«Милостивый Нитьянанда». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

Милостивый Нитьянанда

 

Получив указание от Шри Чайтаньи Махапрабху проповедовать сознание Кришны в Бенгалии, Шри Нитьянанда Прабху понял его по-своему. «Мой Господь Кришна принял этот удивительный облик Гауранги, в котором Он черпает безграничное духовное блаженство. Чтобы воспевать имя Кришны, нужны вера и квалификация, необходимо достичь стадии чистого воспевания. Для обусловленных душ это нелегкая задача. Но не существует оскорблений при произнесении имен Гауранги. Я поведаю им о славе Гауранги, ведь только через Него можно прийти к кришна-бхаджану».

Прабодхананда Сарасвати говорит в «Шри Чайтанья-чандрамрите»: йатха̄ йатха̄ гаура пада̄равинде — «Стремитесь к тому высшему плану бытия через гаура-лилу, и вы наверняка достигнете служения стопам Шри Шри Радхи-Кришны».

Так Нитьянанда Прабху стал призывать людей поклоняться Шри Чайтанье:

бхаджа гаура̄н̇га, каха гаура̄н̇га,
лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже
сеи хайа а̄ма̄р прана[1]

Шри Нитьянанда Прабху говорит: «Тот, кто поклоняется Гауранге, — моя жизнь и душа». Как обрести милость Господа Нитьянанды? Поклоняться Шри Гауранге!

Однажды на программе в Сан-Хосе, в узком кругу преданных, я спросил Шрилу Гурудева:

— Мы знаем, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада устанавливал Божества Нитая-Гауранги. В этих образах Они являют милость душам этого мира. Также известно, что без Нитая Гауранга недостижим. Пожалуйста, объясните, почему здесь, в Сан-Хосе, вы установили Божество Гауранги без Нитая? Наверняка в этом есть глубокий эзотерический смысл.

Гурудев улыбнулся и ответил:

— Когда Гауранга предстает перед нами один — в этом образе Он ра̄дха̄-бха̄ва[-дйути] сувалитам науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — Кришна, который переживает глубочайшие эмоции Радхарани.

Я продолжал спрашивать:

— Но мы знаем, что только Господь способен переживать такие чувства, и это недоступно живым существам без милости Нитьянанды. Как же тогда мы получим благо от такого поклонения?

Шрила Гурудев снова улыбнулся и сказал:

— Да, это действительно так. То глубокое чувство, которое пришел испытать Махапрабху, не было доступно даже самому Кришне. В высшей степени его смогли пережить в этом мире лишь Мадхавендра Пури, Гауранга и Шримати Радхарани. В образе Махапрабху Господь переживает состояние мадхурьи, Свою внутреннюю природу, а Нитьянанда проявляется как Гуру, Он совершает кришна-катху и этим удовлетворяет сердце Гауранги. Любой, кто поглощен хари-катхой, прославляя имя Гауранги, обретает милость Нитьянанды.

Шрила Шридхар Махарадж непрестанно взывал к имени Нитьянанды, в особенности тогда, когда говорил о самых возвышенных истинах. Чувствуя, что затрагивает очень глубокие духовные темы, он призывал имя Нитьянанды, чтобы не совершить оскорблений, описывая положение Господа и вайшнавов.

Тот, кто не оказывает почтения Шри Нитьянанде и Его спутникам, непременно сойдет с духовного пути. Так, в самом начале «Шри Чайтанья-чаритамриты» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами рассказывает историю о том, как пал его брат, не оказав почтения Минакетану Раме, одному из близких спутников Господа Нитьянанды.

Когда Минакетан Рам пришел в дом Кришнадаса Кавираджа, все преданные с радостью стали оказывать ему почтение. Но пуджари, Гунарнава Мишра, был занят поклонением Божествам и не обратил внимания на Минакетана Рама. Он думал: «Все знают, что Шри Чайтанья — сам Верховный Господь, юга-аватар, который низошел, чтобы учить людей сознанию Кришны. Но этот Нитьянанда — кто Он такой? Одни говорят, что Он санньяси, тогда как другие — что Он семейный человек. Третьи называют Его авадхутом. Я не буду оказывать почтения ни Ему, ни Его спутникам». Такого же мнения придерживался старший брат Шрилы Кришнадаса Кавираджа.

Тем временем Минакетан был опьянен кришна-премой. Подобно пастушку Вриндавана, он играл на флейте и щедро делился своими переживаниями со всеми преданными. В экстатическом трансе он обнимал их, иногда касался их стоп, а иногда в шутку по-панибратски хлопал их по плечам и спине. Преданные были очень счастливы и с радостью принимали благословения. Но вдруг Минакетан Рам заметил, что пуджари не проявляет к нему никакого внимания, даже не хочет подойти к нему. И Минакетан, чистый преданный Шри Нитьянанды, тут же понял причину этого. Он вернулся во внешнее сознание и испытал трансцендентный гнев: «Это второй Ромахаршана-сута, не оказавший почтения Господу Балараме! Он не оказывает мне уважения, потому что не почитает моего Господа и владыку Шри Нитьянанду. Он ослеп от гордыни!»

Уходя, Минакетан Рам раздавал благословения преданным, и в это время у него случилось разногласие с братом Шрилы Кришнадаса Кавираджа. Он [брат Кришнадаса Кавираджа] верил в Махапрабху, но слабо верил в Господа Нитьянанду. Шрила Кришнадас Кавирадж жестко отчитал брата: «Они двое братьев, но Они — одно целое. Они неотличны друг от друга. Если ты не веришь в Нитьянанду, ты падешь. Лучше быть атеистом и не верить в обоих братьев, чем лицемером, принимая одного и отвергая другого». В порыве гнева Минакетан Рам сломал свою флейту и покинул дом. Так пал брат Кришнадаса Кавираджа.

Другая история повествует о том, как Рагхунатх Дас Госвами обрел милость Шри Нитьянанды. Сын очень богатого землевладельца, Рагхунатх Дас Госвами не был привязан к мирской жизни, но был увлечен личностью и учением Махапрабху. Однажды, услышав, что Нитьянанда Прабху вместе со Своими спутниками пришел в Панихати, Рагхунатх отправился туда, чтобы встретиться с Ним. Склонившись перед Нитьянандой Прабху, Рагхунатх предложил Ему свое служение. Нитьянанде понравилось его умонастроение, и Он сказал: «Накорми Меня и Моих спутников сладким йогуртом, бананами и другими яствами». Рагхунатх тут же поспешил исполнить указание своего владыки. Он скупил все сладости и йогурт, которые только были в округе. Начался огромный пир, на который пришло много людей. Сам Рагхунатх раздавал угощение спутникам Нитьянанды и гостям. Нитьянанда был удовлетворен и даровал благословение Рагхунатху: «Никакие сокровища этого мира — ни прекрасные женщины, ни золото, ни положение царя — не смогут стать препятствием на твоем пути. Ты явишь образец величайшей отрешенности. Все преданные будут брать с тебя пример в будущем». Так Рагхунатх Дас Госвами обрел милость Шри Нитьянанды.

Но не только праведники обрели милость Господа Нитьянанды. Он освободил множество простых людей: торговцев, привязанных к имуществу, проституток и многих разбойников, наиболее известные из которых — Джагай и Мадхай.

Есть также история о том, как целый разбойничий клан на протяжении нескольких недель охотился за драгоценностями Нитьянанды Прабху, когда Он жил в доме Хираньи Пандита и совершал санкиртану. Каждую ночь разбойники были заворожены звуками и пением санкиртаны обитателей этого дома, находившегося на самой окраине. Каждую ночь они собирались напасть, но то случайно засыпали, то попадали в ночную грозу и другие неприятности, но в конечном итоге обрели милость Нитьянанды Прабху и примкнули к движению санкиртаны.

Нитьянанда — прибежище и надежда всех душ, от великих праведников до последних грешников. Он истинный и величайший друг всех живых существ: проливая на них милость, Он не делает различий, кто достоин, а кто нет. Его спутники вечны, а слава, милость и деяния — безграничны.

Джая Шри Нитьянанда Прабху ки джая!



1 «Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — моя жизнь и душа!»




←  День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. 16 февраля 2020 года. Минск, Беларусь ·• Архив новостей •· «Фундамент духовной практики» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный →
Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

Милостивый Нитьянанда

 

Получив указание от Шри Чайтаньи Махапрабху проповедовать сознание Кришны в Бенгалии, Шри Нитьянанда Прабху понял его по-своему. «Мой Господь Кришна принял этот удивительный облик Гауранги, в котором Он черпает безграничное духовное блаженство. Чтобы воспевать имя Кришны, нужны вера и квалификация, необходимо достичь стадии чистого воспевания. Для обусловленных душ это нелегкая задача. Но не существует оскорблений при произнесении имен Гауранги. Я поведаю им о славе Гауранги, ведь только через Него можно прийти к кришна-бхаджану».

Прабодхананда Сарасвати говорит в «Шри Чайтанья-чандрамрите»: йатха̄ йатха̄ гаура пада̄равинде — «Стремитесь к тому высшему плану бытия через гаура-лилу, и вы наверняка достигнете служения стопам Шри Шри Радхи-Кришны».

Так Нитьянанда Прабху стал призывать людей поклоняться Шри Чайтанье:

бхаджа гаура̄н̇га, каха гаура̄н̇га,
лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже
сеи хайа а̄ма̄р прана[1]

Шри Нитьянанда Прабху говорит: «Тот, кто поклоняется Гауранге, — моя жизнь и душа». Как обрести милость Господа Нитьянанды? Поклоняться Шри Гауранге!

Однажды на программе в Сан-Хосе, в узком кругу преданных, я спросил Шрилу Гурудева:

— Мы знаем, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада устанавливал Божества Нитая-Гауранги. В этих образах Они являют милость душам этого мира. Также известно, что без Нитая Гауранга недостижим. Пожалуйста, объясните, почему здесь, в Сан-Хосе, вы установили Божество Гауранги без Нитая? Наверняка в этом есть глубокий эзотерический смысл.

Гурудев улыбнулся и ответил:

— Когда Гауранга предстает перед нами один — в этом образе Он ра̄дха̄-бха̄ва[-дйути] сувалитам науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — Кришна, который переживает глубочайшие эмоции Радхарани.

Я продолжал спрашивать:

— Но мы знаем, что только Господь способен переживать такие чувства, и это недоступно живым существам без милости Нитьянанды. Как же тогда мы получим благо от такого поклонения?

Шрила Гурудев снова улыбнулся и сказал:

— Да, это действительно так. То глубокое чувство, которое пришел испытать Махапрабху, не было доступно даже самому Кришне. В высшей степени его смогли пережить в этом мире лишь Мадхавендра Пури, Гауранга и Шримати Радхарани. В образе Махапрабху Господь переживает состояние мадхурьи, Свою внутреннюю природу, а Нитьянанда проявляется как Гуру, Он совершает кришна-катху и этим удовлетворяет сердце Гауранги. Любой, кто поглощен хари-катхой, прославляя имя Гауранги, обретает милость Нитьянанды.

Шрила Шридхар Махарадж непрестанно взывал к имени Нитьянанды, в особенности тогда, когда говорил о самых возвышенных истинах. Чувствуя, что затрагивает очень глубокие духовные темы, он призывал имя Нитьянанды, чтобы не совершить оскорблений, описывая положение Господа и вайшнавов.

Тот, кто не оказывает почтения Шри Нитьянанде и Его спутникам, непременно сойдет с духовного пути. Так, в самом начале «Шри Чайтанья-чаритамриты» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами рассказывает историю о том, как пал его брат, не оказав почтения Минакетану Раме, одному из близких спутников Господа Нитьянанды.

Когда Минакетан Рам пришел в дом Кришнадаса Кавираджа, все преданные с радостью стали оказывать ему почтение. Но пуджари, Гунарнава Мишра, был занят поклонением Божествам и не обратил внимания на Минакетана Рама. Он думал: «Все знают, что Шри Чайтанья — сам Верховный Господь, юга-аватар, который низошел, чтобы учить людей сознанию Кришны. Но этот Нитьянанда — кто Он такой? Одни говорят, что Он санньяси, тогда как другие — что Он семейный человек. Третьи называют Его авадхутом. Я не буду оказывать почтения ни Ему, ни Его спутникам». Такого же мнения придерживался старший брат Шрилы Кришнадаса Кавираджа.

Тем временем Минакетан был опьянен кришна-премой. Подобно пастушку Вриндавана, он играл на флейте и щедро делился своими переживаниями со всеми преданными. В экстатическом трансе он обнимал их, иногда касался их стоп, а иногда в шутку по-панибратски хлопал их по плечам и спине. Преданные были очень счастливы и с радостью принимали благословения. Но вдруг Минакетан Рам заметил, что пуджари не проявляет к нему никакого внимания, даже не хочет подойти к нему. И Минакетан, чистый преданный Шри Нитьянанды, тут же понял причину этого. Он вернулся во внешнее сознание и испытал трансцендентный гнев: «Это второй Ромахаршана-сута, не оказавший почтения Господу Балараме! Он не оказывает мне уважения, потому что не почитает моего Господа и владыку Шри Нитьянанду. Он ослеп от гордыни!»

Уходя, Минакетан Рам раздавал благословения преданным, и в это время у него случилось разногласие с братом Шрилы Кришнадаса Кавираджа. Он [брат Кришнадаса Кавираджа] верил в Махапрабху, но слабо верил в Господа Нитьянанду. Шрила Кришнадас Кавирадж жестко отчитал брата: «Они двое братьев, но Они — одно целое. Они неотличны друг от друга. Если ты не веришь в Нитьянанду, ты падешь. Лучше быть атеистом и не верить в обоих братьев, чем лицемером, принимая одного и отвергая другого». В порыве гнева Минакетан Рам сломал свою флейту и покинул дом. Так пал брат Кришнадаса Кавираджа.

Другая история повествует о том, как Рагхунатх Дас Госвами обрел милость Шри Нитьянанды. Сын очень богатого землевладельца, Рагхунатх Дас Госвами не был привязан к мирской жизни, но был увлечен личностью и учением Махапрабху. Однажды, услышав, что Нитьянанда Прабху вместе со Своими спутниками пришел в Панихати, Рагхунатх отправился туда, чтобы встретиться с Ним. Склонившись перед Нитьянандой Прабху, Рагхунатх предложил Ему свое служение. Нитьянанде понравилось его умонастроение, и Он сказал: «Накорми Меня и Моих спутников сладким йогуртом, бананами и другими яствами». Рагхунатх тут же поспешил исполнить указание своего владыки. Он скупил все сладости и йогурт, которые только были в округе. Начался огромный пир, на который пришло много людей. Сам Рагхунатх раздавал угощение спутникам Нитьянанды и гостям. Нитьянанда был удовлетворен и даровал благословение Рагхунатху: «Никакие сокровища этого мира — ни прекрасные женщины, ни золото, ни положение царя — не смогут стать препятствием на твоем пути. Ты явишь образец величайшей отрешенности. Все преданные будут брать с тебя пример в будущем». Так Рагхунатх Дас Госвами обрел милость Шри Нитьянанды.

Но не только праведники обрели милость Господа Нитьянанды. Он освободил множество простых людей: торговцев, привязанных к имуществу, проституток и многих разбойников, наиболее известные из которых — Джагай и Мадхай.

Есть также история о том, как целый разбойничий клан на протяжении нескольких недель охотился за драгоценностями Нитьянанды Прабху, когда Он жил в доме Хираньи Пандита и совершал санкиртану. Каждую ночь разбойники были заворожены звуками и пением санкиртаны обитателей этого дома, находившегося на самой окраине. Каждую ночь они собирались напасть, но то случайно засыпали, то попадали в ночную грозу и другие неприятности, но в конечном итоге обрели милость Нитьянанды Прабху и примкнули к движению санкиртаны.

Нитьянанда — прибежище и надежда всех душ, от великих праведников до последних грешников. Он истинный и величайший друг всех живых существ: проливая на них милость, Он не делает различий, кто достоин, а кто нет. Его спутники вечны, а слава, милость и деяния — безграничны.

Джая Шри Нитьянанда Прабху ки джая!



[1] «Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — моя жизнь и душа!»


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования