«Любой канал сознания Кришны приводит к личности Сарасвати Тхакура». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 6 февраля 2010 года. Москва, Кисельный


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любой канал сознания Кришны приводит
к личности Сарасвати Тхакура

(6 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)


На этой неделе мы праздновали день явления Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И разумеется, в тот день в этом храме, как и в других храмах, проходило празднование этого события, но, поскольку не у всех была возможность приехать в этот храм в тот день, то нас попросили [снова] рассказать что-то о Сарасвати Тхакуре, прославить его и сегодня.

Стремление стать слугой слуги

Один их базовых, фундаментальных принципов в сознании Кришны состоит в том, что Кришна в большей степени присутствует, в большей степени доступен для нас в преданных, нежели в Кришне как таковом. И мы видим самое яркое, самое живое подтверждение этому в динамичной личности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ведь именно он стал тем посредником, через кого сознание Кришны пришло в современный мир.

Мы стремимся стать слугами Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа (Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа). Также общеизвестно, что сознание Кришны было распространено по всему миру благодаря усилиям Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, но через какой бы канал вы ни пришли к сознанию Кришны, неизменно любое сознание Кришны приводит вас к личности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, восходит к нему.

Дар Шрилы Бхактивинода Тхакура

Мы сейчас живем в мире настолько удаленном, настолько далеком от истины, что в этом мире зачастую люди сомневаются в существовании Бога или же их умы захвачены имперсональными, абстрактными представлениями о Божественном. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур снизошел в этот мир, испытывая влечение к [духовным] сокровищам, что живут в сердце Шрилы Бхактивинода Тхакура.

Шрила Гуру Махарадж замечает в этой связи, что когда мы говорим о даре Шрилы Бхактивинода Тхакура, о сокровищах, которыми он обладал, мы не можем не прийти к заключению, что это не было достижением его земной жизни, но он снизошел в этот мир из круга близких спутников Кришны, для того чтобы распространить это сокровище по всему миру.

Иногда говорят, что Шрила Сарасвати Тхакур из учения Бхактивинода Тхакура извлек самый важный, самый глубокий принцип, а именно, что для духовного роста необходимо общение с преданными. И хотя по своей природе Сарасвати Тхакур не был склонен к общению с людьми этого мира и жил в уединении в святом месте явления Махапрабху в Маяпуре, но постепенно, отвечая на этот духовный зов, он оставил уединение и начал обращать людей одного за другим в последователей Кришна-концепции, учения Махапрабху.

Концепция Шри Чайтанья Сарасват Матха

Когда Шрила Гуру Махарадж основывал свой Матх, он дал ему очень интересное название: Чайтанья Сарасват Матх[1]. Что он имел в виду под этим названием? То, что здесь распространяется идея, концепция самого Махапрабху, то есть Шри Чайтаньи, которая была далее передана Сварупе Дамодару, другим близким спутникам Махапрабху и так она снизошла до Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Сарасвати Тхакура.

И в чем же заключается эта концепция в двух словах? В том, что положение преданного Кришны настолько притягательно, что сам Кришна стал преданным.

Бог в центре жизни

На самом деле эта идея уникальна для этой системы, подобное не упоминается в каких-либо иных теистических, богоцентрических школах, и даже возможность подобного, перспектива подобного не обсуждается где-либо еще. На самом деле подобная перспектива — это самое удивительное из возможных чудес. Поскольку люди, даже если у них есть склонность к поиску Бога, склонность к вере в Бога, обычно воспринимают Бога как нечто побочное, не центральный аспект их жизни, Он либо занимает некое абстрактное положение в их жизни, либо живет где-то на небесах, но не занимает центра их жизни. Но в Кришна-концепции Бог пребывает в самом центре всего, Он является объектом отношений любви. Нам объясняют, что есть пять основных форм отношений души с Богом: нейтральное отношение, отношения служения и подчинения, отношения равных (братское служение), отношение родительской опеки и супружеская любовь[2]. Обычно мы рассматриваем отношения с Богом с точки зрения того, что мы сможем извлечь из этого.

Что именно я подразумевал, когда чуть раньше говорил о том, что обычно люди считают, что Бог где-то на периферии, не в центре? То, что люди считают, что если что-то и придет к ним, должно прийти к ним, то это должно быть сосредоточено на них; Бог должен, может дать им что-то хорошее, предоставить благоприятные жизненные обстоятельства; центр [всего] — человек.

Чего желает Кришна?

Во введении, во вступлении к «Чайтанья-чаритамрите» есть слова, где Кришна излагает такую мысль: «Я понимаю, почему люди стремятся к общению со Мной, почему люди стремятся установить связь со Мной. Однако какова Моя точка зрения на это?» Итак, Кришна говорит: «Я понимаю, почему все хотят обрести связь со Мной. Потому что это приносит им благо с самых различных точек зрения, но как же Я? Что доставляет счастье Мне? Чего Я хочу? Как Мне стать счастливым?»

Идея сознания Кришны в том, чтобы выйти в своих воззрениях за пределы, за рамки своих обстоятельств и подумать: «А что на самом деле доставит радость Ему, что будет хорошо для Него?» Далее Кришна говорит: «Если любовь, живущая в сердце некоего человека, любовь ко Мне ограничена, ее выражение ограничивается благоговением или какими-либо внешними обстоятельствами, тогда Я испытываю разочарование».

Опять же это уникальная точка зрения — возможно, кого-то подобные взгляды могут шокировать и поразить. Потому что обычно мы считаем, что достаточным достижением будет, если мы сможем побудить людей к тому, чтобы они двигались в сторону Бога, искали общения с Ним, к тому, чтобы они поклонялись Ему благоговейным и исполненным почтения образом, ограничиваясь хотя бы этими соображениями.

Но здесь мы видим, что открытым текстом Кришна раскрывает, каковы Его мысли. Он говорит: «Если вы слишком в большой степени осознаете Мою природу Бога, что Я Бог, Божественное, то в этом случае Я не очень счастлив этому отношению, даже разочарован». И это весьма интересно: с чего Богу разочаровываться, если я думаю, понимаю, что он Бог? Потому что в данном контексте Бог — это должность.

Личность Бога
и Его человекоподобные игры

Но от Сарасвати Тхакура мы узнаем, что речь идет о личности Бога. У Него есть личность, характер — так же, как каждый из нас является личностью, обладает своим собственным характером. Каков первоисточник наших качеств личности? Личность Бога. Поэтому все тончайшие обстоятельства, все сложности, которые свойственны человеческим отношениям, человеческому обществу, также представлены в своем прообразе, в отношениях с Богом.

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                 нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
                нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[3]

«Чайтанья-чаритамрита» говорит о человекоподобных играх Кришны, о тех играх, где Он предстает в человекоподобном масштабе, человекоподобном облике. В этом смысле мы можем сказать, что Он хотел бы сохранить Свою анонимность. И параллель, отголосок этого мы видим в склонностях знаменитых людей этого мира.

аиш́варйасйа самаграсйа,
вӣрйасйа йаш́асах̣ ш́рийах̣
джн̃а̄на-ваира̄гйайош́ чаива,
ш̣ан̣н̣а̄м̇ бхага итӣн̇гана̄[4]

Одно из определений Бхагавана таково: это тот, кто в полной степени наделен всеми шестью достояниями. В частности, одно из этих достояний — это слава. Он тот, кто наиболее прославлен, наиболее известен. Даже сейчас, в наши дни, нет никого более известного, более знаменитого, чем Бог. Вне зависимости от того, настроены ли люди против Бога или нейтральны по отношению к Нему, или выступают за Него, все равно нет никого более известного, чем Бог.

Анонимность великой личности
и гьяна-шунья-бхакти

Даже люди этого мира, как мы видим, стремятся сохранить свою анонимность. Недавно я вместе со Шрипадом Авадхутом Махараджем был в Италии в гостях у наших преданных: Кришна Канта Диди и Муниндра Мохан Прабху живут неподалеку от города Комо. И, пожалуй, самый знаменитый обитатель этого города Комо — Джордж Клуни, небезызвестный актер из Голливуда. Когда он не занят своими проектами, он живет там. Разумеется, он очень известен, все его знают. Как же он может жить там? Но он высказал свои пожелания жителям этого города: «Я не хочу, чтобы ко мне относились каким-либо особым образом, я хочу всего лишь стать обычным, рядовым жителем вашего города». И поскольку речь идет о небольшом городке, то жители приняли это предложение, согласились. Иными словами, он хочет общаться с другими людьми на основе личностных отношений, а не благодаря тому, что люди знают о том, что он очень богат, очень знаменит. Иными словами, можно сказать, он думает таким образом: «А если бы я не был ни богат, ни знаменит, хотели бы вы со мной общаться?» Кришна такого же мнения. «Если бы Я не был высшим владыкой всего, тем, кто все контролирует, тем, кто всем обладает, был бы Я в этом случае вам симпатичен?» Мы знаем о понятии гьяна-шунья-бхакти, то есть преданности [личности], которая не зависит от знаний о [ее] богатстве, величии, могуществе.

Беззаветная любовь гопи

В «Шримад-Бхагаватам» мудрецы выражают свое крайнее удивление тем фактом, что гопи Вриндавана, девушки-пастушки Вриндавана, достигли высочайшей ступени любви к Богу, любви к Кришне. Но тем не менее они не относятся к Нему как к Богу, они считают Его всего лишь обычным мальчиком, просто они бездумно влюблены в Него. И это доказывает чистоту любви и привязанности в их сердцах, поскольку она не основана на каких-либо расчетах. Там нет расчета, например, понимания того, что Кришна является верховной личностью Бога: «Он высший, и поэтому Он может спасти меня от последствий моей дурной кармы». Они не задумываются о том, как они могли бы воспользоваться отношениями с Кришной для своего блага. Скорее, они думают только о том, как они могут служить Кришне. И в этом разница между двумя концепциями. Одна концепция — это мысль о том, как Бога можно использовать в служении себе, как Бог может служить людям; а другая — это когда преданные думают: «А как я могу послужить Богу?»

Вриндаван и Курукшетра —
единение и разлука

Шрила Сарасвати Тхакур в обществе Шрилы Бхактивинода Тхакура посетил множество святых мест, как это часто делают преданные — они обходят святые места. Обычно принято считать, что Вриндаван — самое священное место. Однако в данном случае, после того как Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Бхактивинод Тхакур завершили парикраму, Бхактивинод Тхакур сказал: «Я думаю, что Вриндаван для поверхностных мыслителей, а люди глубоких стремлений предпочтут избрать местом своего духовного поклонения Курукшетру».

Шрила Гуру Махарадж говорит, что слышал эти идеи от Шрилы Сарасвати Тхакура, и он характеризовал своего учителя таким образом: «Его идеи были преимущественно революционными». Что он подразумевал под революционностью идей своего учителя? Это то, что каковы бы ни были представления человека о сознании Кришны до знакомства с ним [Шрилой Сарасвати Тхакуром], после знакомства с ним возникает желание переосмыслить, осознать заново свое понимание сознания Кришны. Это часть динамики сознания Кришны. Кришна не является статичным, неподвижным Абсолютом, но динамичным Абсолютом.

Шрила Гуру Махарадж, когда он рассказывает об описанном выше эпизоде, говорит: «Всем известно, что Вриндаван — это высочайшее место поклонения, это место рождения и игр Кришны, высочайшее святое место. И когда твой учитель при этом тебе заявляет, что на самом деле Вриндаван для поверхностных мыслителей, а люди настоящего бхаджана, воистину поклоняющиеся Богу выбирают Курукшетру, то, когда я услышал об этом, я словно с дерева упал, таково было мое потрясение».

Взгляд с определенной точки зрения

Со своей стороны могу привести такой пример: будучи последователем сознания Кришны на протяжении многих лет, где все сосредоточено на Кришне: сознание Кришны, мантры, посвященные Кришне, молитвы Кришне и так далее, когда я пришел к Шриле Гуру Махараджу и услышал от него о том, что на самом деле Шримати Радхарани и служение Ее лотосоподобным стопам занимают наивысшее положение, а положение Кришны по сравнению с Ней вторично, то для меня услышать подобное воззрение было шоком и было крайне тяжело признать, осознать это. Так же, как было тяжело понять, что на самом деле гаура-лила является источником кришна-лилы. Подобная возможность, подобные безграничные перспективы коротко описываются Сварупой Дамодаром в его произведениях. Но, возвращаясь к вопросу, почему же Курукшетру следует считать более возвышенным местом, речь идет о взгляде с определенной точки зрения. Мы можем сказать: в целом сутью, или главным стремлением, подлинного сознания Кришны является преданность, а это неизбежно ведет к служению, или севе.

Разлука с Кришной.
Наивысшая потребность в служении

Что подразумевал Бхактивинод Тхакур в тех словах? Это то, что Вриндаван обычно считается местом единения [душ с Богом], и, напротив, когда Шримати Радхарани и другие гопи Вриндавана отправились на Курукшетру, для того чтобы там встретиться с Кришной, то в момент их встречи разлука между ними достигла своего зенита. В момент, когда Шримати Радхарани испытывает наибольшую разлуку, Она испытывает потребность в служении от Своих помощниц, от Своей группы помощниц в наибольшей степени. И хотя на Курукшетре после ста лет разлуки Кришна вновь предстает перед Шримати Радхарани и Ее пятью спутницами, но тем не менее они не могут в этих обстоятельствах встретиться с Кришной так, как им того бы хотелось. Поэтому в этот момент Она пребывает в состоянии, когда Она больше всего нуждается в служении. Шрила Гуру Махарадж выразил это такими словами: служение влечет за собой награду в той степени, насколько высока была востребованность, потребность в этом служении. Поскольку Шримати Радхарани испытывает наибольшую потребность в служении именно в тот момент, в момент того эпизода на Курукшетре, то служение, оказанное Ей и Ее спутницам, Ее помощницам в тот момент, влечет за собой наибольшую награду.

Способность извлекать духовную суть

Эти игры, эти эпизоды можно рассматривать на разных уровнях. Некоторые из этих уровней столь просты, что даже ребенок способен понять это. Но мы также обнаруживаем, что из тех же самых игр наши ачарьи, учителя, способны извлекать глубочайшие драгоценности сиддханты — совершенных [философских] заключений.

Мы видим, что в личности Шрилы Сарасвати Тхакура способность извлекать эти духовные сокровища, духовные концепции из эпизодов кришна-лилы явлена в наибольшей степени. Также в нем проявлена способность задействовать уместным образом круг своих помощников, своих служителей в служении этим лилам. И кто-то может сказать: «Да, это все очень возвышенные идеи, но какая польза, какой толк от этого простым людям?» Гуру Махарадж иногда пояснял это следующим примером: идеи Эйнштейна были крайне сложны, очень возвышенны, и кто-то может сказать по этому поводу: «Ну, какая польза от всех этих его идей, теорий для простых людей?» Шрила Сарасвати Тхакур (в данном контексте можно сказать так: он является духовным Эйнштейном) извлекает эту духовную субстанцию, духовное содержание высшего порядка для блага всех и каждого.

Желание одарить всех духовным благом

Более того, у него был метод, каким образом можно было дать возможность любому человеку обрести связь с этим, поскольку не каждый способен оценить глубокие философские идеи, не у каждого есть подобная философская склонность, но он был способен через служение дать связь с этим духовным миром каждому. Он считал, что для того, чтобы дать людям возможность соприкоснуться с сознанием Кришны, можно использовать храмы, открывать храмы. […] Его идея была открыть храм, подобный этому, то есть место, куда люди могут прийти, получить даршан божеств, чтобы божества их увидели, послушать лекции, почтить прасадам. Такова была его программа распространения сознания Кришны. Один из его последователей, который был состоятельным человеком, дал ему значительную сумму денег. Все преданные были очень счастливы, услышав об этом, и думали: «Теперь мы сможем открыть, построить такой храм — все в точности, как хотел наш Гуру». На что Сарасвати Тхакур отвечал: «Это хорошо, но все же моя нужда, то, чего я хотел, еще не удовлетворена». Он сказал: «Я хотел, чтобы сто тысяч разных людей, каждый из них, сделали свой [небольшой] вклад, тогда [эти] сто тысяч человек, каждый из них, обретут благо. А в этом случае один человек пожертвовал сумму, которая была нужна, и гораздо больше, и это очень хорошо для него, но я хотел, чтобы гораздо больше людей получили благо, пожертвовав на это».

Храм Радхи и Кришны в каждом сердце

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[5]

Есть знаменитые слова Махапрабху, Его предсказание: «Мои имена будут воспевать, будут прославлять в каждом городе и деревне этого мира». Однажды Сарасвати Тхакура спросили в связи с этим: «Получается, что вы хотите открыть свой храм в каждом городе и в каждой деревне этого мира?» На что Сарасвати Тхакур отвечал: «Нет, я хочу, чтобы храм Радхи и Кришны был открыт в сердце каждого из мужчин, женщин и детей этого мира».

О нем можно рассказывать очень долго. Качество, уровень его Кришна-концепции был невероятно высоким, непревзойденным. Его желанием было, можно сказать, распространить сознание Кришны, сделать сознание Кришны доступным для всех — для мужчин, женщин, детей. И он воспитал в своих последователях подобного рода миссионерское рвение, огонь, стремление к проповеди. «Если ты будешь просто практиковать духовную жизнь сам по себе, для своего собственного блага, то, по сути, такая духовная жизнь ограничится эгоизмом, если ты не будешь в противоположность этому стремиться распространять, раздавать это знание всем, кто желает его получить».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇, бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже / йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти, нитйам-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄ — «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвипа-дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных. С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатха, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного Имени и качеств наиболее великодушного изначального верховного Господа Шри Гаурасундара. Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии» (написано Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем в то время, когда он жил в хижине на берегу Ганги в 1941 году).

2  Речь идет о расе, духовных взаимоотношениях Господа Кришны и души, которая обрела чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

3 «Из всех игр Верховного Господа Кришны Его человекоподобные игры — высочайшие. Его человекоподобная форма — это Его изначальная, личностная форма. Его пастушеские одежды, флейта, которую Он держит в руке, Его вечная отроческая красота и положение лучшего из танцоров — все эти черты прекрасно подходят Его человекоподобным играм» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

4  Традиционное определение слова «Бхагаван» дано в «Вишну-пуране» (6.5.47): Бхагаван — «Тот, кто в полной мере обладает шестью достояниями, такими как богатство, могущество, слава, красота, знание и отречение».

5  Шри Чайтанья Бхагавата, Антья-кханда, 4.126.




←  «Шри Гуру и его милость. Глава 7. Посвящающий духовный наставник». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Аудиокнига ·• Архив новостей •· «Центральная часть „Махабхараты“». Из материалов, не вошедших в фильм «Тайны Гималаев»  →

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любой канал сознания Кришны приводит
к личности Сарасвати Тхакура

(6 февраля 2010 года. Москва, Кисельный)


На этой неделе мы праздновали день явления Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И разумеется, в тот день в этом храме, как и в других храмах, проходило празднование этого события, но, поскольку не у всех была возможность приехать в этот храм в тот день, то нас попросили [снова] рассказать что-то о Сарасвати Тхакуре, прославить его и сегодня.

Стремление стать слугой слуги

Один их базовых, фундаментальных принципов в сознании Кришны состоит в том, что Кришна в большей степени присутствует, в большей степени доступен для нас в преданных, нежели в Кришне как таковом. И мы видим самое яркое, самое живое подтверждение этому в динамичной личности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ведь именно он стал тем посредником, через кого сознание Кришны пришло в современный мир.

Мы стремимся стать слугами Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа (Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа). Также общеизвестно, что сознание Кришны было распространено по всему миру благодаря усилиям Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, но через какой бы канал вы ни пришли к сознанию Кришны, неизменно любое сознание Кришны приводит вас к личности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, восходит к нему.

Дар Шрилы Бхактивинода Тхакура

Мы сейчас живем в мире настолько удаленном, настолько далеком от истины, что в этом мире зачастую люди сомневаются в существовании Бога или же их умы захвачены имперсональными, абстрактными представлениями о Божественном. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур снизошел в этот мир, испытывая влечение к [духовным] сокровищам, что живут в сердце Шрилы Бхактивинода Тхакура.

Шрила Гуру Махарадж замечает в этой связи, что когда мы говорим о даре Шрилы Бхактивинода Тхакура, о сокровищах, которыми он обладал, мы не можем не прийти к заключению, что это не было достижением его земной жизни, но он снизошел в этот мир из круга близких спутников Кришны, для того чтобы распространить это сокровище по всему миру.

Иногда говорят, что Шрила Сарасвати Тхакур из учения Бхактивинода Тхакура извлек самый важный, самый глубокий принцип, а именно, что для духовного роста необходимо общение с преданными. И хотя по своей природе Сарасвати Тхакур не был склонен к общению с людьми этого мира и жил в уединении в святом месте явления Махапрабху в Маяпуре, но постепенно, отвечая на этот духовный зов, он оставил уединение и начал обращать людей одного за другим в последователей Кришна-концепции, учения Махапрабху.

Концепция Шри Чайтанья Сарасват Матха

Когда Шрила Гуру Махарадж основывал свой Матх, он дал ему очень интересное название: Чайтанья Сарасват Матх[1]. Что он имел в виду под этим названием? То, что здесь распространяется идея, концепция самого Махапрабху, то есть Шри Чайтаньи, которая была далее передана Сварупе Дамодару, другим близким спутникам Махапрабху и так она снизошла до Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Сарасвати Тхакура.

И в чем же заключается эта концепция в двух словах? В том, что положение преданного Кришны настолько притягательно, что сам Кришна стал преданным.

Бог в центре жизни

На самом деле эта идея уникальна для этой системы, подобное не упоминается в каких-либо иных теистических, богоцентрических школах, и даже возможность подобного, перспектива подобного не обсуждается где-либо еще. На самом деле подобная перспектива — это самое удивительное из возможных чудес. Поскольку люди, даже если у них есть склонность к поиску Бога, склонность к вере в Бога, обычно воспринимают Бога как нечто побочное, не центральный аспект их жизни, Он либо занимает некое абстрактное положение в их жизни, либо живет где-то на небесах, но не занимает центра их жизни. Но в Кришна-концепции Бог пребывает в самом центре всего, Он является объектом отношений любви. Нам объясняют, что есть пять основных форм отношений души с Богом: нейтральное отношение, отношения служения и подчинения, отношения равных (братское служение), отношение родительской опеки и супружеская любовь[2]. Обычно мы рассматриваем отношения с Богом с точки зрения того, что мы сможем извлечь из этого.

Что именно я подразумевал, когда чуть раньше говорил о том, что обычно люди считают, что Бог где-то на периферии, не в центре? То, что люди считают, что если что-то и придет к ним, должно прийти к ним, то это должно быть сосредоточено на них; Бог должен, может дать им что-то хорошее, предоставить благоприятные жизненные обстоятельства; центр [всего] — человек.

Чего желает Кришна?

Во введении, во вступлении к «Чайтанья-чаритамрите» есть слова, где Кришна излагает такую мысль: «Я понимаю, почему люди стремятся к общению со Мной, почему люди стремятся установить связь со Мной. Однако какова Моя точка зрения на это?» Итак, Кришна говорит: «Я понимаю, почему все хотят обрести связь со Мной. Потому что это приносит им благо с самых различных точек зрения, но как же Я? Что доставляет счастье Мне? Чего Я хочу? Как Мне стать счастливым?»

Идея сознания Кришны в том, чтобы выйти в своих воззрениях за пределы, за рамки своих обстоятельств и подумать: «А что на самом деле доставит радость Ему, что будет хорошо для Него?» Далее Кришна говорит: «Если любовь, живущая в сердце некоего человека, любовь ко Мне ограничена, ее выражение ограничивается благоговением или какими-либо внешними обстоятельствами, тогда Я испытываю разочарование».

Опять же это уникальная точка зрения — возможно, кого-то подобные взгляды могут шокировать и поразить. Потому что обычно мы считаем, что достаточным достижением будет, если мы сможем побудить людей к тому, чтобы они двигались в сторону Бога, искали общения с Ним, к тому, чтобы они поклонялись Ему благоговейным и исполненным почтения образом, ограничиваясь хотя бы этими соображениями.

Но здесь мы видим, что открытым текстом Кришна раскрывает, каковы Его мысли. Он говорит: «Если вы слишком в большой степени осознаете Мою природу Бога, что Я Бог, Божественное, то в этом случае Я не очень счастлив этому отношению, даже разочарован». И это весьма интересно: с чего Богу разочаровываться, если я думаю, понимаю, что он Бог? Потому что в данном контексте Бог — это должность.

Личность Бога
и Его человекоподобные игры

Но от Сарасвати Тхакура мы узнаем, что речь идет о личности Бога. У Него есть личность, характер — так же, как каждый из нас является личностью, обладает своим собственным характером. Каков первоисточник наших качеств личности? Личность Бога. Поэтому все тончайшие обстоятельства, все сложности, которые свойственны человеческим отношениям, человеческому обществу, также представлены в своем прообразе, в отношениях с Богом.

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
                 нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара
                нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа[3]

«Чайтанья-чаритамрита» говорит о человекоподобных играх Кришны, о тех играх, где Он предстает в человекоподобном масштабе, человекоподобном облике. В этом смысле мы можем сказать, что Он хотел бы сохранить Свою анонимность. И параллель, отголосок этого мы видим в склонностях знаменитых людей этого мира.

аиш́варйасйа самаграсйа,
вӣрйасйа йаш́асах̣ ш́рийах̣
джн̃а̄на-ваира̄гйайош́ чаива,
ш̣ан̣н̣а̄м̇ бхага итӣн̇гана̄[4]

Одно из определений Бхагавана таково: это тот, кто в полной степени наделен всеми шестью достояниями. В частности, одно из этих достояний — это слава. Он тот, кто наиболее прославлен, наиболее известен. Даже сейчас, в наши дни, нет никого более известного, более знаменитого, чем Бог. Вне зависимости от того, настроены ли люди против Бога или нейтральны по отношению к Нему, или выступают за Него, все равно нет никого более известного, чем Бог.

Анонимность великой личности
и гьяна-шунья-бхакти

Даже люди этого мира, как мы видим, стремятся сохранить свою анонимность. Недавно я вместе со Шрипадом Авадхутом Махараджем был в Италии в гостях у наших преданных: Кришна Канта Диди и Муниндра Мохан Прабху живут неподалеку от города Комо. И, пожалуй, самый знаменитый обитатель этого города Комо — Джордж Клуни, небезызвестный актер из Голливуда. Когда он не занят своими проектами, он живет там. Разумеется, он очень известен, все его знают. Как же он может жить там? Но он высказал свои пожелания жителям этого города: «Я не хочу, чтобы ко мне относились каким-либо особым образом, я хочу всего лишь стать обычным, рядовым жителем вашего города». И поскольку речь идет о небольшом городке, то жители приняли это предложение, согласились. Иными словами, он хочет общаться с другими людьми на основе личностных отношений, а не благодаря тому, что люди знают о том, что он очень богат, очень знаменит. Иными словами, можно сказать, он думает таким образом: «А если бы я не был ни богат, ни знаменит, хотели бы вы со мной общаться?» Кришна такого же мнения. «Если бы Я не был высшим владыкой всего, тем, кто все контролирует, тем, кто всем обладает, был бы Я в этом случае вам симпатичен?» Мы знаем о понятии гьяна-шунья-бхакти, то есть преданности [личности], которая не зависит от знаний о [ее] богатстве, величии, могуществе.

Беззаветная любовь гопи

В «Шримад-Бхагаватам» мудрецы выражают свое крайнее удивление тем фактом, что гопи Вриндавана, девушки-пастушки Вриндавана, достигли высочайшей ступени любви к Богу, любви к Кришне. Но тем не менее они не относятся к Нему как к Богу, они считают Его всего лишь обычным мальчиком, просто они бездумно влюблены в Него. И это доказывает чистоту любви и привязанности в их сердцах, поскольку она не основана на каких-либо расчетах. Там нет расчета, например, понимания того, что Кришна является верховной личностью Бога: «Он высший, и поэтому Он может спасти меня от последствий моей дурной кармы». Они не задумываются о том, как они могли бы воспользоваться отношениями с Кришной для своего блага. Скорее, они думают только о том, как они могут служить Кришне. И в этом разница между двумя концепциями. Одна концепция — это мысль о том, как Бога можно использовать в служении себе, как Бог может служить людям; а другая — это когда преданные думают: «А как я могу послужить Богу?»

Вриндаван и Курукшетра —
единение и разлука

Шрила Сарасвати Тхакур в обществе Шрилы Бхактивинода Тхакура посетил множество святых мест, как это часто делают преданные — они обходят святые места. Обычно принято считать, что Вриндаван — самое священное место. Однако в данном случае, после того как Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Бхактивинод Тхакур завершили парикраму, Бхактивинод Тхакур сказал: «Я думаю, что Вриндаван для поверхностных мыслителей, а люди глубоких стремлений предпочтут избрать местом своего духовного поклонения Курукшетру».

Шрила Гуру Махарадж говорит, что слышал эти идеи от Шрилы Сарасвати Тхакура, и он характеризовал своего учителя таким образом: «Его идеи были преимущественно революционными». Что он подразумевал под революционностью идей своего учителя? Это то, что каковы бы ни были представления человека о сознании Кришны до знакомства с ним [Шрилой Сарасвати Тхакуром], после знакомства с ним возникает желание переосмыслить, осознать заново свое понимание сознания Кришны. Это часть динамики сознания Кришны. Кришна не является статичным, неподвижным Абсолютом, но динамичным Абсолютом.

Шрила Гуру Махарадж, когда он рассказывает об описанном выше эпизоде, говорит: «Всем известно, что Вриндаван — это высочайшее место поклонения, это место рождения и игр Кришны, высочайшее святое место. И когда твой учитель при этом тебе заявляет, что на самом деле Вриндаван для поверхностных мыслителей, а люди настоящего бхаджана, воистину поклоняющиеся Богу выбирают Курукшетру, то, когда я услышал об этом, я словно с дерева упал, таково было мое потрясение».

Взгляд с определенной точки зрения

Со своей стороны могу привести такой пример: будучи последователем сознания Кришны на протяжении многих лет, где все сосредоточено на Кришне: сознание Кришны, мантры, посвященные Кришне, молитвы Кришне и так далее, когда я пришел к Шриле Гуру Махараджу и услышал от него о том, что на самом деле Шримати Радхарани и служение Ее лотосоподобным стопам занимают наивысшее положение, а положение Кришны по сравнению с Ней вторично, то для меня услышать подобное воззрение было шоком и было крайне тяжело признать, осознать это. Так же, как было тяжело понять, что на самом деле гаура-лила является источником кришна-лилы. Подобная возможность, подобные безграничные перспективы коротко описываются Сварупой Дамодаром в его произведениях. Но, возвращаясь к вопросу, почему же Курукшетру следует считать более возвышенным местом, речь идет о взгляде с определенной точки зрения. Мы можем сказать: в целом сутью, или главным стремлением, подлинного сознания Кришны является преданность, а это неизбежно ведет к служению, или севе.

Разлука с Кришной.
Наивысшая потребность в служении

Что подразумевал Бхактивинод Тхакур в тех словах? Это то, что Вриндаван обычно считается местом единения [душ с Богом], и, напротив, когда Шримати Радхарани и другие гопи Вриндавана отправились на Курукшетру, для того чтобы там встретиться с Кришной, то в момент их встречи разлука между ними достигла своего зенита. В момент, когда Шримати Радхарани испытывает наибольшую разлуку, Она испытывает потребность в служении от Своих помощниц, от Своей группы помощниц в наибольшей степени. И хотя на Курукшетре после ста лет разлуки Кришна вновь предстает перед Шримати Радхарани и Ее пятью спутницами, но тем не менее они не могут в этих обстоятельствах встретиться с Кришной так, как им того бы хотелось. Поэтому в этот момент Она пребывает в состоянии, когда Она больше всего нуждается в служении. Шрила Гуру Махарадж выразил это такими словами: служение влечет за собой награду в той степени, насколько высока была востребованность, потребность в этом служении. Поскольку Шримати Радхарани испытывает наибольшую потребность в служении именно в тот момент, в момент того эпизода на Курукшетре, то служение, оказанное Ей и Ее спутницам, Ее помощницам в тот момент, влечет за собой наибольшую награду.

Способность извлекать духовную суть

Эти игры, эти эпизоды можно рассматривать на разных уровнях. Некоторые из этих уровней столь просты, что даже ребенок способен понять это. Но мы также обнаруживаем, что из тех же самых игр наши ачарьи, учителя, способны извлекать глубочайшие драгоценности сиддханты — совершенных [философских] заключений.

Мы видим, что в личности Шрилы Сарасвати Тхакура способность извлекать эти духовные сокровища, духовные концепции из эпизодов кришна-лилы явлена в наибольшей степени. Также в нем проявлена способность задействовать уместным образом круг своих помощников, своих служителей в служении этим лилам. И кто-то может сказать: «Да, это все очень возвышенные идеи, но какая польза, какой толк от этого простым людям?» Гуру Махарадж иногда пояснял это следующим примером: идеи Эйнштейна были крайне сложны, очень возвышенны, и кто-то может сказать по этому поводу: «Ну, какая польза от всех этих его идей, теорий для простых людей?» Шрила Сарасвати Тхакур (в данном контексте можно сказать так: он является духовным Эйнштейном) извлекает эту духовную субстанцию, духовное содержание высшего порядка для блага всех и каждого.

Желание одарить всех духовным благом

Более того, у него был метод, каким образом можно было дать возможность любому человеку обрести связь с этим, поскольку не каждый способен оценить глубокие философские идеи, не у каждого есть подобная философская склонность, но он был способен через служение дать связь с этим духовным миром каждому. Он считал, что для того, чтобы дать людям возможность соприкоснуться с сознанием Кришны, можно использовать храмы, открывать храмы. […] Его идея была открыть храм, подобный этому, то есть место, куда люди могут прийти, получить даршан божеств, чтобы божества их увидели, послушать лекции, почтить прасадам. Такова была его программа распространения сознания Кришны. Один из его последователей, который был состоятельным человеком, дал ему значительную сумму денег. Все преданные были очень счастливы, услышав об этом, и думали: «Теперь мы сможем открыть, построить такой храм — все в точности, как хотел наш Гуру». На что Сарасвати Тхакур отвечал: «Это хорошо, но все же моя нужда, то, чего я хотел, еще не удовлетворена». Он сказал: «Я хотел, чтобы сто тысяч разных людей, каждый из них, сделали свой [небольшой] вклад, тогда [эти] сто тысяч человек, каждый из них, обретут благо. А в этом случае один человек пожертвовал сумму, которая была нужна, и гораздо больше, и это очень хорошо для него, но я хотел, чтобы гораздо больше людей получили благо, пожертвовав на это».

Храм Радхи и Кришны в каждом сердце

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[5]

Есть знаменитые слова Махапрабху, Его предсказание: «Мои имена будут воспевать, будут прославлять в каждом городе и деревне этого мира». Однажды Сарасвати Тхакура спросили в связи с этим: «Получается, что вы хотите открыть свой храм в каждом городе и в каждой деревне этого мира?» На что Сарасвати Тхакур отвечал: «Нет, я хочу, чтобы храм Радхи и Кришны был открыт в сердце каждого из мужчин, женщин и детей этого мира».

О нем можно рассказывать очень долго. Качество, уровень его Кришна-концепции был невероятно высоким, непревзойденным. Его желанием было, можно сказать, распространить сознание Кришны, сделать сознание Кришны доступным для всех — для мужчин, женщин, детей. И он воспитал в своих последователях подобного рода миссионерское рвение, огонь, стремление к проповеди. «Если ты будешь просто практиковать духовную жизнь сам по себе, для своего собственного блага, то, по сути, такая духовная жизнь ограничится эгоизмом, если ты не будешь в противоположность этому стремиться распространять, раздавать это знание всем, кто желает его получить».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇, бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже / йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти, нитйам-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄ — «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвипа-дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных. С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатха, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного Имени и качеств наиболее великодушного изначального верховного Господа Шри Гаурасундара. Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии» (написано Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем в то время, когда он жил в хижине на берегу Ганги в 1941 году).

[2] Речь идет о расе, духовных взаимоотношениях Господа Кришны и души, которая обрела чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

[3] «Из всех игр Верховного Господа Кришны Его человекоподобные игры — высочайшие. Его человекоподобная форма — это Его изначальная, личностная форма. Его пастушеские одежды, флейта, которую Он держит в руке, Его вечная отроческая красота и положение лучшего из танцоров — все эти черты прекрасно подходят Его человекоподобным играм» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[4] Традиционное определение слова «Бхагаван» дано в «Вишну-пуране» (6.5.47): Бхагаван — «Тот, кто в полной мере обладает шестью достояниями, такими как богатство, могущество, слава, красота, знание и отречение».

[5] Шри Чайтанья Бхагавата, Антья-кханда, 4.126.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования