«Идеальный реалист». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 21 марта 2023 года. Чинтамани Дхама, Таиланд | “Ideal Realist.” Srila B. S. Goswami Maharaj. March 21, 2023. Chintamani Dham, Thailand
In English
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Идеальный реалист
(21 марта 2023 года. Чинтамани Дхама, Таиланд)
Жизнь — это большая проблема. Не маленькая проблема, но гигантская. Смерть, смертность — это величайшая проблема. Возможно, проблема номер один. Неизбежное явление — смерть.
[Напевает:] «Я живу в отеле мечты в ожидании звонка на выезд».
Ваиканас Махарадж: Что вы можете рассказать об идеализме?
Госвами Махарадж: Иногда я описываю себя как «идеального реалиста». Я знаю, что такое идеал, и я фокусируюсь на нем, и я также знаю, где я нахожусь по отношению к этому идеалу. Невозможно низвести это явление в низший мир. Я понимаю, какова дистанция. Сохраняй концентрацию на идеале. Понимай, что ты находишься в относительных обстоятельствах. Все эти затруднения породил ты сам. Ты создал ситуацию, в которой находишься. Об этом говорит нам Шрила Гуру Махарадж. Если ты говоришь: «Но вот же, пришел плохой парень, и он сделал…», то нет: нет такого плохого парня. Это ты создал эти обстоятельства. Да, они ужасны. Каждое действие влечет равное по силе противодействие. Мы не знаем, каково было действие, но мы сталкиваемся с противодействием. Это карма. Если ты признаешь свою ответственность за эту ситуацию и признаешь, что сталкиваешься с серьезной проблемой, то что следует делать? Необходимо начать с чего-то скромного, простого, но подлинного.
Мы знаем: киртан — это лучшее явление. Проповедь. Кто-то может сказать, что ему нужно заниматься чем-то другим. Нет. Проповедь означает искреннюю попытку передачи концепции сознания Кришны другим людям. Такие попытки — обязательное условие прогресса. Если мы не хотим раздавать людям мусор… если мы раздаем подлинную субстанцию, которую, к счастью для нас, мы обрели, тогда… По словам Гуру Махараджа, когда розничный торговец приходит к оптовому, и его запасы исчерпаны, он просит о новых товарах, то ему говорят: «Да, я даю тебе шесть единиц товара», или двенадцать, и т. д. Когда ты искренне раздаешь то, что получил — без ожидания личной выгоды, но потому, что тебе нравится это делать, ты испытываешь побуждение это делать, — тогда к тебе придет больше и более глубокого качества. Такова подлинная практика.
Преданные, великие души, подобны маякам, указанию которых вы должны следовать. И океан невежества становится низведен до ватса-пад. Это не просто след от коровьего копыта, но телячьего копытца.
[сама̄ш́рита̄ йе пада-паллава-плавам̇
махат-падам̇ пун̣йа-йаш́о мура̄рех̣
бхава̄мбудхир ватса-падам̇ парам̇ падам̇
падам̇ падам̇ йад випада̄м̇ на теш̣а̄м
«Для того, кто взошел на корабль лотосоподобных стоп Господа, дающего прибежище всему мирозданию и известного как Мурари, враг демона Муры, океан материального мира подобен лужице в следе от телячьего копытца. Такой человек стремится к парам̇ падам, на Вайкунтху, где нет материальных страданий, а не туда, где на каждом шагу подстерегают опасности» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.58).]
Это очень маленький отпечаток. То, что было океаном, внезапно становится каплей. Я размышлял над этим, думая, как такое возможно. Это не магический трюк. Но я считаю, что это правда, поскольку так говорят священные писания. Как это может быть правдой? Перспектива. Кто-то может сказать: «О, у меня куча проблем», и ему отвечают: «А ты слышал об этом, о таком видении?» «Ты шутишь?» «Нет». И все проблемы решены. То, что было минуту назад горой… ты обретаешь новую перспективу, новое видение, и гора становится ничем. Это изменение перспективы — самбандха-гьяна. Именно так то, что было океаном, становится каплей. Все это относительно. Масштабы океана относительны.
И Вишванатх [Чакраварти Тхакур] говорит нечто по-настоящему интересное. Примечательное. Он говорит. Если это вода в лужице в следе от телячьего копытца, то… И, кстати, это утверждение показывает нам, что он за личность. Он говорит: коровы священны. И Кришна любит коров. Поэтому, если этой водой омывали корову, то она становится объектом поклонения.
И поначалу преданные — и оправданно — опасаются всех этих вещей. Подобно ребенку, у которого множество врагов. Преданный детского уровня имеет множество врагов. Повсюду все и вся структурировано таким образом, чтобы уводить тебя от Кришны, уводить от абсолютного центра и погружать в некие относительные реалии, которые ты считаешь крайне важными. Но когда перспектива меняется, то «океан невежества»… Если теперь я вижу, что этой водой омывали — абхишека — корову Кришны, я могу счастливо пролить несколько капель этой воды на свою голову.
И высшие вайшнавы — я говорю это не о себе, я не прилагаю это к себе, но говорю в принципе, — этих реалий не опасаются. Они способны видеть, что все совершенно. Следует понимать: для совершенного видения все уже совершенно. Не нужно ничего менять. Но вы не можете прогрессировать, если, находясь на низшем уровне, вы усваиваете подобный образ мыслей: «Все это милость Кришны». Тогда почему сказано: а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣, пра̄тикӯлйасйа варджанам — принимать благоприятное и отвергать неблагоприятное? Если все уже благоприятно. Очевидно, что этот совет адресован тому, кто находится на ином уровне. Но на высшем уровне… те реалии, что казались предосудительными или такими, что уводят в сторону, теперь, когда занавес устранен…
О Вамшидасе Бабаджи Махарадже рассказывают, что он любил беседовать с одним браджа-баси, пастухом, который говорил на том диалекте, на котором говорят Кришна и гопи. Они не используют ни санскрит, ни бенгали, ни хинди, но говорят на своем собственном языке — браджа-боли.
И Вамшидас знает, что этот человек разговаривает так, как говорят Кришна и гопи. Пастух рассказывал: «Вот, у меня заболела корова, я вызвал ветеринара, тот пришел», и так далее, и тому подобное. А Бабаджи Махарадж наслаждался этим. Этот человек рассказывал ему о мирских вещах: «Мою старшую дочь пора выдавать замуж». И тому подобное. В то время как Бабаджи Махарадж испытывал экстаз, слушая его речи. Существует уровень — я даже не уверен, что это можно назвать «уровнем» — некое измерение. Личности, которые в нем пребывают, — то, как они воспринимают реальность, как они ее интерпретируют, как они обрабатывают получаемый опыт, — нас это может удивить.
Наверх