Слава Шри Гуру и Гауранге!

Когда игры Шри Кришны с девушками-пастушками Враджи объясняются в «Шримад-Бхагаватам», это не является ни историческими описаниями, ни аллегорией. Это не история, поскольку они трансцендентны, тогда как так называемые исторические хроники — лишь записи нашего материалистичного опыта в этом мире, представленные через призму эгоизма. Также это не является аллегорией по той простой причине, что слова «Шримад-Бхагаватам» описывают подлинную реальность, тогда как весь этот мир — лишь ее искаженное отражение. В действительности аллегорией является этот мир и все, что в нем происходит, поскольку это можно осмыслить только в категории относительных понятий, лишь символически представляющих истинную реальность. Наша душа не может взаимодействовать с аллегорией, которая искажает ее деятельность и обманывает нас, заставляя принять это искаженное существование. Подлинная природа наших душ — служение Абсолютной Личности в смиренном исполнении воли Всевышнего, переданной нам Им Самим через Его преданных.

Принцип сексуальных отношений — это ложно воспринятый символ реальности. Он не может быть выдворен из нашего сознания в большей степени, чем само сознание. Мужской и женский облики — не единственные отличительные характеристики этого мира. Некая реальность также присутствует за этим. У души есть тело, которое символически представлено женским обликом и которое совершенно свободно от любых материалистичных ассоциаций. Наше нынешнее несогласие с женским обликом происходит по причине эгоизма, согласно которому мы скорее готовы принять мужской облик в качестве более подходящего представления о чистой индивидуальной душе. Эта антипатия к женской форме мешает нам беспристрастно понять положение и деятельность пастушек Враджи. Признание и одобрение женской природы крайне важно и необходимо для постижения концепции любви. Любовные отношения — высший предмет человеческой поэзии и самый могущественный фактор во всех человеческих делах. Нельзя утвердить их бесполезность простым отказом признать их неотъемлемой частью нашей природы. Гораздо важнее было бы попытаться понять их подлинную сущность. «Шримад-Бхагаватам» — единственная книга, которая дает удовлетворительный ответ на этот крайне важный вопрос.

Однако тот единственный ответ, что необходим нам и способен развеять все наши сомнения и затруднения, должен быть абсолютно истинным. Эмпирики во всем полагаются на гипотетические истины. Они склонны верить, что прогресс человечества приведет их к желанной цели. Однако все, чего они могут достичь в результате такого прогресса, целиком и полностью иллюзорно. Это подобно безуспешной попытке достичь линии горизонта. Высшую Истину невозможно описать в терминах подобного прогресса. Всевышний неизменен и постоянен. Непонимание этой темы происходит лишь из-за несовершенства и ограниченности самого человека. Эта ограниченность также материальна, что затрудняет наш путь к всецело духовной Абсолютной Истине. Подлинное приближение к Абсолютной Истине состоит в попытках улучшить свое восприятие. Мы не способны осознать Абсолютную Личность Бога с помощью знания этого относительного мира. Это лишь уводит нас в противоположном направлении. Чем больше ограниченных объектов заполоняют наш разум, тем труднее понять их полную непригодность для нашей цели. Фактически наше стремление к полу-истине и подобию истины ответственно за эту запутанность. Нескончаемый процесс принятия и отвержения материальных объектов мешает нам сосредоточиться на нашей духовной цели. Нам следует остановиться и понять, что же постоянно не дает нам достичь успеха. Если мы искренне так поступим, то придем к тому же открытию, что и Кант: мы не способны постичь Высшую Истину благодаря своим нынешним способностям. Но это не означает, что нам следует оставить свой поиск и признать его бесполезным. Снова задавшись этим вопросом, мы получим подлинный ответ: Абсолютная Истина, обрести которую стремятся души, не является чем-то бренным или ограниченным, Она очень близка и родственна нам. Всевышний вечно обладает сознанием. Так же Он всецело духовен, как и наши души. Так мы придем к следующему вопросу: «Почему же мы не видим Его?» «Потому что Он не открывает Себя нам» — будет ответом на это. Он поступает так, поскольку мы не ищем Его. Вместо Высшей Истины мы постоянно заняты поиском полу-истины. Это болезнь. Если бы мы искали Абсолютного Господа, то Он низошел бы к нам в то же мгновение. Мы начнем подлинно искать Его лишь тогда, когда осознаем Его природу. Это словно замкнутый круг. В настоящее время у нас нет никакого представления об Истине и поэтому все, чего мы ищем, несомненно, Истиной не является. И как только мы начнем понимать, что нам следует коренным образом изменить свой подход, нам откроется скрытый до этого смысл священных писаний: «Прекратите свой эмпирический поиск Истины и ждите действий со стороны Господа. Вы не можете идти к Нему напрямую. Когда вы пытаетесь достичь чего-либо, вы лишь движетесь в обратном направлении. Чтобы избавиться от подобной запутанности, следует покориться Ему. У Него есть сила, чтобы открыть Себя вам».

Тогда неизбежно возникает вопрос: «Это значит, что следует прекратить все усилия и ничего не делать?» Ответ таков: «Нет! Пусть ваши тело и ум занимаются той деятельностью, для которой они созданы, а вы сами держитесь в стороне от этого и не отождествляйте себя с ними. Просто ждите связи со Мной. Положитесь полностью на Меня, и Я буду вести вас к цели, которая и есть Я».

Так возгорается вера в пока еще сомневающемся сердце, и мы подготавливаем себя благодаря наставлениям истинного духовного учителя, которого отправляет к нам Шри Кришна в тот момент, когда мы по-настоящему ищем в состоянии совершенного смирения. Так мы становимся способны понять слова духовного учителя, тождественные словам священных писаний. Убедившись в способности духовного учителя вести нас по пути Абсолютной Истины, мы берем его протянутую нам руку и подчиняемся ему, чтобы следовать без колебаний и сомнений. По мере того как мы учимся идти по пути служения Богу, наше восприятие очищается, и мы становимся способны непосредственно узреть Высшую Истину. Лишь тогда мы понимаем, что есть что.

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
(из седьмого номера XXVI тома за декабрь 1928 года)
Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас,
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования