«Опровержение эволюции объектов». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия | “Refuting Objective Evolution.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 28 February 1981. Navadwip Dham, India


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Опровержение эволюции объектов

(28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/oproverzhenie-evolyutsii-obektov.html

Шрила Гуру Махарадж объясняет, на сколь прочном фундаменте
зиждется теория эволюции сознания, направляемого Высшим Субъектом.

 

Эволюция объектов по Дарвину подразумевает представление, согласно которому камень — материя — развивается, становясь сознанием. Вначале существует объект, который, развиваясь, превращается в субъект — жизнь, сознание или разум, — возникающий из объекта, из камня. Таким образом, это «объектная» эволюция; эволюция объекта. Однако «объект» — относительный термин. Объект не может существовать без субъекта. Субъект является первичной субстанцией, и все, что субъект ощущает, есть идея в океане опыта данного субъекта. Таким образом, субъект не может не быть первичен. Сознание — это первичное явление, которое, развиваясь в определенном направлении, порождает реалии низшего порядка.

гун̣а-правр̣ддха̄ виш̣айа-права̄ла̄х̣

(Шримад Бхагавад-гита, 15.2)

[О древе материального существования говорится: «Побеги, объекты чувств, питаются модусами материальной природы».]

пра̄кр̣тех̣ маха̄н махато ахан̇ка̄рас ахан̇ка̄ра̄т пан̃ча-тан-ма̄тра̄н̣и
тато кш̣итй ап теджас марӯт вйома

[«Материальная энергия порождает материальное существование. Из материального существования возникает эго, а из эго возникают пять объектов чувств, а затем земля, вода, огонь, воздух и пространство».]

Объекты — грубое начало — возникают из начала тонкого. Вовсе не так, что тонкое происходит из грубого.

майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣ сӯйате са-чара̄чарам

(Шримад Бхагавад-гита, 9.10)

Когда определенная потенция, пракрити, направляется определенной формой Кришны, Маха-Вишну, то она приходит в движение и порождает некие реалии. Первым порождением является махат-таттва, совокупное эго. Затем постепенно столь многие индивидуальные эго создаются и испускаются из этого эго общего характера. Таким образом, эго порождает опыт этого мира. Из тонкого начала возникает грубое. Такова точка зрения Веданты, тогда как представление, согласно которому тонкое начало порождается началом грубым, — это концепция, близкая теории Дарвина.

Современные ученые склоняются к теории Дарвина, к представлению, согласно которому грубое начало порождает начало тонкое; согласно этой теории, камень в конечном счете порождает сознание. Нелегко дать им понять, что разум обладает большей ценностью. Разум, сознание легко может породить камень, но камень не способен породить сознание. Нечто, обладающее большей ценностью, способно произвести нечто менее ценное, но не наоборот. Им трудно объяснить эту истину.

Согласно концепции Веданты (вичару), сознание порождает все; сознание вечно, тогда как продукты материи не вечны.

Этот мир есть временное порождение. Сознание же — вечный субъект. Чистое сознание, атма есть санатана, нитья [вечное]. Оно является не порождением, но порождающим началом. Сознание способно порождать все. Тонкий элемент, эфир, способен порождать грубые элементы — воздух, огонь, воду и землю, — но камень, земля не способны породить эфир. Тонкое начало (сукшма) более действенно, нежели начало грубое (стхула). Грубое начало менее значимо. Душа, атма, сознание обладает первичной важностью.

Сознание — вот истинное действующее начало. Грубое начало не может быть действующим началом. Первоначало должно быть некоей заинтересованной стороной. Душа наделена заинтересованностью, но у камня нет интереса, нет цели, нет плана — нет ничего в этом роде. Существуют план и намерение, пронизывающие собой все сущее, и это важное явление. Согласно этому явлению, следует оценивать изначальную природу Абсолюта, первичной субстанции. Явление, наделенное ограниченными атрибутами и потенциалом, не может быть первопричиной. Безграничное явление, обладающее безграничными качествами и потенцией, следует рассматривать как причину целого. Это более разумное представление.




English

Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj 

Refuting Objective Evolution

(28 February 1981. Navadwip Dham, India)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/refuting-objective-evolution/

Śrīla Guru Mahārāj explains the reasonable basis
of the subjective evolution of consciousness.

 

Objective evolution means Darwin’s theory that stone, matter, evolves into consciousness. The object exists first, and then by its development the subject—life, consciousness, or intelligence—comes into existence from the object, stone. So, it is objective; it is the evolution of the object. But ‘object’ is a relative term. Without a subject, an object cannot exist. The subject is the primary substance, and whatever is felt by the subject is an idea in the ocean of the subject’s experience. So, the subject must come first. Consciousness must come first, and then consciousness can develop in a lower line.

guṇa-pravṛddhā viṣaya-pravālāḥ

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 15.2)

[Of the tree of material existence it is said: “The shoots, the objects of the senses, are nourished by the modes of material nature.”]

prākṛteḥ mahān mahato ahaṅkāras ahaṅkārāt pañcha-tan-mātrāṇi
tato kṣity ap tejas marūt vyoma

[“From material energy comes material existence. From material existence comes ego, and from the ego comes the five objects of the senses, and then earth, water, fire, air, and space.”]

The objects, the gross, come from the subtle. It is not that the subtle comes from the gross.

mayādhyakṣeṇa prakṛtiḥ sūyate sa-charācharam

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 9.10)

When a particular potency, prakṛti, is handled by Mahāviṣṇu, a particular form of Kṛṣṇa, then it begins to move and to produce something. Mahat-tattva is the first product, and that is a general ego. Then, gradually, so many plural and individual egos are created and emanate from the general ego. In this way, from the ego comes the experience of this world. So, from the subtle, the gross comes. That is Vedāntic, and from the gross, the subtle is being produced—that is something like Darwin’s theory.

The present scientists are fond of Darwin’s theory, the idea that the gross produces the subtle, that ultimately a stone can produce consciousness. It is difficult to make them understand that intelligence is more valuable. It is easy for intelligence, consciousness, to produce stone, but it is difficult for a stone to produce consciousness. Something more valuable can produce something less valuable, but something less valuable cannot produce something of higher value. It is difficult to explain this to them. The Vedāntic conception (vichār) is that consciousness is producing everything, consciousness is eternal, and the products of matter are not eternal.

This world is a temporary production. Consciousness is the eternal subject. Pure consciousness, the ātma, is sanātan, nitya [eternal]. It is not a product; it is productive. Consciousness can produce everything. The subtle, ether, can produce the gross—air, fire, water, and earth—but stone, earth, cannot produce ether. The subtle (sūkṣma) is more efficient than the gross (sthūla). The gross is of secondary importance. The soul, the ātma, consciousness, is of principal importance.

Consciousness is the real party. The gross cannot be a party. The starting point must be from the party, the interested thing. The soul is endowed with interest, but a stone has no interest, no plan, no purpose, no project, nothing of the kind. There is a plan and a purpose pervading everything, and that is the important thing. According to that, the original characteristic of the Absolute, the original substance, should be calculated. A thing of limited attributes and capacity cannot be the ultimate cause. An unlimited thing, a thing of unlimited quality and capacity, should be taken as the cause of the whole. That is more reasonable.




←  «Дамодараштакам». Бхаджан Сатьявраты Муни в исполнении Шрилы Б. П. Джанардана Махараджа. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Шри Дамодараштака». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Опровержение эволюции объектов

(28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/oproverzhenie-evolyutsii-obektov.html

Шрила Гуру Махарадж объясняет, на сколь прочном фундаменте
зиждется теория эволюции сознания, направляемого Высшим Субъектом.

 

Эволюция объектов по Дарвину подразумевает представление, согласно которому камень — материя — развивается, становясь сознанием. Вначале существует объект, который, развиваясь, превращается в субъект — жизнь, сознание или разум, — возникающий из объекта, из камня. Таким образом, это «объектная» эволюция; эволюция объекта. Однако «объект» — относительный термин. Объект не может существовать без субъекта. Субъект является первичной субстанцией, и все, что субъект ощущает, есть идея в океане опыта данного субъекта. Таким образом, субъект не может не быть первичен. Сознание — это первичное явление, которое, развиваясь в определенном направлении, порождает реалии низшего порядка.

гун̣а-правр̣ддха̄ виш̣айа-права̄ла̄х̣

(Шримад Бхагавад-гита, 15.2)

[О древе материального существования говорится: «Побеги, объекты чувств, питаются модусами материальной природы».]

пра̄кр̣тех̣ маха̄н махато ахан̇ка̄рас ахан̇ка̄ра̄т пан̃ча-тан-ма̄тра̄н̣и
тато кш̣итй ап теджас марӯт вйома

[«Материальная энергия порождает материальное существование. Из материального существования возникает эго, а из эго возникают пять объектов чувств, а затем земля, вода, огонь, воздух и пространство».]

Объекты — грубое начало — возникают из начала тонкого. Вовсе не так, что тонкое происходит из грубого.

майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣ сӯйате са-чара̄чарам

(Шримад Бхагавад-гита, 9.10)

Когда определенная потенция, пракрити, направляется определенной формой Кришны, Маха-Вишну, то она приходит в движение и порождает некие реалии. Первым порождением является махат-таттва, совокупное эго. Затем постепенно столь многие индивидуальные эго создаются и испускаются из этого эго общего характера. Таким образом, эго порождает опыт этого мира. Из тонкого начала возникает грубое. Такова точка зрения Веданты, тогда как представление, согласно которому тонкое начало порождается началом грубым, — это концепция, близкая теории Дарвина.

Современные ученые склоняются к теории Дарвина, к представлению, согласно которому грубое начало порождает начало тонкое; согласно этой теории, камень в конечном счете порождает сознание. Нелегко дать им понять, что разум обладает большей ценностью. Разум, сознание легко может породить камень, но камень не способен породить сознание. Нечто, обладающее большей ценностью, способно произвести нечто менее ценное, но не наоборот. Им трудно объяснить эту истину.

Согласно концепции Веданты (вичару), сознание порождает все; сознание вечно, тогда как продукты материи не вечны.

Этот мир есть временное порождение. Сознание же — вечный субъект. Чистое сознание, атма есть санатана, нитья [вечное]. Оно является не порождением, но порождающим началом. Сознание способно порождать все. Тонкий элемент, эфир, способен порождать грубые элементы — воздух, огонь, воду и землю, — но камень, земля не способны породить эфир. Тонкое начало (сукшма) более действенно, нежели начало грубое (стхула). Грубое начало менее значимо. Душа, атма, сознание обладает первичной важностью.

Сознание — вот истинное действующее начало. Грубое начало не может быть действующим началом. Первоначало должно быть некоей заинтересованной стороной. Душа наделена заинтересованностью, но у камня нет интереса, нет цели, нет плана — нет ничего в этом роде. Существуют план и намерение, пронизывающие собой все сущее, и это важное явление. Согласно этому явлению, следует оценивать изначальную природу Абсолюта, первичной субстанции. Явление, наделенное ограниченными атрибутами и потенциалом, не может быть первопричиной. Безграничное явление, обладающее безграничными качествами и потенцией, следует рассматривать как причину целого. Это более разумное представление.




English

Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj 

Refuting Objective Evolution

(28 February 1981. Navadwip Dham, India)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/refuting-objective-evolution/

Śrīla Guru Mahārāj explains the reasonable basis
of the subjective evolution of consciousness.

 

Objective evolution means Darwin’s theory that stone, matter, evolves into consciousness. The object exists first, and then by its development the subject—life, consciousness, or intelligence—comes into existence from the object, stone. So, it is objective; it is the evolution of the object. But ‘object’ is a relative term. Without a subject, an object cannot exist. The subject is the primary substance, and whatever is felt by the subject is an idea in the ocean of the subject’s experience. So, the subject must come first. Consciousness must come first, and then consciousness can develop in a lower line.

guṇa-pravṛddhā viṣaya-pravālāḥ

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 15.2)

[Of the tree of material existence it is said: “The shoots, the objects of the senses, are nourished by the modes of material nature.”]

prākṛteḥ mahān mahato ahaṅkāras ahaṅkārāt pañcha-tan-mātrāṇi
tato kṣity ap tejas marūt vyoma

[“From material energy comes material existence. From material existence comes ego, and from the ego comes the five objects of the senses, and then earth, water, fire, air, and space.”]

The objects, the gross, come from the subtle. It is not that the subtle comes from the gross.

mayādhyakṣeṇa prakṛtiḥ sūyate sa-charācharam

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 9.10)

When a particular potency, prakṛti, is handled by Mahāviṣṇu, a particular form of Kṛṣṇa, then it begins to move and to produce something. Mahat-tattva is the first product, and that is a general ego. Then, gradually, so many plural and individual egos are created and emanate from the general ego. In this way, from the ego comes the experience of this world. So, from the subtle, the gross comes. That is Vedāntic, and from the gross, the subtle is being produced—that is something like Darwin’s theory.

The present scientists are fond of Darwin’s theory, the idea that the gross produces the subtle, that ultimately a stone can produce consciousness. It is difficult to make them understand that intelligence is more valuable. It is easy for intelligence, consciousness, to produce stone, but it is difficult for a stone to produce consciousness. Something more valuable can produce something less valuable, but something less valuable cannot produce something of higher value. It is difficult to explain this to them. The Vedāntic conception (vichār) is that consciousness is producing everything, consciousness is eternal, and the products of matter are not eternal.

This world is a temporary production. Consciousness is the eternal subject. Pure consciousness, the ātma, is sanātan, nitya [eternal]. It is not a product; it is productive. Consciousness can produce everything. The subtle, ether, can produce the gross—air, fire, water, and earth—but stone, earth, cannot produce ether. The subtle (sūkṣma) is more efficient than the gross (sthūla). The gross is of secondary importance. The soul, the ātma, consciousness, is of principal importance.

Consciousness is the real party. The gross cannot be a party. The starting point must be from the party, the interested thing. The soul is endowed with interest, but a stone has no interest, no plan, no purpose, no project, nothing of the kind. There is a plan and a purpose pervading everything, and that is the important thing. According to that, the original characteristic of the Absolute, the original substance, should be calculated. A thing of limited attributes and capacity cannot be the ultimate cause. An unlimited thing, a thing of unlimited quality and capacity, should be taken as the cause of the whole. That is more reasonable.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования