«Любовь — пища для сердца | Чего хочет женщина?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 февраля 2023 года. Маэ-Рим, Таиланд





Я хотел бы подчеркнуть: вы слышите эти концепции. Это не интеллектуальное взаимодействие. Это не передача данных — вы подключаете жесткий диск к моему компьютеру, скачиваете данные и делаете с ними все, что хотите. Это работает не так. Нам говорят: передача от сердца к сердцу. Это явление напоминает знание, но превосходит его. Его сутью является чувство и в конечном счете сердце. Абсолютное верховное существо не лишено сердца. Люди, наделенные сердцами, не возникли из первоисточника, лишенного сердца или бессердечного. Мы хотим сердца, а любовь служит пищей для сердца. Не знание. Знание не удовлетворяет сердце. Пища сердца — любовь.

Любовь — пища для сердца • Чего хочет женщина?

На самом деле мы просто хиппи. Мы хотим любви. Однако «мир» (в значении «покой», «умиротворение») нас не слишком интересует. Духовный мир зовется Вайкунтхой. Кунтха значит «тревога», вай значит «без». Одно значение термина — «мир, где нет тревог», другое — «безграничная реальность». Низшая полусфера духовного мира — это Вайкунтха, где нет тревог и царит безмятежность.

Но высшая полусфера — мир Кришны — полон тревог. Мать Яшода кипятит молоко для Кришны, и Кришна сосет ее грудь, сидя у нее на коленях. Видя, что молоко закипает и начинает убегать, она отлучает Кришну от груди и спешит к плите. В сознании Кришны мы не даем молоку убежать. Она спешит к плите. Можно спросить: «Как же так? Ты находишься в обществе верховного существа и пренебрегаешь Им, чтобы…» Но Нанда Махарадж — царь пастухов, она — царица, рани. У него есть, условно говоря, миллиард коров. Есть стадо в миллион отборных коров, стадо в тысячу и т. д. И есть сто восемь высших коров, из которых восемь занимают выдающееся положение. И есть корова номер один — Падма-гандха Го. Го значит «корова», гандха — «аромат», падма — «лотос». Ее молоко источает благоухание лотоса. Именно ее молоко Яшода кипятит для Кришны. Служение Кришне выше личного общения с Ним. И Он плачет, Он зол на то, что мать оставила Его и пошла по своим делам. Но это игра. Яшода уходит, и Кришна расстроен, как все дети. Если абсолютное существо хочет играть, как дитя… посмотрите на эту маленькую девочку, Судеви. Она — моя наставница в сознании Кришны. Если она так себя ведет, что говорить о Кришне?

Кришна играет со Своим братом и другими. Кришна — изначальный, Баларама — Его экспансия. Но кто Он? Старший брат Кришны. Это иррационально. Если Кришна — номер один, то номер два должен быть младше. Но следующий после Кришны — не младший, а старший брат. И это положение позволяет Балараме испытывать к Кришне не только братскую, но и родительскую любовь — покровительствовать и защищать.


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любовь — пища для сердца | Чего хочет женщина?

(10 февраля 2023 года. Маэ-Рим, Таиланд)


Шрила Госвами Махарадж: Я говорю следующее: вы слышите некую концепцию, и это не интеллектуальная передача, не передача данных — вы подключаете ваш хард-драйв к моему устройству, и я передаю данные, и теперь у вас есть данные, вы делаете с ними то, что хотите. Нет, так это не работает. Это зовется передачей «от сердца к сердцу», это нечто, напоминающее знание, но превосходящее знание. Сутью этого являются чувства — и сердце в конечном счете.

#00:00:36#

Верховное абсолютное существо не лишено сердца. Мы, люди в этом мире, обладаем сердцами и нашим источником является тот, у кого нет сердца?! Нет, это не так. Поэтому мы хотим сердца, и любовь служит пищей сердцу, не знание. Знание не может удовлетворить сердце. Но любовь — пищей сердца служит любовь. Нас интересует именно это. Мы, по сути, движение хиппи, которые помешаны на любви. Но мир нас не слишком интересует. Не в такой мере.

#00:01:19#

Потому что духовный мир зовется Вайкунтха: кунтха означает «беспокойство», «тревога», а вай значит «без». Один из смыслов этого термина: «мир, лишенный беспокойств». Другое значение — «безграничный». Иногда я шучу, говоря, что низшая полусфера духовного мира, Вайкунтха, полна безмятежности, умиротворения, свободы от беспокойств; но высшее «полушарие», Кришна, полон беспокойств. Понимаете?

#00:01:48#

Например, мать Яшода кипятит молоко для Кришны. Кришна в этот момент сосет ее грудь, сидя на ее коленях, и молоко убегает, и она отталкивает Кришну. Снимает Его с колен и бежит снимать молоко с плиты. И мы расстраиваемся, когда молоко убегает… И, казалось бы, ты находишься в обществе Верховного существа, но она отвергает Его для того, чтобы позаботиться о молоке.

#00:02:18#

Нанда Махарадж — царь пастухов, она — его царица. И у них миллиарды коров, миллиард коров, а затем десять миллионов коров, и так далее. И в конечном счете есть сто восемь главных коров, восемь из них — самые особенные. И есть одна корова — Падма-гандха-го, так ее зовут. Го — значит «корова», падма-гандха означает, что ее молоко источает благоухание лотоса. Она дает очень особенное молоко. И именно это молоко Яшода кипятит для Кришны. И служение Кришне для нее превосходит непосредственное взаимодействие с Кришной, а Он плачет, Он зол на то, что Его мать оставила Его для того, чтобы заняться чем-то другим, но это — игра. И что она позволяет? Она возвращается и видит, что Кришна заброшен, Кришна расстроен. Как дети.

#00:03:15#

Подумайте: если Верховное существо хочет играть как ребенок… Я вижу эту маленькую девочку здесь, Судеви, она — моя учительница о сознании Кришны, потому что, как я говорю, если она так себя ведет, то почему бы Кришне себя так не вести? Кришна играет с братом. Следует помнить: Он — изначальный, а следующий после него — Баларама. И кто Он? Старший брат. Это противоречит рациональному образу мысли. Кришна — изначальный, и следует допустить, что следующий после Него — младший брат. Но Его следующий — старший брат, что позволяет Ему испытывать не только братскую любовь к Кришне, но и родительские чувства.

#00:03:57#

Как, например, мои братья, они были старше меня на пять и восемь лет [соответственно], и они постоянно меня защищали. Мы с Рам Сундаром возили на днях нашу девочку, аналогичным образом мои братья переносили меня через лужи, через ямы, они подкидывали меня в воздух. И однажды они качали меня на качелях, на тарзанке, подвешенной на высоком дереве. Я раскачивался очень высоко, и мои старшие братья подкидывали меня, я возносился все выше и выше, очень высоко, немыслимо высоко. И в какой-то момент я увидел, как дерево приближается ко мне, и оно в конце концов ударило меня по лбу, и я свалился с качели и упал на землю. И братья стали надо мной, они смотрели мне в глаза, и, прежде чем сказать что-либо, как только я открыл глаза и увидел их лица, они говорили мне: «Не рассказывай маме!» Они не спросили меня: «Как ты себя чувствуешь?» Нет, первое, что они мне сказали: «Не рассказывай маме! Подними палец, если ты нас слышишь. Ничего не рассказывай матери!» — «О да, да, понял».

#00:05:19#

Так вот, Кришна так играет со Своим братом и друзьями. Они рассказывают матери Яшоде о том, что Кришна ел землю, грязь. Глину. И она призывает к себе Кришну и говорит: «Гопал, это правда, что Ты ел землю, ел грязь?» — «Нет, нет, мамочка, — отвечает Он. — Поскольку Я лучше их, Я побил их, а они выдумывают это для того, чтобы ты на Меня ругалась». Кришна говорит: «Загляни Мне в рот и убедишься, ел Я землю или нет». Она заглядывает в рот и видит там Землю, Солнечную систему, Вселенную и бесчисленные вселенные. И Кришна говорит: «Мама, ты видишь землю в Моем рту?» И на какой-то момент она чувствует, она понимает: «Да, Он тот, кто Он есть. Он — Верховный, а я считаю Его ребенком». А потом мяукать начинает кошка, и Кришна, испуганный, цепляется за нее, за ее юбку. И она понимает: «О нет, Он — [всего лишь] мой сын. Мне пришла в голову сумасшедшая мысль о том, что Он Бог или что-то в этом роде. Это порочные слухи! Люди говорят, что Кришна — полубог, или сам Верховный Бог, но они просто завидуют мне. Они выдумывают эти истории, завидуя моему ребенку».

#00:06:47#

Но у нее рождается чувство, что Он принадлежит кому-то из-за таких слухов. Это зовется апаракия-бхава, чувство того, что Он незаконно твой, а принадлежит кому-то, заставляет расти привязанность. Когда Кришна играет с гопи, у этих гопи есть мужья. И это нечто запретное — Кришна общается с женами этих пастухов, с этими браджа-гопи. И у Радхарани есть так называемый муж, его зовут Абхиманью, и Ее свекровь постоянно пытается причинить Ей проблемы. Она говорит: «Абхиманью, ты не знаешь о том, что твоя жена сейчас находится в обществе этого низменного пастуха. Она постоянно с Ним встречается». — «Нет, нет, моя жена очень добродетельна». — «Нет, нет, Она сейчас находится на свидании с Ним, прямо сейчас. Ты можешь пойти и посмотреть, если мне не веришь». И он говорит ей: «Да, мать», и он идет. Вместо свидания Кришны и Радхи [Абхиманью видит другую картину]… Кришна принимает образ матери Кали, или Дурги Деви, одной из них. Образ богини. Он превращается в богиню, и когда муж достигает места свидания, он видит, как Радхарани с великим чувством предлагает цветы и благовония богине. И он начинает плакать и говорить: «Моя жена такая замечательная! Почему она [его мать] выдумывает все эти истории о Ней?»

#00:08:17#

Именно так Они играют. И это не посягательство на чужое. Как один индиец мне сказал… Представьте, однажды в Индии случилось. Я, Бхакти Судхир Госвами, встретил в Индии человека, который заявил: «Я Джон Томас». Он индиец, который обратился в христианство. А я — христианин по рождению, обращенный в сознание Кришны. И вот мы встретились, два проповедника, и это Индия, и пятьсот человек собралось вокруг нас, чтобы послушать наш диспут, немедленно. Так происходит в Китае, в Индии, вы знаете — [чтобы] собрать толпу в пятьсот человек, для этого достаточно просто помахать рукой. И вот люди там сидели и смотрели на нас и слушали, и мы обменивались аргументами, и он стал проигрывать в этом диспуте. И он заявил: «Я хочу знать, почему Господь Кришна танцует с чужими женами? Вот что я хочу знать». И я, обратившись к толпе, я играл с этой толпой, я сказал: «А-а-а-га! Вы видите, что теперь кота достали из мешка». И я сказал этому человеку и слушателям: «Почему вы присваиваете себе одну из гопи Кришны?», и толпа заявила: «Аччха, баба́, слушайте Махараджа!»

#00:09:31#

И смысл здесь вот в чем: Кришна владеет всем и вся, но Он играет, для того чтобы сделать это взаимодействие интересным, чтобы добавить элемент запретности. Это напоминает мне… когда я был ребенком, в южном Мэриленде мы жили в одном месте на заливе. Это место, где находится аэрокосмическая станция, где тренируются американские астронавты. Почему? Потому что это место на заливе, и если что-то идет не так, то космические аппараты и космонавты высаживаются на воду. И там находится их база. Почему я об этом заговорил? Какова моя линия мысли была? Что я говорил до того, как заговорил о южном Мэриленде?

#00:10:29#

Сулакшана Диди: Вы рассказывали о встрече с христианином и о том, как он…

#00:10:33#

Шрила Госвами Махарадж: О, да, так вот. Южный Мэриленд. Я провел там начало своей жизни, поэтому я всегда вспоминаю южный Мэриленд. Я жил в чаще. Мы называли это «чаща», wood, мы не использовали слово «лес», forest. До десяти лет я даже и не слышал, что это называют лесом. Мы ходили в чащу. И все, что мы делали, мы делали в чаще — гуляли в чаще, играли. Так вот, в южном Мэриленде люди занимаются выращиванием табака и разведением лошадей. И ремеслами. Мэриленд называют местом приятной жизни. Таиланд называют землей улыбок, а южный Мэриленд называют землей приятной жизни, комфортной жизни. И вот, на этой земле приятной жизни дети ходили в школу, дети фермеров, которые выращивали табак и разводили лошадей. И я ходил иногда в дома к соседским фермерам и мне нравилась очень одна лошадь, Золотой Мальчик ее звали, она была каштанового цвета, шатенка. Так звали этого коня: Golden Boy — Золотой Мальчик. Его называли Гоу-бой, но на самом деле его полное имя было Голден Бой. Это была прекрасная лошадь, прекрасная собой, радость для глаз. И мой отец назвал меня Филипп, потому что Филипп означает «тот, кто любит лошадей», греческие слова «филия» и «липус» (лошади) — любовь к лошадям. Мой отец тоже любил лошадей. У многих были конюшни, и выращивали табак, и наш водитель возил нас в школу, грел табачные листья на обогревателе и сам сворачивал для себя сигары.

#00:12:34#

Так вот, иногда, когда мы гуляли, мы подходили к заборам соседских ферм, где были яблоневые сады. Это было начало 60-х годов, там висели объявления: «Не следует перелазить через забор. Тот, кто перелезет, того либо пристрелят, либо оштрафуют на 250 долларов». Так и написали: «Их подстрелят». И мы слышали о таких инцидентах, о том, что кого-то подстрелили в спину, и так далее. Это все правда. Эти владельцы носят ружья, это такие ребята, которые говорят: «А ну, убирайся с моей собственности!» И там были яблоневые сады на их территории. У нас были яблоки дома. Мама каждому ставила большую тарелку, где были яблоки, апельсины, бананы, орехи и колотушки для орехов — штуки, с помощью которых орехи щелкали. Это типично американская тарелка: разные фрукты и орехи, и колотушка для орехов. Грецкие орехи, орехи пекана, бразильские орехи, их я помню, и такие штуки, с помощью которых колют орехи и вычищают сердцевину, так называемое мясо. То есть у нас в доме были яблоки — прекрасные, чудесные, метафорически и буквально, яблоки. Но вот это объявление: «Не перелазить. Того, кто перелезет, ждет выстрел или 250 долларов». 250 долларов для нас было все равно что 25 тысяч. Потому что в неделю мы получали 15 долларов.

#00:14:12#

И вот мы готовились к этой вылазке. «Вы готовы?». — «Да!» И мы перелазили быстро через забор, наши сердца учащенно бились, и мы срывали эти яблоки, и мы сидели на деревьях и поедали эти яблоки, чужие яблоки. Мы говорили себе, что это лучшие яблоки, которые мы когда-либо пробовали в жизни, гораздо более вкусные, чем те, что дают нам дома родители. Именно этим занимается Кришна. Он не может посягать на чужое, на чужую собственность и права, потому что Он — Верховный источник всего, но Он притворяется, что Он это делает. И это игра, это зовется лила. Лила — значит игра, как в кино: есть хороший парень и плохой парень. Если царь хочет поразмяться, заняться спаррингом, он не берет себе в качестве партнера человека с улицы. Это один из его доверенных лиц. И царь не хочет терпеть поражение в этой схватке. Нет, он хочет поспарринговать и победить. Но Кришна хочет, чтобы Его побеждали Его преданные. В этом состоит различие.

#00:15:25#

И иногда преданные Его побеждают. Они играют в эти игры, и иногда преданные побеждают Кришну. И правило таково, что тот, кто проиграл, должен нести на своих плечах победившую сторону. И мы видим, Гаруда — это птица, которая носит Вишну. Гаруда — это королевская и очень благородная птица, и Вишну или Кришна восседают на Гаруде в обществе Лакшми Деви (Рампа ее зовут, имя Лакшми Деви — Рампа), или [Гаруда] Рукмини носит на себе. Это отношения слуги и господина. И тот, кто это делает, тот радуется. Например, вы — водитель вертолета, на котором летает президент США, и это классно. Но Кришне нравится, когда Он терпит поражение от рук преданных, и тогда преданные сидят на Его плечах. Это посягательство на этикет. Они переступают через этикет, и Ему это нравится, когда Он чувствует их на Себе. Он жаждет такого рода любви и нежности, таких отношений, в которых айшварья, аспект величия и могущества, скрыт. Обычный гражданин государства связан отношениями с президентом или царем — отношениями слуги или господина: «Приветствую вас, мой господин». Здесь нет места фамильярности, близости — один человек глава, а другой — простой гражданин. И это легитимные отношения, но ими все не заканчивается. Например, секретная служба, охрана президента. Президент спрашивает: «Боб, как там твоя семья? Твой младший приболел — как он себя чувствует?» — «Да, сэр, ему легче, спасибо за то, что спросили». Эти люди знают президента лично, и они знают кое-что о его приватных делах.

#00:17:26#

По мере того, как близость возрастает, интимность отношений, аспект величия и могущества отходит на задний план. И это не оскорбительно, но это прекрасно. Например, у президента или премьер-министра есть друзья его детства, люди, с которыми учились в школе, они знают его школьное прозвище, они могут его поддразнивать и так далее, и тому подобное. Они могут обращаться к нему по его детскому прозвищу, не называть его «мистер президент», и для него это не оскорбление. Ему это нравится. Ему нравится то, что временами они взаимодействуют с ним на равных. Или, скажем, у него есть мать, и мать может схватить его за ухо и сказать: «Слушай меня, президент! Ты — мой сын, и ты будешь делать то, что я скажу». Вот и все. И что отвечает ей президент? «Да, мамочка». Она способна диктовать президенту, и он повинуется, и здесь нет вопроса — повиноваться или нет.

#00:18:33#

Люди не понимают относительно древней индийской и китайской культуры, они говорят, что у женщин в рамках этих культур не было прав. Но они забывают о том, что женщины при этом контролировали все. Как кто-то, у кого нет прав, нет юридических прав, как он может контролировать? Нет такого закона, который говорит, что ему нужно повиноваться или слушаться, но сердце. Есть один известный индийский ученый, его пригласили в Европу работать, он отказался. «Почему?» — спросили его. «Потому что мать не позволяет мне это делать», — отвечал он. Он был ученый с мировым именем, но он слушался свою мать. Женщина, у которой нет юридических прав, которая ничем не владеет, контролирует все. Она говорит сыну: «Продай эту собственность». — «Да, мэм». Человек, который юридически владеет всем, он на это идет. Почему? Я понимаю, что меня неправильно поймут, но мне все равно, когда я веду такие речи. Благодаря любви. Когда у вас есть права… это люди не понимают: если у вас есть права в любящих взаимоотношениях, то это уже не любовь — это легальный юридический контракт. «Если мы разойдемся, разведемся, то ей достанется эта чашка, а мне вот эта тарелка. А как мы поделим банковский счет?», и так далее, и тому подобное. Но то, как это работало в древних цивилизациях: это мать, ее слово — это финальное слово. Что бы она ни сказала, они [домочадцы] должны были повиноваться.

#00:20:15#

Есть такая книга писателя Форстера «Поездка в Индию». Там рассказывается о том, как один индийский аристократ получил образование в Англии. Помните девушку, у которой мы покупали вчера на рынке горшки для цветов? Ее мать — китаянка, ее послали в Англию учиться. Я спросил: «Что вы изучаете?» — «Международный бизнес и менеджмент». Я спросил: «Но вы же получаете такое образование, а почему вы торгуете цветочными горшками?», она отвечала: «На самом деле я зарабатываю тем, что на интернет-аукционах продаю футляры для телефонов. А продаю цветочные горшки, чтобы развлечься». Так вот, ее мать китаянка, можете себе представить, а муж — таец, муж — житель Таиланда, а мать — китаянка.

#00:21:12#

Так вот, его [индийского аристократа] послали из Индии в Англию, он вернулся в Индию, он был полностью вестернизирован, и родители велели ему жениться на местной девушке. А что ему оставалось делать? Он сказал друзьям: «Я просто женюсь на ней, а потом буду жить своей жизнью — поскольку она индианка, она это примет». Иначе говоря, он признавался друзьям: «Я буду ее обманывать, но она, поскольку она смиренная индийская жена, она будет это принимать». Так он собирался действовать. В Латинской Америке, в Аргентине, в Бразилии скажут, конечно, на Западе это все выглядит по-другому, там этого не поймут. И вот он вернулся в Индию, и состоялась свадьба, и невеста при этом была под вуалью, провели все необходимые обряды. И вот дело дошло до брачного ложа. Он никогда эту девушку не встречал и не видел. И вот в тот момент, когда он приподнял вуаль, покрывало с ее лица, он увидел ее лицо и он влюбился. Это хороший рассказ, достойная история. Он увидел ее лицо, и он влюбился в нее.

#00:22:46#

Есть другая история в той же линии мысли. Из «Кентерберийских рассказов». Сюжет закономерен, а иначе она была бы неинтересна. «Кентерберийские рассказы». Пилигримы во время паломничества рассказывают друг другу интересные истории. И вот одна из таких историй. Рассказ о том, как был рыцарь, который изнасиловал женщину, и его привели к царю и к царице, и они присудили его к смерти. Но царица, королева, возможно это был дурной день для нее (я не пытаюсь над этим подшучивать — трагические события), она сказала: «На один год мы отложим исполнение казни. Но с одним условием». — «Да! Каким условием?» — «Ты должен, — сказала королева рыцарю, — в течение года найти ответ на вопрос. Если ты найдешь ответ на вопрос, то ты будешь жить. Если не найдешь — умрешь». — «Да, какой вопрос, пожалуйста, скажи мне, моя королева». — «Ты должен за год выяснить, чего хочет женщина, найти ответ на этот вопрос». — «О да-да-да», — отвечал рыцарь.

#00:24:09#

И спустя год… За этот год рыцарь обошел всех и вся и спрашивал у мужчин и женщин — никто не давал ему ответа на этот вопрос: «Чего хочет женщина?» И он понимал, что казнь неизбежна. И вот он уже возвращался к королю и королеве, и на пути он встретил старую ведьму на обочине дороги. Она обратилась к нему и сказала: «Молодой рыцарь, мне известен ответ на этот вопрос». — «Да, пожалуйста, пожалуйста», — стал умолять он ее. — «Я тебе скажу, но ты мне ответишь за это услугой». И она сказала ему ответ, сообщила.

#00:24:55#

И он пришел к королеве и передал ей. «Ты можешь ответить на вопрос: чего хочет женщина?», и он ответил: «Женщина хочет быть госпожой (mistress, старинный английский смысл этого слова). Женщина хочет быть госпожой своего мужа и домохозяйства». Иначе говоря, женщины хотят быть главными, они хотят верховодить мужем и управлять домом, домохозяйством. «Да, — заявила королева, — это правильный ответ. Ты свободен, ты будешь жить». — «Боже мой!», — ликовал рыцарь. Он отправился восвояси и встретил ту же старую ведьму, и она напомнила ему об обещанной ей услуге. «Да, конечно, я сделаю все, что ты скажешь. Чего ты хочешь?» — «Женись на мне!» — попросила ведьма. Она старая уродливая карга, он схватился за голову. Она сказала: «Я дам тебе выбор, — заявила ему ведьма, — я могу быть либо самой соблазнительной, сексуальной, прекрасной женщиной на свете, но ты никогда не будешь уверен в том, сохраняю ли я тебе верность. Либо ты можешь принять меня такой, какая я есть, но моя верность тебе будет гарантирована. Что ты выбираешь?» И он ответил: «А чего ты хочешь? Чего ты хочешь?» И она ответила: «О, поскольку ты понял, чего на самом деле хотят женщины, я буду самой прекрасной сексуальной женщиной за пределами твоих самых смелых грез, и при этом я буду верной тебе». И они жили долго и счастливо.

Гость: Хорошая история.

#00:27:16#

Шрила Госвами Махарадж: Это хороший чай. А что это за чай? Дай-ка я посмотрю. Дай мне одну. Ты возьмешь розовый, а я возьму голубой. О, так это русалка! Ты — русалка.

Девочка Судеви: Нет, нет.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Мадхави Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «Пытайся очистить свое сердце». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 25 июня 1992 года. Гавайи, США. «Простые и сладостные истины» (часть 65) ·• Архив новостей •· «Ты можешь идти с открытыми глазами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия  →


Я хотел бы подчеркнуть: вы слышите эти концепции. Это не интеллектуальное взаимодействие. Это не передача данных — вы подключаете жесткий диск к моему компьютеру, скачиваете данные и делаете с ними все, что хотите. Это работает не так. Нам говорят: передача от сердца к сердцу. Это явление напоминает знание, но превосходит его. Его сутью является чувство и в конечном счете сердце. Абсолютное верховное существо не лишено сердца. Люди, наделенные сердцами, не возникли из первоисточника, лишенного сердца или бессердечного. Мы хотим сердца, а любовь служит пищей для сердца. Не знание. Знание не удовлетворяет сердце. Пища сердца — любовь.

Любовь — пища для сердца • Чего хочет женщина?

На самом деле мы просто хиппи. Мы хотим любви. Однако «мир» (в значении «покой», «умиротворение») нас не слишком интересует. Духовный мир зовется Вайкунтхой. Кунтха значит «тревога», вай значит «без». Одно значение термина — «мир, где нет тревог», другое — «безграничная реальность». Низшая полусфера духовного мира — это Вайкунтха, где нет тревог и царит безмятежность.

Но высшая полусфера — мир Кришны — полон тревог. Мать Яшода кипятит молоко для Кришны, и Кришна сосет ее грудь, сидя у нее на коленях. Видя, что молоко закипает и начинает убегать, она отлучает Кришну от груди и спешит к плите. В сознании Кришны мы не даем молоку убежать. Она спешит к плите. Можно спросить: «Как же так? Ты находишься в обществе верховного существа и пренебрегаешь Им, чтобы…» Но Нанда Махарадж — царь пастухов, она — царица, рани. У него есть, условно говоря, миллиард коров. Есть стадо в миллион отборных коров, стадо в тысячу и т. д. И есть сто восемь высших коров, из которых восемь занимают выдающееся положение. И есть корова номер один — Падма-гандха Го. Го значит «корова», гандха — «аромат», падма — «лотос». Ее молоко источает благоухание лотоса. Именно ее молоко Яшода кипятит для Кришны. Служение Кришне выше личного общения с Ним. И Он плачет, Он зол на то, что мать оставила Его и пошла по своим делам. Но это игра. Яшода уходит, и Кришна расстроен, как все дети. Если абсолютное существо хочет играть, как дитя… посмотрите на эту маленькую девочку, Судеви. Она — моя наставница в сознании Кришны. Если она так себя ведет, что говорить о Кришне?

Кришна играет со Своим братом и другими. Кришна — изначальный, Баларама — Его экспансия. Но кто Он? Старший брат Кришны. Это иррационально. Если Кришна — номер один, то номер два должен быть младше. Но следующий после Кришны — не младший, а старший брат. И это положение позволяет Балараме испытывать к Кришне не только братскую, но и родительскую любовь — покровительствовать и защищать.


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любовь — пища для сердца | Чего хочет женщина?

(10 февраля 2023 года. Маэ-Рим, Таиланд)


Шрила Госвами Махарадж: Я говорю следующее: вы слышите некую концепцию, и это не интеллектуальная передача, не передача данных — вы подключаете ваш хард-драйв к моему устройству, и я передаю данные, и теперь у вас есть данные, вы делаете с ними то, что хотите. Нет, так это не работает. Это зовется передачей «от сердца к сердцу», это нечто, напоминающее знание, но превосходящее знание. Сутью этого являются чувства — и сердце в конечном счете.

#00:00:36#

Верховное абсолютное существо не лишено сердца. Мы, люди в этом мире, обладаем сердцами и нашим источником является тот, у кого нет сердца?! Нет, это не так. Поэтому мы хотим сердца, и любовь служит пищей сердцу, не знание. Знание не может удовлетворить сердце. Но любовь — пищей сердца служит любовь. Нас интересует именно это. Мы, по сути, движение хиппи, которые помешаны на любви. Но мир нас не слишком интересует. Не в такой мере.

#00:01:19#

Потому что духовный мир зовется Вайкунтха: кунтха означает «беспокойство», «тревога», а вай значит «без». Один из смыслов этого термина: «мир, лишенный беспокойств». Другое значение — «безграничный». Иногда я шучу, говоря, что низшая полусфера духовного мира, Вайкунтха, полна безмятежности, умиротворения, свободы от беспокойств; но высшее «полушарие», Кришна, полон беспокойств. Понимаете?

#00:01:48#

Например, мать Яшода кипятит молоко для Кришны. Кришна в этот момент сосет ее грудь, сидя на ее коленях, и молоко убегает, и она отталкивает Кришну. Снимает Его с колен и бежит снимать молоко с плиты. И мы расстраиваемся, когда молоко убегает… И, казалось бы, ты находишься в обществе Верховного существа, но она отвергает Его для того, чтобы позаботиться о молоке.

#00:02:18#

Нанда Махарадж — царь пастухов, она — его царица. И у них миллиарды коров, миллиард коров, а затем десять миллионов коров, и так далее. И в конечном счете есть сто восемь главных коров, восемь из них — самые особенные. И есть одна корова — Падма-гандха-го, так ее зовут. Го — значит «корова», падма-гандха означает, что ее молоко источает благоухание лотоса. Она дает очень особенное молоко. И именно это молоко Яшода кипятит для Кришны. И служение Кришне для нее превосходит непосредственное взаимодействие с Кришной, а Он плачет, Он зол на то, что Его мать оставила Его для того, чтобы заняться чем-то другим, но это — игра. И что она позволяет? Она возвращается и видит, что Кришна заброшен, Кришна расстроен. Как дети.

#00:03:15#

Подумайте: если Верховное существо хочет играть как ребенок… Я вижу эту маленькую девочку здесь, Судеви, она — моя учительница о сознании Кришны, потому что, как я говорю, если она так себя ведет, то почему бы Кришне себя так не вести? Кришна играет с братом. Следует помнить: Он — изначальный, а следующий после него — Баларама. И кто Он? Старший брат. Это противоречит рациональному образу мысли. Кришна — изначальный, и следует допустить, что следующий после Него — младший брат. Но Его следующий — старший брат, что позволяет Ему испытывать не только братскую любовь к Кришне, но и родительские чувства.

#00:03:57#

Как, например, мои братья, они были старше меня на пять и восемь лет [соответственно], и они постоянно меня защищали. Мы с Рам Сундаром возили на днях нашу девочку, аналогичным образом мои братья переносили меня через лужи, через ямы, они подкидывали меня в воздух. И однажды они качали меня на качелях, на тарзанке, подвешенной на высоком дереве. Я раскачивался очень высоко, и мои старшие братья подкидывали меня, я возносился все выше и выше, очень высоко, немыслимо высоко. И в какой-то момент я увидел, как дерево приближается ко мне, и оно в конце концов ударило меня по лбу, и я свалился с качели и упал на землю. И братья стали надо мной, они смотрели мне в глаза, и, прежде чем сказать что-либо, как только я открыл глаза и увидел их лица, они говорили мне: «Не рассказывай маме!» Они не спросили меня: «Как ты себя чувствуешь?» Нет, первое, что они мне сказали: «Не рассказывай маме! Подними палец, если ты нас слышишь. Ничего не рассказывай матери!» — «О да, да, понял».

#00:05:19#

Так вот, Кришна так играет со Своим братом и друзьями. Они рассказывают матери Яшоде о том, что Кришна ел землю, грязь. Глину. И она призывает к себе Кришну и говорит: «Гопал, это правда, что Ты ел землю, ел грязь?» — «Нет, нет, мамочка, — отвечает Он. — Поскольку Я лучше их, Я побил их, а они выдумывают это для того, чтобы ты на Меня ругалась». Кришна говорит: «Загляни Мне в рот и убедишься, ел Я землю или нет». Она заглядывает в рот и видит там Землю, Солнечную систему, Вселенную и бесчисленные вселенные. И Кришна говорит: «Мама, ты видишь землю в Моем рту?» И на какой-то момент она чувствует, она понимает: «Да, Он тот, кто Он есть. Он — Верховный, а я считаю Его ребенком». А потом мяукать начинает кошка, и Кришна, испуганный, цепляется за нее, за ее юбку. И она понимает: «О нет, Он — [всего лишь] мой сын. Мне пришла в голову сумасшедшая мысль о том, что Он Бог или что-то в этом роде. Это порочные слухи! Люди говорят, что Кришна — полубог, или сам Верховный Бог, но они просто завидуют мне. Они выдумывают эти истории, завидуя моему ребенку».

#00:06:47#

Но у нее рождается чувство, что Он принадлежит кому-то из-за таких слухов. Это зовется апаракия-бхава, чувство того, что Он незаконно твой, а принадлежит кому-то, заставляет расти привязанность. Когда Кришна играет с гопи, у этих гопи есть мужья. И это нечто запретное — Кришна общается с женами этих пастухов, с этими браджа-гопи. И у Радхарани есть так называемый муж, его зовут Абхиманью, и Ее свекровь постоянно пытается причинить Ей проблемы. Она говорит: «Абхиманью, ты не знаешь о том, что твоя жена сейчас находится в обществе этого низменного пастуха. Она постоянно с Ним встречается». — «Нет, нет, моя жена очень добродетельна». — «Нет, нет, Она сейчас находится на свидании с Ним, прямо сейчас. Ты можешь пойти и посмотреть, если мне не веришь». И он говорит ей: «Да, мать», и он идет. Вместо свидания Кришны и Радхи [Абхиманью видит другую картину]… Кришна принимает образ матери Кали, или Дурги Деви, одной из них. Образ богини. Он превращается в богиню, и когда муж достигает места свидания, он видит, как Радхарани с великим чувством предлагает цветы и благовония богине. И он начинает плакать и говорить: «Моя жена такая замечательная! Почему она [его мать] выдумывает все эти истории о Ней?»

#00:08:17#

Именно так Они играют. И это не посягательство на чужое. Как один индиец мне сказал… Представьте, однажды в Индии случилось. Я, Бхакти Судхир Госвами, встретил в Индии человека, который заявил: «Я Джон Томас». Он индиец, который обратился в христианство. А я — христианин по рождению, обращенный в сознание Кришны. И вот мы встретились, два проповедника, и это Индия, и пятьсот человек собралось вокруг нас, чтобы послушать наш диспут, немедленно. Так происходит в Китае, в Индии, вы знаете — [чтобы] собрать толпу в пятьсот человек, для этого достаточно просто помахать рукой. И вот люди там сидели и смотрели на нас и слушали, и мы обменивались аргументами, и он стал проигрывать в этом диспуте. И он заявил: «Я хочу знать, почему Господь Кришна танцует с чужими женами? Вот что я хочу знать». И я, обратившись к толпе, я играл с этой толпой, я сказал: «А-а-а-га! Вы видите, что теперь кота достали из мешка». И я сказал этому человеку и слушателям: «Почему вы присваиваете себе одну из гопи Кришны?», и толпа заявила: «Аччха, баба́, слушайте Махараджа!»

#00:09:31#

И смысл здесь вот в чем: Кришна владеет всем и вся, но Он играет, для того чтобы сделать это взаимодействие интересным, чтобы добавить элемент запретности. Это напоминает мне… когда я был ребенком, в южном Мэриленде мы жили в одном месте на заливе. Это место, где находится аэрокосмическая станция, где тренируются американские астронавты. Почему? Потому что это место на заливе, и если что-то идет не так, то космические аппараты и космонавты высаживаются на воду. И там находится их база. Почему я об этом заговорил? Какова моя линия мысли была? Что я говорил до того, как заговорил о южном Мэриленде?

#00:10:29#

Сулакшана Диди: Вы рассказывали о встрече с христианином и о том, как он…

#00:10:33#

Шрила Госвами Махарадж: О, да, так вот. Южный Мэриленд. Я провел там начало своей жизни, поэтому я всегда вспоминаю южный Мэриленд. Я жил в чаще. Мы называли это «чаща», wood, мы не использовали слово «лес», forest. До десяти лет я даже и не слышал, что это называют лесом. Мы ходили в чащу. И все, что мы делали, мы делали в чаще — гуляли в чаще, играли. Так вот, в южном Мэриленде люди занимаются выращиванием табака и разведением лошадей. И ремеслами. Мэриленд называют местом приятной жизни. Таиланд называют землей улыбок, а южный Мэриленд называют землей приятной жизни, комфортной жизни. И вот, на этой земле приятной жизни дети ходили в школу, дети фермеров, которые выращивали табак и разводили лошадей. И я ходил иногда в дома к соседским фермерам и мне нравилась очень одна лошадь, Золотой Мальчик ее звали, она была каштанового цвета, шатенка. Так звали этого коня: Golden Boy — Золотой Мальчик. Его называли Гоу-бой, но на самом деле его полное имя было Голден Бой. Это была прекрасная лошадь, прекрасная собой, радость для глаз. И мой отец назвал меня Филипп, потому что Филипп означает «тот, кто любит лошадей», греческие слова «филия» и «липус» (лошади) — любовь к лошадям. Мой отец тоже любил лошадей. У многих были конюшни, и выращивали табак, и наш водитель возил нас в школу, грел табачные листья на обогревателе и сам сворачивал для себя сигары.

#00:12:34#

Так вот, иногда, когда мы гуляли, мы подходили к заборам соседских ферм, где были яблоневые сады. Это было начало 60-х годов, там висели объявления: «Не следует перелазить через забор. Тот, кто перелезет, того либо пристрелят, либо оштрафуют на 250 долларов». Так и написали: «Их подстрелят». И мы слышали о таких инцидентах, о том, что кого-то подстрелили в спину, и так далее. Это все правда. Эти владельцы носят ружья, это такие ребята, которые говорят: «А ну, убирайся с моей собственности!» И там были яблоневые сады на их территории. У нас были яблоки дома. Мама каждому ставила большую тарелку, где были яблоки, апельсины, бананы, орехи и колотушки для орехов — штуки, с помощью которых орехи щелкали. Это типично американская тарелка: разные фрукты и орехи, и колотушка для орехов. Грецкие орехи, орехи пекана, бразильские орехи, их я помню, и такие штуки, с помощью которых колют орехи и вычищают сердцевину, так называемое мясо. То есть у нас в доме были яблоки — прекрасные, чудесные, метафорически и буквально, яблоки. Но вот это объявление: «Не перелазить. Того, кто перелезет, ждет выстрел или 250 долларов». 250 долларов для нас было все равно что 25 тысяч. Потому что в неделю мы получали 15 долларов.

#00:14:12#

И вот мы готовились к этой вылазке. «Вы готовы?». — «Да!» И мы перелазили быстро через забор, наши сердца учащенно бились, и мы срывали эти яблоки, и мы сидели на деревьях и поедали эти яблоки, чужие яблоки. Мы говорили себе, что это лучшие яблоки, которые мы когда-либо пробовали в жизни, гораздо более вкусные, чем те, что дают нам дома родители. Именно этим занимается Кришна. Он не может посягать на чужое, на чужую собственность и права, потому что Он — Верховный источник всего, но Он притворяется, что Он это делает. И это игра, это зовется лила. Лила — значит игра, как в кино: есть хороший парень и плохой парень. Если царь хочет поразмяться, заняться спаррингом, он не берет себе в качестве партнера человека с улицы. Это один из его доверенных лиц. И царь не хочет терпеть поражение в этой схватке. Нет, он хочет поспарринговать и победить. Но Кришна хочет, чтобы Его побеждали Его преданные. В этом состоит различие.

#00:15:25#

И иногда преданные Его побеждают. Они играют в эти игры, и иногда преданные побеждают Кришну. И правило таково, что тот, кто проиграл, должен нести на своих плечах победившую сторону. И мы видим, Гаруда — это птица, которая носит Вишну. Гаруда — это королевская и очень благородная птица, и Вишну или Кришна восседают на Гаруде в обществе Лакшми Деви (Рампа ее зовут, имя Лакшми Деви — Рампа), или [Гаруда] Рукмини носит на себе. Это отношения слуги и господина. И тот, кто это делает, тот радуется. Например, вы — водитель вертолета, на котором летает президент США, и это классно. Но Кришне нравится, когда Он терпит поражение от рук преданных, и тогда преданные сидят на Его плечах. Это посягательство на этикет. Они переступают через этикет, и Ему это нравится, когда Он чувствует их на Себе. Он жаждет такого рода любви и нежности, таких отношений, в которых айшварья, аспект величия и могущества, скрыт. Обычный гражданин государства связан отношениями с президентом или царем — отношениями слуги или господина: «Приветствую вас, мой господин». Здесь нет места фамильярности, близости — один человек глава, а другой — простой гражданин. И это легитимные отношения, но ими все не заканчивается. Например, секретная служба, охрана президента. Президент спрашивает: «Боб, как там твоя семья? Твой младший приболел — как он себя чувствует?» — «Да, сэр, ему легче, спасибо за то, что спросили». Эти люди знают президента лично, и они знают кое-что о его приватных делах.

#00:17:26#

По мере того, как близость возрастает, интимность отношений, аспект величия и могущества отходит на задний план. И это не оскорбительно, но это прекрасно. Например, у президента или премьер-министра есть друзья его детства, люди, с которыми учились в школе, они знают его школьное прозвище, они могут его поддразнивать и так далее, и тому подобное. Они могут обращаться к нему по его детскому прозвищу, не называть его «мистер президент», и для него это не оскорбление. Ему это нравится. Ему нравится то, что временами они взаимодействуют с ним на равных. Или, скажем, у него есть мать, и мать может схватить его за ухо и сказать: «Слушай меня, президент! Ты — мой сын, и ты будешь делать то, что я скажу». Вот и все. И что отвечает ей президент? «Да, мамочка». Она способна диктовать президенту, и он повинуется, и здесь нет вопроса — повиноваться или нет.

#00:18:33#

Люди не понимают относительно древней индийской и китайской культуры, они говорят, что у женщин в рамках этих культур не было прав. Но они забывают о том, что женщины при этом контролировали все. Как кто-то, у кого нет прав, нет юридических прав, как он может контролировать? Нет такого закона, который говорит, что ему нужно повиноваться или слушаться, но сердце. Есть один известный индийский ученый, его пригласили в Европу работать, он отказался. «Почему?» — спросили его. «Потому что мать не позволяет мне это делать», — отвечал он. Он был ученый с мировым именем, но он слушался свою мать. Женщина, у которой нет юридических прав, которая ничем не владеет, контролирует все. Она говорит сыну: «Продай эту собственность». — «Да, мэм». Человек, который юридически владеет всем, он на это идет. Почему? Я понимаю, что меня неправильно поймут, но мне все равно, когда я веду такие речи. Благодаря любви. Когда у вас есть права… это люди не понимают: если у вас есть права в любящих взаимоотношениях, то это уже не любовь — это легальный юридический контракт. «Если мы разойдемся, разведемся, то ей достанется эта чашка, а мне вот эта тарелка. А как мы поделим банковский счет?», и так далее, и тому подобное. Но то, как это работало в древних цивилизациях: это мать, ее слово — это финальное слово. Что бы она ни сказала, они [домочадцы] должны были повиноваться.

#00:20:15#

Есть такая книга писателя Форстера «Поездка в Индию». Там рассказывается о том, как один индийский аристократ получил образование в Англии. Помните девушку, у которой мы покупали вчера на рынке горшки для цветов? Ее мать — китаянка, ее послали в Англию учиться. Я спросил: «Что вы изучаете?» — «Международный бизнес и менеджмент». Я спросил: «Но вы же получаете такое образование, а почему вы торгуете цветочными горшками?», она отвечала: «На самом деле я зарабатываю тем, что на интернет-аукционах продаю футляры для телефонов. А продаю цветочные горшки, чтобы развлечься». Так вот, ее мать китаянка, можете себе представить, а муж — таец, муж — житель Таиланда, а мать — китаянка.

#00:21:12#

Так вот, его [индийского аристократа] послали из Индии в Англию, он вернулся в Индию, он был полностью вестернизирован, и родители велели ему жениться на местной девушке. А что ему оставалось делать? Он сказал друзьям: «Я просто женюсь на ней, а потом буду жить своей жизнью — поскольку она индианка, она это примет». Иначе говоря, он признавался друзьям: «Я буду ее обманывать, но она, поскольку она смиренная индийская жена, она будет это принимать». Так он собирался действовать. В Латинской Америке, в Аргентине, в Бразилии скажут, конечно, на Западе это все выглядит по-другому, там этого не поймут. И вот он вернулся в Индию, и состоялась свадьба, и невеста при этом была под вуалью, провели все необходимые обряды. И вот дело дошло до брачного ложа. Он никогда эту девушку не встречал и не видел. И вот в тот момент, когда он приподнял вуаль, покрывало с ее лица, он увидел ее лицо и он влюбился. Это хороший рассказ, достойная история. Он увидел ее лицо, и он влюбился в нее.

#00:22:46#

Есть другая история в той же линии мысли. Из «Кентерберийских рассказов». Сюжет закономерен, а иначе она была бы неинтересна. «Кентерберийские рассказы». Пилигримы во время паломничества рассказывают друг другу интересные истории. И вот одна из таких историй. Рассказ о том, как был рыцарь, который изнасиловал женщину, и его привели к царю и к царице, и они присудили его к смерти. Но царица, королева, возможно это был дурной день для нее (я не пытаюсь над этим подшучивать — трагические события), она сказала: «На один год мы отложим исполнение казни. Но с одним условием». — «Да! Каким условием?» — «Ты должен, — сказала королева рыцарю, — в течение года найти ответ на вопрос. Если ты найдешь ответ на вопрос, то ты будешь жить. Если не найдешь — умрешь». — «Да, какой вопрос, пожалуйста, скажи мне, моя королева». — «Ты должен за год выяснить, чего хочет женщина, найти ответ на этот вопрос». — «О да-да-да», — отвечал рыцарь.

#00:24:09#

И спустя год… За этот год рыцарь обошел всех и вся и спрашивал у мужчин и женщин — никто не давал ему ответа на этот вопрос: «Чего хочет женщина?» И он понимал, что казнь неизбежна. И вот он уже возвращался к королю и королеве, и на пути он встретил старую ведьму на обочине дороги. Она обратилась к нему и сказала: «Молодой рыцарь, мне известен ответ на этот вопрос». — «Да, пожалуйста, пожалуйста», — стал умолять он ее. — «Я тебе скажу, но ты мне ответишь за это услугой». И она сказала ему ответ, сообщила.

#00:24:55#

И он пришел к королеве и передал ей. «Ты можешь ответить на вопрос: чего хочет женщина?», и он ответил: «Женщина хочет быть госпожой (mistress, старинный английский смысл этого слова). Женщина хочет быть госпожой своего мужа и домохозяйства». Иначе говоря, женщины хотят быть главными, они хотят верховодить мужем и управлять домом, домохозяйством. «Да, — заявила королева, — это правильный ответ. Ты свободен, ты будешь жить». — «Боже мой!», — ликовал рыцарь. Он отправился восвояси и встретил ту же старую ведьму, и она напомнила ему об обещанной ей услуге. «Да, конечно, я сделаю все, что ты скажешь. Чего ты хочешь?» — «Женись на мне!» — попросила ведьма. Она старая уродливая карга, он схватился за голову. Она сказала: «Я дам тебе выбор, — заявила ему ведьма, — я могу быть либо самой соблазнительной, сексуальной, прекрасной женщиной на свете, но ты никогда не будешь уверен в том, сохраняю ли я тебе верность. Либо ты можешь принять меня такой, какая я есть, но моя верность тебе будет гарантирована. Что ты выбираешь?» И он ответил: «А чего ты хочешь? Чего ты хочешь?» И она ответила: «О, поскольку ты понял, чего на самом деле хотят женщины, я буду самой прекрасной сексуальной женщиной за пределами твоих самых смелых грез, и при этом я буду верной тебе». И они жили долго и счастливо.

Гость: Хорошая история.

#00:27:16#

Шрила Госвами Махарадж: Это хороший чай. А что это за чай? Дай-ка я посмотрю. Дай мне одну. Ты возьмешь розовый, а я возьму голубой. О, так это русалка! Ты — русалка.

Девочка Судеви: Нет, нет.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Мадхави Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования