«Десять оскорблений и четыре вида намабхасы при воспевании Святого Имени». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 18 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Десять оскорблений и четыре вида намабхасы при воспевании Святого Имени

(18 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


[ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда]
ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди ш́рӣ-гаура-бхакта-вр̣нда

После того как произнесены эти имена Панча-таттвы, ты должен перебирать бусины на этой малике [четках]:

#00:00:17#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Это харинама-маха-мантра. Сейчас я расскажу о том, как воспевать Святое Имя. Это Имя присутствует в «Калисантарана-упанишаде», а также в «Агни-пуране» и в «Брахманда-пуране».

#00:00:43#

Ученые брамины говорят, что это Имя — единственный тарака-брахма-нам Кали-юги. Лишь обращение к Имени, призыв — без молитвы или просьб. Это Имя дано нам Махапрабху в качестве общей рекомендации для падших душ, [это Имя] предназначено для всех: наделенных качествами и лишенных качеств. Единственное минимальное требование есть шраддха. Также в «Падма-пуране» говорится о десяти видах оскорблений [при воспевании Святого Имени], которых мы должны избегать.

#00:01:32#

Первое — это оскорбление вайшнава, садху. Садху означает вайшнав. Все остальные — поклонники полубогов — не считаются садху, святыми, у которых нет иных амбиций жизни, иных устремлений, кроме любящей связи [с Господом], служения [Ему].

#00:02:02#

Второе — аналогичное оскорбление: шастра-нинда, оскорбление шастры, писания. Конечно, [имеется в виду] шастра, в которой прославляется Кришна, не другие боги.

#00:02:18#

В-третьих, [оскорбительно] считать Гуру смертным. Поскольку он обладает многочисленными симптомами человеческого существа, тем не менее [нельзя считать его обычным смертным], согласно моей искренности, соответственно степени моей искренности встретить Бога. Бог нисходит, чтобы утолить мой голод, и Он представляет Себя в Гуру. И мы должны рассматривать Гуру в таком свете: считая, что Гуру является посредником и представителем Господа. Так нам советует в целом.

#00:02:59#

Четвертое оскорбление: другие боги, полубоги, включая Шиву, Шакти и других (бога Солнца [Сурью] и так далее), — считать их равными или более великими, нежели Нараяна или Кришна, Вишну. Они подвластны Ему и наделены различными видами долга, Он наделил их [определенными обязанностями].

#00:03:30#

Пятое [оскорбление]: с помощью словарей, грамматики пытаться узнать различные смыслы Имени. Имя — это высочайшая олицетворенная личность [Всевышнего]. По Своей собственной свободной воле Он приходит в образе Имени, и мы должны рассматривать Имя как Его самого. Звук — Он сам в звуковой форме, в образе звука, вайкунтха-шабда. Мы не должны проводить различия [между Господом и Его Святым Именем]. Это Имя не порождается языком, губами, физически и так далее, но оно духовное, вайкунтха-шабда, духовный звук, который нисходит и танцует на языке. Вайкунтха-шабда нам нами абхинна (?): Имя, Нам, связано неотъемлемо с Нами, с Именуемым.

#00:04:35#

Шестое [оскорбление]: на̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхир[1]. Мы должны понять, что одного Имени достаточно, для того чтобы очистить нас от тех грехов, которые мы только можем совершить. Если мы продолжаем потворствовать себе с этим представлением и совершать многочисленные грехи, надеясь на то, что могущество Имени спасет нас от последствий, если в таком духе мы будем воспевать Имя, то это будет оскорблением в адрес Имени.

#00:05:15#

Затем [седьмое оскорбление]: давать Имя всем и каждому лишь для того, чтобы снискать славу ачарьи. То будет оскорблением. Если человек стремится стать ачарьей, не имея санкции свыше, не будучи уполномоченным свыше, желая снискать славу и положение, это оскорбительно.

#00:05:42#

Затем, далее [восьмое оскорбление]: сарва-шубха-крийа-самам — считать Имя благом, но в то же время думать, что есть и другие благие явления, хорошие явления: есть другие святые места, можно совершать аскезы, существуют многочисленные другие очищающие процессы. Если мы принижаем положение, природу Имени таким образом, тогда мы совершаем оскорбление в адрес Имени. Никакие иные процессы очищения не могут сравниться с призывом Святого Имени.

#00:06:28#

Имя способно дать Нами, самого Господа во всей Его полноте, но другие процессы носят частичный характер и приносят успех лишь в этом бренном мире. Никакой иной процесс очищения, достижения высшей жизни не может рассматриваться в качестве равноценного, равнозначного Святому Имени и даже не может приблизиться к Святому Имени.

#00:06:59#

Затем [девятое оскорбление]: чрезмерная привязанность к телу и к физическому, материальному богатству. Если мы должным образом призываем Имя, то Имя произведет изменения в нашем уме, в нашей ментальной системе. Эта трансформация произойдет. Но если мы пытаемся избежать этой трансформации и цепляемся за нашу прошлую жизнь или нынешнюю жизнь — то будет оскорбление в адрес Святого Имени. Приглашать Его и относиться к Нему пренебрежительно — такого рода умонастроение [оскорбительно].

#00:07:44#

Затем последнее, десятое оскорбление: считать Имя чем-то чужеродным недопустимо. Он [Господь] мой друг, я дома в Его обществе. Реализуя Имя, осознавая природу Имени («обратно домой, обратно к Богу»), я направляюсь не на чужбину, но в мой родной дом, где все испытывает симпатию, сочувствие, сострадание ко мне, любовь, полноту любви, нежности. Красота, полнота красоты, любви, очарования — наиболее желанная цель жизни, ее я пытаюсь достичь и ради этого воспеваю Святое Имя.

#00:08:37#

Далее существуют четыре типа намабхасы, которые не способны дать служение Господу. Санкета [намек], парихаса [шутка], стобха [насмешка], хелана [оскорбление, пренебрежение].

#00:08:48#

Во-первых, санкета — как в случае Аджамилы. Он призывал имя Нараяны в связи со своим сыном. Но он призвал Имя, и его умонастроение изменилось. Когда к нему явились пугающие слуги Ямараджа, эта связь — связь с Нараяной — привела его на Вайкунтху. И тотчас же слуги Нараяны низошли, и, мы видим, состоялась долгая беседа между ямадутами и вишнудутами. Когда беседа закончилась, ямадуты, наказывающие грешников, были убеждены вишнудутами в том, что юрисдикция изменилась, и отныне Аджамила неподвластен суду Ямараджа, поскольку его связь с бренным миром оборвалась. «Так или иначе, Он призвал имя Нараяны, поэтому отныне он находится в юрисдикции Нараяны», — заявили вишнудуты, и ямадуты ушли.

#00:10:31#

Это намабхаса: когда отсутствует шраддха, подлинная связь с Гуру, намеренный, сознательный призыв Имени, но [имеет место] случайный призыв Имени, случайное повторение Имени, благодаря сукрити происходящее из его прошлых жизней. Намабхаса. Намабхаса способна принести освобождение. Он испытывал раскаяние в своих прошлых грехах и призвал имя Нараяны, и в конечном счете вишнудуты низошли, явились на колеснице, чтобы вернуть его в мир сознания, духовный мир. Санкета.

#00:11:29#

Затем — парихаса, когда человек шутит, шутливо призывает имя Кришны. Говорит словно в шутку: «Харе Кришна», скажем, встречая, высмеивает преданного на улице. Это может быть намабхаса, если присутствует связь с прошлым сукрити человека. Парихасйам.

#00:11:56#

Далее: использовать Имя с неким иным, не духовным намерением. Джива Госвами в своем произведении «Харинама-вьякарана» говорит: скажем, когда Имя используется в качестве символа. Имеется в виду, когда человек играет на мриданге и помогает себе поддерживать ритм, говоря: «Гаура-Нитай, Гаура-Нитай». Или человек, просыпаясь, говорит: «Харе Кришна». Таким образом, пренебрежительное повторение Имени.

#00:12:57#

«Харам, харам». Один мусульманин, когда за ним гнался вепрь, дикий кабан, кричал: «Харам! Харам!» Но так или иначе благодаря его сукрити эти слова стали намабхасой. Однако мы должны пытаться следовать чистой линии, линии служения Вишну и вайшнавам. Кришна и каршна — с такого рода умонастроением, насколько это возможно, мы будем идти вперед в позитивном духе, призывая, воспевая Святое Имя.

#00:13:44#

Процесс повторения [Святого Имени на четках] таков: начиная с больших бусин — в сторону малых, и затем — в обратном порядке, в обратном направлении, не пересекая эту большую бусину, именуемую Сумеру. Сумеру — в середине, между большими и малыми бусинами, ее не следует переступать. От больших бусин к малым — и в обратном направлении: от малых к большим. Имя, мала (четки) не должны поститься. Свами Махарадж рекомендовал ежедневное повторение шестнадцати кругов [маха-мантры], мы должны стараться придерживаться этого стандарта. Чем больше кругов мы повторяем, чем более велико количество повторения Имени, тем лучше.

#00:14:47#

Что касается дикши: конечно, по телефону дикша может быть дана, существуют прецеденты, но я должен подумать. Я буду молиться, с тем чтобы получить позволение, но это произойдет в следующий раз.

#00:15:11#

Шрила Шридхар Махарадж [обращается к Госвами Махараджу]: Я передаю тебе мою силу, от моего имени ты можешь давать дикшу. Но если кто-то не удовлетворен, его можно привести сюда или посредством кассеты передать дикшу, я должен подумать.

Госвами Махарадж: Харе Кришна.

#00:15:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Гаура Хари. Когда вы приедете сюда вновь группой, вы можете привезти его или ее с вами и оплатить проезд. Или [организовать получение инициации] через телефон, посредством телефона. Что касается [получения инициации] посредством кассеты, то я должен подумать, мне прежде необходимо получить позволение свыше. Но это будет в следующий раз, не сейчас.

Госвами Махарадж: Харе Кришна. Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  В «Падма-пуране» приводятся описания десяти оскорблений Святого Имени Господа. Одно из них таково: на̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхир / на видйате тасйа йамаир хи ш́уддхих̣ — «Шри Харинам обладает великой силой искоренять грехи. Однако если кто-то намерен совершать разного рода грехи, принимая прибежище Святого Имени в надежде освободиться от их последствий, подобное отношение — оскорбление».




←  «Четыре вида намабхасы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 30 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «День ухода Шрипада Бхакти Хридой Бон Махараджа». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 2 августа 2015 года. Киев, Украина →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Десять оскорблений и четыре вида намабхасы при воспевании Святого Имени

(18 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


[ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда]
ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди ш́рӣ-гаура-бхакта-вр̣нда

После того как произнесены эти имена Панча-таттвы, ты должен перебирать бусины на этой малике [четках]:

#00:00:17#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Это харинама-маха-мантра. Сейчас я расскажу о том, как воспевать Святое Имя. Это Имя присутствует в «Калисантарана-упанишаде», а также в «Агни-пуране» и в «Брахманда-пуране».

#00:00:43#

Ученые брамины говорят, что это Имя — единственный тарака-брахма-нам Кали-юги. Лишь обращение к Имени, призыв — без молитвы или просьб. Это Имя дано нам Махапрабху в качестве общей рекомендации для падших душ, [это Имя] предназначено для всех: наделенных качествами и лишенных качеств. Единственное минимальное требование есть шраддха. Также в «Падма-пуране» говорится о десяти видах оскорблений [при воспевании Святого Имени], которых мы должны избегать.

#00:01:32#

Первое — это оскорбление вайшнава, садху. Садху означает вайшнав. Все остальные — поклонники полубогов — не считаются садху, святыми, у которых нет иных амбиций жизни, иных устремлений, кроме любящей связи [с Господом], служения [Ему].

#00:02:02#

Второе — аналогичное оскорбление: шастра-нинда, оскорбление шастры, писания. Конечно, [имеется в виду] шастра, в которой прославляется Кришна, не другие боги.

#00:02:18#

В-третьих, [оскорбительно] считать Гуру смертным. Поскольку он обладает многочисленными симптомами человеческого существа, тем не менее [нельзя считать его обычным смертным], согласно моей искренности, соответственно степени моей искренности встретить Бога. Бог нисходит, чтобы утолить мой голод, и Он представляет Себя в Гуру. И мы должны рассматривать Гуру в таком свете: считая, что Гуру является посредником и представителем Господа. Так нам советует в целом.

#00:02:59#

Четвертое оскорбление: другие боги, полубоги, включая Шиву, Шакти и других (бога Солнца [Сурью] и так далее), — считать их равными или более великими, нежели Нараяна или Кришна, Вишну. Они подвластны Ему и наделены различными видами долга, Он наделил их [определенными обязанностями].

#00:03:30#

Пятое [оскорбление]: с помощью словарей, грамматики пытаться узнать различные смыслы Имени. Имя — это высочайшая олицетворенная личность [Всевышнего]. По Своей собственной свободной воле Он приходит в образе Имени, и мы должны рассматривать Имя как Его самого. Звук — Он сам в звуковой форме, в образе звука, вайкунтха-шабда. Мы не должны проводить различия [между Господом и Его Святым Именем]. Это Имя не порождается языком, губами, физически и так далее, но оно духовное, вайкунтха-шабда, духовный звук, который нисходит и танцует на языке. Вайкунтха-шабда нам нами абхинна (?): Имя, Нам, связано неотъемлемо с Нами, с Именуемым.

#00:04:35#

Шестое [оскорбление]: на̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхир[1]. Мы должны понять, что одного Имени достаточно, для того чтобы очистить нас от тех грехов, которые мы только можем совершить. Если мы продолжаем потворствовать себе с этим представлением и совершать многочисленные грехи, надеясь на то, что могущество Имени спасет нас от последствий, если в таком духе мы будем воспевать Имя, то это будет оскорблением в адрес Имени.

#00:05:15#

Затем [седьмое оскорбление]: давать Имя всем и каждому лишь для того, чтобы снискать славу ачарьи. То будет оскорблением. Если человек стремится стать ачарьей, не имея санкции свыше, не будучи уполномоченным свыше, желая снискать славу и положение, это оскорбительно.

#00:05:42#

Затем, далее [восьмое оскорбление]: сарва-шубха-крийа-самам — считать Имя благом, но в то же время думать, что есть и другие благие явления, хорошие явления: есть другие святые места, можно совершать аскезы, существуют многочисленные другие очищающие процессы. Если мы принижаем положение, природу Имени таким образом, тогда мы совершаем оскорбление в адрес Имени. Никакие иные процессы очищения не могут сравниться с призывом Святого Имени.

#00:06:28#

Имя способно дать Нами, самого Господа во всей Его полноте, но другие процессы носят частичный характер и приносят успех лишь в этом бренном мире. Никакой иной процесс очищения, достижения высшей жизни не может рассматриваться в качестве равноценного, равнозначного Святому Имени и даже не может приблизиться к Святому Имени.

#00:06:59#

Затем [девятое оскорбление]: чрезмерная привязанность к телу и к физическому, материальному богатству. Если мы должным образом призываем Имя, то Имя произведет изменения в нашем уме, в нашей ментальной системе. Эта трансформация произойдет. Но если мы пытаемся избежать этой трансформации и цепляемся за нашу прошлую жизнь или нынешнюю жизнь — то будет оскорбление в адрес Святого Имени. Приглашать Его и относиться к Нему пренебрежительно — такого рода умонастроение [оскорбительно].

#00:07:44#

Затем последнее, десятое оскорбление: считать Имя чем-то чужеродным недопустимо. Он [Господь] мой друг, я дома в Его обществе. Реализуя Имя, осознавая природу Имени («обратно домой, обратно к Богу»), я направляюсь не на чужбину, но в мой родной дом, где все испытывает симпатию, сочувствие, сострадание ко мне, любовь, полноту любви, нежности. Красота, полнота красоты, любви, очарования — наиболее желанная цель жизни, ее я пытаюсь достичь и ради этого воспеваю Святое Имя.

#00:08:37#

Далее существуют четыре типа намабхасы, которые не способны дать служение Господу. Санкета [намек], парихаса [шутка], стобха [насмешка], хелана [оскорбление, пренебрежение].

#00:08:48#

Во-первых, санкета — как в случае Аджамилы. Он призывал имя Нараяны в связи со своим сыном. Но он призвал Имя, и его умонастроение изменилось. Когда к нему явились пугающие слуги Ямараджа, эта связь — связь с Нараяной — привела его на Вайкунтху. И тотчас же слуги Нараяны низошли, и, мы видим, состоялась долгая беседа между ямадутами и вишнудутами. Когда беседа закончилась, ямадуты, наказывающие грешников, были убеждены вишнудутами в том, что юрисдикция изменилась, и отныне Аджамила неподвластен суду Ямараджа, поскольку его связь с бренным миром оборвалась. «Так или иначе, Он призвал имя Нараяны, поэтому отныне он находится в юрисдикции Нараяны», — заявили вишнудуты, и ямадуты ушли.

#00:10:31#

Это намабхаса: когда отсутствует шраддха, подлинная связь с Гуру, намеренный, сознательный призыв Имени, но [имеет место] случайный призыв Имени, случайное повторение Имени, благодаря сукрити происходящее из его прошлых жизней. Намабхаса. Намабхаса способна принести освобождение. Он испытывал раскаяние в своих прошлых грехах и призвал имя Нараяны, и в конечном счете вишнудуты низошли, явились на колеснице, чтобы вернуть его в мир сознания, духовный мир. Санкета.

#00:11:29#

Затем — парихаса, когда человек шутит, шутливо призывает имя Кришны. Говорит словно в шутку: «Харе Кришна», скажем, встречая, высмеивает преданного на улице. Это может быть намабхаса, если присутствует связь с прошлым сукрити человека. Парихасйам.

#00:11:56#

Далее: использовать Имя с неким иным, не духовным намерением. Джива Госвами в своем произведении «Харинама-вьякарана» говорит: скажем, когда Имя используется в качестве символа. Имеется в виду, когда человек играет на мриданге и помогает себе поддерживать ритм, говоря: «Гаура-Нитай, Гаура-Нитай». Или человек, просыпаясь, говорит: «Харе Кришна». Таким образом, пренебрежительное повторение Имени.

#00:12:57#

«Харам, харам». Один мусульманин, когда за ним гнался вепрь, дикий кабан, кричал: «Харам! Харам!» Но так или иначе благодаря его сукрити эти слова стали намабхасой. Однако мы должны пытаться следовать чистой линии, линии служения Вишну и вайшнавам. Кришна и каршна — с такого рода умонастроением, насколько это возможно, мы будем идти вперед в позитивном духе, призывая, воспевая Святое Имя.

#00:13:44#

Процесс повторения [Святого Имени на четках] таков: начиная с больших бусин — в сторону малых, и затем — в обратном порядке, в обратном направлении, не пересекая эту большую бусину, именуемую Сумеру. Сумеру — в середине, между большими и малыми бусинами, ее не следует переступать. От больших бусин к малым — и в обратном направлении: от малых к большим. Имя, мала (четки) не должны поститься. Свами Махарадж рекомендовал ежедневное повторение шестнадцати кругов [маха-мантры], мы должны стараться придерживаться этого стандарта. Чем больше кругов мы повторяем, чем более велико количество повторения Имени, тем лучше.

#00:14:47#

Что касается дикши: конечно, по телефону дикша может быть дана, существуют прецеденты, но я должен подумать. Я буду молиться, с тем чтобы получить позволение, но это произойдет в следующий раз.

#00:15:11#

Шрила Шридхар Махарадж [обращается к Госвами Махараджу]: Я передаю тебе мою силу, от моего имени ты можешь давать дикшу. Но если кто-то не удовлетворен, его можно привести сюда или посредством кассеты передать дикшу, я должен подумать.

Госвами Махарадж: Харе Кришна.

#00:15:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна. Гаура Хари. Когда вы приедете сюда вновь группой, вы можете привезти его или ее с вами и оплатить проезд. Или [организовать получение инициации] через телефон, посредством телефона. Что касается [получения инициации] посредством кассеты, то я должен подумать, мне прежде необходимо получить позволение свыше. Но это будет в следующий раз, не сейчас.

Госвами Махарадж: Харе Кришна. Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] В «Падма-пуране» приводятся описания десяти оскорблений Святого Имени Господа. Одно из них таково: на̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхир / на видйате тасйа йамаир хи ш́уддхих̣ — «Шри Харинам обладает великой силой искоренять грехи. Однако если кто-то намерен совершать разного рода грехи, принимая прибежище Святого Имени в надежде освободиться от их последствий, подобное отношение — оскорбление».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования