«Нитай гунамани | О Господе Нитьянанде». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 16 января 2020 года. Лахта, Санкт-Петербург




Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Нитай гунамани.
О Господе Нитьянанде

(16 января 2020 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Данди Махарадж: Территориальная единица под названием Радхадеш — это много округов. Среди них известный округ Бирбхум. А территория Радхадеша сейчас частично находится в Пакистане. То, что раньше было Радхадешем, — частично в Пакистане, частично это округ Бирбхум. Это все Западная Бенгалия. И в этой местности, в Радхадеше, явились великие преданные. В том числе там явился сам Нитьянанда Прабху. Помимо этого, там еще явился Кришнадас Кавирадж Госвами. А до этого там явился еще Чандидас, тоже великий поэт-вайшнав. Правда, он не гаудия-вайшнав. Он либо из Нимбарка-, либо из Валлабха-сампрадаи. Но он тоже великий поэт, написавший поэму «Шри Кришна-киртан». Это один из первых поэтов, который прославил кришна-киртан. Чандидас жил еще до Махапрабху. И его имя — Чандидас — означает, что он когда-то поклонялся богине Чанди, т. е. был поклонником одного из проявлений Дурги. Но потом он раскаялся в своем поклонении Дурге, принял вайшнавизм и прославил Шри Кришну, прославил шри кришна-киртан. Это известный бенгальский поэт, один из тех поэтов, которых цитировал сам Махапрабху. Чандидас, Джаядев Госвами… Сегодня день ухода Джаядева Госвами? Сегодня день ухода Джаядева Госвами[1].

#00:01:23#

Махапрабху постоянно цитировал четырех поэтов: Джаядева, Чандидаса, Билвамангала Тхакура и Видьяпати. Видьяпати тоже был бенгальцем. Махапрабху постоянно цитировал этих четырех поэтов. Так что Радхадеш погрузился в блаженство благодаря тому, что там явился Нитьянанда. Иногда мы думаем: «Где это блаженство? Почему же я не погружаюсь?» В этих песнях даже поется: «Когда же я погружусь в это блаженство?» Даже Бхактивинод Тхакур поет: «Когда же я погружусь? Когда же слезы хлынут из моих глаз? Когда же все это, наконец, произойдет? Когда же я, как безумец, войду в дом неприкасаемого?» У нас с этим проблем нет, к счастью. «Когда же я выпью воды из Сарасвати? Когда же меня покинет привязанность к мирскому престижу, и я, как безумец, просто буду на берегах Ганги петь имена Радхи и Кришны? Всякое чувство престижа покинет меня и слезы хлынут из моих глаз — когда же все это произойдет?»

#00:02:53#

Когда мы читаем [подобное], мы думаем: «Какой целостной жизнью жили люди когда-то! Какая у них была целостная жизнь!» Никто из них не сомневался ни в чем, никто из них не страдал. Как только они слышали имя Господа, их сразу же переполняло блаженство, и они были вне себя от экстаза. Никто из них не мучился угрызениями совести, эксзистенциальным вакуумом. Ничего такого не было в их жизни. Такие были великие души. И мы следуем по стопам великих душ. До какой-то степени мы, конечно, тоже чувствуем это. В небольшой степени, но все равно мы, конечно, чувствуем. Особенно, когда мы поем эти песни, что-то приходит в наше сердце. Поэтому мы стараемся эти песни петь, стараемся обсуждать то, что в них поется. И стараемся ощутить то, о чем здесь говорится.

#00:03:48#

Нитьянанда, Гауранга — насколько Они прекрасны! Насколько удивительна природа Нитьянанды, насколько Он милостив. Насколько Он опьяняющий. Он имеет природу авадхута. Насколько Он милостив, насколько Он раздает божественную любовь! Вынимает из Себя, раздает эту божественную любовь. Мы стараемся ощутить милость Нитьянанды.

#00:04:15#

Безусловно, когда Нитьянанда появился в Радхадеше… Жители Радхадеша сначала думали, какое имя дать ребеночку. И кто-то сказал: «Этот ребенок настолько прекрасен! Несомненно, это проявление Баларамы. Давайте назовем его Рамой». И они стали называть Его Рам. Но другие сказали: «Он погружен в ананду. Он постоянно погружен в ананду, в блаженство духовной любви. Всегда — нитья. Он — Нитьянанда». И Он Рам. Его стали называть так: Нитьянанда-Рам. Вся Экачакра знала Его под этим именем: Нитьянанда-Рам. Потом пришел один санньяси, забрал Его у Хадая Пандита. И Хадай Пандит погрузился в скорбь. И с тех пор настроение в Экачакре изменилось.

#00:05:17#

В «Бхакти-ратнакаре», в хронологии преданных второго поколения, описывается, что после того, как Нароттам Дас Тхакур вдохновил всех вайшнавов Гауды… Все вайшнавы Гауды — после того, как ушел Махапрабху, после того как эта скорбная весть достигла их слуха, после того как ушел Гададхар Пандит, — все они были погружены в разочарование, в усталость, в некую растерянность. И Нароттам Дас Тхакур отправился по всем землям Бенгалии и вдохновил всех этих вайшнавов. Он посещал каждый дом, беседовал о Махапрабху, пел зажигающие киртаны. И он вдохновил всех вайшнавов. И после этого вайшнавы начали традицию паломничеств по святым местам.

#00:06:17#

Джахнава Мата тоже стала посещать святые места, в том числе она пришла в Экачакру вместе с группой преданных. Во главе [этой группы преданных] была Джахнава Мата, которую в «Бхакти-ратнакаре» называют Ишвари Деви. Джахнава Мата пришла вместе с группой великих преданных, среди которых был Нарахари Саркар Тхакур. И там был Нароттам, конечно, там был Шринивас Ачарья.

#00:06:50#

Экачакра в то время представляла собой плачевное зрелище. Все было запущено. Все домики, в которых жили люди, были запущены, нигде не велось никаких работ, никто не радовался, все были погружены в скорбь. И они [жители Экачакры] рассказали Ишвари Деви, что вскоре после того, как Нитьянанда Прабху покинул дом, Хадай Пандит не мог найти себя. Они с Падмавати Деви постоянно вспоминали Нитая, обсуждая Его игры, вспоминая, как Он с мальчиками-пастушками играл на берегу Ямуны. В Экачакре есть своя Ямуна, река, где нашли Божество Бакарая. И там еще есть своя Кадамба-канди, есть свой холм Говардхан. Там все это есть. И они [Хадай и Падмавати] вспоминали, как Нитай играл на берегу Ямуны, как Он поднимал Говардхан. Там также есть своя Айодхья, где Он играл в рама-лилу. Они вспоминали все это и были погружены в эти воспоминания. И никакой внешней жизни у них больше не происходило в Экачакре. И все жители Экачакры были погружены в глубокую скорбь. Вскоре после этого Хадай Пандит тоже ушел [оставил тело] от сердечного приступа. И Падмавати Деви ушла. И тогда все жители Экачакры покинули это место и вода затопила [его]… Потом вода схлынула и осталось такое опустошенное место. Кое-где все-таки были жилые дома, но в целом это было опустошенное место. И они [вайшнавы] ходили по всем этим местам и рассказывали о славе этих мест. Но места эти были тогда очень запущены.

[Прославление Божеств Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу.]

#00:08:55#

Затем потомки Господа Нитьянанды и потомки других вайшнавов выкупили земли в Экачакре и построили храмы в Гарбхаваси, в месте явления Нитьянанды. И постепенно начали поклонение [Нитьянанде Прабху].

#00:09:22#

В 1940-м году там был Шрила Шридхар Махарадж, и он описывал Экачакру как пустынное место. В то время это было пустынное место. Там жили очень простые жители, у них была очень простая жизнь. Они занимались сельским хозяйством. И среди них он встретил одного образованного пандита. Этот образованный пандит просто плакал. Он говорил: «Много лет я живу в этом месте, и я не встречал человека своего уровня». И он был очень рад поговорить со Шридхаром Махараджем. Они цитировали санскрит, обсуждали шастры. Он жил много лет в Экачакре, и, что характерно, никуда оттуда не уезжал. Он был привязан к этому месту. Несмотря на то, что он был там одинок, ему не с кем было даже поговорить, тем не менее он был привязан к этому месту. И в то самое посещение Экачакры Шрила Шридхар Махарадж попросил милость у Господа Нитьянанды. И тогда Господь Нитьянанда сказал ему из сердца, что он должен основать свой Матх и принимать учеников. Он говорил: «Я был в Экачакре всего один раз».

#00:10:28#

Это было довольно пустынное место. И даже я помню, что в начале 90-х годов впервые [представители] ИСККОН приезжали в Экачакру, и они тоже описывали ее как пустынное место. Это был 1991-ый или 1992-ой год, преданные ездили туда, и они говорили: «Мы были в Экачакре». И практически ничего еще не было разработано, это было пустынное место. И тогда шли разговоры о том, чтобы построить там центр ИСККОН. Эти разговоры шли много лет. Там строилось что-то, но медленно, медленно-медленно. И после этого, в 2007-ом или в 2008-ом году, Ачарья Махарадж загорелся идеей построить что-то в Экачакре. И Гурудев благословил его. И уже в 2009-ом году он там возвел гостиницу и начал строить храм. И к 2011-му году храм уже был построен, с прекрасными Божествами. И, видя это, ИСККОН построил свой центр. Тоже за два года они построили свой центр. Сейчас там прекрасный храм.

#00:11:42#

Я помню, когда мы были в 2011-ом году в Экачакре, то храм ИСККОН был очень маленький. Там был маленький храмик, чуть ли не навес. И они показывали на леса, которые стояли рядом, и говорили: «У нас все еще строится». И в то время наш матх уже был построен. Там прекрасные Божества, Туласи на улице. В Экачакре все это уже было. Шри Шри Хадай-Падмавати смрити-кунджа называется наше место. И потом уже несколько лет мы приезжали, в 2017-ом году — все уже, прекрасный храм ИСККОН построен. В том самом месте, где, говорят, упало колесо, которое Кришна выкинул на поле битвы Курукшетра. В том самом месте они построили большой прекрасный храм. Действительно, красивый храм очень. Там Божества Гаура-Нитай и Джаганнатх, по-моему.

Виджай Раман Прабху: Наши Божества там [в Экачакре] красивые.

#00:12:32#

Данди Махарадж: Наши [Божества] очень красивые. В натуральный рост Махапрабху и Нитьянанда — огромные красивейшие Божества стоят. Там еще есть какие-то красивые храмы. Но не так много. Все равно до сих пор место пустынное. И дорога в Экачакру до сих пор еще не проложена толком. И, когда ты едешь на автобусе, тебя подбрасывает на кочках. Все время едешь по холмам. И когда автобус приезжает в Экачакру, он даже не может доехать до самой Экачакры. Приходится вылезать из автобуса и долго еще пешком ковылять по узким улочкам. Там все еще так. Там есть маленькая кафешка на автостанции… Прямо на улице сидят люди, готовят на костре еду и продают ее. Лепешки жарят на костре и прямо тут же продают. Первобытная жизнь. Не первобытная, точнее первозданная жизнь в Экачакре до сих пор.

#00:13:44#

Это особое место. Там очень любят Нитьянанду, и жители обычно здороваются: «Джай Нитай! Джай Нитай! Джай Нитай!» Очень добрые, цветущие жители. Невероятное место — Экачакра, земля огромной милости. Хорошо, конечно, вспомнить о Господе Нитьянанде, хорошо спеть Его имена, хорошо вспомнить о Его деяниях. Великие места.

#00:14:21#

Нитьянанда-таттва — это гуру-таттва. Когда мы вспоминаем о Нитьянанде, мы также вспоминаем и о Гуру. Он Ади-Гуру, Он Баладева. Часто говорится, что Шримати Радхарани — это Ади-Гуру. Это правда. Но все-таки Шримати Радхарани — это самый эзотерический аспект Гуру. А Нитай — это более доступный нам аспект Гуру, более нам понятный. Поэтому, когда мы говорим о гуру-таттве, мы обычно говорим о Нитае, о том, что Он проявляется в наших духовных учителях. Наша сампрадая существует благодаря Нитьянанде. Наша парампара существует благодаря Ему.

#00:15:00#

В сущности, почему мы так настаиваем на том [концепте], что «Шри Гуру и его милость»? Ведь это же Шрила Шридхар Махарадж создал [концепт и книгу] «Шри Гуру и его милость». Эта книга очень вдохновлена Господом Нитьянандой. Там есть глава «Ади-Гуру», и Шридхар Махарадж объясняет все эти истины о парампаре, о шикша-парампаре. Фактически Нитьянанда Прабху проявляется в облике Гурудева. И в облике гуру-парампары так же. Это особая Его милость. И, поскольку мы знаем, что без Нитая нет Гауры, и кто отвергает Нитая, тот отвергает Гауру, то мы понимаем, что тот, кто отвергает Гуру, тот отвергает Гауру. Поэтому нет Гауры без служения Шри Гуру и без служения вайшнавам. И не может быть никакого Гауранги без служения нашей сампрадае, без служения всем этим великим ачарьям. Невозможно удовлетворить Гаурангу и невозможно понять Кришну без служения великим ачарьям, без служения Гуру.

#00:16:00#

К Сарасвати Тхакуру приходили разные пандиты. Причем приходили великие пандиты. Приходил один пандит, который постепенно умирал. Он принял такой особый обет — постепенно умереть [в результате голодовки]. Сарасвати Тхакур спросил: «Почему вы хотите умереть?» Тот сказал: «Потому что я чувствую огромную разлуку с Господом Рамачандрой». Не помню, то ли это был преданный Рамачандры, то ли преданный Кришны. Он сказал: «Я чувствую такую огромную разлуку, что весь мир для меня опостылел. Поэтому я постепенно ухожу из этого мира». На самом деле это вполне нормальное религиозное чувство. Тебе настолько опостылел материальный мир, что тебе нет никакой отрады жить в нем. И он принял обет сурового голодания и постепенно умирал. По-моему, это все-таки был преданный Рамачандры в Южной Индии. Он сказал: «Я настолько чувствую разлуку с Рамачандрой, что не могу больше жить. И я постепенно умираю». И Сарасвати Тхакур спросил у него: «А как вы служите Рамачандре? Кто ваш Гуру? Кто тот вайшнав, с которым вы связаны?» Этот человек сказал: «Мне не нужен Гуру. Мне не нужны никакие вайшнавы. Я служу Ему напрямую. Это в моем сердце». Так он сказал. Сарасвати Тхакур ничего не ответил. Но потом, когда тот человек ушел, Сарасвати Тхакур сказал: «На самом деле мы не принимаем такого настроения преданности». Так он сказал своим ученикам: «На самом деле мы не принимаем такого настроения преданности. Мы не принимаем преданности Господу без Его бхакт, без Гуру, без вайшнавов. Мы не считаем это настоящей преданностью». Настолько это важно.

#00:18:30#

В целом это ведь не просто люди. Вайшнавы — не просто люди. Вайшнавы — это бхакты. Бхакты — это особое проявление Господа. Так же, как и Гуру, бхакта-вринда, вайшнава-вринда — это проявление Господа Нитьянанды, Ади-Гуру, изначального духовного учителя. Поэтому Сарасвати Тхакур очень сильно это подчеркивал. В этом смысле Гуру более важен, более близок, чем даже сам Господь. Сам Кришна говорит об этом в «Ади-пуране». Но это очень эзотерический стих из «Ади-пураны». Таких стихов мало. Довольно много в Пуранах таких стихов, где описывается поклонение Господу. Очень много стихов, где говорится, что нужно молиться Господу, поклоняться Господу. И можно сказать: «Так вот же — в каждой Пуране говорится, что надо молиться Господу, поклоняться Господу. Вот же говорится». Можно массу стихов привести. И в «Шримад-Бхагаватам» в том числе [говорится о непосредственном поклонении Господу]. Молитвы Шива-гита, и Ришабхадев тоже говорит, что нужно поклоняться Господу Нараяне. Но там не так много стихов, которые объясняют, что нужно поклоняться вайшнавам. Не так много. На самом деле их — раз, два, и обчелся. Когда была история Амбариша Махараджа и Дурвасы Муни, Господь Нараяна сказал:

#00:19:58#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно…[2]

«Я в сердцах Своих преданных». Асватантра: «у Меня нет независимости». Еще в Уддхава-гите Он говорит, в одиннадцатой песни [«Шримад-Бхагаватам»]:

#00:20:07#

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…[3]

Но в целом это довольно редкие стихи, их не так много. А в основном говорится, что нужно поклоняться Господу, что нужно служить Ему, повторять Его имя, поклоняться святым местам, связанным с Ним. И обычно люди говорят: «Тут же говорится про это. И мы это делаем». И это все правда.

#00:20:32#

Но на самом деле без преданных Господа все это будет поверхностно. Все равно это будет немножко внешнее поклонение Господу. Без преданных Господа не будет той изюминки, о которой сам Господь говорит. И эта тайна — [то], что бхакта выше самого Господа, — очень и очень сокровенная тайна. Это еще нужно понять. Есть «Бхакти-сандарбха» Дживы Госвами, где подробно разбирается этот момент. Джива Госвами очень подробно объясняет, почему это именно так, почему именно преданные Господа очень важны. Может быть, мы прочтем «Бхакти-сандарбху» и все эти аргументы Дживы Госвами. Это очень интересная тема сама по себе. Но [это] не такая простая тема: [то,] что бхакты превосходят самого Господа.

#00:21:30#

Он [Господь] говорит об этом в «Ади-пуране», но это там один такой эзотерический стих. По этому поводу много дискуссий, в том числе с известными нам людьми. Потому что вроде бы этих стихов не так много. А таких стихов, [где говорится,] что надо напрямую поклоняться Господу, без всякого Гуру — таких стихов достаточно в писаниях. Поэтому люди говорят: «Вот видите, таких стихов — про преданных, про Гуру, — их не так много. А таких стихов, где [говорится, что] надо поклоняться Господу — их уйма! Если бы это было так важно — поклоняться Гуру, тогда бы об этом говорилось в каждом стихе. Почему же этого нет?» Так они говорят.

#00:22:18#

Слушатель: [неразборчиво].

Данди Махарадж: Да, да, описано.

#00:22:24#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам…[4]

Пожалуйста: «Слушайте, пойте, поклоняйтесь, служите святой дхаме, поклоняйтесь Божеству» — масса всего.

#00:22:42#

Вриндаван Дас Тхакур даже в «Чайтанья Бхагавате» говорит, что слава Баларамы на самом деле не описана в Ведах. Практически нет. И какой-нибудь знаток санскрита или просто знаток чего-либо может сказать: «Где в Ведах [сказано] про Балараму?» А в Ведах нет про Балараму. В четырех изначальных Ведах: «Риг», «Сама», «Яджур», «Атхарва» — там ничего нет про Балараму. Вообще ничего нет.

#00:23:11#

И Вриндаван Дас Тхакур говорит: «Зато слава Баларамы явлена в Пуранах — в таких, как „Шримад-Бхагаватам“». И дальше он говорит: «Тот, кто отвергает Пураны, тот отвергает и Веды. Если кто-то считает, что может понять Веды, игнорируя Пураны, этот человек явно безбожник и не знает, что говорит. Нужно обязательно принять Пураны, особенно самую главную из них — „Шримад-Бхагаватам“». И благодаря этому мы можем понять, что в Пуранах действительно описана, особенно в «Шримад-Бхагаватам», там настолько прекрасно описана слава Господа Баларамы! Столько чудесных деяний Господа Баларамы! И он говорит: «А почему же тогда Баларама не описан в Ведах? Несомненно потому, что Веды посвящены карма-канде. И, поскольку Господь не очень любит последователей карма-канды, Он не очень им благоволит, Он не захотел открывать Себя этим людям. Именно поэтому в Ведах нет ничего о Балараме. Но те, кто верит в Пураны, особенно в «Бхагаватам», те, кто идет путем бхагаваты, путем чистой любви, — только те знают о славе Господа Баларамы».

#00:24:21#

Но Баларама стал Нитьянандой. Поэтому Джива Госвами в «Шат-сандарбхе» все больше и больше раскрывает эту тему. Он говорит, что, когда мы говорим «Веды», мы в первую очередь имеем в виду «Шримад-Бхагаватам». Когда мы говорим «Веды», мы не имеем в виду четыре Веды: «Риг», «Сама», «Яджур», «Атхарва». Действительно, если посмотреть нашу сиддханту: сколько раз мы цитируем «Риг-веду»? Ну, может быть один стих самый известный:

#00:24:58#

ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш́йанти сурайах̣…[5]

И все! Ну, может быть еще Пуруша-сукту:

#00:25:06#

сахасра-ширша пурушах…[6]

И все! Больше ничего. Причем этот стих — ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇ — из гимна Ашвинам. В этом гимне прославляются Ашвина-кумары, божества, которые дают здоровье. И в самом конце этого гимна Ашвинам говорится: ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇. Такой вот один стих из «Риг-веды». И может быть Пуруша-сукта — очень важная часть. Ну и все практически. «Риг», «Сама», «Яджур», «Атхарва» — больше ничего из этого нет. А вот «Шримад-Бхагаватам» практически весь разобран на цитаты у наших ачарьев. Столько раз цитируется «Шримад-Бхагаватам», столько раз он обсуждается, столько стихов из него мы заучиваем, столько стихов мы знаем.

#00:25:55#

Поэтому Джива Госвами говорит, что, в сущности, когда мы говорим «Веды», мы не имеем в виду эти четыре Веды, которые составил Вьясадева, и которые посвящены в основном карма-канде. И мы не имеем в виду даже «Махабхарату». И даже «Рамаяну» мы не имеем в виду по большому счету. В «Махабхарате» — описания райских миров по большей части. Потому что вайшнавская «Махабхарата» утрачена. «Махабхарата» Джаймини утрачена. Она когда-то была, по всей видимости, но сейчас ее текста не сохранилось. А «Махабхарата», которую Вайшампаяна Риши рассказал… Поскольку сам Вайшампаяна Риши не был вайшнавом, и среди его слушателей было не так уж много чистых вайшнавов, то там очень много идей карма-канды, райских миров. И там даже в конце описывается, что Пандавы отправились в райские миры. Когда мы читаем «Махабхарату», мы там не находим описания Голоки или Вайкунтхи. Там даже такого нет.

#00:27:00#

Точнее, там есть [подобные описания] в эзотерическом разделе «Махабхараты», «Нараяния», в двенадцатой кханде. Там есть немного описаний Вайкунтхи. Но и то издалека. И там говорится, что мудрецы под именами Первый, Второй и Третий… Так буквально их [там] зовут: Эка, Двития, Трития, т. е. Первый, Второй, Третий. Они [эти мудрецы] приближаются к миру Господа Вишну, и он сияет. И, когда мудрецы приближаются к этому миру, они видят его какое-то время: что там некие духовные существа живут. И тут же это скрывается от них за ослепительным сиянием. Они смотрят на это сияние и ничего не видят. Этот мир скрывается от них. Мудрецы говорят: «Что это за сияние?» Господь Вишну говорит: «Поскольку вы не совсем чистые бхакты, то Я вам просто на мгновение показал Мой настоящий мир, а потом скрыл его сиянием Брахмана». Таков идеал «Махабхараты».

#00:28:12#

Так что Джива Госвами говорит, что, когда мы говорим «Веды», мы имеем в виду преимущественно «Шримад-Бхагаватам» и другие Пураны. И в «Шримад-Бхагаватам» описана слава Господа Баларамы во всю мощь. Баларама и Кришна у Говардхана, и Баларама грозит Ямуне. Поэтому там, где Баларама, там и Ямуна. Там, где Нитьянанда, там тоже Ямуна. Баларама призвал же Ямуну. И, когда она не послушалась, Он ее плугом подтащил к Себе. Поэтому там, где Баларама, там и Ямуна. И там, где Нитьянанда, там тоже должна быть Ямуна. Это логично. Поэтому там, в Экачакре, тоже протекает Ямуна. Хотя Экачакра — это Бенгалия и это далеко от Уттар-Прадеша. Очень далеко, совсем в другой стороне от Уттар-Прадеша. Тем не менее там протекает Ямуна. Там должна быть Ямуна. И также Кадамба-канди — должны быть деревья кадамба. Потому что Баларама играл в этом лесу. И там тоже есть своя Кадамба-канди. Там, где Нитьянанда, там есть все эти реалии.

#00:29:12#

Но, так или иначе, слава Господа Нитьянанды в большей степени описана в Пуранах. Как и слава Кришны в большей степени описана в Пуранах. И Шримати Радхарани в том числе. Хоть Она и не названа по имени, но она описывается как «та самая гопи». Она описана в «Шримад-Бхагаватам» в большей степени. Слава Шримати Радхарани еще более сокровенна даже. Вообще Она описана в поэзии Рупы Госвами, Рагхунатха Даса Госвами. Это даже не Веды, даже и не Пураны. Это уже поэзия великих бхакт, которая неотлична от Вед, но которая является очень эзотерической частью Вед. Там описана Ее слава.

#00:29:58#

Не так просто понять Веды, как таковые. Если мы просто прочтем Веды, то скорее всего мы придем к выводу, что Индра — это высшее божество Вед. Так обычно и делают люди. Они читают Веды и делают вывод, что высшее божество Вед — это Индра. Потому что, действительно, столько гимнов Индре в Ведах! Может быть Индра, может быть Варуна, может быть Ваю. Но никак не Кришна. Потому что о Кришне там практически ничего нет. Намеками только. Ну, есть «Гопала-тапани-упанишада», эзотерические Упанишады, в которых об этом говорится. Но в целом не очевидно, что это самое главное.

#00:30:45#

Поэтому мы можем сказать, что Господь, с одной стороны, Себя открывает в Ведах. Это так. Но вместе с тем он Себя также скрывает в большой степени. Потому что самая популярная тема Вед — это все-таки хорошая карма. Самое популярное в Ведах, самое ходовое — это хорошая карма. Если мы копнем чуть глубже, призадумаемся, то мы увидим там также идеи гьяны. Упанишады, «Веданта-сутра» — там идеи гьяны, т. е. освобождения. И карму, и гьяну Кришна дает очень легко. В этом смысле Он дает первое, что у Него просят: хорошую карму, освобождение кому-то. А вот бхакти — это Его очень сокровенная тема. В этом смысле Кришна прячет бхакти от глаз посторонних.

#00:31:50#

Мы даже видим, что бхакти спрятана в середине Бхагавад-гиты. Бхагавад-гита же не начинается сразу с бхакти. Бхакти в «Бхагавад-гите» — это одиннадцатая глава, двенадцатая глава. И она как бы спрятана, потому что первые шесть глав говорят о йоге. Последние главы говорят о гьяне. Там такая большая часть — гуны природы, йога Высшей Личности — все это описывается. И только в самом конце Кришна обращается к этой сокровенной теме, к теме бхакти. Поэтому Кришна Себя прячет даже в Ведах. И Он сам об этом говорит:

#00:32:31#

…ведеш̣у дурлабхам адурлабхам а̄тмабхактау…[7]

«Тем, кто изучает Веды, очень трудно Меня понять». Иногда мы говорим: «Ведическая культура, изучайте Веды, Веды говорят о Кришне». Но сам Кришна говорит: «Тем, кто изучает Веды, трудно Меня понять». Ведеш̣у дурлабхам. Адурлабхам а̄тмабхактау — «А вот тем, кто обращается к Моим бхактам, тем легко Меня понять». Такой весьма хитрый ход. Он говорит, что Веды — это все-таки несколько реклама. Веды — это несколько пропаганда чего-то такого, волнующего мирских людей. «Но те, кто понимает Веды, конечно, знают, что цель всех Вед — познать Меня. Но на самом деле, если вы хотите понять Меня, то вы должны обратиться к Моим бхактам. И, если вы к ним придете, то вы поймете Меня гораздо легче, чем изучая Веды. И уже бхакты объяснят вам смысл Вед».

#00:33:31#

Именно поэтому так важна гуру-парампара. Фактически это самое важное — гуру-парампара. В облике Шри Чайтаньи Он [Всевышний] являет Себя, являет Свои игры. А в облике Нитьянанды Он показывает путь к Себе. Он раскрывает то, каким образом можно Его постичь. Поэтому этот аспект Нитьянанды — это аспект слуги. Господь Баларама, как мы знаем, становится зонтиком, святой дхамой. Он становится разными атрибутами для поклонения, Он становится всем. Он жаждет служить. И потом эта жажда служения проявляется в том, что Господь Баларама проявляется как чатур-вьюха, всевозможные аватары исходят, всевозможные пракаши, виласы исходят из Господа Нитьянанды. Господь, желая раскрыться, [нисходит в материальные миры] в виде всевозможных аватар, в виде всевозможных учителей, риши, манвантара-аватар — это все исходит изначально из Господа Нитьянанды. Потому что Кришна все-таки эзотеричен. Кришна с Радхарани. Он эзотеричен. В этом смысле Он не соприкасается с этим аспектом раскрытия Себя. Но Баларама принимает эту роль на Себя и начинает проявляться. В этом смысле Он — тад-экатма-рупа. Он начинает проявляться, начинает раскрываться. Баларама раскрывает Себя. Поэтому Нароттам Дас Тхакур говорит:

#00:34:58#

…хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и…[8]

«Мы можем прийти к Радхе и Кришне, только если мы примем Нитьянанду в свою жизнь». Только тогда мы сможем прийти к Радхе и Кришне по-настоящему. Это означает также гуру-парампара, безусловно. Не приняв гуру-парампару, мы не можем прийти к Радхе и Кришне, к этому центру бытия. Радха и Кришна — это Махапрабху. Поэтому, не приняв Нитьянанду, мы не можем понять Махапрабху, не сможем понять Его сердце.

#00:35:29#

Очень важна Экачакра, и очень важен Господь Нитьянанда в нашей жизни. Очень важно помнить о Нитьянанде, молиться Нитьянанде, обсуждать деяния Нитьянанды. Гурудев написал книгу… Точнее он много рассказывал [о Нитьянанде], а потом это стало книгой «Нитьянанда-махимамрита». И Вриндаван Дас Тхакур тоже паршад [спутник] именно Нитьянанды Прабху.

#00:36:28#

Так получилось, что мы заговорили о Господе Нитьянанде. Должны были читать «Према-дхама-дева-стотру», но получилось немного поговорить о Господе Нитьянанде. Не знаю, почему так получилось у нас. Само собой так получилось. Может так нужно, я не знаю.

#00:37:00#

нита̄и гун̣аман̣и а̄ма̄ра нита̄и гун̣аман̣и…[9]

«Нитай — это драгоценный камень среди дваждырожденных. Гунамани — качества Нитая, Его удивительные деяния — все это моя драгоценность». [Так] он [Лочан Дас Тхакур] говорит.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Здесь допускается ошибка. В этот день отмечался день ухода Шрилы Джаядева Госвами, а не день явления, как говорит Махарадж.

2  Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — «Хотя Я провозглашен в „Бхагаватам“ как высшая независимая личность, абсолютная личность, в обществе преданных Я утрачиваю Свою независимость и становлюсь подвластен Своим преданным» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

3  А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — «Каждый должен относиться к ачарье, как ко Мне самому, и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех полубогов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

4  Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «Махарадж Прахлада сказал: „Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого служения в преданности. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание“» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).

5  Ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш̣йанти сурайах̣ / дивива̄ чакш̣ур а̄татам, виш̣н̣ор йат парамам̇ падам — «Его бдительное око подобно солнцу видит все, Он всеведущ. Его око хранителя всегда пребывает над нашей головой, взирая на нас» («Риг-веда», 1.22.20).

6  Сахасра-ширша пурушах, сахасракшах сахасра-пат / са бхумим вишвато вритва, атй-атиштхад дашангулам // пуруша эведам сарвам, йад бхутам йач ча бхавйам / утамритатвасйешано, йад анненатирохати — «У Господа Вишну тысячи голов, тысячи глаз, тысячи стоп. Вмещая в Себя целую вселенную, Он выходит за ее пределы на ширину десяти пальцев. Он, вират-пуруша, все мироздание. Он — владыка бессмертия. Он повелевает всеми, кто живет за счет пищи» («Шветашватара-упанишад», 3.14–15).

7  Адваитам ачйутам ана̄дим анантарӯпам, а̄дйам̇ пура̄н̣а-пуруш̣ам̇ навайауванан̃ ча / ведеш̣у дурлабхам адурлабхам а̄тмабхактау, говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Я поклоняюсь тому предвечному Господу Говинде, недостижимому даже посредством Вед, но достижимому преданностью души; Он — единый, непогрешимый, безначальный и бесконечный; Он — начало; и хотя Он — старейший, Он вечно юн и прекрасен» («Брахма-самхита», 5.33).

8  Нита̄й пада камала, кот̣ӣ чандра суш́итала, дже чха̄йа̄йа джагата джуд̣а̄й / хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и, др̣д̣ха кори’ дхаро нита̄ира па̄йа — «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун, в сени которых весь мир обретает успокоение. Брат, без Нитьянанды никто не сможет достичь Радхи и Кришны, поэтому со всей решимостью держись Его лотосоподобных стоп» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

9  Нита̄и гун̣аман̣и а̄ма̄ра нита̄и гун̣аман̣и / а̄нийа̄ премера банйа̄ бха̄са̄ла абанӣ — «Мой Господь Нитьянанда, драгоценный камень добродетелей! Нитай, жемчужина всех благих качеств, затопил весь мир упоительной любовью к Богу» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 1).





←  «Шри Гуру и его милость. Глава 6. „Приказываю тебе: стань Гуру!“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Аудиокнига ·• Архив новостей •· «Все зависит от подлинной потребности в служении». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия. Цикл лекций “Global Goswami” →

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Нитай гунамани.
О Господе Нитьянанде

(16 января 2020 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Данди Махарадж: Территориальная единица под названием Радхадеш — это много округов. Среди них известный округ Бирбхум. А территория Радхадеша сейчас частично находится в Пакистане. То, что раньше было Радхадешем, — частично в Пакистане, частично это округ Бирбхум. Это все Западная Бенгалия. И в этой местности, в Радхадеше, явились великие преданные. В том числе там явился сам Нитьянанда Прабху. Помимо этого, там еще явился Кришнадас Кавирадж Госвами. А до этого там явился еще Чандидас, тоже великий поэт-вайшнав. Правда, он не гаудия-вайшнав. Он либо из Нимбарка-, либо из Валлабха-сампрадаи. Но он тоже великий поэт, написавший поэму «Шри Кришна-киртан». Это один из первых поэтов, который прославил кришна-киртан. Чандидас жил еще до Махапрабху. И его имя — Чандидас — означает, что он когда-то поклонялся богине Чанди, т. е. был поклонником одного из проявлений Дурги. Но потом он раскаялся в своем поклонении Дурге, принял вайшнавизм и прославил Шри Кришну, прославил шри кришна-киртан. Это известный бенгальский поэт, один из тех поэтов, которых цитировал сам Махапрабху. Чандидас, Джаядев Госвами… Сегодня день ухода Джаядева Госвами? Сегодня день ухода Джаядева Госвами[1].

#00:01:23#

Махапрабху постоянно цитировал четырех поэтов: Джаядева, Чандидаса, Билвамангала Тхакура и Видьяпати. Видьяпати тоже был бенгальцем. Махапрабху постоянно цитировал этих четырех поэтов. Так что Радхадеш погрузился в блаженство благодаря тому, что там явился Нитьянанда. Иногда мы думаем: «Где это блаженство? Почему же я не погружаюсь?» В этих песнях даже поется: «Когда же я погружусь в это блаженство?» Даже Бхактивинод Тхакур поет: «Когда же я погружусь? Когда же слезы хлынут из моих глаз? Когда же все это, наконец, произойдет? Когда же я, как безумец, войду в дом неприкасаемого?» У нас с этим проблем нет, к счастью. «Когда же я выпью воды из Сарасвати? Когда же меня покинет привязанность к мирскому престижу, и я, как безумец, просто буду на берегах Ганги петь имена Радхи и Кришны? Всякое чувство престижа покинет меня и слезы хлынут из моих глаз — когда же все это произойдет?»

#00:02:53#

Когда мы читаем [подобное], мы думаем: «Какой целостной жизнью жили люди когда-то! Какая у них была целостная жизнь!» Никто из них не сомневался ни в чем, никто из них не страдал. Как только они слышали имя Господа, их сразу же переполняло блаженство, и они были вне себя от экстаза. Никто из них не мучился угрызениями совести, эксзистенциальным вакуумом. Ничего такого не было в их жизни. Такие были великие души. И мы следуем по стопам великих душ. До какой-то степени мы, конечно, тоже чувствуем это. В небольшой степени, но все равно мы, конечно, чувствуем. Особенно, когда мы поем эти песни, что-то приходит в наше сердце. Поэтому мы стараемся эти песни петь, стараемся обсуждать то, что в них поется. И стараемся ощутить то, о чем здесь говорится.

#00:03:48#

Нитьянанда, Гауранга — насколько Они прекрасны! Насколько удивительна природа Нитьянанды, насколько Он милостив. Насколько Он опьяняющий. Он имеет природу авадхута. Насколько Он милостив, насколько Он раздает божественную любовь! Вынимает из Себя, раздает эту божественную любовь. Мы стараемся ощутить милость Нитьянанды.

#00:04:15#

Безусловно, когда Нитьянанда появился в Радхадеше… Жители Радхадеша сначала думали, какое имя дать ребеночку. И кто-то сказал: «Этот ребенок настолько прекрасен! Несомненно, это проявление Баларамы. Давайте назовем его Рамой». И они стали называть Его Рам. Но другие сказали: «Он погружен в ананду. Он постоянно погружен в ананду, в блаженство духовной любви. Всегда — нитья. Он — Нитьянанда». И Он Рам. Его стали называть так: Нитьянанда-Рам. Вся Экачакра знала Его под этим именем: Нитьянанда-Рам. Потом пришел один санньяси, забрал Его у Хадая Пандита. И Хадай Пандит погрузился в скорбь. И с тех пор настроение в Экачакре изменилось.

#00:05:17#

В «Бхакти-ратнакаре», в хронологии преданных второго поколения, описывается, что после того, как Нароттам Дас Тхакур вдохновил всех вайшнавов Гауды… Все вайшнавы Гауды — после того, как ушел Махапрабху, после того как эта скорбная весть достигла их слуха, после того как ушел Гададхар Пандит, — все они были погружены в разочарование, в усталость, в некую растерянность. И Нароттам Дас Тхакур отправился по всем землям Бенгалии и вдохновил всех этих вайшнавов. Он посещал каждый дом, беседовал о Махапрабху, пел зажигающие киртаны. И он вдохновил всех вайшнавов. И после этого вайшнавы начали традицию паломничеств по святым местам.

#00:06:17#

Джахнава Мата тоже стала посещать святые места, в том числе она пришла в Экачакру вместе с группой преданных. Во главе [этой группы преданных] была Джахнава Мата, которую в «Бхакти-ратнакаре» называют Ишвари Деви. Джахнава Мата пришла вместе с группой великих преданных, среди которых был Нарахари Саркар Тхакур. И там был Нароттам, конечно, там был Шринивас Ачарья.

#00:06:50#

Экачакра в то время представляла собой плачевное зрелище. Все было запущено. Все домики, в которых жили люди, были запущены, нигде не велось никаких работ, никто не радовался, все были погружены в скорбь. И они [жители Экачакры] рассказали Ишвари Деви, что вскоре после того, как Нитьянанда Прабху покинул дом, Хадай Пандит не мог найти себя. Они с Падмавати Деви постоянно вспоминали Нитая, обсуждая Его игры, вспоминая, как Он с мальчиками-пастушками играл на берегу Ямуны. В Экачакре есть своя Ямуна, река, где нашли Божество Бакарая. И там еще есть своя Кадамба-канди, есть свой холм Говардхан. Там все это есть. И они [Хадай и Падмавати] вспоминали, как Нитай играл на берегу Ямуны, как Он поднимал Говардхан. Там также есть своя Айодхья, где Он играл в рама-лилу. Они вспоминали все это и были погружены в эти воспоминания. И никакой внешней жизни у них больше не происходило в Экачакре. И все жители Экачакры были погружены в глубокую скорбь. Вскоре после этого Хадай Пандит тоже ушел [оставил тело] от сердечного приступа. И Падмавати Деви ушла. И тогда все жители Экачакры покинули это место и вода затопила [его]… Потом вода схлынула и осталось такое опустошенное место. Кое-где все-таки были жилые дома, но в целом это было опустошенное место. И они [вайшнавы] ходили по всем этим местам и рассказывали о славе этих мест. Но места эти были тогда очень запущены.

[Прославление Божеств Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу.]

#00:08:55#

Затем потомки Господа Нитьянанды и потомки других вайшнавов выкупили земли в Экачакре и построили храмы в Гарбхаваси, в месте явления Нитьянанды. И постепенно начали поклонение [Нитьянанде Прабху].

#00:09:22#

В 1940-м году там был Шрила Шридхар Махарадж, и он описывал Экачакру как пустынное место. В то время это было пустынное место. Там жили очень простые жители, у них была очень простая жизнь. Они занимались сельским хозяйством. И среди них он встретил одного образованного пандита. Этот образованный пандит просто плакал. Он говорил: «Много лет я живу в этом месте, и я не встречал человека своего уровня». И он был очень рад поговорить со Шридхаром Махараджем. Они цитировали санскрит, обсуждали шастры. Он жил много лет в Экачакре, и, что характерно, никуда оттуда не уезжал. Он был привязан к этому месту. Несмотря на то, что он был там одинок, ему не с кем было даже поговорить, тем не менее он был привязан к этому месту. И в то самое посещение Экачакры Шрила Шридхар Махарадж попросил милость у Господа Нитьянанды. И тогда Господь Нитьянанда сказал ему из сердца, что он должен основать свой Матх и принимать учеников. Он говорил: «Я был в Экачакре всего один раз».

#00:10:28#

Это было довольно пустынное место. И даже я помню, что в начале 90-х годов впервые [представители] ИСККОН приезжали в Экачакру, и они тоже описывали ее как пустынное место. Это был 1991-ый или 1992-ой год, преданные ездили туда, и они говорили: «Мы были в Экачакре». И практически ничего еще не было разработано, это было пустынное место. И тогда шли разговоры о том, чтобы построить там центр ИСККОН. Эти разговоры шли много лет. Там строилось что-то, но медленно, медленно-медленно. И после этого, в 2007-ом или в 2008-ом году, Ачарья Махарадж загорелся идеей построить что-то в Экачакре. И Гурудев благословил его. И уже в 2009-ом году он там возвел гостиницу и начал строить храм. И к 2011-му году храм уже был построен, с прекрасными Божествами. И, видя это, ИСККОН построил свой центр. Тоже за два года они построили свой центр. Сейчас там прекрасный храм.

#00:11:42#

Я помню, когда мы были в 2011-ом году в Экачакре, то храм ИСККОН был очень маленький. Там был маленький храмик, чуть ли не навес. И они показывали на леса, которые стояли рядом, и говорили: «У нас все еще строится». И в то время наш матх уже был построен. Там прекрасные Божества, Туласи на улице. В Экачакре все это уже было. Шри Шри Хадай-Падмавати смрити-кунджа называется наше место. И потом уже несколько лет мы приезжали, в 2017-ом году — все уже, прекрасный храм ИСККОН построен. В том самом месте, где, говорят, упало колесо, которое Кришна выкинул на поле битвы Курукшетра. В том самом месте они построили большой прекрасный храм. Действительно, красивый храм очень. Там Божества Гаура-Нитай и Джаганнатх, по-моему.

Виджай Раман Прабху: Наши Божества там [в Экачакре] красивые.

#00:12:32#

Данди Махарадж: Наши [Божества] очень красивые. В натуральный рост Махапрабху и Нитьянанда — огромные красивейшие Божества стоят. Там еще есть какие-то красивые храмы. Но не так много. Все равно до сих пор место пустынное. И дорога в Экачакру до сих пор еще не проложена толком. И, когда ты едешь на автобусе, тебя подбрасывает на кочках. Все время едешь по холмам. И когда автобус приезжает в Экачакру, он даже не может доехать до самой Экачакры. Приходится вылезать из автобуса и долго еще пешком ковылять по узким улочкам. Там все еще так. Там есть маленькая кафешка на автостанции… Прямо на улице сидят люди, готовят на костре еду и продают ее. Лепешки жарят на костре и прямо тут же продают. Первобытная жизнь. Не первобытная, точнее первозданная жизнь в Экачакре до сих пор.

#00:13:44#

Это особое место. Там очень любят Нитьянанду, и жители обычно здороваются: «Джай Нитай! Джай Нитай! Джай Нитай!» Очень добрые, цветущие жители. Невероятное место — Экачакра, земля огромной милости. Хорошо, конечно, вспомнить о Господе Нитьянанде, хорошо спеть Его имена, хорошо вспомнить о Его деяниях. Великие места.

#00:14:21#

Нитьянанда-таттва — это гуру-таттва. Когда мы вспоминаем о Нитьянанде, мы также вспоминаем и о Гуру. Он Ади-Гуру, Он Баладева. Часто говорится, что Шримати Радхарани — это Ади-Гуру. Это правда. Но все-таки Шримати Радхарани — это самый эзотерический аспект Гуру. А Нитай — это более доступный нам аспект Гуру, более нам понятный. Поэтому, когда мы говорим о гуру-таттве, мы обычно говорим о Нитае, о том, что Он проявляется в наших духовных учителях. Наша сампрадая существует благодаря Нитьянанде. Наша парампара существует благодаря Ему.

#00:15:00#

В сущности, почему мы так настаиваем на том [концепте], что «Шри Гуру и его милость»? Ведь это же Шрила Шридхар Махарадж создал [концепт и книгу] «Шри Гуру и его милость». Эта книга очень вдохновлена Господом Нитьянандой. Там есть глава «Ади-Гуру», и Шридхар Махарадж объясняет все эти истины о парампаре, о шикша-парампаре. Фактически Нитьянанда Прабху проявляется в облике Гурудева. И в облике гуру-парампары так же. Это особая Его милость. И, поскольку мы знаем, что без Нитая нет Гауры, и кто отвергает Нитая, тот отвергает Гауру, то мы понимаем, что тот, кто отвергает Гуру, тот отвергает Гауру. Поэтому нет Гауры без служения Шри Гуру и без служения вайшнавам. И не может быть никакого Гауранги без служения нашей сампрадае, без служения всем этим великим ачарьям. Невозможно удовлетворить Гаурангу и невозможно понять Кришну без служения великим ачарьям, без служения Гуру.

#00:16:00#

К Сарасвати Тхакуру приходили разные пандиты. Причем приходили великие пандиты. Приходил один пандит, который постепенно умирал. Он принял такой особый обет — постепенно умереть [в результате голодовки]. Сарасвати Тхакур спросил: «Почему вы хотите умереть?» Тот сказал: «Потому что я чувствую огромную разлуку с Господом Рамачандрой». Не помню, то ли это был преданный Рамачандры, то ли преданный Кришны. Он сказал: «Я чувствую такую огромную разлуку, что весь мир для меня опостылел. Поэтому я постепенно ухожу из этого мира». На самом деле это вполне нормальное религиозное чувство. Тебе настолько опостылел материальный мир, что тебе нет никакой отрады жить в нем. И он принял обет сурового голодания и постепенно умирал. По-моему, это все-таки был преданный Рамачандры в Южной Индии. Он сказал: «Я настолько чувствую разлуку с Рамачандрой, что не могу больше жить. И я постепенно умираю». И Сарасвати Тхакур спросил у него: «А как вы служите Рамачандре? Кто ваш Гуру? Кто тот вайшнав, с которым вы связаны?» Этот человек сказал: «Мне не нужен Гуру. Мне не нужны никакие вайшнавы. Я служу Ему напрямую. Это в моем сердце». Так он сказал. Сарасвати Тхакур ничего не ответил. Но потом, когда тот человек ушел, Сарасвати Тхакур сказал: «На самом деле мы не принимаем такого настроения преданности». Так он сказал своим ученикам: «На самом деле мы не принимаем такого настроения преданности. Мы не принимаем преданности Господу без Его бхакт, без Гуру, без вайшнавов. Мы не считаем это настоящей преданностью». Настолько это важно.

#00:18:30#

В целом это ведь не просто люди. Вайшнавы — не просто люди. Вайшнавы — это бхакты. Бхакты — это особое проявление Господа. Так же, как и Гуру, бхакта-вринда, вайшнава-вринда — это проявление Господа Нитьянанды, Ади-Гуру, изначального духовного учителя. Поэтому Сарасвати Тхакур очень сильно это подчеркивал. В этом смысле Гуру более важен, более близок, чем даже сам Господь. Сам Кришна говорит об этом в «Ади-пуране». Но это очень эзотерический стих из «Ади-пураны». Таких стихов мало. Довольно много в Пуранах таких стихов, где описывается поклонение Господу. Очень много стихов, где говорится, что нужно молиться Господу, поклоняться Господу. И можно сказать: «Так вот же — в каждой Пуране говорится, что надо молиться Господу, поклоняться Господу. Вот же говорится». Можно массу стихов привести. И в «Шримад-Бхагаватам» в том числе [говорится о непосредственном поклонении Господу]. Молитвы Шива-гита, и Ришабхадев тоже говорит, что нужно поклоняться Господу Нараяне. Но там не так много стихов, которые объясняют, что нужно поклоняться вайшнавам. Не так много. На самом деле их — раз, два, и обчелся. Когда была история Амбариша Махараджа и Дурвасы Муни, Господь Нараяна сказал:

#00:19:58#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно…[2]

«Я в сердцах Своих преданных». Асватантра: «у Меня нет независимости». Еще в Уддхава-гите Он говорит, в одиннадцатой песни [«Шримад-Бхагаватам»]:

#00:20:07#

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…[3]

Но в целом это довольно редкие стихи, их не так много. А в основном говорится, что нужно поклоняться Господу, что нужно служить Ему, повторять Его имя, поклоняться святым местам, связанным с Ним. И обычно люди говорят: «Тут же говорится про это. И мы это делаем». И это все правда.

#00:20:32#

Но на самом деле без преданных Господа все это будет поверхностно. Все равно это будет немножко внешнее поклонение Господу. Без преданных Господа не будет той изюминки, о которой сам Господь говорит. И эта тайна — [то], что бхакта выше самого Господа, — очень и очень сокровенная тайна. Это еще нужно понять. Есть «Бхакти-сандарбха» Дживы Госвами, где подробно разбирается этот момент. Джива Госвами очень подробно объясняет, почему это именно так, почему именно преданные Господа очень важны. Может быть, мы прочтем «Бхакти-сандарбху» и все эти аргументы Дживы Госвами. Это очень интересная тема сама по себе. Но [это] не такая простая тема: [то,] что бхакты превосходят самого Господа.

#00:21:30#

Он [Господь] говорит об этом в «Ади-пуране», но это там один такой эзотерический стих. По этому поводу много дискуссий, в том числе с известными нам людьми. Потому что вроде бы этих стихов не так много. А таких стихов, [где говорится,] что надо напрямую поклоняться Господу, без всякого Гуру — таких стихов достаточно в писаниях. Поэтому люди говорят: «Вот видите, таких стихов — про преданных, про Гуру, — их не так много. А таких стихов, где [говорится, что] надо поклоняться Господу — их уйма! Если бы это было так важно — поклоняться Гуру, тогда бы об этом говорилось в каждом стихе. Почему же этого нет?» Так они говорят.

#00:22:18#

Слушатель: [неразборчиво].

Данди Махарадж: Да, да, описано.

#00:22:24#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам…[4]

Пожалуйста: «Слушайте, пойте, поклоняйтесь, служите святой дхаме, поклоняйтесь Божеству» — масса всего.

#00:22:42#

Вриндаван Дас Тхакур даже в «Чайтанья Бхагавате» говорит, что слава Баларамы на самом деле не описана в Ведах. Практически нет. И какой-нибудь знаток санскрита или просто знаток чего-либо может сказать: «Где в Ведах [сказано] про Балараму?» А в Ведах нет про Балараму. В четырех изначальных Ведах: «Риг», «Сама», «Яджур», «Атхарва» — там ничего нет про Балараму. Вообще ничего нет.

#00:23:11#

И Вриндаван Дас Тхакур говорит: «Зато слава Баларамы явлена в Пуранах — в таких, как „Шримад-Бхагаватам“». И дальше он говорит: «Тот, кто отвергает Пураны, тот отвергает и Веды. Если кто-то считает, что может понять Веды, игнорируя Пураны, этот человек явно безбожник и не знает, что говорит. Нужно обязательно принять Пураны, особенно самую главную из них — „Шримад-Бхагаватам“». И благодаря этому мы можем понять, что в Пуранах действительно описана, особенно в «Шримад-Бхагаватам», там настолько прекрасно описана слава Господа Баларамы! Столько чудесных деяний Господа Баларамы! И он говорит: «А почему же тогда Баларама не описан в Ведах? Несомненно потому, что Веды посвящены карма-канде. И, поскольку Господь не очень любит последователей карма-канды, Он не очень им благоволит, Он не захотел открывать Себя этим людям. Именно поэтому в Ведах нет ничего о Балараме. Но те, кто верит в Пураны, особенно в «Бхагаватам», те, кто идет путем бхагаваты, путем чистой любви, — только те знают о славе Господа Баларамы».

#00:24:21#

Но Баларама стал Нитьянандой. Поэтому Джива Госвами в «Шат-сандарбхе» все больше и больше раскрывает эту тему. Он говорит, что, когда мы говорим «Веды», мы в первую очередь имеем в виду «Шримад-Бхагаватам». Когда мы говорим «Веды», мы не имеем в виду четыре Веды: «Риг», «Сама», «Яджур», «Атхарва». Действительно, если посмотреть нашу сиддханту: сколько раз мы цитируем «Риг-веду»? Ну, может быть один стих самый известный:

#00:24:58#

ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш́йанти сурайах̣…[5]

И все! Ну, может быть еще Пуруша-сукту:

#00:25:06#

сахасра-ширша пурушах…[6]

И все! Больше ничего. Причем этот стих — ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇ — из гимна Ашвинам. В этом гимне прославляются Ашвина-кумары, божества, которые дают здоровье. И в самом конце этого гимна Ашвинам говорится: ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇. Такой вот один стих из «Риг-веды». И может быть Пуруша-сукта — очень важная часть. Ну и все практически. «Риг», «Сама», «Яджур», «Атхарва» — больше ничего из этого нет. А вот «Шримад-Бхагаватам» практически весь разобран на цитаты у наших ачарьев. Столько раз цитируется «Шримад-Бхагаватам», столько раз он обсуждается, столько стихов из него мы заучиваем, столько стихов мы знаем.

#00:25:55#

Поэтому Джива Госвами говорит, что, в сущности, когда мы говорим «Веды», мы не имеем в виду эти четыре Веды, которые составил Вьясадева, и которые посвящены в основном карма-канде. И мы не имеем в виду даже «Махабхарату». И даже «Рамаяну» мы не имеем в виду по большому счету. В «Махабхарате» — описания райских миров по большей части. Потому что вайшнавская «Махабхарата» утрачена. «Махабхарата» Джаймини утрачена. Она когда-то была, по всей видимости, но сейчас ее текста не сохранилось. А «Махабхарата», которую Вайшампаяна Риши рассказал… Поскольку сам Вайшампаяна Риши не был вайшнавом, и среди его слушателей было не так уж много чистых вайшнавов, то там очень много идей карма-канды, райских миров. И там даже в конце описывается, что Пандавы отправились в райские миры. Когда мы читаем «Махабхарату», мы там не находим описания Голоки или Вайкунтхи. Там даже такого нет.

#00:27:00#

Точнее, там есть [подобные описания] в эзотерическом разделе «Махабхараты», «Нараяния», в двенадцатой кханде. Там есть немного описаний Вайкунтхи. Но и то издалека. И там говорится, что мудрецы под именами Первый, Второй и Третий… Так буквально их [там] зовут: Эка, Двития, Трития, т. е. Первый, Второй, Третий. Они [эти мудрецы] приближаются к миру Господа Вишну, и он сияет. И, когда мудрецы приближаются к этому миру, они видят его какое-то время: что там некие духовные существа живут. И тут же это скрывается от них за ослепительным сиянием. Они смотрят на это сияние и ничего не видят. Этот мир скрывается от них. Мудрецы говорят: «Что это за сияние?» Господь Вишну говорит: «Поскольку вы не совсем чистые бхакты, то Я вам просто на мгновение показал Мой настоящий мир, а потом скрыл его сиянием Брахмана». Таков идеал «Махабхараты».

#00:28:12#

Так что Джива Госвами говорит, что, когда мы говорим «Веды», мы имеем в виду преимущественно «Шримад-Бхагаватам» и другие Пураны. И в «Шримад-Бхагаватам» описана слава Господа Баларамы во всю мощь. Баларама и Кришна у Говардхана, и Баларама грозит Ямуне. Поэтому там, где Баларама, там и Ямуна. Там, где Нитьянанда, там тоже Ямуна. Баларама призвал же Ямуну. И, когда она не послушалась, Он ее плугом подтащил к Себе. Поэтому там, где Баларама, там и Ямуна. И там, где Нитьянанда, там тоже должна быть Ямуна. Это логично. Поэтому там, в Экачакре, тоже протекает Ямуна. Хотя Экачакра — это Бенгалия и это далеко от Уттар-Прадеша. Очень далеко, совсем в другой стороне от Уттар-Прадеша. Тем не менее там протекает Ямуна. Там должна быть Ямуна. И также Кадамба-канди — должны быть деревья кадамба. Потому что Баларама играл в этом лесу. И там тоже есть своя Кадамба-канди. Там, где Нитьянанда, там есть все эти реалии.

#00:29:12#

Но, так или иначе, слава Господа Нитьянанды в большей степени описана в Пуранах. Как и слава Кришны в большей степени описана в Пуранах. И Шримати Радхарани в том числе. Хоть Она и не названа по имени, но она описывается как «та самая гопи». Она описана в «Шримад-Бхагаватам» в большей степени. Слава Шримати Радхарани еще более сокровенна даже. Вообще Она описана в поэзии Рупы Госвами, Рагхунатха Даса Госвами. Это даже не Веды, даже и не Пураны. Это уже поэзия великих бхакт, которая неотлична от Вед, но которая является очень эзотерической частью Вед. Там описана Ее слава.

#00:29:58#

Не так просто понять Веды, как таковые. Если мы просто прочтем Веды, то скорее всего мы придем к выводу, что Индра — это высшее божество Вед. Так обычно и делают люди. Они читают Веды и делают вывод, что высшее божество Вед — это Индра. Потому что, действительно, столько гимнов Индре в Ведах! Может быть Индра, может быть Варуна, может быть Ваю. Но никак не Кришна. Потому что о Кришне там практически ничего нет. Намеками только. Ну, есть «Гопала-тапани-упанишада», эзотерические Упанишады, в которых об этом говорится. Но в целом не очевидно, что это самое главное.

#00:30:45#

Поэтому мы можем сказать, что Господь, с одной стороны, Себя открывает в Ведах. Это так. Но вместе с тем он Себя также скрывает в большой степени. Потому что самая популярная тема Вед — это все-таки хорошая карма. Самое популярное в Ведах, самое ходовое — это хорошая карма. Если мы копнем чуть глубже, призадумаемся, то мы увидим там также идеи гьяны. Упанишады, «Веданта-сутра» — там идеи гьяны, т. е. освобождения. И карму, и гьяну Кришна дает очень легко. В этом смысле Он дает первое, что у Него просят: хорошую карму, освобождение кому-то. А вот бхакти — это Его очень сокровенная тема. В этом смысле Кришна прячет бхакти от глаз посторонних.

#00:31:50#

Мы даже видим, что бхакти спрятана в середине Бхагавад-гиты. Бхагавад-гита же не начинается сразу с бхакти. Бхакти в «Бхагавад-гите» — это одиннадцатая глава, двенадцатая глава. И она как бы спрятана, потому что первые шесть глав говорят о йоге. Последние главы говорят о гьяне. Там такая большая часть — гуны природы, йога Высшей Личности — все это описывается. И только в самом конце Кришна обращается к этой сокровенной теме, к теме бхакти. Поэтому Кришна Себя прячет даже в Ведах. И Он сам об этом говорит:

#00:32:31#

…ведеш̣у дурлабхам адурлабхам а̄тмабхактау…[7]

«Тем, кто изучает Веды, очень трудно Меня понять». Иногда мы говорим: «Ведическая культура, изучайте Веды, Веды говорят о Кришне». Но сам Кришна говорит: «Тем, кто изучает Веды, трудно Меня понять». Ведеш̣у дурлабхам. Адурлабхам а̄тмабхактау — «А вот тем, кто обращается к Моим бхактам, тем легко Меня понять». Такой весьма хитрый ход. Он говорит, что Веды — это все-таки несколько реклама. Веды — это несколько пропаганда чего-то такого, волнующего мирских людей. «Но те, кто понимает Веды, конечно, знают, что цель всех Вед — познать Меня. Но на самом деле, если вы хотите понять Меня, то вы должны обратиться к Моим бхактам. И, если вы к ним придете, то вы поймете Меня гораздо легче, чем изучая Веды. И уже бхакты объяснят вам смысл Вед».

#00:33:31#

Именно поэтому так важна гуру-парампара. Фактически это самое важное — гуру-парампара. В облике Шри Чайтаньи Он [Всевышний] являет Себя, являет Свои игры. А в облике Нитьянанды Он показывает путь к Себе. Он раскрывает то, каким образом можно Его постичь. Поэтому этот аспект Нитьянанды — это аспект слуги. Господь Баларама, как мы знаем, становится зонтиком, святой дхамой. Он становится разными атрибутами для поклонения, Он становится всем. Он жаждет служить. И потом эта жажда служения проявляется в том, что Господь Баларама проявляется как чатур-вьюха, всевозможные аватары исходят, всевозможные пракаши, виласы исходят из Господа Нитьянанды. Господь, желая раскрыться, [нисходит в материальные миры] в виде всевозможных аватар, в виде всевозможных учителей, риши, манвантара-аватар — это все исходит изначально из Господа Нитьянанды. Потому что Кришна все-таки эзотеричен. Кришна с Радхарани. Он эзотеричен. В этом смысле Он не соприкасается с этим аспектом раскрытия Себя. Но Баларама принимает эту роль на Себя и начинает проявляться. В этом смысле Он — тад-экатма-рупа. Он начинает проявляться, начинает раскрываться. Баларама раскрывает Себя. Поэтому Нароттам Дас Тхакур говорит:

#00:34:58#

…хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и…[8]

«Мы можем прийти к Радхе и Кришне, только если мы примем Нитьянанду в свою жизнь». Только тогда мы сможем прийти к Радхе и Кришне по-настоящему. Это означает также гуру-парампара, безусловно. Не приняв гуру-парампару, мы не можем прийти к Радхе и Кришне, к этому центру бытия. Радха и Кришна — это Махапрабху. Поэтому, не приняв Нитьянанду, мы не можем понять Махапрабху, не сможем понять Его сердце.

#00:35:29#

Очень важна Экачакра, и очень важен Господь Нитьянанда в нашей жизни. Очень важно помнить о Нитьянанде, молиться Нитьянанде, обсуждать деяния Нитьянанды. Гурудев написал книгу… Точнее он много рассказывал [о Нитьянанде], а потом это стало книгой «Нитьянанда-махимамрита». И Вриндаван Дас Тхакур тоже паршад [спутник] именно Нитьянанды Прабху.

#00:36:28#

Так получилось, что мы заговорили о Господе Нитьянанде. Должны были читать «Према-дхама-дева-стотру», но получилось немного поговорить о Господе Нитьянанде. Не знаю, почему так получилось у нас. Само собой так получилось. Может так нужно, я не знаю.

#00:37:00#

нита̄и гун̣аман̣и а̄ма̄ра нита̄и гун̣аман̣и…[9]

«Нитай — это драгоценный камень среди дваждырожденных. Гунамани — качества Нитая, Его удивительные деяния — все это моя драгоценность». [Так] он [Лочан Дас Тхакур] говорит.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Здесь допускается ошибка. В этот день отмечался день ухода Шрилы Джаядева Госвами, а не день явления, как говорит Махарадж.

[2] Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — «Хотя Я провозглашен в „Бхагаватам“ как высшая независимая личность, абсолютная личность, в обществе преданных Я утрачиваю Свою независимость и становлюсь подвластен Своим преданным» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

[3] А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — «Каждый должен относиться к ачарье, как ко Мне самому, и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех полубогов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

[4] Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «Махарадж Прахлада сказал: „Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого служения в преданности. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание“» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23–24).

[5] Ом̇ тад виш̣н̣ох̣ парамам̇ падам̇, сада̄ паш̣йанти сурайах̣ / дивива̄ чакш̣ур а̄татам, виш̣н̣ор йат парамам̇ падам — «Его бдительное око подобно солнцу видит все, Он всеведущ. Его око хранителя всегда пребывает над нашей головой, взирая на нас» («Риг-веда», 1.22.20).

[6] Сахасра-ширша пурушах, сахасракшах сахасра-пат / са бхумим вишвато вритва, атй-атиштхад дашангулам // пуруша эведам сарвам, йад бхутам йач ча бхавйам / утамритатвасйешано, йад анненатирохати — «У Господа Вишну тысячи голов, тысячи глаз, тысячи стоп. Вмещая в Себя целую вселенную, Он выходит за ее пределы на ширину десяти пальцев. Он, вират-пуруша, все мироздание. Он — владыка бессмертия. Он повелевает всеми, кто живет за счет пищи» («Шветашватара-упанишад», 3.14–15).

[7] Адваитам ачйутам ана̄дим анантарӯпам, а̄дйам̇ пура̄н̣а-пуруш̣ам̇ навайауванан̃ ча / ведеш̣у дурлабхам адурлабхам а̄тмабхактау, говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми — «Я поклоняюсь тому предвечному Господу Говинде, недостижимому даже посредством Вед, но достижимому преданностью души; Он — единый, непогрешимый, безначальный и бесконечный; Он — начало; и хотя Он — старейший, Он вечно юн и прекрасен» («Брахма-самхита», 5.33).

[8] Нита̄й пада камала, кот̣ӣ чандра суш́итала, дже чха̄йа̄йа джагата джуд̣а̄й / хено нита̄и бине бха̄и, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄ите-на̄и, др̣д̣ха кори’ дхаро нита̄ира па̄йа — «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун, в сени которых весь мир обретает успокоение. Брат, без Нитьянанды никто не сможет достичь Радхи и Кришны, поэтому со всей решимостью держись Его лотосоподобных стоп» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

[9] Нита̄и гун̣аман̣и а̄ма̄ра нита̄и гун̣аман̣и / а̄нийа̄ премера банйа̄ бха̄са̄ла абанӣ — «Мой Господь Нитьянанда, драгоценный камень добродетелей! Нитай, жемчужина всех благих качеств, затопил весь мир упоительной любовью к Богу» (Шрила Лочан Дас Тхакур. «Нитаи гунамани амара», 1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования