Слава Шри Гуру и Гауранге!

В точности, как Шри Кришна является Владыкой души, Он так же выступает и как единственный Высший Служитель. В Абсолюте сходятся все цели и устремления. Благодаря Своей энергии служения Шри Кришна служит Самому Себе, и никто не в состоянии служить Шри Кришне наилучшим образом, кроме Него Самого. Поэтому никто из нас не способен быть господином или слугой независимо от Шри Кришны. Все мы относимся к потенции Шри Кришны и никогда не сможем занять Его место. Мы лишь Его энергии, а не источник энергии. Но несмотря на то, что мы являемся проявлением одной из Его силы, мы можем оказаться под влиянием иллюзии другой Его силы, которая также принадлежит Кришне и описывается в священных писаниях как Майя, то есть та, благодаря которой можно все измерить. Она заключает в себе суть ограничивающего принципа. В своем чистом состоянии душа не имеет никаких ограничений, хотя и остается лишь маленькой частичкой божественной духовной энергии. Это возможно благодаря тому, что в мире духа нет таких жестких и нерушимых разграничений, позволяющих выявлять и измерять какое-либо явление, как, например, материальные феномены. Однако также не следует понимать это неправильно. Человеческая душа — мельчайшая частичка божественной духовной энергии, действующая в царстве Абсолюта и свободная от ограничений, но она может утратить свое положение в духовном мире, если позабудет о собственной незначительности и откажется от руководства Шри Кришны. Но пока она находится в полном подчинении Шри Кришны, она свободна от невежества и любых ограничений.

В царстве Абсолюта деятельность крохотной души под руководством Самого Шри Кришны свободна от всех ограничений. Врожденная деятельность души проявляется в служении Шри Кришне. Служение подразумевает понимание желаний своего Повелителя. Также это предполагает различие или вероятность различия между желаниями слуги и Господина. Поэтому желания Господина должны быть сообщены слуге, который иначе не сможет о них узнать. В этом мире такие желания передаются несовершенным образом, посредством ограниченных возможностей материи. Такие повеления полностью отличны от их источника. В духовном же мире подобного различия не существует. Слуга знает обо всех желаниях Шри Кришны, поскольку они не отличны от Него Самого. Поэтому лишь Шри Кришна может всегда сделать Себя понятным Своим преданным в мире Абсолюта благодаря Своим повелениям. Однако Шри Кришна не может полностью открыться Своим слугам как их Господин. Это бы уничтожило различие между Господином и Его слугой. Если Он желает стать понятным Своим слугам, то должен открыться им в той форме, в которой последние смогли бы также признать своего Господина. Для этой цели Шри Кришна становится Своим слугой, в чьем сердце Он проявляется как Господин. Эта идея представлена нам Шри Кришной, выступающим в роли слуги. Это служащее «Я» Шри Кришны именуется писаниями как Шри Радхика. Она — высшее женское Начало, Сама Энергия служения, и неотделима от вечного «Я» Самого Шри Кришны. Она главная среди всех пастушек Враджи. Ради служения Шри Кришне Она проявляется как все остальные пастушки Враджи. Она — главная Энергия Шри Кришны, а все остальные энергии берут свое начало в Ней, включая даже сам принцип ограничений (Майю).

Девушки-пастушки Враджи никогда не забывают Шри Кришну, поскольку непосредственно являются Его духовной силой. С другой стороны лишь благодаря им Сам Шри Кришна становится проявлен, то есть доступен через служение. Сила Шри Кришны и Ее источник суть одно. Принцип ограничений и невежества [Майя] также берет свое начало в Ней [Шримати Радхарани]. Однако над Ней нет какой-либо высшей Энергии. Человеческая душа — крошечная частичка духовной энергии, занимающая место между этих двух энергий, то есть духовной энергии Шри Кришны и Ее материальной тени. Поэтому человеческая душа должна служить Шри Кришне под руководством этой чистой духовной Энергии, представленной для понимания души тем служением, что вечно совершается ради блага Господа девушками-пастушками Враджи. Служение крохотной души не может быть непосредственным. Это составляет вечное различие между нею и девушками-пастушками Враджи. Лишь одна Шри Радхика способна непосредственно служить Шри Кришне. Все другие девушки-пастушки Враджи помогают Ей в этом служении. Таким образом только Шри Радхика и Ее ближайшие подруги могут служить Шри Кришне непосредственно. Крохотные души могут служить, лишь занимая подчиненное положение. Высшая цель других пастушек не состоит в непосредственном развлечении со Шри Кришной, поскольку таким правом обладает лишь Шри Радхика. Остальные девушки-пастушки лишь исполняют указания Шри Радхики в Ее служении Шри Кришне. Таким образом, высшее устремление человеческих душ — исполнение повелений Шри Радхики и Ее подруг в их служении Шри Кришне. Так все устроено во Врадже.

Идея сексуальных отношений утрачивает всю неполноценность, когда ее применяют к Шри Радхике, поскольку Она — это Сам Шри Кришна, Который принял облик Своей единственной Возлюбленной. Неполноценность и несовершенство сексуальных отношений этого бренного мира состоит в желании доминировать друг над другом, когда каждый из партнеров, в действительности, независим от другого. Сама суть этого несовершенства исчезает в случае любовных отношений Шри Шри Радха-Кришны. Поэтому в царстве Абсолюта Шри Кришне служат те чистые души, которые получают свое соответствующее служение от Шри Радхики, Его второй Половины, без помощи Которой невозможно обрести ту связь со Шри Кришной, которая необходима для их служения. Шри Радхика и девушки-пастушки Враджи — непосредственные или личностные составляющие Самого Шри Кришны. Тогда как мы, души, — лишь крохотные составляющие духовной силы Шри Кришны, представленной во всей своей полноте лишь в Шри Радхике, и пребываем на границе между духовным царством и царством Майи. Майя — неотъемлемая часть Шри Радхики, но она не служит Шри Кришне напрямую, а лишь косвенно и на расстоянии. Мы же постоянно пребываем в том положении, когда нас с двух сторон притягивает Враджа и Майя, и у нас есть возможность выбирать между ними.

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
(из седьмого номера XXVI тома за декабрь 1928 года)
Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас,
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования