы ему посоветовать, и, вслед за тем, вновь взяв руку Рагхунатхи, Он вложил ее в руку Сварупы Дамодары, сказав: "Поручаю тебя заботам Сварупы Дамодары, он — лучший духовный учитель, и он позаботится о тебе".

    Со времени прихода Рагхунатхи в Пури Махапрабху прожил там еще шестнадцать лет, после чего ушел из этого мира. Тогда и Рагхунатха покинул Пури и направился во Вриндаван, думая: "Я обрел все, что должен был обрести, теперь же хочу лишь однажды увидеть Вриндавана-дхаму; затем я уйду из этого мира,  бросившись вниз с высочайшей из вершин Говардханы". С такой мыслью он ушел во Вриндаван, а там встретил Санатану Госвами и Рупу Госвами, и это стало началом его новой жизни. Рагхунатхе открылось: "О, что это? Оказывается, Махапрабху не покинул нас — теперь Он живет в них".
    Шри Чайтанья наделил Рупу и Санатану силой сохранить тот поток преданности, который они восприняли от Него, и представить его в новом свете. Их просили доказать цитатами из различных шастр, что учение Махапрабху составляет глубинную суть и цель всех Священных Писаний. Как сказано в "Бхагавад-гите", ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах, — "Цель всех Богооткровеных Писаний — показать, что Я — Высочайший Центр, Абсолют". Поэтому Махапрабху сказал: "Кришна есть Абсолют; с помощью различных Священных Писаний, а также сказаний — всеми возможными средствами — старайтесь доказать, что Кришна — Сваям Бхагаван, Всевышний, и что Враджа-лила, Вриндавана-лила, — высочайшее из всего, чего можно достичь".

    Два брата уже приступили к этой работе, когда к ним пришел Рагхунатха, постигший: "О! Теперь Махапрабху находится здесь". Отказавшись от мысли покинуть мир, он стал учеником Рупы и Санатаны. Известно, что когда-то Махапрабху сказал Санатане Госвами: "Мои последователи очень бедны и беззащитны, так что ты позаботься о них, когда бы они ни пришли во Вриндаван. Ты должен стать покровителем всех моих учеников, приходящих во Вриндаван". Вот почему Санатана оказал помощь Рагхунатхе, когда тот стал жить во Вриндаване.
    Порой Рагхунатха настолько забывал о себе, что в один из дней, сидя на берегу Радха-кунды и воспевая Святое Имя, он не заметил тигра, пришедшего на водопой в эту местность. Случайно став свидетелем этой сцены, Санатана Госвами был изумлен увиденным. Вплоть до той поры Рагхунатха жил под деревом, теперь же Санатана сказал ему: "Пожалуйста, построй себе дом и живи в нем. Не пренебрегай моей просьбой — я очень прошу тебя об этом". Тогда Рагхунатха построил себе небольшую хижину и жил в ней. Его вайрагья, отреченность, не знала себе равных. Как ни велико было безразличие Санатаны, Рупы и остальных Госвами к мирским наслаждениям, отреченность Рагхунатхи была еще сильней.

    Временами, когда он жил в Пури, он выходил просить прасад у ворот храма Джаганнатхи, а порой получал прасад в бесплатной кухне, устроенной богатыми для нищих. Но затем он пришел к заключению: "Я пользуюсь тем, что создано чужой кармой".
    Нераспроданный прасад Господа Джаганнатхи обычно отдают коровам Джаганнатха Пури, но даже коровы отказываются есть прасад, когда он настолько теряет свежесть, что издает дурной запах. Рагхунатха же стал питаться таким прасадом, промывая его достаточным количеством воды и добавляя к нему немного соли. Узнав об этом, Махапрабху однажды пришел к Рагхунатхе, когда тот собрал себе такого прасада. Неожиданно взяв Себе горсть, Он Сам отведал его, после чего заметил: "Много раз я пробовал прасад Джаганнатхи, но такого чудесного не вкушал никогда!"

    Так что же является вкусом прасада? Это не мирской вкус. У Рагхунатхи была столь сильная вера в прасад, что он, отпрыск семьи, купавшейся в царской роскоши, мог жить на, казалось бы, сгнившей пище с небольшим количеством соли: настолько безразлично было ему все мирское. А на закате своей жизни, во Вриндаване, он принимал лишь одну миску гхола, пахты, в день. Это невозможно для человека из плоти и крови. Великие души, подобные Госвами, на самом деле пришли сюда из другого мира: вот почему они смогли явить нам идеал отреченности. Подобное невозможно для обычных людей из плоти и крови, — они бы умерли при попытке практиковать такое отречение. Но, явив такую вайрагью, Госвами дали нам идеал. В то же время Рагхунатха изучал написанное Рупой Госвами о высочайшем из чувств преданности — мадхура-расе.

    Шрила Рагхунатха даса Госвами глубочайшим образом осознал и оценил высший уровень, уровень кульминации святого служения, коим является Радха-дасья — смиренное служение Шримати Радхарани: по этой причине его называют прайоджаначарьей. Шрилу Санатану Госвами его преемники обычно считают ачарьей самбандха-гьяны. Слово самбандха означает "что есть что", — "каково мое положение в духовной иерархии", и это было прекрасно разъяснено Шрилой Санатаной Госвами. И абхидхея — то, что мы должны развивать, чтобы достичь нашей цели — было, в основном, описано Шрилой Рупой Госвами. Он учил нас, как нам достичь высшей цели жизни — царства любви. А высочайшее из наших достижений, то есть прайоджана, было ясно указано Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами. В своей знаменитой шлоке он пишет:

ашабхараир амрита-синдхумайаих катханчит
кало майатигамитах кила сампратам хи
тван чет крипам майи видхасйаси наива ким ме
пранаир врадже на ча барору бакаринапи

    Эта шлока учит нас высочайшему, что можем достичь мы, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. Что же это за достижение? Шрила Рагхунатха Госвами так обращается к Шримати Радхарани: "О царица моего сердца, вот уже много, много времени я с великим терпением ожидаю Твоей милости, настолько сладостной для меня, что я не могу жить без нее. От нее тает сердце, она влечет к себе сердце, она сокрушает сердце. Она затрагивает такие глубины моего существа, что я не могу жить без служения Тебе. Так или иначе я сумел пройти столь долгий путь, выдержать немалое время, но сейчас у меня не осталось терпения. Будь милостива: если Ты не смилостивишься надо мной, у меня нет надежды. Мое терпение подошло к концу.
    Здесь завершается моя жизнь и я не знаю, зачем мне этот Вриндаван? Вриндаван мне не к чему! Зачем мне продолжать мою жизнь? Она бесполезна — она пройдет совершенно зря. Я не смог полюбить даже Вриндаван, связанный с Лилой Кришны. Что говорить о Вриндаване, без Тебя я не могу наслаждаться даже обществом Кришны. Без Тебя даже Кришна для меня ничего не значит. Я не могу больше ждать, не могу наслаждаться ни собственной жизнью, ни этой священной местностью, ни даже Самим Кришной — если Он Сам придет благословить меня, я не смогу насладиться этим без Тебя.
    Так что, пожалуйста, будь милостива ко мне. Ты — все и вся. Без Тебя осознание Кришны не будет Его осознанием. Твое положение в Лиле Кришны столь значительно и столь прекрасно, Ты — центр всей Его Лилы. Без Тебя я не представляю себе жизни. Я полностью предаюсь Тебе, моя Царица".

    Такова Радха-дасья. Высшее из наших достижений — в служении Шри Радхе, поскольку Она одна способна привлечь всю полноту милости Кришны. Она — Его вторая половина, и Она привлекает к Себе от Кришны наивысшую расу, высочайшее блаженство, — максимальное как в количестве, так и по качеству. Вот почему преданные, что служат Шримати Радхарани, обретают расу высочайшего качества, получая ее от Кришны в ответ на свое служение. Этого нельзя обрести никаким иным путем. Служение, пришедшее через Шримати Радхарани, есть служение высочайшего качества, вот почему служение Ей должно стать summun bоnum нашей жизни.
    Все это было ясно показано Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, признанным прайоджаначарьей, наставником, указывающим нам высочайшую цель нашей жизни. Благотворное влияние этого дня и наша смиренная попытка обсудить все эти вопросы помогут нам достичь той цели. Сегодняшний день — день прихода на землю удивительных, великих святых!



    (Из книги "Проповеди Хранителя Преданности", т.2)

    В начало...