«Маха-мантра и мадхура-раса». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 4 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 21.42M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Маха-мантра и мадхура-раса

(4 октября 2006 года, утро. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Краткое содержание:

 

Проповедник должен много читать писания

ом̇ агйана-тимира̄ндхасйа джана̄н̃джайа-ш́ала̄кайа̄
чакшур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

#00:00:08#

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ван̣ебхйо вайшнавебхйо намо намах̣[2]

#00:00:31#

Я приехал сюда, чтобы встретиться с вами. На самом деле я приехал сюда не проповедовать, а чтобы отдыхать, чтобы находиться в атмосфере ашрама. Сейчас я вышел на пенсию, я не занимаюсь никакими делами из-за состояния здоровья. Но невозможно уйти на пенсию от служения для вайшнава. Жизнь вайшнава — это всегда служение Кришне. Мы желаем быть вайшнавами, поэтому необходимо следовать правилам и нормам поведения вайшнавов. Следовательно, невозможно выйти на пенсию от служения. По крайней мере, мое служение сейчас может заключаться в том, что я смогу отвечать на ваши небольшие вопросы.

#00:02:23#

Я всю жизнь пытаюсь служить моему Гуру Махараджу, и если у вас есть какие-то вопросы, то, в качестве служения моему Гуру, я мог бы на них ответить. Насколько возможно, я попытаюсь ответить на них. По милости моего Гуру Махараджа мне довелось прочесть много книг, много священных писаний, поскольку он велел мне быть проповедником. Конечно, всем нет необходимости читать все эти священные писания, потому что служение Кришне может заключаться в простом следовании правилам и предписаниям, воспевании мантры и следовании распорядку.

#00:03:45#

Но для того, чтобы распространять сознание Кришны, духовный учитель дает человеку это задание, и, соответственно, он должен иметь необходимую квалификацию. Поэтому проповедник в сознании Кришны должен много читать писания, иначе он не сможет правильно отвечать на вопросы искренних искателей. Если у вас есть вопросы, можете их задать. Я постараюсь послужить вам.

Джай Шрила Гуру Махарадж!

Махарадж, скажите им, что они могут задавать вопросы.

Шрипад Бхарати Махарадж: Если есть вопросы, то можно их задавать.

Значение первой и второй инициации

#00:04:48#

Шрипад Бхарати Махарадж: Что происходит с душой во время первой и второй инициации?

Шрила Говинда Махарадж: Я не понимаю.

[Шрипад Шруташрава Прабху поясняет.]

#00:05:49#

Шрила Говинда Махарадж: В момент первой инициации дается маха-мантра. В это время душа обретает главное благо, которое возможно в Кали-югу. Известно, что существует четыре юги: это Сатья, Трета, Двапара и Кали. И когда человек получает первую инициацию, он собирает все благо, которое получали бы люди в прошлые эпохи. Во время первой инициации человек получает Харе Кришна мантру. Она еще называется маха-мантра, великая мантра, потому что это совокупность всех благ.

#00:06:55#

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇…[3]

В писаниях говорится, что, когда душа внимает Святому Имени Господа, она обретает свободу. Но в Кали-югу, повторяя Святое Имя, душа не только обретает освобождение, не только обретает свободу, но и получает доступ в обитель, где она может служить Господу.

#00:08:06#

Вторая инициация — это помощь душе для исполнения каких-то определенных обязанностей в служении Кришне, которые невозможно выполнить при наличии лишь первой инициации.

Связь между первой и второй инициацией

#00:08:34#

Итак, во время первой инициации душа обретает спасение, и также при этом получает доступ в мир служения Господу. А после второй инициации душа получает возможность конкретного служения Божественной Чете Радхе-Кришне под руководством какой-либо служанки: сакхи и манджари. Душа обретает возможность не просто освободиться, но и непрестанно служить Господу.

#00:09:59#

Но не думайте, что после получения второй инициации воспевание Харе Кришна маха-мантры должно прекратиться и должно начаться воздействие другой мантры. Когда вы получаете вторую инициацию, вы обретаете возможность вступить в какую-то особую область служения. И первая инициация или воспевание маха-мантры при этом не прекращается. Например, вы можете готовить и при этом повторять маха-мантру. Вы можете выполнять какое-либо служение — например, подметать храм — и при этом прославлять Радху-Кришну. Это и есть повторение маха-мантры.

#00:11:32#

После второй инициации человек получает возможности выполнять определенные виды служения, которые до этого были невозможны, под руководством главного служителя в дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхура-расах. Расы могут смешиваться друг с другом, в иных случаях они могут быть исключительными. Но основная связь при этом не прерывается, связь общего служения, она остается с нами навсегда.

#00:12:59#

Во время второй инициации душа получает мантру, которая олицетворяет служение в мадхура-расе. И эту мантру нам дает Гурудев. Мы принадлежим к этой категории, в которой служение протекает в настроении мадхура-расы в разных ее проявлениях. Вот такая разница между первой инициацией и второй инициацией.

Завещание Шридхара Махараджа

#00:13:48#

Бхуван Сундар Прабху: Гурудев, имя Шридхара Махараджа не сходит с ваших уст, и его дух присутствует всегда в нашей обстановке. Скажите, какими были последние наставления Гуру Махараджа?

#00:14:23#

Шрила Говинда Махарадж: Последние и первые наставления были одними и теми же: это служение Радхе-Кришне, Махапрабху и Нитьянанде Прабху. Мне досталось еще служение — поддерживать его миссию. Он велел мне заботиться о преданных, велел заботиться о миссии в целом, и велел мне заботиться о Божествах, которым он служил. Это была воля моего Гуру Махараджа и его желание для меня.

Настроение при воспевании маха-мантры

#00:15:38#

Бимал Канти Прабху: Каким должно быть настроение при воспевании Харе Кришна мантры?

#00:16:00#

Шрила Говинда Махарадж: В настоящий момент не нужно ничего воображать в своем уме и ни о чем думать. Нужно просто молить маха-мантру, чтобы она дала тебе прибежище в служении. Когда установится трансцендентная связь, тогда в сердце ты поймешь, какое служение ты должен совершать Божественной Чете, и какое положение займешь по отношению к Кришне.

#00:16:56#

Это откроется само собой, непроизвольно. Должно быть желание служить, а в какой форме нужно будет служить — откроется. Главное, чтобы был дух служения. Когда осуществится связь с божественным Именем, Оно проявит Себя на языке, и форма служения проявится изнутри, покажется сама собой. И тогда душа поймет, какой вид отношений наиболее подходящий для нее: дасья-раса, ватсалья-раса или мадхура-раса.

#00:19:30#

Разный дух служения у разных преданных

#00:19:30#

Я был свидетелем того, как разные преданные проявляли разный дух в служении. Я видел этот дух мадхура-расы в своем Гуру Махарадже. Я также был близко знаком с Кришнадасом Бабаджи Махараджем, с другими учениками Бхактисиддханты Сарасвати — такими как Госвами Махарадж и Свами Махарадж Прабхупада. И я видел, что в моем Гуру Махарадже полностью проявлялся дух мадхура-расы, но при этом он был другом Кришнадаса Бабаджи Махараджа, в сердце которого жили дружеские отношения с Господом. При этом они были друзьями. Необходимо понимать, что все расы пребывают в подчиненном положении по отношению к мадхура-расе: дасья-раса, сакхья-раса и ватсалья-раса.

#00:21:12#

а̄ка̄ш́а̄ди гун̣а йена пара пара бхӯте
эка-дуи-тина-ча̄ри краме пан̃ча пр̣тхивӣте[4]

#00:21:19#

Акас, батас, агун, джал, мати (небо, воздух, огонь, вода, душа). Кришнадас Бабаджи Махарадж выстраивает последовательность или иерархию разных рас, взаимоотношений с Кришной, и он доказывает, что все остальные расы являются составными настроениями любовных отношений с Господом. Такова теория, но на практике это происходит после того, как душа обретает спасение, освобождение. До этого даже не нужно думать об этих расах. Нужно просто повторять маха-мантру Харе Кришна и думать о служении Господу в целом.

#00:22:49#

Практиковать сознание Кришны можно в любом месте и в любое время. На любом уровне сознания Кришна будет вдохновлять меня на то или иное служение. И когда-нибудь, когда проснется непроизвольное влечение к Господу, тогда конкретный вид служения сам по себе проявится. Наступит момент, когда все хитросплетения рас сами по себе явятся, независимо от того, как мы себе это воображаем на нынешнем этапе.

#00:24:33#

Я видел, как Кришнадас Бабаджи Махарадж и Гуру Махарадж общались и говорили о мадхура-расе. Но в конце концов Кришнадас Бабаджи Махарадж проявил дружеские отношения с Кришной. У него такое было настроение. Я видел это, убедился в этом на собственном опыте, поэтому и привожу этот пример вам. Но иногда происходит смешение настроений, смешение мадхура-расы и сакхья-расы. И мы видели такое смешение, мы видели также чистое проявление мадхура-расы.

#00:25:42#

кр̣ш̣на таба пун̣йа хабе бха̄й[5]

#00:25:51#

Бхактиведанта Свами Махарадж в своей поэме использует слово «бхай». Бхай указывает на дружеские отношения или братские отношения. Но его Гуру Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — воплощение чистой мадхура-расы, любовных отношений. Поэтому возможно и смешение.

Дух мадхура-расы в сердце Шридхара Махараджа

#00:26:36#

Но я видел, что мой Гуру Махарадж постоянно существовал внутри служения мадхура-расе. И свидетельством этому является то, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил в последние свои часы петь Шридхара Махараджа молитву «Шри Рупа-Манджари-пада». Духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа вспоминают: «Мы сами видели, как произошла передача духовной власти от Шрилы Сарасвати Тхакура к Шридхару Махараджу». И мы знаем, что почти все духовные братья Шридхара Махараджа приняли от него санньясу. То есть они получали от него мантру исключительного служения Радхе-Кришне в мадхура-расе. При этом не обязательно распылять свое сознание на многочисленных проводников. Один-два проводника могут дать нам достаточно указаний касательно высшего служения Кришне.

#00:29:19#

Сейчас наша задача — смиренно воспевать маха-мантру, Имя Господа, и со временем это приведет нас к положению исключительного служения Кришне в мадхура-расе. Мы получим разные виды служения Радхе-Кришне.

Искреннее повторение маха-мантры открывает сердце

#00:29:46#

Бимал Канти Прабху: Как сочетаются греховные наклонности сердца живого существа с такими возвышенными идеалами, которые вы нам представляете?

#00:30:16#

Шрила Говинда Махарадж: Я вам просто показал общее направление к тому трансцендентному миру. И если вы будете без оскорблений внимать Харе Кришна маха-мантре, то все это явится в вашем сердце само собой. Просто искренне повторяйте маха-мантру, и это откроет вам сердце и глаза. Поэтому мы говорим: «Просто повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы!» Это означает, что вы соприкоснетесь со счастьем. И это счастье является союзом в разлуке. Все это когда-нибудь явится, может быть, но сейчас наша задача — очищать свое сердце от духа эксплуатации. И это возможно, если повторять и внимать Имени Кришны — маха-мантре.

Положение слуг — жить на Говардхане

#00:32:27#

Когда я просил своего Гуру Махараджа, чтобы он благословил меня создать ашрамы во Вриндаване и в Пури, Гуру Махарадж ответил: «Не нужно создавать слишком много ашрамов». Даже этот ашрам, в котором вы сейчас находитесь, не создан мной. Я вижу, что все эти храмы, ашрамы, возникают сами собой. Я к этому не прикладываю никаких усилий. Но в тот момент Гуру Махарадж мне сказал: «Не нужно возводить много храмов. Можешь построить один в Пури и один во Вриндаване. Но [даже] в самом Вриндаване не нужно, возведи храм на Говардхане».

#00:34:38#

Гуру Махарадж сказал, что наше настроение таково, что мы не живем непосредственно возле Шьяма-кунды, Радха-кунды, где почивает Божественная Чета. Мы живем на Говардхане, и каждое утро мы в три часа просыпаемся и подготавливаем для служения Радхи и Кришны все необходимое. Идем туда на Радха-кунду мимо Кусум-саровара, по дороге собираем цветы, пробуждаем Божественную Чету, служим Им, а затем возвращаемся обратно на Говардхан. Таково положение слуг.

Мистическое явление храма во Вриндаване

#00:35:39#

И когда я возвел храм на Говардхане, я обнаружил, что наши преданные очень привязаны к бизнесу на Лой-базаре (основной рынок во Вриндаване). Они стали заниматься бизнесом. Я увидел, что вместо того, чтобы служить Кришне, они начали заниматься бизнесом во Вриндаване на Лой-базаре. И поскольку Гуру Махарадж мне дал определенную степень свободы, я решил основать храм непосредственно во Вриндаване. Конечно, все это произошло по милости Рупы Госвами и Дживы Госвами. И поэтому теперь те, кто хочет вести бизнес, имеют возможность жить непосредственно во Вриндаване.

#00:37:32#

Но на самом деле в этом был божественный план: Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и, наконец, Кришнадас Кавирадж выбрали нас, чтобы обрести прибежище, место во Вриндаване. Они дали нам место, землю, где мы могли бы жить.

Нитья Гопал Прабху: (реплика на бенгали).

#00:38:32#

Шрила Говинда Махарадж: Это произошло совершенно случайно. Однажды была отключена телефонная линия, долго не работал телефон, звонка не было. Я просто поднял трубку, чтобы проверить, и в трубке услышал голос: «О, Говинда Махарадж! У нас есть человек, который может продать землю, которая когда-то принадлежала Кришнадасу Кавираджу Госвами. Пришлите сюда человека с деньгами, и вы получите эту землю». Я просто поднял трубку телефона без звонка. Очень многие претендовали на эту землю во Вриндаване. Но в конце концов Кришнадас Кавирадж Госвами отдал нам свою землю.

Харе Кришна!

#00:39:51#

Во Вриндаване, в Пури и на Говардхане мы организовали центры, которые являются прибежищем для преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Над матхами ШЧСМ всегда восходит солнце

#00:40:10#

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм…[6]

#00:40:33#

Когда-то Шрила Шридхар Махарадж написал знаменитые строчки, [которые гласят] что Шри Чайтанья Сарасват Матх распространится по всему земному шару. И его духовные братья подшучивали над ним: «Как это так? У него маленькая соломенная хижина и высокая бамбуковая палка с флагом, а он говорит, что Шри Чайтанья Сарасват Матх распространится по всему миру?» Когда я сказал Гуру Махараджу, что над ним посмеиваются, он ответил: «Скажи им, что если они поживут немножко, то увидят, как слава Шри Чайтанья Сарасват Матха распространяется по всему миру. Пусть протянут немножко подольше!» Я сказал это Сакхи Бабу. Сакхи Бабу ответил: «Я шучу. На самом деле я верю в это!»

#00:42:28#

Я свидетель того, что Шри Чайтанья Сарасват Матх живет в России и в Америке, в Мексике и в других местах по всему земному шару. Во времена Британской империи мы слышали гимн: «Солнце никогда не садится над Великобританией». В любое время суток хотя бы над каким-то местом Британской империи будет стоять солнце. Но сейчас это уже не так.

#00:43:27#

Но Шри Чайтанья Сарасват Матх находится в таком положении. Сейчас всегда солнце над Шри Чайтанья Сарасват Матхом. Когда в Индии день, в Америке — ночь. Разница пятнадцать часов, двенадцать часов, одиннадцать часов. Таким образом солнце никогда не садится над нашим Матхом. Всегда где-то над нашими матхами восход солнца.

#00:44:19#

Таким образом мы видим, что эта надпись на флаге на бамбуковом шесте оказалась истиной. И вы — часть этой истины. Вы — часть Шри Чайтанья Сарасват Матха, поэтому на радость Шри Гуру-Гауранге вы должны повторять Харе Кришна мантру и обрести счастье.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Всем преданным ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Джай Кумар Прабху: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Говинда Махарадж: Сейчас вы можете присоединиться к арати Радхе-Мадхаве. Это очень хорошо.

Переводчик: Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас

 


[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

[3] А̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ су-манаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м, а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах̣ / но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м̇ на ча пураш́чарйа̄м̇ мана̄г ӣкшате, мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣ — «Святое Имя Господа привлекательно для множества святых великодушных людей. Оно избавляет от последствий любых грехов и имеет такую силу, что за исключением немых, которые не способны Его произнести, доступно любому, даже худшему из людей — чандале. Святому Имени Кришны подчинено даже освобождение, и Оно неотлично от Самого Кришны. Если просто произносить языком Святое Имя, результат не заставляет себя ждать. Повторение Святого Имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое Имя не требует всего этого. Оно самодостаточно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.110).

[4] «Все свойства раскрываются одно за другим в материальных энергиях, начиная с эфира. Путем постепенного развития возникает сначала одно качество, затем два, потом три и четыре, пока в земле не объединятся все пять качеств» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.233).

[5] Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада такими словами молился лотосоподобным стопам Кришны.

[6] Ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм̇, бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже / йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти, ш́рӣмад-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄ — «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвип Дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — Золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных. С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатхи, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного Имени и качеств наиболее великодушного изначального Верховного Господа Шри Гаурасундара. Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии» (написано Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем в то время, когда он жил в хижине на берегу Ганги в 1941 году).

 



←  «Цените преданных» | “Appreciating the Devotees”
·• Архив новостей •· “Your Real Freedom and Interest.” Srila B. S. Goswami Maharaj. February 12, 2018. Gupta Govardhan  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 22.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Маха-мантра и мадхура-раса

(4 октября 2006 года, утро. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Краткое содержание:

 

Проповедник должен много читать писания

ом̇ агйана-тимира̄ндхасйа джана̄н̃джайа-ш́ала̄кайа̄
чакшур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

#00:00:08#

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ван̣ебхйо вайшнавебхйо намо намах̣[2]

#00:00:31#

Я приехал сюда, чтобы встретиться с вами. На самом деле я приехал сюда не проповедовать, а чтобы отдыхать, чтобы находиться в атмосфере ашрама. Сейчас я вышел на пенсию, я не занимаюсь никакими делами из-за состояния здоровья. Но невозможно уйти на пенсию от служения для вайшнава. Жизнь вайшнава — это всегда служение Кришне. Мы желаем быть вайшнавами, поэтому необходимо следовать правилам и нормам поведения вайшнавов. Следовательно, невозможно выйти на пенсию от служения. По крайней мере, мое служение сейчас может заключаться в том, что я смогу отвечать на ваши небольшие вопросы.

#00:02:23#

Я всю жизнь пытаюсь служить моему Гуру Махараджу, и если у вас есть какие-то вопросы, то, в качестве служения моему Гуру, я мог бы на них ответить. Насколько возможно, я попытаюсь ответить на них. По милости моего Гуру Махараджа мне довелось прочесть много книг, много священных писаний, поскольку он велел мне быть проповедником. Конечно, всем нет необходимости читать все эти священные писания, потому что служение Кришне может заключаться в простом следовании правилам и предписаниям, воспевании мантры и следовании распорядку.

#00:03:45#

Но для того, чтобы распространять сознание Кришны, духовный учитель дает человеку это задание, и, соответственно, он должен иметь необходимую квалификацию. Поэтому проповедник в сознании Кришны должен много читать писания, иначе он не сможет правильно отвечать на вопросы искренних искателей. Если у вас есть вопросы, можете их задать. Я постараюсь послужить вам.

Джай Шрила Гуру Махарадж!

Махарадж, скажите им, что они могут задавать вопросы.

Шрипад Бхарати Махарадж: Если есть вопросы, то можно их задавать.

Значение первой и второй инициации

#00:04:48#

Шрипад Бхарати Махарадж: Что происходит с душой во время первой и второй инициации?

Шрила Говинда Махарадж: Я не понимаю.

[Шрипад Шруташрава Прабху поясняет.]

#00:05:49#

Шрила Говинда Махарадж: В момент первой инициации дается маха-мантра. В это время душа обретает главное благо, которое возможно в Кали-югу. Известно, что существует четыре юги: это Сатья, Трета, Двапара и Кали. И когда человек получает первую инициацию, он собирает все благо, которое получали бы люди в прошлые эпохи. Во время первой инициации человек получает Харе Кришна мантру. Она еще называется маха-мантра, великая мантра, потому что это совокупность всех благ.

#00:06:55#

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇…[3]

В писаниях говорится, что, когда душа внимает Святому Имени Господа, она обретает свободу. Но в Кали-югу, повторяя Святое Имя, душа не только обретает освобождение, не только обретает свободу, но и получает доступ в обитель, где она может служить Господу.

#00:08:06#

Вторая инициация — это помощь душе для исполнения каких-то определенных обязанностей в служении Кришне, которые невозможно выполнить при наличии лишь первой инициации.

Связь между первой и второй инициацией

#00:08:34#

Итак, во время первой инициации душа обретает спасение, и также при этом получает доступ в мир служения Господу. А после второй инициации душа получает возможность конкретного служения Божественной Чете Радхе-Кришне под руководством какой-либо служанки: сакхи и манджари. Душа обретает возможность не просто освободиться, но и непрестанно служить Господу.

#00:09:59#

Но не думайте, что после получения второй инициации воспевание Харе Кришна маха-мантры должно прекратиться и должно начаться воздействие другой мантры. Когда вы получаете вторую инициацию, вы обретаете возможность вступить в какую-то особую область служения. И первая инициация или воспевание маха-мантры при этом не прекращается. Например, вы можете готовить и при этом повторять маха-мантру. Вы можете выполнять какое-либо служение — например, подметать храм — и при этом прославлять Радху-Кришну. Это и есть повторение маха-мантры.

#00:11:32#

После второй инициации человек получает возможности выполнять определенные виды служения, которые до этого были невозможны, под руководством главного служителя в дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхура-расах. Расы могут смешиваться друг с другом, в иных случаях они могут быть исключительными. Но основная связь при этом не прерывается, связь общего служения, она остается с нами навсегда.

#00:12:59#

Во время второй инициации душа получает мантру, которая олицетворяет служение в мадхура-расе. И эту мантру нам дает Гурудев. Мы принадлежим к этой категории, в которой служение протекает в настроении мадхура-расы в разных ее проявлениях. Вот такая разница между первой инициацией и второй инициацией.

Завещание Шридхара Махараджа

#00:13:48#

Бхуван Сундар Прабху: Гурудев, имя Шридхара Махараджа не сходит с ваших уст, и его дух присутствует всегда в нашей обстановке. Скажите, какими были последние наставления Гуру Махараджа?

#00:14:23#

Шрила Говинда Махарадж: Последние и первые наставления были одними и теми же: это служение Радхе-Кришне, Махапрабху и Нитьянанде Прабху. Мне досталось еще служение — поддерживать его миссию. Он велел мне заботиться о преданных, велел заботиться о миссии в целом, и велел мне заботиться о Божествах, которым он служил. Это была воля моего Гуру Махараджа и его желание для меня.

Настроение при воспевании маха-мантры

#00:15:38#

Бимал Канти Прабху: Каким должно быть настроение при воспевании Харе Кришна мантры?

#00:16:00#

Шрила Говинда Махарадж: В настоящий момент не нужно ничего воображать в своем уме и ни о чем думать. Нужно просто молить маха-мантру, чтобы она дала тебе прибежище в служении. Когда установится трансцендентная связь, тогда в сердце ты поймешь, какое служение ты должен совершать Божественной Чете, и какое положение займешь по отношению к Кришне.

#00:16:56#

Это откроется само собой, непроизвольно. Должно быть желание служить, а в какой форме нужно будет служить — откроется. Главное, чтобы был дух служения. Когда осуществится связь с божественным Именем, Оно проявит Себя на языке, и форма служения проявится изнутри, покажется сама собой. И тогда душа поймет, какой вид отношений наиболее подходящий для нее: дасья-раса, ватсалья-раса или мадхура-раса.

#00:19:30#

Разный дух служения у разных преданных

#00:19:30#

Я был свидетелем того, как разные преданные проявляли разный дух в служении. Я видел этот дух мадхура-расы в своем Гуру Махарадже. Я также был близко знаком с Кришнадасом Бабаджи Махараджем, с другими учениками Бхактисиддханты Сарасвати — такими как Госвами Махарадж и Свами Махарадж Прабхупада. И я видел, что в моем Гуру Махарадже полностью проявлялся дух мадхура-расы, но при этом он был другом Кришнадаса Бабаджи Махараджа, в сердце которого жили дружеские отношения с Господом. При этом они были друзьями. Необходимо понимать, что все расы пребывают в подчиненном положении по отношению к мадхура-расе: дасья-раса, сакхья-раса и ватсалья-раса.

#00:21:12#

а̄ка̄ш́а̄ди гун̣а йена пара пара бхӯте
эка-дуи-тина-ча̄ри краме пан̃ча пр̣тхивӣте[4]

#00:21:19#

Акас, батас, агун, джал, мати (небо, воздух, огонь, вода, душа). Кришнадас Бабаджи Махарадж выстраивает последовательность или иерархию разных рас, взаимоотношений с Кришной, и он доказывает, что все остальные расы являются составными настроениями любовных отношений с Господом. Такова теория, но на практике это происходит после того, как душа обретает спасение, освобождение. До этого даже не нужно думать об этих расах. Нужно просто повторять маха-мантру Харе Кришна и думать о служении Господу в целом.

#00:22:49#

Практиковать сознание Кришны можно в любом месте и в любое время. На любом уровне сознания Кришна будет вдохновлять меня на то или иное служение. И когда-нибудь, когда проснется непроизвольное влечение к Господу, тогда конкретный вид служения сам по себе проявится. Наступит момент, когда все хитросплетения рас сами по себе явятся, независимо от того, как мы себе это воображаем на нынешнем этапе.

#00:24:33#

Я видел, как Кришнадас Бабаджи Махарадж и Гуру Махарадж общались и говорили о мадхура-расе. Но в конце концов Кришнадас Бабаджи Махарадж проявил дружеские отношения с Кришной. У него такое было настроение. Я видел это, убедился в этом на собственном опыте, поэтому и привожу этот пример вам. Но иногда происходит смешение настроений, смешение мадхура-расы и сакхья-расы. И мы видели такое смешение, мы видели также чистое проявление мадхура-расы.

#00:25:42#

кр̣ш̣на таба пун̣йа хабе бха̄й[5]

#00:25:51#

Бхактиведанта Свами Махарадж в своей поэме использует слово «бхай». Бхай указывает на дружеские отношения или братские отношения. Но его Гуру Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — воплощение чистой мадхура-расы, любовных отношений. Поэтому возможно и смешение.

Дух мадхура-расы в сердце Шридхара Махараджа

#00:26:36#

Но я видел, что мой Гуру Махарадж постоянно существовал внутри служения мадхура-расе. И свидетельством этому является то, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил в последние свои часы петь Шридхара Махараджа молитву «Шри Рупа-Манджари-пада». Духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа вспоминают: «Мы сами видели, как произошла передача духовной власти от Шрилы Сарасвати Тхакура к Шридхару Махараджу». И мы знаем, что почти все духовные братья Шридхара Махараджа приняли от него санньясу. То есть они получали от него мантру исключительного служения Радхе-Кришне в мадхура-расе. При этом не обязательно распылять свое сознание на многочисленных проводников. Один-два проводника могут дать нам достаточно указаний касательно высшего служения Кришне.

#00:29:19#

Сейчас наша задача — смиренно воспевать маха-мантру, Имя Господа, и со временем это приведет нас к положению исключительного служения Кришне в мадхура-расе. Мы получим разные виды служения Радхе-Кришне.

Искреннее повторение маха-мантры открывает сердце

#00:29:46#

Бимал Канти Прабху: Как сочетаются греховные наклонности сердца живого существа с такими возвышенными идеалами, которые вы нам представляете?

#00:30:16#

Шрила Говинда Махарадж: Я вам просто показал общее направление к тому трансцендентному миру. И если вы будете без оскорблений внимать Харе Кришна маха-мантре, то все это явится в вашем сердце само собой. Просто искренне повторяйте маха-мантру, и это откроет вам сердце и глаза. Поэтому мы говорим: «Просто повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы!» Это означает, что вы соприкоснетесь со счастьем. И это счастье является союзом в разлуке. Все это когда-нибудь явится, может быть, но сейчас наша задача — очищать свое сердце от духа эксплуатации. И это возможно, если повторять и внимать Имени Кришны — маха-мантре.

Положение слуг — жить на Говардхане

#00:32:27#

Когда я просил своего Гуру Махараджа, чтобы он благословил меня создать ашрамы во Вриндаване и в Пури, Гуру Махарадж ответил: «Не нужно создавать слишком много ашрамов». Даже этот ашрам, в котором вы сейчас находитесь, не создан мной. Я вижу, что все эти храмы, ашрамы, возникают сами собой. Я к этому не прикладываю никаких усилий. Но в тот момент Гуру Махарадж мне сказал: «Не нужно возводить много храмов. Можешь построить один в Пури и один во Вриндаване. Но [даже] в самом Вриндаване не нужно, возведи храм на Говардхане».

#00:34:38#

Гуру Махарадж сказал, что наше настроение таково, что мы не живем непосредственно возле Шьяма-кунды, Радха-кунды, где почивает Божественная Чета. Мы живем на Говардхане, и каждое утро мы в три часа просыпаемся и подготавливаем для служения Радхи и Кришны все необходимое. Идем туда на Радха-кунду мимо Кусум-саровара, по дороге собираем цветы, пробуждаем Божественную Чету, служим Им, а затем возвращаемся обратно на Говардхан. Таково положение слуг.

Мистическое явление храма во Вриндаване

#00:35:39#

И когда я возвел храм на Говардхане, я обнаружил, что наши преданные очень привязаны к бизнесу на Лой-базаре (основной рынок во Вриндаване). Они стали заниматься бизнесом. Я увидел, что вместо того, чтобы служить Кришне, они начали заниматься бизнесом во Вриндаване на Лой-базаре. И поскольку Гуру Махарадж мне дал определенную степень свободы, я решил основать храм непосредственно во Вриндаване. Конечно, все это произошло по милости Рупы Госвами и Дживы Госвами. И поэтому теперь те, кто хочет вести бизнес, имеют возможность жить непосредственно во Вриндаване.

#00:37:32#

Но на самом деле в этом был божественный план: Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и, наконец, Кришнадас Кавирадж выбрали нас, чтобы обрести прибежище, место во Вриндаване. Они дали нам место, землю, где мы могли бы жить.

Нитья Гопал Прабху: (реплика на бенгали).

#00:38:32#

Шрила Говинда Махарадж: Это произошло совершенно случайно. Однажды была отключена телефонная линия, долго не работал телефон, звонка не было. Я просто поднял трубку, чтобы проверить, и в трубке услышал голос: «О, Говинда Махарадж! У нас есть человек, который может продать землю, которая когда-то принадлежала Кришнадасу Кавираджу Госвами. Пришлите сюда человека с деньгами, и вы получите эту землю». Я просто поднял трубку телефона без звонка. Очень многие претендовали на эту землю во Вриндаване. Но в конце концов Кришнадас Кавирадж Госвами отдал нам свою землю.

Харе Кришна!

#00:39:51#

Во Вриндаване, в Пури и на Говардхане мы организовали центры, которые являются прибежищем для преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Над матхами ШЧСМ всегда восходит солнце

#00:40:10#

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм…[6]

#00:40:33#

Когда-то Шрила Шридхар Махарадж написал знаменитые строчки, [которые гласят] что Шри Чайтанья Сарасват Матх распространится по всему земному шару. И его духовные братья подшучивали над ним: «Как это так? У него маленькая соломенная хижина и высокая бамбуковая палка с флагом, а он говорит, что Шри Чайтанья Сарасват Матх распространится по всему миру?» Когда я сказал Гуру Махараджу, что над ним посмеиваются, он ответил: «Скажи им, что если они поживут немножко, то увидят, как слава Шри Чайтанья Сарасват Матха распространяется по всему миру. Пусть протянут немножко подольше!» Я сказал это Сакхи Бабу. Сакхи Бабу ответил: «Я шучу. На самом деле я верю в это!»

#00:42:28#

Я свидетель того, что Шри Чайтанья Сарасват Матх живет в России и в Америке, в Мексике и в других местах по всему земному шару. Во времена Британской империи мы слышали гимн: «Солнце никогда не садится над Великобританией». В любое время суток хотя бы над каким-то местом Британской империи будет стоять солнце. Но сейчас это уже не так.

#00:43:27#

Но Шри Чайтанья Сарасват Матх находится в таком положении. Сейчас всегда солнце над Шри Чайтанья Сарасват Матхом. Когда в Индии день, в Америке — ночь. Разница пятнадцать часов, двенадцать часов, одиннадцать часов. Таким образом солнце никогда не садится над нашим Матхом. Всегда где-то над нашими матхами восход солнца.

#00:44:19#

Таким образом мы видим, что эта надпись на флаге на бамбуковом шесте оказалась истиной. И вы — часть этой истины. Вы — часть Шри Чайтанья Сарасват Матха, поэтому на радость Шри Гуру-Гауранге вы должны повторять Харе Кришна мантру и обрести счастье.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Всем преданным ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Джай Кумар Прабху: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Говинда Махарадж: Сейчас вы можете присоединиться к арати Радхе-Мадхаве. Это очень хорошо.

Переводчик: Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас

 


[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

[3] А̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ су-манаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м, а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах̣ / но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м̇ на ча пураш́чарйа̄м̇ мана̄г ӣкшате, мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣ — «Святое Имя Господа привлекательно для множества святых великодушных людей. Оно избавляет от последствий любых грехов и имеет такую силу, что за исключением немых, которые не способны Его произнести, доступно любому, даже худшему из людей — чандале. Святому Имени Кришны подчинено даже освобождение, и Оно неотлично от Самого Кришны. Если просто произносить языком Святое Имя, результат не заставляет себя ждать. Повторение Святого Имени не зависит от посвящения, благочестивых дел или предписаний пурашчарьи, которые обычно выполняют перед посвящением. Святое Имя не требует всего этого. Оно самодостаточно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.110).

[4] «Все свойства раскрываются одно за другим в материальных энергиях, начиная с эфира. Путем постепенного развития возникает сначала одно качество, затем два, потом три и четыре, пока в земле не объединятся все пять качеств» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.233).

[5] Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада такими словами молился лотосоподобным стопам Кришны.

[6] Ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир джайа-ш́рӣм̇, бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже / йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти, ш́рӣмад-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄ — «В священной обители, состоящей из трансцендентных философских камней, в Шри Навадвип Дхаме, которая является абсолютно неотличной от Шри Вриндавана, на земле Коладвипы, чьей внутренней сущностью является царь гор Шри Говардхан, возле очаровательных берегов священной реки Бхагиратхи, освобождающей все падшие души, возвышается этот величественный и прославленный царь всех храмов — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В этом прекрасном месте преданные, всецело посвятившие себя Богу, вечно погружены в исполненное любви служение божественному повелителю — Золотому Господу Гауранге, Господу Шри Говиндасундару с Его супругой Шримати Гандхарвой и всем Их возлюбленным спутникам. Послание Шри Гауры — сама жизнь этих преданных. С сердцами, исполненными благой надежды на обретение милости Господа, с великой верой следуя учению Шри Шри Рупы и Рагхунатхи, которые являются хранителями бесконечной сокровищницы чистой и сладостной божественной любви, эти полностью предавшиеся души постоянно воспевают бесконечную славу трансцендентного Имени и качеств наиболее великодушного изначального Верховного Господа Шри Гаурасундара. Приняв прибежище под успокоительной и полной любви сенью Шри Чайтанья Сарасват Матха, все живые существа обретают благословение и от всего сердца песнями возвещают миру о его безграничной славе. Высоко поднимая знамя божественных благословений, Шри Чайтанья Сарасват Матх ослепительно ярко сверкает во всем своем несравненном величии» (написано Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем в то время, когда он жил в хижине на берегу Ганги в 1941 году).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования