«Сокровища преданных: опыт, служение, практика. Ответы на вопросы». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Запись ZOOM. 21 января 2023 года





Краткое содержание беседы: 

#00:00:10# Вопрос: Как получить милость вайшнавов, если она безусловна и не связана со справедливостью?

#00:03:15# Вопрос: Бхагавад-гита учит нас тому, что не следует привязываться к плодам своих действий. Однако лично я постоянно переживаю, будут ли довольны преданные моим служением, и расстраиваюсь, если они не рады моим действиям. Как служить преданным, не привязываясь к результату?

#00:09:22# Бхакти Лалита о единственном способе «выжить» в духовной жизни.

#00:19:52# Вопрос: Какими должны быть взаимоотношения между духовными сестрами? Есть ли особое настроение служения в этом кругу?  

#00:27:38# Вопрос: На практике я не всегда могу проявить настоящее смирение и терпение. Внутри остается осадок, внутренняя критика. Как с этим работать?

#00:32:14# Вопрос: Я пыталась разобраться, где сердце, чувства, ум, где во всем этом душа. Стоит ли нам пытаться действовать с уровня своей души?

#00:40:09# Вопрос: Как начать действовать в умонастроении смирения, терпения и уважения? Как перестать видеть плохие качества в людях? 

#00:46:48# Вопрос: В глубине своего сердце я нахожу запретное чувство: я думаю, что я преданный, что я вайшнав. Думаете ли вы, что вы вайшнав, преданная? Думал ли Гурудев, что он вайшнав? Что делать, если я не могу избавиться от этого чувства?

 

«Богатство преданных: опыт, служение, практика» — еженедельные живые беседы с нашими учителями. Встречи проходят каждую субботу в ZOOM с синхронным переводом на русский, английский и украинский.

https://t.me/RealityTheBeautiful


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Сокровища преданных: опыт, служение, практика.
Ответы на вопросы

(Запись ZOOM. 21 января 2023 года)


Бхакти Лалита Диди: Мои дандаваты всем! Скажите, пожалуйста, каким образом я могу быть вам полезна? Как я могу вам служить?

Расананда Прабху: У нас есть вопрос от Враджи Сундари [Диди]. Как возможно получить милость вайшнавов, если она безусловна и не связана со справедливостью?

#00:00:32#

Бхакти Лалита Диди: Это хороший вопрос, Диди, спасибо. Это естественный обмен. Это не что-то, чему мы можем научиться, натренироваться, не что-то, связанное с учебой или с возрастом, или полом, или национальностью. Также это не связано с любым видом квалификации. Это просто любовный обмен, когда мы служим вайшнавам с нашим сердцем [исполненным любви], [следует] искренне предлагать им то, что им нравится, то, что необходимо. Одна из вещей, которые говорил Шрила Шридхар Махарадж, была: служение в соответствии с его интенсивностью, необходимостью перекрывает какие-либо расчеты. То есть [следует выполнять] то, что необходимо, то, что остро необходимо, и вы это обеспечиваете с помощью своего служения. Стакан воды. Вайшнав очень хочет пить, ему нужен стакан с водой, чтобы попить. Вы ему даете стакан воды с уважением, с заботой, с любовью, он выпивает его, он сразу же становится счастливым. Или другой пример, который давал Шрила Говинда Махарадж: «Кришна любит самосы, так дайте Ему самосы». Это не наука о ракетостроении, это не требует большой квалификации, просто дайте Ему то, что Ему нравится, от сердца. Итак, неважно, в каких условиях вы находитесь, это просто ваше желание удовлетворить, ваше желание служить, когда вы находитесь в искреннем настроении служения и даете то, что необходимо.

#00:03:12#

Расананда Прабху: И сейчас у нас есть вопрос от Пранешвара Прабху из Львова.

Пранешвар Прабху: Дандаваты всем преданным! Дандаваты, Бхакти Лалита! Бхагавад-гита учит нас тому, что не следует привязываться к плодам своих действий. Однако лично я постоянно переживаю, будут ли довольны преданные моим служением, и расстраиваюсь, если они не рады моим действиям. Как служить преданным, не привязываясь к результату?

#00:04:33#

Бхакти Лалита Диди: Итак, это хороший вопрос. Я думаю, что каждый из нас переживает [по этому поводу]. Если мы стараемся что-то сделать для вайшнавов, а это их не делает счастливыми, тогда [это нас расстраивает]… Результаты, которые приходят, пришли, мы должны просто принять эти результаты, в конце концов это воля Кришны, и [необходимо] просто отпустить это и попробовать еще раз. Мы всегда хотим стараться удовлетворить вайшнавов, и мы молимся о милости, милости нашего Гуру, милости вайшнавов, чтобы они позволили нам служить и делать преданных счастливыми, чтобы мы находились в верном настроении. Это все, что мы можем сделать.

#00:05:40#

Мы не можем изменить результаты таким образом, чтобы не привязываться к ним, но мы снова стараемся, мы продолжаем, просто возвращаемся и заново пытаемся с большей искренностью, с большим стремлением, с большей серьезностью. И не важно, что придет, это приходит, мы не можем это контролировать, результаты нам не принадлежат. Мы не несем за них ответственность, мы не можем чувствовать к ним привязанность, мы должны просто принимать то, что приходит. Это воля Господа, и мы радостно и счастливо принимаем Его волю. Не важно, каков результат, мы все равно стараемся, продолжаем и никогда не сдаемся. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.

#00:07:47#

И вы знаете, что эта реализация придет. Вы продолжаете с верой. Кришна благословит меня, преданные благословят меня, Гурудев благословит меня. Просто продолжайте. Все, что вам нужно, все эти реализации, квалификация и служение, все это придет к вам. И еще одна вещь, о которой часто говорил наш Гурудев: «Мячик всегда приходит к ногам того, кто может играть в футбол». Просто делайте свою работу, будьте хорошим преданным, делайте самое лучшее, на что вы способны. Это все связано с сердцем, это наша искренность, [обмен происходит] из сердца в сердце. Продолжайте свое служение, и все будет хорошо. Как говорил Гурудев: мы продолжаем, мы играем в футбол, мы тренируемся, эта тренировка будет полезной, мы тренируемся с помощью общения с преданными, мы слушаем от них о Кришне, слушаем, каким образом мы должны служить, и мы продолжаем общаться с хорошими игроками в футбол. И мы становимся хорошими, теми, кем мы являемся.

#00:09:25#

О единственном способе «выжить» в духовной жизни

Пока люди думают о своих вопросах, в это время я могу просто рассказать вам о каких-то вещах, о которых я думала не так давно. Я чувствую очень вдохновленной себя в связи со шлокой «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена…»[1], которую часто произносил Гурудев, — о том, что мы должны быть более смиренными, чем травинка, более терпимыми, чем дерево, оказывать почтение другим и не ждать почтения по отношению к нам. Таким образом мы можем быть преданными. Мы можем воспевать святые имена Господа, мы можем получить маха-мантру и быть хорошими слугами в этом настроении. Таково настроение. Наш Гурудев называл это указаниями, что нет никакого другого способа «выжить» в сознании Кришны, в духовной жизни, нет никакого другого способа жить в этом мире без практики смирения, терпения, почтения [по отношению к] другим. И это решит все наши проблемы.

#00:11:04#

Мы можем проживать нашу жизнь, следуя этим указаниям, стремясь к этому, стараясь намного лучше быть смиренными, не чувствовать себя какими-то значительными. Если кто-то меня оскорбляет, кто я такой, чтобы протестовать, чтобы в ответ оскорблять? Я более смиренный, чем травинка, я меньше меньшего? Кто я такой, чтобы быть оскорбленным? И мы терпим все эти оскорбления, мы терпим, переносим это, не протестуем, и мы уважаем каждого, оказываем ему почтение.

#00:12:06#

Шрила Шридхар Махарадж сказал, что если мы чувствуем и думаем, что что-то меньше, чем идеал, тогда решение этому — покажите этому более высокий пример. Вам не нужно выступать против кого-то, это никогда не что-то хорошее, мы не рекомендуем это, не выступайте ни против кого, покажите свой более высокий пример, будьте тем, что вы хотите увидеть. Если вы хотите увидеть, что кто-то делает все хорошо, находится в хорошем настроении, будьте таковым, покажите более высокий пример. Видьте хорошие стороны в каждом, ищите это хорошее. И поддерживайте эти хорошие качества, цените их и игнорируйте все остальное.

#00:13:22#

Шрила Шридхар Махарадж сказал бы: отмечайте хорошие стороны, не обращайте внимание [на нежелательное] и игнорируйте какие-то плохие стороны; если они нежелательны, просто отпустите это, не обращайте на это внимание, не думайте об этом. Просто цените хорошие стороны в других. Таким образом мы сможем жить гармонично. И мы все живем, особенно преданные, которые живут в ашрамах, у нас есть так много личностей, с которыми нам стоит гармонизироваться, и иногда мы чувствуем, что нас не уважают, что нас оскорбляют. Но если мы можем быть просто смиренными, терпимыми и уважать других, тогда все разрешится, наше окружение станет гармоничным. Таким образом мы можем воспевать [святое имя Бога], находясь в мирном настроении, иметь духовную жизнь.

#00:14:26#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Через терпение гармония увеличивается». Гармония может вместить в себя все и всех, мы все можем найти решение всех проблем здесь. Все наши сложности — мы можем решить их, стараясь двигаться в эту сторону, следовать этому и быть этим: быть смиренным, быть терпимым, быть почтительным, видеть хорошее в каждом и игнорировать плохое. Таким образом мы будем жить в миру с нашим окружением. И, как я вижу, очень легко конфликтовать, отделяться, разделяться с другими людьми и не быть способным быть в гармонии с другими. День за днем мы можем стать все более и более отделенными от мира, от мировой миссии. Но мы не хотим этого.

#00:15:56#

Если это происходит, то это происходит, потому что мы не следуем нашей религии, мы не смиренные, мы не терпимые, мы не почитаем других. А мы хотим следовать нашей религии, практиковать нашу религию, быть теми, кем наш Гурудев хотел, чтобы мы были. Это настолько важно. Я вижу всех этих людей в моей жизни, вокруг меня, и чувствую, насколько красиво это решение. Именно в таком настроении жили наш Гурудев и Гуру Махарадж, и они проповедовали именно эту концепцию. Это настолько важно: держать это впереди себя [как идеал] и находить гармонию в наших жизнях. Это была тема, о которой я действительно думала, вспоминала каждый день и пыталась найти прибежище в этой теме, думая, что это действительно решение.

#00:17:12#

И я хотела бы, чтобы каждый попробовал так же увидеть это. Мы слышали это миллионы раз, но именно так мы должны продолжать [жить], это очень красиво. Насколько прекрасно и красиво смирение, видеть смиренную душу. Просто представьте себе смиренного, красивого слугу, который чувствует: «Я никто, я незначительная личность. Я маленький, я счастлив выполнять незначительное служение». Это прекрасно. Кто-то может быть терпимым, и это красиво — видеть это.

#00:18:03#

Кто-то может прийти и ударить вас, дать вам пощечину, а вы не даете пощечину в ответ, вы просто поворачиваетесь и подставляете свою другую щеку, как сказал Иисус. Это пример терпения. Это настолько прекрасная вещь. Уважение каждого, кого вы встречаете, особенно преданных. Уважайте их, это очень красивое, прекрасное действие. Кришна в вашем сердце, и у вас есть такое хорошее качество, это качество — уважать других, нет ничего более прекрасного. Я просто хотела поделиться этим, потому что я об этом думала. Это настолько значимо, и я все время напоминаю себе об этом. Нет никакого другого способа уйти от этого [проблемного существования], это единственное решение, если мы хотим гармонии в нашей жизни. Если мы хотим сознания Кришны, если мы хотим действительно быть способными повторять маха-мантру и служить преданным, получить сознание Кришны, нет никакого другого пути.

#00:19:47#

Расананда Прабху: У нас есть вопрос от Алакананды [Диди] из Львова. Какими должны быть взаимоотношения между духовными сестрами? Есть ли особое настроение служения в этом кругу? Я думаю, что все в порядке с этим. Вопрос больше о наших взаимоотношениях. Что делает нас ближе друг к другу? И что действительно важно в наших взаимоотношениях, в наших попытках служить Гурудеву, Гирираджу и преданным [сообща]?

#00:21:14#

Бхакти Лалита Диди: Как я говорила о смирении и терпении, почтении: мы всегда хотим стремиться и практиковать эти явления друг с другом. Мы никогда не хотим конфликтовать или оскорблять друг друга. Это [применимо] для диди, для девушек, а также для прабху, для наших братьев. Мы всегда хотим, чтобы у нас были гармоничные отношения, и мы никогда не хотим идти друг против друга. Мы хотим стараться, чтобы у нас не было недопонимания друг друга, чтобы мы не осуждали друг друга. Это негативные части. А позитивные части: мы всегда хотим вдохновлять друг друга, главным образом на этом основаны наши взаимоотношения — на вдохновении друг друга. «О, ты делаешь замечательное служение». Мы хотим всех вдохновлять, чтобы они продолжали, отдавать наше сердце и помогать им, когда им нужна помощь. Мы помогаем друг другу. И мы подставляем друг другу спину. Мы хотим увидеть наших сестер и братьев [вдохновенными], мы хотим видеть, как все помогают друг другу, поддерживают друг друга. И живут друг для друга.

#00:23:00#

Когда есть какие-то конфликты, нам нужно очень сильно постараться, чтобы разрешить все эти вопросы. Иногда необходимо взять удар на себя, сказать: «Да, это я виноват». У нас говорят: «есть пирог смирения». (По-русски это что-то вроде «проглотить обиду».) [Необходимо] что-то, что мы можем сделать, чтобы гармонизировать ситуацию и иметь хорошие взаимоотношения. Это очень важно, когда мы живем близко друг к другу. Мы хотим всех возвышать в нашем окружении, помогать всем, вдохновлять их. Именно это настроение [следует культивировать].

#00:23:52#

Но в реальности иногда возникает какое-то недопонимание, разногласие, какая-то дисгармония. Как я говорила прямо перед этим: в наших взаимоотношениях настолько важно помнить об этом, быть смиренными и терпимыми, уважать других и действительно стараться сохранять наши взаимоотношения с преданными. Стараться, чтобы они были хорошими, вдохновлять друг друга. У нас бывают хорошие времена, плохие времена, в любые времена мы хотим поддерживать друг друга и давать какое-то благо друг другу, и всегда служить нашим сестрам, так же, как и нашим братьям. Это главный момент, это то, что мы узнали, например, у наших Гуру. Всегда быть вдохновением, всегда поддерживать всех в семье преданных.

#00:25:07#

И если мы видим, что необходимо что-то исправить, то мы очень аккуратны. Наш Гурудев, Говинда Махарадж, не был быстр в исправлении других, он давал время преданным, чтобы они сами себя исправили. Он не был скор на исправление и на указание, где недостаток, что было сделано неверно, он давал людям время на размышление, на то, чтобы изменить себя. И очень часто все эти вещи разрешались сами по себе, естественным образом. Мы хотим быть щедрыми с сестрами, так же, как и с братьями: давать каждому место, возможность расти, изменяться, приспосабливаться. И в особенности не сплетничать. Это то, что никогда не поможет. Сплетни друг о друге, [не следует] слушать эти сплетни, мы всегда хотим закрыть наши уши и изменить фокус нашего внимания, если приходят какие-то сплетни. Всегда: нет, нет, мы хотим видеть только хорошее, мне нравится этот преданный, я хочу служить им, я хочу вдохновлять их, я не хочу слушать никакие негативные вещи ни о ком. И это настроение, которое мы хотим всегда поддерживать и сохранять в наших взаимоотношениях друг с другом.

Я надеюсь, что это ответ на ваш вопрос.

#00:27:26#

Расананда Прабху: У нас есть еще вопрос. Ананда Рупа [Диди] и еще несколько преданных пишут.

Ананда Рупа Диди: На практике я не всегда могу проявить настоящее смирение и терпение. Внутри остается осадок, внутренняя критика, гордыня и эго. Как с этим работать на практике?

#00:28:56#

Бхакти Лалита Диди: Мы все практикуем, мы не мастера, и каждый день — это новый день для практики. [Нужно] снова постараться завтра. Возможно, сегодня у меня не получилось, у меня часто что-то не получается, я не могу быть более смиренной, более терпимой, я не могу больше уважать, я все время должна извиняться. И мы пытаемся снова. Мы не сдаемся. И Кришна помогает нам. И служение приходит, когда мы стараемся. Когда Господь видит, что мы стараемся, что мы прикладываем усилия снова и снова, стремимся практиковать эти вещи, тогда помощь свыше придет к нам. Мы должны стремиться к этому, мы должны продолжать идти и не сдаваться.

#00:30:13#

Таким образом, мы не хотим наказывать себя и быть в депрессии, и не иметь возможности выполнять деятельность, но мы снова пытаемся, мы стараемся. И самораскаяние (есть такое слово в английском, его сложно перевести): я чувствую некий стыд, потому что я не могу это выполнить, не могу следовать этому. Но всему есть свое место. Когда мы слишком чувствуем свою вину, слишком сильно раскаиваемся, тогда мы ничего не можем делать, мы можем сдаться. Поэтому, насколько это возможно, просто стараемся сохранять позитивный настрой: «Хорошо, не получилось, завтра я не сдамся, я буду продолжать». И Кришна должен помочь нам, мы уверены в этом. Мы уверены в милости Господа. Мы уверены в милости Гурудева и преданных. И мы всегда можем попросить прощения. Давайте оставаться позитивными. [Давайте] продолжать с надеждой, с уверенностью, продолжать пытаться. Я надеюсь, что я смогла ответить на вопрос.

#00:32:18#

Расананда Прабху: У нас есть вопрос от Севы Рупы Диди.

Сева Рупа Диди: Дандават-пранам! Харе Кришна! Дандават, Бхакти Лалита Диди, и всем преданным! Харе Кришна! Я так счастлива быть с вами. Спасибо, что вы меня пригласили. Немного о бэкграунде моего вопроса. Я пыталась понять: когда мы делаем что-то от сердца… Это хорошее место для начала: стараться что-то предложить от своего сердца. Также я пыталась понять больше о своем сердце, чувствах, о своем уме и где душа во всем этом. Не будет ли лучше предлагать [подношения] от своей души? Мне кажется, что я слышала где-то, что если мы увидим хотя бы на секундочку нашу душу, то мы будем изумлены. Стоит ли нам ступить на этот уровень и попытаться что-то делать с уровня нашей души? Я не знаю, возможно ли это.

#00:34:15#

Бхакти Лалита Диди: Очень хороший вопрос. Большое спасибо, Сева Рупа Диди из Южной Африки. Вы процитировали Бхагавад-гиту. «Если вы сможете увидеть душу, то вы будете изумлены»[2]. Потому что душа изумительна. И это абсолютная истина, это нам дано в писаниях. И в то же время мы стремимся познать свои души. Мы сейчас практикуем на том уровне, на котором находимся, мы еще не видели нашу душу. Мы еще не соприкоснулись с ней, пока что. Мы только практикуем. Но это то, к чему мы стремимся, и нам нужна вера, что это правда, это истина, это слова Кришны. Это абсолютная истина. И мы продолжаем, стремясь, занимаемся служением, и мы верим, что возможно в какой-то день мы увидим проблеск нашей души. Душа дает силу, жизнь, она покрыта многими тонкими и грубыми слоями. И когда мы прогрессируем на духовном пути, эти слои постепенно уходят, и душа будет проявлена по милости в какой-то день.

#00:35:54#

И мы знаем, что это правда. Но в то же самое время, как практикующие, как стремящиеся, как студенты, мы по-прежнему продолжаем, стремясь заниматься служением. И мы делаем это настолько искренне, насколько мы можем. Следуя учению наших учителей, каким образом мы должны преуспеть в этой линии, как мы должны делать предложение [наших подношений]? Вы говорили о предложениях от сердца. У нас также есть мантры, которые мы получили во время инициации, гаятри-мантра. У нас есть мантры, которые нам даны, чтобы помочь нам в нашем служении. Мантра. Ман означает «ум», тра — «освободить». Мы берем эти мантры, и мы предлагаем с ними [наше служение] настолько искренне, насколько это возможно, и это также делает наше предложение более презентабельным и как бы ставит наше сердце на передний план. Мы стараемся предлагать верным образом.

#00:37:25#

Мы делаем самое наилучшее, что мы можем в настоящих обстоятельствах. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «В этой сделке плохо то, что мы обусловленные души, мы падшие души. Но мы стремящиеся души». Да, мы еще не преданные, но мы хотим прийти туда [в духовный мир] в один день, у нас есть вера. Да, мы души, мы атмы, и в какой-то день у нас будет возможность быть на том уровне и служить от нашей души. Но сейчас мы делаем наилучшее, что можем, и мы стараемся, готовимся тщательно, внимательно, берем наше предложение и подносим его смиренно, с уважением и искренне, насколько это возможно. И мы знаем, что это не наше условие навсегда, мы не будем всегда падшими душами, потому что мы знаем, что Кришна и Гуру спасут нас, и они окажут нам [милость], они проявят себя в сердце, и все эти слои, которые покрывают душу, постепенно уйдут — через потенцию нашей преданности и служения, и в особенности благодаря милости. Нам не хватает этой милости, и мы совершаем [нашу деятельность] настолько хорошо, насколько мы можем.

#00:39:20#

Есть какое-то место, откуда мы начинаем, и то место, где мы сейчас находимся, — это самое наилучшее место. Я надеюсь, что этот ответ вас удовлетворил. Большое спасибо.

#00:39:49#

Расананда Прабху: И у нас вопрос от Шьямы Прии [Диди].

Шьяма Прия Диди: Мой вопрос также соотносится с этой темой, что мы должны быть смиренными и видеть хорошие качества в других, не видеть плохие. Я знаю, что это тяжело — таким образом действовать. Я чувствую, что мне нужны практические советы в этом, чтобы начать действовать подобным образом. Я знаю, что Гурудев сказал, что, чтобы стать более щедрыми, мы должны начать делиться чем-то, и [хотя бы] начать отдавать то, что нам не нужно, для того чтобы наша рука стала щедрой. Но каким образом стать более учтивым, стать как бы более «слепым», чтобы не видеть плохие качества людей и находить хорошие качества? Каким образом начать это делать? Потому что это слишком сложно. Мы можем прочитать «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена», а потом, возможно через два часа, мы начинаем забывать об этом. Тяжело этому следовать каждый день. Спасибо.

#00:41:49#

Бхакти Лалита Диди: Спасибо. Это хороший вопрос. Я сейчас вспомнила Шрилу Гурудева, у него были знаки на всех стенах на его веранде, у него был третий стих «Шикшаштаки», кто-то выгравировал его. И мы видели, что Гурудев очень любит этот стих. Гурудев везде оставлял знаки этого стиха «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена», он держал его также над своей головой, и он всегда был очень сфокусирован на этом настроении. Он говорил: «Нет никакого иного пути». Просто снова и снова пытаться следовать этому, возможно не получается, но мы продолжаем, постоянные попытки, мы практикуем, мы учимся, как это делать, и практикуем, практикуем, практикуем. Мы не можем это сделать до того, как мы познаем это. Тут то же самое, в духовной жизни.

#00:43:11#

Мы хотим следовать этим духовным наставлениям. Мы знаем, что это решение, которое принесет нам гармонию, и наши учителя говорили это. И это единственный способ достичь чего-то. Нам нужно что-то, что будет напоминать, нам нужно помнить о них. Например, когда у нас ситуация с вызовом, какие-то сложности с людьми, у нас есть столько возможности практиковать это. И чем больше мы стараемся, пытаемся, тем быстрее мы к этому придем. Чем больше мы практикуем, тем быстрее мы станем совершенными. Если мы живем в одиночестве, у нас не будет возможности практиковать это, но если мы живем с большим количеством преданных или даже с несколькими преданными, у нас всегда есть шанс практиковать это.

#00:44:20#

Постоянная практика, постоянные попытки, не сдаваться и делать наше стремление постоянным. Нам нужно везде повесить какие-то знаки, в вашей комнате, в вашем окружении, везде ставьте [над головой стих] «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена». И всегда помните об этом. Некоторые люди делают татуировки, чтобы они напоминали им об этом. Это не рекомендуется, но в любом случае вы можете каким-то образом напоминать себе об этом. Это способ продолжать идти, это одно из решений. Мы хотим продолжать помнить об этом и стараться, и в какой-то момент это придет. Когда Кришна видит, что мы пытаемся, Он поможет нам. В писаниях говорится, что когда мы делаем один шаг в Его сторону, Он в нашу сторону делает десять шагов. Это щедрый Господь, и Он живет в наших сердцах. И наши учителя защищают нас, они всегда с нами. У нас есть наши учителя, наш Господь, они милостивы, они помогают нам, и они хотят увидеть, что мы стараемся. Если они увидят, что мы стараемся, они помогут нам. Продолжайте с верой и никогда не сдавайтесь. Мы все стараемся каждый день, продолжаем, пытаемся.

Я надеюсь, что это ответ на ваш вопрос.

#00:46:41#

Расананда Прабху: У нас еще один вопрос от [Враджа] Кишора Прабху. И на этом будем заканчивать.

Враджа Кишор Прабху: Дандават! Дандават, преданные! Слышно, Расананда? Спасибо большое. Рад всех видеть, чувствовать. Прежде чем задать вопрос, я хочу, чтобы вы все поняли, как я люблю и уважаю Бхакти Лалиту [Диди]. Двадцать лет назад Гурудев давал гаятри-мантру нашей группе, и у меня не было денег, чтобы сделать пожертвование. Администраторы хотели отказать мне, но тут появилась Бхакти Лалита с тарелочкой, на которой лежали фрукты, деньги. По милости Бхакти Лалиты все получилось. Я не могу не быть благодарным [ей], не помнить этого.

#00:48:08#

Бхакти Лалита Диди: Джай Гурудев! Я очень рада, что в тот момент я смогла помочь вам. Я думаю, что это милость Гурудева.

Враджа Кишор Прабху: Такой вопрос. В глубине своего сердца я нахожу запретное чувство: я думаю, что я преданный, что я вайшнав. Писания говорят, что это не очень хорошее чувство. Я нахожусь в таких обстоятельствах, что я понимаю [умом], что я не вайшнав и не преданный. Но это чувство всегда внутри. Думаете ли вы, что вы вайшнави, преданная? Думал ли Гурудев, что он вайшнав? Что делать, если я не могу избавиться от этого чувства?

#00:49:26#

Бхакти Лалита Диди: Спасибо за этот очень искренний вопрос. Это нормально — чувствовать гордость, что я стремлюсь и служу Гуру и Кришне, я люблю вайшнавскую культуру, я взаимодействую с вайшнавской культурой, я очень горд быть в вайшнавской культуре. Это позитивная вещь. Иногда мы говорим, что мы преданные, но в реальности мы знаем, что на самом деле мы только стремимся к этому. Иногда вы увидите, что наши Гуру — Гурудев, Шридхар Махарадж, Сарасвати Тхакур — идентифицировали себя как вайшнавы, но со смирением. Есть разница между позитивной гордостью, что есть такой замечательный духовный путь преданности, и я часть этого пути, и я общаюсь на этом пути, и меня вдохновляет, — все это позитивный способ мышления, [и разрушительной гордостью, гордыней]. И вы увидите это в настроении наших учителей.

#00:50:53#

Но в то же самое время [нужно испытывать гордость за это] со смиренным сердцем. Когда мы думаем: «О, я такой замечательный вайшнав, я могу давать всем благословения, мне все должны давать богатство в мире, у меня столько знаний о сознании Кришны», когда мы думаем, что мы достигли совершенства, — это совсем не то, кем мы хотим быть. Мы не хотим пребывать в такой ментальности. Это не сознание Кришны. Это не приветствуется в сознании Кришны. Но если у нас есть гордость: «Я преданный», — это совсем другой тип гордости, и это нормально — идентифицировать себя как преданного. Мы носим тилаку, потому что мы идентифицируем себя как преданных. Мы хотим прийти к Господу, находясь в духовной одежде, из уважения мы идентифицируем себя с этой «униформой». Можно сказать, что это униформа — наши дхоти, сари, духовная одежда.

#00:52:15#

Гурудев очень ценил это, он совсем не был счастлив, если преданные приезжали в святую дхаму в шортах, майках. «Где ваши дхоти, где ваша курта? Нанесите тилаку». Он был очень удовлетворен, когда видел, что мы похожи на преданных, что мы помним, что мы преданные, гордимся этим. Но в сердце мы знаем, что мы делаем детские шаги в этом направлении. И стремимся к сознанию Кришны. И это замечательная, позитивная вещь. Я надеюсь, что это поможет вам, что это, с одной стороны, хорошо, это позитивная вещь — идентифицировать себя как вайшнава, как преданного. Но, с другой стороны, если мы думаем об этом слишком много, что мы слишком значительные, — это совсем нежелательно для нас, неблагоприятно для нас.

#00:53:37#

Это хороший вопрос, Кишор Прабху. Я хорошо вас помню, и я рада вас видеть. И я надеюсь, что вы [сидите] не за рулем, улыбаясь в камеру, потому что это очень опасно. Все хорошо, вы остановились и припарковались где-то. Будьте в безопасности, пожалуйста.

Джай Гурудев!

#00:54:07#

Расананда Прабху: С нами была Бхакти Лалита. Мы повторим эту программу, и мы пригласим вас, возможно, в следующий раз. Мы хотим, чтобы вы снова присоединились к нам.

Бхакти Лалита Диди: Конечно, для меня это большое удовольствие. Хочу вам служить. Просто дайте мне знать, напишите мне, я присоединюсь к вам. Спасибо вам за ваше приглашение! Моя любовь и мои поклоны для каждого из вас. Я рада видеть ваши хорошие лица. Я молюсь, чтобы каждый из вас был в безопасности и здоровым. Слава Гуру и Гауранге и святым вайшнавам!

Транскрипцию выполнила Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

2  Имеется в виду следующая шлока: а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит — «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее» (Бхагавад-гита, 2.29).




←  «Кто может рассказать тебе о Кришне? | День ухода Шрилы Рамананды Рая». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 23 мая 2019 года. Гупта Говардхан | “Who Can Tell You about Krishna? | Ramananda Ray’s Disappearance.” Srila B. S. Goswami Maharaj. May 23, 2019. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «„Шри Чайтанья Бхагавата“. Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда, глава 1, стихи 102–114». Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 7 мая 2023 года. Лахта, Санкт-Петербург  →



Краткое содержание беседы: 

#00:00:10# Вопрос: Как получить милость вайшнавов, если она безусловна и не связана со справедливостью?

#00:03:15# Вопрос: Бхагавад-гита учит нас тому, что не следует привязываться к плодам своих действий. Однако лично я постоянно переживаю, будут ли довольны преданные моим служением, и расстраиваюсь, если они не рады моим действиям. Как служить преданным, не привязываясь к результату?

#00:09:22# Бхакти Лалита о единственном способе «выжить» в духовной жизни.

#00:19:52# Вопрос: Какими должны быть взаимоотношения между духовными сестрами? Есть ли особое настроение служения в этом кругу?  

#00:27:38# Вопрос: На практике я не всегда могу проявить настоящее смирение и терпение. Внутри остается осадок, внутренняя критика. Как с этим работать?

#00:32:14# Вопрос: Я пыталась разобраться, где сердце, чувства, ум, где во всем этом душа. Стоит ли нам пытаться действовать с уровня своей души?

#00:40:09# Вопрос: Как начать действовать в умонастроении смирения, терпения и уважения? Как перестать видеть плохие качества в людях? 

#00:46:48# Вопрос: В глубине своего сердце я нахожу запретное чувство: я думаю, что я преданный, что я вайшнав. Думаете ли вы, что вы вайшнав, преданная? Думал ли Гурудев, что он вайшнав? Что делать, если я не могу избавиться от этого чувства?

 

«Богатство преданных: опыт, служение, практика» — еженедельные живые беседы с нашими учителями. Встречи проходят каждую субботу в ZOOM с синхронным переводом на русский, английский и украинский.

https://t.me/RealityTheBeautiful


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Сокровища преданных: опыт, служение, практика.
Ответы на вопросы

(Запись ZOOM. 21 января 2023 года)


Бхакти Лалита Диди: Мои дандаваты всем! Скажите, пожалуйста, каким образом я могу быть вам полезна? Как я могу вам служить?

Расананда Прабху: У нас есть вопрос от Враджи Сундари [Диди]. Как возможно получить милость вайшнавов, если она безусловна и не связана со справедливостью?

#00:00:32#

Бхакти Лалита Диди: Это хороший вопрос, Диди, спасибо. Это естественный обмен. Это не что-то, чему мы можем научиться, натренироваться, не что-то, связанное с учебой или с возрастом, или полом, или национальностью. Также это не связано с любым видом квалификации. Это просто любовный обмен, когда мы служим вайшнавам с нашим сердцем [исполненным любви], [следует] искренне предлагать им то, что им нравится, то, что необходимо. Одна из вещей, которые говорил Шрила Шридхар Махарадж, была: служение в соответствии с его интенсивностью, необходимостью перекрывает какие-либо расчеты. То есть [следует выполнять] то, что необходимо, то, что остро необходимо, и вы это обеспечиваете с помощью своего служения. Стакан воды. Вайшнав очень хочет пить, ему нужен стакан с водой, чтобы попить. Вы ему даете стакан воды с уважением, с заботой, с любовью, он выпивает его, он сразу же становится счастливым. Или другой пример, который давал Шрила Говинда Махарадж: «Кришна любит самосы, так дайте Ему самосы». Это не наука о ракетостроении, это не требует большой квалификации, просто дайте Ему то, что Ему нравится, от сердца. Итак, неважно, в каких условиях вы находитесь, это просто ваше желание удовлетворить, ваше желание служить, когда вы находитесь в искреннем настроении служения и даете то, что необходимо.

#00:03:12#

Расананда Прабху: И сейчас у нас есть вопрос от Пранешвара Прабху из Львова.

Пранешвар Прабху: Дандаваты всем преданным! Дандаваты, Бхакти Лалита! Бхагавад-гита учит нас тому, что не следует привязываться к плодам своих действий. Однако лично я постоянно переживаю, будут ли довольны преданные моим служением, и расстраиваюсь, если они не рады моим действиям. Как служить преданным, не привязываясь к результату?

#00:04:33#

Бхакти Лалита Диди: Итак, это хороший вопрос. Я думаю, что каждый из нас переживает [по этому поводу]. Если мы стараемся что-то сделать для вайшнавов, а это их не делает счастливыми, тогда [это нас расстраивает]… Результаты, которые приходят, пришли, мы должны просто принять эти результаты, в конце концов это воля Кришны, и [необходимо] просто отпустить это и попробовать еще раз. Мы всегда хотим стараться удовлетворить вайшнавов, и мы молимся о милости, милости нашего Гуру, милости вайшнавов, чтобы они позволили нам служить и делать преданных счастливыми, чтобы мы находились в верном настроении. Это все, что мы можем сделать.

#00:05:40#

Мы не можем изменить результаты таким образом, чтобы не привязываться к ним, но мы снова стараемся, мы продолжаем, просто возвращаемся и заново пытаемся с большей искренностью, с большим стремлением, с большей серьезностью. И не важно, что придет, это приходит, мы не можем это контролировать, результаты нам не принадлежат. Мы не несем за них ответственность, мы не можем чувствовать к ним привязанность, мы должны просто принимать то, что приходит. Это воля Господа, и мы радостно и счастливо принимаем Его волю. Не важно, каков результат, мы все равно стараемся, продолжаем и никогда не сдаемся. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.

#00:07:47#

И вы знаете, что эта реализация придет. Вы продолжаете с верой. Кришна благословит меня, преданные благословят меня, Гурудев благословит меня. Просто продолжайте. Все, что вам нужно, все эти реализации, квалификация и служение, все это придет к вам. И еще одна вещь, о которой часто говорил наш Гурудев: «Мячик всегда приходит к ногам того, кто может играть в футбол». Просто делайте свою работу, будьте хорошим преданным, делайте самое лучшее, на что вы способны. Это все связано с сердцем, это наша искренность, [обмен происходит] из сердца в сердце. Продолжайте свое служение, и все будет хорошо. Как говорил Гурудев: мы продолжаем, мы играем в футбол, мы тренируемся, эта тренировка будет полезной, мы тренируемся с помощью общения с преданными, мы слушаем от них о Кришне, слушаем, каким образом мы должны служить, и мы продолжаем общаться с хорошими игроками в футбол. И мы становимся хорошими, теми, кем мы являемся.

#00:09:25#

О единственном способе «выжить» в духовной жизни

Пока люди думают о своих вопросах, в это время я могу просто рассказать вам о каких-то вещах, о которых я думала не так давно. Я чувствую очень вдохновленной себя в связи со шлокой «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена…»[1], которую часто произносил Гурудев, — о том, что мы должны быть более смиренными, чем травинка, более терпимыми, чем дерево, оказывать почтение другим и не ждать почтения по отношению к нам. Таким образом мы можем быть преданными. Мы можем воспевать святые имена Господа, мы можем получить маха-мантру и быть хорошими слугами в этом настроении. Таково настроение. Наш Гурудев называл это указаниями, что нет никакого другого способа «выжить» в сознании Кришны, в духовной жизни, нет никакого другого способа жить в этом мире без практики смирения, терпения, почтения [по отношению к] другим. И это решит все наши проблемы.

#00:11:04#

Мы можем проживать нашу жизнь, следуя этим указаниям, стремясь к этому, стараясь намного лучше быть смиренными, не чувствовать себя какими-то значительными. Если кто-то меня оскорбляет, кто я такой, чтобы протестовать, чтобы в ответ оскорблять? Я более смиренный, чем травинка, я меньше меньшего? Кто я такой, чтобы быть оскорбленным? И мы терпим все эти оскорбления, мы терпим, переносим это, не протестуем, и мы уважаем каждого, оказываем ему почтение.

#00:12:06#

Шрила Шридхар Махарадж сказал, что если мы чувствуем и думаем, что что-то меньше, чем идеал, тогда решение этому — покажите этому более высокий пример. Вам не нужно выступать против кого-то, это никогда не что-то хорошее, мы не рекомендуем это, не выступайте ни против кого, покажите свой более высокий пример, будьте тем, что вы хотите увидеть. Если вы хотите увидеть, что кто-то делает все хорошо, находится в хорошем настроении, будьте таковым, покажите более высокий пример. Видьте хорошие стороны в каждом, ищите это хорошее. И поддерживайте эти хорошие качества, цените их и игнорируйте все остальное.

#00:13:22#

Шрила Шридхар Махарадж сказал бы: отмечайте хорошие стороны, не обращайте внимание [на нежелательное] и игнорируйте какие-то плохие стороны; если они нежелательны, просто отпустите это, не обращайте на это внимание, не думайте об этом. Просто цените хорошие стороны в других. Таким образом мы сможем жить гармонично. И мы все живем, особенно преданные, которые живут в ашрамах, у нас есть так много личностей, с которыми нам стоит гармонизироваться, и иногда мы чувствуем, что нас не уважают, что нас оскорбляют. Но если мы можем быть просто смиренными, терпимыми и уважать других, тогда все разрешится, наше окружение станет гармоничным. Таким образом мы можем воспевать [святое имя Бога], находясь в мирном настроении, иметь духовную жизнь.

#00:14:26#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Через терпение гармония увеличивается». Гармония может вместить в себя все и всех, мы все можем найти решение всех проблем здесь. Все наши сложности — мы можем решить их, стараясь двигаться в эту сторону, следовать этому и быть этим: быть смиренным, быть терпимым, быть почтительным, видеть хорошее в каждом и игнорировать плохое. Таким образом мы будем жить в миру с нашим окружением. И, как я вижу, очень легко конфликтовать, отделяться, разделяться с другими людьми и не быть способным быть в гармонии с другими. День за днем мы можем стать все более и более отделенными от мира, от мировой миссии. Но мы не хотим этого.

#00:15:56#

Если это происходит, то это происходит, потому что мы не следуем нашей религии, мы не смиренные, мы не терпимые, мы не почитаем других. А мы хотим следовать нашей религии, практиковать нашу религию, быть теми, кем наш Гурудев хотел, чтобы мы были. Это настолько важно. Я вижу всех этих людей в моей жизни, вокруг меня, и чувствую, насколько красиво это решение. Именно в таком настроении жили наш Гурудев и Гуру Махарадж, и они проповедовали именно эту концепцию. Это настолько важно: держать это впереди себя [как идеал] и находить гармонию в наших жизнях. Это была тема, о которой я действительно думала, вспоминала каждый день и пыталась найти прибежище в этой теме, думая, что это действительно решение.

#00:17:12#

И я хотела бы, чтобы каждый попробовал так же увидеть это. Мы слышали это миллионы раз, но именно так мы должны продолжать [жить], это очень красиво. Насколько прекрасно и красиво смирение, видеть смиренную душу. Просто представьте себе смиренного, красивого слугу, который чувствует: «Я никто, я незначительная личность. Я маленький, я счастлив выполнять незначительное служение». Это прекрасно. Кто-то может быть терпимым, и это красиво — видеть это.

#00:18:03#

Кто-то может прийти и ударить вас, дать вам пощечину, а вы не даете пощечину в ответ, вы просто поворачиваетесь и подставляете свою другую щеку, как сказал Иисус. Это пример терпения. Это настолько прекрасная вещь. Уважение каждого, кого вы встречаете, особенно преданных. Уважайте их, это очень красивое, прекрасное действие. Кришна в вашем сердце, и у вас есть такое хорошее качество, это качество — уважать других, нет ничего более прекрасного. Я просто хотела поделиться этим, потому что я об этом думала. Это настолько значимо, и я все время напоминаю себе об этом. Нет никакого другого способа уйти от этого [проблемного существования], это единственное решение, если мы хотим гармонии в нашей жизни. Если мы хотим сознания Кришны, если мы хотим действительно быть способными повторять маха-мантру и служить преданным, получить сознание Кришны, нет никакого другого пути.

#00:19:47#

Расананда Прабху: У нас есть вопрос от Алакананды [Диди] из Львова. Какими должны быть взаимоотношения между духовными сестрами? Есть ли особое настроение служения в этом кругу? Я думаю, что все в порядке с этим. Вопрос больше о наших взаимоотношениях. Что делает нас ближе друг к другу? И что действительно важно в наших взаимоотношениях, в наших попытках служить Гурудеву, Гирираджу и преданным [сообща]?

#00:21:14#

Бхакти Лалита Диди: Как я говорила о смирении и терпении, почтении: мы всегда хотим стремиться и практиковать эти явления друг с другом. Мы никогда не хотим конфликтовать или оскорблять друг друга. Это [применимо] для диди, для девушек, а также для прабху, для наших братьев. Мы всегда хотим, чтобы у нас были гармоничные отношения, и мы никогда не хотим идти друг против друга. Мы хотим стараться, чтобы у нас не было недопонимания друг друга, чтобы мы не осуждали друг друга. Это негативные части. А позитивные части: мы всегда хотим вдохновлять друг друга, главным образом на этом основаны наши взаимоотношения — на вдохновении друг друга. «О, ты делаешь замечательное служение». Мы хотим всех вдохновлять, чтобы они продолжали, отдавать наше сердце и помогать им, когда им нужна помощь. Мы помогаем друг другу. И мы подставляем друг другу спину. Мы хотим увидеть наших сестер и братьев [вдохновенными], мы хотим видеть, как все помогают друг другу, поддерживают друг друга. И живут друг для друга.

#00:23:00#

Когда есть какие-то конфликты, нам нужно очень сильно постараться, чтобы разрешить все эти вопросы. Иногда необходимо взять удар на себя, сказать: «Да, это я виноват». У нас говорят: «есть пирог смирения». (По-русски это что-то вроде «проглотить обиду».) [Необходимо] что-то, что мы можем сделать, чтобы гармонизировать ситуацию и иметь хорошие взаимоотношения. Это очень важно, когда мы живем близко друг к другу. Мы хотим всех возвышать в нашем окружении, помогать всем, вдохновлять их. Именно это настроение [следует культивировать].

#00:23:52#

Но в реальности иногда возникает какое-то недопонимание, разногласие, какая-то дисгармония. Как я говорила прямо перед этим: в наших взаимоотношениях настолько важно помнить об этом, быть смиренными и терпимыми, уважать других и действительно стараться сохранять наши взаимоотношения с преданными. Стараться, чтобы они были хорошими, вдохновлять друг друга. У нас бывают хорошие времена, плохие времена, в любые времена мы хотим поддерживать друг друга и давать какое-то благо друг другу, и всегда служить нашим сестрам, так же, как и нашим братьям. Это главный момент, это то, что мы узнали, например, у наших Гуру. Всегда быть вдохновением, всегда поддерживать всех в семье преданных.

#00:25:07#

И если мы видим, что необходимо что-то исправить, то мы очень аккуратны. Наш Гурудев, Говинда Махарадж, не был быстр в исправлении других, он давал время преданным, чтобы они сами себя исправили. Он не был скор на исправление и на указание, где недостаток, что было сделано неверно, он давал людям время на размышление, на то, чтобы изменить себя. И очень часто все эти вещи разрешались сами по себе, естественным образом. Мы хотим быть щедрыми с сестрами, так же, как и с братьями: давать каждому место, возможность расти, изменяться, приспосабливаться. И в особенности не сплетничать. Это то, что никогда не поможет. Сплетни друг о друге, [не следует] слушать эти сплетни, мы всегда хотим закрыть наши уши и изменить фокус нашего внимания, если приходят какие-то сплетни. Всегда: нет, нет, мы хотим видеть только хорошее, мне нравится этот преданный, я хочу служить им, я хочу вдохновлять их, я не хочу слушать никакие негативные вещи ни о ком. И это настроение, которое мы хотим всегда поддерживать и сохранять в наших взаимоотношениях друг с другом.

Я надеюсь, что это ответ на ваш вопрос.

#00:27:26#

Расананда Прабху: У нас есть еще вопрос. Ананда Рупа [Диди] и еще несколько преданных пишут.

Ананда Рупа Диди: На практике я не всегда могу проявить настоящее смирение и терпение. Внутри остается осадок, внутренняя критика, гордыня и эго. Как с этим работать на практике?

#00:28:56#

Бхакти Лалита Диди: Мы все практикуем, мы не мастера, и каждый день — это новый день для практики. [Нужно] снова постараться завтра. Возможно, сегодня у меня не получилось, у меня часто что-то не получается, я не могу быть более смиренной, более терпимой, я не могу больше уважать, я все время должна извиняться. И мы пытаемся снова. Мы не сдаемся. И Кришна помогает нам. И служение приходит, когда мы стараемся. Когда Господь видит, что мы стараемся, что мы прикладываем усилия снова и снова, стремимся практиковать эти вещи, тогда помощь свыше придет к нам. Мы должны стремиться к этому, мы должны продолжать идти и не сдаваться.

#00:30:13#

Таким образом, мы не хотим наказывать себя и быть в депрессии, и не иметь возможности выполнять деятельность, но мы снова пытаемся, мы стараемся. И самораскаяние (есть такое слово в английском, его сложно перевести): я чувствую некий стыд, потому что я не могу это выполнить, не могу следовать этому. Но всему есть свое место. Когда мы слишком чувствуем свою вину, слишком сильно раскаиваемся, тогда мы ничего не можем делать, мы можем сдаться. Поэтому, насколько это возможно, просто стараемся сохранять позитивный настрой: «Хорошо, не получилось, завтра я не сдамся, я буду продолжать». И Кришна должен помочь нам, мы уверены в этом. Мы уверены в милости Господа. Мы уверены в милости Гурудева и преданных. И мы всегда можем попросить прощения. Давайте оставаться позитивными. [Давайте] продолжать с надеждой, с уверенностью, продолжать пытаться. Я надеюсь, что я смогла ответить на вопрос.

#00:32:18#

Расананда Прабху: У нас есть вопрос от Севы Рупы Диди.

Сева Рупа Диди: Дандават-пранам! Харе Кришна! Дандават, Бхакти Лалита Диди, и всем преданным! Харе Кришна! Я так счастлива быть с вами. Спасибо, что вы меня пригласили. Немного о бэкграунде моего вопроса. Я пыталась понять: когда мы делаем что-то от сердца… Это хорошее место для начала: стараться что-то предложить от своего сердца. Также я пыталась понять больше о своем сердце, чувствах, о своем уме и где душа во всем этом. Не будет ли лучше предлагать [подношения] от своей души? Мне кажется, что я слышала где-то, что если мы увидим хотя бы на секундочку нашу душу, то мы будем изумлены. Стоит ли нам ступить на этот уровень и попытаться что-то делать с уровня нашей души? Я не знаю, возможно ли это.

#00:34:15#

Бхакти Лалита Диди: Очень хороший вопрос. Большое спасибо, Сева Рупа Диди из Южной Африки. Вы процитировали Бхагавад-гиту. «Если вы сможете увидеть душу, то вы будете изумлены»[2]. Потому что душа изумительна. И это абсолютная истина, это нам дано в писаниях. И в то же время мы стремимся познать свои души. Мы сейчас практикуем на том уровне, на котором находимся, мы еще не видели нашу душу. Мы еще не соприкоснулись с ней, пока что. Мы только практикуем. Но это то, к чему мы стремимся, и нам нужна вера, что это правда, это истина, это слова Кришны. Это абсолютная истина. И мы продолжаем, стремясь, занимаемся служением, и мы верим, что возможно в какой-то день мы увидим проблеск нашей души. Душа дает силу, жизнь, она покрыта многими тонкими и грубыми слоями. И когда мы прогрессируем на духовном пути, эти слои постепенно уходят, и душа будет проявлена по милости в какой-то день.

#00:35:54#

И мы знаем, что это правда. Но в то же самое время, как практикующие, как стремящиеся, как студенты, мы по-прежнему продолжаем, стремясь заниматься служением. И мы делаем это настолько искренне, насколько мы можем. Следуя учению наших учителей, каким образом мы должны преуспеть в этой линии, как мы должны делать предложение [наших подношений]? Вы говорили о предложениях от сердца. У нас также есть мантры, которые мы получили во время инициации, гаятри-мантра. У нас есть мантры, которые нам даны, чтобы помочь нам в нашем служении. Мантра. Ман означает «ум», тра — «освободить». Мы берем эти мантры, и мы предлагаем с ними [наше служение] настолько искренне, насколько это возможно, и это также делает наше предложение более презентабельным и как бы ставит наше сердце на передний план. Мы стараемся предлагать верным образом.

#00:37:25#

Мы делаем самое наилучшее, что мы можем в настоящих обстоятельствах. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «В этой сделке плохо то, что мы обусловленные души, мы падшие души. Но мы стремящиеся души». Да, мы еще не преданные, но мы хотим прийти туда [в духовный мир] в один день, у нас есть вера. Да, мы души, мы атмы, и в какой-то день у нас будет возможность быть на том уровне и служить от нашей души. Но сейчас мы делаем наилучшее, что можем, и мы стараемся, готовимся тщательно, внимательно, берем наше предложение и подносим его смиренно, с уважением и искренне, насколько это возможно. И мы знаем, что это не наше условие навсегда, мы не будем всегда падшими душами, потому что мы знаем, что Кришна и Гуру спасут нас, и они окажут нам [милость], они проявят себя в сердце, и все эти слои, которые покрывают душу, постепенно уйдут — через потенцию нашей преданности и служения, и в особенности благодаря милости. Нам не хватает этой милости, и мы совершаем [нашу деятельность] настолько хорошо, насколько мы можем.

#00:39:20#

Есть какое-то место, откуда мы начинаем, и то место, где мы сейчас находимся, — это самое наилучшее место. Я надеюсь, что этот ответ вас удовлетворил. Большое спасибо.

#00:39:49#

Расананда Прабху: И у нас вопрос от Шьямы Прии [Диди].

Шьяма Прия Диди: Мой вопрос также соотносится с этой темой, что мы должны быть смиренными и видеть хорошие качества в других, не видеть плохие. Я знаю, что это тяжело — таким образом действовать. Я чувствую, что мне нужны практические советы в этом, чтобы начать действовать подобным образом. Я знаю, что Гурудев сказал, что, чтобы стать более щедрыми, мы должны начать делиться чем-то, и [хотя бы] начать отдавать то, что нам не нужно, для того чтобы наша рука стала щедрой. Но каким образом стать более учтивым, стать как бы более «слепым», чтобы не видеть плохие качества людей и находить хорошие качества? Каким образом начать это делать? Потому что это слишком сложно. Мы можем прочитать «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена», а потом, возможно через два часа, мы начинаем забывать об этом. Тяжело этому следовать каждый день. Спасибо.

#00:41:49#

Бхакти Лалита Диди: Спасибо. Это хороший вопрос. Я сейчас вспомнила Шрилу Гурудева, у него были знаки на всех стенах на его веранде, у него был третий стих «Шикшаштаки», кто-то выгравировал его. И мы видели, что Гурудев очень любит этот стих. Гурудев везде оставлял знаки этого стиха «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена», он держал его также над своей головой, и он всегда был очень сфокусирован на этом настроении. Он говорил: «Нет никакого иного пути». Просто снова и снова пытаться следовать этому, возможно не получается, но мы продолжаем, постоянные попытки, мы практикуем, мы учимся, как это делать, и практикуем, практикуем, практикуем. Мы не можем это сделать до того, как мы познаем это. Тут то же самое, в духовной жизни.

#00:43:11#

Мы хотим следовать этим духовным наставлениям. Мы знаем, что это решение, которое принесет нам гармонию, и наши учителя говорили это. И это единственный способ достичь чего-то. Нам нужно что-то, что будет напоминать, нам нужно помнить о них. Например, когда у нас ситуация с вызовом, какие-то сложности с людьми, у нас есть столько возможности практиковать это. И чем больше мы стараемся, пытаемся, тем быстрее мы к этому придем. Чем больше мы практикуем, тем быстрее мы станем совершенными. Если мы живем в одиночестве, у нас не будет возможности практиковать это, но если мы живем с большим количеством преданных или даже с несколькими преданными, у нас всегда есть шанс практиковать это.

#00:44:20#

Постоянная практика, постоянные попытки, не сдаваться и делать наше стремление постоянным. Нам нужно везде повесить какие-то знаки, в вашей комнате, в вашем окружении, везде ставьте [над головой стих] «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена». И всегда помните об этом. Некоторые люди делают татуировки, чтобы они напоминали им об этом. Это не рекомендуется, но в любом случае вы можете каким-то образом напоминать себе об этом. Это способ продолжать идти, это одно из решений. Мы хотим продолжать помнить об этом и стараться, и в какой-то момент это придет. Когда Кришна видит, что мы пытаемся, Он поможет нам. В писаниях говорится, что когда мы делаем один шаг в Его сторону, Он в нашу сторону делает десять шагов. Это щедрый Господь, и Он живет в наших сердцах. И наши учителя защищают нас, они всегда с нами. У нас есть наши учителя, наш Господь, они милостивы, они помогают нам, и они хотят увидеть, что мы стараемся. Если они увидят, что мы стараемся, они помогут нам. Продолжайте с верой и никогда не сдавайтесь. Мы все стараемся каждый день, продолжаем, пытаемся.

Я надеюсь, что это ответ на ваш вопрос.

#00:46:41#

Расананда Прабху: У нас еще один вопрос от [Враджа] Кишора Прабху. И на этом будем заканчивать.

Враджа Кишор Прабху: Дандават! Дандават, преданные! Слышно, Расананда? Спасибо большое. Рад всех видеть, чувствовать. Прежде чем задать вопрос, я хочу, чтобы вы все поняли, как я люблю и уважаю Бхакти Лалиту [Диди]. Двадцать лет назад Гурудев давал гаятри-мантру нашей группе, и у меня не было денег, чтобы сделать пожертвование. Администраторы хотели отказать мне, но тут появилась Бхакти Лалита с тарелочкой, на которой лежали фрукты, деньги. По милости Бхакти Лалиты все получилось. Я не могу не быть благодарным [ей], не помнить этого.

#00:48:08#

Бхакти Лалита Диди: Джай Гурудев! Я очень рада, что в тот момент я смогла помочь вам. Я думаю, что это милость Гурудева.

Враджа Кишор Прабху: Такой вопрос. В глубине своего сердца я нахожу запретное чувство: я думаю, что я преданный, что я вайшнав. Писания говорят, что это не очень хорошее чувство. Я нахожусь в таких обстоятельствах, что я понимаю [умом], что я не вайшнав и не преданный. Но это чувство всегда внутри. Думаете ли вы, что вы вайшнави, преданная? Думал ли Гурудев, что он вайшнав? Что делать, если я не могу избавиться от этого чувства?

#00:49:26#

Бхакти Лалита Диди: Спасибо за этот очень искренний вопрос. Это нормально — чувствовать гордость, что я стремлюсь и служу Гуру и Кришне, я люблю вайшнавскую культуру, я взаимодействую с вайшнавской культурой, я очень горд быть в вайшнавской культуре. Это позитивная вещь. Иногда мы говорим, что мы преданные, но в реальности мы знаем, что на самом деле мы только стремимся к этому. Иногда вы увидите, что наши Гуру — Гурудев, Шридхар Махарадж, Сарасвати Тхакур — идентифицировали себя как вайшнавы, но со смирением. Есть разница между позитивной гордостью, что есть такой замечательный духовный путь преданности, и я часть этого пути, и я общаюсь на этом пути, и меня вдохновляет, — все это позитивный способ мышления, [и разрушительной гордостью, гордыней]. И вы увидите это в настроении наших учителей.

#00:50:53#

Но в то же самое время [нужно испытывать гордость за это] со смиренным сердцем. Когда мы думаем: «О, я такой замечательный вайшнав, я могу давать всем благословения, мне все должны давать богатство в мире, у меня столько знаний о сознании Кришны», когда мы думаем, что мы достигли совершенства, — это совсем не то, кем мы хотим быть. Мы не хотим пребывать в такой ментальности. Это не сознание Кришны. Это не приветствуется в сознании Кришны. Но если у нас есть гордость: «Я преданный», — это совсем другой тип гордости, и это нормально — идентифицировать себя как преданного. Мы носим тилаку, потому что мы идентифицируем себя как преданных. Мы хотим прийти к Господу, находясь в духовной одежде, из уважения мы идентифицируем себя с этой «униформой». Можно сказать, что это униформа — наши дхоти, сари, духовная одежда.

#00:52:15#

Гурудев очень ценил это, он совсем не был счастлив, если преданные приезжали в святую дхаму в шортах, майках. «Где ваши дхоти, где ваша курта? Нанесите тилаку». Он был очень удовлетворен, когда видел, что мы похожи на преданных, что мы помним, что мы преданные, гордимся этим. Но в сердце мы знаем, что мы делаем детские шаги в этом направлении. И стремимся к сознанию Кришны. И это замечательная, позитивная вещь. Я надеюсь, что это поможет вам, что это, с одной стороны, хорошо, это позитивная вещь — идентифицировать себя как вайшнава, как преданного. Но, с другой стороны, если мы думаем об этом слишком много, что мы слишком значительные, — это совсем нежелательно для нас, неблагоприятно для нас.

#00:53:37#

Это хороший вопрос, Кишор Прабху. Я хорошо вас помню, и я рада вас видеть. И я надеюсь, что вы [сидите] не за рулем, улыбаясь в камеру, потому что это очень опасно. Все хорошо, вы остановились и припарковались где-то. Будьте в безопасности, пожалуйста.

Джай Гурудев!

#00:54:07#

Расананда Прабху: С нами была Бхакти Лалита. Мы повторим эту программу, и мы пригласим вас, возможно, в следующий раз. Мы хотим, чтобы вы снова присоединились к нам.

Бхакти Лалита Диди: Конечно, для меня это большое удовольствие. Хочу вам служить. Просто дайте мне знать, напишите мне, я присоединюсь к вам. Спасибо вам за ваше приглашение! Моя любовь и мои поклоны для каждого из вас. Я рада видеть ваши хорошие лица. Я молюсь, чтобы каждый из вас был в безопасности и здоровым. Слава Гуру и Гауранге и святым вайшнавам!

Транскрипцию выполнила Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

[2] Имеется в виду следующая шлока: а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит — «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее» (Бхагавад-гита, 2.29).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования